Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

Предгородские центры подесенья в x – начале xi в. Василий Андреевич Падин. 2000 г. Когда окунаешься в мир своих полевых дневников, то непременно в памяти возникают Усохский могильник

Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

Василий Андреевич Падин. 2000 г.

Когда окунаешься в мир своих полевых дневников, то непременно в памяти возникают Усохский могильник VI-VII вв., поселения этого времени Макча, Хохлов Вир, Устье, Брянов Рог и Прорва и, конечно, поселение деснинского варианта киевской культуры III-V вв., раскинувшееся в урочище Лука. Любопытно, что все эти памятники тяготеют друг к другу, а доследованные погребения Луки аналогичны захоронениям Усоха. Погребения этого могильника совершены в неглубоких округлых или чуть вытянутых ямках. Кальцинированные кости очищены. Иногда они находились в лепных, характерных для колочинцев урнах, а иногда сожжения ставились в ямку в каких-то деревянных или лубяных, а может быть берестяных устройствах. Погребения сопровождались иногда пальчатой фибулой, железным ножом или поясной пряжкой, пряслицем. Интересно, что похожие погребения встречены в курганах VIII-X вв. Трубчевского некрополя. Так, интересен курган, исследованный нами у Макчи! Насыпь хорошо сохранилась, включала много золы и мелкого угля, а подстилалась светлым песком. Сожжение происходило на стороне, а останки находились в урне, поставленной в верхней части кургана, имеющей прямую аналогию в посуде волынцевской культуры. В изучении славян Подесенья представляет большой интерес поселение Макча, расположенное на правом берегу Десны у Верхнего Городца. Здесь открыты полуземляночное и наземное, чуть углубленное, жилища. Колочинский слой перекрывается волынцевским, роменским и древнерусским, почти не разделяемыми.

Если киевская культура является, как считают археологи, подосновой пеньковской в Среднем Поднепровье, то ее деснинский вариант лежит в основе колочинской. Топография поселения, хозяйство, погребальный обряд исследованных памятников позволяет предположить этническую близость населения, оставившего их. Заметна и близость в керамике. Таким образом, прослеживается стройная цепочка первобытной истории Брянщины от праславянской почепской эпохи до Древней Руси: I-II вв. почепская культура — III-V вв. киевская культура — VI-VII вв. колочинская культура — вторая половина VII — первая половина VIII вв. волынцевская — VIII-X вв. роменская, входящая в Древнюю Русь. Родственны ли звенья этой цепочки? Повторяю — да. Ведь мне столько пришлось исходить берегов, полей, лугов, столько раскопать, продумать, прочитать работы других авторов, увидеть, общаться с рядом крупных исследователей!

Неоспорима важность находки в Трубчевске клада VI-VII вв. Клады антского времени характерны для Среднеднепровья, открыты на Харьковщине, Курщине, а теперь и на Брянщине. Как видим, Среднее Подесенье в раннем средневековье населяли славяне, а не балты, как пытаются доказать некоторые ученые, игнорируя археологические материалы. Ведь сколько я прошагал и раскопал, а ни одного предмета из Прибалтики не встретил. Нашел я перстень со змеиной головкой, но в кургане XI-XII вв. Трубчевского некрополя, когда племенные различия резко нивелировались, и города населял разноплеменной люд. Это же касается и подковообразных фибул, купленных в Скандинавии и использовавшихся трубчанами как поясные пряжки. Захоронения же в больших срубных ямах Трубчевского некрополя принадлежит, как и в Киеве, местной знати, а не викингам. Ведь такие погребения характерны для южной Руси, а Б.А. Рыбаков считает их каким-то отзвуком далеких скифских погребений. Касаясь срубных погребений, М.К. Каргер утверждает, что «они присущи не только захоронениям знати, но и массовым погребениям горожан». Большие гробовища характерны и для радимичских курганов. В курганах, раскопанных нами у Радутина, обнаружены радимичские захоронения с гробовищами, стоявшими на подсыпке из золы. Здесь, вероятно, как-то вклинивались радимичи в деснинское побережье. Вероятно, корень «рад» лег в основу названий местных сел Радутино, Радинск, Радчино.

А вот находка варяжского меча у Любожичей остается загадкой, так как шурфовка Любожичского городища, проведенная Институтом Археологии (Л.В. Артишевская), в которой участвовал и я, никаких следов битвы не обнаружила. Кто оставил этот меч? Наемный викинг? Знатный русич? Мечи-то мы и покупали, и делали. Интересна история меча, найденного когда-то на Полтавщине. Считали его скандинавским (изображены чудовища), а когда обработали его специальным раствором, то проступило имя русского мастера.

Приверженцы балтских взглядов опираются на замечательный труд В.Н. Топорова и О.Н. Трубачева «Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья». Но ведь не установлено время возникновения названий рек и озер. Некоторые ученые считают, что гидронимы Подесенья произошли за много тысяч лет до появления балтов, и даже до появления здесь племен шнуровой керамики, если с нею связаны балты. Например, литовский ученый А. Сейбутис, досконально изучив названия видов рыб и прирученных в древности животных, установил, что самым древним гидронимом является «лоша», что происходит от лососевых, водившихся в северных морях и тамошних реках. Ученый считает, что гидронимы сложились около 15-20 тыс. лет назад, когда на большой территории существовала языковая общность, распавшаяся, когда появились мощные клинья заболоченности от таявшего поздневалдайского ледника, разобщившие одноязычное население на отдельные группы, где стали складываться собственные языки, а прежние названия так и дошли до наших дней. Если «балтоманы» выводят название Навли из литовского «нау» — «смерть», то слависты из славянского «нава» — «русалка» — Русалочья река. Если согласиться, что Нерусса происходит от латвийского «чистая река», «чистая вода», то почему ее притоки Марица, Кубань и Колодезь получили названия из других, небалтских языков? Аналогию первому мы находим в Болгарии (из фракийского, восходящему к корню, имеющему значение «море»), название второго притока отложилось, очевидно, как на Северном Кавказе, из античного через тюркский. Название же Колодезь происходит от «колодец», «источник». Какая-то часть названий урочищ отложилась из литовского в XV-XVI вв., когда Литва овладела Подесеньем. В Трубчевском районе имеются Литовские могилы, оказавшиеся древнерусскими курганами, и урочища Панщина и Литовня.

Крупные ученые, исследовавшие памятники Среднего Подесенья (П.Н. Третьяков, Э.А. Сымонович, Е.А. Горюнов, Р.В. Терпиловский) считали, что оно в раннем средневековье населялось славянами, а не балтами, чему соответствуют и результаты наших раскопок. Археологами установлено, что волынцевская и роменская культуры являются основой племенного союза северян. Очерчен район их обитания: Днепровское правобережье, часть Харьковщины, Курщина, Черниговщина и юго-западный участок Брянщины, включающий Вщиж. Почти все городища имеют здесь роменские, а некоторые — и волынцевские отложения. О расселении славян в предгородское время говорит и летопись: «А друзие седоша по Десне, и по Семи, и по Суле и нарекошеся север». Кветунский и Стародубский археологические комплексы сыграли в этом важную роль. Кветунь, являясь одним из крупных северянских центров Подесенья, имела большое значение в освоении Киевом северо-восточных земель и в полюдье, а с развитием производительных сил становится городским центром большого ополья.

Здесь начинает свою историю Трубчевск, являясь в древнейшую пору культовым центром, где отправлялись религиозные действа обитателей большой округи, о чем говорит исследованный нами Большой курган-святилище, перекрывавший большие кострища с пережженными костями жертвенных животных, земляные кольцевидные оградки — солнечные символы и следы стоявших когда-то деревянных идолов. Памятник является уникальным, так как славянских святилищ, перекрытых насыпями, еще не встречено. Кветунский комплекс, находящийся в 9 км южнее современного Трубчевска, отличается яркими городскими признаками: колоссальный могильник, в котором, как и в Черниговском, в погребениях отсутствовала керамика, разноэтничность погребенных (радимичи, северяне, дреговичи), захоронения знатных, аналогичные киевским; курганные шапки, характерные для Чернигова, значительные (15 га) размеры детинца и посада, христианские погребения, совершенные до официального принятия в 988 г. новой религии, какая-то (торговая?) связь с Византией, о чем говорит название местного урочища Рум.

Как видим, археологические исследования свидетельствуют об освоении Среднего Подесенья славянами не с летописных времен, а с начала I тыс.н.э., о том, что все прослеженные нами археологические культуры имеют этническую близость, что здесь не встречено ничего балтского, как и норманнского. Если же скандинавы и служили, как наемники, в дружинах наших князей, то они не влияли на местную историю. Это, вслед за великим Пушкиным, позволяет нам сказать: «Там русский дух! Там Русью пахнет!»

Хоробор

Хоробор или Хороборь — древнерусский город в Черниговской земле, упомянутый впервые в Ипатьевской летописи в 1153 году. Согласно выводам, которые можно сделать по описываемым в 1159 году событиям, Хоробор располагался между Глеблем и Ропском. В 1235 году упомянут наряду с Сосницей и Сновском как город Придесенья. Предположительно, местоположение Хоробора соответствует современному Коропу — населённому пункту в Черниговской области. Такой точки зрения придерживались исследователи Неволин и Надеждин. По мнению Голубовского, тщательно исследовавшего в начале XX века летописный материал, Хоробор является городищем в местечке Мене, на левой стороне реки Мены.

Читайте также  Отмена крепостного права александром ii

Киева — 241 км. Населённый пункт впервые упоминается в 1153 году, как город Хоробор Макошино относится к древнеславянским поселениям, его название происходит
Михаил Ярославич Хоробрит Хороборит Храбрый возм. 1229 1229 — 1248 — четвёртый сын Ярослава Всеволодовича от второго брака с Ростиславой — Феодосией
село Хоробичи упоминаются в Ипатьевской летописи под 1153 годом как город Хоробор В 1905 г. население Хоробичей принимало участие в разгроме винокурни помещицы
в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
не снимая осаду, предприняли рейды к мелким городам княжества, разорив Хоробор Сосницу, Сновск и другие. Из Новгородской летописи известно, что во главе
поскольку владел землями в Черниговском княжестве, в том числе городом Хоробор По версии историка А. В. Кузьмина, наличие Ивана в синодике указывает
в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
Руси X — XIII вв. Впервые упомянут в летописи в 1153 году по названием Хоробор В конце XVI — начале XVII века получил название Короп. В Смутное время
годов разорило черниговский регион, уничтожив полностью города Сновск, Хоробор и Оргощ. С этого периода город приходит в запустение. В 1527 году Сновск
княгиня же супруга князя Изяслава Давыдовича бежа Пересловлю та на Хоробор та на Ропск, Ярослав же Всеволодович брат северского князя двоюродный

  • Киева — 241 км. Населённый пункт впервые упоминается в 1153 году, как город Хоробор Макошино относится к древнеславянским поселениям, его название происходит
  • Михаил Ярославич Хоробрит Хороборит Храбрый возм. 1229 1229 — 1248 — четвёртый сын Ярослава Всеволодовича от второго брака с Ростиславой — Феодосией
  • село Хоробичи упоминаются в Ипатьевской летописи под 1153 годом как город Хоробор В 1905 г. население Хоробичей принимало участие в разгроме винокурни помещицы
  • в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
  • в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
  • не снимая осаду, предприняли рейды к мелким городам княжества, разорив Хоробор Сосницу, Сновск и другие. Из Новгородской летописи известно, что во главе
  • поскольку владел землями в Черниговском княжестве, в том числе городом Хоробор По версии историка А. В. Кузьмина, наличие Ивана в синодике указывает
  • в домонгольский период города: Воргол, Глебль, Оргощ, Сновск, Уненеж, Хоробор Журнал Министерства Народного Просвещения. Седьмое десятилетие. Ч.
  • Руси X — XIII вв. Впервые упомянут в летописи в 1153 году по названием Хоробор В конце XVI — начале XVII века получил название Короп. В Смутное время
  • годов разорило черниговский регион, уничтожив полностью города Сновск, Хоробор и Оргощ. С этого периода город приходит в запустение. В 1527 году Сновск
  • княгиня же супруга князя Изяслава Давыдовича бежа Пересловлю та на Хоробор та на Ропск, Ярослав же Всеволодович брат северского князя двоюродный
  • поскольку владел землями в Черниговском княжестве, в том числе городом Хоробор По версии историка А. В. Кузьмина, наличие Ивана в синодике указывает
  • черниговских пригородов расположенных к востоку от столицы, среди которых были Хоробор Сосница, Сновск. Основная часть вражеских войск продвигалась вдоль берегов
  • поскольку владел землями в Черниговском княжестве, в том числе городом Хоробор По версии историка А. В. Кузьмина, наличие Ивана в синодике указывает
  • Пацынь — Заруб — Вщиж — Дебрянск — Трубеч — Новгород — Северский — Радогощ — Хороборь — Сосница — Блестовит — Сновск — Чернигов — Моравийск — Вышгород — Киев
  • Михайло — Коцюбинское Сновск Сновенск Сновейск Седнов Серебряный Сребное Хоробор Короп Берегомет — над — Сиретом Берегомет Глубокая Адинката Глубокая
  • Львова в документах і матеріалах, 1986, с. 9. Лев Данилович: князь думен и хоробор на рати чи безчесний князь Л. Войтович Україна в Центрально — Східній
  • волынский Степань на Горыни Степань волынский Остро Острог волынский Хороборь волынский Луческъ великыи на Стырѣ Луцк волынский Ивань Иванье
  • княжеству в XIV в. принадлежало черниговское Посемье с волостными центрами Хоробор и Сосница, а также замок Остер и его земли в нижнем течении Десны. Принадлежность

Климовский Путешествие по Брянску.

Князь Арий Гиперборейский Яр Солем, Гера Солова, Геор Хоробор…, владыка Белого острова, молится у кромки прибоя. Три белых гиперборейских. Интересные места и популярные маршруты а 142. 154. 5. Н. В. Голубовский. Где находились существовавшие в домонгольский период города: Воргол, Зартый, Оргуш, Сповск, Уненеж, Хоробор? 171. Белая Русь: европейское измерение – тема научной статьи по. Чернигово Северщина, в т. ч. и Хоробор, отошла к России. В середине XVI в. в Хороборе насчитывалось 100 дворов. В конце XVI 356 начале XVII в. Значение слова богатыри. КОРОП, поселок городского типа с 1924, районный центр в Черниговской обл. Украина. Изв. с 1153 как Хоробор. В 13 в. – в составе.

Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Границы земли северян в X — начале XI в

Определение границ «племенных» объединений является необходимым условием изучения того, как формировалось Древнерусское государство. Территория одного из крупнейших таких объединений — Северская земля — имеет достаточно определенные пределы. Но границы этого образования существенно менялись со временем.

Период X — начала XI в. (от появления Древнерусского государства до полного включения в его состав Северской земли) освещен письменными источниками весьма скупо. В русских летописях после сообщения о походе Олега на северян и участия северян в походе на Константинополь в 907 г. какие-либо записи об их землях исчезают вплоть до 1024 г.

В середине X в. северяне фигурирует в византийских и хазарских текстах, сведения которых противоречивы. Византийский император Константин VII Багрянородный называет северян «пактиотами» Руси (Константин 1989. С. 50), а хазарский каган Иосиф относит эти земли к своим владениям (Коковцов 1932. С. 98). Поэтому главным источником для определения границ Северской земли в этот период остаются данные археологии.

Попытки определить пределы Севера предпринимались со второй половины XIX в. В работах П.В. Голубовского (1881) и Д.И. Багалея (1882. С. 11-32) они реконструировались исключительно на основе письменных и топографических данных. Д.Я. Самоквасов впервые попробовал использовать археологические материалы (1908. С. 23-27).

В обобщающих работах А.Н. Насонова и Б.А. Рыбакова наибольшее внимание уделяется западной границе Северской земли, в контексте ее соотношения с землей полян и «Русской землей» (Насонов 1951. Карта между с. 32 и 33; Рыбаков 1982. С. 65, 71; ср. такой же подход: Русанова 1966). Попытка рассмотреть наиболее сложные для идентификации западную и северо- восточную границы была предпринята А.К. Зайцевым (1975. С. 21-30). Основной, во многом объективной проблемой большинства названных работ была недостаточная разработанность хронологии памятников. Это относится и к самым последним исследованиям (Щавелев, Фетисов 2014). Учитывая, что процессы в период становления Русского государства проходили весьма быстро, отсутствие сколько-либо дробной хронологии приводило к значительным искажениям в реконструкциях. На сегодняшний день имеется достаточно оснований для уточнения датировок памятников как самих северян, так и сопредельных территорий. Теперь даже наиболее дискуссионная западная граница северянской земли определяется достаточно надежно.

Для памятников северян и Руси X — начала XI в. характерны две четко различаемые археологические культуры: роменская и древнерусская. Границы между ними вполне очевидны. Так, в Подесенье зона распространения древнерусских памятников ограничена устьем р. Снов; выше по течению р. Десны памятников интересующего нас времени не выявлено на протяжении пятидесяти километров (Григорьев 1993. С. 98- 99; 2000. С. 202). Интересно отметить, что именно на этом отрезке располагается Сосницкое ополье, крайне благоприятное для земледелия. От устья р. Мены, выше по Десне и Сейму идет зона сплошного распространения памятников роменского типа.

Соответственно, проводить здесь границу Руси нет ни малейших оснований. Другим местом соприкосновения памятников древнерусского и роменского типов является р. Сула (Григорьев 2000 С. 202- 204, рис. 58). Здесь также наблюдается резкое разграничение зон распространения поселений. На участке между Десной и Сулой по левому берегу Днепра отсутствуют какие-либо памятники указанного времени. В этом, так называемом степном коридоре, заселение начинается вдоль Днепра со стороны Руси лишь с конца X в. Река Снов определяет северо-западную границу Северской земли.

Читайте также  Внешняя политика екатерины ii

После ликвидации роменского поселения в Сновске (городище Орешня и соответствующая курганная группа у с. Сед- нев) там в начале X в. возникает древнерусский город (Коваленко 2007. С. 31-52). Впоследствии происходит древнерусская колонизация по всему течению реки вплоть до г. Стародуба, с дальнейшим выходом к г. Трубчевску (Шинаков 1990. С. 146— 149). Таким образом, Снов не только определил границу, но и разделил ареалы распространения памятников Северской земли и земли радимичей. Наиболее сложной в определении является северо-восточная граница. Здесь Северская земля соприкасалась с родственными вятичами. Близость материальной культуры этих объединений затрудняет их разграничение. Можно предположить, что столь четких рубежей, как в случае с Русью, здесь и не было.

Основные отличительные черты материальной культуры северян и вятичей заключаются в конструкции отопительных сооружений и особенностях погребального обряда. При этом нельзя исключать инфильтрации этих черт из одного региона в другой. Задача осложняется тем, что именно в зоне контакта памятники исследованы крайне неполно. Участок границы земли вятичей в месте соприкосновения с Северской землей определялся исследователями по-разному, но в целом помещается на водораздел бассейнов рек Десны и Оки (Арциховский 1930; Седов 1973. С. 10-16; Никольская 1981. С. 12-41). На основании материалов позднейшего времени, XII-XIII вв., к вятичам были отнесены верховья ряда левых притоков р. Десны, в частности р. Неруссы.

Однако никаких оснований для этого в материалах роменского типа не имеется. Исследование письменных источников также не позволяет отнести эти.территории к вятичам (Зайцев 1975. С. 21-30). Восточная граница определена естественными причинами: это водораздел бассейнов Днепра и Дона. Данная территория малопригодна для оседлого земледельческого населения. Южная граница также проходит по границе лесостепи и степи. Памятники роменского типа фиксируются в верховьях Северского Донца, вплоть до района,лежащего несколько ниже г. Харькова (Шрамко 1962. С. 292-315, рис. 114).

Здесь они вплотную соприкасаются с памятниками салтово-маяцкой культуры. Несмотря на очевидные различия этих культур, слабая изученность большинства памятников не всегда позволяет однозначно определить их принадлежность и, тем более, хронологию. Западнее, южный рубеж проходит по р. Ворскле. По правому берегу этой реки известно всего несколько славянских памятников. Единственный достоверно определяемый из них — г. Полтава (летописная Лтава).

Это поселение, состоящее из крупного городища, обширного посада и подола, общей площадью более 30 га, вполне может рассматриваться как раннегородское (Григорьев 2000. С. 201). Следует отметить полное отсутствие у столь крупного поселения сельской округи. Южнее р. Ворсклы поселения отсутствуют, здесь начинается степная зона. Нет их и в низовьях реки. Таким образом, в настоящее время границы Северской земли могут быть очерчены весьма точно на всем их протяжении. Территориально северяне являлись одним из крупнейших славянских объединений периода становления Древнерусского государства.

Эта общность занимала пространство размерами приблизительно 400 км с севера на юг и 300 км с запада на восток. Если учесть, что население располагалось исключительно вдоль речных систем, плотность его была для своего времени достаточно высока: на сегодняшний день учтено более 1000 различных памятников.

Другие новости и статьи

Запись создана: Пятница, 9 Август 2019 в 0:16 и находится в рубриках Кашеварная часть.

В окрестностях Старой Рязани нашли клад серебряных украшений и денег домонгольского периода

Институт археологии РАН

Местные жители передали Старорязанской археологической экспедиции клад, обнаруженный неподалеку от села Исады. Находка включала 32 артефакта из серебра, искусно изготовленных древнерусскими ювелирами. Ученые предварительно датировали клад домонгольским периодом, то есть концом XI — первой половиной XII века. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Первое упоминание Рязани в летописях относится к 1096 году, однако, по всей видимости, в XI–XII веках это был уже крупный и хорошо укрепленный город, значение которого определялось важностью Оки как крупного торгового пути. Рязань оказалась первым древнерусским городом, который принял на себя удар орды хана Батыя, и прекратил свое существование в 1237 году. Новая столица княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский (ныне Рязань), располагавшийся в 50 километрах от древнего городища.

Старо-Рязанское городище в 1822 году случайно обнаружил местный крестьянин, опахивавший края дороги. Он наткнулся на золотые предметы общим весом более 2,8 килограмма, которые получили название «Рязанские бармы», хранящиеся в настоящее время в Государственной Оружейной Палате в качестве шедевра древнерусского ювелирного искусства. Всего известно не менее 17 кладов, обнаруженных в Старой Рязани, однако возможные находки, случавшиеся ранее XIX века, не сохранились. «Рязанские бармы» подогрели интерес к раскопкам городища, которые продолжаются по настоящее время. Так, недавно археологи нашли две соседние усадьбы, принадлежавшие двум соседям-ювелирам.

Археологи из Института археологии РАН под руководством Игоря Стрикалова (Igor Strikalov) совместно с российскими коллегами проводили исследования древнего городища Старая Рязань, а также его окрестностей. В ходе работ к ним обратились местные жители, которые передали ученым клад украшений и денежных слитков, найденных в лесу на склоне оврага в излучине Оки, где неподалеку находится село Исады. Ученые обследовали местность, где был обнаружен клад, однако не смогли выявить признаков культурного слоя. Более того, само место находки оказалось удалено от ранее известных археологических памятников — ближайшие селища конца XII–XIII находились в полукилометре.

Слева: шейные гривны, браслеты и височные кольца. Справа: головки незамкнутых браслетов, орнаментированные крестами и пальметтами, и крюки шейных гривен с орнаментом «волчий зуб».

Максим Панкин / Институт археологии РАН

Клад включает в себя 32 предмета весом около двух килограмм, изготовленных из серебра, в том числе 14 браслетов, 8 шейных гривен, 5 семилучевых височных колец, денежные гривны новгородского типа, а также бусину с зернью, которые хранились в лубяном туеске диаметром 20–22 сантиметра. Все артефакты демонстрируют мастерство древнерусских ювелиров. Так, шейные гривны выполнены в четырех разных техниках.

Семилучевые кольца, судя по орнаменту и типу, были изготовлены в одной литейной форме и типологически относятся к предметам, распространенным во второй половине XI — первой половине XII века. Среди браслетов вовсе нет идентичных изделий, но выделяется комплект из трех плетеных разомкнутых браслетов с фигурными полыми головками, которые изготовили методом тиснения.

Археологи, основываясь на ранее известных похожих находках, предварительно отнесли клад к концу XI — первой половине XII века, то есть к домонгольскому периоду. По месту обнаружения клад назвали Исадским.

Ранее на N + 1 мы рассказывали, что российские археологи раскопали в Фанагории амфору, в которой находилось 80 медных статеров, относящихся к VI веку нашей эры, а археолог-любитель из Британии обнаружила на острове Мэн клад сокровищ, включающий более ста серебряных артефактов, причем для нее эта находка оказалась четвертой за три года.

Город, о котором вы не знали: как Усвят раскрывает сложность древнерусской истории

Христианизация Руси началась до крещения Владимира и продолжалась еще не одно столетие после. Как проходил этот сложный процесс, можно наблюдать, например, на археологическом материале Усвятского городища недалеко от Пскова. Здесь в XII веке мир мертвых и мир живых резко меняются местами: там, где жили люди, появляются церковь и кладбище, а поверх срытого языческого могильника строится новый город.
И это лишь одна из множества историй, которые способен рассказать Усвят. Скорее всего, вы никогда раньше не слышали этого названия. И это не случайно. Историки и археологи тоже приступили к его изучению совсем недавно. Главный редактор портала Proshloe Михаил Родин специально для канала «Наука» объясняет, почему раскопки на этом памятнике — дело исключительно важное.

Ровно тысячу лет тому назад, как сообщают нам древнерусские летописи (и даже скандинавские саги), в 1021 году пошел с военным походом на Великий Новгород полоцкий князь Брячислав Изяславич. Его дядя, князь киевский Ярослав Мудрый, сын крестителя Руси князя Владимира, затею племянника не одобрил, что вылилось в их военное столкновение. В сражении победу одержал Ярослав, однако ради примирения со своенравным племянником все же согласился уступить ему два города: Витебск и Въсвячь. С тех пор Витебск вырос в большой современный город, потерял свое древнейшее городище, срытое еще в XIX веке чересчур ретивыми градостроителями, и успел побывать предметом пристального внимания археологов. А что же случилось с загадочным Въсвячем, спросите вы?

Он тоже дожил до наших дней. Сейчас Усвяты — это поселок в Псковской области вблизи белорусской границы, расположившийся на берегах сразу двух озер, Узменя и Усвята, районный центр. А давным-давно, в начале своей истории, тогда еще город Усвят возник, как предполагает руководитель Усвятской археологической экспедиции Иван Игоревич Еремеев (интервью с которым вы можете посмотреть на YouTube-канале журнала Proshloe), во многом по инициативе князей династии Рюриковичей для облегчения сбора дани в областях верховьев рек Ловати и Западной Двины. В районе Усвята сходилось множество сухопутных и речных путей, связывавших Южную и Северную Русь, здесь же проходил один из волоков знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Вокруг мелкие речушки, болота да леса, людей нет, обходить далеко и неудобно, так что «усвятскими воротами» активно пользовались и после распада древнерусского государства: в XIII веке — литовцы в набегах на Новгород, в 1580 году через Усвят явился на Русь польский король Стефан Баторий.

Читайте также  Расцвет дворянской империи. восстание емельяна пугачева.

Но несмотря на древнюю историю и общую значимость, Усвят долгое время почти не привлекал внимания исследователей. Впервые внимание на него обратила еще в 1950-х годах сотрудница Института истории материальной культуры АН СССР Я. В. Станкевич, в 1960–1980-х в поселке работала Северо-Западная экспедиция Эрмитажа. В начале 2010-х Усвят снова попал в поле зрения археологов. Здесь проводил отдельные исследования Институт истории материальной культуры РАН, но полноценную археологическую экспедицию, которую этот памятник давно заслуживал, организовали лишь в 2019 году. И всего лишь за два полевых сезона, один из которых еще и вышел сокращенным из-за пандемии, Усвятская археологическая экспедиция уже успела найти очень много очень интересного.

При раскопках на одном из мысов, на которых и располагалось поселение, древнерусского детинца XII–XIII веков археологи, к своему удивлению, нашли под ним языческий курганный могильник X века. Это сразу же заставило их обратить внимание на другой мыс, располагавшийся севернее, где они надеялись обнаружить могильник христианский, существовавший в одно время с детинцем. Могильник и правда нашелся в ожидаемом месте, но уже сам по себе он представляет весьма любопытное зрелище. Его захоронения могут похвастаться эффектными надгробиями, сложенными из огромных валунов, причем некоторые конструкции настолько массивны, что их невозможно сдвинуть с места без специальной техники. Происхождение столь необычного способа погребения еще предстоит выяснить.

Фото: ИИМК РАН • Археология/vk.com

Понятное дело, христианский могильник вряд ли мог бы возникнуть в чистом поле — все же христиане предпочитают хоронить своих мертвецов в освященной земле в непосредственной близости от церкви (хотя, конечно, из всякого правила есть исключения, особенно на ранних этапах распространения христианства). И, по всей видимости, следы этой церкви — или одной из входивших в ее комплекс построек — археологам также удалось отыскать. Столбовая конструкция, некогда бывшая частью какого-то деревянного строения, стояла на этом месте в XI–XII веках и была воздвигнута на слое пожара.

Но что же сгорело в пожаре на северном усвятском мысу в XI веке? В верхней части культурного слоя, расположенного еще ниже слоя пожара, археологи нашли несколько дирхемов — арабских серебряных монет, получивших наибольшее распространение в IX–XI веках, — и ряд скандинавских находок, подобные которым археологи и прежде находили в куда лучше изученных Рюриковом городище в Новгороде и Гнездове под Смоленском. Все находки датируются X веком и свидетельствуют о том, что в это время наиболее престижный район Усвята находился именно на северном мысу.

Однако что все эти открытия и находки могут означать? Получается ведь, что в X — начале XI века на северном мысу располагалось Усвятское городище, а на южном — его могильник, но уже в XII веке картина загадочным образом меняется на прямо противоположную! Город переезжает на южный мыс и возводится прямиком на том месте, где еще совсем недавно его жители хоронили своих усопших, а на пожарище, оставшемся от прежнего поселения, ставится церковь, вскорости обросшая кладбищем. И произошло это совсем не случайно.

Столь радикальные перемены в топографии Усвята археологи связывают с двумя вещами.

Во-первых, это хорошо известная историкам вражда между Новгородом и Полоцком, в результате которой уничтожались целые города, а население их вырезалось или угонялось в полон. Усвят вполне мог стать еще одной жертвой этого противостояния, но из-за своего стратегического положения не был заброшен полностью. На пепелище пришли другие люди и отстроили город заново.

Во-вторых, это непростой и небыстрый процесс христианизации Руси. Крещение князя Владимира не было ни его концом, ни началом, церкви не выросли по всем городам одномоментно, а где появлялись, то часто при поддержке княжеской власти и в ее интересах. Вероятно, однажды такая христианизация «сверху» пришла и в Усвят. Бывшую княжескую резиденцию с прилегавшим к ней участком земли передали под строительство церкви, чьи следы археологи и нашли в нижних слоях христианского могильника, а город переехал на место старого языческого, который последователи новой веры — а может, и представители новой власти, не следует все же забывать о пожаре, — ожидаемо предпочли срыть и предать забвению.

И вот уже один этот пример хорошо показывает, в чем состоит исключительная важность раскопок в Усвяте. Это древний город, княжеский центр сбора дани, один из перевалочных пунктов на пути «из варяг в греки», наглядно сохранивший в своей земле следы столь значимых политических и культурных процессов XI–XIII веков. Да еще и сам культурный слой почти не пострадал, в отличие от того же Витебска.

Но на этом чудеса Усвята не заканчиваются.

Например, в нижней пойменной части поселения археологи нашли «мокрый» слой X века. «Мокрый» слой прекрасен тем, что из-за отсутствия доступа кислорода в нем хорошо сохраняется разная органика, например кожаные или деревянные изделия. В усвятском «мокром» слое, обильно насыщенном щепой, археологи уже нашли прекрасно сохранившуюся деревянную бирку. А сохранность дерева дает надежду на то, что археологи смогут выстроить для Усвята дендрохронологическую шкалу. Это шкала относительной датировки по годовым кольцам спиленных деревьев, которую впоследствии можно перевести и в абсолютные даты, то есть указать, когда было спилено то или иное найденное в раскопе дерево с точностью до года!

Фото: ИИМК РАН • Археология/vk.com

Пожар на усвятском городище XII века сохранил для нас и другой уникальный подарок из прошлого — 34 000 семян разных сельскохозяйственных культур. Вопреки ожиданиям большей частью это были не пшеница и не рожь, а ячмень. Его преобладание можно объяснить двумя его свойствами, весьма полезными в нестабильном климате Северо-Западной Руси: из всех злаков у ячменя самый широкий лист, благодаря чему он поглощает больше солнечного света, а урожай его можно собрать, не дожидаясь полного созревания — зерно само «дойдет» и после уборки. Конечно, это пока лишь предварительные предположения, и полную картину сельскохозяйственной жизни Усвята еще только предстоит установить. Более подробно об этой уникальной находке вы можете узнать на YouTube-канале журнала Proshloe.

Своими корнями история Усвята, вероятно, восходит еще к третьей четверти I тысячелетия. Расположение на торговом пути, связавшем Византию со Скандинавией, принесло городу процветание, на раскопках уже обнаружилось и множество монет, и скандинавские украшения X века, и обломки византийских амфор XII века, и южнорусский крест-мощевик, и даже итальянский свинцовый паломнический жетон с изображениями апостолов Петра и Павла. Но находок XIII века становится уже меньше, что может говорить о постепенном упадке поселения.

Впрочем, археологические раскопки в Усвяте пока только начались. Используя весь опыт, накопленный российскими археологами при исследовании других древнерусских городов, а также достижения современной методологии и техники, включающие точную аэрофотосъемку и 3D-моделирование как отдельных находок, так и (в будущем) всего древнего города с окрестностями, археологи Усвятской экспедиции всего лишь за два полевых сезона уже смогли собрать колоссальное количество информации, которое только еще предстоит обработать. Наверняка Усвят принесет нам еще немало загадок и немало отгадок, новых ошеломительных находок и поможет лучше узнать самую древнюю историю Руси периода формирования и расцвета Киевского княжества.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: