Общество соединенных славян. славянский вопрос в русском революционном движении

Сведения по истории СССР с XVIII по середину XIX века

Общество соединенных славян. славянский вопрос в русском революционном движении

«Общество соединенных славян». Славянский вопрос во взглядах декабристов

И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей «ИСТОРИЯ СССР. XVIII — середина XIX вв».
Учпедгиз. Москва, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с небольшими сокращениями

В «Общество соединенных славян» входило главным образом младшее офицерство, а также некоторая часть унтер-офицеров, через которых велась агитация среди солдат, проводилась некоторая работа во время восстания Черниговского полка и среди крестьян. Основателями «Общества соединенных славян» были братья Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Отец братьев Борисовых был отставным майором, а позднее учителем. Братья Борисовы, Петр и Андрей, поступили юнкерами в 26-ю артиллерийскую бригаду. Они не имели ни средств, ни связей.
Братья Борисовы возмущались порядками, царившими в царской армии. Затем они основали «Общество первого согласия», ставившее задачей борьбу за демократический строй. В 1823 г., после знакомства со ссыльным поляком Юлианом Люблинским, братья Борисовы основывают «Общество соединенных славян».
У «Общества соединенных славян» не было развернутых программных документов, вроде проектов конституции Пестеля или Никиты Муравьева. Они имели два весьма кратких и лаконичных документа: «Правила общества содиненных славян» и «Клятву», по которым можно установить, в чем состояли взгляды общества.
В «Клятве» «Общества соединенных славян» говорилось, что член его вступает в общество «для избавления себя и других от тиранства и для возвращения свободы».
В «Правилах» имелось 17 пунктов, в которых в лаконической форме формулировались взгляды общества.
Как показывает само название общества, члены его стояли за объединение славян, выдвигали задачу создания славянской федерации, упирающейся своими границами в Балтийское, Черное и Адриатическое моря и Ледовитый океан. В каждой из республик, входящих в славянскую федерацию, должна была быть своя конституция.
«Соединенные славяне» стояли за демократическую республику. Основатель общества Борисов 2-й заявил, что «целью сего общества есть введение в России чистой демократии. уничтожающей не токмо сан монархии, но и дворянское достоинство и все сословия». «Соединенные славяне» хотели ликвидировать крепостной строй. В правилах «Общества соединенных славян» говорилось: «Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь».
«Соединенные славяне» стояли за содействие развитию промышленности. В пункте 16-м «Правил» указывалось: «В портах твоих, славянин, торговля и морская сила, а в городе посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет». Большое внимание члены «Общества соединенных славян» уделяли вопросам просвещения, науки, художеств, ремесел и т. д.
После того как общество «Соединенных славян» слилось с «Южным обществом» декабристов, члены его играли активнейшую роль во время восстания Черниговского полка.
Слияние «Общества соединенных славян» с «Южным обществом» декабристов было не случайным, оно объяснялось близостью их взглядов не только на необходимость переустройства России, но и на славянский вопрос.
Члены «Южного общества», как свидетельствует конституция Пестеля, говорили только о тесном единстве республиканской России и Польши. Но это не означало, что они не интересовались судьбой остальных славянских народов, но не только славянских, но и вообще балканских народов, ибо этот вопрос стоял тогда весьма остро. Русский царизм стремился к объединению славянских и балканских народов под своей эгидой, под своим руководством. В противовес этому реакционному пути декабристы, в первую голову члены «Общества соединенных славян», стояли за революционный путь освобождения славянских народов, путем объединения их в федерацию, имеющую республиканское устройство. Во всех славянских республиках отменялось крепостничество. Во время переговоров с членами «Общества соединенных славян» Бестужев-Рюмин, выступавший от имени «Южного общества», заявил в своей речи, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию; что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».
Ранее говорилось, что «Южное общество» декабристов вступило в тесные переговоры о совместных действиях с польскими революционерами и в «Русской Правде» Пестеля предусматривалось создание революционной Польши, связанной тесными узами и договором с революционной Россией.
Известно также, что во время восстания в Греции Пестель, по поручению командования армией, специально изучал положение на Балканах и представлял докладные записки, в которых выражал полнейшее сочувствие освободительной борьбе греков и славянских народов на Балканах и предлагал меры по оказанию им помощи. Славянский и балканский вопросы в целом настолько привлекали внимание Пестеля, что в листах, присоединенных Пестелем к тексту «Русской Правды», имеется набросок под названием «Царство греческое», в котором дается наметка будущего свободного устройства балканских народов, после их освобождения из-под власти турецкого султана. Этот набросок не закончен, но он ясно показывает, что мысль Пестеля и декабристов — членов «Южного общества»- явно работала в направлении обеспечения свободного развития славянских и вообще балканских народов на основе свободного и республиканского устройства их независимых государств.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.

Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.

Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.

Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Читайте также  Финансовая система россии после революции

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Общество соединёных славян

Общество соединённых славян, как и основная декабристская организация, имело сложную первоначальную историю. В том же 1818 году, когда в Москве оформился Союз благоденствия, на Украине, в местечке Решетиловке, Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое Общество первого согласия, преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823 году молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Границы этой обширной федерации должны были достигать четырёх морей — Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического; четыре якоря — в соответствии с четырьмя морями — символизировали в предполагаемом гербе морскую мощь славянской федерации. Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь». Эта республиканская федерация славянских стран представлялась членам общества богатым, свободным государством с кипучей экономической жизнью. Тактика военной революции была чужда Обществу соединённых славян. Его члены считали, что военные революции бывают «не колыбелью, но гробом свободы, именем которой совершаются», и были сторонниками народной массовой революции; правда, программа Славянского общества ещё не была подробно разработана и ясно оформлена. Так вошёл в русское революционное движение вопрос о славянском единении. В основу его легла не только идея о кровном единстве народов, близких по культуре и говоривших на славянских языках, но — что особенно важно — демократическая идея нового, завоёванного революцией строя, в котором уничтожалось как крепостное право, так и самодержавие. «Общество имело главною целью освобождение всех славянских племён от самовластия», — сообщается в воспоминаниях члена общества Горбачевского (эти воспоминания — важный источник для изучения идеологии Общества соединённых славян). «Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения в случае надобности общих коренных законов, предоставляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений». Таким образом, предполагалось единение преобразованных революцией славянских стран, завоевавших демократическое представительное правление. Этот план глубоким и коренным образом отличается от планов реакционного панславизма, противоположен ему. Реакционный панславизм предполагал «единение» славянских народов под главенством русского самодержавия — угнетателя трудовых масс, задавленных феодальным гнётом, тюремщика народов. Идея панславизма обычно лишь прикрывала захватнические цели российского самодержавия, отражая интересы хищнических эксплуататорских классов — поработителей трудовых народных масс. Таким образом, революционную идею славянской демократической солидарности никак нельзя смешивать с идеей реакционного панславизма. Слияние Общества соединенных славян с Южным обществом декабристов Осенью 1825 года, накануне выступления, Общество соединённых славян влилось в Южное общество и составило его особое отделение — Славянскую управу. Это не значит, однако, что все члены общества отказались от своей пели создания всеславянской демократической федерации. Эта цель, по их мнению, лишь отодвигалась в будущее; первоочерёдным признавался революционный переворот в России. Впоследствии освобождённая революцией Россия сама должна была стать опорой освободившихся славянских народов. «Россия, освобождённая от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского Союза — освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединит всех федеративным союзом», — убеждал славян Бестужев-Рюмин, советуя им соединиться с Южным обществом. Члены Общества соединённых славян стали энергично вести агитацию среди солдат, готовя их к перевороту. Главной их опорой были солдаты расформированного Семёновского полка, уже имевшие опыт выступления 1820 года.

Восстание декабристов

Настало утро 14 декабря. Декабристы уже находились в своих воинских частях и вели агитацию против присяги Николаю I. К 11 часам утра первым на Сенатскую площадь прибыл лейб-гвардии Московский полк, предводительствуемый Александром и Михаилом Бестужевыми и Д.А.Щепиным-Ростовским. Полк построился в боевой четырехугольник (каре) около памятника Петру I. К часу дня к Московскому полку присоединились матросы Гвардейского московского экипажа под командой Николая Бестужева, а вслед за ними – лейб-гвардии Гренадерский полк, который привели поручики Н.А.Панов и А.Н.Сутгоф. Всего на площади собралось 3 тыс. солдат при 30 офицерах. Ждали подхода других воинских частей, а главное – диктатора восстания – С.П.Трубецкого, без распоряжений которого восставшие не могли самостоятельно действовать. Однако «диктатор» не явился на площадь, и восстание фактически осталось без руководства. Трубецкой еще накануне проявлял колебания и нерешительность. Его сомнения в успехе усилились в самый день восстания, когда он убедился, что не удалось поднять большинство гвардейских полков, на которые рассчитывали декабристы. Поведение Трубецкого, несомненно, в числе других причин сыграло роковую роль в день 14 декабря.Весть о начале восстания быстро облетела весь город. Толпы народа ринулись к месту событий. Народные массы набрасывались на полицию и разоружали ее, кидали в Николая I и его свиту камни и поленья.Сначала пытались воздействовать на восставших уговорами. Популярный герой Отечественной войны 1812г., генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович попытался своим красноречием поколебать солдат, но был смертельно ранен П.Г.Каховским. «Уговаривать» солдат был послан и петербургский митрополит Серафим – это была попытка воздействовать на религиозные чувства солдат. Однако восставшие попросили его «удалиться». Пока шли «уговоры», Николай стянул к Сенатской площади 9 тыс. солдат и 3 тыс. конных. Дважды конная гвардия атаковала каре восставших, но обе атаки были отбиты оружейным огнем. Впрочем, восставшие стреляли вверх, да и конногвардейцы действовали нерешительно. Здесь проявлялась солдатская солидарность с обеих сторон. Остальные правительственные войска также проявляли колебания. От них к восставшим приходили парламентеры и просили «продержаться до вечера», обещая к ним присоединиться. Николай I, боясь, что с наступлением темноты «бунт мог сообщиться черни», отдал приказ применить артиллерию. Залпы картечи в упор с близкого расстояния произвели сильное опустошение в рядах восставших и обратили их в бегство. К 6 часам вечера восстание было разгромлено. Всю ночь при свете костров убирали раненых и убитых и смывали с площади пролитую кровь.29 декабря 1825г. началось восстание Черниговского полка, расположенного в районе города Василькова. Его возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Это восстание началось в тот момент, когда членам Южного общества стало известно о разгроме восстания в Петербурге и когда уже были арестованы П.И.Пестель, А.П.Юшневский и ряд других видных деятелей Южного общества. Восстание началось в селе Трилесы (Киевской губернии) – здесь находилась одна из рот Черниговского полка. Отсюла С.Муравьев-Апостл направился в Васильков, где находились остальные роты Черниговского полка и располагалась его штаб-квартира. В течение трех дней он собрал под свою команду 5 рот Черниговского полка. С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин еще ранее составили революционный «Катехизис», предназначенный для распространения в войске и народе. Этот документ, написанный в виде вопросов и ответов, в доходчивой для солдат и крестьян форме доказывал необходимость уничтожения монархической власти и установления республиканского правления. «Катехизис» был прочтен восставшим солдатам, некоторые его экземпляры были распространены в других полках, среди местных крестьян и даже послан в Киев.В течение недели С.И.Муравьев-Апостол совершал рейд по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к восстанию других полков, в которых служили члены тайного общества. На пути своего следования восставший Черниговский полк встречал сочувственное отношение местного крестьянства. Между тем надежда восставших на присоединение к ним других воинских частей не оправдалась. Командованию удалось изолировать Черниговский полк, отводя с его пути все те полки, на присоединение которых рассчитывал С.Муравьев-Апостол. Одновременно вокруг района восстания были сосредоточены крупные силы верных правительству войск. С.Муравьев-Апостол в конечном счете повернул полк к с.Трилесам, но утром 3 января 1826г. при подходе к нему, между деревнями Устиновкой и Ковалевкой, он был встречен отрядом правительственных войск и расстрелян картечью. Раненный в голову С.Муравьев-Апостол был схвачен и в кандалах отправлен в Петербург.После подавления восстаний в Петербурге и на Украине самодержавие обрушилось на декабристов со всей беспощадностью. Было взято под арест 316 человек; всего по «делу» декабристов проходило 579. Полгода работала главная Следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви (здесь велось следствие об участии солдат в заговоре декабристов), Могилеве (об офицерах Черниговского полка), Белостоке (об обществе Военных друзей), в Варшаве (о членах Польского патриотического общества) и при некоторых полках. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными признаны были 289 человек, из них 121 человек предан Верховному уголовному суду, который разделил их по степени вины на 11 разрядов. «Вне разрядов» суд поставил Рылеева, Пестеля, С.Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского, которые были приговорены к «четвертованию», замененному повешением.

Читайте также  Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов

Общество соединенных славян. славянский вопрос в русском революционном движении

Общество соединенных славян. История возникновения

Общество соединенных славян имело самостоятельную историю. Первоначальной его формой было «Общество первого согласия», возникшее на Украине весной 1818 г. одновременно с «Союзом благоденствия», но совершенно независимо от него. Члены «Общества первого согласия», основанного в местечке Ре-шетиловке Полтавской губернии, и не подозревали, что где-то в Москве среди гвардейской молодежи формируется новое тайное общество — «Союз благоденствия».

«Общество первого согласия» было основано юнкером Петром Борисовым, который, по собственному признанию, «с младенчества был влюблен в демократию» и питал «любовь к вольности и народодержавию». Поэтому можно предположить, что «Общество первого согласия» ставило перед собой и какие-то политические цели, а ае ограничивалось моральными задачами личного самоусовершенствования и «очищения религии от предрассудков», как показывали декабристы на следствии.

Однако вскоре такое общество перестало удовлетворять его членов, и они преобразовали его в «Общество друзей природы» с республиканской программой. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание, к сожалению, не дошедшие до нас. В 1823 г. произошло новое преобразование общества: оно превратилось в Общество соединенных славян.

Большинство членов общества принадлежало к младшему офицерству: это были юнкера, подпрапорщики, прапорщики, подпоручики, в большинстве случаев из малоимущего дворянства, подчас совсем разорившегося. Они не владели ни землей, ни крестьянами, родители же их в большинстве случаев были или безземельными дворянами, или владели ничтожным количеством земли и крестьян. «За отцом его крестьян три души»,— значится, например, в формуляре члена Славянского общества поручика Лисовского. По сведениям, собранным губернатором после ареста Лисовского, его мать и сестра жили в Кременчуге «в маленьком деревянном домике, составлявшем все их благосостояние», и содержали себя собственными трудами: «шитьем женской одежды, белья и прочего». Руководители общества, братья Борисовы,— сыновья отставного майора, живущего на скудный казенный «пансион» (т. е. пенсию) в 200 руб. в год; отец их, как провинциальный архитектор, имел небольшой дополнительный заработок. Большинство членов Славянского общества жили «с одного жалованья» и еще содержали подчас на пего своих родных. Так, после ареста члена Славянского общества Бечасного его мать осталась без всяких средств к жизни, и ее из жалости приютили знакомые. Среди «славян» был даже крестьянский сын П. Ф. Выгодовский (Дунцов): он подделал дворянское свидетельство, чтобы поступить на службу в канцелярию волынского губернатора.

Чего хотели «соединенные славяне»?

Какова же была программа общества? Целью Общества соединенных славян было объединение всех славянских народов в одну демократическую федеративную республику (заметим, что венгров члены этого общества также считали славянами). Членами славянской федерации должны были быть следующие страны: «Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Тран-сильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация».

Мы располагаем замечательным источником для изучения Общества соединенных славян — «Записками неизвестного», бывшего видным членом их общества. По всей вероятности, это основатель общества Петр Борисов. На основе гипотезы издателя Петра Бартенева, предполагавшего, что их автором является член Славянского общества И. И. Горбачевский, позднейшие издатели безоговорочно назвали их «Записками И. И. Горбачевского» 1 (далее мы будем предположительно называть их «Записками» Петра Борисова).

В этом замечательном памятнике истории Общества соединенных славян говорится, что «предполагалось с точностью определить границы каждого (славянского) государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае надобности, общих коренных законов, представляя каждому государству заняться внутренним устройством и быть независимым в составлении частных своих узаконений».

Таким образом, каждый из объединяемых славянских народов должен был иметь особую конституцию, отвечающую его национальным традициям и местным условиям. Где-то в центре федерации основывалась столица великого славянского федеративного Союза. Тут ежегодно должен был собираться съезд представителей всех славянских республик для решения общих дел. Члены Общества соединенных славян представляли себе свою федерацию как мощное политическое объединение, полное оживленной деятельности: с бурнорастущей промышленностью и кипучей торговлей, с крупнейшими портовыми городами. Четыре моря омывали берега федерации: Черное, Белое, Балтийское и Адриатическое; как символ этого четыре якоря находились в предполагаемом гербе славянской федерации и изображались на печати общества — их рисунок сохранился в архиве следственной комиссии по делу декабристов.

Клятва Славянского общества была составлена по образцу карбонарских *. Вступающий в организацию давал обет бороться «для освобождения себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому». Он клялся: «Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения. Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян». Были разработаны и особые «Правила соединенных славян», на них лежала печать стремления к решительным революционным действиям: «Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего оружия. Друзья тебе помогут, оружие тебя защитит»,— гласило первое правило. При этом слово «оружие» в обоих случаях было зашифровано изображением солдатского штыка.

Необходимо отмстить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ. «В народе искали они помощи, без которой всякое изменение непрочно; собственным же своим положением убеждались, что частная воля, частное желание ничтожны без сего всемощного двигателя в политическом мире»,— пишет мемуарист Славянского общества. «Славяне» были противниками военной революции. Они полагали, что военные революции «бывают не колыбелью, а гробом свободы, именем которой свершаются».

Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Их революционность несколько отличается от дворянской революционности: некоторые черты сближают их идеологию с идеологией разночинской демократии.

«Славянский союз носил на себе отпечаток какой-то воинственности,— говорится в «Записках» [Петра Борисова].— Страшная клятва, обязывающая членов оного посвящать все мысли, все действия благу и свободе своих единоплеменников и жертвовать всей жизнью для достижения сей цели, произносилась на оружии; от одних своих друзей, от одного оружия славяне ожидали исполнения своих желаний; мысль, что свобода покупается не слезами, не золотом, но кровью, была вкоренена в их сердцах, и слова знаменитого республиканца, сказавшего: „обнаживши меч против своего государя, должно отбросить ножны как можно далее, долженствовали служить руководством их будущего поведения».

Встреча двух тайных обществ. Их объединение

Обе организации — Южное общество декабристов и Общество соединенных славян — осенью 1825 г. узнали о существовании друг друга и стали искать сближения. Член директории Южного общества декабрист Михаил Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Влившись в Южное общество, «славяне» составили особую «Славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению.

После присоединения «славяне» стали частью Южной организации и приняли ее программу. Программа южан, сообщенная им Бестужевым-Рюминым, произвела на них большое впечатление и как раз разрешила тот идейный кризис, в котором находилось Славянское общество, искавшее уточнения и конкретизации своей программы и плана ближайших действий. «Целию сего общества,— с восторгом писал Петр Борисов своему брату Андрею о Южном обществе декабристов,— есть введение в России чистой демократии, уничтожающей не токмо сан монарха, но и все сословия, и сливающей их в единое сословие — гражданское». Так воспринял основатель Славянского общества политическую суть той организации, к которой присоединился, таковы были причины, побудившие его присоединиться.

Важно все же отметить, что Славянское общество не рассталось со своей заветной целью освобождения и объединения славянских народов. «Славяне», по выражению «Записок» [Петра Борисова], утешали себя надеждой, что «после переворота мысль Славянского союза воспрянет и с новою силою заставит трудиться для освобождения славянских народов». Важно и другое: члены Южного общества во время объединения не чуждались славянской цели, а, наоборот, отозвались о ней весьма сочувственно, только полагали ее более отдаленной, нежели цель освобождения самой России. Член Южного общества Бестужев-Рюмин произнес на объединительном заседании замечательные слова: «Преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию, . соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, . Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза — освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».

Таким образом, «славяне» справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия, чтобы затем перейти к борьбе за объединение свободных славян.

«Славяне» жаждали решительных действий и, являясь Славянской управой Южного общества, были чрезвычайно активны: выполняли трудные поручения, готовились к открытому выступлению. История приблизила его сроки — первым русским дворянским революционерам пришлось выступить в декабре 1825 г.

Славянский союз?

СОЮЗ СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН ?

Как пишет Владимир Чивилихин в своей книге «Память»: «Весной 1817 года на Полтавщине артиллеристы подпоручики братья Андрей и Петр Борисовы объединили нескольких товарищей-офицеров в Общество друзей природы, а в 1823 году вместе с поляком Ю. Люблинским основали Общество соединенных славян. В обязанности «славянина» входило: «Он должен был истреблять предрассудки и порочные наклонности, изглаживать различие сословий и искоренять нетерпимость верования; собственным примером побуждать к воздержанию и трудолюбию; стремится к умственному и нравственному усовершенствованию…»

Общество соединенных славян имело «главною целью уничтожение существующих между некоторыми из них национальной ненависти и соединение всех обитаемых ими земель федеративным союзом»! В качестве средств к общему благоденствию Славянский федеративный союз споспешествовал бы развитию «промышленности, отвращающей бедность и нищету; нравственности – исправляющей дурные наклонности и… просвещения.» На Балтийском, Черном, Белом и Адриатическом морях федерация должна была иметь порты общего пользования, а самые важные дела решать на славянском Вече.

Читайте также  Культура башкирского народа в 19 веке

В отличие от декабристов: «южан» и «северян», нашпигованных дворянами революционерами и масонами, лидеры Славянского союза первоначально возлагали свои надежды на народ, пытая любовь «к народодержавию».( Ну прямо Манифест «Украинского выбора» Виктора Медведчука.) О котором «Славянам» пришлось забыть при объединении с Южным обществом декабристов. Хотя и клялись «славяне» на оружии, а солдатский штык и стихи А. Пушкина, были символом их веры. В тех же «Правилах Общества соединенных славян читаем»: «Почитай науки, искусства, художества и ремесла. Возвысь к ним любовь до энтузиазма»…

«Славян» было немного. Действительными членами Славянского союза числилось всего около пятидесяти человек. Большая половина с которых были поляками, а две трети из них масонами. Отчего так беспощадно строг был к ним член Следственной комиссии, полтавчанин Паскевич.

Вождь «славян» Петр Борисов кроме составления «Славянской клятвы», «Правил общества соединенных славян», являлся и автором «Государственного завета» Пестеля. Это в Сибирской ссылке руководитель «славян» напишет большой научный труд «О муравьях», а в «Русской правде» он публикует: «С мечом в руках достигну цели нами назначенной. Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян»… С другой стороны, именно среди «славян» были главные доносчики, одинаково подло выдававшие декабристов: «славян» и южан» охранке. Некоторых из них, например украинца Майбороду, за стукачество даже перевели служить в лейб-гвардию. Правда благодаря их доносам сохранились для потомков речи революционеров перед Славянами. Согласно доносу Майбороды, впоследствии дослужившегося до полковника, М. Бестужев– Рюмин, поцеловав образ, висевший на его груди, говорил: «Век славы военной кончился с Наполеоном. Настало освобождение народов от угнетающего их рабства. Неужели русские, ознаменовав себя столь блистательными подвигами в войне, истинно отечественной, русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнуть собственного ярма, когда дело пойдет о спасении отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе?» Ну прямо сегодняшний либераст с Козьего болота или самой Болотной, натасканный «яйцеголовыми» дяди Сэма. Но именно «славяне» придавали особое значение контактам с демократическими, революционными движениями других славянских народов, но в первую очередь – поляков.

Как бы отвечая «славянам» славянофил Н.Я. Данилевский, в том же веке писал: «По всем существующим параметрам Россия построила свой культурно-исторический тип, ей это необходимо в борьбе с Западом. Однако для окончательного завершения Русской цивилизации нам необходимо произвести политические действия: объединить все славянские народы (за исключением поляков, отошедших к латинству), а так же неславянские этносы, исповедующие православие.» Данилевский исходил из того утверждения, что «для всякого славянина (кроме поляка) – кроме Бога, — идея славянства должна быть выше идей, выше свобод, выше наук, выше всякого земного блага, где цель – образование всеславянского союза под гегемонией России».

«Славяне», славянофилы, декабристы по времени не очень то далеки от нас, как не далеки и причины, побудившие масонов и революционеров, имевших дворянские звания и в большинстве своем чины, поместья, богатства выступить против Отечества, поделдыкивать Европе. Погром в своей стране, это еще не строительство дома и даже не «евроремонт»…

Ф.М. Достоевский в разгар Балканской войны в «Дневнике писателя» сказал свое «Одно совсем особое словцо о славянах»: «… по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобожденными…»

В наши дни В. Распутин, отвечая на вопрос: Все ли славяне сегодня – братья, с горечью заявил: «Чужие живут дружнее, чем свои.»

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Общество соединенных славян

В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной новостью о существовании другой тайной организации — Общества соединенных славян. Оно имело собственную историю, возникшее 1818 г. основанного в местечке Решетиловка Полтавской губернии юнкером Петром Борисовым и его братом Андреем. Начиналось все с политических целей, но вскоре перестало удовлетворять его членов и преобразовалось в Общество друзей природы. Оно имело устав и письменное клятвенное обещание. Однако спустя какое-то время в сотрудничестве с Люблинским братья Борисова выработали новую цель: всеславянское революционное единение. Теперь их цель была объединением всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию. Необходимо отметить, что революцию «славяне» считали движением народных масс и полагали необходимым опереться именно на народ и были противниками военной революции. Эти особенности отличают Общество соединенных славян от остальных обществ декабристов. Члены Славянского общества также отличались своим имущественным положением. Они в основном принадлежали к мало имущественному положению. Член Южного общества Бестужев-Рюмин организовал присоединение Общества соединенных славян к Южному обществу. Главное что их привлекало в Южном обществе так это его демократические идеи. «Славяне» составили в Южном обществе особую «славянскую управу» и стали деятельно готовиться к выступлению. Таким образом, «славяне» не расстались со своей главной целью, а лишь отодвинули ее в будущее и справедливо сочли первоочередной целью освобождение России от крепостного права и самодержавия.

Ход восстания

Междуцарствие. План Государственного переворота

Глядя на Запад, где уже давно отменили крепостное право и ввели конституцию, становилось понятным, что условия, в которых живут крепостные крестьяне, просто ужасны. Их хозяева издевались над ними, регулярно увеличивая оброки и барщину, а при неповиновении ссылали в Сибирь, заручившись поддержкой самого царя. После войны промышленность восстанавливалась довольно таки быстро, но она не могла конкурировать с промышленностью европейских стран, так как в России она была основана на мануфактурах, а те в свою очередь на ручном труде. Чтобы наладить производство приходилось привлекать огромное количество крестьян. Помещики без стеснения отбирали у них земли и присоединяли к своим, делали суммы оброков неимоверно высокими. Крестьяне отказывались платить оброки и как следствие этого, начались антикрепостнические движения. Военные офицеры, бывавшие за границей, откровенно побаивались, что вскоре в народных массах начнется бунт, и он охватит всю страну. Многие стали разочаровываться в государственной деятельности императора, так как он был сторонником репрессивных методов воздействия на крепостных. Декабристы верили и мечтали о демократии и свободе слова. Основным примером для подражания стала Франция, где в недавнем времени произошла революция. Так же декабристы настаивали на распределение власти по веткам, а не сосредоточение ее в одних руках. В ноябре 1825 г. умирает Александр I.Сына у него не было и наследником престола являлся его брат Константин. Но Константин отрекся от престола из-за невозможности передать престол своим потомкам, это держали в тайне потому что наследником должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жесткий, ненавидимый в армии. Формально новым императором являлся Константин I, но его брат, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, объявил себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга Николаю I.Она была назначена на 14 декабря. Междуцарствие волновало население и раздражало армию. Декабристы еще при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императоров на престоле. Этот момент наступил. В то же время им становится известно, что их предали и доносы предателей Шервуда уже лежали на столе императора. Члены тайного общества приняли решение выступать. Был разработан следующий план действия.14 декабря, в день «переприсяги», на площадь выйдут революционные войска под командованием тайного общества. Диктатором восстания был выбран гвардии полковник князь Сергей Трубецкой. Войска, отказывающиеся присягать, должны выйти на Сенатскую площадь. Именно на нее потому что здесь находится сенат, тут сенаторы 14 декабря будут присягать новому императору. Силой оружия, если не захотят добром надо не допустить сенаторов до присяги, заставить их объявить правительство низложенным и издать революционный Манифест к русскому народу, в котором об «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства. Было решено, как только восставшие войска блокируют Сенат, революционная делегация в составе Рылеева и Пущина и предъявит Сенату требования не присягать новому императору Николаю I и издать революционный Манифест.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: