Образование в xix веке

Предпосылки образовательных реформ в России. Развитие образования в России в XIX веке. Российская наука XIX века

Образование в xix веке

Наука и образование в России в XIX веке

Предпосылки образовательных реформ в России

Культурный расцвет в России во многом оказался возможным из-за успехов в развитии образования. В начале XIX века государство характеризовалось огромным числом неграмотных людей, причем не только среди крестьян и мещан, но и среди купечества и даже дворян.

Поэтому эффективность управления государством также была низкой и существенно отставала от уровня западных стран. Царь Александр I и правительство осознавали существующую проблему, так что было решено создать единую систему образования, состоящую из четырех ступеней:

  • одноклассные церковно-приходские школы – для низших слоев населения,
  • уездные двухклассные училища – для горожан, мещан и купцов,
  • четырехклассные губернские гимназии – для дворян,
  • университеты и другие вузы.

Развитие образования в России в XIX веке

Реформа образования проходила достаточно быстро, а после отмены крепостного права в 1861 году в так называемое пореформенное время – она стала развиваться просто стремительно.

За сравнительно короткий период грамотность населения России возросла с 7% до 22%. Уже к концу XIX века в России было около 30 тысяч студентов, которые обучались в 63 вузах, в том числе 10 университетах

Следует также отметить, что в 1819 году уже начало развиваться женское образование. Но его активное развитие пришлось на 1869 год, когда в Москве стартовали Лубянские высшие женские курсы. В 1870 году открылись петербургские Аларчинские курсы, а Бестужевские женские курсы в Петербурге были особенно популярны у молодых девушек.

Но женское образование по своему качеству оставалось существенно хуже остального, так что российские девушки предпочитали обучаться за границей, к примеру, в университете Цюриха

Российская наука XIX века

Вполне закономерно, что успешная реформа образования привела к существенному расцвету науки. Российские ученые рассматриваемого периода подарили мировому сообществу целую плеяду выдающихся научных открытий.

Математика

В XIX веке великий математик Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая содержала в себе иной взгляд на природу пространства. До этого открытия более 2 тысяч лет математики основывались на учениях древнего ученого Евклида.

А.А. Марков разработал одноименные цепи (цепи Маркова), которые легли в основу нового направления – теории вероятностей.

Химия

Огромный вклад в эту науку сделал Д.И. Менделеев, открывший периодический закон химических элементов. Его знаменитая таблица до сих пор актуальна среди современных ученых.

Н.Н. Зинин изобрел новый метод получения ароматических аминов, сумев впервые в истории синтезировать анилин и хинин.

Знаменитый химик А.М. Бутлеров сформулировал теорию химического строения вещества, ставшую основой современной органической химии. Этот же ученый впервые исследовал реакции полимеризации.

Биология и медицина

В этом разделе науки особенно известно имя Н.И. Пирогова, который придумал новый способ применения эфирного наркоза в военно-полевых условиях. Также Н.И. Пирогов является создателем атласа «Топографическая анатомия».

Н.Ф. Склифосовский разработал способы использования антисептического метода при операциях, что позволило значительно сократить смертность больных в процессе хирургического вмешательства.

Физика

Особенно значим вклад русских физиков в исследованиях электричества. Например, электрическая дуга, открытая В.В. Петровым, активно применяется в настоящее время на практике.

Э.Х. Ленц сформулировал правило определения направления индукционного тока, получившее впоследствии его имя. Также он экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца.

Б.С. Якоби изобрел электродвигатель. Он же совместно с П.Л. Шиллингом создал электротелеграф – первый телеграфный записывающий аппарат, который после обслуживал линию Петербург – Царское село.

Русские ученые-физики сделали весомый вклад в создание теории электролиза, построение электронной, атомной и квантовой физики.

Помимо перечисленных наук российские ученые имеют замечательные достижения в астрономии, истории, географии, языкознании и философии. А отечественные психология и социология пока находятся в стадии активного становления

Образование в России в XIX веке (краткий ретроспективный экскурс). XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801—1825 гг.)

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

1. бессословность учебных заведений,

2. бесплатность обучения на низших его ступенях,

3. преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825—1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

1. для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).

2. для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).

3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

Читайте также  Процесс собирания русских земель в конце xiii-xx века

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855—1881)

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

По данным обследования проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. Таким образом, охват населения системой образования был очень низкий. Развитие системы школьного образования затруднялось также отсутствием закона о всеобщем обязательном обучении.Необходимо отметить, что к этому времени во многих странах Европы уже давно была преодолена массовая неграмотность населения и было введено всеобщее обязательное обучение. Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882.. Однако, хотя формально Законы о всеобщем образовании были введены в этих странах раньше России, но их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии полный пакет соответствующих законодательных актов был введен в действие между 1870 и 1907 годами. — то есть в течение 37 лет. В России после обсуждений в Гос.думе в 19081912 гг реформу планировали завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват начальным образованием был обеспечен в европейской части РИ среди мальчиков, но среди девочек — только на 50 %.

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ Но этих средств было недостаточно, что бы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании.

Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Так в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн.руб., из которых: 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн.руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства. от платы за обучение и из других источников. Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.

Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. (c. 62,89)

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование (c.25): «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковноприходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)». .

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Образование в России в XIX веке (краткий ретроспективный экскурс). XIX век

Образование в России в XIX веке (краткий ретроспективный экскурс). XIX век

Изящество и мужество: о мужском образовании в XIX веке

Мужчина должен быть сильным, смелым, крепким! А еще музицировать, сочинять и выразительно читать написанное, знать точные науки, танцевать, изъясняться на нескольких языках, держаться с достоинством… Так ли мы представляем себе современных мальчиков, гимназистов, молодых людей?
А ведь именно такие качества и умения ценились в мужчинах из высших сословий в Российской Империи и прививались им с детства.

Ко Дню защитника Отечества рассказываем об образовании в XIX столетии, уделяя отдельное внимание мужскому. Быть может, есть чему поучиться?

В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Основные принципы новой государственной политики в образовании: бессословность (не учитывая крестьян), преемственность учебных программ и бесплатность начального образования. С 1803 года начали появляться гимназии, причем женская открылась спустя полвека — в 1858. В 1804 году при церквях появились начальные школы для крестьянских детей. В программу гимназий начали вводить новые предметы: философию и естественную историю, иностранные языки в большем объеме, а также коммерческие науки и статистику. Но приступим к вопросу издалека, ведь воспитание мужчины не начинается со школьной скамьи!

Воспитание в раннем возрасте

Воспитание детей из дворянского сословия относилось контролировалось родителями и многочисленными родственниками, но находилось в зоне ответственности специально нанятых нянь, гувернеров (гувернанток для девочек) и приглашенных учителей.

Читайте также  Буржуазная историография о политике николая i

Виды домашних воспитателей и предметных областей и занятий, изучаемых ими вместе с детьми, разнились в зависимости от возраста последних. Сначала ребенок передавался кормилице — та занималась с мальчиками и девочками до одного года и была, скорее всего, крестьянской девушкой, как и няня, т.е. не имела образования. В то время считалось, что до 7 лет нужно уделять внимание физическому развитию ребенка, а не его упражнениям в французском и латыни.

Эмилия Шанкс, «Наем гувернантки», ранее 1913 г.

В возрасте 2-3 лет ребенок передавался на попечение няне. Родная мать в большинстве случаев выполняла лишь общий контроль за воспитанием ребенка, няня же буквально заменяла ее. Мнение по поводу обязанностей нянь в академической среде разнится: кто-то из историков уверен, что няня выполняла лишь уход — кормила, купала, гуляла с малышом. Вторая точка зрения следует идее, что няня — это человек, который должен быть следить за культурным и духовным развитием малыша. На таком особом положении, как вы можете помнить из примера А.С. Пушкина, находилась няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» была не только опекуном, но и наставником и помощником поэта с юных лет. Увы, очень частыми были случаи, когда эмоциональная связь с ребенком у няни была в десятки раз крепче, чем с родной матерью (не говоря уже об отце). Всеми своими мечтами, переживаниями, обидами и радостями дети делились именно с нянями.

Начиная с 6-7 лет, младшего школьного возраста, как мы бы сейчас сказали, дети начинали заниматься с гувернерами. В этот момент мы уже можем говорить о разделении на мужское и женское воспитание и образования.

Кто воспитывал юных мужчин?

Должность гувернера обычно занимали французы, выходцы из Швейцарии, немцы или англичане. Труд гувернера был дорогим, но некоторые богатые дворянские семьи специально приглашали сразу несколько «воспитателей» из разных стран, чтобы мальчик получил разностороннее представление о мире.

В числе обязанностей гувернера: изучение предметов — музыки, пения, танцев, иностранных языков и этикета, а также общее умственное развитие ребенка. Не менее важным, если не наиболее, являлось нравственное воспитание мальчика, формирование у него достойного дворянскому статусу поведения, соблюдение строгой дисциплины. Обучение, как мы можем заметить, происходило без учета индивидуальных потребностей или психологической готовности ребенка — об этом еще не задумывались. Предпочтение отдавалось работе на перспективу: мальчик — будущий военный, которому нужно уметь исполнять приказы четко и так же четко отдавать их.

Мальчиков с юных лет было принято приучать к серьезным физическим нагрузкам, ведь будущая военная служба требовала именно этого. Сила, выносливость, умение превозмогать страх и боль в любых обстоятельствах — вот качества, достойные мужчины с юных лет! Сам Александр Сергеевич писал:

«Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».

В числе необходимых занятий для юных дворян: гимнастика, танцы, охота, плавание, фехтование. Храбрость было необходимо воспитать, а в то время именно верховая езда считалась занятием, способным развить мальчика не только физически, но и в плане бесстрашия. И не случайно! Верховая езда была занятием крайне опасным для молодых людей: Александр Николаевич, российский император, в 10 лет сильно ушибся, упав с лошади, и пролежал в постели неделю, не вставая. Прекратил ли он занятия? Нет, после выздоровления вновь сел на лошадь.

Франц Крюгер, «Великий князь Александр Николаевич на коне», 1832 г.

Нередко родители мальчика могли, помимо гувернеров, нанять учителей для изучения конкретных дисциплин (вспоминаем «Недоросля» Фонвизина). Ситуации с реальной пользой от обучения могли быть разными. Помимо комедии Дениса Ивановича вспоминаются и строки из «Евгения Онегина»:

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой.

В любом случае набор изучаемых мальчиками предметов был куда насыщеннее, чем у девочек. Перечислим все, что могло входить в этот объемный список (и сравним с современной нагрузкой, которая кажется кому-то непомерной): латынь, французский — основной язык высшего света, итальянский и английский, немецкий. С начала XIX столетия юноши помимо русской и всеобщей истории, физики, рисования, астрономии, музыки, географии, арифметики, словесности, начали заниматься изучением искусств и архитектуры.

К 16 годам обучение заканчивалось и начиналась взрослая жизнь: мальчики поступали на военную службу. Служба гражданская, могла начаться еще раньше — в бедных дворянских семьях даже с 10 лет, но обычно с 13-15.

Царскосельский лицей: не мальчик, но юноша!

И вот наступает судьбоносный для русской культуры год — 1811. Ведь именно в этот год состоялся первый набор в обитель дум для юных сердец — Императорский Царскосельский лицей. Здесь мальчикам из дворянских семей преподавались предметы по программе, составленной самим Михаилом Сперанским — известнейшим законотворцем. Ученики изучали русскую словесность, которая в гимназиях того времени практически была не в чести, иностранную словесность, историю, математику, изящные искусства и гимнастику. Программа занимала 6 лет и готовила будущий цвет дворянства к уже привычной читателю службе военной и гражданской.

Единый девиз для учителей и наставников гласил — «для общей пользы». Учили мальчиков, следуя прямо-таки современному подходу самостоятельной деятельности, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие».

Упражнения в словесности были не только обязательны на уроках, но и желаемы самими учащимися. Сегодняшние старшеклассники по возрасту — Дельвиг, Пушкин, Илличевский, Корсаков и Кюхельбекер, писали критику, стихи и прозу, углублялись в политику. И даже целых три года издавали свой журнал!

Илья Репин, «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 г.

Важной особенностью экзаменов была их публичность, что давало мальчикам возможность показать себя высшему свету, но и накладывало ответственность. На экзамене юного Пушкина, например, присутствовал Гавриил Державин, который был так растроган, что хотел обнять пылкого мальчика. Ода «Воспоминания в Царском Селе» тогда прозвучала «с необыкновенным оживлением».

Атмосфера мужского — творческого, искреннего, лиричного и верного коллектива — сохранилась в сердцах выпускников до их смерти. Каждый год, 19 октября, в день основания лицея, они пообещали встречаться. А.С. Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Друзья мои, прекрасен наш союз!», находясь в ссылке, но всей душой присутствуя с празднующими друзьями. И даже последний оставшийся лицеист, Александр Горчаков — глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи, исполнил свою клятву отмечать 19 октября, пережив всех товарищей.

Не о таком ли образовании мы мечтаем, представляя себе мужественных, но спокойных, верных слову и грамотных, всесторонне образованных и физически развитых мужчин? Или все это лишь красивая гравюра из прошлого?

Развитие системы образования и науки в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

В начале XIX века в России было не более 10% грамотных людей. Чтобы исправить критическую ситуацию, Александр 1 учредил Министерство народного просвещения. В него вошли самые прогрессивные и образованные дворяне того времени. Была создана новая система учебных заведений, которая состояла из 4 уровней.

Читайте также  Ссср после войны

Приходские и уездные училища

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

По значимости лицеи приравнивались к университетам. Например, для знаменитого Царскосельского лицея разрабатывалась отдельная образовательная программа. Она подразумевала подготовку «новых людей». Лицеистов учили критическому мышлению, способности анализировать обстановку. Наряду с официальными учебными заведениями, существовали частные пансионы, кадетские и пажеские корпусы. Образование было полностью бесплатным.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

Культура при Александре 1 тоже процветала. Большой вклад в развитие русского языка внёс А. С. Пушкин. Писатель Карамзин создал «Историю Государства Российского». Этот труд используется и современными специалистами для изучения важных исторических событий.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Состояние науки и образования кратко описывали иностранные наблюдатели. С одной стороны, они отмечали демократизацию этих сфер деятельности. С другой стороны, в своих сообщениях зарубежные специалисты писали о негативном влиянии сословной политики Николая 1 на просвещение населения. Грамотность народа действительно возросла, но образованные люди были дворянами или чиновниками. Грамотность свободного городского населения, и тем более крепостных, улучшилась незначительно.

Образование в xix веке



Категория / Описание Статей
Образование в России [700]
История образования [61] , Социализация старшеклассников [109] , Учебная деятельность [200] ,
Дошкольное воспитание [40] .
700
Образование в Чехии [163]
ВУЗы Чехии [63] , Академический словарь [6] , Школы Чехии [5] ,
Высшее образование в Чехии [31] , Направления обучения в ВУЗах [10] .
163
Общее [1656]
Методика преподавания английского языка [151] , Методика определения готовности к школе [310] , Задания [28] ,
Тест Тэммл-Дорки-Амен [9] , Проективные рисуночные тесты [8] , Кратковременная речевая память [5] ,
Кратковременная зрительная память [2] , Речевое развитие и мышление [8] , Мышление [18] ,
Сформированность навыка чтения [12] , Процедура тестирования [7] , Тест структуры интеллекта Амтхауэра [8] ,
Обработка и интерпретация результатов тестирования [36] , Игры [15] , Синергетика образования [133] ,
Лингвистика [35] .
1656
Образование за рубежом [80] 80
Статей: 2604 Категорий: 29 Просмотров: 3464467

Сейчас форекс обретает большую популярность, данный международный валютный рынок известен среди разных категорий населения. А совсем недавно, доступ к нему могли получить исключительно финансисты либо люди, имеющие экономическое образование.

Качественное образование – ключ к успеху любого человека, независимо от того, какого он рода и племени. Однажды, вложив в него все свои способности, упорство и труд можно не волноваться о своем будущем.

Город, в котором происходят события игры «Alan Wake», называется Брайт-Фоллс. На самом деле такого города нет, но в игре он расположен в Америке. Своё название игра получила в честь главного героя, писателя Алана Уэйка. Его жена пропала при таинственных обстоятельствах.

One of the most common humorous stories about school is the one in which a “hardworking” student diligently covers up a new bad mark before showing the diary to his parents. To avoid this and other unpleasant situations, SMS mailing from schools for parents using IntisTele was invented. Let’s figure it out. What benefits can it bring to parents and students.

Важный этап в жизни любых семей – приобретение собственного жилья. Квартира покупается тогда, когда семья имеет достаточное финансовое обеспечение, позволяющее вкладывать средства на приобретение жилища.

Я долго рассуждал, читал и изучал современную систему образования. Что тут изучать, я сам 3 года назад учился в школе, находясь в которой всё чаще и чаще замечал изъяны начального образования, которое получали все мы и получает сейчас новое поколение.

Чешский рынок недвижимости сегодня пользуется спросом не только у отечественных инвесторов, но также у немцев и азиатов.

Детским креслом является особый тип автомобильного кресла, которым обязательно нужно пользоваться, перевозя детей в машине. На данный момент, на рынке продается огромное количество различных видов и моделей.

Цель

Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: