Курс лекций по отечественной истории 9 — начала 20 века

Курс лекций по Отечественной истории часть 2

Курс лекций по Отечественной истории. 1

Россия в эпоху реформ и контрреформ второй половины XIX в. 5

1. Реформы 60 – 70-х гг. и контрреформы второй половины XIX в. 5

Социально-экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. 19

«Контрреформы» Александра III. 23

Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. 33

Общественная мысль и особенности общественно-политического движения в России во второй половине ХIХ в. 35

Россия на рубеже ХIХ — ХХ вв. 44

Экономическое развитие. 44

Внутренняя политика России на рубеже ХIХ-ХХ вв. 49

Крестьянский вопрос. 49

Рабочий вопрос. 50

Самодержавие и земство. 51

Отношения России со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока на рубеже XIX-XX вв. 51

Обострение международных отношений на Дальнем Востоке. 52

Русско-японская война 1904-1905 гг. 54

Стачечное движение рабочих на рубеже XIX — XX вв. 55

Крестьянское движение. 56

Первая российская революция 1905-1907 гг. 56

Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. 64

Опыт думского «парламентаризма» в России. 67

Первая мировая война: предпосылки, ход. 71

Основные военно-политические блоки. 71

Предпосылки, ход войны.. 71

Российская революция 1917 г.: предпосылки, содержание, результаты.. 74

Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. 74

Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. 75

Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский совет. 77

Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. 80

Большевистская стратегия: причины победы.. 82

Октябрь 1917 года. 84

Экономическая программа большевиков. 85

Начало формирования однопартийной политической системы. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти 88

Гражданская война и интервенция. 91

Основные этапы Гражданской войны.. 92

Итги Гражданской войны.. 95

Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.. 97

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г. 98

Адаптация Советской России на мировой арене. 99

СССР и великие державы.. 99

Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. 100

Строительство социализма в СССР. 102

Политический кризис начала 20-х гг. XX в. Утверждение однопартийной политической системы 102

Переход от военного коммунизма к НЭПу. 102

Борьба в руководстве РКП(б) — ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина 104

Диктатура номенклатуры.. 105

Курс на строительство социализма в одной стране. 106

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. 106

Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. 108

Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.. 110

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия 113

Вторая мировая и Великая Отечественная война: предпосылки, периодизация, итоги. 117

Советская внешняя политика. 117

Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг. 118

Предпосылки и ход Второй мировой войны.. 120

Первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — ноябрь 1942 г.) 122

Второй этап Великой Отечественной войны (19-20 ноября 1942 г. — декабрь 1943 г.). 126

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.. 126

Создание антигитлеровской коалиции. 127

Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции) 127

Третий период Великой Отечественной войны и четвертый период Второй мировой войны (январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.). Разгром и капитуляция фашистской Германии. 129

Четвертый период Второй мировой войны (июнь-сентябрь 1945 года). Разгром и капитуляция милитаристской Японии. 129

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. 130

Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.. 132

Осложнение международной обстановки. Распад антигитлеровской коалиции. 135

Начало холодной войны.. 135

Образование НАТО.. 136

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) 137

Советское руководство не отказывалось от идеи мировой социалистической революции. По мере возрастания экономической и военно-политической мощи СССР возрастали и политические амбиции советских лидеров. Оказывалась возрастающая финансовая и военная помощь странам, которые, как считало советское руководство, вступили на путь социалистического строительства. Большие средства выделялись и странам, освободившимся от колониальной зависимости. Поддерживалось коммунистическое, рабочее, антивоенное движение в западных странах. 137

Создание социалистического лагеря и ОВД.. 138

СССР в послевоенные десятилетия. 140

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.. 140

Ужесточение политического режима и идеологического контроля. 141

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы.. 143

Изменения в теории и практике советской внешней политики. 144

Значение XX съезда КПСС.. 145

«Оттепель» в духовной сфере. 146

Контрреформы Хрущева. 147

Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис 1962 г. 149

События 1968 г. 150

СССР на завершающем этапе своей истории. 152

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития 152

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. в стране 152

Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. 156

Власть и общество в первой половине 80-х гг. 157

«Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы.. 162

Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. 164

Россия в 90-е гг. XX в. 166

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. 166

«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х гг. 166

Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. 168

Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Изменения экономического и политического строя в России. 168

Конституция РФ 1993 г. 170

Военно-политический кризис в Чечне. 171

Наука, культура, образование в рыночных условиях. 173

Социальная цена и первые результаты реформ.. 174

Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг. 178

Политические партии и общественные движения России на современном этапе. 179

Россия и СНГ. 180

Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. 182

Россия в начале XXI в. Модернизация общественно-политических отношений. 182

Социально-экономическое положение РФ в 2001-2011 гг. 183

Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. 185

Внешняя политика РФ.. 186

Региональные и глобальные интересы России. 186

Современные проблемы человечества и роль России в их решении. 187

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Поиск материала «История России, 20 век, Курс лекций для старшеклассников, Кацва Л.А., 2013» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Search results:

  1. Л.А. Кацва | Глава 1. Россия в начале ХХ столетия

Л.А. Кацва История России . 20 век . Курс лекций для старшеклассников . Оглавление.

стр. 213 стр. 235 стр. 266. Глава 1. Россия в начале ХХ столетия. Лекция 1. Российская экономика в начале ХХ в. Лекция 2. Внутренняя политика и общественное движение в России на рубеже XIX–ХХ вв.

Курс лекций для старшеклассников . Кацва Л.А. 2013 г..pdf.

Глава 2. История России . 20 век . Курс лекций для старшеклассников .

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Кацва История России до конца XVI века .pdf.

Л.А. Кацва История России . 20 век Курс лекций для старшеклассников Глава 4. «БОЛЬШОЙ СКАЧОК» 2 Глава 4. «Большой скачок» стр. 4 стр. 30 стр. 54 стр. 76 стр. 114 стр. 136 стр. 174 стр. 201 стр. 226 стр.

В дореволюционной России производственные мощности были загружены лишь на 70%. Вовлечение в производство оставшихся мощностей должно было занять около двух лет, после чего снижение темпов роста было неизбежно. Но руководство страны полагало, что высокие темпы сохранятся и в дальнейшем.

Л.А. Кацва История России . 20 век . Курс лекций для старшеклассников . Оглавление.

История России в ХХ веке проходила под знаком чудовищной катастрофы 17-го года, когда страна, поверив обещани-ям светлого будущего, оказалась ввергнута в кровавый хаос и долгую тоталитарную диктатуру. В прошедшем столетии в нашей стране, по словам писателя Г.Я. Бак-ланова, «люди не раз боролись за свое порабощение с такой энергией и страстью, с какой позволительно бо-роться только за свободу».

Курс лекций по истории России XX века . Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды российской истории в ХХ веке: дореволюционная Россия , революция и гражданская война, НЭП, вторая половина 20-х и 30-е годы, Великая Отечественная война, послевоенный сталинизм, оттепель, застой, перестройка. Лекции снабжены картами, фотографиями, картинами, рисунками и карикатурами, всего более 700 иллюстраций.

20 век ( курс лекций для старшеклассников ) Автор: Л.А. Кацва Издательство: Просвещение Год: 2013 Формат: PDF Размер: 196.5 Mb. Курс лекций по истории России XX века . Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды

Все материалы, представленные на нашем сайте, Вы сможете скачать по ссылкам различных бесплатных файлообменников совершенно бесплатно! Инструкции, поясняющие, как надо качать бесплатно с файлообменников смотреть тут Регистрация на нашем сайте позволит Вам добавлять свои.

Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы — Кацва Л.А. cкачать в PDF. Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. В книге содержится необходимый для экзамена любого уровня объем информации, варианты формулировок экзаменационных вопросов и рекомендации по построению ответов. Для старшеклассников , абитуриентов и всех интересующихся отечественной историей .

Кацва История России 17-18 вв.pdf.pdf.

Главная » История России » История России . Советский период. (1917-1991) — Кацва Л.А.

(1917-1991) — Кацва Л.А. cкачать в PDF. Это издание предназначено для изучения советского периода отечественной истории в старших классах общеобразовательных школ, а также лицеев и гимназий. Отличительной чертой книги является подробное освещение и глубокий анализ важнейших сторон экономической, политической и культурной жизни нашей страны после 1917 г. на основе документов и архивных материалов, ставших доступными для изучения в последнее.

+ Л.А. Кацва . История россии . 20 век . Курс лекций для старшеклассников . + Оглавление. Предисловие. Глава 1. Россия в начале ХХ столетия.

История России в ХХ веке проходила под знаком чудовищной катастрофы 17-го года, когда страна, поверив обещаниям светлого будущего, оказалась ввергнута в кровавый хаос и долгую тоталитарную диктатуру. В прошедшем столетии в нашей стране, по словам писателя Г.Я. Бакланова, «люди не раз боролись за свое порабощение с такой энергией и страстью, с какой позволительно бороться только за свободу».

Читайте также  О личности петра первого и его реформах

Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. Кацва Л.А. М.: 2012. — 848 с. Пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России и подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. В книге содержится необходимый для экзамена любого уровня объем информации, варианты формулировок экзаменационных вопросов и рекомендации по построению ответов. Для старшеклассников , абитуриентов и всех интересующихся отечественной историей . Формат: djvu. Размер: 5 Мб.

Курс лекций для старшеклассников .

20 век . Глава 1.pdf Скачать 29 Мб. Курс лекций по истории России XX века . Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды российской истории в ХХ веке: дореволюционная Россия , революция и гражданская война, НЭП, вторая половина 20-х и 30-е

Автор: Л. Кацва . Источник: Интернет.

Курс лекций по истории России XX века . Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды российской истории в ХХ веке.

В третьей главе содержится материал про нэповскую Россию , а также о «завещании» Ленина, обострении внутрипартийной борьбы, культуре и внешней политике 20-х годов прошлого столетия. Скачать в других форматах.

Л.А. Кацва . История России XIX век. Учебник для 8 класса. — М.: Просвещение, 2012. Одним PDF файлом (20,4 M) на сайте 1543 или на сайте издательства.

Л.А. Кацва . Курс лекций по истории России XX века . — интернет-публикация на сайте «Твоя история », 2013–….

Л.А. Кацва » История отечества». Справочник Леонида Кацвы является одним из самых популярных в подготовке к экзамену по истории , многие его используют для поступления в ВУЗ. Скачивай , чтобы не потерять.

Курс лекций для старшеклассников .

20 век . Глава 2.pdf Скачать 68 Мб. Курс лекций по истории России XX века . Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды российской истории в ХХ веке: дореволюционная Россия , революция и гражданская война, НЭП, вторая половина 20-х и 30-е

Автор: Л. Кацва . Источник: Интернет.

История России . 20 век .

Курс включает 73 лекции , разделенные на 9 глав, отражающих основные периоды российской истории в ХХ веке: дореволюционная Россия , революция и гражданская война, НЭП, вторая половина 20-х и 30-е годы, Великая Отечественная война, послевоенный сталинизм, оттепель, застой, перестройка.

Леонид Александрович Кацва . Лекции по истории России ХХ века . Лекции предназначены для старшеклассников , обучающихся в гуманитарных классах средних школ, гимназий и лицеев.

1 Л.А. Кацва История России . 20 век Курс лекций для старшеклассников . 2 Глава 7. «ОТТЕПЕЛЬ» Дробится рваный цоколь монумента, Взвывает сталь отбойных молотков Двойной раствор особого цемента Рассчитан был на тысячу веков.

Версальско-вашингтонская система Версальско-Вашингтонская мирная система Всеобщая история XX века 9 класс Проверка домашнего здания Дайте определение понятиям: Индустриальная цивилизация Ресурсы Пацифизм.

Л.А. Кацва . История России XIX век. Учебник для 8 класса. — М.: Просвещение, 2012. Одним PDF файлом (20,4 M) на сайте 1543 или на сайте издательства.

Л.А. Кацва . Курс лекций по истории России XX века . — интернет-публикация на сайте «Твоя история », 2013–….

Л.А. Кацва История России . 20 век Курс лекций для старшеклассников Глава 2. РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 2 стр. 4 стр. 47 стр. 83 стр. 117 стр. 163 стр. 181 стр. 211 стр. 257 стр. 300 стр.

В сущности, Ленин заявлял о готовности отказаться от курса на вооруженный захват власти, если меньшевики и эсеры порвут с буржуазными партиями. Но шанс на возобновление единства социалистов оказался призрачным. ЦИК и Исполком съезда крестьянских депутатов обсуждали резолюцию о власти 31 августа 2 сентября.

1 Л.А. Кацва История России . 20 век Курс лекций для старшеклассников . 2 Глава 5. «сороковые, роковые» Когда-нибудь мы вспомним это, И не поверится самим. А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех мы за ценой не постоим.

научный сотрудник Научноисследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Ход и основные итоги Курской битвы К урская битва по праву считается одной из.

20 ВЕК Курс лекций для старшеклассников Глава 6. АПОГЕЙ СТАЛИНИЗМА 2 Глава 6. Апогей Сталинизма стр. 4 стр. 32 стр. 57 стр. 81 стр. 115 стр. 148 Лекция 51. Международные отношения.

Размер: px. Начинать показ со страницы: Download «Л.А. Кацва ИСТОРИЯ РОССИИ .

им. Герцена. Кацва л.А. История России с древних времен. и до ХХ века .

В 1240 г. шведский отряд высадился в устье Невы. Новгородский князь Александр Ярославич, собрав небольшую дружину и отряд новгородцев, неожиданно напал на шведский лагерь и заставил шведов бежать. В бою Александр потерял всего 20 человек.

Курс лекций для старшеклассников . (В 10-ти главах) — 2013.

Курс лекций для старшеклассников . (Глава 2) — 2013.pdf 67.83MB.

Л.А. Кацва » История России с Древних Времен и до ХХ Века» — учебное пособие по истории .

Читать онлайн Скачать учебное пособие.

История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века .

Л.А. Кацва История России . XIX век . Курс лекций для старшеклассников . Оглавление. стр. 3 стр. 27 стр. 56 стр. 87 стр. 119 стр. 152 стр. 212. Глава 2. Империя Николая I Лекция 9. Экономическое развитие России в 1-й половине XIX в. Лекция 10.

Российский экспорт в 1801–1856 гг. возрос в 5 раз, им-порт — в 4 раза. 90% экспорта составляли хлеб, лес и сель-скохозяйственное сырье. Если в начале XIX в. Россия эк-спортировала 20 млн пудов зерна, то в 50-х гг. — 70 млн. 22. Железнодорожная станция 2-го класса Любань.

Транскрипт. 1 Л.А. Кацва История России . 20 век Курс лекций для старшеклассников .

9 Предисловие Уважаемые коллеги! Дорогие старшеклассники ! Предлагаемый Вашему вниманию курс лекций охватывает отечественную историю с начала ХХ столетия до распада Советского Союза в 1991 г. Таким образом, он является своего рода введением к основным материалам сайта «Твоя история », посвященным подробному рассмотрению истории 90-х годов ХХ века.

Курс лекций для старшеклассников . (В 9 ти главах Россия в 90 е годы.) [2013, PDF, RUS] скачать через торрент. На сайте qsearch-torrent.com вы можете скачать новинки через торрент бесплатно лучшие фильмы 2018 hd 1080 в хорошем качестве, игры, сериалы, мультфильмы.

33 лекции , разделенные на 5 глав, словарь имен и словарь терминов. Курс будет полезен старшеклассникам , особенно в профильных гуманитарных классах, студентам, учителям истории и всем…

Курс будет полезен старшеклассникам , особенно в профильных гуманитарных классах, студентам, учителям истории и всем интересующимся историей . Леонид Александрович Кацва (род. 1957) — российский историк, автор учебников и пособий по истории России , член Совета Вольного исторического общества.

На портале «Твоя история » опубликован курс лекций для старшеклассников « История России XVII-XVIII век », автором которого является известный педагог и историк Леонид Кацва .

Уход Егора Гайдара в отставку с поста первого заместителя Председателя Правительства РФ , на который он был назначен 18 сентября 1993 года – в канун решающих событий, связанных с борьбой между президентом и Верховным Советом. В ночь с 3 на 4 октября, когда боевики Верховного Совета пытались захватить телецентр «Останкино».

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «История России, 20 век, Курс лекций для старшеклассников, Кацва Л.А., 2013»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 30 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Курс лекций по отечественной истории 9 — начала 20 века

Ольштынский Л.И. Курс отечественной истории IX — начала XXI веков
М.: ИТРК, 2012. — 656 с.

Информация о файле: DJVU, 9 mb.

Освещается отечественная история от возникновения Древнерусского государства до конца 20 в. Рассматриваются основные этапы развития российского общества в контексте мирового исторического процесса, показываются как общие закономерности, так и особенности исторического пути и характера российской цивилизации, её уникальное место и вклад в мировое общественное развитие. В изложении материала используется системный анализ, сочетание цивилизованного и формационного подходов на современном уровне исторического познания.

Содержание учебника соответствует госстандарту третьего поколения по дисциплине «История».
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений негуманитарных специальностей и направлений и всех, кто интересуется историей Отечества.

Оглавление
Введение
I. Древний мир и раннее Средневековье. Древняя Русь
Глава 1. Истоки российской цивилизации и судьбы Древнерусского государства (IX—XIII вв.)
1.1. Древние цивилизации. Раннее Средневековье в Европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций
1.2. Образование и развитие Древнерусского государства, ранний феодализм на Руси, формирование русской цивилизации
1.3. Феодальная раздробленность, особенности разделившихся русских княжеств
1.4. Русь под натиском Запада и Востока. Монголотатарское иго.
II. Классическое и позднее Средневековье. Становление российского евро-азиатского государства
Глава 2. Объединение русских земель в централизованном Российском государстве (XIV-XVII вв.)
2.1. Геополитические условия образования Российского государства. Развитие феодального общества в Европе и Азии, мировая экспансия европейского феодализма
2.2. Возвышение Московского княжества. Падение монголотатарского ига, создание централизованного Российского государства
2.3. Реформы Ивана ГѴ, становление евро-азиатского государства. Смутное время и его последствия
2.4. Восстановление России после Смуты, утверждение самодержавия и крепостного права. Воссоединение с Украиной и стремительное продвижение на восток до Тихого океана
2.5. Этапы истории культуры русского Средневековья. Характерные черты российского развитого феодализма
III. Новое время. Развитие многонациональной Российской империи
Глава 3. Российская империя в XVIII веке. Особенности позднего российского феодализма
3.1. Геополитические условия развития России в эпоху Нового времени
3.2. Модернизация российского феодализма при Петре I. Утверждение России на берегах Балтики
3.3. Дворянская Российская империя после Петра I.
Эпоха Екатерины И, выход России к Чёрному морю. Характерные черты российского общества в конце XVIII века
3.4. Развитие русской культуры в XVIII веке
Глава 4. Феодальная Россия и буржуазная Европа в первой половине XIX века
4.1. Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в Европе
4.2. Российская империя в борьбе с наполеоновской Францией. Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии.
Роль России в посленаполеоновской Европе
4.3. Николаевская эпоха — последний этап российского военно-государственного феодализма
4.4. Культура в первой половине XIX века
Глава 5. Становление капитализма в России.
Характерные черты российской цивилизации Нового времени (вторая половина XIX века)
5.1. Развитие домонополистического капитализма в Европе, в США и Японии, колониальный раздел мира. Геополитические условия перехода России к капитализму
5.2. Особенности становления российского капитализма. Реформы Александра II. Начало организованного революционного движения
5.3. Контрреформы Александра III. Характерные черты российского капитализма
5.4. Культура в пореформенный период. Характерные черты российской цивилизации к концу XIX века
Глава 6. Россия в мировой капиталистической системе начала XX века. Первая русская революция.
Первая мировая война
6.1. Переход капитализма в монополистическую стадию и начало борьбы за передел мира.
Изменение геополитических условий развития России
6.2. Кризис в российском обществе в начале XX века. Русско-японская война и революция 1905 — 1907 годов
6.3. «Думская» монархия.
Реформы Витте — Столыпина
6.4. Культура на рубеже веков
6.5. Россия в Первой мировой войне
IV. Новейшее время. Россия на новом этапе мирового исторического процесса
Глава 7. Россия в революционных потрясениях 1917 года, распад Российской империи.
Утверждение Советской власти и выход России из Первой мировой войны (1917—1918)
7.1. Февральская революция, падение самодержавия. Развитие революционного процесса и распад Российской империи
7.2. Октябрьская революция, ее особенности и историческое значение
7.3. Утверждение Советской власти в стране. Брестский мир
Глава 8. Интервенция и Гражданская война в России. Окончание Первой мировой войны, революции в Европе (1918 — 1920)
8.1. Начало интервенции и развертывание всеобщей Гражданской войны в России. Переход к военному коммунизму
8.2. Окончание Первой мировой войны. Революции в Европе. Коренной перелом в ходе Гражданской войны
8.3. Завершение Гражданской войны. Причины победы Советской власти
Глава 9. Образование СССР. Советское общество в условиях НЭПа (1921 — 1928)
9.1. Геополитические условия развития Советской России. Образование СССР, его историческое значение
9.2. Новая экономическая политика (НЭП) и разработка путей социалистического развития России
9.3. Развитие советского общества в условиях НЭПа
Глава 10. Ускоренные преобразования 30-х годов. Становление советской цивилизации (1929-1939)
10.1. Великая депрессия 30-х годов в капиталистическом мире. Фашизм и нарастание угрозы Второй мировой войны
10.2. Отказ от НЭПа, форсированная индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Установление авторитарной политической системы в СССР
10.3. Становление советского трудового общества
10.4. Создание основ советской культуры. Характерные черты советской цивилизации
Глава 11. СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа (1941 — 1945)
11.1. Причины Второй мировой войны. Начало и расширение масштабов войны. Военно-политические акции СССР по укреплению безопасности
11.2. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Крах «Блицкрига» под Москвой. Образование антифашистской коалиции
11.3. Коренной перелом на советско-германском фронте и во Второй мировой войне.
Экономическая победа Советского Союза.
Культура воюющего народа
11.4. Освобождение Европы и разгром Германии.
Поражение Японии и окончание Второй мировой войны. Историческая роль СССР в разгроме фашизма
Глава 12. СССР в послевоенном мире. Образование мировой системы социализма, соревнование и борьба двух систем (1945-1985)
12.1. Основные направления мирового исторического процесса в послевоенный период.
Геополитические условия развития СССР. Развертывание холодной войны
12.2. Первые послевоенные пятилетки, второй этап индустриализации на основе НТР.
Советское общество в конце сталинской эпохи
12.3. Развитие советского общества в 1953—1970 гг.: либерализация общественной жизни, экономические реформы, выход на передовые рубежи НТП
12.4. Советское общество в условиях нового этапа НТР и усиления холодной войны в 1971 — 1984 гг.: снижение темпов роста экономики и обострение противоречий
12.5. Мировые достижения советской цивилизации в развитии культуры в послевоенный период и проблемы дальнейшего культурного прогресса
Глава 13. Разрушение СССР и провозглашение СНГ.
Начало нового этапа истории России.
Мировое сообщество на рубеже веков (1985-2010)
13.1. Перестройка Горбачёва, общественно-политический кризис и разрушение СССР
13.2. Начало нового этапа российской истории.
Геополитическое положение России. Государственный переворот 1993 года, образование Российской Федерации, углубление кризиса
13.3. Российская Федерация в мировой системе капитализма в начале XXI века
13.4. Мировое сообщество в начале XXI века. Закономерности исторического процесса и их проявление на рубеже тысячелетий
Заключение
Хронология
Литература и источники

Читайте также  Развитие промышленного производства в россии в xviii веке

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

История России. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Освещаются основные этапы российской истории с учетом новейших достижений исторической науки. Особое внимание уделено вопросам становления и развития земельных отношений, истории проведения реформ в аграрном секторе экономики. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех, кто интересуется историей России.

Глава I — Древняя Русь (VI – XIII вв.) 2

Глава 2 — Формирование российского централизованного государства в XIV-XVI вв 10

Глава 3 — Российское государство в XVI в 12

Глава 4 — Россия в конце XVI–XVII в 15

Глава 5 — Российская империя в XVIII в 22

Глава 6 — Россия в первой половине XIX в 32

Глава 7 — Российская империя во второй половине XIX в 43

Глава 8 — Российская империя в начале XX в. (1900–1917 гг.) 53

Глава 9 — Октябрьская революция и гражданская война (1917–1921 гг.) 64

Глава 10 — Советское государство в 1921–1930 гг 69

Глава 11 — Великая Отечественная война советского народа 1941–1945 гг 79

Глава 12 — Советский Союз в послевоенный период (1946–1953 гг.) 84

Глава 13 — Советский Союз в 1953–1964 гг 87

Глава 14 — Союз Советских Социалистических Республик в 1965–1985 гг 89

Глава 15 — СССР в годы «перестройки» (1985–1991) 93

Глава 16 — Российская Федерация в конце XX – начале XXI в 97

История России. Учебное пособие для вузов
Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Авторский коллектив:

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Предисловие

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

Изучению истории как важнейшему образовательному и воспитательному элементу формирования молодого поколения в рамках высшей технической школы всегда уделялось пристальное внимание. Так, в одном из старейших высших учебных заведений России – Константиновском межевом институте в середине XIX в. история преподавалась в течение шести лет. В низших классах читался курс «Всеобщая история», составленный из трех разделов: «Древняя история», «Средняя история» и «Новая история». В старших изучался курс «История России» и дополнительная историческая дисциплина: «Русская история в связи с археологией». Причем преподаватели истории, среди которых – И. Е. Забелин и Ю. В. Готье, в своих лекционных курсах особое внимание уделяли изложению истории земельных отношений, аграрной политики государства на разных этапах его развития, истории межевого дела и межевания в России. Это свидетельствует о том, что уже тогда в преподавании истории непременно учитывался, говоря современным языком, профиль вуза.

Читайте также  Становление революционных партий в россии

Опираясь на богатый научный и учебно-методический опыт преподавания исторических курсов в прошлом, авторы настоящего учебного пособия стремились максимально точно и объективно осветить основные этапы истории страны, показать историю России как составную часть мировой истории. При этом наряду с достаточно подробным изложением политической истории основное внимание уделено социально-экономическим отношениям, прежде всего, в аграрной сфере.

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Структура пособия определяется общепринятой периодизацией.

Димитрий Чураков — Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть I. 1917–1941 годы

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги «Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть I. 1917–1941 годы»

Описание и краткое содержание «Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть I. 1917–1941 годы» читать бесплатно онлайн.

Пособие посвящено важному этапу новейшей отечественной истории. В нем разбираются сложные дискуссионные вопросы возникновения и развития в России советской цивилизации. При этом советский этап рассматривается как органическая часть всей российской истории, а СССР – как историческая форма существования нашей страны. Опираясь на новейшие тенденции в историографии, курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918–1922 гг., строительство социалистического общества в 1920–1930-х годах, обретения и потери на этом пути.

Пособие предназначено для бакалавров, обучающихся по специальности 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «История»).

Димитрий Олегович Чураков

Новейшая история Отечества. Курс лекций. Часть I. 1917–1941 годы: Учеб. пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история»

Учебное пособие по дисциплине «Новейшая отечественная история» 050100.62 – Педагогическое образование (профиль «История»)

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Рецензенты:

В. Ж. Цветков, доктор исторических наук, профессор

Ю. В. Романов, зам. декана исторического факультета МПГУ

Россия относится к кругу стран с наиболее древним и богатым прошлым, даже если брать лишь период отечественной истории, хорошо известный по летописям. В 2012 г. было отмечено 1150-летие российской государственности. За отправную точку при этом бралась легендарная дата призвания новгородцами героя славянского эпоса князя Рюрика. А ведь согласно тем же древнерусским летописям задолго до призвания Рюрика и на севере, и на юге Руси было известно несколько более ранних славянских князей и даже целых княжеских династий, а значит, отечественную государственность (только по письменным источникам!) можно считать еще более древней минимум на два-три столетия. А если брать дописьменную историю нашей страны, то она уходит вообще в глубочайшую древность. Достаточно сказать, что согласно результатам археологических раскопок самого последнего времени именно на территории нашей страны древние люди создали первые рукотворные здания, изваяли первые скульптуры, возможно, начали приручать диких животных. Именно на территории нашей страны зафиксированы первые поселения человека современного типа, которым примерно 40 тыс. лет. Раньше считалось, что современное человечество заселяло Европу с запада на восток. Раскопки последнего времени доказывают, что этот процесс происходил как раз в противоположном направлении.

Понятно, что за свою долгую историю наша страна знала периоды как подъемов, так и спадов. Тернистый путь нашей страны во многом был обусловлен природными факторами. С течением времени климат на Земле постоянно менялся. Благоприятные природные условия на территории нашей страны сменялись неблагоприятными. К моменту формирования Киево-Новгородского государства славянам приходилось жить в очень суровых природных условиях. В результате с момента своего окончательного оформления Древняя Русь относилась к странам с недостаточным прибавочным продуктом. Это влияло на многие экономические, политические, социальные и даже духовные процессы в древнерусском обществе. Недостаточность необходимого прибавочного продукта обуславливала сильную централизованную власть, способную мобилизовать ресурсы на общенациональные цели.

Кроме того, под воздействием природных факторов в восточнославянском обществе происходит решительный переход от родовой общины к территориальной, которая и становится главным залогом успешной славянской колонизации в глубь территорий Северной Евразии. С момента своего возникновения Древнерусское государство тем самым выполняло роль собирателя североевразийских земель, а также обеспечивало защиту и окультуривание проживавших на его территории народов. Однако этот процесс протекал не всегда гладко: пространство русского государства то расширялось, то сворачивалось. Иногда, по самым разным причинам, оно ослабевало, рассыпалось, дробилось, но потом всегда вновь собиралось воедино, делаясь еще сильнее, включая в себя новые территории и народы. Непросто протекали и другие исторические процессы, осложняя пути развития российской государственности и русского народа. Достаточно сказать, что созданные трудом нескольких поколений наших предков богатства не раз навлекали на нашу страну орды захватчиков, стремившихся сломить и поработить Россию.

Пожалуй, самым сложным и драматичным в истории нашей страны оказался XX век. В этом веке наша страна пережила несколько революций, войн, самых разноплановых реформ. Она знала как взлеты и победы, так и поражения и трагедии. Велики жертвы, понесенные нашим народом в прошедшем столетии. Все это делает курс новейшей отечественной истории, истории России XX в., одним из самых интересных и важных в процессе исторического образования. Без его освоения будущим историкам невозможно не только сформироваться как гражданам нашей страны, но и получить полноценную профессиональную подготовку, как бы блистательно ими ни были освоены другие курсы, преподаваемые на исторических факультетах.

Данное пособие открывается событиями 1917 г. – года, ставшего переломным не только для нашей страны, но и для всего человечества. Как отмечается в первой лекции данного пособия, в 1917 год Россия вступила охваченная острым системным кризисом, порожденным ее участием в Первой мировой войне. Накануне войны многие общественные деятели предупреждали последнего российского самодержца Николая II, что начавшаяся война не нужна стране, что она принесет ей только неисчислимые бедствия, что Россия выбрала себе не тех союзников. Очень скоро прогнозы начали сбываться. «Союзники» по Антанте стремились к разгрому не только Германской, Австро-Венгерской и Османской империй, но и Российской империи, которая представлялась им слишком опасным геостратегическим противником, чтобы делить с ней лавры победителей. Следствием внутренних причин и внешнего воздействия в России становится государственный переворот в феврале – марте 1917 г. К огорчению заговорщиков, а также их покровителей в Лондоне, Париже и Вашингтоне, воспользоваться плодами искусных интриг и прямого предательства правящего монарха либеральной думской оппозиции не удалось: верхушечный переворот, по одним оценкам, совпал с мощной народной революцией, а по другим – вызвал ее.

Шедшая из самых глубин России революционная волна очень скоро смела заговорщиков: уже в октябре 1917 г. созданный ими слабосильный либеральный февральско-мартовский режим буквально рассыпался. Власть в России, образно говоря, падала в грязь. Еще немного – и страны не стало бы. Но, как и в период смуты XVII в., в Семнадцатом году свое слово сказал народ. Падающая в грязь власть была подхвачена и поднята на прежнюю высоту большевиками – самой радикальной, самой авторитарной, но одновременно с этим самой народной и самой национальной партией. О том, какую программу реформ стали осуществлять новые революционные власти, подробно говорится во второй лекции пособия. Встав во главе государства, большевики смело пошли на те меры, которых население безуспешно ждало еще от царской власти, а потом и Временного правительства. Реформы затронули все сферы общественной жизни: промышленность, сельское хозяйство, духовность, национальный вопрос и т. д. Было провозглашено, что целью нового режима является построение общества, в котором эксплуатация одного человека другим станет невозможна.

Но победа большевиков сама по себе не могла решить всех стоявших перед страной проблем. Главная из них – раскол общества. Она означала, что огромные массы людей, целые социальные страты и классы, по-разному видели свое будущее, готовы были решать свои собственные проблемы за счет других социальных групп. Этот, тектонических масштабов, раскол накапливался не одно десятилетие. Вырвавшись на поверхность общественной жизни, он сперва воплотился в революцию 1905–1907 гг., а потом – в революцию 1917 г., которую некоторые авторы делят на две (февральскую и октябрьскую) революции. Следующим этапом углубления внутринационального раскола становится гражданская война 1918–1922 гг. В ходе нее силой оружия совершался выбор путей будущего развития России, решался вопрос о том, какая социальная группа, какой класс навяжет свою волю остальным, поведет за собой всех остальных. В силу глубины общественного раскола гражданская война быстро приобрела самые жестокие формы. Однако ее углублению и обострению способствовали не только внутренние, но и внешние факторы.

Сама русская революция 1917 г., которая, как и французская революция 1789 г., может быть названа Великой, стала во многом следствием внешнеполитического фактора – мировой войны. И позже внешний фактор влиял на ситуацию в стране самым непосредственным образом. Достаточно вспомнить кризисы Временного правительства – все они в большей или меньшей степени вызревали под воздействием внешнеполитических факторов. Так же и гражданская война. Угаснув было к весне 1918 г., очаги гражданского противостояния вспыхнули летом 1918 г. из-за вмешательства во внутренние дела России ее «союзников», которые силами чехословацкого легиона начали широкомасштабную интервенцию против Советской России. В результате отдельные зоны вооруженных конфликтов слились в единое пламя гражданской войны, расколовшей всю России на несколько враждующих друг с другом государств. Вопреки убеждению многих (как оппозиционных большевикам деятелей той поры, так и ряда современных авторов), главной целью интервенции было отнюдь не освобождение России от диктатуры и водворение в ней законности и демократических порядков. Первое, чего добивались военные и политические вожди Антанты, – восстановление анти-германского фронта на востоке Европы. Второй целью было упразднение России как конкурента в мировой политике. Об этом, в частности, свидетельствует пункт 6 «программы мира» американского президента Вильсона, о чем речь идет в третьей лекции данного пособия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: