Начало промышленного переворота в россии и экономика при николае i

История России XIX в. Учебник для 8 класса

Начало промышленного переворота в россии и экономика при николае i

§ 13. Экономическое развитие России при Николае I

Особенности развития экономики. Всю первую половину XIX века огромная Российская империя оставалась сельскохозяйственной страной. В сельской местности жила подавляющая часть населения (около 90%), земледельческие занятия оставались главными для большинства людей. Существовали различные промыслы, в деревнях было широко распространено мелкое кустарное производство, но крупных промышленных предприятий в стране насчитывалось мало.

Большая их часть находилась на Урале, где имелись огромные запасы минералов, а также в Петербурге, Москве и некоторых других больших городах.

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Крупные предприятия — мануфактуры (от лат. manus — рука и factura — изготовление) использовали в основном подневольный труд. Подневольный труд был малоэффективен. Рабочий не был заинтересован в качестве и в результатах труда, он отбывал повинность. По свидетельству одного немецкого ученого-металлурга, побывавшего в начале 1840-х годов на Луганском механическом заводе, там употребляют шесть рабочих на то, что в Силезии делает один, и рабочие только тогда занимаются делом, когда видят над собой глаз начальства. Низкая производительность труда существовала даже на тех предприятиях, где изготовлялись новейшие станки и технические приспособления (в их число входил и Луганский завод).

Фабрика братьев Гучковых в Москве

В западноевропейских странах на мануфактурах уже в XVIII веке широко использовался наемный труд. В России же он получил распространение лишь в начале XIX века. К 1830 году количество вольнонаемных составляло около 60% от числа всех работников мануфактур.

Начало промышленного переворота. Начало промышленного переворота означало внедрение в производство машин, заменявших ручной труд. Первые промышленные предприятия, оборудованные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX века. Но число их было невелико. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные изделия (их в России называли мануфактурой) легко продавались. Сырье для хлопчатобумажной промышленности, производившееся в Индии, Северной Америке и Египте, ввозилось в Россию через Великобританию. Лишь во второй половине XIX века, после присоединения к России Средней Азии, появился отечественный хлопок, который быстро стал вытеснять с рынка привозной.

Образец ткани фабричного производства. Первая половина XIX в.

Импортные сырье, красители и оборудование вызывали удорожание производства. Поэтому в начале XIX века выгоднее было купить за границей готовое изделие из хлопка, чем вырабатывать его на месте.

Начали возникать крупные (более 100 работников) хлопчатобумажные фабрики. В 1804 году таких фабрик в Российской империи насчитывалось 199, а в 1830 году — 538. Они принадлежали русским подданным или иностранцам, в основном англичанам и немцам. Немалое их число со временем окончательно переселилось в Россию, а некоторые стали родоначальниками известных отечественных предпринимательских фамилий (Кнопы, Вогау, Гужоны, Нобели и др.).

Черноисточинский завод на Урале

Изделия из хлопка стали преобладать на отечественном рынке со второй половины XIX века. Раньше большее распространение имел лен или, как его еще называли, русский хлопок. Он шел на изготовление одежды, технические и военные нужды. Производством и обработкой льноволокна занимались главным образом крестьяне центральных и северных губерний Европейской России. Подавляющая часть льноволокна производилась вручную. На домашних станках ткали и грубое льняное полотно. В этой системе производства не было места громоздким и дорогим машинам.

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Зарождение отечественного машиностроения. Машинами оснащались крупные фабрики и заводы. Именно там с 1830-х годов появились паровые машины. Поначалу их ввозили из Англии, позднее стали производить в самой России. Крупнейшими производителями паровых машин и котлов являлись государственные заводы, расположенные в Петербурге, — Ижорский, Александровский и Литейный (Путиловский). Особо крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830—1840-е годы выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных компаний. В год здесь изготовлялось несколько таких машин.

Железоделательный завод

В 1849 году в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных судов. Первоначально они оснащались паровыми котлами из Бельгии и Англии, но уже через несколько лет суда полностью укомплектовывались отечественным оборудованием. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна.

Паровые машины изготовляли на Урале и в других регионах России. Так, в 1830—1840-е годы на Выксунских заводах близ Нижнего Новгорода по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось несколько таких машин.

Вид Невы с одним из русских пароходов

К середине XIX века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании. Заметный перелом наступил в годы Крымской войны. С 1850 по 1860 год число машиностроительных заводов увеличилось до 99, а количество рабочих достигло 12 тыс.

Крымская война оборвала импортные поставки в страну. Государство, остро нуждаясь в вооружении, мобилизовало внутренние промышленные ресурсы, поскольку требовались и новые образцы оружия, и современные корабли.

К военным поставкам привлекались все машиностроительные заводы и даже мелкие мастерские. В результате только на заводах Петербурга в течение одного года построили для нужд флота 103 паровые машины. За годы Крымской войны производство машин и оборудования увеличилось в Российской империи в 3 раза.

Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте развитие мануфактурного производства в России. В чем состояли его особенности по сравнению с западноевропейским?
  2. Когда и в связи с чем начался коренной перелом в развитии российской промышленности?
  3. Дайте определение: «Промышленный переворот — это . ». К какому времени относится начало промышленного переворота в России?
  4. Раскройте на фактах процесс перехода от мануфактуры к фабрике. Что стало символом фабричного производства?
  5. О чем свидетельствуют следующие факты: в 1830-е гг. в Россию из Англии ввезли 4 тыс. машин; в 1840-е гг. — 12 тыс. машин; в 1850-е гг. — 49 тыс. машин.
  6. Охарактеризуйте общие тенденции развития экономики России в первой половине XIX в. Ответ составьте в форме плана.

Начало промышленного переворота в россии и экономика при николае i

Начало промышленного переворота в России (1830-1860 гг.): развитие промышленности, развитие торговли, особенности промышленного переворота в России. Обратите внимание также на конспект «Промышленный переворот в Европе»

Развитие промышленности

Русская промышленность в первой половине XIX в. была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые три типа основывались на крепостном труде, собственник мануфактуры был хозяином работников. Вольнонаемные рабочие составляли в конце XVIII в. примерно 41 % работников, к середине XIX в. — 54 %, а к 1860 г. — 82 %.

Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. 1830—1840 гг. считаются временем начала промышленного переворота в России.

Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических преобразований, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Предпосылками для промышленного переворота были технические изобретения.

Начало промышленного переворота привело к широкому применению машин и формированию двух классов — буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).

Читайте также  Уложенная комиссия 1767-1768 гг.

Так, на металлургических и железоделательных мануфактурах применяли водяное колесо (энергию воды). В мукомольном производстве использовали ветряные и водяные мельницы (энергию ветра и воды). Новые машины и технологии создали М. В. Ломоносов, И. И. Ползунов, А. К. Нартов, И. П. Кулибин и др. В 1809 г. на Александровской мануфактуре (Петербург) впервые были установлены прядильные машины. Александровская мануфактура считается первой фабрикой в России. В 1828 г. на ней действовали три паровые машины общей мощностью 170 лошадиных сил.

Промышленный переворот в России начался в текстильном производстве. Успешно работали фабрика в Шуйском уезде, Никольское предприятие Саввы Морозова и др. Если в 1846 г. в текстильном производстве России функционировало 70 тыс. веретен, то в 1859 г. — 1 млн 600 тыс. Все они приводились в действие паром от парового котла.

Появились новые виды транспорта. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый в России пароход, а в 1833 г. семья Черепановых в Нижнем Тагиле создала первый паровоз, который передвигался по узкоколейной железной дороге и обслуживал одну из бывших мануфактур Демидовых.

Промышленными центрами страны были Москва, Уральский горнопромышленный район и Петербург. Половина рабочих России была занята в ткацком и обрабатывающем производстве Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска, Ярославля, Нижнего Новгорода. Объяснялось это высокой плотностью населения в этих губерниях, удобным местоположением на пересечении старых торговых путей (сухопутных и речных), наличием сырья и топлива, малоземельем крестьян, из-за чего они издавна занимались промыслами, приобретая опыт и квалификацию. К середине XIX в. на Урале производили 71 % чугуна, в Москве и Петербурге — 15 %, в Польше — 7 %, на севере европейской части России — 2 %, в Сибири — 1 %, в прочих районах — 4 %.

Традиционными для России были водный и гужевой транспорт. Грузы переправляли по Волге, Северной и Западной Двине, Днепру, Днестру, Дону.

В 1815 г. начал курсировать первый пароход по Неве, а в начале 1820-х гг. — по Волге и Каме. В 1850 г. на внутренних водных путях насчитывалось почти 100 пароходов. В 1849 г. начал действовать Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород). Первая железная дорога длиной 25 верст была проложена в 1837 г. между Царским Селом и Петербургом. В 1839—1848 гг. была построена Варшавско-Венская железная дорога. В 1859 г. начала функционировать железная дорога сообщением Варшава — Петербург. В 1861 г. в стране было проложено всего 1,5 тыс. верст железных дорог. Слабое развитие транспортных путей в России сдерживало хозяйственный подъем.

Развитие торговли

В первой половине XIX в. активно развивались различные формы торговли. В Москве и других крупных городах велась постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превратились в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.). Получила развитие биржевая (оптовая) торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи). В провинции и на окраинах расширялись старые и возникали новые ярмарки (Тифлис, Тюмень, Кишинев), число которых к середине XIX в. превышало 4 тыс.

Внешняя торговля к середине XIX в. составляла около 20 % внутреннего товарооборота. В основном экспорт был направлен в страны Азии — Иран (Персию), Китай, Турцию. Большое значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (льна, сала, леса, пеньки, зерна). Импортировались товары, необходимые для промышленности (хлопок, пряжа, ткани, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм (защита отечественного производителя от конкуренции с иностранными товарами). В первой половине XIX в. был запрещен ввоз многих товаров.

Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и торгующие крестьяне). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была немногочисленной. Династии крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышли из крепостных и государственных крестьян.

Особенности промышленного переворота в России

  1. Начался позже, чем в передовых странах Европы.
  2. Проходил очень быстро.
  3. Характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада.
  4. Начался в условиях крепостного права, в то время как в Западной Европе промышленный переворот начался после отмены крепостного права.
  5. Экономика России первой половины XIX в. была переходной — от крепостничества к зарождающемуся капитализму. Крепостное право сдерживало формирование рынка вольнонаемного труда.

Конспект урока по Истории России «Начало промышленного переворота».

Промышленный переворот в России

Первые фабрики появились в Российской империи на рубеже 18-19-го вв.

Экономическое развитие России в начале 19-го в. свидетельствовало о глубоком кризисе феодально-крепостнической системы, которая по-прежнему сохранялась в империи. Это имело свои объективные показатели. С одной стороны, в стране уже начали появляться черты капиталистического уклада. Но была и оборотная сторона медали: разорялись помещичьи хозяйства, мануфактуры, основанные на труде крепостных крестьян. Всё это приводило к усилению крепостного гнёта, сокращению рынка наёмных рабочих, упадку внутренней торговли. Иными словами, политическая система России негативно влияла на её экономику.

Юрьев день. Иванов С. В. 1908 г. Источник: smallbay.ru

Хронологические рамки промышленного переворота в Российской империи — вопрос дискуссионный. И всё же большинство исследователей сходится во мнении, что начало этому процессу было положено в 1830—1840-е гг. Развитие индустрии в нашей стране имело ряд особенностей. Во-первых, промышленная революция в Российской империи началась и закончилась значительно позднее, чем в странах Западной Европы. В России этот процесс протекал в условиях сохранения крепостничества, что, безусловно, его тормозило. И, наконец, в-третьих, в России до отмены крепостного права главным образом развивалась техническая сторона промышленного переворота. Изменения в социальной сфере осуществлялись медленно. С большими трудностями формировались такие классы, как буржуазия и пролетариат.

Тем не менее к концу правления Николая I в России уже существовало свыше 14 тыс. промышленных предприятий, на которых было задействовано около 800 тыс. рабочих. В стране появились новейшие технические разработки в таких отраслях, как хлопчатобумажная промышленность, металлургия. В 1820-е разработаны первые аппараты российского производства: машины, сеялки и многое другое.

В 1837-м введена в эксплуатацию первая российская железная дорога, которая соединила Петербург и Царское Село. Вслед за ней были открыты Варшаво-Венская (1848 г.) и Николаевская (1851 г.) железные дороги. Не менее активно развивалось пароходство, как морское, на Чёрном и Балтийском морях, так и речное, на Волге и Днепре.

Поезд Царскосельской железной дороги, 1840-е. К. П. Беггров. Источник: Государственный Эрмитаж

Важным этапом в развитии российской экономики начала — середины 19-го в. стали преобразования, предпринятые министром финансов Егором Францевичем Канкриным. Благодаря его денежной реформе 1839−1843 гг. в России появилась твёрдая валюта — серебряный рубль. В стране удалось создать государственные запасы драгоценных металлов, серебра и золота, что, безусловно, стабилизировало экономику и привлекло в неё иностранные инвестиции.

Что касается торговли, то за время промышленной революции её обороты увеличились с 60 млн руб. в год до 90 млн. Изменился список ввозимых в Россию товаров. Теперь акцент делался на машины и промышленное оборудование. Перемены коснулись и списка вывозимой из страны продукции. Во-первых, Россия увеличила экспорт зерна. Во-вторых, российская промышленная продукция стала пользоваться значительно большим спросом, главным образом на азиатских рынках. Развивалась и внутренняя торговля. Платёжеспособность населения выросла, что, как следствие, увеличило спрос на самые разнообразные товары внутри страны. При этом спрос на промышленные товары рос очень медленно.

Читайте также  Глобализация и россия

В первой половине 19-го в. активно развивались российские города. Если в начале века их насчитывалось 600, то в конце столетия — уже 1 тыс. Появлялись новые поселения, в основном на границах империи: Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Нальчик, Анапа и многие другие. Складывался также новый тип фабричных городов.

Николаевск-на-Амуре, конец 19-го в. Источник: ru. wikipedia.org

В целом развитие промышленности в России шло довольно успешно, однако сельское хозяйство страны по-прежнему было отсталым. Разница в развитии сельского хозяйства и промышленности тормозила общее развитие Российской империи и не позволяла ей догнать западные державы.

Начало промышленного переворота в России и его особенности

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30—40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830—1850-е гг.) и пореформенный (1860—1880-е гг.). Первый этап промышленного переворота. Переход от мануфактуры к фабрике начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный труд. Пионерской в этом отношении стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург — Москва. Первый этап промышленного переворота в России имел свои особенности: — начался позднее, чем в экономически развитых европейских странах (в Англии, например, первые фабрики появились в 60-е гг. XVIII в., во„ Франции — в начале XIX в.); — начался в условиях господства крепостнической экономики, что самым негативным образом сказалось на его темпах и географии (неравномерность размещения промышленных предприятий по территории страны); — сдерживался относительной замедленностью формирования крупных предпринимательских капиталов (многие промышленники были выходцами из крепостного крестьянства, не имели юридических прав на владение фабриками, оставались в зависимости от помещиков, значительную часть доходов отдавали в виде оброка и высокой заработной платы, часть которой являлась тем же оброком, который крестьяне-отходники отдавали своим владельцам); — не стал в дореформенной России причиной быстрого роста новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Причины состояли в сохранении крепостнической системы хозяйства. Факторы, сдерживавшие рост буржуазии, отмечены выше. Что касается фабрично-заводских рабочих, то ими были главным образом крепостные крестьяне-отходники. Отсюда сезонность, непостоянство состава, низкий уровень квалификации и др.; — происходил при непосредственном (государственные заказы, вложение казенных капиталов) и опосредованном (протекционистские тарифы) участии государства. Второй этап промышленного переворота. Показателем завершения технического обновления промышленности считается момент, когда более половины всей промышленной продукции выпускается предприятиями, оборудованными машинами и паровыми двигателями, приводящими эти машины в действие. В России этот момент наступил на рубеже 70— 80-х гг. XIX в. К хлопчато- и писчебумажной, свеклосахарной промышленности добавились текстильная, суконная, шерстяная, металлообрабатывающая, горнозаводская, машиностроительная промышленность. Фабричное производство к этому времени уже преобладало над мануфактурным и кустарным. К особенностям и характерным чертам второго этапа промышленного переворота относят то, что он: — происходил в новых условиях, после отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 г., снявшей многие преграды на пути развития капитализма в стране; — сопровождался возникновением новых отраслей промышленности — нефтехимической, химической, машиностроительной и др.; — привел к появлению промышленных районов, свободных от крепостнических традиций, бурно развивавшихся на новых технических и социально-экономических основаниях (Донбасс, Криворожье, Баку), и временному упадку районов, где ранее преобладала крепостническая промышленность (Урал); — сопровождался быстрым развитием транспорта, прежде всего железнодорожного («железнодорожная горячка» начала 70-х гг., общий рост протяженности железных дорог в 1861—1891 гг. почти в 19 раз, грузооборота — в 25 раз); — имел важные социальные последствия. Новым явлением было формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата. Реформа сняла многие преграды, мешавшие количественному росту и социальному самоопределению буржуазии. Она пополнялась выходцами из дворянства, купечества, крестьянства, чиновничества. Экономическое могущество буржуазии неуклонно росло, а ее политическое влияние оставалось недопустимо малым. Высокими темпами шло формирование рабочего класса (менее 10% населения к началу XX в.). Его ядро составляли рабочие, занятые на промышленных предприятиях, горных работах, железных дорогах. Положение рабочего класса было тяжелым: длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, сочетавшаяся с изощренной системой штрафов, бесправие, отсутствие трудового законодательства и медицинского страхования. В 80— 90-е гг. произошли первые крупные выступления рабочих (Морозовская стачка 1885 г.) с требованием улучшить условия их труда и быта; — чрезвычайно значительным оставалось участие государства в развитии промышленности (казенные заказы, закладка государственных предприятий, государственные субсидии и кредиты и др.).

45. Западники и славянофилы: возникновение «охранительной» либеральной и социальной традиции.

Правительственные круги активно проводили политику введения «единомыслия» на основе идеологии официальной народности, которая выражала охранительные консервативные тенденции. Создателем теории «официальной народности» при Николае I был министр просвещения С. Уваров. По его мнению, существующий строй должен опираться: на самодержавие, которому народ обязан своим благополучием; православие, означавшее коренную религиозность русских; народность, выражавшую единение царя и народа. Эти положения пропагандировались в учебниках, прессе, на лекциях, в художественных произведениях, но, однако, имели множество противников.

В конце 30-х–начале 40-х годов появились два оппозиционных течения – западники и славянофилы. И те и другие осуждали крепостничество как проявление несовершенства николаевской России. Однако их подход к прошлому и будущему был противоположным. Видными фигурами среди славянофилов были А. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Д. Валуев, Ю. Самарин, их поддерживали также Владимир Даль, А. Островский, Н. Языков. Славянофилы считали необходимым вернуться к идеям допетровской Руси (отсюда их название) – к патриархальности, истинной православной вере, призывающей к внутреннему совершенствованию, коллективизму, соборности, а не к материальным приобретениям. Виновником ошибочного пути развития России они считали Петра I, неоправданно взявшего курс на европеизацию государства и тем самым нарушившего ее естественное развитие. Свои идеи славянофилы проповедовали со страниц журналов «Московитянин», «Русская беседа», в спорах, проходивших в московских литературных салонах. Эти споры особенно усилились после публикации в 1836 г. «Философического письма» П. Чаадаева, где автор заявил, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человеческого рода», от национального самодовольства и связанного с ним духовного застоя. С этого времени началось формирование течения «западников». Назвали их так потому, что они считали неизбежным повторение Россией пути Западной Европы и призывали учиться у нее. Они были сторонниками теории прогресса, свободы личности; общинности и соборности славянофилов противопоставляли индивидуализм, исполненный веры в могущество человеческого разума рационализм, приоритет общечеловеческих ценностей над общенациональными.

Идеи западников проповедовали Т. Грановский – с кафедры Московского университета, В. Белинский – на страницах журналов «Отечественные записки», «Современник», А. Герцен и Н. Огарев – в спорах, ведущихся в литературных салонах. Их идеи выражали публицисты и литераторы В. Боткин, М. Катков, И. Тургенев, Д. Григорович, И. Гончаров, А. Некрасов и др.

Читайте также  Предпосылки русско-японской войны

Споры западников о путях преобразования России привели к возникновению буржуазно-либерального течения (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, верившие в действенность насильственного переворота). Самодержавие болезненно переносило критику в свой адрес и вело борьбу с проявлениями инакомыслия. В 1822 г. были запрещены масонские ложи. Основным средством борьбы с распространением прогрессивных идей стала цензура, особенно усилившаяся в годы правления императора Николая I. Жертвами открытого гонения на передовую литературу и журналистику стали погибшие в расцвете таланта А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов; в солдатах закончил свои дни поэт А. Полежаев и т.д.

Ширилось революционно-демократическое движение интеллигенции, получившее название «народничество». Народничество 70-80-х годов XIX в. (М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев) обратилось к идеям социального переустройства, апеллируя к ценностям «почвенного» уклада и предлагая развиваться на основе общинного коллективизма, общинной демократии, уравнительных принципов социальной справедливости.

Развитие капитализма и рост рабочего движения в России, а также кризис революционного народничества в 80-е годы способствовали распространению идей марксизма, которые будут рассмотрены в следующей главе.

Промышленная революция в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Промышленная революция в России – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного к фабричному производству.

Особенностью промышленной революции является быстрый рост производительных сил на основе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма как господствующей системы хозяйства в мире. В некоторых странах этот процесс начался в XVIII веке, в России же начало промышленной революции было положено в XIX веке.

Еще Петр I понимал необходимость ускоренного развития промышленности в России, так как она достаточно сильно отставала от Европы (особенно, Голландии), где индустриализация началась раньше и шла эффективней. Тем не менее, в течение XVIII века между Западной Европой и Россией разница в уровне промышленности продолжала увеличиваться.

Догоняющая индустриализация России началась только в 1830-1860-х гг. и достигла пика своей интенсивности в 1890-е годы.

Промышленность в XVI-XVIII веках

При Иване Грозном Россия довольно успешно развивалась в области промышленного и ремесленного производства, что особенно проявлялось в производстве артиллерии и оружий. Также были развиты металлообработка, производство мебели, посуды, льняного масла. Также в тот период была построена первая в стране фабрика по производству бумаги. Однако период Смуты прервал развитие производства, поскольку Россия пережила глубокий экономический кризис.

Во второй половине XVIII в. появилось несколько новых предприятий: заводы по производству железа, ткацкие, стеклянные и бумажные фабрики. Часто предприятия находились в частной собственности, а рабочие были наемными. Например, голландский купец Андрей Виниус построил неподалеку от Тулы заводы по производству пушек, холодного оружия, ядер и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Петр I решительно занялся индустриализацией в стране, используя, в основном, командно-административные методы: труд приписных крестьян, заключенных, строительство заводов в приказном порядке. Крупные мануфактуры строились за государственный счет, и заказы на них выполняли государственные. К концу правления Петра в России находилось 233 завода и более 90 известных мануфактур. При этом не на всех предприятиях использовался крепостной труд, многие частные заводы брали свободных работников по найму.

Однако после смерти Петра многие основанные им мануфактуры закрылись в силу непродуманности их создания. При Екатерине II экономика развивалась, но основное внимание было уделено металлургии.

«Промышленная революция» в XIX веке

Политика протекционизма, которая была вновь утверждена в 1822 г. Александром I, способствовала развитию промышленности, особенно текстильной и сахарной. Также развитие промышленности провоцировало и частичное предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности.

Беспрецедентный рост хлопчатобумажной промышленности начался в России в 1820-х и достиг своего пика в 1840-х гг. Многие из владельцев хлопчатобумажных фабрик были крестьянами, ставшими предпринимателями, а рабочие этих фабрик – наемными работниками.

В этот период развиваются и производство изделий из металла, дерева, стекла, фарфора, а также одежды.

В 1830-1860 гг. в России произошел промышленный переворот. В начале 1830-х гг. на российских фабриках можно было найти единичные механические ткацких станки и паровые машины, а к 1860 г. только в хлопчатобумажной промышленности было около 200 тыс. паровых машин и 16 тыс. механических станков.

В 1830 г. во всей стране было лишь 7 машиностроительных заводов, а в 1860 г. – целых 99 заводов, что демонстрирует поднявшийся уровень промышленного производства.

Вместе с механизацией производства шел процесс вытеснения крепостного труда из промышленности. В 1830-е гг. число заводов, использующих крепостной труд сократился на 15 %, а согласно указу Николая I, были закрыты все посессионные фабрики, где работали крепостные крестьяне.

В указанный период происходило и развитие новых технологий, которые активно внедрялись в производство, к примеру, на Гороблагодатских уральских заводах.

В начале 1860-х гг. промышленность в России переживала кризис, что стало причиной замедление ее развития до 1880-х гг. В это время периоды роста сменялись периодами спада. Хоть и в целом объемы производства в машиностроительной, текстильной и др. видах промышленности выросли (в меньшем размере, чем за предыдущие три десятилетия), однако они не изменились в расчете на душу населения, так как в России произошел быстрый демографический рост.

Правительство Александра III вернулось к протекционистскому курсу, что значительно улучшило экономическую ситуацию. За 1887-1897 гг. промышленное производство удвоилось, количество производства чугуна выросло в 5 раз, а сахара в 2 раза; активно шло строительство сети железных дорог – каждый год запускалось около 5 тысяч километров железнодорожного полотна.

Характерной чертой развития промышленности в этот период является активная монополизация ведущих отраслей. Синдикат «Продамет» взял под свой контроль больше половины выпуска железа, что сделали в своих областях и монополии «Продвагон», «Продуголь» и др. Английские предприниматели, перекупив все русские табачные компании, создали Табачный трест.

До сих пор ведутся споры по поводу определения времени промышленной революции. Пик ее пришелся на 1890—е гг., что считается неоспоримым. Вопросы же вызывает время начала индустриализации:

  • 1830-е гг.;
  • 1840-50е гг.;
  • 1860-70-е гг.,

Вызывает споры также то, можно ли в принципе называть «технической революцией» период до 1890-х годов. В 1880 г. древесное топливо использовалось для выплавки более 90 % чугуна в стране. К 1903 г. этот процент сократился до 30, а 70 % чугуна выплавлялось с применением кокса (каменного угля). Поэтому это свидетельствует о медленной трансформации старой металлургии и о технической революции, произошедшей в 1830-е г. Неторопливость процессов, происходящих в России, была обусловлена использованием принудительного крепостного труда, что не давало ей свободно развиваться.

Итоги промышленной революции

Промышленный переворот имел важные итоги:

  • получили развитие новые промышленные отрасли (химическая, машиностроительная и т.д.);
  • начинают формироваться новые социальные классы (промышленная буржуазия, представителями которой становятся чиновники, крестьяне, купцы и даже дворяне);
  • формирование рабочего класса (пополнялся выходцами из крестьян во второй половине XIX в.
  • выход России на новый уровень промышленного производства;
  • создание комфортных экономических условий.
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: