Преобразование центрального и местного управления

Реформы Петра 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые — к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Окончательное утверждение и оформление российского абсолютизма относится к первой четверти XVIII века, когда абсолютная монархия поддерживала господство аристократии при наличии складывающегося (причем при государственной поддержке) класса буржуазии.

Предпринятые Петром преобразования гражданского управления какправило находились в связи с военными нуждами. Потому многие преобразования проводились наспех, без плана и подготовки. Лишь в последние 7-8 лет царствования Петра новые административные учреждения были приведеиы в систему и получили «регламенты».

Читайте также  Принятие христианства на руси

B то же время Петр усиленно стремится создать контрольные органы для обеспечения правильной работы административной машины и для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц.

Петровские реформы государственного управления можно условно разделить на два этапа.

Первый из них (1699-1711 гг.) начался учреждением Бурмистерской палаты и закончился учреждением Сената. Ho именно второму периоду преобразований, который выпал на те годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади, суждено было стать решающим и наиболее плодотворным.

«Правительствующий Сенат», сменивший прежнюю боярскую думу, был высшим учреждением петровской администрации. 22 февраля 1711 года, перед выступлением в Прутский поход, Петр издал указ: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». B состав Сената было назначено 9 членов и обер-секретарь.

Второго марта царь издал указ о власти и ответственности Сената, «которому вс.як и их указам да будет послушен так, как нам самому».

Он оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем делать», в котором Сенату предписывалось «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения»; «дворян собрать молодых» для военной службы и позаботиться об исправном сборе государственных дохо

дов («понеже деньги суть артериею войны») и о развитии заграничной торговли.

B 1715 году Петр I учредил при Сенате должность генерального ревизора и надзирателя указов, а в 1722 году была учреждена должность генерал-прокурора, который был «должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».

Гравюра П. Пикара 1707 г.

По распоряжению Петра в том же 1722 году была учреждена особая должность рекитмейстера, в обязанности которого входило принимать и рассматривать жалобы на волокиту и несправедливые решения коллегий.

Ilo свидетельству С.Г.Пушкарева, главной причиной коренной перестройки органов центрального управления была многозвенная, сложная и запутанная система Московских прнказов, которая никак не могла удовлетворить потребности нового правления.

B 1717 — 1718 гг. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер- коллегия, ревизион-коллегия, штатс-контора, коммерц-кол- легия, берг-коллегия и мануфактур-коллегия.

По решению Петра, ревизион-коллегия впоследствии слилась с Сенатом. Управлением городами с 1721 года заведовал главный магистрат.

Для регулярного управления «малороссийским народом» в 1722 году в Глухове была учреждена малороссийская коллегия.

Ha основании шведского устава в 1718 году были утверждены регламенты для всех коллегий. B 1722 году президенты большинства коллегий были выведены из состава Сената, так как их членство в Сенате лишало возможности контролировать работу коллегий и противоречило принципу подчиненности низших учреждений высшему.

B том лсе году Петром была учреждена высшая в государство должность генерал-прокурора. B учредительном указе генерал-прокурор назван «яко око наше и стряпчий о делах государственных».

B конце 1708 года, согласно указу Петра, Россия была разделена на 8 обширных административных округов, 11 аз ван 11 ы x губерн 11 я м и.

Это были Московская, Ингерманландс.кая (или Санкт- Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции, возглавляемые воеводами. Самой мелкой единицей государствеиногоде- ления были дистрикты.

Впоследствии чнслогуберний увеличилось до 11. B 1713 году при губернаторах велено было учредить коллегии, избираемые местным дворянством. Іііце в 1699 году Петр, желая видеть в России столь же успешное и широкое развитие торговли и промышеішости, какое он видел на Западе, решил предоставить городскому сословию полное самоуправление.

B Москве была учреждена бурмистерская палата, в столице п остальных городах было велено учредить бурмистров. K сожалению, Петр не учел того, что, в отличие от европейских стран, в России не было богатого влиятельного н самостоятельного класса буржуазии, а потому и городское управление не могло успешно развиваться.

Новая попытка организации городского самоуправления была предпринята в 1720 году, когда в Санкт-Петербурге был учрежден главный магистрат, ведающий всем городским сословием в России.

B 1721 году был издан регламент главного магистрата, а в 172/i году дана инструкция городовым магистрата.

Среди высших и средних слоев городского населения проводились выборы членов магистрата, который должен был состоять из одного президента, двух бургомистров H четырех ратманов. Низшие слои городского населения выбирали своих старост и десятских, в обязанности которых входило доносить магистрату о своих нуждах.

Казенные сборы и повинности, городское управление н хозяйство — вот круг деятельности, очерченный Петром для учрежденных им магистратов.

По утверждению А.Керсновского («История русской армии», Москва, 1992), в первые годы правления Петра единственными полноценными полками могли считаться лишь Преображенский и Семеновский, учрежденные в 1683 году, а также Первый московский полк Лефорта и Бутырский полк Гордона.

А.Керсновскийсравнивает службу регулярных войск Московского Государства в последние десятилетия XVII века с нынешнимотбыванием лагерных сборов.

Солдаты, поселенные в слободках, мало-помалу омещанивались, утрачивали воинский дух и даже воинскийвид. Большинство из них обзаводились семьями и занимались ремеслами и промыслами. Всего лишь месяц или два в году они находились под ружьем.

После Азовских походов Петр окончательно убедился в малой пригодности войск старой организации. Солдатские полки во время осады проявили мало боеспособности и дисциплины, стрелецкие войска в этом плане выгляде- ли еще более плачевно. Наоборот, нолки, составленные из пріизванных на время войны в порядке повинности земс.ких людей, дворян идаточныхкрестьян, обнаружили большое рвение при всех неизбежных недостатках войск милиционного типа.

Bce это подало Петру мысль целиком обновить состав армии, распустив солдат, рейтар и стрельцову вновь набрать «профессионалов», на этот раз подневольных, из среды дворян и даточных.

Начало реформы датируется А.Керсновским 1698 годом. Bce старые полки были расформированы, за исключением четырех, упомянутых выше.

B эти четыре полка были сведены все, кого Петр считал надежными и пригодными для дальнейшей службы, всего 28 тыс. человек (стрельцов после бунта этого года на службу не брали).

B основу новой армии Петр положилпринцип отбора. B следующем году был объявлен призыв 32 тыс. даточных, первый в России рекрутский набор. Посулив хорошие оклады иностранным специалистам, Петр привлек их в свою армию. Большинство командных должностей в новой армии было отдано иностранцам.

Петр также позаботился об обучении солдат. Он учредил несколько специальных военно-учебных заведений, а свое-

образной школой подготовки офицерского состава явились гвардейские полки, Семеновский и Преображенский, в которых дворяне проходили службу рядовыми, после чего назначались офицерами в полевые полки.

Итак, весной и в начале лета 1700 года из сверхкомплекта четрех старых полков и вновь призванных даточных крестьян было сформировано 29 пехотных полков, составивших 3 сильные дивизии, а также 3 драгунских полка.

При Петре I было проведено 53 рекрутских набора. K 1725 году полевая армия насчитывала около 130 тыс. человек. B 1703 году началась усиленная подготовка к созданию русского военноморского флота, на реке Свири начала работать судостроительная верфь.

B августе 1703 года был спущен на воду первый российский корабль Балтийского флота, фрегат «Штандарт».

Преобразование центрального и местного управления

Окончательное утверждение и оформление российского абсолютизма относится к первой четверти XVIII века, когда абсолютная монархия поддерживала господство аристократии при наличии складывающегося (причем при государственной поддержке) класса буржуазии. Потому абсолютизм пользовался симпатиями купечества и мануфактурщиков.

Предпринятые Петром преобразования гражданского управления как правило находились в связи с военными нуждами. Потому многие преобразования проводились на­спех, без плана и подготовки. Лишь в последние 7-8 лет царствования Петра новые административные учреждения были приведены в систему и получили «регламенты».

В то же время Петр усиленно стремится создать контрольные органы для обеспечения правильной работы административной машины и для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц.

Петровские реформы государственного управления можно условно разделить на два этапа.

Первый из них (1699-1711 гг.) начался учреждением Бурмистерской палаты и закончился учреждением Сената. Но именно второму периоду преобразований, который выпал на те годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади, суждено было стать решающим и наиболее плодотворным.

«Правительствующий Сенат», сменивший прежнюю боярскую думу, был высшим учреждением петровской администрации. 22 февраля 1711 года, перед выступлением в Прутский поход, Петр издал указ: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». В состав Сената было назначено 9 членов и обер-секретарь.

Второго марта царь издал указ о власти и ответственности Сената, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому».

Он оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем делать», в котором Сенату предписывалось «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения»; «дворян собрать молодых» для военной службы и позаботиться об исправном сборе государственных доходов («понеже деньги суть артериею войны») и о развитии заграничной торговли.

В 1715 году Петр I учредил при Сенате должность генерального ревизора и надзирателя указов, а в 1722 году была учреждена должность генерал-прокурора, который был «должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал».

По распоряжению Петра в том же 1722 году была учреждена особая должность рекитмейстера, в обязанности которого входило принимать и рассматривать жалобы на волокиту и несправедливые решения коллегий.

По свидетельству С.Г.Пушкарева, главной причиной коренной перестройки органов центрального управления была многозвенная, сложная и запутанная система Московских приказов, которая никак не могла удовлетворить потреб­ности нового правления.

В 1717 — 1718 гг. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия, рсвизион-коллегия, штате-контора, коммерц-коллегня, бергколлегия и мануфактур-коллегия.

По решению Петра, ревизион-коллегия впоследствии слилась с Сенатом. Управлением городами с 1721 года заведовал главный магистрат.

Для регулярного управления «малороссийским народом» в 1722 году в Глухове была учреждена малороссийская коллегия.

На основании шведского устава в 1718 году были утверждены регламенты для всех коллегий. В 1722 году президенты большинства коллегий были выведены из состава Сената, так как их членство в Сенате лишало возможности Контролировать работу коллегий и противоречило принципу подчиненности низших учреждений высшему.

В том же году Петром была учреждена высшая в государстве должность генерал-прокурора. В учредительном указе генерал назван «яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Читайте также  Судебник 1497 г.

В конце 1708 года, согласно указу Петра, Россия была разделена на 8 обширных административных округов, названных губерниями.

Это были Московская, Ингерманландская (или Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Лрхангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская губернии. Губернии, в свою очередь, разделялись на провинции, возглавляемые воеводами. Самой мелкой единицей государственного де­ления были дистрикты.

Впоследствии число губерний увеличилось до 11. В 1713 году при губернаторах велено было учредить коллегии, избираемые местным дворянством. Еще в 1699 году Петр, желая видеть в России столь же успешное и широкое развитие торговли и промышленности, какое он видел на Западе, решил предоставить городскому СОСЛОВИЮ полное самоуправление.

В Москве была учреждена бурмистерская палата, в столице? и остальных городах было велено учредить бурмистров. К сожалению, Петр не учел того, что, в отличие от европейских стран, в России не было богатою влиятельного и самостоятельного класса буржуазии, а потому и городское управление не могло успешно развиваться.

Новая попытка организации городского самоуправления была предпринята в 1720 году, когда в Санкт-Петербурге был учрежден главный магистрат, ведающий всем городским сословием в России.

В 1721 году был издан регламент главного магистрата, а в 1724 году дана инструкция городовым магистрата.

Среди высших и средних слоев городского населения проводились выборы ЧДЭНОВ магистрата, который должен был состоять из одного президента, двух бургомистров и четырех ратманов. Низшие слои городского населения выбирали своих старост и десятских, в обязанности которых входило ДОНОСИТЬ магистрату о своих нуждах.

Казенные сборы и повинности, городское управление и хозяйство вот круг деятельности, очерченный Петром для учрежденных им магистратов.

Реформы государственного управления
Петра I Великого — преобразования административного аппарата

Полный список реформ, относящихся к административной сфере можно изучить в таблице ниже.

Кратко о сути и содержании административных реформ

Основная суть практически всех административных преобразований Петра I заключалась в построении абсолютистской формы монархи, которая предполагает концентрацию судебных, административных и финансовых рычагов управления в руках государя и доверенных ему людей.

Причины реформ государственного аппарата

  • Пётр I стремился выстроить жесткую вертикаль власти. Создание абсолютистской монархии должно было предотвратить возможные заговоры, бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян.
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие и была неповоротлива в решении возникающих проблем.
  • Северная война со Швецией и планы по модернизации промышленности требовали денежных и человеческих ресурсов — для организации снабжения нужны были новые административные институты.

Цели и задачи
административных реформ

  • Построение вертикали власти центрального и местного уровней, каждый из членов которой решает конкретные задачи и несёт персональную ответственность.
  • Более четкое разграничение функций органов государственного аппарата.
  • Административно-территориальные преобразования, способствующие улучшению снабжения армии и флота необходимым снаряжением, провиантом, расквартированием.
  • Введение принципа коллегиального принятия решений, разработка единых правил делопроизводства административного аппарата.

Реформы органов центрального управления Петра I Великого

Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы

С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично. С 1701 года ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая «Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось.

Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции. По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел.

Создание системы коллегий завершило процесс централиз1ации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

Сравнение систем приказов и коллегий представлено в нижеприведенных схемах.

Издание Генерального Регламента

Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион-, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской».

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших.

Создание Святейшего Синода

Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел.

Создание Тайной Канцелярии (Преображенский приказ)

Преображенский приказ был учрежден Петром I еще в 1686, как канцелярское учреждение для управления Преображенским и Семёновским потешными полками. Постепенно, по мере усиления власти Петра I, приказ получал все новые функции — в 1702 году царь издал указ, согласно которому все доносившие о государственных преступлениях (измене, покушении на монарха) отправлялись именно в преображенский приказ. Таким образом, основная функция, которую выполняло данное учреждение — преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I.

Тайная Канцелярия была учреждена в феврале 1718 года в Петербурге. Она создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем её были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно

Реформы органов местного управления

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Городская реформа

В 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем 1721 году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

  • Суд на уровне города
  • Создание и управление полицией
  • Развитие торговли и промышленности

Податные горожане делились на подлых (чернорабочие, не участвующие в выборах) и регулярных, которые в свою очередь делились на гильдии — в первую гильдию записывали всех банкиров, крупных купцов и владельцев мастерских, а во вторую мелких ремесленников и лавочников. Именно регулярные горожане избирали бурмистров, которые заседали в магистратах.
Неподатные горожане — дворяне, иностранные гости и духовенство не участвовали в выборах.

Итоги и результаты преобразований
административного аппарата

  • Произошло укрепление вертикали власти, становление абсолютизма как формы правления в Российской Империи на долгие столетия.
  • Существенно возросло количество чиновников и затраты на содержание бюрократического аппарата.
  • Были организованы условия для роста промышленности и торговли, снабжения армии, флота, новых верфей и фабрик.
  • Разделение судебных и административных органов не было выполнено в должной мере, практически на всех уровнях администрация вмешивалась в ход судебных процессов.

Реформы Грозного

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых;

2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

СОБОРОМ ПО БОЯРАМ

3 февраля сыграна была свадьба. А 21 июня вспыхнул невиданно сильный пожар, какого еще не бывало в Москве. Распространился слух, будто Москва сгорела благодаря волшебству. Чародеи по указке Глинских якобы вынимали сердца человеческие, мочили их в воде, водою этой кропили по улицам. Юрий Глинский был убит чернью прямо в Успенском соборе. Толпа черни явилась в селе Воробьеве к царскому дворцу с криком, чтоб государь выдал им свою бабку Анну Глинскую и дядю, князя Михаила, которые будто бы спрятались у него в покоях. Иван велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались.

Читайте также  Донбасская наступательная операция 1943 года (13 августа - 22 сентября)

Но с этого времени Глинские совершенно потерял свое влияние на царя. На смену им пришел священник Благовещенского собора Сильвестр и царский ложничий Алексей Федорович Адашев. Современники приписывали эту перемену потрясению, пережитому царем во время восстания. Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его — пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского — преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами.

Влияние Сильвестра в целом оказалось благотворным. Постепенно вокруг молодого царя сложился просвещенный кружок, который Курбский называл «Избранной радой». Кроме Сильвестра, Адашева, князя Андрея Курбского в него вошли князья Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметьевы и другие.

Под влиянием окружения он в 1550 году решился на новый в русской истории шаг — созыв первого Земского собора. «На двадцатом году возраста своего, — говорится в Степенной книге, — видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом о том, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, призвал он собрать свое государство из городов всякого чина». Когда выборные съехались, Иван в воскресный день вышел с крестом на Лобное место и. после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет; родственники обо мне не заботились, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстных хищениях и бедах упражнялись. Я же был словно глухой и не слышал, и не имел в устах моих обличения по молодости моей и беспомощности, а-они властвовали». И, обратившись к присутствовавшим на площади боярам, Иван бросил им запальчивые слова: «О неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя? Я же чист от крови сей, ожидайте воздаяния своего». Потом, поклонившись на все стороны, царь продолжил: «Люди Божие и нам дарованные Богом! Молю вашу веру к Богу и к нам любовь. Теперь нам ваших прежних бед, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел: в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

В тот же самый день Иван пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и грубящих своим насилием бедным и немощным; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым, но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь суда Божия; избери судей праведных от бояр и вельмож».

Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях. На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе. Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом.

В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года.

ЕДИНОЛИЧНО

Участие Ивана IV Bасильевича в государственной деятельности начинается с создания так называемой «Избранной рады» (1549), фактическим руководителем которой был А. Адашев. Разнородное по составу правительство Ивана IV стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 гг. были проведены реформы в области центрального и местного управления, права, армии и т. д., которые отражали интересы всех феодалов и явились своеобразным компромиссом между широкими кругами дворянства и феодальной знатью.

Участие Ивана IV в государственной деятельности значительно усилилось после падения «Избранной рады» (1560). Он единолично проводит линию деда Ивана III и отца Василия III на укрепление самодержавной власти, опираясь на дворянство и верхушку горожан.

«ПРАВИТЬ С ГРОЗОЙ»

С конца 40-х годов Ивана захватили смелые проекты реформ, взлелеянные передовой общественной мыслью. Но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской власти. В проповедях пастырей и библейских текстах он искал величественные образы древних людей, в которых «как в зеркале старался разглядеть самого себя, свою собственную царственную фигуру, уловить в них отражение своего блеска и величия» (В.О. Ключевский). Сложившиеся в его голове идеальные представления о происхождении и неограниченном характере царской власти, однако, плохо увязывались с действительным порядком вещей, обеспечивавшим политическое господство могущественной боярской аристократии. Необходимость делить власть со знатью воспринималась Иваном IV как досадная несправедливость.

В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления.

Не случайно резкая критика злоупотреблений бояр стала исходным пунктом всей программы преобразований. Грозный охотно выслушивал предложения об искоренении боярского «самовольства». Такие предложения поступали к нему со всех сторон. Чтобы ввести «правду» в государстве, поучал царя Пересветов, надо предавать «лютой смерти» тех еретиков, которые приблизились к трону «вельможеством», а не воинской выслугой или мудростью. Пересветову вторил престарелый осифлянский монах Вассиан Топорков. Его советы, по мнению Курбского, подготовили почву для последующих царских гонений на бояр. Фамилия Топорков дала Курбскому повод для мрачного каламбура. «Топорок, сиречь малая секира, — говорил он, — обернулся великой и широкой секирой, которой посечены были благородные и славные мужи по всей Великой Руси».

Советы «править с грозой» пали на подготовленную почву, но царь не мог следовать им, оставаясь на позициях традиционного политического порядка. В этом и заключалась конечная причина его охлаждения к преобразовательным затеям.

Дворянские публицисты и практически все без исключения дельцы рисовали перед Грозным заманчивую перспективу укрепления единодержавия и могущества царской власти, искоренения остатков боярского правления. Но их обещания оказались невыполненными. На исходе десятилетия реформ Иван пришел к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям.

Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: