Приказы в xvii веке в россии
Приказы в XVII веке в России
Приказы — органы централизованного управления Российским государством в XVII веке, которые подчинялись царю и Боярской думе.
Приказы, как органы отраслевого управления центральной власти Русского государства оформились в 1550 году, с началом реформ Ивана IV и Избранной рады. Почти через столетие, в XVII веке система приказов достигла своего совершенства.
Предпосылки введения приказов в систему центральной власти
В начале государственности на Руси функции центральной власти исполняла дружина. Позднее полномочия перешли к Боярской думе, которая, в свою очередь передала исполнительные функции «приказам». Великие князья, а потом и цари просто приказывали какому-нибудь боярину или другому «государеву человеку» ведать определёнными отраслевыми делами в государстве. Те, подчиняясь воле государя, создавали соответствующий управленческий аппарат, который, не мудрствуя, называли просто «приказом».
Первые приказы были введены в систему государственной власти ещё в 1512 году Иваном III. Тогда появились: житный, казённый, конюшенный, постельный, разрядный, холопий и Большого двора приказы. Василий III добавил к уже имеющимся: кравчий, ловчий и оружничий приказы. Судебник 1550 года закрепил и расширил систему приказов, придав им официальные функции исполнительной власти (своего рода правительства страны).
Структурные особенности системы приказов XVII века
Приказы осуществляли центральное управление Российским государством.
Посольский, приказ Тайных дел, Челобитный
Деятельность при непосредственном участии царя.
Административное и судебно-полицейское
Сыскных дел, Владимирский и Московский судных дел, Ямской, приказ, что на «сильных» челом бьют и др.
Регулировали правовую систему и специальные отрасли управления государством.
Бронный, Рейтарский, Ствольный, Городового дела, Каменных дел, Оружейная палата и др.
Ведали всеми вопросами, касающимися войска, вооружения и обеспечения.
Большой казны, Денежных сборов, Сбора стрелецких денег, Сбора запросных и пятинных денег, Сбора доимочных денег и др.
Наполнение государственной казны и распределение необходимых трат.
Дворцовый судный, Конюшенный, Ловчий Постельничий, Сокольничий, Панихидный и др.
Ведал делами царского двора, дворцовых земель и имений.
Территориальное (областное) управление
Великой России, Малороссийский, Великого княжества Литовского, Великого княжества Смоленского, Лифлянский и др.
Ведали делами определённых территорий
К концу XVII века число приказов увеличилось до 55, кроме собственного названия «приказы», аналогичные управленческие службы носили и другие названия: палаты, избы, дворы, трети и четверти. В XVII веке — это была уже громоздкая, забюрократизированная, неповоротливая система государственного управления.
Состав, устройство и функционирование приказов
Всякий приказ делился на две части: одна непосредственно решала проблемы (судьи), другая вела делопроизводство (дьяки и подьячие). Назначение и увольнение судей, дьяков и подьячих было прерогативой верховной власти. Штаты приказов формировались в соответствии с направлением деятельности. Однако подведомственность приказов не имела строгих границ, иногда до такой степени, что порой название учреждение не совсем подходило к роду его деятельности.
Режим работы судей дьяков и других приказных был ежедневным, за исключением воскресных и праздничных дней. Во многих приказах канцелярия разделялась на «стол» под руководством дьяка и «повытье» под началом подьячего ведавших определённым родом дел, или ветвью управления. Взаимоотношения между указами происходили путём письмоводства «памятей» и в отдельных случаях «указов». Прошения и решения учреждений оформлялись в виде «челобитий» и «приказов» по особой форме.
Сложившееся в XVII веке приказное делопроизводство было преобразовано в новый канцелярский порядок реформами Петра I в начале XVIII века. А сами приказы царь-реформатор заменил коллегиями. Но не все, например Малороссийский приказ функционировал при Петре I под своим именем, а Ямской, только переиначили в канцелярию. В 1730 (до 1775 года) восстановили Сибирский приказ. Окончательно приказную систему управления ликвидировала Екатерина II в 1775 году.
ПРИКАЗЫ
ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России в конце XV- первой четверти XVIII веках, первые в стране собственно государственные учреждения, пришедшие на смену великокняжескому дворцово-вотчинному управлению.
Становление приказной системы было вызвано усложнением задач, вставших перед нарождавшейся монархией в связи с формированием Русского государства во второй половины XV века. На начальном этапе зарождения приказов их состав формировался из дьяческого штата Казны, Большого дворца (смотрите в статье Дворцы) и, возможно, комиссий Боярской думы.
Приказная система, в целом сложившаяся в 1530-1570-х годах, не отличалась функциональной чёткостью: каждый приказ обладал как исполнительной, так и судебной властью, однородные функции исполняли различные приказы — в зависимости от категории населения и от территории, на которые распространялись их полномочия.
Среди приказов принято выделять дворцовые, ведавшие хозяйством государя, общегосударственные (отраслевые, территориальные, территориально-отраслевые), а также патриаршие и митрополичьи. Для решения отдельных, как правило, экстраординарных задач создавались временные приказы (например, Денежного сбора приказ). Централизация государственного управления на протяжении всего XVII века осуществлялась путём передачи руководства несколькими приказам одному лицу (князю И.Б. Черкасскому, Ф.И. Шереметеву, Б.И. Морозову, И.Д. Милославскому, И.М. Милославскому и другим). В 1655-1676 годы надзор за деятельностью всех приказов от имени царя осуществлял Тайных дел приказ. Формирование приказной системы происходило одновременно с созданием органов самоуправления на местах — земских изб (смотрите в статье «Земское управление») и губных учреждений.
К дворцовым приказам относились Большого дворца приказ (1501 год, до 1527 года Дворцовая изба), Конюшенный приказ (1548 год, до 1573 года Конюшенная изба), Казённый приказ (начало 1580-х годов) и другие. Юрисдикция важнейших общегосударственных отраслевых приказов распространялась главным образом на центр. уезды страны (Ямской приказ,Разрядный приказ, Стрелецкий приказ, Поместный приказ, Посольский приказ, Разбойный приказ, Большого прихода приказ). Одновременно с ними в середине XVI века образован общегосударственный территориальный Казанского дворца приказ (в 1637 году из него выделился Сибирский приказ), исполнявший те же функции, что и отраслевые приказы, но на определённой территории. Схожими с ним были приказ Великого княжества Литовского (1656-1666 годы; в 1673-1710 годах вместо него действовал приказ княжества Смоленского), Малороссийский приказ (1662-1722 годы) и ведавший Слободской Украиной Великой России приказ (1687-1700 годы). К территориально-отраслевым приказам относились Владимирский судный приказ, Московский судный приказ и другие Их узкоспециализированные полномочия (судебные) распространялись на одну и ту же категорию людей, но на разных территориях. Казной и хозяйством патриаршей кафедры управляли Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казённый приказ, а митрополичьих кафедр — митрополичьи казённые и дворцовые приказы. Суд над духовенством и мирянами по духовным делам в Патриаршей области (епархии) осуществляли в разные годы Патриарший разрядный приказ и Патриарший духовный приказ, в епархиях — судные митрополичьи приказы.
В правление царя Ивана IV Васильевича Грозного в опричнине действовали Конюшенный, Постельный, Сытный и другие приказы (в 1572-1584 годах существовали как приказы особого царского двора). В период Смутного времени одновременно с приказами в Москве функционировали приказы также в лагере Лжедмитрия II и в лагерях Первого ополчения 1611 года и Второго ополчения 1611-1612 годов. В первой четверти XVII века, после освобождения страны от польско-литовских и шведских интервентов, правительство царя Михаила Фёдоровича приступило к восстановлению системы государственной обороны и народного хозяйства. Для этого оно, в частности, учредило новые приказы — Казачий приказ, Иноземский приказ, Рейтарский приказ, Новую четверть, Большой казны приказ.
Определённому единству приказной системы способствовала опора на единую законодательную базу. В своей деятельности приказы руководствовались правовыми обычаями, отдельными нормами Судебников 1497 и 1550 годов, царскими указами, а также приговорами Боярской думы, которые принимались в ответ на запросы приказов, с середины XVII века — и рядом статей Соборного уложения 1649 года. Часто разновременные акты объединялись в особые указные книги приказов (наиболее ранняя — книга Разбойного приказа 1555/1556 годов). Акты об учреждении приказов, устанавливавшие порядок работы ведомства, персональный состав его руководства, цели, задачи, методы и средства деятельности, появились в первой трети XVII века [первый известный акт — указ царя Михаила Фёдоровича об учреждении Сыскного приказа от 23 февраля (5 марта)1622 года].
В XVII веке (возможно, со второй половины XVI века) приказы делились, как правило, на «столы», а те, в свою очередь, — на «повытья» (отделения) (ряд приказов делился только на «повытья» или не имел структурных подразделений). Приказы действовали на местах через городовых воевод и приказные избы, а также губные и земские избы. Приказы возглавлялись главным образом судьями, назначавшимися царём и Боярской думой преим. по представлению Разрядного приказа из лиц, имевших думный чин. Часто во главе приказа стояли 2 судьи, сменявшие друг друга в определённые дни недели (каждый из них обладал всей полнотой власти в приказах). Аппарат приказов состоял из приказных людей, их рабочий день длился 12 часов. Технический персонал приказов составляли недельщики (приставы, исполнявшие административные и судебные решения приказов и сменявшие друг друга по неделям) и сторожа. При Аптекарском приказе, Поместном и Посольском приказах в XVII веке существовали учебные заведения.
Число приказов постоянно менялось. Одновременно в среднем существовало 30-40 приказов. Одними из последних были учреждены Преображенский приказ (середина 1680-х годов), Адмиралтейский приказ (1700 год), а также Военных дел приказ вместо Иноземского, Рейтарского и Стрелецкого приказов (1701 год). В 1710-1720-е годы большинство приказов Пётр I заменил коллегиями.
Приказная система
Приказы — центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.
Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи — дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.
Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:
- Общегосударственные Приказы — общая система управления государством.
- Территориальные Приказы — система управления на отдельных территориях страны.
- Дворцовые Приказы — управление царским двором.
Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.
Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.
Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.
Общегосударственные Приказы
Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:
- Посольский (1549 — 1720) — внешняя политика и откуп военнопленных.
- Разрядный (1535 — 1711) — распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
- Большая казна — получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
- Оружейная палата — заведовал оружием.
- Пушкарский (1577 — 1700) — наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
- Стрелецкий (1555 — 1701) — управление наземными подразделениями (основа — стрельцы) в армии, в том числе казаками.
- Рейтарский (1649 — 1700) — управление конными войсками. Основная единица армии — рейтарские войска.
- Иноземный (1623 — 1701) — общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
- Поместный — распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
- Ямской — почтовая связь и сообщения между городами.
- Каменных дел — ведал каменным строительством в крупных городах.
Областные Приказы
Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.
Дворцовые Приказы
Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:
- Казенный — сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
- Большого дворца — все аспекты ведения хозяйства во дворце.
- Сокольничий — разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
- Конюшенный — содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
- Царская и Царицына мастерская палата — пошив одежды, драгоценностей и прочего.
Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.
Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.
Приказная система управления в XVII в.
I Коротко о главном
В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.
По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.
1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:
Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.
2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.
3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.
4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.
5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.
Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.
II Подробно
Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.
Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).
Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.
Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).
В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.
При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ.
Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ.
В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.
Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.
На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались — по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.
Приказы в xvii веке в россии
Приказы — органы централизованного управления в России конца XV — начала XVIII вв. Их наименование произошло от термина «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных «путей» (формы управления периода феод. раздробленности), Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый Приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Но приказная система представляла собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Она не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций между отдельными учреждениями; для многих Приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным.
Зарождение приказной системы происходит в конце XV – начале XVI вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление Приказов связывает с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, в результате которой были созданы дворцовые учреждения — Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что Приказы выросли непосредственно из личных поручений, которые давались великими князьями отдельным должностным лицам из среды господствующего класса. Основой создания Приказа послужили дьяческий штат Казны и временные боярские комиссии, создававшиеся для решения отдельных вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отдельным вопросам государственного управления приводила к выделению этих вопросов в отдельные ведомства, а затем в самостоятельные учреждения. Они получили названия дьячьих изб, а позднее – Приказов. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования середины XVI в. В это время сложилась основная сеть постоянных Приказов, число которых к концу XVI в. достигло 22. Военные реформы привели к оформлению Разрядного Приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного Приказа, которому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого Приказа, ведавшего другой частью русской армии — стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского Приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного Приказа. Расширение международных связей способствовало обособлению Посольского Приказа и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отдельных земель, вошедших в состав государства, явилось создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных Приказов с областной компетенцией. Расширение границ на Юго-Восток положило начало существованию Приказа Казанского дворца.
В 1-й половине XVII в., после освобождения страны от польских и шведских интервентов, перед царским правительством встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее хозяйства, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Правительство восстановило временно ликвидированные Приказы (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 Приказов При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области военного управления были созданы Приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с Приказом Большого прихода начали действовать Приказы Новой четверти и Большой казны, а полномочия территориальных четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. XVII в. создавались также временные Приказы, которые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В военное время возникали Приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Временный характер носили также многочисленные сыскные Приказы В результате к середине XVII в. число постоянно действующих Приказов возросло почти вдвое по сравнению с концом XVI в., а вместе с временными их насчитывалось около 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких Приказов в одних руках.
Во 2-й половине XVII в., особенно на рубеже XVII — XVIII вв., громоздкая и сложная сеть Приказов была не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставило перед ними складывающееся абсолютистское государство. Возникновение новых областей управления и расширение государственных границ вело к учреждению новых Приказов, что еще более затрудняло слаженность работы государственного аппарата. Уже в 50-60-х гг. правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были созданы Приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных Приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским Приказом, создало на базе Приказа Большой казны крупное финансовое учреждение, в котором слились Приказ Большого прихода и Новой четверти, передав ему значительную часть финансовых функций четвертой. Укрупнения Приказов производились и в 1699-1701. Но отдельные улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также называли Приказы) и ликвидация приказной системы происходили в начале XVII в. В 1698 был организован Военно-Морской Приказ, в 1700 — Адмиралтейский, в 1701 — Артиллерийский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 Коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четверти XVIII в. прекратило свое существование подавляющее большинство Приказов Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, например, Сибирский Приказ).
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство Приказами было коллегиальным. Стоявшие во главе Приказа лица получили название судей (от судебных функций большинства Приказов). Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные Приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших Приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством Приказа. Непосредственное делопроизводство велось подьячими. В штат Приказа входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава Приказа («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально Приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с нач. XVII в., когда с усложнением деятельности Приказов начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или территориальным принципам.
Пестрота, разнохарактерность Приказов, нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в иностранной литературе сложилось несколько классификационных схем для разделения Приказов по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление Приказов: все Приказы разделяются на государственные и дворцовые; государственные Приказы в свою очередь разделяются на Приказы, ведавшие вопросами внешней политики, и Приказы с внутриполитической компетенцией; последние — на Приказы общегосударственного и областного значения; и, наконец, Приказы с государственной компетенцией делятся на административные, финансовые. и судебные.
Термин «Приказ» применялся не только к центральным учреждениям. Приказами называли также некоторые местные дворцовые учреждения, как, например, возникшие в 20-х гг. XVII в. Новгородский и Псковский дворцовые Приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны.
Советская историческая энциклопедия, Том 11, стр 560