Внутреннее и внешнеполитическое положение германии в середине 1944 г.
Внутреннее и внешнеполитическое положение германии в середине 1944 г.
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 275 761
- КНИГИ 649 040
- СЕРИИ 24 720
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 617
Второй том учебного пособия «Истории Германии» охватывает период от создания Германской империи до начала XXI в., то есть небольшой по сравнению с первым томом отрезок времени — немногим более 130 лет. Но это время было насыщено событиями всемирно-исторического значения. Лейтмотивом тома стала проблема путей развития национального государства, борьба авторитарной и демократической альтернатив.
В первой главе раскрывается сложный процесс становления национального государства и перехода к империализму, важные изменения в социальной и политической структуре немецкого общества, которые произошли на рубеже XX-XXI вв. Особое внимание уделяется политике «культуркампфа», подъему организованного рабочего движения в Германии, образованию и деятельности СДПГ. При характеристике внешней политики акцент делается на колониальных захватах Германии, на ее подготовке к войне за передел мира и роли в истории Первой мировой войны.
Во второй главе показывается, что Первая мировая война явилась результатом столкновения интересов всех великих держав, хотя роль Германии в ее развязывании была очень велика. В главе достаточно подробно освещается ход боевых действий, изменения в настроениях немецкого общества по отношению к проблеме «война-мир». Война предстает как катализатор демократических процессов в Германии. Наибольшее внимание уделено Ноябрьской революции, проблемам ее характера и значения.
В третьей главе основное внимание сосредоточено на противоречивости политического развития Веймарской республики, обусловленной и слабыми сторонами ее конституции, и тяготами Версальского мирного договора. В главе всесторонне анализируется экономическая, политическая и духовная жизнь республики, показывается нарастание ее кризиса и крушение. Предпринята попытка ответить на вопрос, который вот уже более 70 лет волнует всех исследователей истории Германии: был ли приход нацистов к власти исторической неизбежностью или существовали альтернативы?
В четвертой главе, посвященной истории Третьего рейха, дается общая характеристика нацистской диктатуры как ярко выраженной тоталитарной формы международного фашизма 1930-1940-х гг. Показывается воздействие национал-социализма на жизнь немецкого и европейских народов, прослеживается уровень одобрения или неприятия нацистских идей и самого режима, степень сопротивления ему, характеризуются главные проблемы обширной историографии национал-социализма. Особое внимание уделено нацистской партии как проводнику государственной политики, роли А. Гитлера как консолидирующей фигуры немецкого общества. Анализируется механизм контроля и подавления инакомыслия, идеология и пропаганда, внешняя политика, а также повседневная жизнь Третьего рейха. Значительное место уделено истории Германии в годы Второй мировой войны и краху нацизма.
В пятой главе анализируется процесс рассмотрения германского вопроса на совещаниях и конференциях союзников по антигитлеровской коалиции в 1941-1945 гг. Большое внимание уделено Германии в так называемый «час ноль», дается характеристика тяжелой социально-экономической, политической и морально-психологической обстановки в зонах оккупации. Показано как осуществлялась союзниками верховная власть; как рассматривался германский вопрос на сессиях СМИД; как осуществлялась по зонам оккупации политика «четырех Д». Анализируется процесс раскола Германии и образования двух германских государств — ФРГ и ГДР. Ставится проблема причин, альтернатив и ответственности за раскол Германии внешних сил и самих немцев.
В шестой и седьмой главах дается сравнительная характеристика 40-летнего развития ФРГ и ГДР. Показываются причины, ход и последствия западногерманского «экономического чуда». Анализируются проблемы взаимодействия власти и общества в ФРГ и ГДР, их внутренняя и внешняя политика, развитие духовной жизни и культуры обеих стран.
Восьмая глава посвящена характеристике развития германского вопроса как одного из важнейших факторов мировой политики, рассмотрению отношений между ФРГ и ГДР в 1950-1980-е гг. Показаны внешние и внутренние аспекты объединительного процесса в 1989-1990 гг., сложные перипетии международных переговоров в мае-октябре 1990 г. по формуле «2+4», историческое значение Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.
В девятой главе характеризуются государственное устройство объединенной Германии, развитие экономики, социальные отношения, общественно-политическое развитие ФРГ в 90-х — начале 2000-х гг.
Авторами второго тома учебного пособия являются: канд. ист. наук, доц. А. М. Бетмакаев (гл. VI, VII); канд. ист. наук, доц. Т. А. Бяликова (гл. VI, VII); д-р ист. наук, проф. Ю. В. Галактионов (гл. V); канд. ист. наук, проф. А, Е. Глушков (гл. И, III); канд. ист. наук, доц. Л. Н. Корнева (гл. IV); канд. ист. наук, доц. Г. Г Супрыгина (гл. I, VIII); канд. ист. наук, доц. О. И. Ющенко (гл. VI, VII). В главе III использованы материалы, любезно предоставленные канд. ист. наук, доц. Н. В. Ковалевой. Научно-справочный аппарат подготовил канд. ист. наук, доц. А. А. Мить.
Ю. В. Галактионов
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ИМПЕРИАЛИЗМ (1871-1914)
1. Германия в эпоху канцлерства Бисмарка (1871-1890 гг.)
Проблема формирования национального государства
Германская империя была провозглашена 18 января 1871 г. Ее основы оформила Конституция, принятая 4 мая 1871 г. Прообразом ее стала конституция Северогерманского союза. В ней также были учтены договоры с южно-германскими государствами: Баденом, Баварией, Вюртембергом и Гессеном-Дармштадтом. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на управление почтой и телеграфом, на доходы от продажи водки и пива. Бавария закрепила за собой частичную самостоятельность в управлении армией и железными дорогами. Она председательствовала в комитете иностранных дел империи. Германская империя представляла собой федерацию из 22 германских государств и 3 вольных городов: Любека, Бремена и Гамбурга, заключивших между собой «вечный союз». Конституция 1871 г. оформила модель федеративного, централизованного государственного устройства. Каждому государству, входящему в союз, представлялась определенная автономия. Этого права была лишена завоеванная во франко-прусской войне провинция Эльзас-Лотарингия, которая до 1918 г. имела статус «имперской области» и управлялась штатгальтером, подчиненным непосредственно императору.
Федеральное собрание — высший законодательный орган страны — состояло из бундесрата и рейхстага. Бундесрат (союзный совет) являлся органом представительства союзных государств. Члены бундесрата назначались исполнительными органами государств, поэтому в нем преимущественно были представлены местные правители. Союзный совет нередко выступал в качестве совещательного органа при императоре. Он имел право роспуска рейхстага при согласии императора, разрешал конфликты, возникающие между государствами. Бундесрат отражал специфическую структуру Германской империи. Формально он был призван стоять на страже интересов всех субъектов федерации, но не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства государств, входящих в империю.
Пруссии в бундесрате было выделено 17 из 58 мест как самому крупному государству империи по территории (она занимала две трети площади страны), экономическому потенциалу, населению, военной мощи. Благодаря этой квоте она заняла господствующее положение в федерации, без ее согласия не могло быть изменено ни одно положение Конституции. Особое значение Пруссии в империи закреплялось также тем, что по Конституции германским императором (кайзером) мог быть только прусский король. Он обладал обширными полномочиями, которые давали ему почти абсолютную власть.
Нижняя палата парламента — рейхстаг — состояла из 382 депутатов. Он формировался избирателями, но находился под контролем кайзера. К числу его полномочий относились законодательная инициатива, утверждение законопроектов и бюджета империи, в том числе военного. Депутаты рейхстага не получали вознаграждения за свою работу.
Международное положение Германии после объединения
Политика Германии в 1990 — 2000-х гг.
германия республика международный объединение
После восстановления единства Германии и крупных политических перемен, содействовавших краху коммунистической системы в Восточной Европе, перед ФРГ и ее партнерами встали совершенно новые задачи. Необходимо было:
- · продолжать и углублять процесс подъема экономики в новых федеральных землях и завершить процесс внутреннего единства Германии
- · продолжать и углублять процесс развития Европейского Союза
- · создать и сохранить глобальную архитектуру мира и безопасности Раковский С.Н. Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-географические аспекты. М., 1999. С. 17..
Задачи, стоявшие перед страной, на национальном, европейском и глобальном уровне, неразрывно связаны друг с другом. Подъем и консолидация экономики в новых федеральных землях были невозможны без их четкого включения в русло европейской интеграции. Европа не могла сохранить свою новую структуру, не открывшись навстречу странам Центральной и Восточной Европы, проводившим реформы. В экономическом, а также политическом плане центрально- и восточноевропейские государства следовало постепенно приобщить к совместным европейским и атлантическим организациям. В этом духе надо рассматривать подписанный 24 июня 1994 года на острове Корфу Договор о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. Широкая помощь, которое федеральное правительство оказывало России, отвечало его жизненной заинтересованности в успехе процесса демократических преобразований, а также новой общности политических ценностей. С конца 1989 года по конец 1994 года расходы Германии на оказание помощи бывшему Советскому Союзу и нынешним странам СНГ, включая ее еще существующие обязательства, превысили 90 млрд. немецких марок. Основная часть германской финансовой помощи, направленной на поддержку процесса политических и экономических реформ в государствах СНГ приходилась на долю гарантий и поручительств по кредитам по линии акционерного общества кредитного страхования «Гермес» и составила 47,1 млрд. немецких марок. Кроме того, немцы помогали жителям России в ходе спонтанных благотворительных акций; в период 1990-92 годов общая сумма частных пожертвований достигала 650 млн. марок.
31 августа 1994 года в присутствии федерального канцлера Гельмута Коля и президента России Бориса Ельцина состоялись проводы последних подразделений российских войск, размещенных в Германии. К моменту объединения страны на территории восточной Германии проживали почти 340.000 советских военнослужащих и примерно 210.000 гражданских лиц. Федеральное правительство выделило 14,6 млрд. марок на поддержание процесса вывода российских войск, большая часть средств использована на строительство жилья для примерно 45.000 военнослужащих, вернувшихся в Россию, Белоруссию и на Украину Новейшая история Отечества. Под ред. А.Ф. Киселева. Т. 2. М., 2001. С. 431..
Тот факт, что по объему взносов в ООН (8,9% бюджета этой организации) Германии занимала третье место в мире и что ее доля в бюджет НАТО составляла 22,8%, а в бюджет Западноевропейского союза (ЗЕС) — 28,5%, подчеркивает стремление федерального правительства внести вклад в достижение стабильности и обеспечение мира. Следствием этого явилось ходатайство Германии о предоставлении ей места постоянного члена Совета Безопасности ООН. По просьбе генерального секретаря ООН летом 1993 военно-транспортное подразделение бундесвера впервые приняло участие в миротворческой миссии «голубых касок» в «замирившихся районах» Сомали. Участие бундесвера в этой акции вызвало в Германии острую политическую дискуссию. Поэтому в июле 1994 года Федеральный конституционный суд вынес решение, согласно которому Германия имеет право использовать свои вооруженные силы в рамках акций НАТО и ЗЕС для реализации решений Совета Безопасности ООН. Тоже самое, согласно вердикту судей, из Карлсруэ, относиться к участию германских вооруженных сил в миротворческих силах ООН. 6 декабря 1995 года Бундестаг одобрил участие 4.000 военнослужащих бундесвера в предпринятых ООН мерах по урегулированию кризиса в Боснии.
В начале 1993 года был создан единый внутренний рынок ЕС, в который тогда входили 12 государств. Этот рынок, объединивший 345 млн. европейцев, стал самым мощным по покупательной способности экономическим регионом планеты. За исключением Швейцарии, государства Европейской ассоциации свободной торговли, т.е. Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия и Лихтенштейн, образовали вместе со странами ЕС европейское экономическое пространство. С середины 1990 года начался первый этап реализации плана по созданию валютного союза: было разрешено свободное перемещение капиталов между странами ЕС, более интенсивно стало проводиться согласование экономической политики партнеров и осуществляться сотрудничество между центральными банками. С 1 января 1994 года Европейский валютный институт — в ходе второго этапа подготовил создание Европейского Центрального банка, штаб-квартира которого разместилась во Франкфурте-на-Майне. Для федерального правительства особое значение имело то, что в 1991 году в Маастрихте главы государств и правительств ЕС не только выработали договор об экономическом и валютном союзе, но и договорились о создании Европейского Союза, который должен был стать крышей для продолжающего срастаться европейского сообщества Современные международные отношения. Учебник. Под. ред. А.В. Торкунова. М., 1999. // www.i-u.ru.
Маастрихтский договор вступил в силу в ноябре 1993 года. По мнению федерального правительств, процесс углубления ЕС должен сопровождаться и его расширением. После вступления в него ряда бывших государств ЕАСТ в долгосрочном плане следовало приобщить к нему и государства Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
На заседании Совета Европейского Союза в верхах, которое проходило в декабре 1994 года в Эссене и в котором приняли участие 21 глава государств и правительств, была принята концепция по поводу того, как проложить путь в ЕС для шести центрально- и восточноевропейских стран, проводящих реформы и связанных с ЕС «европейскими соглашениями» (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния и Болгария).
1 января 1995 года союз расширился за счет вступления в него Австрии, Швеции и Финляндии; теперь в него входят 15 государств. С апреля 1995 года вступило в силу Шенгенское соглашение. На границах между Германией, странами Бенелюкса, Францией, Испанией и Португалией отменен персональный контроль, вместо этого усилен паспортный и таможенный контроль на внешних границах стран Шенгенского соглашения. После соответствующей подготовки к нему присоединились и другие государства.
Поддержание сильной Европы, тесные и доверительные отношения с США и стратегическое партнерство с Россией являются столпами внешней политики Германии. Таково мнение действующего канцлера ФРГ Ангелы Меркель: «Сильная Европа и тесные, доверительные трансатлантические отношения являются опорами немецкой внешней политики. Наряду с этим должно расширяться и стратегическое партнерство с Россией». Как сообщили в ведомстве печати и информации федерального правительства, основными угрозами человечеству в новом столетии глава германского правительства назвала «международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наличие нестабильных государств, бедность, эпидемии и разрушение окружающей среды». При этом она однозначно указала на ООН как на «правильного адресата всеобъемлющей политики безопасности, вступающего в действие также в случаях нарушений прав человека, угнетения и нищеты». «Только всеобщими усилиями мы сможем эффективно противодействовать угрозам миру и стабильности на Земле», — заявила глава федерального правительства. По ее мнению, на примере Афганистана видно, каких позитивных сдвигов можно добиться с помощью международной поддержки.
Внутренняя и внешняя политика гитлеровской Германии
1 августа 1934 года умер Генденбург и Гитлер объявлен пожизненным рейхсканцлером – фюрером народа. С этого времени начинается трансформация в нацистский режим:
1.Формирование однопартийной политической системы. Одна партия управляла. 28 января был принят декрет о временном приостановлении статей конституции о гражданских правах и свободах, были запрещены коммунистические партии (было арестовано 50 тысяч коммунистов), также запрещена СДПГ.
2.Упразнение рейхстага как высшей законодательной власти в стране. В марте 1933 года вышел закон «о защите народа и империи», по которому рейхстаг перестал быть единственной законодательной властью, функции законодательной власти были предоставлены правительству Германии.
3.Упразднение всех общественных организаций, запрет профсоюзов – заменены на трудовой фронт; молодежные организации были упразднены разделены на две (девушек и мальчиков). Все дети обязаны состоять в этих организациях.
4.Ликвидировались земли, заменены округами – Гао, во главе – штатгальтеры.
5.Создана система репрессивных органов и наказание за инакомыслие. В апреле 1933 была создана тайная полиция – гестапо. Система наказаний дополнялась концентрационными лагерями. Цель: 1. Санация (оздоровление) нации; 2. Перевоспитание.
Внутренняя политика:
1.рассовая теория (расизм, шовенизм)
3.фюрерство (верность фюреру)
4.тоталитаризм (контроль и ответственность государства)
5.идея пангерманизма (идея мирового господства)
Экономика была милитаризирована. Все отрасли промышленности разделялись на:
1.отрасли предприятия, решающие в военном отношении.
2.отрасли важные в военном отношении.
3.отрасли не имеющие значения для военного производства.
Начался экономический подъем в Германии. В 1935 году был уровень пика расцвета. Был принят закон о картелировании (объединение мелких и средних производств с крупными).
Социальная сфера:
1.закон о 8 часовом рабочем дне упразднен и введен 10-11ти часовой рабочий день.
2.Рабочим первых двух групп запрещались забастовки, и уходить самовольно с работы.
3.зарплата была снижена.
5.вопрос с крестьянами не решен.
Внешняя политика:
2.ликвидация позорного Версаля
3.пангерманизм – установление мирового господства
14 октября 1933 года Германия вышла из Лиги Наций. (Германия теперь свободная от выполнения обязательств).
В 1935 году в Сааре был проведен плебисцит – народ согласился за возвращение Саара под управление Германией.
В 1935 году вышел закон о всеобщей воинской обязанности. Была создана армия 500-600 тысяч человек.
16 марта 1936 года гитлеровская армия вступила в Рейнскую зону.
Летом 1936 года Германия начинает оказывать помощь испанским фашистам.
Октябрь 1936 года был заключен пакт «германо- итальянский» между Италией и Германией (объединение усилий во имя развязывания войны). Ось «Берлин-Рим». Ноябрь 1936 года подписан антикоминтерновский пакт между Японией и Германией – ось «Токио-Берлин». В 1937 году к антикоминтерновскому пакту присоединилась Италия, была создана ось «Берлин-Токио-Рим».
Март 1938 года Германия нарушает все договоры, произошел аншлюс Австрии.
29 сентября 1938 года в Мюнхене собирается международная конференция, в которой участвовали Германия, Франция, Англия, Италия. Было подписано Мюнхенское соглашение, по которому Германии передается Судетская область Чехословакии. Март 1939 года произошла оккупация Чехословакии. Протекторат Богемии и Моравии третьего Рейха.
В 1939 году гитлеровские войска вошли в Литву.
Лето 1939 года возврат Верхней Силезии и Гданьска. По секретному протоколу № 10 Германия и Советский Союз разделили Польшу на сферы влияния. 1 сентября 193 года Германия объявляет войну Польше и начинается Первая мировая война.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Правление канцлера Бисмарка
Тотчас же по образовании Германской империи прусский король Вильгельм I, ставший германским императором, назначил Бисмарка имперским канцлером. Бисмарк оставался на этом посту до 1890 г. Двадцать восемь лет (с 1862 г.) он почти неограниченно управлял Пруссией, а двадцать лет — также и всей империей.
Бисмарк являлся представителем интересов юнкерства и крупного капитала:
- чрезвычайно властный,
- он обладал сильной волей,
- трезвым и вместе с тем изворотливым умом,
- был опытным и ловким политиком.
По происхождению прусский юнкер, он был монархистом по своим политическим убеждениям и злейшим врагом рабочего класса. Бисмарк понимал, что юнкерство не может игнорировать интересы быстро развивавшегося крупного капитала. Буржуазия к этому времени уже достаточно выросла и окрепла, и с ней приходилось считаться. В своей внутренней и внешней политике Бисмарк старался поддерживать тесный союз между юнкерством и крупным капиталом.
«Исключительный» закон против социалистов
Быстрое развитие промышленности сопровождалось ростом рабочего класса и усилением социалистического движения. В 1875 г. произошло собъединение эйзенахцев с лассальянцами в единую партию, принявшую название Социалистическая рабочая партия Германии (обычно ее называют социал-демократической). Усиление партии встревожило правящие круги. Особенно большой страх нагнал на них успех социалистов на выборах в рейхстаг в 1877 г. За социал-демократов голосовали 498 тыс. избирателей, они получили 12 мест в рейхстаге.
В 1878 г. правительство провело через рейхстаг закон против социалистов, который получил название «исключительного». Назывался он так потому, что ставил социалистов в исключительные условия, фактически запрещал деятельность партии. Были закрыты также те профсоюзы и даже рабочие спортивные общества, которые находились под идейным влиянием социалистов.
Закон запрещал издание социалистических газет и журналов. Социалистическая литература конфисковалась. Начались массовые аресты и высылки партийных работников без суда, в административном порядке.
Агрессивная внешняя политика Германии в 70-80-х годах
В 70-80-х годах германское правительство — дважды собиралось начать новую войну против Франции, чтобы низвести ее до положения немецкого вассала. Однако вмешалась Россия.
Она не желала и опасалась дальнейшего усиления Германии. Русское правительство дало понять германскому, что Россия не допустит нового разгрома Франции. Германия отступила, но от замыслов своих не отказалась.
Образование Тройственного союза
Готовясь к войне, Германия стала искать себе союзников. В 1879 г. она заключила союз с Австро-Венгрией, которая соперничала с Россией на Балканском полуострове. В 1882 г. австро-германский союз был дополнен союзом обеих его участниц — Германии и Австро-Венгрии с Италией, у которой к этому времени обострились противоречия с Францией. Обострение отношении между ними было вызвано, главным образом, тем, что в 1881 г. Франция захватила Тунис, на который претендовала Италия.
Военный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии получил название Тройственного союза. Таким образом, Германия встала во главе коалиции, которая была направлена против России и Франции. Бисмарк усматривал в России препятствие для осуществления своих политических замыслов. Он всячески стремился вредить России, но делал это чужими руками, стараясь натравить на Россию Англию и Турцию. Сам же он, заручившись союзом с Австро-Венгрией, прилагал немало усилий к тому, чтобы не доводить дела до русско-германской войны.
Страх перед Россией был главной причиной, побудившей Бисмарка воздержаться от нового нападения на Францию в 70- 80-х годах XIX в. (см. документ 1). Бисмарк понимал, какие трудности сулит ему борьба на два фронта — против Франции и России одновременно. Он вспоминал, что даже такие прославленные полководцы, как
- Карл XII и
- Наполеон,
терпели поражение в России. Бисмарк также понимал, что царизм тормозит развитие России, и поэтому, когда представлялся случай, всегда старался поддержать в России самые реакционные элементы.
Начало колониальных захватов
Одновременно с подготовкой к войне в Европе Германия начала захват колоний, которых требовал германский крупный капитал. При этом немецкие колонизаторы зверски расправлялись с мирным населением, не останавливаясь перед массовыми убийствами, грабежом, вероломством.
В 1882 г. агент бременского купца Людерица высадился в бухте Ангра-Пекена на юго-западном побережье Африки. За 200 устаревших винтовок и 2 тысячи марок он «купил» у местного племени готтентотов территорию в 350 кв. км. В дальнейшем германское правительство объявило ее своим протекторатом.
В Африку были посланы чиновники и солдаты, но попытки колонизаторов захватить новые земли вызвали сопротивление туземного населения. Тогда колонизаторы применили оружие. Немецкие войска вероломно нападали на поселения готтентотов и учиняли там зверские побоища. В результате кровавых расправ немцы расширили свои владения в Юго-Западной Африке (см. документ 2). Подобным же путем «приобретались» и другие территории. В 80-х годах Германия захватила первые колонии в Африке-
- Германскую Юго-Западную Африку,
- Германскую Восточную Африку,
- Того, Камерун.
Тогда же немецкие колонизаторы проникли в бассейн Тихого океана, овладев северо-восточной частью острова Новая Гвинея и близлежащими островами. Однако германским капиталистам приобретенные колонии казались совершенно недостаточными.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ- 1. БИСМАРК ОБ ОПАСНОСТЯХ ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ (Отрывок из письма О. Бисмарка)
Об этом [о нападении на Россию] можно было бы спорить в том случае, если бы такая война действительно могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских. Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации.
«Большая политика европейских правительств», т. IV, Берлин, 1922, стр. 302-303 (на немецком языке).
2. ЗВЕРСТВА НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ — ОТРЫВОК ИЗ ПРОКЛАМАЦИИ КОМАНДУЮЩЕГО ГЕРМАНСКИМИ ВОЙСКАМИ ГЕНЕРАЛА ФОН ТРОТА В 1905 Г.
. Народ гереро должен оставить свою страну. Если он этого не сделает, я заставлю его силой. Всякий гереро, с оружием или без оружия, со скотом или без скота, будет застрелен. Я не буду брать в плен женщин и детей, я стану гнать их назад, к их народу, или велю стрелять по ним. Вот мои слова народу гереро.
«Стенографические отчеты заседаний германского рейхстага. 1905-1906 гг.», т. V, Берлин, 1906, стр. 4059 (на немецком языке).
СВИДЕТЕЛЬСТВО УЧАСТНИКА ПОДАВЛЕНИЯ ВОССТАНИЯ ГЕРЕРО
22 августа в 5 часов утра мы настигли мятежников у Чивата, как раз в тот момент, когда они собирались переходить реку. Там был длинный, узкий мост, по которому они должны были пройти, так что мы могли совершенно спокойно подстреливать их. Таким образом, мы убили 76 человек, не считая тех, кто свалился раненым в реку. Многие хотели переплыть реку, но были проглочены крокодилами, которые в великом множестве водятся в этих местах. Посредине реки находилась песчаная отмель, на которой многие из преследуемых пытались отдохнуть. Но и там их достигали наши пули. Это было зрелище! Я стоял у реки позади упавшего дерева и выпустил 120 пуль. Все захваченные нами пленные были повешены.
ГЕРМАНИЯ В1919—1939 ГОДАХ ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Борьба демократических и реакционных сил в 1919—1923 годах
Народное хозяйство Германии в 1919—1923 годы переживало глубокий кризис. Выпуск промышленной продукции по сравнению с довоенным временем сократился почти наполовину. Значительная часть угля и металла отправлялась в качестве репарационных поставок в страны-победительницы. Потребление основных продуктов питания на душу населения резко сократилось. Повсюду 8-часовой рабочий день бы заменен 9—10-часовым. Немецкая буржуазия повсеместно старалась выйти из кризиса за счет усиления эксплуатации трудящихся. Резко была сокращена реальная заработная плата, которая стала самой низкой в Европе. По сравнению с 1900 годом она составила в 1918 году лишь 72 %. Величайшим бедствием для немецкого народа стала инфляция. Выпуск бумажных денег приобрел астрономические масштабы. Если в 1913 году за 1 доллар давали 4 марки, то в 1920 году — 65, а в 1923 году — 8 миллиардов марок. 20 государственных типографий работали на полную мощность, печатая бумажные знаки. Это привело к тому, что деньги стали дешевле бумаги, на которой они были отпечатаны. К концу 1923 года реальная покупательная способность населения составляла 16 % довоенного уровня.
Несмотря на тяжелейшее экономическое положение, Германия была вынуждена рассчитываться по репарациям. В 1919—1923 годы было выплачено в пересчете на золото 8 миллиардов марок.
Наступление буржуазно-юнкерского блока на экономические интересы трудящихся сопровождалось наступлением на демократические завоевания народных масс. Коммунистическая партия была загнана в подполье. Собрания, митинги, созываемые демократическими организациями, разгонялись полицией. В послевоенные годы германская социал-демократия, еще теснее связавшись с правящими классами, стала составной частью механизма буржуазной диктатуры.
Наступление монополий на права трудящихся вызывало рост народного недовольства. Значительная часть забастовок носила открыто политический характер. Самым крупным массовым выступлением немецкого рабочего класса было движение, приведшее к подавлению в марте 1920 года путча Каппа-Лютвица. К этому времени часть офицерства и юнкерства посчитали, что настало время открыто выступить против Версальского мира, не допустить сокращения армии. На пост диктатора был намечен крупный юнкер Вольфганг Капп — директор Восточно-Прусского земельного банка. Центром готовившегося выступления стал штаб военного округа Берлин — Бранденбург, во главе которого стоял генерал Лютвиц.
10 марта 1920 года Лютвиц явился к президенту Эберту и предъявил ультиматум, требуя разогнать Национальное собрание, назначить новые президентские выборы, отказаться от сокращения рейхсвера, прекратить выдачу Антанте военного снаряжении. Эберт не выполнил эти требования, но и приказ об аресте заговорщиков не отдал. Утром 13 марта части Каппа-Лютвица вступили в Берлин. Вызванные к президенту руководители рейхсвера отказались выступить против заговора. Правительство бежало из Берлина, а мятежники объявили об образовании правительства во главе с Каппом.
Однако выступление реакции встретило отпор со стороны народных масс. Коммунисты призвали народ к всеобщей забастовке. 15 марта 1920 года забастовка началась и охватила всю страну. Рабочих поддержали служащие и мелкая буржуазия. Отряды рабочих стали организовываться и вооружаться. Особенно острая борьба началась в Руре. Здесь отряды рабочих разгромили передовые части армейского корпуса, направленного против них. Стихийно стала создаваться Красная Армия Рура численностью в 100 тысяч человек. 17—18 марта рабочие отряды заняли Дортмунд и Эссен.
Такой поворот событий встревожил буржуазию и юнкерство, опасавшихся, что рабочие начнут свергать имущие классы. Верхушка буржуазии решила пойти на союз с социал-демократами и отмежеваться от путчистов. В этих условиях заговор повис в воздухе, лишившись поддержки. Через 5 суток после начала путча отряды Каппа покинули Берлин, сам Капп бежал в Швецию. Правительство Эберта-Бауэра вернулось в столицу.
Вместо наказания участников капповского путча правительство со всей силой обрушилось на революционных рабочих. Одновременно социал-демократическое правительство прилагало все силы, чтобы подорвать изнутри единый фронт борющихся рабочих масс. В неравной схватке против численно и технически превосходящего противника сопротивление рурского пролетариата было сломлено. Все это привело к еще большему усилению влияния военщины в стране. Спаситель буржуазного «порядка» — командующий рейхсвером генерал Сект — располагал огромной властью. Среди буржуазии все более распространялась мысль о необходимости замены в правительстве социал- демократических лидеров буржуазными деятелями.
Сменивший правительство Бауэра очередной кабинет Веймарской коалиции во главе с социал-демократом Германом Мюллером провел
6 июня 1920 года первые после ноябрьской революции выборы в рейхстаг. Социал-демократы потеряли по сравнению с выборами в Национальное собрание почти половину поданных за них голосов. Полевение рабочих масс привело к усилению коммунистов. После этого вожди социал-демократов сочли необходимым уйти в оппозицию. 20 июня 1920 года было образовано новое правительство во главе с лидером правого крыла центра Ференбахом. В него вошли представители трех буржуазных партий, которые стали проводить антирабочую политику.
Весной 1921 года обстановка в Германии обострилась. Правительство Ференбаха отказывалось выполнять принятые Парижской конференцией союзников условия выплаты репараций. В ответ на это франко-бельгийские войска заняли ряд немецких городов на правом берегу Рейна. Оккупированная территория была отделена от остальной Германии таможенной границей. Правительство Ференбаха под предлогом необходимости уплаты репараций организовало новое наступление на жизненный уровень трудящихся. Ситуация еще более обострилась. 5 мая 1921 года правительства стран Антанты вручили Германии ультиматум с требованием выплатить репарации на общую сумму 132 миллиарда марок и выполнить условия Версальского договора о разоружении и выдаче виновников войны. В случае отказа союзники угрожали оккупировать Рур. Кабинет Ференбаха подал в отставку.
Новое правительство возглавил лидер левого крыла католической партии центра Йозеф Вирт. 11 мая он заявил, что правительство принимает ультиматум. В августе 1921 года Германия внесла в счет репараций первый миллиард. Курс марки снова упал. В этой обстановке буржуазия страны решила найти выход из тяжелого положения путем восстановления торговых отношений с Советской Россией. 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции был подписан Раппаль- ский договор. На основе взаимного отказа от претензий и принципа равенства договор нормализовал отношения между двумя странами.
К этому времени стали нарастать в Германии реваншистские настроения, проводниками которых выступила крупная буржуазия. Под ее прикрытием члены террористической организации «Консул» убили двух членов правительства Германии. 13 ноября 1922 года в обстановке обострения внутриполитической жизни в стране правительство Вирта пало. Крупная буржуазия требовала ввести в правительство представителей народной партии — основной партии германского финансового капитала. Новое правительство было образовано лидером народной партии Вильгельмом Куно 22 ноября 1922 года и выражало интересы наиболее реакционной части монополистического капитала. Оно открыто стало призывать к срыву репарационных платежей. В ответ на это франко-бельгийские войска начали оккупацию Рура. В результате Германия лишилась 60 % добычи угля, 70 % выплавки чугуна. Тысячи предприятий страны остановились из-за отсутствия сырья, 60 % всех рабочих стали безработными. Марка потеряла почти всякую стоимость.
Оккупация Рура была использована для наступления на жизненный уровень рабочих со стороны монополий. К осени 1923 года зарплата сократилась в четыре раза, без средств к существованию в связи с падением курса марки оказались миллионы врачей, учителей, чиновников. Резко увеличилась смертность населения от голода и болезней. К осени 1923 года в Германии перестали хоронить покойников в гробах. Рабочие ответили на антинародную политику правительства Куно массовыми протестами. Коммунисты, насчитывавшие в своих рядах до 225 тысяч человек, призвали народ к вооруженной борьбе. Германия стояла на пороге революционной ситуации.
Напуганная размахом выступлений рабочих, буржуазия пошла на союз с французскими оккупантами, одновременно подняли голову сепаратисты. Один из них, обер-бургомистр Кёльна Конрад Аденауэр, выступил с требованием создать самостоятельную «Рейнскую Республику». Но патриотически настроенные круги германской общественности сорвали эти планы. 11 августа 1923 года началась трехдневная всегерманская забастовка, которая смела правительство Куно. 13 августа новое правительство возглавил один из лидеров народной партии Густав Штреземан. В состав правительства вошли представители социал-демократов, что упрочило его деятельность. 14 августа 1923 года забастовка была прекращена.
Осенью 1923 года обстановка в Германии достигла крайнего напряжения. 11 октября под нажимом рабочих в Саксонии было образовано рабочее правительство, 10 октября — в Тюрингии. Однако уже 21 октября под давлением встревоженной буржуазии в Саксонию и Тюрингию были введены войска рейхсвера и рабочие правительства были разогнаны. Этот шаг буржуазии вызвал возмущение рабочего класса. В Гамбурге Эрнст Тельман призвал к вооруженному восстанию. 23 октября 1923 года рабочие города разоружили 17 полицейских участков и захватили оружие. Началось строительство баррикад. Три дня 300 рабочих сражались в Гамбурге против 6 тысяч солдат, но, не получив поддержки в других частях страны, прекратили борьбу.
Реакция в очередной раз перешла в наступление. 6 ноября 1923 года в Мюнхене члены национал-социалистской партии совершили попытку фашистского переворота. Они собирались свергнуть имперское правительство и заменить его правительством во главе с Гитлером. В этот день гитлеровцы в мюнхенской пивной «Бюргерброй» объявили правительство и президента Эберта низложенными, а Гитлера провозгласили диктатором. Однако эта попытка национал-социалистской партии пробраться к правительственному рулю успеха не имела. На следующий день на улицах Мюнхена полиция обстреляла колонну фашистов. Гитлер, Людендорф и ряд других руководителей «пивного путча» были арестованы.
Фашистская национал-социалистская партия была создана еще в январе 1919 года. В июле того же года седьмым по счету членом ее стал Гитлер, быстро выдвинувшийся на положение вождя. С момента возникновения гитлеровская партия выступала как партия крайне враждебная революционному движению, партия крупного капитала, действовавшая в тесной связи с военщиной. В 1923 году попытка фашистского переворота не удалась из-за незначительного влияния гитлеровцев в стране, а также потому, что руководящие круги германской буржуазии в этот момент считали несвоевременным заменять фашистской диктатурой буржуазно-парламентский строй.
Воспользовавшись поражением немецкого пролетариата, германская реакция перешла в наступление с целью добиться стабилизации капитализма в стране. В ночь на 9 ноября 1923 года президент Эберт под предлогом борьбы с сепаратизмом в Баварии (имелся в виду «пивной путч» Гитлера) передал всю исполнительную власть в стране в руки командующего рейхсвером генерала Секта. 20 ноября Сект издал приказ о запрещении Коммунистической партии. 30 ноября правительство Штреземана было заменено реакционным правительством католика Маркса, в состав которого вошли полуфашисты-националисты. 6 декабря 1923 года рейхстаг предоставил новому правительству чрезвычайные полномочия.
Опираясь на эти чрезвычайные полномочия, правительство Маркса за два месяца в целях «экономии» уволило 400 тысяч чиновников, сократило пособии по безработице, старости, инвалидам войны и труда. 8-часовой рабочий день был повсеместно заменен 9-ти и 10-часовым рабочим днем. За период с 1 января 1924 по 1 апреля 1925 года 6345 германским коммунистам были вынесены обвинительные приговоры. Они предусматривали в общей сложности 1108 лет каторжных работ и 4670 лет тюремного заключения. Поражение немецкого рабочего класса открыло путь к временной, относительной стабилизации капитализма в Германии.