Послевоенный процесс ренессанса новой германии

германия в послевоенный период Создание двух независимых государств на территории Германии было обусловлено исторической реальностью послевоенного развития. Образование ФРГ В 1947 году в пределах американской и британской оккупационных зон создаются: Экономический Совет, компетенцией которого

Послевоенный процесс ренессанса новой германии

Германия в послевоенный период

Создание двух независимых государств на территории Германии было обусловлено исторической реальностью послевоенного развития.

Образование ФРГ
В 1947 году в пределах американской и британской оккупационных зон создаются: Экономический Совет, компетенцией которого является вопросы объединенной экономики и Административного совета, а также Совет земель. Весной и летом 1948 года начинает складываться финансовая система будущего государства, для этого был открыт Банк для немецких земель. Важной деятельностью банка стала эмиссия денег. Банк функционировал под контролем администрации союзников до 1951 года, после чего был передан властям ФРГ.
Осенью 1948 начал свою работу избранный ландтагами Парламентский совет.

Три зоны оккупации западных союзников были объединены в апреле 1949 года, что означало создание немецкого федеративного государства в Западной части (ФРГ). В мае 1949 года вступает в силу Конституция ФРГ.

В 1952 года на территории ФРГ была проведена административная и территориальная реформа, в результате чего произошло укрупнение некоторых федеральных земель. В 1955 году был отменен оккупационный режим, и ФРГ официально стало суверенным государством. Вновь создана армия, что послужило легальной причиной, вступления ФРГ в НАТО.

В 1956 году по итогам референдума было принято решение о вхождении земель Саара в состав ФРГ.

Политическое развитие страны
Активность политических партий в западной части Германии начинается сразу после подписания капитуляции.
Возобновили свою деятельность социалисты, демократы и другие общественные движения. Первые выборы показали сильные позиции христианских демократов. Итогом стало избрание представителя партии ХДС на пост канцлера. Четырнадцать лет несменным лидером страны являлся К. Аденауэр. В это же время складывается сильная оппозиция в лице сторонников партии социал-демократической партии. Лидеры этой партии избирались два раза подряд в 1969, 1974 на канцлерский пост.

1949-1963 Федеральный канцлер К. Аденауэр
1963-1966 Федеральный канцлер Л. Эрхард
1966-1969 Федеральный канцлер К.-Г. Кизингер
1969-1974 Федеральный канцлер В. Брант
1974-1982 Федеральный канцлер Г. Шмидт

Экономическое развитие
Согласно плану Маршала ФРГ входила в число стран получивших экономическую помощь от США. Важной часть развития экономики государства стал проект либеральной реформы, разработанный Л. Эрхардом по восстановлению промышленности. Основной идеей, которого стало выпуск конкурентноспособных товаров в условиях рыночной экономики. Снизить затраты на производство позволила сравнительно дешевая рабочая сила благодаря политике равных возможностей для мигрантов. Серьезные меры были направлены и на поддержание национальной валюты. Социальные приоритеты рыночного хозяйства вывел ФРГ в мировые лидеры в нескольких отраслях. В 1950 году ФРГ поддержала инициативу Франции о начале интеграционного европейского процесса. Начинается возведение крупных комбинатов химической промышленности, заводов автомобилестроения, модернизация аэропортов, расширение портов, строительство метро. В 1972 году в Мюнхене состоялись Олимпийские игры. В университетских центрах создается мощная научная и исследовательская база, позволяющая вести подготовку специалистов для наукоемких отраслей.

Внешняя политика
1951 – Парижский договор о начале интеграции Западной Европы
1955 — Установление дипломатических отношений с СССР
1957 – Римский договор об основах ЕС
1970 – Визит В. Бранта в Москву
1970 — Московский договор о нерушимости границ
1972 -Заключение договора с ГДР
1973 – Принятие ФРГ в ООН
Политика невмешательства позволила лидерам двух немецких государств сохранить необходимых баланс в отношениях до официального взаимного признания в 1972 году. Главными союзниками ФРГ в течение этого периода являлись страны, входившие в НАТО, а также европейские государства заключившие договор об экономической и политической интеграции в рамках ЕС.

Послевоенное возрождение Германии. Экономическая реформа Л. Эрхарда

Высокая результативность плана Маршалла могла быть обеспечена только при реализации европейскими странами собственных программ экономического возрождения. Особенно это касается сильно разрушенной экономики Германии, перед правительством которой стояли не менее важные задачи: психологическая реабилитация нации, смена идеологической основы национально–культурного и социально–экономического развития. Послевоенная Германия представляла собой разрушенную страну, которая производила половину объема продукции от выпуска 1936 г., государственный долг к моменту капитуляции возрос в 14 раз. Кроме того, Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долл., инфляция составляла 600 % в год и при впятеро возросшем количестве денег в обращении и отсутствии товаров первой необходимости не могла эффективно сдерживаться. Первоначально усилия правительства были направлены на то, чтобы сократить денежную массу, заморозить банковские счета, повысить налоги для снижения государственного долга и отмены карточек. Однако эти мероприятия моментально привели к натурализации экономики, причем денежные расчеты сосуществовали с натуральной оплатой в различных отраслях хозяйства. Значительное количество предприятий оставались государственными, а система управления экономикой сохраняла элементы централизации.

Для преодоления создавшегося положения на основе достижений фрайбургской экономической школы Л. Эрхардом была предложена концепция социального рыночного хозяйства, сочетающего эффективное функционирование свободных рынков и государственное регулирование в тех сферах хозяйственной жизни, где без этого никак нельзя обойтись. Организационно–правовые изменения, бюджетная и кредитно–денежная компоненты передаточного механизма экономической политики должны были работать в направлении достижения следующей главной цели – повышения покупательной способности всех слоев населения на основе роста реального национального дохода. План Эрхарда включал три компоненты:

1) проведение денежной реформы;

2) обеспечение работы рыночного ценового механизма без высокой инфляции;

3) создание условий для предпринимательской деятельности и развития национальной промышленности.

Передаточный механизм экономической политики Эрхарда строился на проведении необходимых институциональных изменений, включающих денежную реформу 1948 г., либерализацию цен, принятие закона против произвольного повышения цен, требующегося для сдерживания инфляции.

Денежная реформа привела к «здоровой» дойчмарке, а рейхсмарки были объявлены недействительными. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, пенсии и заработная плата подлежали выплате 1:1, имевшиеся на руках наличность, сбережения и денежные обязательства предприятий находились в отношении 1:10. Прежние обязательства банков ликвидировались, а новый эмиссионный банк устанавливал обязательную норму резервирования для частных банков. Всего через три дня после денежной реформы последовала либерализация цен, способствовавшая насыщению потребительского рынка и исчезновению «черных» рынков. Инфляция была значительно меньше ожидавшейся. Стабильность валюты и уровня цен обеспечивал специальный закон.

Налоговый гнет на предпринимательство был максимально ослаблен, кредитная политика также способствовала ведению бизнеса, поскольку предоставлялась возможность взять для этих целей кредит в банке. Рост производительности труда и насыщение потребительского рынка окончательно сбили инфляцию к 1952 г. В 1954 г. Германия вошла в фазу высокой конъюнктуры, подверглась опасности перегрева экономики и очередного кризиса, что являлось нежелательным при строительстве нового государственного порядка. Поэтому были предприняты стандартные меры антициклической политики, обеспечивающие сдерживание роста экономической активности, сопровождаемые мероприятиями по улучшению структуры экономики и созданию стимулов для роста производительности.

Выделим только три важных достижения Эрхарда, имеющих значение для совершенствования передаточного механизма экономической политики и проведения будущих хозяйственных реформ.

Первое. В теоретическом плане Эрхарду удалось модифицировать кейнсианскую концепцию преодоления экономических кризисов при помощи расширения государственного регулирования и стимулирования совокупного спроса в экономике. Роль государственного управления не только не отрицалась, но, наоборот, выдвигалось требование повышения эффективности работы правительства, индикатором которой являлась быстрота реакций на хозяйственные изменения и принятие адекватных мер. При этом основная задача состояла в организации рынков, запуске свободного ценового механизма, оздоровлении валютно–финансовой системы, денационализации промышленности, т. е. в либеральных преобразованиях.

Читайте также  Внутренняя политика екатерины ii (1762-1796)

Главным пунктом эрхардовской экономической системы должны стать потребительские расходы, которые нужно всячески поощрять. Этот тезис совпадает с кейнсианским. Но, по Эрхарду, рост потребления должен сопровождаться ростом сбережений, необходимых для технологических изменений в промышленности и создания современных производств. Таким образом, ставится под сомнение парадокс бережливости, утверждающий, что рост сбережений, во–первых, не может сопровождаться ростом потребительских расходов, а во–вторых, приводит к дальнейшему спаду объемов производства через сокращение совокупных расходов в экономике. Не рост общественного продукта, а увеличение национального дохода позволит поддерживать через потребление в активном состоянии движущие силы экономики и, тем не менее, находить нужные средства, чтобы, модернизируя производственный потенциал, удовлетворять потребности потребителя и его спрос. Таким образом, кейнсианские методы были встроены в общую либеральную философию реформирования немецкой экономики.

Второе. Проведение «малой» и «большой» налоговых реформ соответственно в 1953 и 1954 гг. Первая сняла непосильное налоговое бремя на корпорации, вторая – способствовала росту прибылей, создала условия для инвестиционного бума, поскольку проводилась одновременно со снижением процентных ставок. Следовательно, после институциональных изменений, которыми управляло по утвержденному плану правительство, последовала стимулирующая кредитно–денежная политика, закрепляющая подъем экономики и даже приводящая ее к перегреву. При этом важным элементом в кредитовании промышленности явилось условие роста производительности труда и повышения заработной платы. Таким образом, цепочка: сбережения потребителей – банки – промышленность – расходы потребителей оказалась замкнутой, эффективно организованной, поэтому и дала положительные результаты, когда рост доходов имел продуктовую (потребительскую) основу.

Третье. Предложения по стабилизации национальной валюты и антиинфляционной политике отходили от известных на то время классических рецептов. Л. Эрхарда отстаивал идею подчиненности денежных операций решению задачи повышения уровня жизни граждан и, тем самым, критиковалась позиция многих экономистов в отношении повышения процента, что лишь усиливало бы экономическое сжатие. Эрхард считал, что между объемом денежной массы и инфляцией нет никакой связи. Необходимо изменить традиции осуществления платежей, чтобы создать эффективные кредитно–платежную и валютно–финансовую системы. Для этого нужен безналичный денежный оборот.

В заключение краткого освещения экономической политики реконструкции послевоенного хозяйства Германии, проводимой Л. Эрхардом, необходимо сказать о расплывчатости передаточного механизма этой политики, поскольку требования жесткой бюджетной и административной дисциплины сопровождались стимулированием экономики и кардинальной сменой социальных установок (привычек, идеологии и т. д.) и институтов. Эта расплывчатость обеспечивается тем, что содержание передаточного механизма экономической политики реформируемого хозяйства определяется целями, задачами реконструкции, текущим состоянием экономики, национально–культурными особенностями, политическими условиями, внешнеэкономической обстановкой и другими детерминантами. Такой передаточный механизм эффективен только на определенном отрезке времени, а затем нуждается в перепроектировании, чтобы продолжать сохранять свою эффективность.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 901 ;

Германия после Второй мировой войны

Результаты войны для Германии. Вторая мировая война закончилась для Германии трагически: уровень промышленного производства едва достигал одной трети довоенного; снизился уровень жизни; возникла нехватка горючего; упала покупательская способность денег.

Германия потеряла самостоятельность, ее территория была поделена на 4 оккупационные зоны. Для решения общих вопросов по Германии был создан Контрольный Совет в составе главнокомандующих войсками союзников.

Следуя решениям Крымской и Потсдамской конференций, союзники проводили в отношении Германии политику трех «Д»:

  • демилитаризации — ликвидация вооруженных сил Германии и их разоружение;
  • денацификация — запрещение нацистских организаций, отмена нацистских законов, наказание военных преступников;
  • демократизация — превращение Германии в демократическое, миролюбивое государство.

Так как западные государства и СССР по-разному относились к политике трех ”Д» и использовали оккупацию в своих целях, то проведение единой политики по отношению к Германии было невозможным.
Начало «холодной войны», противостояние бывших союзников сделало неизбежным раскол Германии.

Раскол Германии. Опасаясь усиления «советской угрозы», западные страны отказались от плана экономического ослабления Германии и перестали брать с нее репарации. В июне 1948 года была проведена денежная реформа, и рейхсмарку заменили дойчмаркой. Инфляцию остановили, «черный рынок» исчез, производство и строительство росло, формировалась рыночная экономика.

В ответ на денежную реформу в западных секторах, СССР взял в блокаду Западный Берлин. Это событие ускорило решение европейских стран создать западно-германское государство. Еще в декабре 1946 года объединились английская и американская зоны оккупации, а в начале 1947 года к ним присоединилась и французская зона.

Конституция Германской Федеративной Республики вступила в силу в мае 1949 года. По Конституции, Федеративная Республика Германии (ФРГ) объявлялась парламентской республикой. Высшей законодательной властью стал бундестаг — двухпалатный парламент. В отличии от Веймарской конституции, президент избирался не всеобщим голосованием, а на заседании бундестага и обладал ограниченными полномочиями. Глава правительства федеральный канцлер. Его кандидатура выдвигалась в качестве лидера победившей на выборах партии и утверждалась бундестагом.

Конституционный суд мог отменить любой закон, противоречащий конституции. Столицей ФРГ стал город Бонн.

В сентябре 1949 года лидер Христианско- Демократического Союза Конрад Аденауэр стал канцлером ФРГ.

7 октября 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика. Восточный Берлин стал столицей ГДР.

«Экономическое чудо»и его причины. Причины «немецкого чуда» — ускоренного развития экономики ФРГ:

а) материальная помощь в размере 3,6 миллиардов долларов, полученная от США в рамках «плана Маршалла»;

б) отсутствие военных затрат и армии до середины 50-х годов;

в) большое количество дешевой рабочей силы.

Особенно быстрыми темпами развивались в ФРГ машиностроение, электроэнергетика, химическая и сталелитейная промышленность.

Во внешней политике ФРГ склонялась на сторону США ,и это укрепляло ее позиции на международной арене. В 1951 году на территории ФРГ был отменен оккупационный режим. В 1955 году ФРГ вступила в НАТО, а в 1957 году — в ЕЭС. Подошла к концу историческая вражда Франции и Германии. ФРГ отказывалась признавать ГДР и призывала бойкотировать ее всем международным сообществом. В 1956 году деятельность Германской Коммунистической партии была запрещена.

Социал-демократы у власти. В 1960-е годы канцлером ФРГ был Л. Эрхард. Затем к власти пришло правительство «Большой коалиции», составленное из христианских демократов и социал-демократов. В программе Германской Социал-демократической партии конечной целью значилось построение демократического социализма

В 1969 году к власти пришло правительство «Малой коалиции» во главе с лидером социал-демократов В. Брандтом. Увеличилась зарплата и пенсии, на предприятиях были созданы производственные советы, ограничивающие самоуправство администрации.

Принципы реализации «новой восточной политики» правительства Брандта:

  • Отказ от «холодной войны», уважение к реальному соотношению сил;
  • Нормализация отношений со странами Восточной Европы, пострадавшими от гитлеровской агрессии, в первую очередь с СССР и Польшей;
  • Признание Германской Демократической Республики.

В результате «Восточной политики» правительства:

  1. Были признаны послевоенные границы Восточной Европы.
  2. Были налажены межгосударственные отношения с ГДР.
  3. Было достигнуто соглашение о статусе Западного Берлина.

Все это означало окончание политики, именуемой «мюнхенское владычество». Разразившийся в 1974 году экономический кризис затронул ФРГ гораздо меньше, чем другие страны.

Стало известно, что одна из сотрудниц В. Брандта была агентом разведки ГДР, и в 1974 году канцлер Брандт подал в отставку.

Читайте также  Народы закавказья в последние века до нашей эры

Сменивший его на этом посту социал-демократ Г. Шмидт продолжил политическую линию В. Брандта. В 1982 году, спустя 13 лет, к власти вновь пришли христианские демократы. Лидер ХДС Гельмут Коль стал федеральным канцлером. Его правительство уменьшило налоги и государственные расходы, приняло меры для ослабления роли государства в регулировании бизнеса и для стимулирования честной конкуренции. С 1983 года в стране начался экономический подъем.

Путь к единству немецкого народа. Гельмут Коль добился объединения Германии. Символ раскола Германии — «Берлинская стена» — была демонтирована в 1989 году.

12 сентября 1990 года состоялись переговоры по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР + США, СССР, Великобритания, Франция). Был подписан договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. 3 октября 1990 года Германия объединилась. Г. Коль стал первым федеральным канцлером объединенной Германии.

В 1998 году к власти пришел социал-демократ Г. Шредер. Сегодня пост канцлера Германии занимает Ангела Меркель. В настоящее время экономика Германии развивается стабильно и динамично. И на Западе, и на Востоке Германия ведет взвешенную политику.

Послевоенный процесс ренессанса новой германии

После войны Германия лежала в руинах. Промышленность была уничтожена, продукты выдавались по карточкам. Но в 1948 году произошло «чудо». Стали открываться заводы, на полках появились товары, а немецкая марка стала самой желаемой валютой в мире.

План Маршалла

Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда – Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото­рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет — пара ботинок, раз в пятьдесят лет — по одному костюму».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

«Механизм» простой – чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема – покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье – либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

В соответствии с «планом Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

«Благосостояние для всех»

Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер – Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика – не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было непростым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

Новая марка

Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие – валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» — немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

В 50-е годы немецкая марка стала одной из самых надежных валют мира, в которой хранили свои сбережения жители многих стран. Даже когда DM в 1977 году обесценилась почти вдвое по сравнению с 1950-м годом, ее покупательная способность оставалась одной из лучших в мире.

Свободу ценам!

Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

Читайте также  Мирные договоры и перемирия конца xvii—xviii веков

За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех — 50%, а четырех или пяти — не более 65%.

Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

Германия после войны. Уроки культуры.

В отношении будущего немецкого государства державы-победительницы поставили цели, сформулированные как «принцип пяти Де»: денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация.Судьбу побежденной во Второй мировой войне нацистской Германии определила летом 1945 года Потсдамская конференция руководителей США, Великобритании и СССР. В отношении будушего немецкого государства державы-победительнциы поставили цели, сформулированные как «принцип пяти Де»: денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация.

Процессы денацификации включали в себя как процессы оздоровления немецкого общества, выработки новой экономической политики, так и создания новой культуры, которой и посвящен третий заключительный репортаж.
Денацификация в области культуры давалась немцам внешне легче и проходила быстрее, чем в других сферах. Здесь предписания нацистов были для многих немцев и раньше поперек горла, и вынужденное расставание с любимыми звездами, текстами, песнями, пластинками было для них сопряжено с душевными усилиями. Как известно и сам фюрер слушал еврейских исполнителей. Тем легче и радостней для немцев было снятие запретов, например на оперетты Имре Кальмана. Звезда нацистской сцены и кино Марика Марика Рёкк уже в 1951 году снялась в роли Сильвы. Имре Кальман успел еще увидеть эту картину.

Постепенно возвращались в репертуар певцов многие запрещенные нацистами песни, шлягеры. Шлягер, напомню, немецкое слово. Вернулась и всенародно популярная «Лорелея» Генриха Гейне с музыкой Фридриха Зильхера. Вернулась музыка Мендельсона. Возвращались книги. Вернулся джаз, любовь к которому до нацистов также была повсеместной.

Но само немецкое искусство после войны развивалось медленно. Так как в джазе и в оперетте, вообще в жанрах развлекательных до нацистов в Германии работало много евреев (среди них , например, берлинец трубач и руководитель оркестра Эдди Рознер, оказавшийся позднее в СССР), то с их изгнанием и невозвращением (в основном из США ) оказалось почти некому возрождать былой блеск немецкого кабаре, оперетты и других легких жанров. Тех, кто пожелал вернуться в Германию, оказалось немного. Немцам вернули фильмы Билли Уайлдера, вернули знаменитый фильм Джо́зефа фон Штернберга «Голубой ангел» с Марлен Дитрих, но ни фон Штернберг, ни Уайлдер, ни многие другие возвращаться не захотели.

Показателен случай великой невозвращенки Марлен Дитрих, дважды в 1936 и 1937 годах отказавшейся в ответ на предложение Геббельса вернуться из Голливуда в Германию. Когда же она в апреле 1960 года впервые после войны приехала на гастроли на Родину, ей пришлось увидеть плакаты «Марлен go home!». Многие довоенные ее поклонники не смогли простить ей не столько эмиграцию и нахождение во время войны на стороне американцев, сколько появление в Берлине в 1945 в американской военной форме.

Молодая женщина в Дюссельдорфе публично назвала ее предательницей и плюнула в нее. А после смерти Дитрих в 1992 году в Париже в ее родном Берлине не удалось назвать ее именем ни улицы, ни переулка. Местные власти воспротивились этому, и тогда была искусственно выделена площадь ее имени перед главным залом берлинского кинофестиваля. Когда спустя еще десять лет в 2002 году было объявлено о присуждении Дитрих почетного гражданства Берлина, это решение также критиковали многие. И это все несмотря на то, что Дитрих по сути была антифашисткой.

И все же в Германии постепенно появлялись новые таланты. Не без участия американцев, стало известно имя музыканта Джеймса Ласта, создавшего впоследствии знаменитый оркестр.

Вообще американцами в немецкой послевоенной культуре было сделано очень многое. Это особенно ярко видно на примере бывшего западного Берлина. В городе есть т.н. американский дом, американская мемориальная библиотека и основанный американцами Свободный университет. Об американцах напоминает в столице и название Чекпойнт Чарли со знаменитым на весь мир музеем берлинской стены. В Берлине до сих пор есть биг-бэнд и хор, носящие имя РИАС — аббревиатура, обозначавшая радио в американском секторе.

Постепенно местное население свыкалось с присутствием американских военных. А американские солдаты нередко женились на немках. В одной из таких смешанных семей родился актер Брюс Уиллис.

Что можно сказать об итогах денацификации в целом? Я спросил об этом Александра Гарина — профессора Европейского Центра стратегических исследований им. Джорджа Маршалла (Гармиш-Партенкирхен, Германия):

— Получился парадокс, о котором мне говорили мои друзья – немецкие философы: глубокого осмысления в деталях нацистского периода в Германии после второй мировой войны не было. Почему? Потому что глубокое осмысление означает, например, осмысление самой фигуры Гитлера с разных сторон. Но с американской наивной точки зрения это означало примерно следующее: «Вы уже начинаете там разбираться в деталях, потом вы скажете, что не все детали плохие – это уже опасно». То есть как это ни парадоксально, только после восстановления полного суверенитета в Германии появляются первые фильмы о Гитлере. Например, «Бункер», где мы видим, что Гитлер – это не просто параноик, а человек, глубоко ужасно заблуждающийся, который заблуждается с трагическими последствиями. Но за этим идея. Дискуссии на эту тему тоже не было благодаря осторожности американцем и табуированию темы по их инициативе.

В 2015 году в Германии выйдет комментированное издание книги Адольфа Гитлера «Майн Кампф». Немцы в большинстве своем понимают, что если хочешь жить относительно здоровым после болезни под названием «нацизм», следует не прекращать проводить профилактические процедуры.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: