Мировое значение русской культуры. русская культура и славянские народы

190,Славянская культура

By continuing to browse, you consent to our use of cookies. You can read our Cookie Policy here.

Духовная культура славянской Руси: религия и ведические обычаи

Славянская культура до крещения Руси имела свободу общения с Богами и Предками, многоликость Покровителей и единение с ПриРодой. В отличие от христианства и в соответствии с принципом языческих религий других братских народов в русской духовной культуре существовали три мира: Навь, Явь и Правь. В каждом из них были свои жители, и путешествовать по ним можно было легко и просто, совершая Круговорот Лет и не боясь исчезнуть и быть забытым своим Родом навсегда.

Боги хранили все три Мира и следили за соблюдением закона нахождения в нем всего сущего, приводили в равновесие вверенную им область знаний и бытия. Славянский Пантеон состоял из множества тех, кто произошел от самого главного Бога Рода нашего Русского. Люди же отвечали благодарностью им за помощь и обращались к ним с подарками, угощениями и славлениями.

В культуре каждого славянского народа присутствовало понимание солнечной энергии как Жизненной силы, и оно отображалось в свастичной символике – Коловрате, на основе которого создано немало оберегов и орнаментов. Наши предки чтили стихии – землю, воздух, огонь и воду как составляющие Яви и податели пищи, вообще возможности существования. В отличие от современных варваров, они никогда бы не позволили себе загрязнение окружающей среды, беспричинное уничтожение лесов и полей, болот и рек. И эту традицию древнерусской культуры нужно возродить немедленно – ибо, уничтожая ПриРоду, мы уничтожаем Род свой и своих Потомков.

По этой же причине все славянские праздники и дни почитания Родных Богов и Богинь были естественно и мудро приурочены к ПриРодной смене сезонов, солнцестоянию и равноденствию. Некоторые из них остались в культуре со времен древней Руси и сегодня – например, Комоедица или Масленица, Купало. Замаскированные под христианские каноны и легенды, они прошли долгий путь и все же остались в жизни и сердце славян.

СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА /Истина в красоте Души!

1,474 posts

Прежде чем побороть зло в мире, нужно сначала побороть зло в себе…

Славянские традиции и обряды в возрождении и развитии культуры Руси

К счастью – и после насильственного крещения Руси славянская культура сумела отстоять множество традиций и обрядов, пусть даже в несколько измененной форме. Отголоски древнерусских правил и обычаев остались в современных свадебных церемониях и поминовении усопших, в праздновании некоторых истинно языческих праздников засева или сбора урожая – Спасов и т.д.

Традиционные славянские обереги и исконно русская одежда с символикой тоже входит моду и становится предметом изучения и создания стильных коллекций из натуральных тканей с использованием ручной работы. Причем эта тенденция не сбавляет оборотов, а только прибавляет их уже вот уже последние несколько лет. Не стали исключением и мы – и тоже создали раздел по продаже русских рубах и другой славянской одежды для мужчин, женщин и детей, а также обуви, поясов и амулетов со знаками веры в Родных Богов. Здесь есть товары для проведения обрядов и ритуалов, а также для ношения их в повседневной жизни, создания уникального и самобытного гардероба.

Все чаще и охотнее создаются профессиональные и любительские реконструкции событий на Древней Руси, где русская культура наглядно отражена в сценарии события и костюме каждого участника. Такие реконструкционные бои подразумевают использование старинного славянского оружия: мечей, палиц, шашек, топоров, нагаек и других видов.

Занятия

Селение у рек и прочих водоемов располагало местных жителей к такой деятельности, как рыболовство или бортничество. После вырубки части леса, на его месте начинали выращивание проса, ячменя, пшеницы, ржи, льна и хмеля. В рамках натурального хозяйства каждая семья, как правило, сама удовлетворяла свои потребности. Мужчина был плотником, производителем инструментов, пчеловодом и пивоваром, а женщина воспитывала детей, готовила пищу, ткала и шила одежду, делала из кожи и меха обувь.

Только два ремесленнических вида производства требовали разделения труда — гончарное дело и металлообработка. Блюда были тонкими, первые делались вручную, а затем с помощью гончарного круга. Славянам характерны горшки без ушей, имеющий вместо него особые ручки в формате изогнутых краёв сосуда. Блюда украшались волнистыми (в основном, шнуровая керамика), в нижней части судна помещался знак, вероятно, «клеймо» гончара. Кузнецы подковывали лошадей, изготавливали железные лезвия для плугов (которые пришли на смену ралам и сохам), основные инструменты и металлическое оружие (ножи, лезвия копья и топоры). Оружие лучшего качества, такое как кинжалы и мечи, доставляли из других стран, вероятно, главным образом, из области Моравии и Германии.

Художественная и музыкальная народная культура Руси

Языческая и ведическая древнерусская культура хорошо сохранилась в литературе: былинах, сказах и сказках. Три богатыря символизируют могучие силы и дух Русского народа, в русских народных сказках отражены многие Боги и Богини в лице Кощея, Деда Мороза, Бабы Яги и Ивана, а также продемонстрирован удивительный мир леших, водяных, кикимор, русалок, домовых – духов, оберегающих свои владения. Если вы хотите легко и просто, играючи донести ребенку информацию о язычестве на Древней Руси – читайте ему эти сказки и рассказывайте о роли того или иного персонажа в русской культуре и Родной Вере.

К сожалению – музыкальная древнерусская культура дошла до нас не в том объеме, что хотелось бы. Русоведы по сей день пытаются собрать еще больше песен, запевок, закличек и обрядовых начетов по землям бывшей Московской и Киевской Древней Руси. Однако деревенских поселений становится все меньше – и вместе с ними исчезает и память о инструментах, мотивах и слагаемых мелодиях. Музыкальная культура и русские народные песни живут лишь в этно-коллективах, которые становятся популярными на весь мир и стараются донести любовь к Родным Богам, чувство важности и ответственности перед ПриРодой, славить Явь, Правь и Навь пусть даже в современном аранжировании, но абсолютно искренне.

Таким же образом поддерживается интерес и к славянской культуре в области русских народных танцев. Исключение составляет лишь всем известный хоровод – обрядовый танец, объединяющий людей и обеспечивающий взаимообмен энергией, сбор ее и направление на совершение какого-либо ритуала или просто в знак сплоченности и всеобщей радости. Его водил в жизни хоть раз каждый из нас: вокруг ели, или при играх в детском саду.

Религиозные верования

Славяне поклонялись силам природы. Западнославянские племена строили в честь своих божеств богатые храмы, которые обслуживались жрецами. В большинстве племен, которые не строили храмы, поклонение богам проходило в «священных рощах». Помимо основных божеств были незначительные духи природы — рек, лесов, полей и дома.

Каждая семья поклонялась духам предков. Считалось, что они пребывают в темноте и холоде за пределами мира и завидуют живым. Чтобы успокоить их и дать им почувствовать себя живыми, им приносились дары как дома, так и во времена весенних и осенних праздников мёртвых, когда люди шли посещать их могилы и приносили им еду. Также, у них были боги Доля (удача) и Недоля (неудача). Со временем, однако, их культ смешался с культом поклонения предкам.

Большинство славянских могил — скелетовые, реже — кремированные. Вместе с покойным хоронили его предметы повседневного быта, а реже (в основном, у Восточных славян) хоронили лошадей и оружие (особенно в курганах с покойным вождем).

Русская культура в быту славян: Ремесло

Основная проблема и задача современного русского общества – возрождение славянского культурного быта – Ремесел. Между тем, на Древней Руси им придавалось не только практическое, но и обрядовое значение. Веретена, прялки, ткацкие станки использовались для создания родовых рушников и одежды. На мужских и женских рубахах вышивались обережные орнаменты и символика Родных Богов: руны, чиры, печати и другие славянские символы.

Предметы быта, ставшие сейчас частью древнерусской культуры и занимающие почетное место в этнических городских музеях: сундуки, утварь и прочее – тоже защищались нанесением таких знаков-амулетов, выбор которых зависел от назначения изделия и Покровителя того или иного Ремесла.

Особый ряд в предметах быта представляют куклы-обереги. Делать их – это особое искусство, а каждый их вид несет в себе сакральный обрядовый смысл. С этими славянскими куклами не играли, а крутили-мотали их для привлечения достатка и счастья в дом, благополучной беременности и родов, сохранности урожая и нажитого имущества, счастливой семейной жизни.

В нашем интернет-магазине недавно открылся целый раздел, посвященный этому русскому народному искусству – куклам-оберегам, выполненным точно в соответствии с правилами и культурными традициями времен Древней Руси. Также вы найдете в каталоге сайта и другие предметы славянского быта: топоры, сундуки, картины, часы. Ознакомьтесь со всем ассортиментом Зареницы, и вы увидите – сколько души и сердечного тепла, умения и терпеливости вложено в каждое изделие!

В свою очередь мы искренне благодарим каждого нашего Мастера за то, что с помощью его рук сохраняется древнерусская, славянская – Родная культура.

За то, что они несут Знания и передуют их своим Потомкам – за то, что сумели заинтересовать посетителей этого информационного портала своими работами и уже несколько лет рассылают их своим будущим владельцам по всей России – возрождая Древнюю и Могучую Русь!

Торговля

Первоначально был только бартер между жителями одного ополя или племени. В заключительном периоде, однако, можно увидеть следы доисторических торговых путей славян как внутри их собственной территории, так и за её пределами, в основном, в Риме, в Германии и Византии. Как все молодые и примитивные культуры, древние славяне использовали римские, византийские, арабские и персидские монеты в торговых сделках, но не чеканили своих монет. Самый известный торговый путь — т. н. янтарный путь, идущий от Балтийского моря до Аквилеи в Италии. Важный опорный пункт на маршруте — Калиш.

Славянская культура в эпоху глобализации

В истории славянских народов Константинополь сыграл огромную роль. Он был крупнейшим центром европейской культуры в течение более тысячи лет: от античной эпохи до развитого средневековья, практически до эпохи ренессанса, в которую он внес большой вклад. Отсюда, из Византии, к славянским народам пришла письменность. Отсюда же пришло ко многим из них и христианство, принявшее позднее черты православия. Падение Константинополя в 1453 году угасило этот очаг культуры. Для славянских народов это был сильный удар со многими негативными последствиями. Больше других пострадали южнославянские народы — болгары и сербы, а также греки и румыны, попавшие на долгие века под османское владычество.

Читайте также  Русь в период феодальной раздробленности

Но бурный расцвет славянских культур в XVIII и XIX веках, способствовал становлению национального самосознания, именно культура, борьба за её национальные формы явилась основной сферой политической, общественной и духовной жизни славянства. Происходит становление новых литературных языков, собиратели фольклора дают импульс к созданию оригинальных произведений народного творчества. Славянский романтизм становится ведущим стилем эпох, основная направленность которого, основывается на идеях патриотизма. Появились выдающиеся поэты, художники, композиторы: Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Мусоргский, Суриков, Верещагин — целая плеяда деятелей культуры, внёсших огромный вклад в европейское культурное пространство.

Были сломлены представления сложившиеся в западных странах о том, что европейская цивилизация сконцентрирована лишь вокруг романо-германской оси. Между тем европейский континент даже с этнополитической точки зрения — всегда был славяно-романо-германским треугольником. А культура играла и играет основополагающую роль в понятии цивилизации.

Европейская цивилизация представляется весьма сложным явлением. В основе ее лежат христианство (будь то в католической, православной или протестантской форме) и античное наследие (эллинское и римское). Она вышла далеко за пределы европейского континента и включает в себя Северную Америку (США и Канаду), Латинскую Америку, Австралию и даже Новую Зеландию. Очевидно, что отдельные ее части обладают определенным своеобразием и известной автономией. Такой автономией обладает и «славянский мир», т.е. совокупность славянских народов, по крайней мере, та их часть, которая пред­ставлена православными народами. С известной долей условности сюда примыкают и народы, входящие в круг «поствизантийского наследия» (в Европе — греки и румыны, на Кавказе — грузины и армяне). Говоря о славянах, следует учитывать, что они никогда не жили изолированно от других народов, тесно с ними взаимодействовали, а в отношениях между собой — нередко враждовали.

Если взять европейскую цивилизацию в рамках европейского континента, то надо отметить, что она представлена рядом базовых культур, в число которых входят французская, германская, английская, итальянская, а также русская культура. Для русской культуры и ее гуманитарного комплекса характерно наличие трёх проблем, которые появились в период формирования современного национального самосознания в XIX веке и памятны по дискуссиям того времени между славянофилами и западниками — «Россия и славянский мир» и «Россия и Запад», «Россия и Восток». Все эти три проблемы составляют тот далеко не равнобедренный треугольник, в котором бьется живая мысль и в настоящее время.

Отмеченные проблемы всегда волновали русское общественное мнение. Естественно, что интерес к ним возрастал в переломные эпохи. В самом начале Первой мировой войны Валерий Брюсов — поэт-философ, энциклопедически образованный человек, обладавший широчайшими знаниями и умением формулировать проблемы, написал стихотворение, в котором было следующее четверостишие:

Не надо несбыточных грез. Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос:

Кто мы в этой старой Европе?

Хотя В. Брюсов и не дал окончательного ответа на этот вопрос, характерно, что он как бы перекликался с известным стихотворением Александра Блока: «Да, скифы мы, да азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». Так ли это? Теория «Евразийства» стала заполнять культурное пространство России. Её объявляют особой цивилизацией с евразийским менталитетом. Выдающийся русский учёный Н.А.Бердяев считал эту теорию вредной, так как она отрезала Россию от славянства, отмежёвывала от Европы и отодвигала далеко на Восток. Россия всегда была страной, органически входящей в европейскую цивилизацию, и с соответствующей культурой, которая имеет, конечно, ярко выраженное своеобразие. Выдающийся современный славяновед, профессор, директор института славяноведения В.К.Волков, так ответил на поставленный В.Брюсовым вопрос:

О нет, не скифы мы, не гунны, не сарматы

Мы европейцы, а не азиаты.

Если говорить о нынешнем положении славянских народов в рамках европейской цивилизации, придется констатировать их крайнюю распыленность. Крушение коммунистического строя сопровождалось распадом многонациональных государств — СССР, Югославии, Чехословакии, проживших более 70 лет в рамках единых государств. Причины такого разъединения коренятся в особенностях доставшихся в наследие от советского периода как следствие не только социальных, но и национальных экспериментов, проводившихся над целыми народами. Это третий переживаемый славянскими народами кризис в отношениях между собой (первые два наблюдались после Берлинского конгресса 1878 г. и после Октябрьской революции в России 1917г., когда правительство демонстративно отмежевывалось от любых форм сотрудничества славянских народов). Вновь образованные славянские государства на постсоветском и постюгославском пространстве редко ладят между собой, многие из них стремятся к вступлению в НАТО и в Европейский Союз, причем пренебрегая прежним сотрудничеством.

Между тем эпоха глобализации и информатики, в которую мы ныне вступили, несет с собой не только заложенные в ней положительные технические возможности, но и определенные угрозы национальным культурам. Засилье безликой, массовой поп-культуры, базирующейся на формуле трёх «С» страхе — сексе — силе, не только на экранах телевизоров, но и в повседневном быту, грозит cвести национальную идентичность до этнографического уровня. Особенно тяжелые испытания судьба может приготовить малым славянским народам, недавно обретшим свою государственность, каких теперь немало. Словенцев и македонцев насчитывается до 2 млн. человек. Словаков и хорватов — до 5 млн. Каков должен быть порог численности народов, способных выстоять в глобализирующемся мире?

Совершенно естественно, что каждая славянская страна в своих действиях будет руководствоваться собственными национально-государственными интересами. Никто не прогно­зирует каких-то политических объединений по этническому признаку. Но сотрудничество стран, экономика которых складывалась ранее в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, просто необходимо. К числу приоритетных сфер сотрудничества относится и культура. При этом нельзя допускать проявления ксенофобии, которая грозит серьезными политическими конфликтами. Она существует между отдельными славянскими народами.

Но наиболее тяжкие последствия может повлечь за собой русофобия, которая в последнее десятилетие дала о себе знать как в прибалтийских странах, так и в некоторых славянских государствах. Эти настроения опасны, в первую очередь, для них самих. Русофобия — это раковая опухоль на теле славянства. Для оценки ее следует иметь в виду, что Россия является крупнейшим славянским государством, а русские по численности составляют большую половину всех славян. Более того, русская культура обладает статусом одной из базовых культур европейской цивилизации, чем не может похвастаться ни один другой славянский народ. Даже с этой точки зрения русофобия сродни желанию плюнуть в колодец, из которого потом придется напиться. Следует также иметь в виду, что «новый мировой порядок», становление которого мы наблюдаем сейчас и который является очередной конкретно-исторической системой международных отношений, не может быть вечным.

Но и в нынешней геополитической ситуации, если отбросить пропагандистскую шелуху и не быть жертвой информационно-психологической войны, которая не прекращается в мире ни на минуту, Россия ни в коей мере не является пешкой, она остается великой державой по своему политическому весу и военной мощи. Что же касается ее экономического положения (которое также улучшается), то еще наш великий историк В.О. Ключевский отмечал, что уровень жизни россиян никогда не соответствовал ее реальной роли в мировой политике.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: славянство в целом и Россия, в частности, принадлежат по всем параметрам европейской цивилизации. Вклад всех народов и их культур в ее развитие чрезвычайно высок. И нам надо постараться сохранить все то ценное, что было накоплено веками. Культура есть материализованная субстанция духовного состояния общества. И оттого, каким будет духовное состояние общества, зависит будущее нашей страны, будущее цивилизации, будущее нашей планеты Земля!

(В докладе использованы материалы международного симпозиума «Славянский мир в третьем тысячелетии», научные исследования Члена-корреспондента РАН, директора института славяноведения РАН — В.К.Волкова).

Территория и её влияние на развитие славянской культуры.

Славяне между Карпатами и Днепром

Любор Нидерле. Славянские древности. М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян.
Глава I. Территория и её влияние на развитие славянской культуры.

Территория, на которой, согласно гипотезе, изложенной в книге I «Славянских древностей», развивалась культура праславян, а именно область между Вислой, Карпатами и средним течением Днепра, по своему характеру была в большей своей части неприветлива. В Полесье, да и не только там, имелось много стоячих вод, которые весной превращались в огромные озера, известные уже и древним географам1. Большая часть территории была покрыта непроходимыми дремучими лесами, в которых средства к существованию можно было добыть только тяжелым трудом земледельца и нелегкой охотой на диких зверей2.

«Беловежская пуща» – это живой, сохранившийся по сегодняшний день остаток этого девственного леса. За исключением южной окраины, родина праславян в основном была негостеприимной, климат в ней был холодный, средняя годовая температура составляла плюс 7-8°С. Этим суровым характером страны, с одной стороны, и отдаленностью её от больших культурных центров древности, с другой, объясняется то, что культура славян до той поры, пока они жили вместе на своей прародине, была невысокой, да иной она и не могла быть.

Хотя по территории, занимавшейся славянами, или неподалеку от неё и проходили торговые пути, однако они мало использовались купцами; от двух крупных торговых путей – вислянско-одерского и днепровского, – проходивших по её западной и восточной окраинам, купцы редко отходили в глубь праславянской родины, о чём свидетельствуют археологические находки, которые, за исключением неолитических, являются здесь редкими. Больше всего таких находок встречается в Прикарпатской полосе, в нынешней Галиции, однако весьма сомнительно, обитали ли там славяне раньше. Что касается всей остальной территории, заселенной праславянами, то к ней относится, несомненно, в ещё большей степени то, что позднее писал Галл во введении к своей хронике о Польше: «Regio Polonomm ab itineribus peregrinorum est remota et nisi transeuntibus in Russiam pro mercimonio paucis nota»3.

Так страна и её обитатели оставались в стороне от культурных достижений, относились ли они к домашнему быту, производству предметов потребления или произведениям искусства, и культура их была бедной и примитивной вследствие изолированности. Лишь после расцвета Римской империи, когда границы её при Августе достигли Дуная, а при Траяне – Семиградских Карпат и среднего течения Днестра, сильное влияние римской культуры впервые стало проникать в праславянские земли и при этом в глубь Руси и в Прикарпатье. А вскоре, частью одновременно с римским, частью позднее – вместе с готами, пришло новое сильное культурное влияние, также распространившееся далеко за Вислу к среднему Днепру. При посредстве готов среди обитавших здесь славян распространилось, с одной стороны, влияние германской культуры, которая тогда была выше славянской, с другой – влияние культуры римской и христианской.

Ещё большее значение, чем утвердившееся влияние этих двух упомянутых выше культур, имело распространение славян со своей прародины в соседние, а иногда и в отдаленные земли, особенно усилившееся примерно со II или III веков н. э. Хотя западные славяне застали восточную Германию в основном безлюдной, но здесь всё же сохранились остатки германских поселений и галльских городов.

Южные славяне, распространившись до Дуная и за Дунай, были поражены римскими и греческими городами, виллами, водопроводом и мостами, а восточные славяне столетие за столетием всё глубже и глубже попадали в сферу влияния черноморских культур – греческой, сарматской и хазарской.

Таким образом, значительная часть славян пришла в тесное живое общение с более высокими культурами, в той или иной степени оказывавшими на них влияние. Так, мы видим, например, что уже в VII и VIII веках южные славяне широко использовали римские методы ведения боя и важнейшие военные изобретения.

Читайте также  Начало переломного этапа великой отечественной войны

Вторая половина первого тысячелетия также принесла с собой новое культурное влияние. Из Азии пришли гунны и авары, принесшие с собою в среду славянства ряд новых институтов, обычаев, изделий, а начиная с VIII века значительное влияние на Центральную и Восточную Европу стали оказывать империя франков и завоевания Карла Великого и его преемников, которые принесли с собой христианство и привели к полному изменению условий существования и домашнего быта.

В тот же период на Восток, в среду днепровского славянства стали активно проникать скандинавы, принесшие с собой совершенно новую, особую культуру, соперничавшую там с сильным влиянием азиатских культур, распространявшимся среди южной части восточного славянства купцами, плывшими по Чёрному морю и Дону или подымавшимися вверх по Волге.

Это множество интенсивных культурных связей совершенно изменило древний праславянский быт. Мы встречаем в нём римские обычаи и нравы, римско-германское, ремесло, вернее, римские ремесла, распространявшиеся германцами; видим новые германские обычаи и институты, хозяйственные нововведения, развивающееся морское дело, подражание германскому и византийскому искусству; видим, как южные и восточные славяне подпадают под влияние Востока; мы видим, как даже христианские представления проникают в языческие верования.

Все это, с одной стороны, подняло славянскую культуру на более высокую ступень – славяне вступают в ряд культурных народов, – с другой же – денационализировало её, так как она частично утеряла свой хотя и простой, но присущий только ей славянский характер. И хотя своих особенностей славянская культура полностью не утратила, так как они в довольно значительной степени сохранились даже в заимствованных славянами вещах, на которых виден был её отпечаток, всё же в конце языческого периода славянская культура уже является иной, чем культура праславянская; она значительно отличается от неё, будучи к тому же более высокой и разносторонней. И все же славянская культура никогда не достигала уровня соседних, не могла сравниться с ними по своему материальному богатству и всегда была беднее восточных культур, а также культуры римской, византийской и даже германской, которая раньше, чем славянская, сумела воспринять прогрессивную римскую культуру.

«Мы, Словене – простая чадь» (- просто дети!), – охарактеризовал свой народ ещё в IX веке моравский князь Ростислав, когда просил императора Михаила прислать к нему наставника христианской веры4.

В последующих главах я сделаю обзор славянской культуры, который, разумеется, не является и не может являться полной систематизацией культурных древностей. Порядок построения этих глав вытекает, во-первых, из попросту тематического разделения культуры, во-вторых, из того, в какой степени отдельные источники представляют материал для такого обзора. Поэтому, рассматривая, например, быт и жизнь славянина, последнему ее этапу, а именно погребению, я посвящаю специальную главу, так как славянский фольклор, а в ещё большей степени археология представляют нам столько материала, что ему нельзя не уделить больше места, да к тому же и материал этот таков, что заслуживает специальной главы. В то же время остальное описание быта славян из-за недостатка данных или недостаточной их разработки ограничивается лишь одной небольшой главой.

Порядок глав сохранен тот же, что и в книге II — «Жизнь древних славян».

1. См. Ptolem., III.5, 6 (Άμάδοκα λίμνη); «Slov. star.», I, 366. До проведения мелиоративных работ, предпринятых в 1874–1899 годах генералом Жилинским, в Полесье из общей площади 8 720 ООО гектаров земли было еще 6 540 ООО гектаров болот; в 1882 году в Полесье на каждый квадратный километр приходилось 5,8 чел. См. «Źiv. St. Slov.», 1,38.

2. Этот лесистый и суровый характер славянских земель отмечают, например, Галлус (proemium), анонимный Персидский географ (ed. Туманского, 134), Ибн Русте и Гардизи (ed. Bartold, 99), а позднее Длугош (I, ed. Przezdziecki, 1.8), «Źiv. St. Slov», I, 46.

3. Bielowski, Mon. Polon. Hist., I, 394.

4. «Житие Константина» (конец I века), ed. Pastrnek, D^’iny slov. apostolu (Praha), 225. Точно так же «простыми» назвал славян в 584 году Иоанн Эфесский (VI.25). См. «Slov. star.», II, 207.

Мировое значение русской культуры. русская культура и славянские народы

Славянская культура в современном мире.

http://slavculture.ru/

Не стоит думать, что культура наших предков – древних славян, ушла в историю и не имеет своего выражения в современном мире. Это абсолютно не так. Мы все чаще можем наблюдать возвращение к истокам, к Великой Мудрости предков, к Славяно-Арийским Ведам. И, конечно, это имеет позитивное значение.

Обряды и праздники

Начнем с того, что многие праздники и традиции славян мы соблюдаем до сих пор. Ярким подтверждением этому является празднование Масленицы. Как известно, этот праздник отмечали во времена язычества, но с приходом христианства о нем не забыли, просто подвергли некоторым изменениям.

Кроме того, остались с древних времен многие обряды, например, свадебные: выкуп невесты, девичник и мальчишник. Не будем забывать и о поминальных днях, особенностях погребальных обрядов. А приметы, в которые мы так верим, тоже из прошлого. Все это – славянская культура, которая продолжает существовать в современном мире.

Костюм и стиль

Обратимся к современной моде и стилю. Довольно актуальными в последнее время становится все славянское: и внешность девушек (естественность, длинные волосы), и элементы одежды (например, вышивка). Это касается и тканей: все чаще производители шьют одежду из натуральных тканей (хлопок, лен), которые использовали и древние славяне. Причем ткани эти не красят, сохраняя их первозданный цвет.Вообще светлые и пастельные тона в одежде – основа славянского современного стиля. Вся одежда имеет свободный крой, не стесняет движений и не облегает выступающие части тела. Современные модницы носят платья-рубахи, украшенные вышивкой, кружевом. Не остались без внимания и сарафаны.

Другие сферы жизни и культуры

  • Есть нотки славянской культуры и в современной музыке. Наверняка многие заметили, что происходит возвращение к этническим и народным мотивам. Используют и древние славянские музыкальные инструменты.
  • Еще одним фактом, доказывающим наличие в современности славянской культуры, являются имена. Родители все чаще называют своих детей исконно славянскими именами (Богдан, Святослав, Снежана).
  • Теперь обратимся к литературе. На протяжении многих лет не теряют своей популярности истории о богатырях (Илья Муромец, Алеша Попович). Про них читают еще со школьной скамьи, воспитывая в детях уважение к культуре своего народа.
  • В кинематографе славянская культура тоже нашла свое место. Режиссеры нередко обращаются к тематике язычества, жизни древних славян. Это позволяет людям ближе познакомиться с прошлым своим предков, узнать для себя что-то новое.
  • Если обратиться к духовной культуре, то сегодня во многих славянских странах наблюдается возрождение язычества (иногда можно услышать термин «неоязычество»). То есть люди отказываются от своих религий (чаще христианства) в пользу веры предков. Они возрождают традиции и обычаи славян-язычников, начинают поклоняться этим богам. Создаются организации, занимающиеся восстановлением славянской культуры (как материальной, так и духовной), по всему миру.
  • Также люди сегодня используют разного рода обереги и символы, которые были у древних славян. Например, украшения, подвески с символами богов славянского пантеона (Велеса, Белбога). Носят и защитные обереги (Ладинец, Молвинец).
  • Во многих странах ежегодно празднуют Дни славянской письменности и культуры. Этот праздник посвящен памяти Кирилла и Мефодия – создателей кириллицы.

Таким образом, славянская культура нашла в современном мире свою нишу. К ней обращаются и в плане морали. Например, все чаще идеалом женщины становится та, которая верна своему мужу, отдает всю себя семье и детям, заботам о доме, очаге. Это исконно славянские устои. Идеал мужчины – это защитник, домострой. И такие тенденции, несомненно, положительно отразятся на жизни всего общества. Порядочность, милосердие, доброта, забота о близких – все это было так типично для наших предков. И было бы хорошо вспомнить современным людям об этих качествах и воспитывать их в себе и своих детях.

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

II . Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. «В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения».

Культура Руси, ее традиции и символы, складывается в те же века, что и становление русской государственности. В отличие от своих арийских собратьев, например, романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное «запаздывание» способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов.

Открытость древнерусской культуры, мощная опора ее традиций на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний и символов привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры.

Значение русского наследия Древней Руси в истории русской культуры

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне, так же как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение варварских племен IV — VIII вв. (великое переселение народов), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для себя два места обитания — Карпаты и побережье Балтийского моря, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII — VIII вв. восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов — Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию (из «варяг в греки»). В IX — Х вв. здесь жили племена уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Читайте также  Внешняя политика юстиниана

Главным занятием восточных славян в раннюю эпоху (V-VIII) было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами. Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле, особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

В VII — VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города — центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути.

До заселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI — VШ вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищем и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяла огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов.

Центральное место в культуре славян этого периода занимала языческая религия. Язычество — это религиозная форма освоения человеком мира. «Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив».

Языческие боги стали первыми символами древнерусской культуры.

Древними славянами обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери-Земле. Довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами — русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца — Даждьбог, бог ветра — Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками». Почитали Рода — творца Вселенной и Рожаниц — богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир.

В русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Славяне сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

Древнерусская (российская) культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтнических компонентов. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Эти религии привносили свои символы и традиции. Славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иудаизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с хазарами, народами Средней Азии, Византией, Европой.

Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Весь оригинальный исторический опыт восточного славянства стал достоянием единой древнерусской культуры.

Несущим элементом культуры является язык. Любой язык является продуктом многовековой истории. Это относится как к его материальной, фонетической стороне, так и к его значимой стороне, смыслу языковых единиц. Далеко не случайно, что период превращения славянских народностей в нации тесно связан с борьбой различных общественных групп вокруг проблем литературных языков. Так было и на Руси.

Наука о языке еще в начале XIX в. установила, что славянские языки относятся к большой семье индоевропейских языков, в которую наряду с ними входят балтийские, германские, романские, индийские, иранские, греческий, албанский, армянский, хеттский и некоторые другие языки. Названные языковые группы выделились несколько тысячелетий тому назад из общего индоевропейского языка-основы. На этом языке, как предполагают специалисты, говорило когда-то индоевропейское племя или группа племен. В настоящее время полагают, что они обитали в ряде областей Центральной и Южной Европы, а затем колонизировали огромные области от Европы до Индии (с этим связано и название «индоевропейские языки»). Естественно, что за 5-6 тысячелетий обособленного развития в отдельных индоевропейских группах самым существенным образом изменились фонетическая и грамматическая системы, произошли большие перемены в их словарном составе. Именно поэтому представитель одной группы индоевропейских языков уже не может без подготовки понять речь представителя другой группы, например славянин германца, романца, грека или индийца.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Однако еще в дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса. Устные поэтические произведения о прошлом — былины — также стали символами культуры Древней Руси. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. Народная память прочно удержала образ князя Владимира — он стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов (Добрыня Никитич, Путята и др.). Это показывает историческую роль великого князя, хакана земли Русской, как его именовал Илларион, — Владимира Святого. В народной памяти былинный эпос сохранился до наших дней.

Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров, прочно внедрился на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Древнерусская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие для Северно-Восточной Руси и т.д. На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. Русь не просто слепо копировала чужие влияния и заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему народному опыту.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, и представление о красоте, художественном творчестве.

Характерными чертами древнерусской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. Эти особенности культурных традиций Древней Руси проявились не сразу, а развивались в течение столетий. Но потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу.

И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие традиции и символы русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии (верховная власть принадлежала великому киевскому князю) Однако во второй половине XI — н. ХII в. здесь по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. Князь в эту эпоху еще не был полновластным монархом, а выступал скорее первым среди равных. Его обязанностью было распределение дани среди дружинников. Решение по всем важным делам государства он принимал после совета с ними.

К ХП веку древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали участниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Вторая половина XII и начало XIII в. является уже временем упадка, обеднения и запустения Киевской Руси. С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится уже на следующий период в истории России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: