Реформы первой четверти xviii века

Вопрос 2. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Основой для глобальных реформ в жизни Российского государства явились следующие обстоятельства.

1. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

2. Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.

Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей и становится контролирующим органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. В связи с чем численность Боярской думы постоянно возрастала, а ее внутренняя структура начала дифференцироваться. Так, уже в конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» – прототип кабинета министров.

В 1701 г. функции Боярской думы переходят к «Ближней канцелярии», координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединялись в Совет, получивший название Конзилии министров (8–14 человек). В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, исчезает окончательно.

Столь же сложный путь проделала система центральных отраслевых органов управления – приказов. В 1677 г. их насчитывалось 60, в 1682 – 53, в 1684 – 38. Вместе с тем, при сокращении числа центральных приказов, возрастала численность местных органов приказного управления – приказных губ. К 1682 г. она достигла трехсот.

В конце XVII в. было произведено укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр – аристократов, это усилило авторитет и влиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов, осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе других приказов (например, Счетный приказ). Число приказов уменьшалось в ходе этого процесса, но общая численность штата чиновников возрастала: если в сороковые годы XVII в. приказный аппарат составлял около тысячи шестисот человек, то уже в девяностые годы он возрастает до четырех тысяч шестисот человек. В штате центрального московского аппарата в это время было задействовано около трех тысяч человек. При этом значительно возрастало число младших чиновников, что было связано с дальнейшей специализацией в деятельности приказов и их ведомственным разграничением.

3.Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления. Таким универсальным чином становились «стольники».

4. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменила принципы подбора руководящих кадров. Новые принципы их формирования закрепила в 1722 г. Табель о рангах.

5. Процесс централизации затронул и систему местных органов. С 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру. Воеводы уже к 80-м годам XVII в. вытеснили по всей территории страны выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень – были образованы более крупные административные единицы «разряды», ставшие предшественниками будущих губерний.

6. Специализация в управлении привела к созданию некоторых административных органов, подчиненных непосредственно царю, а следовательно являвшихся общегосударственными. К ним относился Приказ тайных дел (1654–1676 гг.), выполнявший ряд разнообразных функций – хозяйственно-управленческих, контрольных (за местными органами и воеводами), надзорных (за посольствами). В лице этого приказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральными отраслевыми органами управления.

7. В 1680–1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов.

Реформы высших органов власти и управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:

1. 1699–1710 гг. Для этого этапа характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

2. 1710–1719 гг. Ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

3. 1719–1725 гг. Происходит образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

Как отмечалось, основным событием в реформировании стало образование в 1711 г. Сената, к компетенции которого относились судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

В 1722 г. Сенат был реформирован указами Императора. Реформа 1722 г.превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом – коллегиями и канцеляриями, в системе которых также происходили существенные изменения.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства. Учреждались восемь губерний (Московская, Ингерманландская /позднее С.-Петербургская/, Киевская, Смоленская, Архангелогородская /позднее Архангельская/, Казанская, Азовская, Сибирская), по которым были расписаны все уезды и города. В 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати (образовались Воронежская, Новгородская, Нижегородская). Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы к 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: «уезд – провинция – губерния». Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

В 1718–1720 гг. прошла, соответственно, реорганизация органов городского самоуправления – были созданы новые органы – магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов в 1695–1696 гг. прекратило свое существование дворянское конное ополченце. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I – Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные части участвовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г.) В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 1092 ;

Билет №21. Государственные реформы первой четверти XVIII века

Государственные реформы первой четверти XVIII века

Основная задача и предпосылка реформ: борьба за выход к балтийскому морю. Война требовала армию и флот, новые источники пополнения государственного бюджета, новую систему управления и новых людей, способных к реализации задуманного.

1.Реформа в области образования.

Создание академий и ВУЗов. Привлечение иностранных специалистов.

Эта реформа стала главной. С 1699 года началось формирование рекрутской системы набора в армию из числа крестьян, горожан и дворовых людей. Строительство флота. Для управления армией и флотом был создан сложный механизм из военной, адмиралтейской коллегий, и Генерального штаба.

3.Реформы в области финансовой системы.

В государственном бюджете 17 века преобладали косвенные налоги, а в бюджете России до Петра I занимали ведущие место промысловые налоги. В 1681 году происходит переход от поземельного налогообложения к подворному. Основная единица поземельного налога соха, либо несколько дворов. В 1718 году новая податная единица «ревизская душа». Освобождались от уплаты налогов дворяне и духовенство. Уравнивает в правах все группы крестьянства. Дворовые люди «подушная» подать.

4.Реформы в области промышленности и торговли.

Серьезные изменения в промышленности и торговле. Число мануфактур возросло в 3 раза. Освоение новых промышленный районов, в том числе, и Урала. Основание Петербурга. Создание ремесленных цехов в городах.

5.Новости в области государственного права.

Создание новой законодательной формулировки власти русского монарха в толковании к 20 артикулу воинского устава 1715 года «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Позже формула повторялась в других актах 1832 года «Император всероссийский есть монарх самодержавнейший и неограниченный». «Правда воли монаршей» – идеологическая формулировка.

Перестройка деятельности органов центрального и местного управления на основе принципов коллегиальности, профессионализма, государственного контроля и надзора.

В 1711 году был учрежден Сенат. Сначала он являлся временным органом, на время отсутствия царя в турецком походе. Вскоре постоянный орган управления до 1917 года. Коллегиальный орган. Сначала 9 сенаторов, назначаемых государем. С учреждением коллегий их президенты вошли в состав Сената. В 1722 году президенты выведены из состава сената, за исключением президентов коллегий иностранных дел, военной и адмиралтейской.

Структура: присутствие (принимает решения), канцелярия.

Должности при Сенате: обер – секретарь готовит дела для доклада присутствию, контроль за деятельностью Сената с 1715 году осуществлял генерал – ревизор, который в 1722 году заменен на генерал – прокурора, который регулировал «диспуты сенаторов»; возглавлял канцелярию; рекетмейстер, который принимал жалобы на коллегии и докладывал по ним Сенату; герольдмейстер, который докладывал по делам дворянства.

Все, что происходило в присутствии, фиксировалось в протоколе, который должны были подписывать все сенаторы «для открытия дурости каждого».

Читайте также  Концепция истории украины в украинских школах и вузах

В 1717 году создана система коллегий – отраслевых органов управления, заменивших приказы.

1721 год – вотчинная, духовная коллегия (Святейший правительствующий Синод (церковное управление)).

1722 год – берг – мануфактур коллегия разделена на берг и мануфактур коллегии.

Деятельность коллегий определялась генеральным регламентов 1720 год. Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям не был выдержан до конца (судебный и административные функции). Однако создание коллегий завершило централизацию и бюрократизацию государственного аппарата, четкое разграничение ведомственных функций, сфер государственного управления, а также единые нормы деятельность. С учреждением новой столицы в 1713 году центральный аппарат перешел Петергоф, и Сенат коллегии создавались уже там.

Церковная реформа ПетраI.

В 1721 году учреждается духовная коллегия – орган государственного управления церковными делами. Церковь вошла в государственные структуры и потеряла свободу. Протестантский вариант церковно – государственных отношений. В присутствие Синода входили 2 правительственных особ, которые назначались государем из числа высшего духовенства. Деятельность Синода сначала контролировалась инквизитором, а затем обер — прокурором, светским чиновником, который являлся помощником генерал – прокурора.

Создание системы органов надзора и контроля.

Сначала надзор за законностью осуществляли фискалы. В 1711 году главой фискалитета был обер – фискал при Сенате, ему подчинялись фискалы при коллегиях, инквизитор Синода, провинциал – фискалы в губерниях и городовые фискалы. Осуществлял тайный надзор за законностью. Обязан доносить о государственных, должностных и иных преступлениях, о нарушениях законности в учреждениях. Выступали в суде в качестве обвинителей. В случае правильности доноса фискала, он получал 50% штрафной санкции или конфискованного имущества. За неправильный донос сначала фискалы ответственности не несли, но по указу 1719 года фискал, донос которого оказался ложным подлежал той же ответственности, что и обвиняемый им человек, если бы донос подтвердился.

В 1722 году учреждается институт прокуратуры – гласного надзора за законностью. Заимствование из Франции. Система фискалитета вошла в систему органов прокуратуры и ликвидирована. Глава прокуратуры генерал – прокурор при сенате, помощник обер – прокурор Синода, прокуроры при коллегиях и надворных судах. Око государево, надзор за сенатом, возглавлял канцелярию Сената, является председателем на заседаниях Сената, осуществлял надзор за исполнением законов и облает правом законодательной инициативы.

Право вето на решения Сената и право доносить государю о всех действиях Сената.

Дата добавления: 2014-12-19 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Лекции по отечественной истории №15. «РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.»

лекции по отечественной истории №15. «РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В.»

Изучение реформаторской деятельности Петра I следует начинать с военной реформы, основным содержанием которой было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигаторская, Артиллерийская, Инженерная). Много офицеров приходило в армейские полки из гвардии — Преображенского. При Петре было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардии.

Петр предпринял энергичные меры для строительства военного флота. В конце его царствования во флоте насчитывалось 84 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов.

Реформа правления. В 1717 — 1718 годах Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельной отраслью государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись Сенату. В свою очередь местные органы управления подчинялись коллегиям.

С 1711 года во главе всего государственного управления стоит Сенат. Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверяет государство вновь основанному учреждению — Сенату. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем Сенат приобретает постоянный характер и становится высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр наделил Сенат также функцией высшей судебной инстанции.

В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял губернатор, обличенный правами главнокомандующего всех войск, находящихся на его территории и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 году, когда губернии были разделены на провинции, провинции — на уезды.

Положение сословий. «Табель о рангах». При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу предоставлялся всем сословиям (любой солдат, ставший офицером, получал потомственное дворянство). Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или по военной службе, или по гражданской, или выполнять обязанности при Дворе. В 1722 году была издана «Табель о рангах» (во времена Петра слово «табель» было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена на иерархию «заслуги и выслуги». Дворяне также были ограничены в распоряжении своими имениями. Указом о единонаследии (1714) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между всеми сыновьями, а только завещать одному по выбору.

Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа — введение подушной подаши, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих «подданных».

Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны количество налогов быстро увеличивается: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиком, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких сборов были отменены, но их компенсировала подушная подать.

Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации. Однако одновременно они сопровождались укреплением самодержавия, усилением крепостничества. Страна продвигалась вперед через крайнее напряжение людских и материальных сил, безжалостную эксплуатацию.

Реформаторская деятельность Петра привела к модернизации страны. Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии.

Реформы в России в первой четверти 18 века.
статья по истории (7 класс) по теме

Данный материал может быть использован на уроках посвящённых реформам Петра I.

Скачать:

Вложение Размер
reformy_v_rossii_v_pervoy_chetverti_xviii.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФОРМЫ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII, РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ.

В отечественной исторической науке издавна сложились диаметрально противоположные точки зрения на характер, сущность и результаты реформ Петра I. В 40-е гг. 19 в. представители одного из течений раннего русского либерализма, славянофилы, стали утверждать, что Петр свернул Россию с её естественного пути развития, чем нанёс русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы. Историки государственной школы писали о личности и реформах царя, описывая успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике. В.О. Ключевский полагал, что бурные события петровского времени являлись скорое потрясением, чем реформами. Северная война сообщила направление и определила темп петровских преобразований. Быстро развивавшиеся события ежегодно выдвигали новые требования, которые царь с энергией и резкостью старался удовлетворить, не имея возможности выработать план действия на будущее. Реформа, по мнению В.О. Ключевского направлена, была первоначально на перестройку военных сил и финансовых средств государства, но постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приёмам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников [1] .

В.О.Ключевский подчеркивал очевидную бесплановость и непоследовательность преобразовательной деятельности Петра I. По его мнению, структура реформ и их последовательность велась довольно бестолково. В.О.Ключевский считает, что Петр I в последнее десятилетие царствования начал осознавать, что создал нечто новое, вместе с этим и его внутренняя политика стала утрачивать черты скоропалительности и незавершенности решений.

С.М.Соловьёв деятельности Петра I даёт характеристику не как случайности и произвола, для него царь, прежде всего выразитель своего времени. И то, что Петр сделал, имеет потому великое значение, что удовлетворяет истинные потребности народа. Он считает, что петровские преобразования были закономерны и органичны, и вытекали из перехода возраста чувств и возраста мысли. Взгляд на петровские реформы не противоречат представлениям С.М.Соловьёва об органическом развитии исторического процесса [2] .

П.Н. Милюков считал преобразования Петра I бесплановыми и непоследовательными. Он объяснял реформы Петра I только военными потребностями. Возрастание именно этих потребностей вызвало перемены в податной системе и увеличению податных тягостей. А увеличение потребности в деньгах вместе с возрастанием потребностей в войсках и оружии вызвали к жизни все административные, экономические и другие реформы Петра I.

П.Н.Милюков подчёркивал, что петровская реформа в целом, и в том числе реформа в области культуры, не была идеологической, подготовленной. Это была реформа стихийная, вытекающая непосредственно из потребностей жизни. Петр I проводил её от случая к случаю, под давлением текущих нужд. Он совершенно не продумывал план реформы и хватался за первый проект, который попадался под руку [3] . П.Н.Милюков считал, петровские реформы – реформы без реформатора. Говоря о Перовской реформе,

П.Н.Милюков высказывал мысль, что страна, сильно отставшая культурно, по необходимости принуждена была заимствовать боле совершенную технику у соседей. Но реформы, по его мнению, дали невысокий результат, некоторые и совсем никакого, потому что не были и не могли быть надлежащим образом подготовлены. П.Н.Милюков выступал поборником реформы сверху, но старался при этом доказать, что реформа будет хороша лишь в том случае, если станет опираться на общественное мнение, которое понималось им как мнение дворян и интеллигенции [4] .

М.М. Богословский не соглашался с оценкой П.Н. Милюкова реформ Петра I как случайной и слепой. В противоположность П.Н.Милюкову он считал, что реформа в её последние годы преследовала задачи боле широкие, чем простую организацию сил и средств для борьбы со Швецией. Деятельность Петра несла в себе печать духа времени, имела сознательную цель, его реформа стремилась преобразовать Россию в регулярное государство, о каком учила тогда политическая философия и какое до некоторой степени осуществляла политическая практика. Это государство ставило себе целью общее благо, достигаемое самым бдительным и всеобъемлющим попечением абсолютной верховной власти над подданными [5] . Концепция М.М.Богословского о петровских реформах противовес милюковской оценки петровской реформы.

В современной исторической науке, так же как и в дореволюционной нет единой точки зрения на преобразования Петра I. А.Б.Каменский считает, что многие решения по поводу реформ принимались под влиянием момента, конкретных обстоятельств. Автор признает, что самые первые преобразования Петра I отличают особенности, характерные и для его реформ последующего времени: масштабность, распространения новшеств на разные сферы жизни и одновременно очевидная бессистемность, отсутствие какого-либо плана, представлений о необходимой последовательности действий. А.Б.Каменский утверждает, что проведение реформ было связано, прежде всего, с поражением под Нарвой. Однако А.Б.Каменский признаёт, что реформы Петра I была осуществлена как нельзя вовремя, так как отказ от неё мог обернуться для России самыми катастрофическими последствиями, но при этом автор не оправдывает содержание и методы реформ, считая, что они могли бы быть иными, нежели в реальности [6] . А.Б.Каменский итогом реформ считает: преодоление структурного кризиса, кризиса традиционализма, охватившего русского общество по второй половине 17в., европеизация политических институтов страны, усиление крепостного права, крайне противоречивы итоги в экономике – с одной стороны индустриализация, преодоление технической отсталости, с другой основанная на крепостническом труде промышленность была обречена на низкие темпы производства. Характеризуя последствия реформ в духовной сфере автор считает, что именно преобразованиям Петра появилась светская культура, но в следствии европеизации общества произошёл культурный раскол русского народа [7] .

А.И. Юхт характеризуя реформы первой четверти 18 в., отмечал, что она была необходимым условием для дальнейшего развития страны. Реформы, по мнению А.И. Юхта проводились по заранее обдуманному плану. Правительство делало определённый шаг, выжидало каковы будут последствия только затем переходило к следующему этапу. По мнению А.И.Юхта методы и средства в проведении реформ способствовали к преобразованиям в стране. Итогом реформ, прежде всего А.И.Юхт видит в европеизации страны, автор считает, что благодаря реформам страна стала активно развиваться в промышленном плане [8] .

Характеризуя реформы Петра I, В.И.Буганов отмечал, что проведение реформ были и непоследовательны, и присутствовала импровизация, но в целом, по мнению автора реформы, складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства. Вопрос о степени успешности тех или иных нововведений автор не рассматривал. По мнению В.И. Буганова проведённые преобразования в первой четверти 18в., сделали Россию неизмеримо боле сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отсталость не смогли [9] .

Н.И.Павленко согласен с точкой зрения многих своих предшественников о хаотичном и поспешном характере преобразований Петра I, об отсутствии у него продуманного плана реформ. Автор считает, что Петр I и окружавшая его группа деятелей-реформаторов действовали под влиянием объективных обстоятельств.

Одной из предпосылок реформ, по мнению Н.И. Павленко была отсталость России, обусловленная неблагоприятными почвенно-климатическими условиями, которые сковали не только производительную, но и духовную жизнь России. Отмечая отдельные преобразования, автор считает, что новшества в высшем и центральном аппарате государства заслуживают положительной оценки, менее успешно и с большими накладками проводилась реформа областной администрации, а судебная реформа, по мнению автора, была самым неудачным детищем царя-преобразователя, действенность военной реформы была, по мнению автора неоспоримо [10] .

Характеризуя этапы реформ Петра I, Е.В.Анисимов отмечает, что первый этап начинается с конца 17 и продолжается до 1711г., затем до 1717г., идёт лишь некоторая корректировка, после чего начинается второй этап. При этом на первом этапе реформ у Петра I не было цели кардинальным образом реформировать всю систему власти, не было у него и никакой идеологии преобразований, в то время как на втором этапе он опирается на ряд теоретических принципов, взятых преимущественно на западе. В целом, Е.В. Анисимов считает, что реформаторский процесс происходил в рваном ритме, реформы не были согласованы между собой, и создаваемые элементы новой государственной и социальной структуры долгое время не сочетались в единое целое. Лишь к концу петровского царствования стали видны очертания новой постройки. Вместе с тем были по мнению Е.В. Анисимова реформы были вполне осмысленны, целенаправленны, а некоторые очень хорошо обеспечены значительной подготовительной работой [11] .

Е.В.Анисимов утверждает, что направление петровских реформ было путём, по которому Россия рано или поздно неминуемо прошла бы, но Пётр, считает он, резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил её совершить гигантский прыжок [12] , перенеся Россию сразу через несколько этапов. Реформы Петра I, согласно концепции Е.В.Анисимова не столько способствовали быстрому развитию России в направлении к капитализму, сколько цементировали устои старого режима. В итог промышленность России была поставлена в такие условия, при которых она не могла развиваться.

По мнению И.В.Волковой реформы Петра I были, прежде всего, обусловлены военной и технической отсталостью страны [13] . Именно реформе армии, по мнению И.В.Волковой отводилась ключевая роль. И.В. Волкова считает, что отсутствие слоев населения, способных предоставить сознательную сплоченность и поддержку реформаторским начинаниям Петра I, было удачно восполнено созданием регулярной армии. Организация, модернизация, дисциплинарный порядок сделали армию локомотивом преобразовательного процесса. И.В.Волкова считает, что реформа армии отличалась высокой важностью и значимостью для общества [14] . Характеризуя итоги реформ Петра I, И.В.Волкова отмечает, преобразования в стране невозможно оценить однозначно. Преодолевая кризис, реформа несла в себе залог аналогичного кризиса в будущем, что по предположению автора стало воплощением её противоречивости.

Петровские реформы грандиозны по своим масштабам и последствиям. Эти преобразования способствовали решению остро стоящих перед государством задач, прежде всего в сфере внешней политике. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились в рамках существующего строя, и боле того, консервировали феодально-крепостную систему.

Важным результатом преобразований 1-й четверти 18века стали модернизация аппарата и процедур управления, социальной структуры, уклада жизни и культуры, а так же ликвидация технологической отсталости отрасли. Благодаря реформам Петра I Россия превратилась в активную, полноправную участницу системы международных отношений. Другим следствием реформ стало отчуждение народных масс от власти, от государства, которое всё больше воспринималось как враждебная, подавляющая сила. Закрепление в социальных отношениях принципов крепостничества, усиление несвободы практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее развитие страны и угрожали новым системным кризисом.

  1. Буганов, В.И. Пётр великий и его время. [Текст]/ В.И. Буганов.-М.:Мысль.-1991.-
  2. Вернадский, Г.В. Русская история [Текст]/ Г.В.Вернадский.-М.: Аграф,1998.-448с.
  3. Волкова, И.В. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношенных отношений в России [Текст]/ И.В.Волкова. Вопросы истории.-2006.-№3.-с.35-50.
  4. Каменский ,А.Б. От реформы Петра I до Павла I: Реформы в России 18в.:опыт целостного анализа. [Текст]/А.Б. Каменский. Рос.гос.гуманит.ун-т.-М.:РГГУ,2001.-575с.
  5. Павленко, Н.И. Петр великий. [Текст]/ Н.И. Павленко.-М.: Мысль,1990.-592с.
  6. Юхт , А.И. русские деньги от Петра великого до АлександраI [Текст]/ А.И.Юхт.-М.: Финансы и статистика,1994.-295с.

[1] Цит. по.- Вернадский Г.В.-М.-1998.-С.124.

[2] Цит. по.- Вернадский Г.В.-М.-1998.-С.251.

Государственные реформы первой четверти 18 в.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия.

Установление института майората — наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722г.).

Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (это касалось только дворян). Уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была несомненно обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии. Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, и от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак). Петр I осуществил реформу высших органов власти. Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган на то время, когда Петр I участвовал в военном походе. Позже — из двух дополнительно принятых указов, — стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом. Решения принимались коллегиально и только единогласно. Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий. Назначались Сенатом президенты и вице-президенты, определялись штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел «новым порядком».

Уже в декабре 1718г. был принят реестр коллегий: 1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов: 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц — коллегия (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг- и мануфактур-коллегия (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Был создан Духовный Коллегиум, будущий Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник — обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства, в результате чего образовалось восемь губерний.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния.

После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 — Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.

О Петре спорят до сих пор. Всю свою жизнь Петр неустанно трудился как умственно, так и физически. С рук его не сходили мозоли. Однако пороки царя были также значительны. Труды он венчал повальным пьянством. Его отец казнил за курение, а Петр его насаждал. Потеснив знатных бояр, он смело выдвигал людей из низов. Однако многие его любимцы прославились не только талантами, но и такими взятками, какие боярам не снились. Примером служит любимец царя «Сашка» Меншиков. Следственная комиссия по делу о злоупотреблениях князя сделала на него начет более 1 млн. руб. Петр значительно снизил этот начет, а по закону казнили за кражу более 20 руб. Петр создал регулярную армию и флот, но ценой рекрутского рабства. Подушная подать усилила крепостной гнет. Он «прорубил окно в Европу», но брал с Запада готовое — машины, мастеров, учебники, готовые структуры государственных коллегий. Однако то, что требовало длительного времени для внедрения, перенималось им значительно труднее. Все превнесенное должно было иметь для него сиюминутное практическое значение. Он и английский парламент понял и оценил именно с этой практической стороны. На одном заседании в присутствии короля, наслушавшись речей оппозиции, Петр сказал своим: «Весело слушать, когда сыны отечества открыто говорят королю правду, вот чему должно у англичан учиться».

И он же лично пытал стрельцов. Петр карал смертью или усечением языка за богохульство, и тут же учинил «Всешутейший собор» — издевательскую пародию на церковные святыни. Это было самодурство власти, не знавшей своих границ. Петр по-варварски боролся с варварством. Петр дал мощный толчок развитию России, едва не сломав ей хребет.

14. Кодификация права в первой четверти 18 в.

Кодификация права в первой четверти XVIII века

Первая попытка (после Соборного уложения 1649 года) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 году Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалось в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. В 1725 году проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги:

1)«О процессе (то есть о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»; 2)«О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; 3)«О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; 4)«О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании)

Всего было 120 глав и 2000 статей. Уже в 1726 году (при Екатерине II) в состав комиссии были введены сословные представители (от духовенства, военных, гражданских, магистрата), слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностранным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации. Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали: А) утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию; Б) утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 года. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанности и должности коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности; В) кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725). Пункты были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшествующее законодательство о наследовании. Опыт кодификационной работы в первой половины XVIII века показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщения практики правоприменения. Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами первой четверти XVIII века были:

1)Регламенты.Регламенты — это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности.

Всего было принято 7 регламентов:

— Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках — 1711 год); — Штатс-конторе (о государственных расходах — 1719 год); — Коммерц-коллегии (о торговле — 1719 год); — Камер-коллегии (о государственных доходах — 1719 год);

— Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий — 1720 год); — Главному магистрату (о городском устройстве — 1721 год); — Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении — 1721 год).

Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

2)Манифесты. Манифесты — это законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению и отдельным ее группам. Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол его наследника. 3)Уставы. Уставы — это сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности. — Воинский устав — 1716 год;Это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.— Морской устав — 1729 год;По своему составу он аналогичен Воинскому уставу, только относится к службе на флоте. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артиклов.— Вексельный устав — 1729 год.

4)Инструкции. Инструкции — это правовые нормы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и так далее.

Жалованные грамоты — это акты, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: