Положения крестьянства в xii – xiii веках - Sogetsu-Mf.ru

Положения крестьянства в xii – xiii веках

Переход к феодальным отношениям значительно ухудшил положение крестьян, они были вынуждены работать на хозяина, отрабатывая у него повинности.

Положения крестьянства в xii – xiii веках

Положения крестьянства в XII – XIII веках

В XII — XIII вв. крестьянское население русских земель называлось смердами или сиротами. Положение кре­стьян в это — время резко ухудшилось. Значительная часть «черных» общинных земель оказалась захваченной феодалами. Из земледельцев-собственников крестьяне превращались в держателей чужих земель. При бедности и неустойчивости крестьянских хозяйств это вело к потере крестьянами хозяйственной самостоятельности и личной свободы. В то же время в результате усиления налогового гнета со стороны князей и протекавших процессов внутри общины теряла хозяйственную самостоятельность и закабалялась часть крестьян, живших на «черных» землях. Наряду с зависимыми смердами, закупами, изгоями и другими видами феодально-зависимых людей в XII — XIII вв. появляются новые виды крестьянской крепости. Источники называют нам закладтников, половников, прощенников. Закладники — это вчерашние смерды-общинники, которые в поисках сносных условий жизни «закладывались» за феодалов, становясь в зависимые от них отношения. Половники — это тоже бедные крестьяне, которые в силу хозяйственной беспомощности нищ в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Пробенники сидели на монастырских землях и платили оброк Монастыря м.

Следует отметить, что в XII — XIII вв. зависимые крестьяне еще имели право перехода от одного феодала к другому, если они погашали задолженность и выполняли другие обязательства, вытекавшие из их зависимости. Однако немногие крестьяне на деле пользовались этим правом, так как выплатить ссуду практически было невозможно.

В формах эксплуатации крестьян феодалами произошли также изменения. Источники XIII в. указывают на распространение в это время натуральной ренты — натурального оброка. Крестьяне платили феодалам оброк продуктами своего хозяйства — рожью, овсом, овощами, льном, шерстью, мясом, молоком, медом.

Рядом с оброком продолжала существовать отработочная рента-барщина. Крестьяне пахали господскую землю, косили и убирали хлеб, сено, ловили в господских ловлях рыбу и т. д. Кроме того, они должны были строить укрепления, мосты, дороги и т. д. Довольно полный перечень крестьянских повинностей дает устная грамота митрополита Киприана Константиновскому монастырю, относящаяся, правда, к XIV в. Наряду с натуральным оброком, крестьяне монастырских сел должны были строить церковь, огораживать монастырь, ставить хоромы, сообща пахать игуменов участок, сеять, жать, сено косить, ухаживать за садами, ловить рыбу, пруды прудить, ходить на бобров, молоть зерно, печь хлебы, пиво варить, прясть розданный игуменом по селам лен и т.д.

Феодально-зависимые крестьяне продолжали вместе с тем уплачивать подати и нести повинности в пользу государства. Исключение составляли крепостные тех владельцев, которые имели иммунитетные грамоты, освобождавшие население их вотчин от государственных податей и повинностей. В этом случае крестьяне имели дело только со своим господином. Черносошные крестьяне платили государству и подати и ренту, совпадавшие в данном случае.

Распространение натуральной ренты в XII — XIII вв. закономерно. Низкий уровень техники не позволял феодалам широко развернуть собственное хозяйство. Барская запашка играет в этот период весьма ограниченную роль. Основная территория вотчина была занята крестьянскими хозяйствами, которые и обеспечивали феодалов всеми необходимыми продуктами.

В условиях ренты продуктами крестьянин все время работает в своем хозяйстве, у него возникает некоторая возможность создавать избыточный продукт. Труд крестьянина становится более заинтересованным и производительным. Поэтому переход к натуральной ренте означал известный толчок в экономическом развитии страны. Избыточную часть продуктов крестьянин продавал на рынке. Феодал, в свою очередь, превращая в товар часть оброка, покупая на вырученные средства предметы, которые не производились в его вотчине. Таким образом, создавались предпосылки для развития городов, ремесла и торговли.

Среди работавших на феодала людей значительное место по-прежнему принадлежало холопам, хотя роль холопского труда в феодальной вотчине была значительно меньшей, чем зависимого крестьянства. Холопы были вотчинными ремесленниками, из них состояла многочисленная прислуга феодала. Холопы не имели никаких политических прав, являлись полной собственностью феодала. Однако экономические права холопов несколько расширяется. В письменных источниках говорится о появлении у них шчу-щества.

Крестьянство и крестьянские движения в XII-XV вв.

Крестьянство и крестьянские движения в XII-XV вв.

В XIV в. в королевстве Венгрии заметен рост производительных сил. Ведущей отраслью сельского хозяйства к атому времени окончательно стало земледелие. Показателем его прогресса было появление трехполья. Продолжали развиваться животноводство, рыбоводство, ниноградарство. Продукты сельского хозяйства частично шли на продажу в развивавшиеся города и даже в соседние страны — Чехию, австрийские земли, Польшу. Это оказало влияние и на характер феодальной ренты в XIV—XV вв. В 1351 г. законом закреплялось взимание новой натуральной повинности — девятины. Владельцы отдельных имений все больше использовали барщину. Одновременно ухудшалось и правовое положение крестьян. Если с середины XIII в. до начала XIV в. крестьянство фактически осуществляло право свободного перехода от одного землевладельца к другому, то в первое десятилетие XIV в. был принят закон, по которому переход ставился в зависимость от разрешения прежнего владельца. Многие крупные феодалы в XV в. получали от королей право высшей юрисдикции в отношении населения их имений — «право меча».

Рост феодальной эксплуатации и бесправия крестьян вызвал усиление классовой борьбы, которая проявлялась в форме вооруженных выступлений отдельных общин против феодалов, побегов, отказа от уплаты церковной десятины. В 30-е годы XV в. в Венгрии получил широкое распространение гусизм. Кульминационным пунктом обострения классовой борьбы явилось восстание влашских (восточнороманских) и венгерских крестьян восточных (Трансильвания) и северовосточных областей королевства (1437—1438). Его идеологической основой было учение таборитов — представителей революционного, крестьянско-плебейского крыла гусизма. В горах северных областей королевства (совр. Словакия) действовали во второй половине XV в. отряды таборитов во главе с Петром Аксамитом.

Читайте также

Крестьянские участки

Крестьянские участки Основой хозяйства для крестьянина служил земельный участок, им обрабатываемый. Излагая юридические отношения крестьян XVI в. к землевладельцам, я говорил, что крестьянин, договариваясь с землевладельцем, брал у него какую-либо долю выти и обжи, редко

Крестьянские животы

Крестьянские животы Практика, вскрывающаяся в частных актах, выясняет эту двусмысленность закона. Здесь видим состав и с некоторых сторон самое юридическое значение крестьянских животов. Это — земледельческий инвентарь, деньги, скот, хлеб сеяный и молоченый, «платье

Положение зависимого крестьянства. Крестьянские движения.

Положение зависимого крестьянства. Крестьянские движения. Данные источников VIII—IX вв. убедительно доказывают полную несостоятельность утверждений реакционного австрийского историка А. Допша и его последователей, что во времена Каролингов господствовало якобы

Крестьянские движения в XV в.

Крестьянские движения в XV в. Уже в первой половине XV в., особенно со времени гуситских войн в Чехии, немецкие крестьяне, на которых, по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры», стали

Экономическое и социальное развитие Валахии и Молдавии. Крестьянские движения

Экономическое и социальное развитие Валахии и Молдавии. Крестьянские движения Несмотря на опустошения, причиненные татаро-монгольским нашествием Валахии и особенно Молдавии, в XIV—XV вв. в обоих княжествах наблюдался значительный экономический подъем. Развивалось и

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения Собранный о них биографический материал пропал в начале 1921 года, в силу чего мы теперь можем дать о них лишь крайне скудные сведения.Семен

§ 3. Крестьянские промыслы в XVIII в

§ 3. Крестьянские промыслы в XVIII в Издавна крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время (а им были осень, зима и часть весны) употребляли для приработков. Крестьяне изощрялись, «примысливая», т. е. изобретая способы своего более-менее

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения

Приложение 2 /Из книги П. Аршинова «История махновского движения» (1918–1921 гг.)./ Краткие сведения о некоторых участниках движения Собранный о них биографический материал пропал в начале 1921 года, в силу чего мы теперь можем дать о них лишь крайне скудные сведения.Семен

Читайте также  Окружение фашистов в районе кишинева. освобождение советской молдавии

XIV. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДУМЫ

XIV. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДУМЫ В Таврической губернии ко времени революции безземелья не ощущалось. Здесь преобладал и преобладает середняк, которому плодородная почва дает возможность жить без горя и нужды. Что касается меннонитов[34] и немцев-колонистов, то многие из них живут

Информация Западного штаба партизанского движения в Центральный штаб партизанского движения, начальнику

Информация Западного штаба партизанского движения в Центральный штаб партизанского движения, начальнику 27 июля 1943 г. Раздел «Как немцы сфабриковали Катынскую авантюру» «Военнопленные, сбежавшие из Смоленского лагеря 20.07.1943 года, как очевидцы — рассказали: Немцы,

Крестьянские общественные владения

Крестьянские общественные владения После крестьянской реформы 1861 г. в российских селениях появилось два типа владельцев. Прежние господа владели недвижимым имением, называемым теперь также занадельной землей, т. е. оставшейся после выделения наделов крестьянам. А

Глава 3. Крестьянские праздники

Глава 3. Крестьянские праздники ПРАЗДНИЧНОЕ ВРЕМЯКак лето сменяло зиму, день — ночь, так же неотвратимо в крестьянской жизни будни сменялись праздниками. Праздники были разновеликие, и отмечали их по-разному. Воскресенье после рабочей недели — день не просто свободный, а

Крестьянские беспорядки

Крестьянские беспорядки Дело Фуке, даже если оно и не меняло ситуации в ведении финансов, представлялось современникам событием, положившим конец прошлому. То же можно сказать о сельских волнениях, потрясавших страну в течение первых пятнадцати лет единоличного

КРЕСТЬЯНСКИЕ И ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ

КРЕСТЬЯНСКИЕ И ГОРОДСКИЕ ВОССТАНИЯ Одновременно с нарастанием противоречий внутри господствующего класса ширилась и обострялась классовая борьба между крестьянством и феодалами, а также участились выступления горожан.В 1509 г. в близлежащих к югу от Пекина уездах

III. Крестьянство и крестьянские выборщики в избирательной кампании

III. Крестьянство и крестьянские выборщики в избирательной кампании В предыдущей статье («Звезда» № 34) мы говорили о роли рабочих выборщиков в избирательной кампании[9]. Итог наших рассуждений был тот, что главная задача рабочей демократии двоякая: сплочение класса

Изменения в аграрном строе в XI—XIII в. Внутренняя колонизация и положение крестьянства.

Изменения в аграрном строе в XI—XIII в. Внутренняя колонизацияи положение крестьянства.Социально-экономическое развитие Франции в это время отличали заметные сдвиги и прогресс в развитии производительных сил, следствием которых явилось повышение продуктивности сельского хозяйства (см. гл. 19). Усовершенствованные за счет железных деталей орудия труда, многократная (до 4 раз) вспашка земли, использование лошадей на сельскохозяйственных работах существенно улучшили обработку почвы и ускорили темпы производства. Этому же способствовало и распространение на севере страны трехполья. В южных областях в силу особенностей климата и почв долго сохранялись двухполье и легкий плуг. Там наряду с зерновыми культурами большие площади занимали виноградники, технические культуры и плодовые деревья.

Происходили массовые расчистки под пашню залежных земель и лесов, достигшие апогея во второй половине XII в. В результате

реже стал голод из-за неурожая, засухи или наводнений. Заинтересованные в расширении пригодных для земледелия площадей феодалы и церковь нередко выступали организаторами расчисток. Однако подъем нови был делом главным образом самих крестьянских общин, которые и придавали ему подлинно массовый характер. Внутренняя колонизация, в ходе которой осваивались новые территории, возникали новые поселения, во Франции окончилась раньше, чем в других странах Западной Европы. Крестьяне-пришельцы (госпиты) имели более льготные по сравнению с сервами условия пользования землей. Они не несли барщины, уплачивая натуральный оброк и небольшую сумму денег, были лично свободны, оставаясь только в поземельной и судебной зависимости от феодалов.

Расширение посевных площадей и значительный рост урожайности позволили крестьянину производить в собственном хозяйстве не только необходимый, но и прибавочный продукт. Производительность труда росла преимущественно в крестьянском хозяйстве, так как на своем участке крестьянин трудился гораздо усерднее, чем на барщине. Поэтому сеньорам стало выгоднее реализовать феодальную ренту не в форме принудительных барщинных отработок, а в виде части урожая, собранного крестьянами в их хозяйстве. В XII—XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, входивших до того в домен. Это привело к замене барщинных повинностей продуктовой рентой. Процесс сокращения и даже ликвидации барской запашки получил наиболее выраженные формы именно во Франции и особенно в хозяйствах светских феодалов. В церковных землях эти перемены происходили медленнее и в меньших масштабах.

Города в XI—XIII вв. Прогресс производительных сил и связанное с ним отделение ремесла от сельского хозяйства способствовали развитию городов как экономических центров ремесла и торговли. Во Франции начиная уже с X в. расцветают старые городские поселения, основанные еще римлянами и пришедшие в упадок в V-IX вв. (Бордо, Тулуза, Лион, Марсель, Ним, Пуатье, Париж, Руан и др.). Появляются и новые городские поселения. К XIII в. в стране было множество крупных, средних и мелких городов, общее число которых в ходе последующего развития вплоть до XX в. увеличилось незначительно.

Особенностью развития Южной Франции в XI-XII вв. был именно ранний расцвет ее городов. Этому способствовали их торговые связи со Средиземноморским регионом, а также участие в крестовых походах.

Активная внешняя торговля благоприятно отразилась и на состоянии ремесла, особенно суконного. Ним и Монпелье, например, славились производством тонкого сукна, идущего на экспорт. Широкие возможности сбыта товаров, ослаблявшие необходимость детальной регламентации ремесла, определили такую специфическую особенность социально-экономического развития южных городов, как почти полное отсутствие цехов до конца XIV в. В условиях так называемого «свободного ремесла» контроль не столько за объемом производства, сколько за качеством товаров осуществляли органы городского управления.

Южные города рано приобрели и политическую самостоятельность, чему способствовали не только их экономический подъем, но и традиции позднеантичного муниципального устройства.

В процессе освобождения из-под власти сеньора южные города использовали в основном не средства вооруженной борьбы, а финансовые сделки, выкуп. Это обстоятельство наряду с вовлечением части южного дворянства в торговлю смягчили противоречия между горожанами и дворянством и сделали возможным их политический союз на юге Франции.

В течение XII в. почти во всех южных городах была установлена коллективная форма власти консулат (правление консулов — выборных лиц от проживающего в городах дворянства и духовенства, а также от ремесленной верхушки). Управление принадлежало Большим советам, которые состояли из полноправных горожан, т.е. жителей, имевших собственность в городе и плативших налоги. Процесс этот шел без участия далекой от южных городов королевской власти. Обретя большую степень самостоятельности и ориентированные по преимуществу на внешнюю торговлю, южные города не сыграли значительной роли в деле государственной централизации Франции. Напротив, их подъем питал сепаратистские тенденции в развитии южных провинций.

Иначе сложилась историческая судьба городов Севера. Экономический подъем наиболее значительных из них — Арраса, Бовэ, Санлиса, Амьена, Нуайона, Лана и Реймса — наметился лишь к XII в. и был связан с развитием в Северо-Восточной Франции главным образом производства суконных и льняных тканей. Основным средством достижения политических и экономических прав городов на Севере явились восстания, часто неоднократные, приобретавшие особенно ожесточенные формы в тех случаях, когда борьба шла против духовных сеньоров. В ходе восстаний в этих городах против горожан выступала организованная сила церкви, которая использовала, в частности, такое распространенное и испытанное средство, как интердикт (запрет богослужения).

Обычно горожане заключали тайный союз, члены которого были связаны присягой. Борьба сопровождалась изгнанием сеньора и его рыцарей из города или их убийством. В случае успеха феодалы были вынуждены предоставлять городу большую или меньшую самостоятельность, часто расценивая эту уступку как временную меру.

Серию кровопролитных восстаний в городах Северной Франции, развернувшихся с конца XI и в начале XII в. и получивших название коммунального движения, открыл город Камбре. После ряда попыток (967, 1024, 1077) он получил коммунальную хартию на самоуправление. Его примеру в XII в. последовали Сен-Кантен, Бовэ, Нуайон, Лан, Амьен, Суассон, Корби, Реймс и др. В ходе движения города добивались неодинаковых результатов. Некоторые из них получили права коммуны (см. гл. 8). Другие города, как правило, игравшие менее значительную экономическую роль, добивались только некоторых привилегий экономического или политического характера: права личной свободы жителей, привилегий в области торговли или управления (города Лорисс, Бомон). Города, таким образом, вступали с сеньорами в договорные отношения, условия которых были зафиксированы в хартиях городских вольностей. Данные сеньорами, они утверждались королем. Освобождение обычно шло в несколько этапов, и бывало так, что борьба с сеньорами осложнялась внутренними противоречиями в городе — между ремесленниками и патрициатом или противоречиями в ремесленной среде. Борьбу облегчала, как правило, принадлежность города нескольким сеньорам, как это случилось в Бовэ, где власть над городом делили епископ, капитул и шателэн, представлявший интересы короля.

Читайте также  Мирные договоры в период ссср

Коммунальное движение положило начало политическому союзу городов с королевской властью. Города при этом искали помощи у короля в борьбе против сеньоров и часто находили ее, так как монархия желала ослабления власти крупных феодалов. В этом союзе города всегда находились на положении подчиненного и неполноправного партнера, который платил налоги, покупал хартии привилегий и их подтверждение новым королем, предоставлял государству займы, которые оставались безвозвратными ссудами. Король же получал от городов военную, денежную и политическую помощь в борьбе с внешним врагом и во внутренней политике, направленной на ослабление политического могущества крупных феодалов.

На территории своего домена французские короли избегали давать городам права коммуны, уступая им лишь часть привилегий под контролем назначенного центральной властью чиновника, как

это случилось с Парижем, Орлеаном и Буржем. Таким образом, результативность борьбы городов за самостоятельность определялась не только их экономической или политической значимостью, но и принадлежностью города королю или иному сеньору. Поддержка королем городов носила не всегда последовательный характер, так как он руководствовался финансовыми или политическими расчетами.

Завоевание городами политической самостоятельности способствовало быстрому росту их экономического могущества. Основу его составляло развитие ремесла, которое привело к возникновению новых специальностей и цехов. В городах Северо-Восточной Франции существовало 25 специальностей только в сукноделии. В Амьене число ремесленных специальностей, организованных в цехи, равнялось 80, в Аббевиле — 64, в Сен-Кантене — 53. Во второй половине XIII в. по решению прево (должностное лицо короля) Парижа Этьена Буало записываются уставы 100 цехов («Книга ремесел Парижа»), в частности, 22 цехов только в области производства металлических изделий. К началу XIV в. число зарегистрированных цехов в Париже достигло 350.

В Северной Франции развивалась хозяйственная специализация областей, послужившая здесь в отличие от Юга основой для формирования внутренних экономических связей. Торговля железной рудой, солью, скотом и сукном из Нормандии, полотном, сукном, высококачественным вином из Шампани и Бургундии, разнообразными ремесленными изделиями из Парижа с ориентацией на внутренний рынок делала эти области экономически зависимыми друг от друга и таким образом связывала их. Проявлением торгово-экономических межгородских связей явилась организация в начале XIII в. в Париже «Ганзы речных купцов», объединившей руанских и парижских купцов, торговавших по Сене. К ней присоединились купцы Бургундии с Верхней Соны и Йонны. Затем появилось товарищество купцов, торгующих по Луаре. Деятельность торговых объединений стимулировала рост производства в городах по Сене, Уазе, Марне, Сомме, Верхней Соне и Средней Луаре. Эта особенность экономического развития северофранцузских городов позволила им сыграть решающую роль в централизации страны.

К XIII в. относится расцвет знаменитых шампанских ярмарок, которые проходили в городах, расположенных на Марне и Сене с их притоками (см. гл. 8). Присоединение Шампани в 1284 г. к королевскому домену закрепило ее экономические связи с Парижем. В XIII в. определилось место Парижа как крупнейшего экономического центра Северной Франции и политической столицы

государства. Его население было весьма многочисленным: 70 тыс. жителей; в Руане проживало около 50 тыс. человек, но большинство других городов было среднего размера — до 5—6 тыс. жителей. На фоне экономического подъема в городах начинается процесс имущественной дифференциации, который не в состоянии были предотвратить цеховые ограничения. Из среды горожан выделяется зажиточная купеческая и ремесленная верхушка, владевшая движимой и недвижимой собственностью и захватившая в свои руки городское управление. Ей противостояла основная масса ремесленников и торговцев, ущемленных в политических правах и лишенная доступа к городскому управлению. В Париже «Ганза речных купцов» захватила в свои руки городское управление, ее торговый дом стал административным центром столицы — его ратушей (hotel de ville). На печатях Ганзы был изображен корабль с горделивой надписью — «плывет и не тонет». Статуты Этьена Буало на этом этапе еще санкционировали свободное вступление в цех при условии уплаты небольшого взноса. Не во всех цехах требовали изготовления шедевра, в ряде случаев допускалось свободное ремесло, не всегда ограничивались количество учеников и объемы производства. Однако сама запись статутов была вызвана волнениями основной массы ремесленников, требовавших от зажиточных мастеров соблюдения цеховых постановлений. Состав плательщиков городских налогов (тальи) обнаруживает близость многих мастеров к беднякам и неравенство между цехами, в частности выделение богатых цехов — сукновалов, ювелиров и некоторых других. В XIII в. по городам прокатилась волна выступлений ремесленников против патрициата, осложненных внутрицеховыми и межцеховыми противоречиями. Так, например, в Бовэ «малый народ» убивал богатых горожан, пытаясь добиться права участия в выборах органов городского управления для всех цехов. Эти волнения служили поводом для вмешательства королевской власти в дела городского управления и проведения с конца XIII в. политики постепенной ликвидации коммунальных вольностей.

Положение английского крестьянства в XII-XIII веках

Ануаров Н.Т.

Студент 1 курса КазНУ им. аль-Фараби, специальность «Научная история»

Положение английского крестьянства в XII-XIII веках

Одним из важных вопросов средневековой истории является вопрос о крестьянстве. В данной статье мы рассматриваем английское крестьянство в период XII-XIII веков. Эта проблема актуальна с точки зрения исследования социальной дифференциации и сложившегося состава английского крестьянства в этот период, аграрных отношений, взаимоотношений крестьян с владельцами земель, изучения сущности крестьянства, как фактора развития феодального государства. В данной статье мы предпринимаем попытку изучить английское крестьянство посредством систематизации и анализа для выявления его общих черт и особенностей.

Историография по данной теме представлена трудами видных ученых прошлого столетия и новыми обобщениями вопросов, оставшихся вне поля зрения ученых. Важный вклад в изучение английского крестьянства внес известный советский историк, специалист по аграрной истории Англии Косминский Е.А. В своих трудах «Исследования по аграрной истории Англии XIII века» и «Английское крестьянство в XIII веке» он приводит ценные сведения по данной проблеме, всесторонне раскрывая тему. Кроме того много сведений о социальной истории Англии имеются у Барга М.А. «Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв.». Таким же содержательным является трехтомный труд авторского коллектива «История крестьянства в Европе», всецело собравший в себе не только историю английского крестьянства, но и других. Последний источник имеет богатую теоретическую базу и имеет научное признание в кругах известных историков-медиевистов.

В XII-XIII веках Англия находилась в потоке социальной эволюции. Положение ее основной массы населения – крестьян изменялось, как в количественном аспекте, так и социально-экономическом. На этот период падают самые различные трансформации, происходившие в глубине крестьянского слоя. Обязанное феодальной рентой зависимое крестьянство, этот основной производящий класс феодального общества, не представлял однородной массы. Условное разделение крестьян проводится между личной свободой и несвободой, с некоторыми промежуточными группами между ними; в области держания это различие находит выражение в противоположности между вилланским и свободным держанием. Не представляет однородности крестьянство и в отношении земельного обеспечения. Хорошо известно, что вилланы в Англии делились на виргатариев, полувиргатариев, держателей ферделей, коттеров; еще пестрей был состав свободных крестьян. В XII веке во многих вотчинах произошло принижение владельческого статуса держателей: вместо сокменов появились вилланы (или число последних увеличилось за счет первых), вместо полнонадельных дворов появились полунадельные или даже держатели мельчайших наделов (коттарии и бордарии), а «высвободившиеся» земли были использованы для образования или расширения площади домена. Во второй половине XII в. начинает складываться юридическая теория английского вилланства. Так завершилась эволюция вилланов в общем праве — их признали наследственно-зависимыми людьми от лордов. Таким образом, между XII-XIII вв. уложилась полная дра­матизма история развития английского крестьянства, с характерными особенностями. Преемственно сохранявший­ся в сменявших друг друга поколениях крестьянский двор, вопреки бре­мени феодальных повинностей, выступал как решающая и абсолютно преобладающая форма сельскохозяйственного производства – таков важнейший итог общественно-экономической эволюции английской дерев­ни в указанный период.

Читайте также  История кодификации в россии

Список использованных источников:

1. Косминский Е.А. Исследования по аграрной истории Англии XIII века. М.-Л.: изд-во АНССР,1947. – 469 с.

2. Барг М.А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М., 1962. – 382 с.

3. История крестьянства в Европе. М., 1986. Т. 2. – 695 с.

4. Косминский Е.А. Английское крестьянство в XIII веке. // Средние века. Выпуск 1/ отв. ред. А.Д. Удальцов. М.-Л.: изд-во АНССР, 1942. – с.43-65.

Положения крестьянства в xii – xiii веках

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 761
  • КНИГИ 649 049
  • СЕРИИ 24 721
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 627

В первом томе учебника изложены важнейшие события истории средневекового общества на протяжении десяти столетий – с конца V до конца XV в. Специальные главы посвящены критике буржуазных концепций и обзору новой литературы по истории средних веков, истории католической церкви и еретических движений, развитию естествознания и культуры. Первое издание вышло в 1966 г. Предназначается для студентов исторических факультетов университетов.

Предисловие А.А.Хлевова для студентов РХГА (и не только)

Глава 1 ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (V-XV вв.)

Глава 2 СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛИЗМА И ПРОБЛЕМА ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

§ I. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

§ 2. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

К. Маркс и Ф. Энгельс о проблеме генезиса феодализма

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв.

Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

§ 1. КРИЗИС РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Упадок Римской империи. Кризис рабовладельческого строя

Изменения в аграрном строе. Формы держания земли

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.

Характер классовой борьбы и её значение для судеб империи

Варварские племена, граничившие с Римской империей

Германцы в середине I в. до н

§ 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН

Общественный строй германцев временя Тацита

§ 3. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ

Передвижения германцев во II—III вв.

Изменения в общественной жизни германцев во II—V вв.

Начало так называемого «Великого переселения народов»

Образование Вестготского королевства

Вандальское королевство в Африке

Образование Бургундского королевства

Гуннский племенной союз в V в.

Образование Остготского королевства

Завоевание Италии лангобардами

Образование англосаксонских королевств в Британии

Образование Франкского королевства

Падение Западной Римской империи. Общие результаты варварских завоеваний

§ 4. ПУТИ РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Процесс феодализации в форме взаимодействия и синтеза германских и позднеримских отношений

Процесс феодализации варварских племен

Глава 4 РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛИЗМА ВО ФРАНКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

§ 1. ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕРОВИНГОВ

«Салическая правда» — источник для изучения общественного строя франков

Хозяйство и общинная организация франков по данным «Салической правды»

Социальное расслоение во франкском обществе меровингского периода

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Возникновение государства у франков

Дробление государства при преемниках Хлодвига

Объединение страны майордомами Австразии

§ 2. ФРАНКСКАЯ МОНАРХИЯ КАРОЛИНГОВ

Переворот в поземельных отношениях. Бенефициальная реформа

Переход королевского титула в Папину Короткому

Образование Папского государства

Расширение территории Франкского государства при Карле Великом

Империя Карла Великого

§ 3. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В КАРОЛИНГСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Завершение переворота в поземельных отношениях

Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Иммунитет. Зарождение феодальной иерархии

Организация крупного землевладения. Феодальная вотчина

Натуральный Характер хозяйства

Положение зависимого крестьянства. Крестьянские движения.

§ 4. ЭВОЛЮЦИЯ КАРОЛИНГСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО РАСПАД

Политическая организация Каролингского государства. Классовое содержание его политики

Распад империи Карла Великого

Глава 5 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВИЗАНТИИ IV-XI вв.

§ 1. ВИЗАНТИЯ IV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ IX в.

Образование Византийской империи

Аграрный строй Византии в IV—VI вв.

Города, ремесло и торговля

Христианская церковь и еретические движения

Правление императора Юстиниана

Внешняя политика и войны Юстиниана

Византия в конце VI—VII в.

Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.

Народные движения в VIII — первой половине IX в.

§ 2. ВИЗАНТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX—XI В.

Византийская деревня во второй половине IX-Х в.

Феодальный город. «Книга эпарха»

Церковь во второй половине IX—XI в.

Внешняя политика империи во второй половине IX—конце XI в.

Классовая борьба и борьба внутри господствующего класса

Глава 6. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В IX-XI вв.

§ 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ В IX—XI вв.

Изменение политической карты Европы

Набеги арабов и венгров. Норманны

§ 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ К КОНЦУ XI в.

Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IX—XI вв.

Основные классы феодального общества

Феодальная иерархия и крестьянство

Быт и нравы феодалов

§ 3. ФРАНЦИЯ В IX-XI вв.

Начальный этап формирования Французского королевства

Положение крестьянства и крестьянские восстания

§ 4. ИТАЛИЯ ДО КОНЦА XI в.

Развитие феодальных отношений в Северной и Средней Италии

Развитие ремесла и торговли. Раннее появление городов

§ 5. ГЕРМАНИЯ В X-XI вв.

Особенности процесса феодализации в Германии

Возникновение единого немецкого раннефеодального государства

Оттоновская церковная политика

Итальянская политика германских королей и создание Священной Римской Империи.

Начало агрессии немецких феодалов против полабских славян

Завершение складывания феодального строя

Политический кризис второй половины XI в. Начало борьбы за инвеституру

Саксонское восстание 1070—1075 гг.

Крушение церковной политики германских императоров

§ 6. АНГЛИЯ ДО СЕРЕДИНЫ XI в.

Англосаксонские королевства в Британии и особенности процесса феодализации

Социальное расслоение в среде англосаксов

Раннефеодальное государство у англосаксов

Образование единого англосаксонского государства — Англии

Возобновление датских нашествий

Развитое средневековье ХI-ХV вв.

Глава 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОСТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Господство натурального хозяйства в период раннего средневековья

Рост производительных сил. Отделение ремесла от сельского хозяйства

Отделение города от деревни

Буржуазные теории происхождения средневековых городов и их критика

Возникновение городов — центров ремесла и торговли

Простое товарное хозяйство при феодализме

Население и внешний вид средневековых городов

Городское ремесло. Цехи

Борьба цехов с городским патрициатом

Начало разложения цехового строя

Положение учеников и подмастерьев; их борьба с мастерами

Складывание и рост городского сословия

Развитие торговля и кредитного дела в Западной Европе

Зачатки капиталистической эксплуатации в городском ремесленном производстве

Развитие товарно-денежных отношений и перемены в социально-экономической жизни феодального общества

Глава 8 КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Предпосылки крестовых походов а их характер

Начало крестоносного движения

Первый крестовый поход феодалов

Государства крестоносцев на Востоке

Второй крестовый поход

Третий крестовый поход

Четвертый крестовый поход

Последние крестовые походы

Причины упадка и последствия крестоносного движения

Глава 9 ФРАНЦИЯ В XI-XV вв.

§ 1. ФРАНЦИЯ В XI-XIII вв.

Сельское хозяйство в XI—XIII вв. и положение крестьянства

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: