Самодержавие, боярская дума как высший законодательный и судебный орган

БОЯРСКАЯ ДУМА Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв. В Древнерусском

Самодержавие, боярская дума как высший законодательный и судебный орган

БОЯРСКАЯ ДУМА

Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.

В Древнерусском государстве X – начале XII вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы град­ские») решались религиозные вопросы (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылке для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания), законодательные вопросы. Дума (совет) участвовала в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежало (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним, участвовала в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его «светлых бояр». Также Думе выступала в роли высшего судебного органа. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Строго регламента таких собраний неизвестно.

В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.

Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.

Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Компетенции думы

Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили».

Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.

В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г.). Дума участвовала в принятии важнейших законов и внешней политики. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. На заседаниях Думы вершился суд над государевыми «изменниками» и многое другое.

С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный «общегосударственный» орган власти берет на себя основные функции по руководству и контролю над приказами. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.

Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены «ответных комиссий» должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.

Состав думы

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.

С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.

При Василии III в думу входят уже «великие» или «введеные» дьяки (позже они стали называться «думными дьяками»), а также представители московского дворянства — «думные дворяне». В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники — дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико-княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

В конце XVI — начале XVII в. роль Думы и близкой ко двору знати в управлении государством не только не падает, но и возрастает, что выразилось, прежде всего, в усилении участия бояр в непосредственном управлении приказами в качестве судей. Возрастание роли знати в руководстве приказами происходило на протяжении всего XVII в. Это имело важное политическое значение и способствовало постепенной «бюрократизации» боярства. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в орган служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов».

Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.

Во главе важнейших приказов— Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными «секретарями» Боярской думы.

Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.

В крупных походах большой полк обычно возглавлял «первый» думный боярин (в конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он выступал как главнокомандующий армией. Но военная власть «первого» боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его «двор» (царская гвардия), во главе которого стояли «дворовые воеводы», обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание «дворового воеводы» прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и «промышлять» ратным делом вместе с «дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.

Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.

Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.

Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).

Читайте также  Реформы екатерины ii. воцарение павла i

При этом с Боярской Думой царь советовался по всем важнейшим вопросам. Хотя и при Алексее Михайловиче, и при Федоре Алексеевиче число именных указов значительно превосходило количество царских указов с боярским приговором, основные законодательные акты и решения все равно проходили через Боярскую думу. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Другой тенденцией стало то, что большинство решений принимались узким кругом приближенных советников – Ближней думой.

В конце XVII в. значение Боярской Думы стало падать, заседания проходили все реже, уменьшается численный состав (48 человек в 1713 г.). Боярская Дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было специального указа о ликвидации Думы. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург заседания прекратились. Также Петр I перестал «сказывать боярство», т.е. пополнять состав думы, и постепенная естественная убыль привела к ее исчезновению. Кроме того царем в 1711 г. был создан Сенат, фактически взявший на себя функции Боярской Думы.

История России. Все органы власти. Боярская дума.

Боярская дума.

Боярская дума (X — нач. XVIII в.) — совещательный, законосовещательный орган при главе государства (князе, великом князе, царе), состоявший из представителей аристократии.

Этапы деятельности Боярcкой думы:

  • 14-15 век – княжеский совет, состоявший из приближённых князю дружинников.
  • 16-17 века – государственный орган управления страной.
  • 1550 г.- «Судебник» Ивана Грозного утвердил законодательные функции Бояркой думы.
  • 1565-1572 гг. – в период опричнины снижение влияния Боярской думы.
  • 1558-1613- постепенное дальнейшее снижение роли Борской думы в период Смуты.
  • 1613-1682 – формирование абсолютизма в России, деятельность Бояркой думы во многом была формальной.
  • 1700 г. – упразднение Боярской думы Петром I.
  • 1711 г. – вместо Боярской думы был образован Сенат – высший орган государственной власти.

В Боярскую думу входили люди четырёх чинов:

  • бояре (высшее сословие, знать),
  • окольничие (возглавляли приказы, полки, выполняли дипломатические миссии),
  • думные дворяне (руководили приказами, назначались воеводами),
  • думные дьяки (составляли и правили проекты решения Боярской думы, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов).

Какие вопросы обсуждала Боярская дума?

  • Объявление войны,
  • заключение мира.
  • сбор налогов,
  • принятие законов,
  • обсуждение наиболее важных жалоб,
  • контроль дипломатической переписки,
  • принятие иностранных послов,
  • выполняла контрольные функции надзора за наместниками, позднее – за волостелями.
  • принимала участие в судебных разбирательствах.

По всем делам Боярская дума выносила следующие решения: «Государь приказал и бояре приговорили…», «По государеву указу бояре приговорили…»

Решения Боярской думы должны были утверждаться князем или царём.

Из истории.

  • Иван Грозный первым из правителей пытался выйти из- под влияния Боярской думы. Сначала царь это осуществлял при помощи «Избранной рады», а затем начал проводить политику опричнины, в результате которой с 1565 – 1572 гг. велась борьба по уничтожению влияния бояр.
  • Иван IV добился у Боярской думы своего личного права, без согласования с думцами, определять изменников государства, ссылать их или казнить. В результате Иван IV добился абсолютной власти и частично устранил боярскую аристократию.
  • Несмотря на все репрессии, Боярская дума при царе сохранялась, но по своему составу она была практически лишена аристократии. Боярская Дума участвовала формально в создании новых законов, царь принимал все решения единолично.
  • В период Смуты Боярская дума продолжила свою деятельность.
  • Однако приходящие властители не желали считаться сней и стремились к самовольному управлению страной.
  • Так, Василий Шуйский (1606-1610) пообещал оказывать всяческую поддержку Боярскойдуме и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако он показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь был свержен.
  • К власти впервые пришла Боярская дума 17 июля 1610 года. Все управление государством осуществляли семеро думских лидеров, которые в последствие были названы историками «семибоярщиной».
  • Бояре долго не могли определиться между собой в борьбе за власть и приняли решение о передаче российского престола польскому королевичу Владиславу. Это решение показало абсолютную несостоятельность Боярской Думы, неумение ее работать сообща.
  • Это решение окончательно сломило авторитет органа власти Боярская Дума, доСмуты которая обладала большим уважением и весом в обществе.
  • Боярская Дума при Михаиле Романове.
  • 21 февраля 1613 года на российский престол был избран Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России.
  • Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.
  • В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.
  • Россия приходила к самодержавию.Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение.
  • Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.

В XV-XVI вв боярская дума была высшим органом власти

В период раннефеодальной Киевской Руси князья, нуждаясь в обсуждении общественных и политических вопросов, созывали Совет. Прототип Думы состоял из княжеского окружения и имел совещательные права. Другой задачей Совета было ограничение власти князя, контроль за его решениями.

Дума XIV–XV веков

По мере усиления Московского государства, с середины XIV века Совет наполняют богатые и высокопоставленные бояре, он становится боярским. Отличие ее от поздних органов власти состоит в отсутствии самостоятельной роли как думы, так и царя. Любое решение принималось совместно. Увеличение роли Московского княжества содействовало усилению богатства и могущества бояр. По этой причине период с середины XIV до середины XV веков характерен единодушием в действиях княжеской и боярской власти, объединенных общностью интересов.

Вам будет интересно: Наука в СССР: история становления и развития, достижения

Предпосылки к проведению реформ

До Ивана IV (Грозного) правители Московии были Великими князьями. Первым политическим решением семнадцатилетнего правителя в 1547 г. стало решение венчаться на царство. Изменение статуса правителя способствовало укреплению верховной власти. Помимо внешнеполитических (изменение международного правого статуса), Иван преследовал внутриполитические цели. Венчание на царство позволило ему стать единоличным правителем и пользоваться неограниченными правами.

Междоусобная боярская борьба привела к расцвету беззакония. В XV — XVI вв. Боярская дума была рассадником злоупотреблений и взяточничества. Пожар, уничтожившийся Москву, стал точкой кипения для народа. Летом 1547 г. вспыхнули восстания. Стало понятно, что системе государственной власти требуются коренные преобразования. Ряд реформ, разработанных совместно с Избранной радой (кругом приближенных), положил начало установлению самодержавия в Московии XVI века.

Судебник 1550 г. Состав и функции Боярской думы в 15 — 16 веке

Первый представительный орган власти в Московском государстве, состоящий из боярства, духовенства и служилых людей, — Земский собор, был созван в 1549 г. Разработанный им свод законов, Судебник, точно обговаривал высшие законодательные функции боярской думы. Законы подлежали рассмотрению и утверждению (приговору) боярами.

Помимо выполнения законодательных функций, в 15 — 16 вв. Боярская дума была высшим исполнительным органом власти.

В задачи думы входили:

  • надзор за сбором налогов и расходованием государственных средств;
  • контроль за исполнением царских указов;
  • надзор над деятельностью местного самоуправления.

Судебные функции организации заключались в рассмотрении земельных дел и исков служилых людей. В XV — XVI вв. Боярская дума была судом высшей инстанции: разбирала дела, поступившие из местных судов. В дополнение к функциям законодательной, исполнительной и судебной власти на думу были возложены задачи внешнеполитического ведомства: через нее осуществлялись контакты с другими государствами и ведение дипломатической переписки.

В XV — XVI вв. Боярская дума была неоднородной, особенно при Иване Грозном: включала непосредственно бояр и выходцев из средних боярских родов, окольничих. Важнейшие государственные посты по-прежнему занимали бояре: их назначали наместниками, послами, воеводами. Окольничие назначались им в помощь.

Борьба с боярами

Монархия времени Ивана Грозного была ограничена обычаем, требовавшим учитывать при принятии государственных решений мнение бояр. В течение всего правления Иван IV пытался ограничить права думы. Будучи сильным законодательным органом к концу XV, в XVI вв. боярская дума была оппозиционной царю структурой.

Читайте также  Причины победы «красных» и поражения «белых» в гражданской войне

В 1553 г. он тяжело заболел. Бояре и члены Избранной рады пытались продвинуть к власти его двоюродного брата, а не сына, которого назначил наследником царь. Поправившись, Иван расправился с членами рады и думы. Несогласные с царской политикой были объявлены государственными изменниками, казнены или высланы.

По обычаю, воеводами назначалась знать. Основой Московской армии было поместное войско, получавшее за службу наделы земли (поместья). Чтобы самому руководить армией и сменить военное руководство, царю требовалось завладеть земельным фондом. Возложив ответственность за поражения в Ливонской войне на бояр, он расправился с феодальной верхушкой.

Несмотря на гонения, дума не сократилась, а даже увеличилась в составе. Уменьшилась роль феодальной аристократии, представителей древних аристократических родов заменили нетитулованные бояре, беспрекословно подчиняющиеся царю.

В отличии от XV, в XVI веке Боярская дума была формальной, особенно вторую половину царствования Ивана Грозного: думцы не участвовали в обсуждении законопроектов. Установилась авторитарная самодержавная власть Ивана Грозного.

Опричнина

Путем нововведений Иван добивается ограничения прав думы и усиления собственных. Теперь он единолично определяет государственных изменников и выбирает им меру наказания.

В 1565 г. Иван Грозный разделил государство на опричнину и земщину. Управление земщиной, как и ранее, велось совместно с думой. В опричнине, личном уделе, он стал единоличным правителем. Землевладельцы, не желающие входить в опричнину, должны были освободить земли. Владения дробились и раздавались приближенным царя. Охватившая значительную часть Московского государства опричнина разорила бояр, ослабила их могущество.

Дума конца XVI — начала XVIII веков

После смерти Ивана Грозного влияние Боярской думы возросло. Напуганные действиями царя, боярство и дума в период с 1584 г. (смерть Ивана Грозного) до 1612 г. (формирование народного ополчения) пытались упрочить позиции. XVII век характерен спокойными взаимоотношениями думы и царя, никто из них не пытался занять первые позиции.

Боярская дума просуществовала до 1711 г. Функции высшего органа законодательной и исполнительной власти принял сенат, утвержденный Петром I 19 февраля 1711 г.

БОЯРСКАЯ ДУМА

Само составление Уложения связано с законодательной функцией Боярской думы. По совету с Освященным собором и Боярской думой царь поручил Комиссии во главе с боярином Н. И. Одоевским составление Уложенной книги, среди источников которой значатся и боярские приговоры. Затем «государь указал» и «бояре приговорили» собрать Земский собор с целыо обсудить и принять Уложение.4 В тексте ряда его глав содер- жатся ссылки на законы, принятые еще до Уложения по указу царя и приговору бояр. Но несравненно более ценно изложепие указов, принятых с участием Боярской думы в момент составления Уложения. В 1641 г. в ответ на челобитную дворян и детей боярских с жалобой о непомерных сборах мыта и мостов- щины по царскому и боярскому приговору принят указ, вошедший в состав 1-й и 2-й статей IX главы «О мытах и о перевозех и о мостах». Улоя^ение оставляло в силе судные дела о холопах, решенные еще до него «по государеву указу и по боярским приговорам» (XX, 119).

В главе XVII «О вотчинах» помещен указ о выдаче прожитка вдовам и матерям из выслуженных вотчин. Указ начинается словами: «А ныне государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, ж бояре приговорили. » (XVII, 2).

163 В другой статье сказано: «А родовым ж выслуженным вотчинам государь указал и бояре приговорили быти. » по указу 1628—1629 гг. (XVII, 4). Весьма важный указ о запрете продавать и закладывать в монастыри и духовным иерархам родовые, выслуженные и купленные вотчины был принят, на Земском соборе 1648 г. по совету с Освященным собором и Боярской думой (XVII, 42). В главе XXV находим подтверждение указа 1634—1635 гг. о запрете деряеать, курить и продавать табак: «А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руссии указал и бояре приговорили: тем людем, у кого табак объявится, указ чинити против того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять вторым году» (XXV, И).

Подделка государевых грамот и указов с боярским приговором каралась смертной казныо (IV, 1).

В Уложении, однако, несоизмеримо больше ссылок на указы царя без приговоров Боярской думы. Если даясе допустить, что в отдельных случаях возможны пропуски указаний на приговоры бояр, то и при этом условии именных указов, использованных в качестве материала при написании глав Уложения, будет много больше, чем указов с приговором Боярской думы. Уложение, видимо, отражало общее положение дела. Имеются сведения, что при царствовании Алексея Михайловича именных указов принято значительно больше, чем указов, имеющих боярский приговор. Но зато все крупнейшие вопросы законодательного порядка, в частности связанные с землевладением и крепостным правом, имеют приговоры Боярской думы.391

В тесной связи с участием Боярской думы в законодательной деятельности стоит ее участие в решении наиболее ваяшых государственных вопросов внутренней и внешней политики, что в Уложении получило отражение в формуле: «А бояром и окол- ничим и думным людем сидети в полате и по государеву указу государевы всякие дела делати всем вместе» (X, 2).

Боярская дума была высшей после царя судебной и апелляционной инстанцией. Уложение, повторяя Судебник 1550 г., провозглашало: «Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии судити бояром и околничим и думным людем и диаком. » (X, І).392 В качестве второй судебной инстанции, и прежде всего апелляционной инстанции, суд царя и Боярской думы выступал по отношению к приказам: «А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет пе мощно, взносити из приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всея Русии, и к его государевым бояром и околничим и думным людем» (X, 2).

Боярская дума имела и самостоятельную, независимую от царя, компетенцшо в судопроизводстве. Так, например, при жалобе на судью со стороны потерпевшего, что судья «обвинил его не делом по посулам. », предписывалось «судное дело взнесть слушати бояром, и учинити в том деле указ, смотря по делу» (X, 7). В другом случае на рассмотрение «всем бояром» передавались дела, когда какой-либо приказный судья «просудится и обвинит кого не по суду без хитрости» (в случае судебной ошибки, — А. М.) (X, 10) .394

Высокому положению Боярской думы в государственной системе, а бояр и других думных чинов в сословной иерархии феодального общества соответствовала правовая защита их неприкосновенности. Показательно, что в главе «о государьской чести» содеряштся запрет приходить «самовольством, скопом и заговором» не только к царю, но и к боярам, окольничим и думным людям (II, 20), За нарушение этого запрета закон карал смертной казнью (И, 21).

В соответствии со своим положением бояре и другие думные чины пользовались рядом льгот. Они освобождались от уплаты печатных пошлин за жалованные грамоты на вотчины (XVIII, 16), а также за грамоты, посланные в города по их челобитью, или за посылку в города приставов с наказными памятями (XVIII, 56).

Из сказанного следует, что Уложение 1649 г. наглядно п четко определяет значение Боярской думы как органа государственной власти сословно-представительной монархии в России первой половины XVII в.

Боярская дума — права, функции и цели совета в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Только представители первой категории могли стать членами Думы в России или советниками князей, введенных бояр по-другому именовали «большими». Переход в такой класс давал чин и право на поступление в состав совета.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

Читайте также  Ижевское восстание рабочих (август-ноябрь 1918 г.)

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Порядок деятельности

Члены собрания заседали не всегда. Полные совещания проходили в важных случаях, например, при созыве общегосударственного высшего сословия, при этом Боярская дума составляла часть Земского собора. Заседания думского совета проходили в государском дворце, на «Верху» или в Золотой Палате. По времени собрание занимало от 1 до 6 часов.

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Во время отъезда из Москвы государь брал с собой часть Думы, но несколько сотрудников учреждения оставались на месте для решения дел города. Эта комиссия принимала сообщения от разных приказов и выносила определение только по делам малой важности. Остальные в виде доклада доставлялись царю и решались им вместе с сопутствующим составом бояр.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: