Принятие христианства на руси

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Принятие христианства на Руси – принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Согласно летописной

Принятие христианства на руси

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Принятие христианства на Руси – принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Согласно летописной хронологии, крещение Руси датируется 988 г.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром. Оно по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу». По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св. Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в., ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг. в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром. С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме. След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча. В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XIXII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Крещение Руси князем Владимиром

Содержание:

Крещение Руси киевским князем Владимиром Великим является одним из самых важных и поворотных моментов нашей истории, определившим вектор развития культуры всех восточных славян, которая отныне стала тесно связана с православным христианством. Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала духовным наследником культурных ценностей Византийской империи. О том, какие были причины и предпосылки принятия христианства на Руси, а также историческое значение этого события, читайте в нашей статье.

Первое крещение Руси

На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

Читайте также  Первая мировая война и ее влияние на судьбу россии

И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

Предпосылки и причины принятия христианства

Князь Владимир был мудрым государственным деятелем и отчетливо понимал, что языческая вера Киевской Руси является тормозом и преградой, как для культурного, так и для политического развития государства. Также язычество не способствовало укреплению сильной княжеской власти (а именно к этому он стремился). Почему так происходило? На это есть ряд причин:

  • Языческих верований у наших предков, древних славян действительно было очень много. Те имена языческих богов, которые ныне у всех на слуху: Перун, Дажьбог, Велес, Ярыло и прочие, это просто самые популярные среди божеств языческого пантеона, а в действительности у каждого племени, в каждом городе и селе были какие-то свои боги-покровители, и все это разнообразие богов не способствовало единению племен. Как следствие это вело и к политическому ослаблению Киевской Руси.
  • Языческие обычаи кое-где были достаточно жестокими, порой даже практиковались человеческие жертвоприношения. В частности человеческие жертвы приносились верховному богу Перуну.
  • Языческая вера Киевской Руси стала крайне не выгодна во внешней политике, когда большая часть Европы уже стала христианской, оставаться язычниками было уже совсем не комильфо (где-то как пользоваться телеграфом в век Интернета).

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Как крестился князь Владимир

В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму. После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь. Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.

Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.

Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

Крещение Киева

Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды. Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими. К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

Значение крещения Руси

Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.

  • Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
  • Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени.
  • Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
  • Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.

Почему русский народ принял православие

В 988 году русский князь Владимир Станиславович, а вместе с ним и все государство, принял православие. Киевская Русь долгое время шла к воспринятию христианства и изменению из государства языческого в православное. Вызвано это было политическими, экономическими и социокультурными предпосылками.

На начало X века Киевская Русь являлась государством, в котором поддерживались международные связи с другими развитыми странами. В них на тот момент уже было принято христианство, народ жил по законам цивилизации. Русь, не принявшая до тех пор православие, в глазах иностранцев выглядела страной диких нравов и обычаев. Подливало масла в огонь практиковавшееся язычество. Дальнейшее развитие страны в политическом и экономическом аспектах было затруднено.

Государи из Европейства не хотели заниматься торговлей с язычниками и связываться династическими браками. Для изменения этого положения требовалось срочно исправить сформировавшуюся ситуацию. Таким образом, решением этой проблемы было принятие христианства, а точнее православного его направления.

Читайте также  Государственные деятели начала xx века

Ещё одной проблемой надоумившей князя Владимира на принятие православия, стала социокультурная раздробленность. Большие области с различными правилами, обычаями, культурой и т.

Государство требовало укрепления и объединения, а возможно это было только при надежной поддержке правителей. Язычество обеспечить такую поддержку было не в состоянии, точнее наоборот, с его позиций значимость правителей была минимальна. Православная религия постановляла: правитель воспреемник Бога на земле, его законный представитель, то есть каждый должен принимать действия и решения правителя как единственно правильные.

Первой православное крещение приняла княгиня Ольга. Таинство крещения прошло в главном храме Византии – Святой Софии. Крестным отцом княгини стал император Византии. Но увы, собственного сына, Святослава, княгиня убедить принять христианство не смогла. Он твердо придерживался язычества и защищал свои убеждения. Только внук Ольги, Владимир, крестил Русь в 988 году. Эта дата считается поворотной во всей истории Руси.

МИФЫ О ПРИНЯТИИ НА РУСИ ХРИСТИАНСТВА РАЗРУШЕНЫ ИСТОРИКАМИ

Американский писатель и коммунист Эдуард Далберг как-то сказал: «Мифы — это коллективные сны наяву». Поэтому в годовщину Крещения Руси князем Владимиром «Ридус» решил взять на себя роль эдакого «будильника» и попытаться объяснить, почему три наиболее устоявшихся слуха о принятии русским народом христианской веры попросту нелепы.

Миф первый: христианизация Руси — геноцид русского народа

Согласно этому мифу, крещение Руси князем Владимиром проводилось не просто насильственными методами, а с помощью прямого массового истребления русского народа. Как правило, на подобном мнении настаивают сторонники так называемого «нового язычества», которые стремятся доказать, насколько естественным и благотворным явлением были родные славянам языческие боги, а также каким пагубным и кровавым оказалось в итоге христианство.

«Процесс христианизации Руси начался задолго до массового крещения славян. Ведь, согласно летописям, бабка князя Владимира великая княгиня Ольга была христианкой. Когда воеводы Рюриковичей захватили Киев, там уже правили христианские князья, — рассказал „Ридусу“ историк Сергей Черняховский — Принятие христианства было не геноцидом, а прогрессивным явлением, которое способствовало объединению Руси. Однако полное его принятие народом произошло лишь во время освобождения от монголо-татарского ига, когда христианство консолидировало народ для борьбы».

Миф второй: христианизация Руси была заговором иудеев

Согласно столь яркому по нелепости мифу, языческая Русь представляла собой могучее государство. Русские, дескать, весьма досаждали своим соседям бесчисленными военными походами, а одним из главных соперников Руси на тот момент был Хазарский каганат, где важным религиозным и политическим элементом являлись иудеи .

И вот, решили таки иудеи победить Русь путем подлого заговора. Они подстроили так, чтобы киевский князь Святослав сошелся с невольницей Малушей, которая, дескать, была еврейкой и дочерью раввина. Именно таким образом и появился на свет Владимир. Святослав невзлюбил своего сына и сослал его в Новгород, где дядя юного князя Добрыня Никитич, который тоже был евреем, воспитал племянника так, дабы тот затем осмелился поднять руку на обеспечивающие могущество Руси язычество и принял христианство.

«Это настолько дремучая версия, что ее проблематично комментировать, — смеется историк и публицист Александр Дюков. — Этот миф основан на целом ряде легенд. Однако мы, историки, предпочитаем опираться на летописи, греческие исторические источники и западные хроники. В этих документах нет ни одного упоминания об еврейском заговоре. Более того, данная легенда появилась на свет значительно позже, примерно в XIX — XX веках».

Кстати, рассказ о том, как он читал мини-лекцию по истории молоденькой практикантке «Ридуса», Александр Дюков изложил на своей странице в Facebook. В комментариях к его посту мы обнаружили весьма забавное, на наш взгляд, четверостишие, посвященное как раз еврейскому вопросу в Древней Руси.

«Стрелы блещут за спиною
Топчет конь степную ширь
Это скачет Рабинович
Славный русский богатырь».

Миф третий: Владимир отверг католичество, так как не желал делить власть с Папой

История гласит, что князь Владимир якобы вызвал к себе представителей четырех основных конфессий — мусульман, католиков, иудеев и православных греков — и стал расспрашивать об их религиозных воззрениях. Иудеи не смогли убедить монарха в истинности своей веры, у исламе Владимиру не понравился обязательный обряд обрезания и запрет на употребление спиртного, а в католичестве — концепция верховной власти Папы Римского над всеми земными владыками. В итоге наиболее сильное впечатление на Владимира произвело православие. Грек, согласно легенде, так живописал ждущие безбожников в аду мучения, что князь сделал выбор в его пользу.

«В отношении неприятия Владимиром католичества — полный миф, так как крещение Руси произошло за 60 лет до раскола христианство на православных и католиков. В отношении иудаизма князь дал всем известный ответ: „То како вы инђхь оучите, а сами отвђржени Бога? Аще бы Богъ любилъ васъ, то не бысте расточени по чюжимъ землямъ, еда и намъ то же мыслите зло прiяти“. Что касается выбора между исламом и христианством, то Владимиру было проще отказаться от многоженства, нежели от вина. Кроме того, принятие христианства — это идея признания равенства между русским государством и Византией. Именно христианство давало фундамент для становления большого русского государства», — делает вывод Сергей Черняховский.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Принятие христианства на руси

1. Начало правления князя Владимира.

После смер­ти Святослава между его сыновьями началась борь­ба за власть. Победу в этой борьбе одержал Влади­мир Святославич (980—1015).

Владимир начал княжение с наведения порядка в собственном государстве. Ведь после гибели Свя­тослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи, но и ближние радимичи. В резуль­тате двухлетней войны Владимир возвратил «под руку» Киева вятичей. В 984 году князь разгромил ополчение радимичей. Ещё раньше он покорил По­лоцкое княжество на Западной Двине.

После этого Владимир возглавил поход в Волж­скую Булгарию, которая стала чинить препятствия русской торговле. Одержав победу, Владимир за­ключил с булгарами мир на выгодных для Руси ус­ловиях.

При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей — только что возникшим государ­ством западных славян. В 981 году Владимир завое­вал польские города Червень, Перемышль и др., зна­чительно расширив территорию своего государства.

Русские земли по-прежнему страдали от набегов печенегов. Поэтому на южных границах Руси Вла­димир построил четыре оборонительных рубежа, со­стоявшие из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек, что сделало невозможным внезапное нападе­ние печенегов. Сотни русских сёл и городов были избавлены от печенежских набегов.

2. Причины принятия христианства на Руси.

Вла­димир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Влади­мир увидел в христианстве.

Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Вла­димир попытался приспособить язычество к потреб­ностям государства. На высоком холме князь прика­зал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Ру­си давали понять, что Перун является главным сре­ди богов, так же как киевский князь — среди славян.

Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны принижен­ным состоянием своих главных божеств и возвыше­нием Перуна, которому поклонялись киевские дру­жинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь обща­лась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из евро­пейских стран.

Владимир решил принять христианство по визан­тийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посяга­ли на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Визан­тией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княже­ские дружинники и купцы, посещавшие Византий­скую империю. При Игоре киевские христиане воз­вели для себя храм Святого Ильи. Христианкой бы­ла и бабка Владимира княгиня Ольга.

Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущест­венная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способство­вала её укреплению. К тому же византийская цер­ковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

Читайте также  Верховное правления адмирала а. в. колчака

К принятию христианства Владимира подталки­вало и стремление укрепить международный авто­ритет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Рус­ские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

3. Крещение Руси.

Крещению Руси предшествова­ли следующие события. В 987 году в войсках визан­тийского императора вспыхнул бунт, и тот обратил­ся к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согла­сился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Ан­ну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя — до сих пор ещё ни одна визан­тийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребо­вал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствую­щий договор, и русский отряд разгромил мятежни­ков. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму — Херсонес (Корсунъ), получив удобную базу для последующих нападений на импе­рию с моря. Император был вынужден уступить.

В 988 году Владимир принял крещение и женил­ся на византийской принцессе, отдав Корсунь в ка­честве выкупа за невесту. Вернувшись домой в со­провождении византийских священников, он устро­ил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих бо­гов во главе с Перуном.

Новая религия стала распространяться но всей Руси, частью мирно, а кое-где, например в Новгоро­де, в результате ожесточённых столкновений языч­ников с княжеской дружиной, принявшей христиан­ство вслед за Владимиром.

По свидетельствам летописей, Владимир после креще­ния очень сильно изменился. Из сурового и жестокого че­ловека он превратился в мягкого и доброго.

По приказу князя бедным людям стали раздавать бес­платную пищу и одежду. До принятия христианства Влади­мир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей по­сылать в них сыновей.

4. Русская православная церковь.

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложи­лась чёткая церковная организация. Во главе церк­ви стоял киевский митрополит, присылавшийся из Константинополя.

Русь была разделена на церковные округа во гла­ве с епископами, подчинёнными митрополиту. Духовенство подразделялось на белое и чёрное. К белому относились священники, служившие в го­родских и сельских церквях. Чёрное духовенство жило в монастырях. Монахи отказывались от мир­ских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и мо­литвах.

При Владимире был принят церковный устав. Он предоставлял церкви широкие права. Она имела свой собственный суд. Церковные суды судили за преступления против веры — ереси, языческие мо­ления, а также за все проступки нравственного ха­рактера.

5. Значение принятия христианства.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на даль­нейшее развитие Русского государства, так и на каж­дого русского человека.

Христианство изменило быт наших далёких пред­ков и их нравы. Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Но она решительно запретила жертво­приношения, многожёнство, кровную вражду и дру­гие языческие традиции. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим.

Вместе с христианством на Русь пришли пись­менность, образование, церковное искусство.

Существенно изменилось и международное поло­жение Древнерусского государства. Оно встало в об­щий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византи­ей. Именно она оказывала в то время на Русь осо­бенно сильное влияние.

Князь Владимир объединил восточнославян­ские племена в границах Древней Руси.

Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы его населения, способство­вало развитию культуры.

Видео YouTube

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. 1.2.1. Принятие христианства на Руси.

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору.

1.2.1. Принятие христианства на Руси.

«Крещение Руси». Картина художника В. Васнецова.

При каком князе было принято христианство на Руси?

При Владимире (980-1015) Святом.

Год принятия христианства:

Причины принятия христианства:

  • Укрепление государства. Вера в единого Бога могла сплоить народ
  • Укрепить власть киевских князей, придание её божественной силы
  • Владимиру было близко христианство, с его идеей прощения грехов. Покаяния, праведной жизни ( возможно, его тяготило убийство брата Ярополка во время борьбы за престол, разгульный образ жизни, духовная пустота).
  • Принятие христианства Ольгой, кроме того, на Руси было уже немало христиан, которые поддержали князя.
  • Упрочение внешнеполитического положения Руси. Языческое государство воспринималось государствами как неравноправный партнёр.

Из истории:

  • В 980 г. князь Владимир предпринял проведение первой религиозной реформы . Цель: создание в Киеве пантеона богов, которым бы поклонялись все племена. Из множества богов он хотел оставить 6.Это Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл, Макошь. Однако реформа не была поддержана, вызвана неудовольствие тех, чьи боги не становились обязательными для всех.
  • Сам процесс принятия христианства происходил следующим образом. Владимир сватался к византийской принцессе Анне.
  • В это время в самой Византии происходил внутриполитический кризис. Императоры Константин и ВасилийII попросили у Владимира помощи в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Владимир обещал помочь, но при условии женитьбы на Анны. Императоры в свою очередь дали согласие, но с условием — крещение князя Владимира.
  • Владимир помог усмирить мятежника. Но императоры не спешили выполнять своё условие. Тогда Владимир захватил город Херсонес (Корсунь) и грозился, что пойдёт на Константинополь.
  • Владимир крестился в Херсонесе, а затем крестил киевлян в реке Почайне, приказав уничтожить все идолы. А статуя Перуна была привязана к хвосту коня и сброшена в Днепр.
  • Реформа 988 года по-разному воспринималась на Руси. Не вызывала она сопротивления на юге и западе, так как жители этих районов привыкли жизнь по соседству с иноверцами.
  • Большое сопротивление принятие христианства вызвало на севере, особенно в Новгороде. В 991 году в город был направлен епископ Иоаким, который открыто высмеивал языческие верования. Это вызвало гнев новгородцев. Владимир вынужден был усмирять их «Добрыня мечом, а Путята огнём». Он посла отряды, которые возглавлял Добрыня ( дядя Владимира по матери). Путята – тысяцкий. Он поджёг несколько домов левее кремля, народ бросился тушить пожар, чем и воспользовались войска князя, войдя в Новгород.
  • Сопротивлялись и жители Мурома. Отказавшись пускать Глеба- сына Владимира. Конфликты были в Новгородской и Ростовской землях.
  • Существует легенда о выборе Владимиром религии. Ислам он отверг из-за запрета на спиртное, иудаизм — так как его исповедовали евреи, лишившиеся своего государства. Православие он предпочёл католицизму, так как здесь более пышные убранства храмов, богослужения, молитвы читаются на родном языке. Кроме того, православие укрепляло связи с сильным государством Византией.
  • Интересен факт, что с христианством на Русь пришло и изменение огородничества, появились овощи, которых ранее не было на Руси, они были заимствованы из Византии, например, капуста, свёкла.
  • Долгое время на Руси сохранялись двоеверие: христианство сочеталось с верой в языческих богов. Церковь даже оставили некоторые языческие праздники, чтобы не доводить до серьёзных конфликтов ( праздник начала лета — Ивана Купала, поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, проводы зимы — Масленица)

Последствия принятия христианства на Руси:

  • Значительно усилилась власть киевских князей. Церковь требовала беспрекословного подчинения власти.
  • Произошло сплочение восточно — славянских племён в единую древнерусскую народность.
  • Укрепилось международное положение Руси
  • Значительной силой в государстве стала церковь, которая способствовала и укрепления великокняжеской власти, и объединению народа.
  • Христианство способствовало дальнейшему развитию культуры, распространению византийской живописи, литературы, письменности, архитектуры. При монастырях создавались школы, распространялась грамотность, создавались рукописные книги.
  • Произошло смягчение нравов. В прошлое ушло жертвоприношение, ритуальные убийства. Впервые в обществе появилось понятие греховности, чего не было в язычестве.
  • Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
  • Христианские заповеди меняли нормы морали, являлись мощным воспитательным средством.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: