Курс на стабилизацию советского общества

Переход СССР к умеренно-консервативному курсу в конце 60-х гг., концепция «развитого социализма» как основа новой Конституции 1977 г., диссиденты.

Курс на стабилизацию советского общества

Курс на стабилизацию советского общества

Смена политического курса. С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.— Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелспин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего — К, У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60—70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами.

На рубеже 60—70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах. Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2).

Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.

Подтверждалась основа экономической системы — социалистическая собственность па средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.

Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов. Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях Союза ССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Диссидентское движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нес. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель Л. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий». В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Читайте также  Карта - куликовская битва

Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)

Главная / Восточная Европа / Россия / Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы) — Далее

Россия / Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы)

К власти снова пришло коллективное руководство. Первым секретарём ЦК стал Л. И. Брежнев, Председателем Правительства — А. Н. Косыгин. Другие организаторы отстранения Хрущёва, претендовавшие на лидерство в партии и рассматривавшие Брежнева как переходную фигуру, были постепенно отстранены от реальной власти. Период правления Л. И. Брежнева получил впоследствии наименование «застой», так как характеризовался отсутствием видимых социально-политических перемен после 1965 года.

Руководители советской экономики во главе с А. Н. Косыгиным пытались повысить гибкость и эффективность хозяйствования. Пленум ЦК 27–29 сентября 1965 года отменил хрущёвскую реформу управления, восстановив полновластные министерства. Руководители предприятий получили широкую самостоятельность, вводился хозрасчёт (хозяйственный расчёт).

Первоначально реформа придала импульс экономическому развитию. В 8-й пятилетке рост производительности труда достиг 6,8 %, но затем стал снижаться от пятилетки к пятилетке — 4,4 % в 9-й пятилетке и 3,8 % в 10-й. К концу 1960-х годов реформа зашла в тупик. Несмотря на то что хозрасчёт формально сохранялся, главными оставались привычные плановые показатели по объёмам производимой продукции, почти не зависящие от её качества.

В 1970-х годах бюрократизированная экономика СССР постепенно втягивалась в состояние кризиса. Он характеризовался падением темпов роста производства в результате отсутствия заинтересованности в эффективном труде, старения оборудования, неспособности перейти к новым технологиям и успешно завершить НТР, нехватки расточительно расходуемых ресурсов, неспособности обеспечить запросы населения, растущие и усложняющиеся по мере роста уровня культуры. Все труднее было обеспечивать и решение внешнеполитических задач. Господство консервативной бюрократии препятствовало началу назревших перемен.

Однако в 1970-х годах нарастающий кризис смягчался выгодами, получаемыми от роста цен на энергоносители на мировом рынке.

Более консервативный курс советского руководства выразился и в подавлении реформ в ЧССР («Пражская весна») путём военной интервенции ОВД в августе 1968 года.

В центре политической системы СССР по-прежнему находилась КПСС. Задачи партии значительно изменились по сравнению с первой половиной XX века. Теперь партийные структуры должны были не мобилизовывать массы на революционные изменения общества, а поддерживать равновесие, разрешать конфликты между социальными слоями и группами, «местническими» и «ведомственными» интересами.

Руководящая роль партии была закреплена в 6-й статье Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года. Это была конституция «развитого социализма», то есть устойчивого общества государственного «социализма». Указание на «развитость» означало отказ от ускоренного движения к коммунизму, за который выступал Хрущёв. Позиция Брежнева и идеолога партии Суслова была более реалистична, но лишала советское общество осязаемых перспектив. Советские люди теперь заботились прежде всего о своих частных интересах и все меньше интересовались официальными заявлениями и лозунгами.

При Брежневе смена руководителей шла очень медленно. Выражая интересы бюрократического класса («номенклатуры», как его называли по наименованию системы отбора и учёта чиновников в СССР), руководители признавали право чиновника на его место почти независимо от эффективности его деятельности. Смена кадров происходила, как правило, по мере старения бюрократов. Должность превращалась в своего рода «собственность» члена «номенклатуры» — партийно-государственного или хозяйственного чиновника. «Номенклатурные работники» в большинстве своём предпочитали не проявлять инициативу, а лишь выполнять указания сверху и жить в своё удовольствие, пользуясь номенклатурными привилегиями, которые полагались им в зависимости от должности.

На стабилизацию был направлен и внешнеполитический курс СССР. В 1970-х годах проводится политика «разрядки международной напряжённости», кардинального улучшения советско-американских отношений. В 1975 году был подписан Хельсинкский акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Только в 1979–1980 годах, после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, конфликта с НАТО из-за ракет средней дальности в Европе и рабочих волнений в Польше, политика «разрядки» снова сменяется обострением холодной войны.

Несмотря на все попытки экономической и социальной унификации СССР, он по-прежнему представлял собою разнородное образование, в котором сосуществовали и индустриальная цивилизация в европейской и североазиатской частях страны, и среднеазиатские общества, выходящие из доиндустриального состояния. Разные стадии развития проходили народы Кавказа.

В период «застоя» продолжилось дальнейшее развитие идейных течений общественных движений в СССР. Помимо строго официальной точки зрения, которую в этих спорах отстаивали ортодоксальные коммунисты, выделялись такие основные позиции, как «почвенничество», «демократический социализм» и «либерализм».

Полемика идейных течений, в значительной степени воспроизводившая позиции идеологов XIX века, оказывала воздействие на партийную элиту. Во многом споры 1970 — начала 1980-х годов предвосхитили реформы 1980–1990-х годов.

Массовый характер приняли движение дружин охраны природы, объединения педагогов-коммунаров и новаторов, движение клубов самодеятельной песни, рок-движение. Неформальные движения периода «застоя» находились в диалоге с властью, но сохраняли высокую степень автономии, действовали по собственной инициативе.

Постепенно наиболее радикальная часть критически настроенной интеллигенции пришла к выводу о необходимости ненасильственного сопротивления произволу коммунистической бюрократии. В декабре 1965 года группа инакомыслящих провела митинг с требованием гласности в судебном процессе над А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем — писателями, осуждёнными за публикацию критических произведений за рубежом. Возникло движение диссидентов (инакомыслящих). Первоначально диссиденты выступали за постепенную демократизацию и соблюдение властью её собственных законов. Диссиденты не стремились к захвату власти, а отстаивали свободу личности от произвола власти.

В условиях нового обострения холодной войны и роста диссидентского движения после подписания Хельсинкского акта (возникновение Хельсинкских групп) было принято решение подавить оппозицию. 22 января 1980 года один из лидеров диссидентского движения академик А. Д. Сахаров без суда был выслан из Москвы в Горький, где был изолирован от общественности. Начались массовые аресты диссидентов. К 1984 году всё открыто действовавшие диссиденты были арестованы или прекратили свою оппозиционную деятельность.

10 ноября 1982 года Л. И. Брежнев скончался. Генеральным секретарём стал Ю. В. Андропов (в недавнем прошлом — председатель КГБ).

Андропов считал, что необходимо обеспечить ускорение социально-экономического развития СССР, преимущественно путём наведения дисциплины на каждом рабочем месте, борьбы с коррупцией. «Наведение порядка» коснулось каждого советского человека. Теперь начальство тщательно следило за выполнением каждой инструкции, даже самой абсурдной. Милиция устраивала облавы в магазинах, кинотеатрах и парикмахерских, задерживая всех, кто не мог объяснить, почему находится здесь в рабочее время. Все советские люди должны были трудиться каждый час рабочего дня. Начались массовые аресты по обвинениям в хозяйственных преступлениях.

Но Андропов понимал, что таким образом можно лишь на короткое время мобилизовать трудовую активность работников. Для более продолжительного ускорения нужно было как-то заинтересовать трудящихся и в то же время не выпустить из-под контроля рыночную стихию. Для того чтобы разработать программу реформ, Андропов начал экономические эксперименты, по итогам которых позднее будет формироваться экономическая программа перестройки.

9 февраля 1984 года Ю. В. Андропов скончался. Политбюро выдвинуло на пост Генерального секретаря К. У. Черненко, состояние здоровья которого не оставляло надежд на его долгое правление. Это была переходная фигура, необходимая претендентам на высшую власть в стране, чтобы выиграть время для укрепления своих позиций. После смерти К. У. Черненко Генеральным секретарём ЦК КПСС 11 марта 1985 года был избран М. С. Горбачёв.

← Назад | Период стабилизации социально-политической системы (1964–1982 годы) | Вперёд →

Курс на стабилизацию советского общества

Курс на стабилизацию советского общества — раздел История, История России Смена Политического Курса.С Отставкой Н.с. Хрущева Завершилс.

Смена политического курса.С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. – генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

Часть новых руководителей, в том числе Косыгин и секретарь ЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социаличм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергла сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Брежнев, сменивший его на посту генерального секретаря ЦК КПСС Андропов и преемник последнего – К.У. Черненко.

Читайте также  Система внеэкономического принуждения

В общественно-политической жизни 60–70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации – отечественной и зарубежной – для исследователей.

В начале 70-х годов Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности – советского народа. Однако в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере и росту местного национализма.

На рубеже 60–70-х годов значительно расширились полномочия местных советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и верховных советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных советам. В 70-х – начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных советах. Но социальный состав самих советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах. Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах – XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (IX, X и XI пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн чиновников.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного совета СССР приняла новую конституцию. Предварительно проект основного закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа.

В основу новой конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государствннной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства – советы. Отныне они стали называться советами народных депутатов.

Все советы народных депутатов – Верховный совет СССР, верховные советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Во главе системы находился двухпалатный Верховный совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного совега СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет министров СССР.

Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья 6 конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы – социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Отдельные разделы конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.

Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов. Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Диссидентское движение.В 60–80-е годы получило распространение движение диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее – на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А.Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий». В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как вредные и враждебные. Активные представители диссидентского движения оказывались в тюрьме (генерал Григоренко), высылались за рубеж (Солженицын).

Курс на стабилизацию советской системы (октябрь 1964-1970 г.).

Причины смещения Н. Хрущева. Октябрьский 1964 г. пленум ЦК КПСС. Необходимость выработки нового курса и новые лидеры. Задача стабилизации экономики и повышения международного престижа страны. Усиление роли центральной бюрократии в управлении.

Пленумы ЦК КПСС 1965 г. и основные направления реформы в промышленности и сельском хозяйстве. Характер преобразований и их результаты.

Основные направления социальной политики.

Разработка и принятие Конституции 1977 г. Роль КПСС в политиче­ской системе. Кризис высшего руководства СССР: Л.Брежнев, Ю.Андропов, К.Черненко. Рост коррупции, резкое усиление влияния региональных кланов.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-1980 гг.

Промышленность за 25 лет. Ее место в советской экономике, темпы развития и уровень производства. «Застой». Причины спада производства в конце 70-начале 80-х гг. Теневая экономика и криминализация советского общества. Научно-технический прогресс и проблема реализации его ос­новных достижений в производстве. Состояние основных фондов к сере­дине 80-х гт. и их использование. Соотношение темпов развития тяжелой и легкой промышленности. ВПК и его место в национальной экономике.

Сельское хозяйство страны: формы организации производства, ос­новные фонды, энерговооруженность труда, программы мелиорации. При­чины снижения эффективности и темпов роста аграрного производства.

Внешнеэкономическая деятельность правительства: формы и разме­ры международного экономического партнерства. Объем и структура внешней торговли.

Внешняя политика СССР в 1965-1982 гг. Проблемы отношений СССР и США. Достижение ядерного паритета и новая ступень военно-политического противостояния. Глобальные интересы двух стран. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Договоры по ПРО и ОСВ-1. Договор ОСВ-2 1974 г. и проблема его ратификации.

Окончательное решение вопроса о послевоенном урегулировании в Европе. Соглашение 1971 г. по Западному Берлину. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и «хельсинкский процесс».

СССР и соцстраны: экономические и политические связи, поли­тическая конфронтация СССР и КНР и ее влияние на международные по­зиции Советского Союза. Чехословакский кризис 1968 г. Кризис начала 80-х гг. в Польше и дейст­вия советского руководства. Потеря контроля над значительной частью ев­ропейского коммунистического движения.

Советский Союз и страны «третьего мира»: Индокитай, Ближний Восток, Африка. Поддержка стран «социалистической ориентации» (Ирак, Сирия, Ал­жир, Ангола и др.).

Ввод войск в Афганистан. Влияние этой акции на международные позиции Советского Союза, обстановку внутри страны.

Раздел VI. Перестройка и демонтаж советской власти» (1985-1991).

Политические противоречия внутри страны, и кризис власти.

Группировки в советском истеблишменте и борьба за власть. Экономическая и внутриполитическая ситуация в стране в начале 80-х гг. Начало чистки в партийно-государственном аппарате и выработка нового курса политики. М. Горбачев.

Выработка концепции перестройки в 1985-1986 гг., ее социальный, политический и экономический аспекты. Эволюция представлений о состоянии общества и изменения в политической программе. Курс на совершенствование социализма. Расширение гласности. XIX партконференция и ее основные решения.

Политический плюрализм и начало пересмотра исторического пути страны за годы советской власти. Концепция «демократического социализма». Создание многопартийной системы. Коммунистическая партия РСФСР. Оформление оппозиции политике КПСС. Неформальные общественные объединения.Выборы народных депутатов и созыв Съездов народных депутатов. Введение института президента в СССР. Усиление сепаратистских тенденций в союзных республиках. Начало разрушения федеративного государства.

Декларация о суверенитете России. Б. Ельцин. Переговоры с республиканскими лидерами в Ново-Огарево. Углубление кризиса власти и события августа 1991 г. Беловежское соглашение. Последние страницы истории СССР. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ).

Экономические проблемы периода перестройки. Курс на ускорениесоциально-экономического развития. Концепция «хозрасчетного социализма». Основные формы предприятий. Тенденции и формы развития кооперации. Снижение объемов промышленного производства. Проблема конверсии и ее результаты в промышленности.

Место СССР в мировом хозяйстве к началу 90-х гг. Формы внешнеэкономической деятельности. Объем и структура внешней торговли РСФСР и стран содружества, экспортная политика.

Читайте также  Москва - третий рим

Внешняя политика Советского государства в 80-е-начале 90-х гг. Резкое ухудшение советско-американских отношений в начале 80-х гг. Отставание СССР в военно-экономическом соперничестве. Сужение сферы влияния и утрата СССР способности к проведению активной внешней политики.

Внешнеполитическая концепция «нового мышления». Советско-американские встречи на высшем уровне в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне, Москве, на Мальте. Договор о ракетах средней и малой дальности 1987 г. Советско-американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) 1991 г.

Дезинтеграция стран Восточной Европы в 1989 г. и развал «социалистического содружества», его влияние на события в СССР. Ликвидация ОВД. Вывод войск из Восточной Европы. Объединение Германии и проблема сохранения политического равновесия и целостности государств в Европе. Вывод войск из Афганистана . Нормализация отношений с Китаем.

Советская культура и наука в послевоенный период. Возобновление жесткого контроля над культурой после войны. Бесконфликтность и лакировка советской действительности в послевоенной литературе и искусстве. Усиление тенденции к монументальности и помпезности в архитектуре и скульптуре. «Лениниана». «Сталиниана».

Политические установки деятелям изобразительного искусства в период «оттепели» и унификация стилей. Преобладание романтизма и агитационности в живописи. Рост разнообразия тем и индивидуализации творчества нового поколения авторов 70-х гг. Кризис архитектуры. Стирание индивидуальных черт, господство упрощенной геометрической формы.

Музыка и музыкальная культура после войны.

Развитие сети научных учреждений в 50-70-е гг. и проблемы развития науки в СССР. Курс на полномасштабное вступление в НТР. Создание и освоение атомных электростанций. Наука и военно-промышленный комплекс. Советская космическая программа. Направления научных исследований. Отставание СССР в области внедрения достижений НТР в производство.

Раздел VII. Становление новой Российской государственности.

Лекция 15. Послевоенное развитие страны: 40-е – начало 60-х годов

Содержание темы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Геополитические последствия Второй мировой войны. Формирование мировой системы социализма: трудности и противоречия процесса. Истоки и сущность «холодной войны». Национально-освободительное движение и распад колониальной системы. Проблемы общественно-политической жизни. Противоречия и трудности послевоенного развития советского общества: а) проблемы перехода страны к мирному развитию; б) борьба за политическое лидерство в руководстве КПСС в середине 50-х гг. Поиск путей обновления советского общества (сер.50-х — 60-х гг.): а) процесс десталинизации общества и изменения политического режима; б) попытка реорганизации государственного механизма в конце 50-х — начале 60-х гг. в) социально-экономическая политика (1953-1964 гг.).

Лекция 16. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов.

Содержание темы. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Причины неудач экономических реформ.

Лекция 17. Россия в 90-е годы ХХ в. и в первые годы XXI столетия

Содержание темы. Становление новой российской государственности. Начало трансформационного социально – общественного и политического пери ода в отечественной истории. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка, ее основные этапы и последствия. Концепция нового политического мышления. Окончание «холодной войны». Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Формирование Российской государственности (1990-2000 гг.): а) Крушение советской политической системы (1990-1993 гг.). б) Принятие Конституции и становление новой политической системы в Российской Федерации (1993-2000 гг.). 2. Экономические реформы в России 90-х гг. и их последствия.

Современная Россия. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

КРАТКАЯ ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Образование древнерусского государства. Период феодальной раздробленности.

1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства.

2. Правление первых русских князей.

3. Расцвет Киевской Руси (конец X – 1 пол. XIIвв.).

4. Русские земли и княжества в начале XII – 1 пол. XIIIвв.)

Семинар 2. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами XIII в. Русские земли и княжества во второй половине XIII – первой половине XV в.

1. Образование Монгольского государства. Завоевание северо-восточной Руси.

2. Борьба с агрессией крестоносцев.

3. Русь и Золотая орда.

Семинар 3. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV – начале XVI вв. Образование Российского государства.

1. Особенности образования Российского государства.

2. Российское государство в XVI в.

3. Смутное время.

4. Социально-экономическое положение после Смуты.

5. Внутренняя и внешняя политика XVII в.

Семинар 4. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Петровские преобразования. Эпоха дворцовых переворотов.

1. Россия в конце XVII в.

2. Воцарение Петра I.

3. Реформы 1 чет. XVII в.

4. Дворцовые перевороты.

5. Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов.

Семинар 5. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой.

1. Социально-экономическое развитие. Внутренняя политика. Реформы Екатерины II.

2. Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Пугачева.

3. Воцарение Павла I. Характеристика политики Павла I.

4. Внешняя политика 2 пол. XVIII в.

Семинар 6. Внутренняя и внешняя политика 1 половины XIX.

1. Эволюция государственно-политической и правовой системы России. Реформы государственно-политического устройства России после 1814 г.

2. Социально-экономическое развитие России в 1 чет. XIX в.

3. Общественное движение. Движение декабристов.

4. Внешняя политика. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813-1815 гг.

5. Образование, культура и наука 1 чет. XIXв.

Семинар 7. Внутренняя и внешняя политика 1 половины XIX.

1. Государственно-политическое развитие России во 2 чет. XIXв.

2. Социально-экономическое развитие.

3. Крестьянское и общественное движение. Славянофильство и западничество. Польское восстание 1830-1831 гг. Движение горцев-мусульман.

4. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

5. Просвещение, наука и культура в Николаевскую эпоху.

Семинар 8. Внутренняя и внешняя политика 2 половины XIX.

1. Эволюция государственного и политического строя. Великие реформы. Политический кризис 70-х-начала80-х годов.

2. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. Общественное движение 60-х-80-х гг. Польское восстание 1863 г.

3. Внешняя политика России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

4. Образование, культура и наука при Александре II.

Семинар 9. Внутренняя и внешняя политика 2 половины XIX.

1.Государственно-политическое развитие страны в 80-х-1 пол. 90-х гг. «Контрреформы».

2. Экономическая политика Александра III. Промышленное развитие страны.

3.Общественное и революционное движение.

4.Образование, наука и культура при Александре III.

Семинар 10. Социально – политические и экономические трансформации в России XX века.

1. Вступление на престол Николая II. Социально-политическое развитие страны в начале ХХ в.

2. Революционное движение и формирование политических партий.

3. Первая русская революция.

4. Государственная Дума.

5. Столыпин и попытка реформ.

6. Внешняя политика. Русско-японская война. Участие России в первой мировой войне.

7. Развал политического режима самодержавия. Свержение монархии.

8. Политика Временного правительства. Июльский кризис. Октябрьский переворот и формирование новой власти.

9. Советская Россия в 1917-1920 гг.: внутренняя и внешняя политика.

10. Советская Россия в 1917-1920 гг.: гражданская война.

Семинар 11. Социально-экономическое развитие страны в 20-е — 30-е годы.

1. Внутреннее положение РСФСР в 1920-1921 гг. НЭП.

2. Образование СССР.

3. Экономическая политика.

4. Социально-политическое развитие.

5. СССР в 1938-1941 гг.

6. Внешняя политика советского государства.

7. Советская культура в 1917-1940 гг.

Семинар 12. Великая Отечественная война (1941 – 1945 годы).

1. Советско-германский фронт.

2. Советский тыл в годы войны.

3. Внешняя политика в годы войны.

Семинар 13. Послевоенное развитие страны: 40-е – начало 50-х годов.

1. Социально-экономическое развитие.

2. Общественно-политическая жизнь страны.

3. Внешняя политика.

Семинар 14. Послевоенное развитие страны: 50-е – начало 60-х годов.

1. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: попытка демократизации общественно-политической жизни.

2. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике.

3. Развитие СССР в 1953-1964 гг.: либерализация внешнеполитического курса.

Семинар 15. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Развитие СССР в период 60-80-х годов.

1. Курс на стабилизацию советского общества.

2. Противоречия экономического развития.

3. СССР на международной арене.

4. Последние годы существования СССР (1985-1991): перестройка в общественно-политической жизни.

5. Последние годы существования СССР (1985-1991): экономическое развитие.

6. Последние годы существования СССР (1985-1991): внешнеполитическая деятельность правительства.

Семинар 16, 17. Россия в 90-е годы ХХ в. и в первые годы XXI столетия.

1. Внутренняя политика.

2. Становление российской государственности.

3. Международные связи.

4. Россия накануне нового тысячелетия.

5. Россия в начале XXI в.

6. Отечественная культура во второй половине ХХ – начале XXI в.

ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ)

1. История России: Учебник для студ. вузов. Под. ред. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.- 525с.

2. История России: Учебник. Под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.шк., 2005.- 614с.

ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 265 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: