Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Уложенная комиссия 1767-1768 годов

  • Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов
  • Состав комиссии
  • Суть деятельности Уложенной комиссии
  • Структура и история написания «Наказа» Екатерины II
  • Причины роспуска уложенной комиссии
  • Результат деятельности

Цель созыва Уложенной комиссии 1767-1768 годов

Уложенная комиссия — это выборный орган, созданный в 1767 г., целью которого являлась систематизация законодательства страны.

В 1649 году в период правления Алексея «Тишайшего» принимается Соборное уложение, представляющее собой свод законодательства государства. Он действовал до 1832 года. Так, одной из задач Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлась систематизация правовых актов во избежание путаницы и принятие нового Соборного уложения.

Кроме того, с помощью Уложенной комиссии Екатерина II хотела провести отдельные частные реформы, чтобы доказать цивилизованному миру, что она является просвещенным правителем своего государства. Уложенная комиссия придавала российскому абсолютизму черты сословно-представительной монархии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Состав комиссии

Императрица хотела, чтобы комиссию представляли все сословия, и даже издала соответствующий указ. Ей это было необходимо для выяснения настроений, царящих у на всех уровнях общества — от дворян до простых горожан. Примечательно, что даже государственные крестьяне получили допуск в комиссию с предоставлением права оставлять свои предложения. При этом крепостные крестьяне оставались не у дел, несмотря на то, что данный пласт являлся самым многочисленным среди населения страны.

Больше всего в Уложенной комиссии набралось горожан, среди которых было немало дворян, как и среди чиновничьего состава. То есть фактически дворянство составляло значительную часть выборного органа.

Одним из принципов деятельности комиссии выступала выборность депутатов, которая осуществлялась следующим образом:

  • у дворян — 1 депутат от уезда;
  • у крестьян — 1 депутат от провинции;
  • у горожан — 1 депутат от города.

Всего в составе Уложенной комиссии находилось 564 человека, больше половины из которых представляло правящее сословие.

Суть деятельности Уложенной комиссии

Так, 31 июня 1767 г. произошло открытие Уложенной комиссии, на котором началось обсуждение наказов Екатерины II. Однако все дискуссии свелись к обсуждению титула императрицы и его обновлению. Так продолжалось порядка 8 заседаний.

Спустя год Уложенная комиссия собиралась 5 дней в неделю, где зачитывался и обсуждался «Наказ» — специально изданный документ, который должен был служить опорой для принятия новых законов.

Однако в итоге за весь год существования и деятельности Уложенной комиссии не было принято ни одного важного решения и не внесено никаких существенных предложений.

С середины 1768 г. комиссия собирается уже 4 раза в неделю, а затем и всего лишь 2 раза. В декабре 1768 г. Екатерина II распускает орган.

К последствиям Уложенной комиссии следует отнести следующие важные моменты:

  1. Выбран титул для императрицы Екатерины II — Великая.
  2. Были выяснены основные разногласия между крестьянами и привилегированным сословием.
  3. Отсутствие Нового Уложения, которое так и не было принято.

Самым негативным моментом неудачной работы комиссии послужило падение авторитета императрицы в глазах простых людей. По одной из версий именно недоверие к власти спровоцировало восстание Емельяна Пугачева.

Структура и история написания «Наказа» Екатерины II

«Наказ» Уложенной комиссии разрабатывался на протяжении двух лет с 1765 по 1767 гг. Документ представлял собой сборник произведений всемирно известных просветителей: Дидро, Монтескье, Беккариа — данный факт не был ни для кого секретом.

В «Наказе» заключалось 506 статей. Члены Уложенной комиссии были обязаны опираться на документ при осуществлении своей деятельности. Документ провозглашал принцип справедливого правления, а также то, что Екатерина II является мудрой правительницей и сторонницей просвещения.

Однако в кругу депутатов начались противоречия, что свидетельствовало о неготовности российского общества менять действующий строй. Восстание Пугачева, произошедшее в 1773-1775 гг., продемонстрировало, насколько напряжены отношения между представителями разных сословий.

Главным плюсом «Наказа» является то, что на его основе были приняты следующие акты:

  1. Жалованная грамота дворянству. Документ освобождал дворян от обязательного прохождения службы, от телесных наказаний и наделал их новыми привилегиями.
  2. Устав благочиния. Документ внес новые законы, регламентирующие деятельность полицейских в городах, а также четко определял круг их полномочий.
  3. Жалованная грамота городам. Согласно документу, была проведена классификация всех проживающих в городах на 6 разрядов. В основу разделения легли социальные и финансовые условия граждан.

Сама императрица считала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту городам эталоном своей законотворческой деятельности.

Причины роспуска уложенной комиссии

Роспуск Уложенной комиссии не был плановым мероприятием. Официальной причиной роспуска явилось начало военных действий с Турцией и в связи с возникшей необходимостью сосредоточить силы, в т.ч. состоящих из депутатов комиссии, в армии и других местах, занятых на фронте. Однако по некоторым статистическим данным всего лишь 4% членов комиссии принимало участие в военном конфликте.

Историки предполагают, что основной причиной роспуска является неэффективность работы Уложенной комиссии и неспособностью решить основополагающие задачи. Новое Соборное уложение так и не было принято, хотя это являлось основной целью создания комиссии. К тому же, те изменения буржуазного характера, на которые делала акцент Екатерина II, не могли быть реализованы в условиях господствующего в стране феодализма.

Еще одно противоречие заключалось в том, что императрица стремилась принять новые законы, базирующиеся на принципах равенства и свободы, и, вместе с тем, укрепляла позиции самодержавия и предоставляла привилегии господствующему сословию дворян.

Результат деятельности

Результатом деятельности Уложенной комиссии стали следующие положения:

  1. Самодержавие является лучшей формой правления.
  2. В обществе существует разделение на тех, кто правит, и тех, кем правят.
  3. Закон должен применяться одинаково ко всем гражданам.
  4. Монарх не отнимает свободу у людей, свобода является правом человека делать все то, что не запрещает закон.
  5. Государь берет на себя ответственность по повышению уровня образования, грамотности, медицины, культуры и просвещения у населения.

Все предложения и идеи, предписанные в «Наказе», являлись возвышенными и гуманистическими. Однако реформы никак не касались крестьян, составляющих 90% всего населения страны — никто не был заинтересован в том, что их нужно освободить или хотя бы предпринять попытки. Большая часть изменений лишь представляла императрицу как просвещенного монарха, что было выгодно ей для поддержания своего статуса на мировой арене.

Сами законы давали привилегии лишь дворянам, значительная часть которых занимала выборные и административные должности. Главный посыл «Наказа» был слишком идеализирован и несовместим с реальностью той эпохи.

Уложенная комиссия 1767-1768 годов

Уложенная комиссия — одна из идей просвещенного абсолютизма, в основе которой лежал современный взгляд на правовую систему. Усовершенствование законодательства долгие годы являлось одной из важнейших задач внутренней политики. Еще Петр 1 безрезультатно пытался решить эту проблему. Аналогичные попытки изменения законодательства предпринимали Екатерина 1, Анна Иоанновна и Петр 2. Екатерина 2 в попытке решения этого вопроса опиралась на труды европейских философов, меняя их идеи под российские реалии.

Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года. Манифест о ее создании был подписан 16 декабря 1766 года. Роспуск комиссии был объявлен 18 декабря 1768 года под предлогом войны с Османской Империей.

Основные причины созыва комиссии — создание единого свода законов, а также изучения общественного мнения о текущем положении дел в стране на различных социальных уровнях.

Концепция уложенной комиссии

Уложенная комиссия при Екатерине отличалась, как минимум, тремя важными деталями:

  1. Более широкое представительство.
  2. Екатерина составила «Наказ», в котором изложила свои взгляды и пожелания, которые и легли в основу Уложенной комиссии 1767-1768 годов.
  3. Получения наказов депутатам «снизу».

Представительства комиссии

Уложенная комиссия состояла из 564 депутатов. Право выдвигать депутатов было предоставлено следующим категориям граждан:

  • Горожане. По 1 депутату от города. 39% от состава.
  • Дворяне. По 1 депутату от уезда. 30% от состава.
  • Крестьяне (кроме крепостных). По 1 депутату от провинции. 14% от состава.
  • Казаки и другие слои населения. 12% от состава.
  • Правительственные чиновники. 5% от состава.

Таков был состав Уложенной комиссии. Если учесть, что правительственные чиновники также были дворянами, то именно у этой категории был численный перевес.

В работе Уложенной комиссии не принимали участие представители только 2 слоев населения: крепостные крестьяне и духовенство.

Депутаты Уложенной комиссии получали большие льготы. Они поулчали дополнительное жалование за участие в работе комиссии. Все депутаты до конца своих дней получали защиту от смертной казни, от физических наказаний, от конфискации имущества. Любые решения суда относительно депутатов могли вступить в силу только с личного одобрения императрицы. Каждый депутат получал специальный нагрудный знак с девизом — «Блаженство каждого и всех».

Наказ Екатерины для работы комиссии

Уложенная комиссия при Екатерине 2 начала свою работу с «Наказа», в котором императрица доносила свою точку зрения и давала направление для работы комиссии. «Наказ» надо сказать получился весьма обширным. В нем было 20 глав и 526 статей. Эта работа базировалась на трудах других просветителей того времени:

  • 245 статей «Наказа» относятся к «Духу времени» Монтескье.
  • 106 статей «Наказа» относятся к «Положение о преступлениях и наказаниях» Беккариа.
  • Большое влияние на Екатерину и ее «наказ» оказали немцы Бильфельд и Юст.

Главный посыл к Комиссии заключался в том, что упор в работе должен делаться на укреплении власти самодержавца. Екатерина 2 неоднократно повторяла, что для России это единственная приемлимая форма власти.

Российский государь должен быть самодержавцем. Вся полнота власти должна соединяться в его особе, подобно огромной нашей территории, которая соединяется в России. Всякое другое правление, кроме самодержавного, нанесет России только вред.

«Наказ» был крайне противоречивым документом. Например, главная задача, которая стояла перед Уложенной комиссией, было создание такого закона, перед которым были бы все равны. Это говорилось в первых строках документа. Но это и было главное противоречие. Во-первых, равенство закона для всех противоречило сословному строю России. Во-вторых, некоторые положения «Наказа» вступали в явный конфликт с главной задачей. Вот, например, некоторые из этих положений:

  • Крестьяне живут в деревне и в этом их судьба. Дворяне же живут в городе и вершат правосудие.
  • Недопустимо когда всякий хочет быть равен тому, кто законом утвержден быть начальником.
Читайте также  Провал наступательной операции немецких войск 1918 года

Главная же проблема того времени (вопрос крепостных крестьян) практически не решался. Уложенная комиссия должна была создать такие законы, при которых «помещики должны были бы с большей осмотрительностью применять поборы». В этом и была огромная проблема «Наказа». В нем Екатерина 2 пыталась сочетать просвещенные идеи буржуазного общества и феодальные методы управления России. Сделать это было невозможно. Приходилось во всем искать компромиссы. Во многом из-за этого работа Уложенной комиссии была неэффективной и не привела ни к каким позитивным результатам.

Наказы депутатам от различных сословий

Одна из задач работы комиссии заключалась в том, чтобы понять требования общества. Для этого было решено получить наказы от всех основных сословий России, чтобы четко понимать какие вопросы для общества являются актуальными.

  • Дворяне требовали ужесточить наказание крестьян за побеги. Также они требовали снизить рекрутский набор в армию, чтобы уберечь своих крепостных.
  • Чиновники и депутаты буквально требовали отменить «Табель о рангах», который был введен при Петре 1. Причина — Табель открывал дорогу на любые руководящие должности простым людям.
  • Горожане жаловались на бюрократию во всех государственных учреждениях. Горожане хотели получить привилегии дворян (запрет физических наказаний, разрешение иметь крепостных, покупать их и быть собственниками мануфактур). Их поддерживало купечество.
  • Государственные крестьяне жаловались на то, что помещики отбирают себе лучшую землю, а также на большой подушный налог.

Еще раз хочу отметить — наказы от крепостных крестьян никто не принимал. Екатерина 2 понимала сложность ситуации и ее взрывоопасность, но говорить о свободах для крестьян означало нажить себе врагов среди всех остальных сословий. Поэтому Уложенная комиссия даже и не рассматривала вопросы освобождения крепостных и улучшение условий их жизни. Достойно упоминание о выступлении дворянина Григория Коробьина. Этот человек единственный из всей комиссии поднял вопрос об ужасающем положении крепостных крестьян в стране. Однако, его выступление было встречено враждебно всеми участниками уложенной комиссии.

Итоги работы Уложенной комиссии

Уложенная комиссия Екатерины 2 работала практически 1,5 года. За это время было проведено 203 общих заседания. Никаких конкретных результатов эти заседания не дали. В итоге Уложение выработано не было, а единственный итог работы комиссии можно свести к тому, что в России в очередной раз остро встал социальный вопрос. На заседаниях депутаты от разных сословий не могли договориться между собой.

Почему Екатерина доверила Уложенную комиссию депутатам, а не профильным чиновникам? Ответа на этот вопрос у истории нет. Понятно только, что группа людей с разными интересами, не имеющая никаких юридических знаний и навыков, не могут составлять закон для страны. Этим должны заниматься специалисты. И как только Николай 1 доверил этот вопрос профильным чиновникам — Россия получила Уложение.

Уложенная комиссия резко критиковалась многими видными людьми. Вот некоторые высказывания.

Уложенная комиссия — Фарса. Зря Вольтер увлекается Екатериной и ее делами. Это лицемерное сочинение, а сам Вольтер не может знать всей правды.

Пушкин Александр Сергеевич

В России начала работу Уложенная комиссия, которая должна по замыслу создать справедливые законы. Но вся ее работа это настоящая комедия.

Посол Франции в России

Многие видные деятели 18 и 19 века утверждают, что Уложенная комиссия это попытка Екатерины 2 прославить свое имя. Это не более чем элемент пропаганды, который носил популяристический характер, но ни к каким позитивным изменениям в России привести никак не мог.

Уложенная комиссия

Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года.

Всего было семь таких комиссий. Крупнейшая из них — собрания российских сословных представителей — была созвана Екатериной II в 1767 году.

Манифестом Екатерины II от 14 декабря 1766 г. представители разных сословий призывались «не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но допущены они быть имеют в комиссию, которой мы дадим Наказ, для заготовления проекта нового уложения к поднесению нам для конфирмации».

Мысль о созыве подобной комиссии принадлежала всецело самой императрице и навеяна была на неё чтением западноевропейских писателей, в особенности «О духе законов» Монтескье (мнение В. И. Сергеевича). В руководство комиссии был написан императрицей Большой Наказ, в самых общих, подчас даже туманных чертах намечавший те вопросы, которые, по мнению императрицы, должны быть разрешены созываемой комиссией. Многие из намечаемых вопросов прямо были заимствованы из Монтескье и Беккарии.

Императрицу много занимал вопрос о составе комиссии, и план, составленный князем Вяземским, обер-прокурором Всеволожским, генерал-рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был значительно видоизменен Екатериной II. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: дворяне, горожане, казаки и свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов, и митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.

Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство занимало первенствующее значение. Практика, впрочем, представляет и обходы процедуры выборов: в Угличе, например, духовенство принимало участие в выборах и составлении наказов. В СПб. и Москве выборы были всесословными, и последние — не без ведома императрицы. Представителями столиц явились, таким образом, высокопоставленные лица вместо горожан. Такие выборы были исключениями; обыкновенно депутат от города избирался городскими обывателями — купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и пр. Иные города присылали больше депутатов, чем полагалось по процедуре; зато бывали, правда — сравнительно редкие, случаи, когда обыватели старались как-нибудь отделаться от посылки депутатов (Борисоглебская слобода Ярославской губернии), или совсем их не посылали (уезды Масальский, Кологривский, Цивильский, Звенигородский и др.).

По счету профессора Латкина, вся вообще комиссия состояла из 564 депутатов, из которых 28 были от правительства, 161 от дворян, 208 от горожан, 54 от казаков, 79 от крестьян и 34 иноверца. Представителями дворян были, по преимуществу, военные (109 человек), горожан — купцы (173 человека), а затем мещане, секретари магистратов, духовных правлений и пр.; малорусские города присылали даже казаков, сотников, полковых писарей и пр. Сельское население и казаки присылали депутатов из своей среды; депутаты иноверцы (самоеды, башкиры, черемисы и пр.), большей частью, не знали русского языка, и им было разрешено выбрать в помощь особых «опекунов», знающих русский язык.

Избиратели должны были заявить через депутатов о своих «нуждах и недостатках»; поэтому депутат снабжался особым наказом, на составление которого, по обряду выборов, полагался довольно короткий срок — три дня. Составление наказа велось под руководством выборного представителя сословия. Издаваемые в «Сборнике Императорского Исторического Общества» наказы показывают, что население, большей частью, отнеслось очень серьезно к своим задачам, и наказы, поэтому, являются важным материалом не только для изображения «нужд, желаний и стремлений в эпоху Екатерининской комиссии», но также и для истории русского государственного строя в XVIII в.

Таких наказов, как наказ муромских дворян, заявивших, что они нужд и отягощений не знают, очень немного. Они являются, во всяком случае, исключениями. Депутаты привозили иногда по несколько наказов. Так, депутат архангелогородской провинции Чупров привез 195 наказов, а два депутата от 2-х других провинций Архангельской губернии привезли 841 наказ. Вообще число наказов значительно превышает численность депутатов. На 161 дворянского депутата имеется 165 наказов, на 208 городских — 210, на 167 крестьянских, считая казаков и иноверцев — 1066 наказов. Выборы и составление наказов, по большей части, происходили свободно, без видимого давления администрации. Только в Малороссии генерал-губернатор Румянцев оказал давление на избирателей, когда те захотели внести в наказ просьбу об избрании гетмана. Екатерина, впрочем, не разделяла опасений Румянцева.

31-го июня 1767 г. состоялось открытие комиссии, под председательством генерал-прокурора. В этом же заседании был избран маршал (председатель) комиссии. Из трех представленных кандидатов Екатерина утвердила А. И. Бибикова. Маршалу принадлежала руководящая роль в собрании: он назначал заседания, вносил предложения, ставил их на голосование. Кроме маршала никто из членов не имел права вносить предложения. В случае равного разделения голосов маршалу принадлежало их два. Столько же голосов принадлежало и генерал-прокурору, который присутствовал в комиссии и с которым маршал должен был совещаться о делах. Дела вообще решались по большинству голосов.

Для разработки отдельных вопросов общая комиссия избрала 15 частных, из 5 человек каждая. Кроме них действовали ещё 4 комиссии. Главнейшей из них, предписанной даже наказом, была дирекционная, которой принадлежало руководящее начало в деятельности всех комиссий. Членами её были утверждены императрицей все лица из высшей знати, хотя в числе представленных комиссии кандидатов были и четыре горожанина.

Затем следует комиссия сводов, задача которой состояла в собирании законов по разным предметам; комиссия наказов занималась извлечением инструкций из депутатских наказов и, наконец, экспедиционная комиссия заведовала исправлением слога во всех законодательных проектах. Члены всех этих комиссий могли принимать участие в прениях и комиссии общей; в деятельности своей они должны были руководствоваться большим наказом, наказами депутатскими и действующими законами.

Читайте также  Московское государство в xiv веке

Работы частных комиссий не были приведены в тесную связь с работами общей комиссии, а потому случилось, например, что когда был внесен в общую комиссию проект прав благородных, оказалось, что она ещё не приступала к обсуждению дворянских наказов. Работы общей комиссии отличались вообще случайностью и отсутствием системы. В. И. Сергеевич совершенно справедливо приписывает это полной неподготовленности к делу руководителей комиссий и, в частности, Бибикова.

Например, 8 первых заседаний комиссии были посвящены чтению большого наказа, обряда управления и определению о поднесении Екатерине II титула «великой, мудрой матери отечества»; затем с 8 по 15 заседание прочли 12 крестьянских наказов, 10 заседаний было посвящено чтению законов о правах благородных, потом перешли в продолжение 36 заседаний к чтению законов о купечестве и т. д. Никакого голосования не происходило, и заседания комиссии отличались, вследствие этого, полной бесплодностью.

Это не укрылось от императрицы. Её разочарованию в комиссии следует приписать то обстоятельство, что с 10 июня 1768 г. комиссия собирается вместо пяти четыре раза в неделю, в августе и сентябре было только по 7 заседаний, а 6 октября маршал объявил, что впредь комиссия будет собираться только два раза в неделю. Наконец, 18 декабря 1768 г. маршал объявил, что ввиду того, что многие депутаты должны отправиться к войску на службу, по случаю объявления войны Турции, комиссия распускается впредь до созыва вновь; члены же частных комиссий должны продолжать свои работы.

Военные действия против Турции не были только предлогом для роспуска комиссии. Многие депутаты принадлежали к военному сословию и ещё раньше маршальского объявления просились в армию. Во время турецкой войны комиссия все ещё считалась существующей. Заседания её отсрочивались сначала до 1 мая, затем до 1 августа и 1 ноября 1772 г., наконец, до 1 февраля 1773 г. «Уложенная Комиссия» упоминается ещё в 1775 г. в числе учреждений, прибывших вместе с императрицей из СПб. в Москву. Таким образом К. никогда не была распущена, а просто была забыта.

Причины такого забвения В. И. Сергеевич находит в её бесплодности, неизбежной «при неправильной постановке задачи её, при многих недостатках организации и, наконец, при полном неумении руководящих людей не только исправить искусным применением первоначально допущенные ошибки, но просто привести в исполнение, что в предписаниях Екатерины было исполнимого». В письмах Екатерины есть, впрочем, указания на то, что Комиссия не прошла совершенно бесследно для дальнейшего русского законодательства. Её следы носит изданное, например, в 1775 г. Учреждение о губерниях.

Цель созыва и причины роспуска Уложенной комиссии во времена правления Екатерины Великой

Основной целью работы Уложенной комиссии являлось создание новых законодательных актов, отвечающих духу времени. Однако этот орган так и не смог принять новое Уложение, и через 1,5 года был распущен Екатериной Второй.

В царствование Екатерины Второй было сделано множество попыток как-то обновить страну, произвести реформы, которые приблизили бы ее к более цивилизованной форме. В частности, был реализован следующий замысел — созвана и в течение 1,5 лет работала Уложенная комиссия, в чьи функции входила разработка новых законодательных актов и подача их на рассмотрение императрице. Посмотрим, каковы оказались итоги этого начинания и чем это обернулось для России.

Цели и задачи

Задача замены устаревших законов стояла перед правительствам достаточно остро — ведь прежнее Уложение, принятое еще в 1649 году, не соответствовало реалиям нового времени. Необходимо было разработать иные документы, регулировавшие правоотношения в обществе.

Итак, задачей вновь выбираемого органа власти являлось усовершенствование законодательства. С создания комиссии должна была начаться новая эпоха в жизни государства.

Для того чтобы работа депутатов началась быстрее и легче, Екатерина написала Наказ, представленный в комиссию после ее открытия.

Он был составлен в манере «Духа законов» Монтескье — оттуда императрица заимствовала принципы, какие ей хотелось бы внедрить в управление государством.

Начало работы комиссии — принятие Екатериной Манифеста 16 декабря 1766 года. Эта дата стала отправной точкой для предполагаемых перемен. Императрица собирает новый законодательный орган власти с избранием депутатов с мест.

Состав

Определяя состав депутатов, царица пыталась соблюсти принцип представительства всех сословий. Ее указ был — в комиссии должны участвовать все слои общества. Екатерине хотелось выяснить, какие настроения царят среди дворян, среди купечества, горожан. Даже государственным крестьянам был дан «пропуск» в законодательный орган, предоставлялась возможность вносить свои предложения. Однако самый многочисленный пласт населения России (и самый бесправный) — крепостные крестьяне — вновь остался «за бортом».

Таблица 1. Состав первого созыва и последующих

Сословие Процент
Дворяне 30
Горожане 39
Чиновники 5
Государственные крестьяне 14
Казаки, представители нерусского населения 12

Первым по численности официально был клан горожан. Однако среди горожан, как и среди чиновников, находилось немало дворян, а потому дворяне фактически были не вторым по численности блоком, а первым.

Принцип работы комиссии — выборность депутатов. По дворянам это был 1 депутат от уезда, по крестьянам — 1 от провинции, по горожанам — по 1 от города.

Всего оказалось избрано 564 человека. Более половины относились к правящему сословию.

Суть деятельности

Депутатский состав включился в дело. Комиссия учитывала не только указания Екатерины, но и предложения «снизу». Она была призвана соблюдать требования и пожелания всех слоев общества, за исключением крепостных.

Целью царицы, как следовало из довольно противоречивого «Наказа», было укрепление самодержавной власти (хотя она пыталась провозгласить в России просвещенное общество).

Цель же населения заключалась в получении каких-либо дополнительных привилегий либо получении хоть каких-то прав. Так, дворяне слали своим представителям наказы, в которых изъявляли пожелание отменить петровский «Табель о рангах», предполагавший получение высших чинов и титулов за заслуги — им хотелось все иметь уже по праву рождения. Особо отметился на заседаниях представитель от Ярославского уезда — дворянин Щербатов.

Горожанам и купцам приходилось тяжко от бюрократии, мешавшей вести дела, и они жаловались на бесконечное затягивание любых тяжб и сделок. Государственные крестьяне роптали на помещиков, отбиравших себе лучшие земли.

Интересно! Единственным, кто поднял на одном из заседаний остро стоявший перед Россией вопрос об ужасающем положении крепостных крестьян, был дворянин Григорий Коробьин. Но его голос не был услышан.

Как Екатерина относилась к происходящему? Императрица живо интересовалась работой депутатов и даже следила за ходом заседаний из Грановитой палаты. Время от времени она направляла депутатам записки и пожелания.

За полтора года работы заседали более 220 раз. Затем комиссию распустили. Ее работа оказалась практически безрезультатной. Все закончилось крахом. Бурная законотворческая деятельность не привела к конкретным результатам.

Причины роспуска

Произошел внеплановый роспуск Уложенной комиссии, и ее работа была завершена. Официальным предлогом послужило начало войны с Османской империей. Правительство объявило, что депутаты должны прибыть к местам службы — кто в армию, кто в присутственные места, занимавшиеся обслуживанием фронта.

Но историки впоследствии провели расследование, выявившее, что лишь 4% депутатов оказались задействованы в решении вопросов, связанных с военным конфликтом.

Исинная причина роспуска крылась в другом: комиссия не справилась с той ролью, которая была ей предназначена Екатериной, не дала ожидаемых результатов. Не было разработано и принято новое Уложение, в чем состояла основная цель. Но это закономерно: в тех условиях, в которые царица поставила участников обсуждений, они просто не смогли бы ничего сделать. Буржуазные преобразования никак не совмещались с феодализмом, господствовавшим на Руси.

Важно! Екатерина Вторая пыталась дать обществу новые законы, основанные на принципах выборности, равенства, свободы, а фактически связывала руки депутатам, своим Наказом укрепляя позиции самодержавия. Вот почему идея оказалась неудачной.

Итоги

Итак, Уложенная комиссия, созванная по инициативе Екатерины, не справилась с возложенной на нее задачей: новое Уложение не было составлено. Таковы «минусы».

Однако это не значит, что она оказалась совершенно бесполезной. Были и «плюсы»:

  1. Комиссия выявила, «чем живут» сословия, чего хотят.
  2. Это была попытка распространить просвещение в России.

Третий «плюс» таков: авторитет Екатерины заметно укрепился, а вместе с тем — незыблемость самодержавной власти.

Значение комиссии в истории государства можно обозначить так: Россия с ее помощью подготовилась к переменам. Если бы нашелся после Екатерины 136 сильный лидер, возможно, она пошла бы по иному пути развития. Но к власти пришел Павел Первый.

Книги по истории для студентов

§ 4. Уложенная комиссия 1767–1768 гг.

14 декабря 1766 г. появился манифест о сочинении проекта нового Уложения. Страна уже точно не могла нормально жить и развиваться по средневековому кодексу законов – Соборному Уложению 1649 г.

Потому цель Комиссии определена ясно: «Мы созываем [депутатов] не только для того, чтобы от них выслушать нужды и недостатки каждого места, но и допущены они быть имеют в Комиссию, которой дадим наказ и обряд управления для заготовления нового Уложения к поднесению нам для конфирмации». Императрица преисполнена оптимистическими надеждами.

В Комиссию был избран 571 депутат от разных сословий – дворян, горожан, однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения – Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Довод, с точки зрения императрицы, неоспорим – их интересы представляют помещики. Не было депутатов и от духовенства.

Кажущаяся всесословность состава Комиссии разрушается при сопоставлении численности представителей разных сословий. Больше всего депутатов от дворян – 205, купечества – 167. Вместе они составили 65 % всех депутатов, хотя представляли менее 4 % населения страны. Преобладание в Комиссии представителей «первейшего» сословия и горожан в конечном счете определило направленность и характер ее работы. Депутаты от других сословий погоды не делали: 44 места имело казачество, 42 – однодворцы, 29 – государственные крестьяне, 54 – «инородцы» и прочие – 26. Из-за того что почти никто из «инородцев» не владел русским языком, их участие в работе Комиссии ограничилось лишь внешне эффектным (по одеждам) присутствием. Потеря для них едва ли сколько-нибудь значимая, ценнее было другое – всем депутатам предоставлялось множество льгот и привилегий; они навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания, конфискации имущества. Им полагалось и жалованье (заметим – далеко не равное), сверх получаемого по службе (дворянам по 400 руб., горожанам – по 122, всем прочим – по 37 руб.). Естественно, замечает А. Т. Болотов, «выбирали и назначали не тех, которых бы выбрать к тому надлежало и которые к тому были способны… а тех, которым самим определиться в сие место хотелось несмотря нимало, способны ли они к тому были или неспособны».

Читайте также  Андрей бакич – известный «белый» военачальник

Правила выборов депутатов предполагали составление наказов от избирателей. Всего в Комиссию подано 1,5 тыс. наказов от всех сословий, отражавших их запросы и чаяния. Однако они, по существу, никак не сказались на работе Комиссии, ибо их содержание не планировалось ни анализировать, ни обобщать: это дело будущего.

Торжественное открытие Уложенной комиссии состоялось 30 июля 1767 г. богослужением в Успенском соборе в Кремле. В дальнейшем ее работа проходила в Грановитой палате. Маршалом (председателем) Комиссии избран костромской депутат генерал-аншеф А. Б. Бибиков. Потом депутатам был зачитан «Наказ комиссии» (сама Екатерина скрытно зорко наблюдала за происходящим с антресолей Грановитой палаты, при необходимости посылая записочки Бибикову с наставлениями, как вести обсуждение того или иного вопроса). И тут выявилось, что депутатские наказы своей приземленностью, не выходившей за пределы интересов города, уезда, резко контрастировали с «Наказом» императрицыным, наполненным чудны́ми для депутатов суждениями об устроении нового общества, о государстве в целом, о законопослушных его гражданах, о том, что есть «вольность», «равенство всех граждан» и пр., и пр. В ответ депутаты, тронутые торжественным открытием Комиссии и не сумевшие на слух все понять из мудреного для них «Наказа», стали думать, «что сделать для государыни, благодеющей своим подданным». Поскольку ничего продуктивного в их головы не пришло, потому решили преподнести ей, по примеру с Петром I, титул «Великой, Премудрой Матери Отечества». Екатерина «скромно» приняла лишь титул «Матери Отечества», сказав, что «любить Богом врученных ей подданных она за долг звания своего почитает», «быть любимою от них» есть ее желание. Так неожиданно (а возможно, и по заготовленному сценарию) решился самый неприятный для Екатерины муссировавшийся в части общества (особенно за рубежом) вопрос о незаконности ее восшествия на престол. Отныне ее положение на троне, после такого подарка представительного собрания, стало куда более прочным.

С избранием 18 частных комиссий для сочинения законов начались рабочие будни депутатов, окончательно отрезвившие Екатерину: вместо ожидаемого спокойного делового обмена мнениями – бурные дебаты вокруг наказов избирателей, когда ни одна из сторон не хотела ни в чем уступать. Об упорство дворян, отстаивавших свое единоличное право на владение крестьянами, разбивались все доводы депутатов от горожан (купечества) и государственных крестьян. В свою очередь, купечество рьяно отстаивало монополию на занятие торговлей и промышленностью и ставило вопрос о возвращении отнятого у них в 1762 г. права покупать крестьян к заводам. Оно так же непримиримо выступало против наносившей им материальный ущерб торговой деятельности крестьян, существенная часть прибыли которых к тому же уходила в руки все тех же паразитирующих на чужом труде дворян. Жалобы богатых купцов, желавших дворянских льгот, отвел ссылкой на действительно имевшее место их собственное нерадение самый активный из депутатов князь М. М. Щербатов: «Отвечали ли русские купцы попечениям Петра Великого; учредили ли они конторы в других государствах, имеют ли они корреспондентов для получения сведений, какие куда надобятся товары и в каком количестве; посылали они своих детей учиться торговле? Они ничего этого не сделали. Поэтому напрасно жалуются, будто бы крестьяне и прочие разночинцы отнимают у купцов все способы к торговле». Щербатов и дальше стыдил купцов за неповоротливость, за отсутствие, как у «гамбургцев и голландцев», должной хватки в делах. Депутатам от купцов возразить было нечего.

Не было единства и в самом господствующем сословии – противоречия открылись между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Представители последних либо желали уравняться в правах с первыми (Сибирь, Украина), либо отстоять приобретенные ранее привилегии (Прибалтика). Депутаты от родовитого дворянства во главе со своим лидером М. М. Щербатовым – прирожденным оратором и полемистом – выступали за отмену тех положений петровской Табели о рангах, по которым дворянское звание могли получать представители других сословий. Раздались и голоса о необходимости восстановления майората. Однако наибольший гнев дворян-крепостников вызвали робкие призывы части своих же депутатов ограничить произвол помещиков, следуя в этом за «Наказом»: «Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду». Большинство дворянских депутатов не пожелали прислушаться и к рекомендации «Наказа» помещикам, чтобы они «c большим рассмотрением располагали свои поборы». Слова депутата от козловских дворян Г. С. Коробина, что крестьяне являются основой благополучия государства («разоряя крестьян, разоряется и все прочее в государстве») и их поэтому надо беречь, потонули в хоре возмущенных его призывом коллег-крепостников. Более того, последние все смелее требовали расширения своего права на личность крестьянина и результаты его труда. Ряд дворянских депутатов, не удовлетворенных указом 1765 г., позволявшим помещикам ссылать в Сибирь и на каторгу непокорных крестьян, выступили даже с требованием применения к ним смертной казни.

Росло и число антидворянских выступлений – в 1768 г. их было около шести десятков. В них все более острой критике подвергались недоступные для других сословий привилегии дворян. Это не могло не обеспокоить руководство Комиссии, откровенно боявшейся продолжения прений. Придумали достойный для неорганизованного и невежественного большинства депутатов выход: по распоряжению маршала А. И. Бибикова (читай – Екатерины) депутатам на заседаниях медленно и внятно читают все законы об имущественных правах с 1740 по 1766 г., читают Соборное Уложение 1649 г., трижды зачитывают «Наказ» и еще около шестисот указов. Работа Комиссии фактически парализована, искали только благозвучного повода для ее прекращения. И он нашелся: в конце 1768 г. с началом Русско-турецкой войны Комиссия «временно» распущена (некоторые частные комиссии продолжали работу вплоть до 1774 г., но общее собрание более не созывалось, потому и утвердилось название – «Уложенная комиссия 1767–1768 гг.»). Причина роспуска Комиссии не только и не столько в росте антидворянских выступлений, а в разочаровании императрицы: нет реальных результатов работы депутатов, когда основные принципы выношенного ею «Наказа» остались вроде бы и не замеченными, их просто-напросто как бы и не было. Как справедливо замечает современный историк А. Б. Каменский, «она явно переоценила своих подданных. Не имевшие опыта законодательной парламентской работы, в большинстве плохо образованные, они… в целом отражали общий низкий уровень политической культуры народа и не в состоянии были подняться над узкосословными интересами ради интересов общегосударственных».

Все же при общем неуспехе работы Комиссии исследователи отмечают ряд бесспорно положительных результатов ее деятельности. Во-первых, была выполнена поставленная в Манифесте от 14 декабря 1766 г. задача созыва Уложенной комиссии: «дабы лучше нам узнать нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Наказы избирателей своим депутатам, их выступления в Комиссии и прения по ним дали богатейший материал для определения планов на будущее. Как известно, в последующем законодательстве были реализованы многие из высказанных дворянством и горожанами претензий. Тем самым заключение императрицы: «Комиссия Уложения, быв в собрании, подала мне свет и сведения о всей империи, с кем дело имеем и о ком пещися должно», отнюдь не дежурная фраза. Во-вторых, работа Комиссии сыграла уникальную роль в распространении в широких кругах общества идей французских просветителей. Именно на заседаниях Комиссии впервые в России гласно встал вопрос о необходимости реформирования существующей системы.

И все это под прямым воздействием «Наказа» Екатерины II, хотела или не хотела этого она сама. Надо помнить, что в 1767–1796 гг. не раз переиздававшийся «Наказ» (общий его тираж составил до 5 тыс. экземпляров), по специальному указу должен был обязательно читаться в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровской эпохи. В-третьих, созыв и работа такого представительного собрания имели большое значение для укрепления власти Екатерины II, разрушения представления о незаконном захвате ею трона. Наконец, в-четвертых, принимая все утверждения исследователей о том, что Комиссия «не была ни парламентарным, ни каким-либо иным законодательным собранием», все же это был первый опыт создания представительного учреждения в истории России нового времени. Пусть и неудачный в решении главной своей задачи – создания отвечающего требованиям времени Уложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: