Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годах

Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х начале 1950-х.

После 1945 г. происходят изменения в общественном сознании советских людей, возрождаются надежды на обновление и перемены в стране. Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов; во вновь присоединенных республиках Прибалтики, Западных областях Украины, Белоруссии зрели надежды на изменение национальной политики. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную независимость, также ожидало демократизации общественной жизни. При этом ощущение несвободы соединялось с ощущением энтузиазма, гордости, удовлетворения новой жизнью.

Новый импульс времени проявился в возникновении целого ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Молодежь обвиняла Сталина в перерождении компартии, бюрократизации партийно-государственного аппарата. Члены группы в г. Челябинске приняли воззвание Манифест идейной коммунистической молодежи, в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима. При этом молодежные группы объединяла верность социалистическому выбору, коммунистическим идеалам, демократии. На этой основе создавался прообраз общественной силы, которая в будущем могла стать во главе процесса демократического обновления страны.

В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин). Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР (Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1946-1953 гг. — Н.М. Шверник), в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны, усилилась коллегиальность в их деятельности. В соответствии с Конституцией впервые были проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. впервые состоялся ХIХ съезд ВКП(б), переименованной в КПСС. В 1949 г. возобновились съезды общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, союза композиторов)[8].

В партийно-государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен. В ходе закрытых обсуждений в 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в которой содержался ряд прогрессивных требований. Проект Конституции наряду с государственной собственностью допускал существование мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей. В числе предложений были идеи о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших хозяйственных прав на места, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов. Аналогичные по направленности идеи высказывались в ходе обсуждения проекта Программы ВКП (б), работа над которой завершилась в 1947 г. В их числе были предложения по расширению внутрипартийной демократии, освобождению партии от функций хозяйственного управления, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях, альтернативных выборах.

Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй. Режим личной власти И.В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки. Решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с именем Сталина[9]. В результате возрос международный авторитет вождя. Сталинский режим полностью идентифицировался с социализмом. Ему удалось вновь установить жесткий контроль над всей жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Совершая перестановки в партийном аппарате, Сталин держал в напряжении всю номенклатуру. В конце 40-х гг. деятельность Политбюро подменяется системой троек, шестерок, пятерок (перед смертью Сталина это — И.В. Сталин, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев).

В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять тотальный контроль над духовной жизнью народа. В массовом сознании развивалось чувство участия в новом великом деле — восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба. При этом идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство. Атмосфера железного занавеса (идеологической и культурной изоляции от остального мира) привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов — член Политбюро, секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию. Под лозунгом борьбы против буржуазной идеологии были лишены возможности нормальной работы выдающиеся деятели культуры — А. Ахматова, М. Зощенко, Д. Шостакович и др. Были приняты постановления по проблемам литературы: О журналах Звезда и Ленинград (1946 г.) с беспощадной критикой творчества М. Зощенко и А. Ахматовой, в дальнейшем — О журнале Крокодил (1948 г.), Огонек (1948 г.), Знамя (1949 г.). Итогом борьбы стало закрытие многих журналов, запрещение литературных произведений. Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.

Истребив в соответствии с волей номенклатуры ленинскую гвардию, Сталин упорно оставлял за собой право и в дальнейшем уничтожать любого — независимо от его принадлежности к номенклатуре. Чтобы предварить недовольство существующим режимом, в 1947-49 гг. в министерствах и ведомствах создаются суды чести — откровенно карательные органы для борьбы с проступками советских работников. Разворачивался новый виток террора против врагов народа. С 1948 г. начинается борьба с космополитизмом, в рамках которой был проведен процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (1948 г.), сфабриковано дело врачей(1952-1953 г.). Репрессии коснулись военного поколения партийных и хозяйственных кадров. По ленинградскому делу (1949-1952 гг.) подверглись репрессиям руководители Ленинградской партийной организации, включая председателя Госплана Н.А. Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова, первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И.С. Попкова и др. В опале оказался маршал Г.К. Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неуважении к Сталину. Об ужесточении политического режима свидетельствовало и обращение с военнопленными, репатриированными в СССР (около 2 млн.), большинство из которых оказались в лагерях или были приговорены к ссылкам[10].

Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных перед войной Западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике. Здесь приобрела широкий размах деятельность различных национальных движений, до начала 50-х гг. велась борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись депортациям (в Западной Украине — 300 тыс. человек; в Прибалтике — 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев). Насильственно высланы были и представители других народов (в частности, молдаване, евреи).

4. Культурная жизнь в середине 1940-х — начале 1960-х годов

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946 год). В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

На рубеже 40–50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них, наряду с представителями науки, принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были наполнены воинствующими статьями. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

Либерализация общественно-политической жизни во 2-й половине 50-х годов дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”». Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П. Н. Васильева, Н. Э. Бабеля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Однако в начале 60-х годов вновь усилился идеологический нажим на культурную жизнь и ужесточились методы в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

Читайте также  Первый период крымской войны

В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цехи и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 году было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Сразу после окончания войны началась работа по восстановлению научных центров. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 году в СССР состоялось испытание атомной бомбы, в 1954 году начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе Дубна был создан международный центр дня проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Однако диктат КПСС в духовно-идеологической сфере тяжело отражался и на развитии науки и техники. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года они были объявлены лжеучеными.

Вместе с тем, в ряде приоритетных направлений советские ученые добились выдающихся результатов. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первым в мире совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле. В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства. Советские исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. Нобелевскими лауреатами стали академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Дандау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк.

Диктатура в духовно-идеологической сфере проявлялась в усилении цензуры, обструкционизма, в управлении общественным мнением и самым серьезным образом влияла на пути развития литературы и искусства. Если сразу после окончания войны появились литературные произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И. В. Сталина, то в литературе 1950-х годов возрос интерес к простому человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но уже в начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов, что впоследствии сказалось на становлении творчества многих литераторов, художников, композиторов.

Сложными путями в послевоенные годы развивалась архитектура. Поначалу стремление к красоте выражалось в архитектурных излишествах. Таковые присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. Но в конце 50-х годов, с переходом к типовому строительству, «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:26, реферат

Описание работы

Общие условия развития культуры. Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. Львиная доля капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой промышленности, восстановление производства товаров народного потребления, жилищного фонда шло неоправданно медленно («станки ради станков»). В городах не хватало продуктов питания, хотя продовольственные карточки были отменены в 1947 г.

Работа содержит 1 файл

кср улейчик.doc

Культура СССР в середине 40-х – середине 50-х годов

Общие условия развития культуры. Главная задача первых послевоенных лет – восстановление страны, ликвидация последствий гитлеровского нашествия. По-прежнему, на первое место была поставлена промышленность, уровень которой достиг довоенного уже к 1948 г. Львиная доля капиталовложений направлялась в отрасли тяжелой промышленности, восстановление производства товаров народного потребления, жилищного фонда шло неоправданно медленно («станки ради станков»). В городах не хватало продуктов питания, хотя продовольственные карточки были отменены в 1947 г.

Сказалась некомпетентность партийного руководства в экономике. Не заметили, что после войны в мире смещен акцент в сторону создания топливно-промышленного комплекса, добычи и переработки нефти и газа, развитие нефтехимии). В СССР, по-прежнему, ставка делалась на угледобывающие отрасли.

Совершенно не изменилась политика по отношению к сельскому хозяйству. Продолжается беззастенчивая перекачка средств из деревни в промышленность. Правда, теперь деньги требовались не только для собственных нужд, но и для поддержания «стран народной демократии». Укреплялись колхозы (с этой же целью было проведено их укрупнение в 1949 г.), ограничивались возможности содержания личного подсобного хозяйства. Крестьяне, фактически, оставались в рабском положении, получали мизерное вознаграждение за свой труд (по трудодням), согласно закону 1932 г. не могли при желании покинуть село.

Сельское хозяйство оставалось в глубочайшем кризисе, без перспектив выхода из него. Усиливается миграция молодежи, благо, что была потребность в рабочей силе в городе. В деревне остаются, в основном, женщины и старики. Рождается практика, закрепившаяся на десятилетия, направлять на уборку урожая горожан и военнослужащих.

Ситуация ухудшилась в связи с проведением конфискационной денежной реформы 1947 г. Население города пострадало из-за роста цен, сельчане потеряли мизерные сбережения, полученные за счет продажи сельскохозяйственной продукции с личных участков.

Совершенно не меняются и методы партийного руководства, что и подтвердил ХIХ съезд партии. На съезде ВКП (б), партию большевиков, переименовали в КПСС, коммунистическую партию Советского Союза, что означало отсутствие, а точнее полное уничтожение какой-либо оппозиции. В ход пускают уже хорошо проверенные средства – ложь и репрессии. На ХIХ съезде под громкие аплодисменты Сталин объявил о полном решении зерновой проблемы, когда люди умирали от голода.

Не случайно, в общественном сознании усиливаются критические настроения. В значительной степени это было связано с тем, что военное поколение вышло из-под жесткого контроля. В годы войны им приходилось самим принимать решения, нести за них ответственность, они научились критически оценивать ситуацию. Многие впервые побывали за границей и смогли сравнить достижения и уровень жизни «загнивающего капитализма» и самого передового в мире, как провозглашалось, социалистического строя.

Кстати, в самой коммунистической идее мало кто сомневался. В 1947 г. в Воронеже появилась нелегальная Коммунистическая партия молодежи. 50 человек объединились во главе с сыном второго секретаря обкома партии Б. Бутуевым, как они говорили, «из-за реальных жизненных противоречий». Свою главную задачу бунтари определили как изучение и распространение в массах подлинного марксизма-ленинизма. В дискуссиях по вопросам о роли личности и народных масс в истории, соотношении теории и практики в построении социалистического общества звучали обвинения в адрес Сталина.

Читайте также  Роль труда работников тыла в годы войны

Сомнения по поводу правильности выбранных средств в построении светлого коммунистического завтра возникли не только у «простых смертных», но и в рядах партноменклатуры. Симптомы политической нестабильности подтвердились при обсуждении новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). Обсуждение документов проводилось преднамеренно закрыто. Руководство не могло допустить реализацию таких предложений как децентрализация экономики, расширение внутрипартийной демократии. Это неминуемо привело бы к развалу созданной системы.

Для пресечения инакомыслия начинается новая волна репрессий. Летом 1946 г. был нанесен первый удар, как всегда, по творческой интеллигенции. Постановление 1946 г. (по поводу Зощенко и Ахматовой) напоминало, что литература и искусство должны быть поставлены на службу коммунистического воспитания масс, пропаганду коммунистической идеологии. Подтверждалось право партийно-административного аппарата, должностных лиц, независимо от их компетентности в творческих вопросах, «от лица народа» ставить оценочное клеймо на произведения литературы и искусства.

К лету 1947 года над страной в очередной раз опускается «железный занавес», разворачивается травля «космополитов» («космополит» – «человек без роду и племени», преклоняется перед Западом и ненавидит Родину). Вся западная культура объявляется буржуазной и враждебной. «Новейшее изобретение» власть предержащих – суды чести, которые избирались сроком на 1 год в составе 5–7 человек из числа работников министерства или ведомства. А следующим шагом было уже «ленинградское дело».

Новая волна репрессий получила название «ждановщины». Разгрому подверглись наука, литература, кино, музыка. Антипатриотическую группировку отыскали даже в архитектуре во главе с историком искусства Д. Аркиным. Причем, партийные функционеры в своей критике дошли до полного и неприличного абсурда (генетика – продажная девка империализма). Определяющей чертой культурной политики стал произвол.

Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом — Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х — 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х — 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Культурная жизнь в середине 40-х — начале 60-х годах

Код элемента ЕГЭ: 3.2.16. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

В 1950—1980-х гг. в развитии культуры СССР можно выделить несколько условных этапов. Следует отметить значительное влияние идеологической и внутриполитической обстановки в стране на процесс культурного развития.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1960-х гг.

Существовали две тенденции в развитии культурной и научной жизни страны, отмеченные характерными событиями.

1. Оттепель, открытие театра «Современник» под руководством О. Н. Ефремова, публикации в журнале «Новый мир» (А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», произведения Ч. Айтматова), VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Реабилитация генетики как науки, развитие ракетостроения.

1958 г. Введено обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в средней школе был повышен до 11 лет.

2. Ужесточение контроля, травля поэта Б. Л. Пастернака по поводу получения им Нобелевской премии, гонения на церковь, осуждение художников-абстракционистов и некоторых писателей.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1980-х гг.

Характерными чертами этого периода стали атеизм, жёсткое давление идеологии на культуру, активная борьба с инакомыслием.

1962—1985 гг. Развивалось диссидентское движение. Высылка поэта И. А. Бродского под предлогом «тунеядства».

1970-е гг. Страну покинули А. И. Солженицын, М. Л. Ростропович и др. Многие деятели культуры создавали произведения высокого уровня: В. В. быков («Обелиск», «Сотников»), В. М. Шукшин («Я пришёл дать вам волю»), кинорежиссёры С. Ф. Бондарчук («Они сражались за Родину», «Степь»), Л. И. Гайдай («Кавказская пленница»), Т. М. Лиознова («Семнадцать мгновений весны») и многие другие. В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. И. Стругацкие. На этот период приходится взлёт театрального искусства, которое приобретает невероятную популярность.

Появилась неформальная культура — самиздат. Большой спрос на книги вызывал дефицит детской, учебной и художественной литературы. Развивалась эстрадная песня, появилось множество вокально-инструментальных ансамблей.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была «магнитофонная революция». Широкое распространение получили записи бардовских песен. Всеобщий интерес вызывало творчество В. С. Высоцкого, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, Б. Ш. Окуджавы и др.

Значительным событием было проведение Олимпиады-80 в Москве.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -НАЧАЛО 1990-х гг.

Период перестройки отмечен появлением гласности в печати, началом публикации произведений М. А. Булгакова, В. В. Набокова, легализацией рок-культуры. В это время сказалось большое влияние Запада на процесс развития страны в целом.

Читайте также  Боевые действия краснознаменного балтийского флота

В СССР перестали глушить западные радиостанции («Голос Америки»). Журналисты начали работать в прямом эфире, что явилось следствием отмены цензуры. Опубликованы произведения, раскрывающие сущность тоталитаризма («1984» Дж. Оруэлла и др.). Значительным событием стал выход книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Зрителям стали доступны запрещённые ранее фильмы («Комиссар» А. Я. Аскольдова) и театральные постановки («Брестский мир» М. Ф. Шатрова). Литература, кинематограф и театр значительно повлияли на подготовку общества к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1987 г. Создана Комиссия политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Возобновлено сотрудничество государства с церковью.

Конспект урока по истории «Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Лекция 15. Послевоенное развитие страны: 40-е – начало 60-х годов

Содержание темы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Геополитические последствия Второй мировой войны. Формирование мировой системы социализма: трудности и противоречия процесса. Истоки и сущность «холодной войны». Национально-освободительное движение и распад колониальной системы. Проблемы общественно-политической жизни. Противоречия и трудности послевоенного развития советского общества: а) проблемы перехода страны к мирному развитию; б) борьба за политическое лидерство в руководстве КПСС в середине 50-х гг. Поиск путей обновления советского общества (сер.50-х — 60-х гг.): а) процесс десталинизации общества и изменения политического режима; б) попытка реорганизации государственного механизма в конце 50-х — начале 60-х гг. в) социально-экономическая политика (1953-1964 гг.).

Лекция 16. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов.

Содержание темы. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Причины неудач экономических реформ.

Лекция 17. Россия в 90-е годы ХХ в. и в первые годы XXI столетия

Содержание темы. Становление новой российской государственности. Начало трансформационного социально – общественного и политического пери ода в отечественной истории. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка, ее основные этапы и последствия. Концепция нового политического мышления. Окончание «холодной войны». Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Формирование Российской государственности (1990-2000 гг.): а) Крушение советской политической системы (1990-1993 гг.). б) Принятие Конституции и становление новой политической системы в Российской Федерации (1993-2000 гг.). 2. Экономические реформы в России 90-х гг. и их последствия.

Современная Россия. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

КРАТКАЯ ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Образование древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства.

2. Правление первых русских князей.

3. Расцвет Киевской Руси (конец X – 1 пол. XIIвв.).

4. Русские земли и княжества в начале XII – 1 пол. XIIIвв.)

Семинар 2. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами XIII в. Русские земли и княжества во второй половине XIII – первой половине XV в.

1. Образование Монгольского государства. Завоевание северо-восточной Руси.

2. Борьба с агрессией крестоносцев.

3. Русь и Золотая орда.

Семинар 3. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV – начале XVI вв. Образование Российского государства.

1. Особенности образования Российского государства.

2. Российское государство в XVI в.

3. Смутное время.

4. Социально-экономическое положение после Смуты.

5. Внутренняя и внешняя политика XVII в.

Семинар 4. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Петровские преобразования. Эпоха дворцовых переворотов.

1. Россия в конце XVII в.

2. Воцарение Петра I.

3. Реформы 1 чет. XVII в.

4. Дворцовые перевороты.

5. Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов.

Семинар 5. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой.

1. Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика. Реформы Екатерины II.

2. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Пугачева.

3. Воцарение Павла I. Характеристика политики Павла I.

4. Внешняя политика 2 пол. XVIII в.

Семинар 6. Внутренняя и внешняя политика 1 половины XIX.

1. Эволюция государственно-политической и правовой системы России. Реформы государственно-политического устройства России после 1814 г.

2. Социально-экономическое развитие России в 1 чет. XIX в.

3. Общественное движение. Движение декабристов.

4. Внешняя политика. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1815 гг.

5. Образование, культура и наука 1 чет. XIXв.

Семинар 7. Внутренняя и внешняя политика 1 половины XIX.

1. Государственно-политическое развитие России во 2 чет. XIXв.

2. Социально-экономическое развитие.

3. Крестьянское и общественное движение. Славянофильство и западничество. Польское восстание 1830-1831 гг. Движение горцев-мусульман.

4. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

5. Просвещение, наука и культура в Николаевскую эпоху.

Семинар 8. Внутренняя и внешняя политика 2 половины XIX.

1. Эволюция государственного и политического строя. Великие реформы. Политический кризис 70-х-начала80-х годов.

2. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. Общественное движение 60-х-80-х гг. Польское восстание 1863 г.

3. Внешняя политика России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

4. Образование, культура и наука при Александре II.

Семинар 9. Внутренняя и внешняя политика 2 половины XIX.

1.Государственно-политическое развитие страны в 80-х-1 пол. 90-х гг. «Контрреформы».

2. Экономическая политика Александра III. Промышленное развитие страны.

3.Общественное и революционное движение.

4.Образование, наука и культура при Александре III.

Семинар 10. Социально – политические и экономические трансформации в России XX века.

1. Вступление на престол Николая II. Социально-политическое развитие страны в начале ХХ в.

2. Революционное движение и формирование политических партий.

3. Первая русская революция.

4. Государственная Дума.

5. Столыпин и попытка реформ.

6. Внешняя политика. Русско-японская война. Участие России в первой мировой войне.

7. Развал политического режима самодержавия. Свержение монархии.

8. Политика Временного правительства. Июльский кризис. Октябрьский переворот и формирование новой власти.

9. Советская Россия в 1917-1920 гг.: внутренняя и внешняя политика.

10. Советская Россия в 1917-1920 гг.: гражданская война.

Семинар 11. Социально-экономическое развитие страны в 20-е — 30-е годы.

1. Внутреннее положение РСФСР в 1920-1921 гг. НЭП.

2. Образование СССР.

3. Экономическая политика.

4. Социально-политическое развитие.

5. СССР в 1938-1941 гг.

6. Внешняя политика советского государства.

7. Советская культура в 1917-1940 гг.

Семинар 12. Великая Отечественная война (1941 – 1945 годы).

1. Советско-германский фронт.

2. Советский тыл в годы войны.

3. Внешняя политика в годы войны.

Семинар 13. Послевоенное развитие страны: 40-е – начало 50-х годов.

1. Социально-экономическое развитие.

2. Общественно-политическая жизнь страны.

3. Внешняя политика.

Семинар 14. Послевоенное развитие страны: 50-е – начало 60-х годов.

1. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: попытка демократизации общественно-политической жизни.

2. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике.

3. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: либерализация внешнеполитического курса.

Семинар 15. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов.

1. Курс на стабилизацию советского общества.

2. Противоречия экономического развития.

3. СССР на международной арене.

4. Последние годы существования СССР (1985-1991): перестройка в общественно-политической жизни.

5. Последние годы существования СССР (1985-1991): экономическое развитие.

6. Последние годы существования СССР (1985-1991): внешнеполитическая деятельность правительства.

Семинар 16, 17. Россия в 90-е годы ХХ в. и в первые годы XXI столетия.

1. Внутренняя политика.

2. Становление российской государственности.

3. Международные связи.

4. Россия накануне нового тысячелетия.

5. Россия в начале XXI в.

6. Отечественная культура во второй половине ХХ – начале XXI в.

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)

1. История России: Учебник для студ. вузов. Под. ред. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 525с.

2. История России: Учебник. Под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.шк., 2005.- 614с.

ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 264 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: