Общество и устройство власти на руси xvi – xvii веках

В данной статье вы охарактеризуете общественный и государственный строй России XVI-XVII вв.

Общество и устройство власти на руси xvi – xvii веках

Общественный и государственный строй России XVI-XVII вв.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общественный строй России в XVI-XVII вв.

В XVI-XVII вв. в России наблюдается стремительное развитие мануфактурного, заводского производства, ремесел и торговли. Все это оказало большое влияние на трансформации в социальном устройстве. Наиболее выраженные изменения наблюдаются в высшем сословии. Во власти монарха находились обширные территории дворцовых и черносошных земель, которые могли передаваться в качестве пожалования или награды отдельным феодалам за службу (данная практика была отменена указом 1627 года).

Феодалам принадлежало монопольное право владения землями. Они были свободны от выполнения повинностей, выплаты всех податей, обладали усиленной защитой, подтвержденной законодательно.

Указом Ивана Грозного в 1562 году были внесены ограничения в возможности князей распоряжаться вотчинами. Это был запрет на: продажу, обмен или предоставление в качестве приданного, предоставление монастырям «на помин души». Наследовать вотчины могли только прямые потомки по мужской линии. Вотчины предоставлялись за службу. Вотчинное землевладение стало связано со службой царю.

Консолидация феодалов (главным образом дворян), укрепление поместной системы землевладения в единое сословие происходило на фоне ограничения боярства. Со второй половины XVI века дворянство трансформировалось в основную политическую и военную силу в государстве. С дворянами-помещиками появились помещики-бояре, дети боярские, которые с конца XV в. за службу стали получать поместья.

Со второй половины XVI в. стал вестись учет служилых людей с целью укрепления войска. Составляются списки дворян и детей боярских. В этих списках отображали размеры денежного жалованья и поместные оклады. Молодые дворяне были обязаны отбывать воинскую службу с 15 лет. Дворянская служба являлась обязательной и главным образом военной. Постепенно дворянство оформилось в привилегированную служилую сословную группу, стало верной опорой самодержавия. Правом-привилегией дворянства выступали: владение землей и крестьянами, служба.

К дворянским служилым чинам принадлежали:

  • боярин;
  • думный дворянин;
  • окольничий;
  • стольник;
  • дьяк;
  • стряпчий.

Готовые работы на аналогичную тему

С 1589 года в России формируется патриаршество. Патриарха избирал собор епископов, и должность утверждалась монархом. Патриарх имел право вершить суд над всеми церквами, монастырями, церковными людьми и крестьянами патриаршей области практически по всем делам (исключение составляли уголовные дела).

Феодальнозависимое население включало жителей городов и крестьян. К ХVII веку окончательно оформляется сословие горожан, представляющее собой сложную социальную структуру. Два высших разряда составляли богатые иноземные и русские купцы (гости-сурожане, суконники). Остальные промышленники и купцы действовали в пределах цеховых организаций – суконной и гостинной сотен, куда назначались царем. Они освобождались от тягла, повинностей и от уплаты налогов.

Основную долю промыслового и торгово-ремесленного населения городов представляли посадские люди, жившие на государевой земле, прикрепленные к ней и несшие тягло. Все это были торговые люди черных сотен и слобод, которые по статусу были ниже торговых людей и гостей суконной и гостиной сотни.

Феодально-зависимое население

Крестьянство представляло собой наиболее многочисленную категорию зависимого населения. Все крестьяне по правовому статусу, принадлежности, объему выполняемых повинностей делились на:

  • частновладельческих – поместных и вотчинных, монастырских, церковных;
  • государственных – черносошных и дворцовых.

Соборное Уложение регулировало правовой статус крестьян. С помощью Уложения По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Формы правления. подробнее завершилось юридическое оформление крепостного права. Были отменены «урочные лета»; введен бессрочный розыск беглецов; установлены санкции в виде крупных штрафов за укрывательство беглых крестьян.

Холопы – вторая по объему категория феодально-зависимых людей. Холопство – это сложная система обязательственных, правовых и имущественных отношений. Холопы являлись свободными людьми, которые по некоторым причинам попали в материальную и личную зависимость. Всех холопов по разделяли на: старинных, полных и кабальных. Источники холопства: брак, рождение, письменный договор (кабала), старинный договор, плен, покупка. Полное холопство предопределяло наследственную, абсолютную и потомственную зависимость от хозяина. Большое количество холопов занимали хозяйственные, административные и судебные должности ключников, тиунов и др.

Государственный строй России XVI-XVII вв.

Создание централизованного государства обусловило значительные изменения в системе органов управления и власти. Наиболее серьезную роль в управлении государством играли Земские соборы, появившиеся в середине XVI в. Земские соборы — высшие сословно-представительные учреждения в ХVI–ХVII вв. в России.

В состав Земского собора По данной теме мы уже выполнили реферат Земские соборы подробнее входили Боярская Дума и Освященный собор (верхняя палата). Верхнюю палату составляли высшие дворцовые и государственные сановники, высший коллегиальный орган церкви. В нижнюю палату входили выборные представители от населения: поместное дворянство, верхи городов, черносошное крестьянство.

Сословно-представительная монархия базировалась на: боярстве, феодальной верхушке; служилом дворянстве; городских ремесленно-купеческих верхах.

Земские соборы решали:

  • важнейшие вопросы внешней и внутренней политики (избрание царя);
  • принятие законодательных актов (принятие Соборного Уложения, отмена местничества);
  • решение политических вопросов (решение о воссоединении Украины с Россией);
  • установление размеров налогов и податей;
  • одобрение / неодобрение правительственных мер по поддержанию в государстве порядка.

Земские соборы стали утрачивать свою силу со второй половине XVII в. В этот период начался переход к абсолютной монархии.

В XVI–XVII вв. значительную роль играла Боярская Дума – орган государственной власти, в ведении которого находились законодательство и административно-судебные дела. В состав Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее входили бояре, дети боярские, думные дворяне, думные дьяки. Формировалась управленческая бюрократия.

В годы опричнины функционировали опричная и земская Думы. Значение Думы в государстве стало падать со второй половины XVII в. Избранная рада, приближенный к монарху орган, действовала в 1547–1560 гг. Благодаря работе Избранной рады был принят целый ряд реформ: судебная, военная, земская, губная и др. Фактически Избранная рада какое-то время заменяла работу Боярской думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Боярская дума подробнее .

Общество и устройство власти на руси xvi – xvii веках

Компас РИО. Навигатор по историческим ресурсам

  • Народы и государства на территории нашей страны в древности
  • Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
  • Образование государства Русь
  • Русь в конце X – начале XII в.
  • Русь в середине XII – начале XIII в.
  • Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
  • Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.
  • Формирование единого Русского (Российского) государства в XV в.
  • Материалы ко всему разделу: От Руси – к Российскому государству
  • Россия в XVI веке
  • Смута в России
  • Россия в XVII веке
  • Материалы ко всему разделу: Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству
  • Россия в эпоху преобразований Петра I
  • После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
  • Россия в 1760–1790-х гг.
  • Россия при Павле I
  • Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
  • Материалы ко всему разделу Россия в конце XVII — XVIII веках: от царства к империи
  • Александровская эпоха: государственный либерализм
  • Эпоха 1812 года
  • Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
  • Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
  • Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
  • «Народное самодержавие» Александра III
  • Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
  • Россия на пороге ХХ в.
  • Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
  • Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма
  • Материалы ко всему разделу: Материалы ко всему разделу: Российская империя в XIX – начале XX века
  • Россия в Первой мировой войне
  • Начало Великой российской революции (февраль – октябрь 1917 г.)
  • Период становления Советской республики (ноябрь 1917 – май 1918 гг.)
  • Широкомасштабная гражданская война (май 1918 – ноябрь 1920 гг.)
  • Кризис 1920-1921 гг., переход к НЭП и образование СССР
  • Материалы ко всему разделу: Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (1914–1922)
  • РСФСР и СССР в годы НЭПа. 1921–1928 гг.
  • Советский Союз в 1929-1941 гг.
  • Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг.
  • Внешняя политика РСФСР и СССР в 1920–1930-е гг.
  • Материалы ко всему разделу: РСФСР и СССР в 1921–1941 гг.
  • Первый период войны (июнь 1941– осень 1942 гг.)
  • Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 гг.)
  • Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 – сентябрь 1945 гг.)
  • Материалы ко всему разделу: Великая Отечественная война. (1941-1945 гг.)
  • СССР в 1945–1953 гг.
  • СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
  • Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
  • Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
  • Материалы ко всему разделу Апогей и кризис советской системы. (1945-1991 гг.)
  • Становление новой России (1991-2000 гг.)
  • Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации
  • Материалы ко всему разделу: Российская Федерация (с 1992 г.)
  • Общие вопросы. Политическая история
  • Общие вопросы. Экономическая история
  • Общие вопросы. Социальная история
  • Общие вопросы. История культуры
  • Общие вопросы. История войн и внешней политики
  • Общие вопросы. Карты
  • История регионов России
  • На главную
  • Периодизация. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству
Читайте также  Ютландское морское сражение

Периодизация. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

Общие сведения о периоде

XVI–XVII столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири, его границы достигли берегов Тихого океана, таким образом, в основных чертах сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. В это время завершилось преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, происходило укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, складывалась и развивалась система центрального и местного управления. Российское государство формировалось как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и конфессиональном плане народы.

Наряду с оформлением крепостного права, появились новые тенденции в экономике, росла внутренняя и внешняя торговля. Развивалась самобытная русская культура. Укреплялись политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, создавшие необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в петровскую эпоху.

В первой трети XVI в., с присоединением Псковской, Смоленской и Рязанской земель, завершилось формирование единого Российского государства. Россия двигалась в общем русле исторического развития с европейскими странами, в частности, Англией, Францией и Испанией, где на рубеже XV–XVI вв. также завершился процесс формирования единых национальных государств, пришедших на смену периоду раздробленности.

Противоречивость этой эпохи нашла своё отражение в годы правления первого российского царя – Ивана IV, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер. Укреплению монархической власти и централизации страны способствовало создание системы органов центрального управления – приказов, служащие которых всецело зависели от царя. Однако самодержавие сосуществовало с сословными учреждениями – периодически созываемыми с середины XVI столетия Земскими соборами и выборными земскими властями на местах. Схожие процессы, связанные с параллельным развитием абсолютистских тенденций и ростом политического значения органов сословного представительства, протекали в XVI–XVII вв. во Франции, Англии и Испании.

Сложность решения внутриполитических задач во многом объяснялась международной обстановкой, с которой приходилось считаться Российскому государству Добившись заметных успехов на восточном направлении (присоединение Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири), Россия на протяжении всего этого периода была вынуждена держать значительную часть своих войск на южных рубежах. Одновременно страна столкнулась с объединённым противодействием своих западных соседей.

Социально-экономический кризис, порождённый затяжной и неудачной Ливонской войной за выход к Балтийскому морю, стал причиной начала закрепощения крестьянства. Ситуация была осложнена пресечением в 1598 г. царской династии Рюриковичей. Политическая линия, проводимая царём Борисом Фёдоровичем Годуновым, смогла лишь на время снять остроту социальнополитических противоречий в стране. Борьба за власть между боярскими семействами на фоне обострения социально-экономической ситуации (голод 1601–1603 гг.), а также вмешательство сопредельных государств, в первую очередь Речи Посполитой, во внутренние дела России способствовали началу первой в истории страны гражданской войны, получившей от современников название «Смутное время» и длившейся на протяжении полутора десятилетий (1604–1618 гг.).

Череда самозванцев, иноземные войска, занимавшие российские города (вплоть до столицы), мощные социальные выступления против правительства, сепаратистские движения на окраинах государства поставили Россию перед реальной угрозой полной потери национальной независимости. Лишь консолидация общества, получившая наиболее яркое выражение в создании Народных (Земских) ополчений и деятельности «Совета всея земли», возглавленного князем Д. Пожарским и К. Мининым, позволила отстоять независимость государства. Велика была в этой борьбе и роль Русской Православной Церкви во главе с патриархом Гермогеном.

Страна и народ заплатили высокую цену за потрясения начала века: экономическое разорение, огромные людские потери, утрата земель на западном рубеже и выхода к Балтийскому морю. Переломным моментом Смутного времени стало избрание Земским собором 1613 г. на царский престол Михаила Фёдоровича Романова (1613–1645 гг.), ставшего основателем новой династии, правившей в России до начала XX столетия.

В годы правления первых монархов из рода Романовых происходило формирование новых политических институтов и укрепление центральной власти. Одновременно первая половина XVII в. стала периодом расцвета Земских соборов, которые царская власть созывала для решения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики. По мере укрепления монархической власти, усиления позиций приказной системы в столице и воеводской власти на местах, земское самоуправление в уездах и Земские соборы в столице утрачивали былое значение.

XVII в. стал временем небывалого до той поры расширения территории страны за счёт присоединения сибирских пространств и включения в состав Российского государства земель Запорожского войска, отвоёванных у Речи Посполитой. Восстановить утраченные в Смутное время позиции на побережье Балтийского моря, захваченного Швецией, Россия в XVII в. так и не смогла, оставаясь отрезанной от удобной коммуникации по морю с европейскими странами, что не позволяло стране развиваться в едином русле с великими морскими державами эпохи – Испанией, Англией, Голландией.

Тенденция к полному закрепощению крестьян, которая зародилась в XVI в., получила продолжение и завершилась принятием в 1649 г. «Соборного Уложения», ставшегоосновой российского законодательства почти на два столетия. Пути социального развития России вполне совпадали с процессами, имевшими место в других странах Центральной и Восточной Европы (в некоторых Германских землях, Речи Посполитой), где в это время происходило укрепление крепостнических порядков.

XVII в. стал также временем экономического подъёма Российского государства: были преодолены тяжёлые последствия Смутного времени, развивались ремёсла и промыслы, появились первые мануфактуры, росла внутренняя и внешняя торговля. Новые веяния коснулись и культурной жизни страны: к их числу можно отнести появление парсунной живописи, развитие книгопечатания, сатирической литературы и усиление светских мотивов в искусстве.

Вместе с тем восстания середины – второй половины XVII в. дали современникам основания называть свою эпоху «Бунташным веком». Серьёзным потрясением для страны стал раскол в Русской Православной Церкви, вызванный церковной реформой патриарха Никона и несогласием с ней большой части священства и мирян.

К концу XVII в. наметившееся военно-техническое отставание от передовых стран Европы делало необходимой модернизацию экономики и политических структур Российского государства.

Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI—XVII веках. Часть 1

Западные и южные русские области, как известно, в XIII и XIV вв. стали достоянием литовских великих князей. Внешняя опасность сплотила литовское племя, подняла в нем воинственный дух и создала Литовское государство, в котором стали жить совместно и Литва, и Русь. Но это государство, созданное Литвой, становилось русским, потому что Русь преобладала над Литвой не только числом, но и культурой. Русский язык стал господствующим в Литве, употреблялся при дворе и в законодательстве. Православие вытесняло древнюю религию Литвы безо всякой острой борьбы; женатые на русских княжнах, литовские князья были полурусскими по крови, русскими по языку и верованиям. Созданная православием и долгой исторической жизнью русская культура делала быстрые успехи среди полудиких литовцев. Словом, более образованная русская народность успешно ассимилировала себе менее образованное литовское племя.

Но Литва, вошедшая в историческую жизнь позднее всех своих соседей, поляков, немцев и Руси, чувствовала на себе не одно русское влияние. Немцы с двух сторон (тевтоны и меченосцы) крестили ее в католичество и обращали в своих рабов. Поляки, сперва враждебные, старались затем стать в союзные отношения к Литве, своему прежнему недругу, чтобы с помощью Литвы действовать против немцев, одинаково ненавистных им обоим. Средством для сближения Польши с Литвой могли служить браки литовских и польских владетелей: они и заключались. Польский король Казимир III женился на дочери Гедимина, но этот брак не имел политических последствий, зато имел их брак литовского великого князя Ягайла на королеве польской Ядвиге. Он был заключен с условием династической унии Литвы с Польшей под властью Ягеллонов. Инициатива этого брака и самой унии вышла не из Литвы, а из Польши. Польским панам страшны были и немцы, и Литва; от Литвы они желали получить некоторые области и союз против немцев. Династическая уния давала возможность постоянного и крепкого союза, давала надежду провести в Литву польское влияние. На этих возможностях и надеждах и была построена в Польше политическая комбинация, увенчавшаяся полным успехом для Польши. В 1386 г. Ягайло стал не только королем польским, но и католиком.

Читайте также  14 пунктов вудро вильсона

Уния Литвы с Польшей заключена была на двух главных условиях: 1) внутреннее устройство и управление государств остается прежним, не зависимым от союзного государства; 2) дипломатические сношения ведутся обоими государствами сообща. Таким образом, внутренняя автономия Литвы была сохранена. И, однако, литовско-русское общество было страшно недовольно унией. Перемена религии Ягайлом, дозволение его обращать в католичество языческую Литву и другие уступки Польше вызвали резкий протест Литвы и Руси. Оскорбленное народное чувство поддержало притязания Витовта, сильнейшего удельного князя в Литве, и доставило ему полное господство над Литвой и титул великого князя литовского еще при жизни Ягайло.

Витовт довел могущество Литовского государства до высшего развития и вместе с тем положил начало его упадку. Он был весьма популярен в Литве, и католики, и православные, и язычники считали его своим. Это помогло Витовту совершить ряд подвигов, поднявших значение его государства. Но желание ладить со всеми, отсутствие ясного взгляда на значение в судьбе Литвы католичества и Польши привели Витовта к тому, что он не смог дать отпор польскому влиянию, не сумел отгадать, на кого он должен был опираться, и в конце концов оттолкнул от себя русское население Литвы. Это обстоятельство поработило Литву Польше и обусловило падение Литвы.

В 1410 г. в Грюнвальдской битве соединенные силы Литвы и Польши сломили могущество немцев, чем и был оправдан союз этих государств. Но в 1413 г. на общем сейме Литвы и поляков в Городле решено было уже не только династическое, но и реальное соединение Польши с Литвой, причем особенности польского государственного строя переносились на Литву. Литовское дворянство, принявшее католицизм, получило устройство и права польской шляхты, в Литве учреждались сеймы и должности наподобие польских. Этот Городельский акт, подчинив Литву польским порядкам, не был вызван никакой политической необходимостью, не оправдывался историей. Витовт, сближаясь с Польшей, искал опоры против немцев и Руси; покровительствуя католичеству, он был прельщен королевским титулом, который мог прийти к нему только с католического Запада. Но он чувствовал, что в своем государстве, о славе которого он так заботился, он создавал почву для религиозного междоусобия, тем более опасного, что за религиозной рознью стояла рознь национальная.

Мудрый человек тверд в своих решениях, не входя в столкновение с людьми
Китайская пословица

Лекция 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVI-XVII ВВ.

Государственный аппарат периода становления и развития централизованного государства

К концу XV в. завершилось формирование Русского государства, на XVI в. приходится его укрепление и развитие. В это время растет значение носителя верховной власти, который с 1485 г. носил титул «Великий князь всея Руси», а с 1547 г. – «царь». Установилась самодержавная форма власти в виде боярской монархии, которая в период опричнины приобрела открыто деспотические черты.

Боярской думой в исторической литературе называется высший орган, который в XVI-XVII вв. именовался «бояре» или «дума». В него входили бояре московского князя, а также бывшие удельные князья и их бояре. До середины XVI в. численность Думы не превышала 15 человек. В первой половине XVI в. кроме бояр в ней появились менее знатные феодалы – окольничьи, а также представители дворянства и служилой бюрократии – думные дворяне и думные дьяки, последние вели делопроизводство. Дума действовала под руководством царя и серьезно его власть не ограничивала. Её функции совпадали с прерогативами царя, т. е. вместе с ним она принимала законы, осуществляла руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по реорганизации армии, земельным и иным делам. Специальная комиссия Думы вела переговоры с иностранными послами, результаты которых потом рассматривались Думой и царем. Укрепляя свою власть, цари уже в XVI в. стремились уменьшить значение боярства. При Иване IV состав Думы был увеличен почти в 3 раза за счет введения представителей менее знатных фамилий, сторонников царя. Из состава Думы стала выделяться «комната» или «ближняя дума» из нескольких человек, с которой царь решал основные дела. С 1549 по 1560 год действовал неофициальный совет («Избранная рада»), с помощью которого царь провел ряд важных реформ, оттеснив Думу в законодательстве и управлении на задний план. Во время опричнины (1565-1572 гг.) были уничтожены многие знатные боярские семьи, а их место в Думе заняли менее знатные родственники царя.

Падение роли бояр и рост значения поместных дворян проявились в появлении Земских соборов, т. е. созываемых эпизодически всероссийских совещаний для обсуждения, а иногда и решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Думы и верхушки духовенства в них участвовали представители поместных дворян и посадских верхов. Земские соборы, представляя более широкие слои господствующих верхов, поддерживали в своих решениях царей и служили орудием укрепления самодержавия.

Создание централизованного государства вызвало необходимость перестройки органов управления. К середине XVI в. сложилась новая система центрального управления приказная. Она складывалась постепенно на протяжении века. Среди наиболее важных были военные приказы — Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Оружейная Палата, Пушкарский, Бронный, Каменных дел, Аптекарский. Значительную группу составляли дворцовые приказы, которые ведали отдельными отраслями царского хозяйства: Казенный, Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. С расширением международных связей в конце XV в. появился посольский дьяк, который был посредником между Думой и посольством, вел дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Думы. В середине XVI в. появляется Посольский приказ. Еще в период раздробленности возникла ямская (почтовая) служба, а в 1574 г. – приказ. Растущие государственные расходы на войско, аппарат управления, двор вызвали учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. были введены общегосударственные налоги военного назначения, их сбор был поручен Приказу большого прихода. Он ведал также сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег. С ликвидацией наместников «кормовой оброк» стал поступать государству, для его приема в приказах вводился «кормленный» дьяк, а в 1560-1570-х гг. появились особые финансовые приказы – четверти. Они ведали определенными территориями, осуществляя на них не только финансовые, но и административно-судебные функции. Существовала также группа судебно-полицейских приказов: Разбойный, Земский, Холопий, судные (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский). Особое место занимал Челобитный приказ, который рассматривал жалобы на имя царя, т. е. он был контрольным органом государства. После присоединения Казани в 1560-е годы был создан первый территориальный приказ – Казанского дворца.

С образованием унитарного государства изменилась система местного управления. Для укрепления центральной власти начала ограничиваться власть наместников, что отвечало интересам дворян, посадских людей и черносошных крестьян. Задача укрепления обороноспособности страны ставила вопрос о развитии городового дела и в первой четверти XVI в. появились особые должностные лица – городовые приказчики. Их главной задачей было управление строительством и укреплением городов, «мостовое и ямское дело», производство и хранение оружия и боеприпасов, сбор народного ополчения. Они назначались из поместных дворян и подчинялись великому князю, а после создания Разрядного приказа попали в его ведение. Это был первый дворянский орган местного управления. Неспособность наместников справиться с преступниками привела к серьезной реформе всей системы местного управления. Она проводилась с 1539 г. и известна как губная. В стране были введены специальные уголовно-полицейские округа – губы. В них борьба с преступностью возлагалась на выборные губные органы, состоящие из губного старосты и губной избы. Староста выбирался из детей боярских и дворян и подчинялся Разбойному приказу. В губную избу входило несколько целовальников, избиравшихся из посадских людей и черносошных крестьян. Делопроизводство вел специальный дьяк. В уездах и волостях, где не было поместных владений, крестьяне и посадские люди выбирали «излюбленных голов» и «лучших людей», которые входили в земскую избу. Кроме названных должностных лиц в округах существовали выборные «сотские», «пятидесятские» и «десятские». Все эти должностные лица выбирались на неопределенный срок, население могло их «переменить», позднее были введены ежегодные выборы. В их ведении находился сбор податей и разбор гражданских и второстепенных уголовных дел среди посадских людей и черносошных крестьян. Для сбора косвенных налогов существовали также кабацкие и таможенные выборные головы и целовальники, при которых находились таможенные и кружечные дворы, таможенные и кабацкие избы. С конца XVI в. появились разрядные, стрелецкие и казачьи избы, ведавшие на местах ратными людьми.

В судопроизводстве продолжал господствовать обвинительный процесс с активностью сторон. Для разбора более крупных дел (убийство, разбой, кража) появился новый вид судебного процесса – розыск, главными средствами которого были «повальный обыск» (допрос местных жителей) и пытка для получения признания. Если обычные уголовные дела завершались «торговой казнью» (битьем кнутом на торговой площади) или денежными взысканиями, то в отношении преступлений, к которым применялся розыск, Судебник 1497 г. ввел смертную казнь, которой карали также за «крамолу» (противоправительственную деятельность). Имущественные наказания отходили на второй план, суд становился средством устрашения.

Читайте также  Проект реформы отмены крепостного права

Таким образом, к началу XVII в. сложилась система государственных учреждений в центре и на местах, осуществлявшая основные задачи государства в виде административной, военной, финансовой, судебной и других функций. Процесс её формирования шел одновременно с укреплением власти государя и установлением самодержавия. В государственном аппарате появились черты бюрократизации. Они проявлились в создании иерархии органов и чинов, в появлении элементов бюрократического централизма, в сосредоточении распорядительных и исполнительных функций в приказах, в бумажном делопроизводстве и безнадзорности чиновников.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 323 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Развитие российской годсураственности в XVI-XVII вв.: система управления в центре и на местах; армия, право

К концу XV в. завершилось формирование Русского государства, на XVI в. приходится его укрепление и развитие. В это время растет значение носителя верховной власти, который с 1485 г. носил титул «Великий князь всея Руси», а с 1547 г. – «царь». Установилась самодержавная форма власти в виде боярской монархии, которая в период опричнины приобрела открыто деспотические черты.

Боярской думой в исторической литературе называется высший орган, который в XVI-XVII вв. именовался «бояре» или «дума». В него входили бояре московского князя, а также бывшие удельные князья и их бояре. До середины XVI в. численность Думы не превышала 15 человек. В первой половине XVI в. кроме бояр в ней появились менее знатные феодалы – окольничьи, а также представители дворянства и служилой бюрократии – думные дворяне и думные дьяки, последние вели делопроизводство. Дума действовала под руководством царя и серьезно его власть не ограничивала. Её функции совпадали с прерогативами царя, т. е. вместе с ним она принимала законы, осуществляла руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по реорганизации армии, земельным и иным делам. Специальная комиссия Думы вела переговоры с иностранными послами, результаты которых потом рассматривались Думой и царем. Укрепляя свою власть, цари уже в XVI в. стремились уменьшить значение боярства. При Иване IV состав Думы был увеличен почти в 3 раза за счет введения представителей менее знатных фамилий, сторонников царя. Из состава Думы стала выделяться «комната» или «ближняя дума» из нескольких человек, с которой царь решал основные дела. С 1549 по 1560 год действовал неофициальный совет («Избранная рада»), с помощью которого царь провел ряд важных реформ, оттеснив Думу в законодательстве и управлении на задний план. Во время опричнины (1565-1572 гг.) были уничтожены многие знатные боярские семьи, а их место в Думе заняли менее знатные родственники царя.

Падение роли бояр и рост значения поместных дворян проявились в появлении Земских соборов, т. е. созываемых эпизодически всероссийских совещаний для обсуждения, а иногда и решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Думы и верхушки духовенства в них участвовали представители поместных дворян и посадских верхов. Земские соборы, представляя более широкие слои господствующих верхов, поддерживали в своих решениях царей и служили орудием укрепления самодержавия.

Создание централизованного государства вызвало необходимость перестройки органов управления. К середине XVI в. сложилась новая система центрального управления – приказная. Она складывалась постепенно на протяжении века. Среди наиболее важных были военные приказы — Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Оружейная Палата, Пушкарский, Бронный, Каменных дел, Аптекарский. Значительную группу составляли дворцовые приказы, которые ведали отдельными отраслями царского хозяйства: Казенный, Большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий. С расширением международных связей в конце XV в. появился посольский дьяк, который был посредником между Думой и посольством, вел дипломатическую переписку и присутствовал на заседаниях Думы. В середине XVI в. появляется Посольский приказ. Еще в период раздробленности возникла ямская (почтовая) служба, а в 1574 г. – приказ. Растущие государственные расходы на войско, аппарат управления, двор вызвали учреждение финансовых приказов. В середине XVI в. были введены общегосударственные налоги военного назначения, их сбор был поручен Приказу большого прихода. Он ведал также сбором таможенных пошлин, а иногда и ямских денег. С ликвидацией наместников «кормовой оброк» стал поступать государству, для его приема в приказах вводился «кормленный» дьяк, а в 1560-1570-х гг. появились особые финансовые приказы – четверти. Они ведали определенными территориями, осуществляя на них не только финансовые, но и административно-судебные функции. Существовала также группа судебно-полицейских приказов: Разбойный, Земский, Холопий, судные (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский). Особое место занимал Челобитный приказ, который рассматривал жалобы на имя царя, т. е. он был контрольным органом государства. После присоединения Казани в 1560-е годы был создан первый территориальный приказ – Казанского дворца.

С образованием унитарного государства изменилась система местного управления. Для укрепления центральной власти начала ограничиваться власть наместников, что отвечало интересам дворян, посадских людей и черносошных крестьян. Задача укрепления обороноспособности страны ставила вопрос о развитии городового дела и в первой четверти XVI в. появились особые должностные лица – городовые приказчики. Их главной задачей было управление строительством и укреплением городов, «мостовое и ямское дело», производство и хранение оружия и боеприпасов, сбор народного ополчения. Они назначались из поместных дворян и подчинялись великому князю, а после создания Разрядного приказа попали в его ведение. Это был первый дворянский орган местного управления. Неспособность наместников справиться с преступниками привела к серьезной реформе всей системы местного управления. Она проводилась с 1539 г. и известна как губная. В стране были введены специальные уголовно-полицейские округа – губы. В них борьба с преступностью возлагалась на выборные губные органы, состоящие из губного старосты и губной избы. Староста выбирался из детей боярских и дворян и подчинялся Разбойному приказу. В губную избу входило несколько целовальников, избиравшихся из посадских людей и черносошных крестьян. Делопроизводство вел специальный дьяк. В уездах и волостях, где не было поместных владений, крестьяне и посадские люди выбирали «излюбленных голов» и «лучших людей», которые входили в земскую избу. Кроме названных должностных лиц в округах существовали выборные «сотские», «пятидесятские» и «десятские». Все эти должностные лица выбирались на неопределенный срок, население могло их «переменить», позднее были введены ежегодные выборы. В их ведении находился сбор податей и разбор гражданских и второстепенных уголовных дел среди посадских людей и черносошных крестьян. Для сбора косвенных налогов существовали также кабацкие и таможенные выборные головы и целовальники, при которых находились таможенные и кружечные дворы, таможенные и кабацкие избы. С конца XVI в. появились разрядные, стрелецкие и казачьи избы, ведавшие на местах ратными людьми.

В судопроизводстве продолжал господствовать обвинительный процесс с активностью сторон. Для разбора более крупных дел (убийство, разбой, кража) появился новый вид судебного процесса – розыск, главными средствами которого были «повальный обыск» (допрос местных жителей) и пытка для получения признания. Если обычные уголовные дела завершались «торговой казнью» (битьем кнутом на торговой площади) или денежными взысканиями, то в отношении преступлений, к которым применялся розыск, Судебник 1497 г. ввел смертную казнь, которой карали также за «крамолу» (противоправительственную деятельность). Имущественные наказания отходили на второй план, суд становился средством устрашения.

Таким образом, к началу XVII в. сложилась система государственных учреждений в центре и на местах, осуществлявшая основные задачи государства в виде административной, военной, финансовой, судебной и других функций. Процесс её формирования шел одновременно с укреплением власти государя и установлением самодержавия. В государственном аппарате появились черты бюрократизации. Они проявлились в создании иерархии органов и чинов, в появлении элементов бюрократического централизма, в сосредоточении распорядительных и исполнительных функций в приказах, в бумажном делопроизводстве и безнадзорности чиновников.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: