Военная реформа ссср

Военная реформа СССР (1957) (МЯВ)

Статья «Мира Ядерной Войны»
Данная статья принадлежит «Миру Ядерной войны» и может быть отредактирована только её создателем.

Военная реформа 1957 года — комплекс мер по усилению Советской Армии , предпринятый министром обороны СССР , Родионом Яковлевичем Малиновским. Стал наиболее грандиозным военным проектом Советского Союза после окончания Великой Отечественной Войны — как по масштабам, так и по расходам.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Реформа
  • 3 Результаты
  • 4 Итоги
  • 5 Примечания

Предпосылки

Лето 1957 года ознаменовало себя крупным международным скандалом — в США разоблачена и арестована целая сеть советских шпионов, работавшая над переправкой в СССР секретных докуметов, касавшихся американских ядерных исследований, работ над межконтинентальными баллистическими ракетами. Также, некоторые агенты сети, как выяснилось позже, оказались виновниками серии проишествий и диверсий в Лос-Аламосской национальной лаборатории с 1951 по 1957, которые нанесли американской экономике суммарный ущерб в 4 млрд. долларов.

Советский Союз потребовал у США выслать в СССР всех арестованных агентов, но Белый Дом проигнорировал просьбу, сославшись на серьезность выдвинутых обвинений. Более того, во время очередного заседания Совета Безопасности ООН, постоянный представитель США Генри Лодж обвинил Советский Союз в нагнетании обстановки, вредительству и попыткам начать вооруженный конфликт, засылая «толпы шпионов в США»:

Подобные заявления вкупе с раскрытием большей части советской агентуры в США вынудили руководство СССР срочно менять стратегию противодействия своему противнику. Все переправленные из США документы вновь подверглись тщательному анализу, который выявил вероятность быстрого и эффективного наращивания американцами ядерного арсенала. Генеральный секретар ЦК КПСС , Никита Хрущев лично пригласил министра обороны Малиновского и узнал у него о состоянии ядерного арсенала СССР. Ответ был неутешительным — запасы оружия были в 5 раз меньше, чем у американцев при том условии, что аналитики прогнозируют число в 25.000 ядерных боеголовок у США к 1960 году, в то время как у СССР при сохранении темпов вряд ли достигнет и 1.000. Хрущев был в ярости от услышанного и приказал срочно разработать и принять меры по усилению ядерного арсенала СССР в кратчайшие сроки. Особенный акцент при этом, генеральный секретарь сделал на средствах доставки — в частности, требовал ускорить разработки МБР [1] и наращивать группировку стратегических бомбардировщиков.

Реформа

Министр обороны в кратчайшие сроки собрал чрезвычайную комиссию при МО СССР, которая в течении месяца разрабатывала проект реформы. Наконец, 26 авгуса 1957 года Никита Хрущев впервые ознакомился с документацией, положительно расценил её и утвердил для исполнения.

Реформа содержала в себе несколько пунктов, каждый из которых был подробно расписан. Основным был «Реформа Ракетных Войск Стратегического Назначения ВС СССР«, суть которого заключалась в том, что до начала 1960 года должны быть разработаны и введены в строй принципиально новые и/или аналогичные американским средства доставки ядерного оружия, то есть МБР. Работу над разработкой поручили КБ «Южное».

ОКБ им. А.Н. Туполева предписывалось модернизировать стратегический бомбардировщик Ту-95, который только начал поступать в войска. Среди требований к модернизации были увеличенные до 13.000 [2] километров практическая дальность, до 12.500 километров практический потолок. При этом, несмотря на неизбежное увеличение массы бомбардировщика, его крейсерская скорость должна была составлять 905-910 км/ч. Реализовать столь сложную задачу предлагалось с помощью перспективного авиационного двигателя НК-12МФС.

Реформа затрагивала также и сухопутные войска. К 1965 году планировалось экипировать армию модернизированным АК, новой унифицированной формой с камуфляжем, средствами индивидуальной защиты и так далее.

Результаты

Реформа завершилась успехом в 1960 году, большую часть поставленных задач удалось выполнить:

  • Советский Союз за три года увеличил свой арсенал на 1.500 бомб и боеголовок разной мощности
  • Были разработаны и введены в эксплуатацию новые виды МБР: Р-15А, Р-19
    • Суммарное количество построенных МБР равно 45 единицам [3]
  • Были разработаны и введены в эксплуатацию новые виды БРСД [4] :Р-13, Р-50
    • Суммарное количество построенных БРСД равно 490[5] единицам
  • Были построены и введены в эксплуатацию неизвестное количество пусковых шахт для МБР и БСРД, часть из которых была плавучими (см. проект «Альбион» ) и размещались в сухогрузах.
  • Был создан и введен в эксплуатацию Ту-95АМ-1 («Splinter» по кодификации НАТО )
    • Суммарное количество построенных стратегических бомбардировщиков равно 85[6] единицам.
  • Система ПВО Урала, Сибири и Дальнего востока была существенно укреплена, за счет размещения новых гарнизонов С-75М, поставок МиГ-21. В итоге, усиление ПВО в регионах создало паритет с США в этом отношении.
  • Самые стратегически важные объекты Советского Союза за Уралом отныне находились под усиленным контролем ПВО, причём разведка США об этом не знала на 4 сентября 1962 года, когда расчет С-75 сбил американский самолет-разведчик U-2.
  • Произошла т.н. «перетасовка»: многие части ПВО, РВСН и пр. были перемещены на новые места. Это сделало большую часть американских разведданных устаревшими.

Итоги

Сам Маленков в своей речи перед пленумом ЦК КПСС от 10 марта 1960 года описывает реформу, как «удавшуюся и перспективную»:

Но несмотря на достигнутые успехи, реформа усилила нехватку денег в бюджете, что крайне негативно повлияло на проводившуюся одновремено с этим экономическую реформу и программу «освоения целины». Также ухудшились уже чрезмерно натянутые отношения с США — скрыть столь масштабное перевооружение было невозможно.

РККА шла вместе со временем от реформы к реформе

Сергей АВЕРЧЕНКО

После окончания Гражданской войны Красную Армию предстояло перевести на мирные рельсы, но вскоре «запахло» войной

Окончание. Начало в номере за 9 февраля.

В статье «Как несокрушимая и легендарная рождалась», опубликованной 9 февраля, шла речь о неизведанных путях формирования постреволюционной армии, которой было суждено сломить вооружённое сопротивление Белого движения, изгнать с территории страны интервентов, подавить многочисленные антисоветские мятежи и восстания. К осени 1920 года РККА насчитывала 5,5 млн человек. Содержать массовую армию разорённая страна не могла. Её предстояло радикально сократить и реформировать таким образом, чтобы сохранить боеспособность и готовность к защите Отечества.

Накануне 1941 года в Красной Армии была высокой доля занятий в полевых условиях.

25 февраля 1921 года пленум ЦК РКП(б) рассмотрел вопрос о демобилизации армии, а затем на Х съезде РКП(б) в марте того же года была выработана программа послевоенной перестройки РККА.
Следующей важной вехой в развитии РККА стала военная реформа 1923-1928 гг. Основное содержание этой реформы сводилось к решению следующих задач: 1) введение территориально-милиционной системы строительства Красной Армии в сочетании с кадровой; 2) создание национальных формирований; 3) организационная перестройка и укрепление органов управления Вооружёнными Силами; 4) совершенствование структуры и системы работы органов военного тыла; 5) изменение организационно-штатной структуры частей и соединений; 6) перестройка системы подготовки военных кадров; 7) введение единоначалия; 8) разработка и внедрение в войсках новых уставов.
Кадрово-территориальный принцип строительства Вооружённых Сил позволял при минимуме затрат содержать хорошо обученное кадровое армейское ядро, предназначенное для обеспечения неприкосновенности государственных границ и дающее возможность в случае агрессии против СССР в сжатые сроки отмобилизовать крупные военные силы. Мобилизационный резерв предстояло готовить в местах жительства военнообязанных без длительного отрыва их от производства.
По новой системе комплектования кадровыми остались все технические рода войск, а также стрелковые соединения приграничных и частично внутренних округов. Дивизии, дислоцировавшиеся во внутренних округах, содержались по сокращённым штатам и комплектовались по территориальному принципу. Они состояли из постоянного состава и переменного, в течение пяти лет проходившего краткосрочные ежегодные сборы. Переход к смешанной системе комплектования был утверждён Декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года и объявлен по войскам приказом РВСР № 1742 от 11 августа 1923 года. Важной особенностью территориальной системы комплектования являлось приближение частей к месту жительства и производственной деятельности военнообязанных. Районы комплектования устанавливались обычно в соответствии с административным делением с таким расчётом, чтобы район дивизии совпадал с границами губернии, полка или батальона – с уездом, роты – с волостью. С переходом к территориальному комплектованию соединений и частей РККА в ней естественным образом появились и национальные части.
В результате реформирования РККА обрела твёрдую штатную численность – 562 тысячи человек. На кадровом положении в ней находились 26 стрелковых дивизий, практически вся конница, технические части и военно-морской флот. 36 стрелковых и 1 кавалерийская дивизии, полк бронепоездов, 3 национальных полка, ряд подразделений и частей войсковой артиллерии представляли собой территориальные войска.
В марте 1925 года Реввоенсовет СССР издал приказ, в соответствии с которым в армии начался переход к единоначалию. Оно вводилось постепенно, в зависимости от наличия подготовленных командиров, способных руководить боевой и политической подготовкой и административно-хозяйственной деятельностью войск.
Порядок прохождения военной службы гражданами СССР был установлен и корректировался законами «Об обязательной военной службе», принятыми ЦИК и СНК СССР 18 сентября 1925 года и 8 августа 1928 года, и ЦИК СССР 13 августа 1930 года.
Военная реформа, значимость которой высоко оценивается и спустя многие десятилетия, позволила ликвидировать многотипность армейских штатов и создать единые, устойчивые организационные формы, стабилизировать систему комплектования – был установлен ежегодный осенний призыв в ряды РККА военнообязанных, качественно обновить все звенья командного состава, реорганизовать систему снабжения войск и сил флота, выстроить жизнь армии на основе новых уставов. Всё ценное, рождённое в процессе военной реформы 1924–1925 гг., сохранилось и после того, как нарастающая внешняя угроза вынудила отказаться от смешанной кадрово-территориальной системы и заменить её кадровой.
В период с 1928 по 1938 год Вооружённые Силы переводились на новую военно-техническую базу. Начиная с 1929 года были приняты два пятилетних плана строительства армии, в 1939 году был утверждён третий пятилетний план военного строительства на 1939–1942 гг. Учитывая враждебное окружение СССР, выполнение этих планов предусматривало создание Вооружённых Сил, способных отразить агрессию, с какого бы направления она ни последовала, даже в том случае, если СССР подвергнется одновременному удару нескольких стран с запада, востока и юга. Основные мероприятия военного строительства в тот период были направлены на всестороннее развитие РККА и РККФ, оснащение их новейшей военной техникой, реорганизацию и моторизацию стрелковых войск, повышение удельного веса кадровых дивизий, создание дальнебомбардировочной и перевооружение истребительной авиации, внедрение качественно новых типов самолётов и моторов, создание новых образцов и модернизацию существующих танков и артиллерии, механизацию армии, насыщение танками стрелковых войск, дальнейшее развитие средств связи, инженерных средств и многое другое.
В 1934–1938 гг. – это и есть время перехода от смешанной системы военного строительства к кадровой – численность армии и флота постоянно росла. Если в 1936 году Вооружённые Силы СССР насчитывали 1100 тыс. человек, то на 31 августа 1939 года – уже более 2 млн человек.
Крупные изменения в строительстве РККА произошли во время реформы второй половины 1930-х – начала 1940-х гг. Основным её содержанием стало строительство массовой армии, осуществляемое по принципу кадрового экстерриториального комплектования и введения всеобщей воинской обязанности. В ходе реформы были перестроены органы высшего военного руководства обороной страны и непосредственного управления Вооружёнными Силами. Её итогом стали значительные организационно-штатные изменения и структурные преобразования видов Вооружённых Сил. Начался процесс перевооружения армии и флота новыми перспективными видами оружия и средствами вооружённой борьбы. Были приняты меры по преобразованию системы подготовки военных кадров – вместо краткосрочных курсов учреждались военные школы с 3 – 4-годичным сроком обучения.
5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР. Она установила всеобщую воинскую обязанность для всех граждан СССР. Те же формулировки были повторены в редакции Конституции от 31 мая 1939 года. Но действующий с 1930 года Закон «О всеобщей воинской обязанности», как и прежде, позволял служить в армии только представителям трудовых классов – рабочим и крестьянам. Это несоответствие подчеркнул в 1939 году, выступая с докладом «О проекте закона о всеобщей воинской обязанности» перед депутатами Верховного Совета СССР, народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов. Отметив, что «в нашей стране теперь окончательно ликвидированы эксплуататорские классы и неразрывно сплотились рабочие, колхозники и советская интеллигенция в единый, общий трудовой фронт», он предложил привести закон в соответствие с Конституцией. Всё это учитывал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 года. В отличие от предшествующих аналогичных актов он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Первые две его статьи дословно повторяли статьи 132 и 133 Конституции, а статья 3 гласила: «Все мужчины – граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе вооружённых сил СССР». Этот закон юридически закрепил переход на кадровую систему устройства Красной Армии, послужил правовой основой существенного наращивания её боеспособности, увеличения численности, экстерриториального комплектования личным составом.
До главного испытания боеспособности, духовной прочности Красной Армии – Великой Отечественной войны – оставались считаные месяцы.

Читайте также  Краткий курс истории вкп (б)

Красная армия. Реформы 1920 — 1939 годов

Красная Армия, с победой завершившая кровопролитную братоубийственную войну, доказала всем о состоятельности правительства большевиков, в которое, на тот момент, никто не верил. Созданная на основе старой армии она нуждалась в реорганизации. С окончанием Гражданской войны в РСФСР, а впоследствии СССР (создан в 1924 году), наступило тяжёлое время. После нескольких лет ожесточённой внутренней войны страна лежала в развалинах, разруха коснулась всех сфер жизни, в том числе и армии.

Причины проведения реформ

Создание Красной Армии, современной, технически оснащённой и регулярной было первостепенной задачей для нового правительства, но было понятно, что для этого нужны были огромные финансовые средства, которых в стране просто не было.

Содержание огромной после военной армии тяжким бременем ложилось на разрушенное народное хозяйство молодого государства. К моменту окончания Гражданской войны Красная Армия насчитывала более 5 миллионов человек, и содержание такой махины для истощённой экономики было не под силу.

Первая реформа

По этому, в 1923-1925 годах была проведена первая военная реформа, призванная улучшить боевой элемент армии: её технические, мобилизационные, организационные возможности.

Сокращение численности армии

В рамках проводимой реформы Красной Армии последовательно за несколько лет, начиная с 1922 года, прошло масштабное сокращение численности РККА до 500000 человек. Был изменён призывной возраст, теперь он составлял 20 лет, а с 1925 г. увеличен да 21 года, Это сделало возможным высвобождение существенных резервов рабочей силы для экономики и значительно уменьшило затраты на содержание армии.

Красная армия. Изменение системы комплектации и подготовки

Была изменена система комплектования и подготовки РККА, теперь кадровая система сочеталась с территориально-милиционной. Создание территориально-милиционной системы занял первейшее место в реформах РККА в условиях мирного времени. В так называемых «территориальных» войсках постоянно находилось только 15% личного командного и рядового состава.

Остальной контингент входил в «переменный» состав, который составляли красноармейцы, призванные на военную службу, но в частях на казарменном положении находящиеся только во время военных сборов. прочее время они находились дома и занимались мирным трудом. В 1923 году количество «территориальных» дивизий составляло 20% от общего количества соединений, в 1928 году количество таких дивизий составляло уже 60%. До середины 30-х годов большинство частей РККА комплектовалось по территориальному принципу.

Плюсы и минусы новой системы комплектации

Такая система позволяла экономить значительные средства из военного бюджета, и освобождала для экономики значительные трудовые ресурсы, но отрицательно сказывалась на боевой подготовке военных Красной Армии. Однако значительная часть соединений приграничных округов, технических частей и флота была постоянно укомплектована вооружением и личным составом до штатного количества и находилась в сравнительно высокой степени боеготовности.

Проблемы проводимых реформ

Не смотря на то, что максимальное сокращение численности дало возможность найти средства для восстановления военной промышленности, ситуация с тыловым и социальным обеспечением для военнослужащих, требующих немалых затрат, которых у Советской России просто не было, была плачевной. Не хватало самого необходимого, денежное содержание было мизерным, стояла острая проблема с казарменным и жилым фондом.

Другой серьёзной проблемой, отрицательно сказывающейся на боеспособности Красной Армии, был низкий образовательный уровень военнослужащих. Для её решения в штат частей были введены учителя, создавалась армейская сеть клубов, кружков, библиотек, киноустановок. Созданы тысячи «ленинских уголков» где красноармейцы могли заниматься самообразованием и проводить досуг. Такими мерами удалось значительно повысить уровень грамотности среди военнослужащих.

Итоги первой реформы Красной Армии

По мере восстановления экономики улучшалось и социально-бытовое положение военнослужащих – уже к концу 20-х годов были повышены нормы денежного содержания красноармейцев, особенно командиров, улучшено вещевое довольствие и повышен продовольственный паёк, менялась к лучшему ситуация с жилым фондом для военнослужащих.

Так же были приняты меры для улучшения положения демобилизованных военных Красной Армии и их трудоустройству после службы в армии, налажено обеспечение пособиями инвалидов войн, принято особое положение о пенсионном обеспечении командного состава, принят Кодекс льгот для красноармейцев. Все принятые меры способствовали снижению социально-экономического напряжения в армии и флоте, повышению боеспособности армии и значительному повышению статуса военной службы.

Вторая реформа. Новая военная доктрина

Красная Армия нуждалась в новой военной доктрине. Вместе с возрастанием экономических потенциалов СССР, росли и его военно-технические возможности. Была пересмотрена военная доктрина, согласно новой концепции численность армии увеличивалась, ставка делалась на механизацию и моторизацию, качественное и количественное улучшение военной техники.

Образованны ранее отсутствующие рода войск, такие, как танковые, ВДВ, авиация, ПВО, инженерные, химические, военно-транспортные войска, войска связи. Происходит реорганизация артиллерийских частей – формируются зенитная, корпусная, противотанковая артиллерия, а так же артиллерийский резерв главного командования.

Реформы в командных органах

Органы управления и командования так же прошли реорганизацию для увеличения централизации и образования единоначалия. В 1934 году был упразднён РВСР, наркомат по военным и морским делам реорганизован в Народный комиссариат обороны. Происходит переименование штаба РККА в Генеральный штаб (1935 г.). В 1937 г. упраздняется Комиссия обороны, создаётся Комитет Обороны при СНК, в это же время появляется отдельный наркомат ВМФ.

При каждом наркомате выделялся ГВС (Главный военный совет). После рассмотрения всех версий формирования Красной Армии, было принято решение об отказе от территориальной системы и национальных формирований и о переходе к кадровой армии. В 1937 г. более 60% формирований стали кадровыми к 1939 году все территориальные дивизии были ликвидированы.

Военная подготовка

По новому «Закону о всеобщей воинской обязанности» был понижен до 19 лет возраст призыва в Красную Армию (для призывников с полным средним образованием – с 18). Срок службы в армии устанавливался в Сухопутных войсках – 2 года, в авиации – 3 года, во флоте – 5 лет.

Сокращался список лиц освобождаемых от призыва в армию. На десять лет поднимался возраст нахождения в запасе (с 40 до 50 лет). В школах в обязательном порядке вводилась НВП, которую проходили школьники 5-7 классов и военная подготовка, которую проходили школьники 8-10 классов.

Военное образование

Увеличение численности армии повлекло за собой проблему количества и качества командного состава. В результате «чистки» командных кадров в 1937-39 гг. в армии катастрофически не хватало командирских кадров. Все это побудило правительство принять решение о развертывании десятков военных училищ и курсов командного состава.

Если 1937 году в СССР было 48 училищ, готовящих военные кары, то уже 1939 их насчитывалось 80, в 1940 г. – 124, на начало 1941 г. – 203. Все военные училища были переведены на 2х летний срок обучения. На курсах ком.состава обучение длилось всего несколько месяцев. Все это сказывалось на уровне подготовки командиров.

Новая система учёта

Вместо устаревшей системы регистрации призывников по предприятиям вводилась система учёта в военкоматах по месту жительства. Все эти меры улучшили организационные и мобилизационные возможности Красной Армии. В случае военных конфликтов можно было довольно быстро поставить под ружьё большое количество военнослужащих.

Читайте также  Русские революционные общества в 1816-1826 гг.

Численность армии значительно возросла: в 1936 она составляла 1,1 млн. военнослужащих, 1939 – приблизительно 2 млн. человек, к 22.06.1941г. Красная Армия насчитывала 5,4 млн. военнослужащих. Имелось 303 дивизии различных родов войск, но к великому сожалению 40% из них пребывали в периоде формирования. Это негативно сказалось в момент нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Значение реформ

В эти нелёгкие для страны годы, в полной экономической изоляции, невероятными усилиями выдающихся военных деятелей, всего народа, была сформирована новая армия, ставшая костяком Советской Армии. Было приложено невероятное количество сил, чтобы отразить любое нападение. Они не пропали даром, несмотря на то, что в первые годы войны Красная Армия, 100 лет которой отмечается в 2018 году, потерпела ряд сокрушительных ударов в начале Великой Отечественной войны, но смогла остановить врага и погнать его до самого Берлина.

Значение реформ, проведённых в период с 1920 по 1940 годы, трудно переоценить. Создание новой военной доктрины, над основными положениями которой работал ещё Михаил Фрунзе. Значение имела новая система учёта, позволившая в короткие сроки провести мобилизацию. Создание современных для того времени родов войск, организация конструкторских бюро, работающих над новыми видами вооружения, строительство новых военных заводов, позволило оснастить армию новейшим вооружением и победоносно завершить Отечественную войну.

Хочется ещё раз отметить, что Красная Армия была сформирована в 1918 году на основе старой армии России, которую покинули многие офицеры и генералы, создав новую Белую армию. Но в Красной Армии служило более 200 тысяч офицеров старой армии, пришедших служить добровольно и по проведённому в 1918 году призыву военных специалистов, которые приняли активное участие в её создании и реформировании. Часть их были не всегда обосновано сокращены или репрессированы, что, конечно же, сказалось в начале Отечественной войны.

Примером могут служить бывший полковник царской армии, впоследствии маршал СССР, руководитель Генерального штаба Борис Шапошников и бывший штабс-капитан царской армии, а в годы ВОВ руководитель Генерального штаба маршал Александр Василевский.

Военная реформа ссср

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 761
  • КНИГИ 649 040
  • СЕРИИ 24 720
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 617

За время, прошедшее после окончания Второй мировой войны, в ходе которой была разгромлена наиболее агрессивная, несущая угрозу миру, военная группировка сил, возглавляемая Германией, произошли глубокие изменения во всех сферах жизни и деятельности мирового сообщества, последствия которых, к сожалению, не оправдали надежды миллионов людей планеты, мечтавших о том, что эта война окажется последней в истории человечества.

Первые шаги к новому военному противостоянию между ведущими странами мира сделала администрация нового президента Соединенных Штатов Америки Г. Трумэна уже в апреле 1945 г., буквально сразу после смерти Ф. Рузвельта, приняв официальное решение о смене курса в отношении СССР на «жёсткий». Агрессивная позиция была принята вопреки разведывательным данным американских спецслужб за 1944-1945 гг., свидетельствующим, что Советский Союз не нацелен вести агрессивную политику, ущемляющую интересы США, что политика Москвы носит оборонительный характер.

После нанесения первых ядерных ударов по японским городам с целью достижения капитуляции Японии до начала наступления советских войск [158, с. 41] президент США Г. Трумэн заявил: «Мы стали теперь обладателями оружия, которое не только произвело революцию в военном деле, но и может изменить ход истории и цивилизации [95, с. 372]. Начальник штаба американской армии генерал М. Тейлор позже писал: «Американский народ легко поверил, что атомная бомба — это абсолютное оружие, которое позволит Соединенным Штатам, единственному его обладателю, поддерживать порядок во всем мире при помощи угрозы его применения» [168, с. 34].

На волне эйфории превосходства и мании супердержавы в декабре 1945 г. американский президент в своем послании конгрессу заявил а том, что США берут на себя ответственность «за руководство миром». Такай курс Соединенными Штатами после окончания Второй мировой войны был взят неспроста, ведь в конечном результате только они из этой войны извлекли большие выгоды: их политическое, экономическое и военное могущество стало подавляющим. Более того, экономический и военный центр всего капиталистического мира переместился на американский континент.

Перейдя от слов к делу, в США появились детально разработанные планы ведения войны против СССР и его союзников с применением ядерного оружия. Первый из них под кодовым названием «Тоэлити» был утверждён американским конгрессом уже в конце 1945 г.

Пытаясь сохранить уходящее лидерство в мире, не отставали от позиции США и реакционные круги Великобритании. Так, 5 марта 1946 г. в Фултоне прозвучала речь лидера английских консерваторов У. Черчилля, в которой он открыто призвал Запад к «крестовому походу» против СССР и союзных ему стран. Это событие и принято считать началом «холодной войны» (впервые этот термин использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн» [150, с]) — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период 2-й половины 40-х — начала 90-х гг. ХХ в. Международные проблемы решались в обстановке гонки вооружений [151, с. 389].

В то время, когда руководство СССР сосредоточивало свои главные усилия на том, чтобы как можно быстрее восстановить народное хозяйство в условиях гарантируемого обеспечения территориальной целостности государства в расширившихся границах, а также укрепить свое положение в странах Восточной Европы, США, Англия и их европейские союзники использовали любую возможность, чтобы блокировать Советский Союз и другие страны, принявшие курс на социалистическую ориентацию. Они прилагали огромные усилия, только бы остановить и устранить ««коммунистическую угрозу», восстановить свое влияние в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии, добиться безраздельно лидирующей роли в мировой политике и экономике. Именно эту цель преследовали принятые в 1947 г. и так называемая внешнеполитическая «доктрина Трумэна», по сути обосновывавшая право США вмешиваться в дела любой страны, если затрагивались американские интересы, и «план Маршалла», открывший путь американской экономической программе в Европе и возрождения германского экономического, а затем и военного потенциалов [159, с. 381].

В последующем, с подачи Совета национальной безопасности (директива СНБ 20/1 от 18 августа 1948 г.) Трумэн решил, что мирное сосуществование различных систем исключено и вооружённый конфликт между ними неизбежен. Сообразно этому были признаны невозможными для США любые компромиссы с Советским Союзом. Допускались лишь соглашения, фиксирующие уступки Москвы и не возлагающие на США никаких взаимных обязательств. Чуть позже, в апреле 1949 г. американский президент Г. Трумэн откровенно заявил, что он «не поколеблется принять решение на применение атомной бомбы, если на карту будет поставлено благосостояние Соединённых Штатов Америки или демократий мира» [166, с. 522]. Это событие чуть не произошло в ходе войны, развернувшейся на Корейском полуострове в 1950-1953 гг. И лишь только наличие атомного оружия у СССР (формально не участвовавшего в конфликте – в отличие от США, втянутым в войну под флагом ООН), которое могло быть применено против США в случае атомного удара по Северной Корее или Китаю (идеологически и политически поддерживаемых Советским Союзом удержало Г. Трумэна от подобного шага [126; с. 117].

Читайте также  Внешняя политика ивана iv грозного и его царствование

Первоначально советское руководство занимало умеренную позицию по отношению к Соединённым Штатам и при наличии выбора предпочитало сотрудничество с ними на сколько-нибудь равноправных условиях. Однако непрекращающееся политическое и экономическое давление на Советский Союз, гонка вооружений, а также прямое и косвенное участие США в различного рода военных конфликтах в третьих странах, зачастую напрямую затрагивавшее законные интересы СССР, вызывало ответную реакцию. Так, на создание в апреле 1949 г. военного блока, получившего наименование «Организация Североатлантического договора», или НАТО (по начальным буквам английского названия — North Atlantic Treaty Organization), и подписание конвенции «О статусе Вооружённых сил стран-участниц НАТО» в июне 1951 г., дающей право Соединенным Штатам с августа 1953 г. размещать свои Вооружённые силы в любой стране-участнице пакта, — в ответ Советский Союз, совместно с другими социалистическими странами, спустя 6 лет, в мае 1955 г., в Варшаве заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, вошедший в историю как Варшавский договор.

При этом следует отметить, что, несмотря на попытки США, Англии и Франции доказать, что созданный ими союз является оборонительным, истинное предназначение блока НАТО было понятно всем, о чем свидетельствуют первые публикации в американских печатных изданиях. Уже 17 мая 1949 г. американская газета «Уолл-стрит джорнэл» в редакционной статье писала: «Атлантический пакт рекламируется как средство сохранения мира. Странным будет мир, установленный путем превращения западного мира в вооружённый лагерь» [167, с. 102].

По примеру блока НАТО, противостоящему СССР в Европе, в различных регионах мира возникли другие военно-политические союзы антисоциалистической и антисоветской направленности: в 1951 г. — Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС) в 1954 г. – Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО); в 1955 г. — Организация Центрального Договора (СЕНТО). При этом следует отметить обязательное присутствие в их составе США в виде члена в первых двух союзах и участника в работе всех руководящих органов в третьем [160, с. 460, 500]. В 1966 г. был создан Азиатско-Тихоокеанский Совет (АЗПАК), деятельность которого направляют и контролируют США, не входящие формально в организованный совет, но связанные военными обязательствами со всеми его членами.

Наряду с созданием военных блоков и союзов была развернута беспрецедентная по масштабу гонка вооружений. Военные бюджеты и численность состава вооружённых сил государств и военных союзов обеих сторон непрерывно росли.

Важные военные реформы Сталина

Создателем Рабоче-крестьянской Красной армии по праву считается Лев Троцкий. Однако нельзя не признать, что уровень подготовки и оснащения, позволившие нашей Родине не только выстоять, но и победить в схватке с самой мощной на тот момент военной силой на планете – германским Вермахтом и его многочисленными союзниками, РККА обрела благодаря решениям, принятым и воплощённым в жизнь Иосифом Сталиным.

Всё познаётся в сравнении. Армия у созданного в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик была весьма многочисленная. Однако что это было за войско? Кое-как обмундированные и вооружённые красноармейцы были исполнены боевого духа и готовности не только защищать свою страну, но и «нести освобождение всем трудящимся, угнетаемым мировым капиталом». Вот только в грядущей «войне моторов», в которой судьбу сражений предстояло решать не конным лавам и лихим тачанкам, а танкам и боевым самолётам, шансы на победу у них были, прямо скажем, невелики.

Одним из тех, кто понимал это лучше всего был как раз Сталин. Первая военная реформа, проводившаяся в СССР в начале-середине 20-х годов, была направлена на сокращение численности чуть ли не пятимиллионной РККА, которую в мирное время было попросту нечем кормить и не на что содержать. Армия переводилась на территориально-милиционную систему, которая, правда, совмещалась с кадровой. Дошло до того, что к 1928 году почти 60% стрелковых дивизий Красной армии были «территориальными», не насчитывавшими и 20 % штатной численности бойцов и командиров. Вряд ли это вообще можно было назвать армией.

По сути дела, настоящие вооружённые силы Сталин начал создавать тогда, когда для этого появились экономические предпосылки – в середине 30-х годов. К концу этого десятилетия сталинское преобразование РККА было в основном завершено. Каковы были его основные моменты? Прежде всего, до 1939 года в армии не осталось никаких территориальных частей – только кадровые. Параллельно шло развитие, а по сути дела, создание с ноля новых родов войск – танковых, воздушно-десантных, химических, ПВО и связи, а также прочих, которых до этого фактически не существовало. РККА стремительно превращалась в одну из самых современных армий мира.

Серьёзнейшие преобразования были предприняты относительно совершенствования военных командных структур страны. Во главу угла ставилось введение принципа жёсткого единоначалия и создание максимально дееспособных органов управления войсками. В 1939 году был, наконец, упразднён такой «пережиток» революции и Гражданской войны, как Реввоенсовет, а Народный комиссариат по военным и морским делам преобразован в Наркомат обороны. Генеральный штаб (вместо просто штаба) появился в РККА ещё в 1935 году. Двумя годами позднее был значительно усилен статус правительственной структуры, отвечавшей за военные вопросы – в Совете народных комиссаров вместо соответствующей Комиссии был создан Комитет обороны.

Особо следует упомянуть о сталинском реформировании системы комплектования РККА. В 1939 году для граждан СССР призывной возраст был изменён с 21 года, каковым он был начиная с 1925 года, до 19 или 18 лет (для лиц, закончивших среднюю школу). Это позволило активнее пополнять ряды Вооружённых сил, создавать для них огромный кадровый резерв. Численность Красной армии возросла в сравнении с 1936 годом почти вдвое – до 2 миллионов человек. К 1941 году она увеличится ещё более чем в два раза, к моменту Великой Отечественной войны РККА будет насчитывать более 300 дивизий, правда, почти половина их будет находиться на стадии формирования. В сравнении с 1937 годом к 1941 году штатная численность, к примеру, стрелковых частей Красной армии выросла в сравнении с 1937 годом в три с лишним раза, а в таких родах войск, как бронетанковые, автомобильные, противовоздушной обороны – более чем вшестеро!

Важной военной реформой Сталина является коренное изменение подхода как к системе военной подготовки населения, так и к воспитанию командных кадров для армии. В 1937 году в СССР не насчитывалось и 50 военных училищ, на начало 1941 года их число перевалило за две сотни. Во всех школах и прочих учебных заведениях вводилась обязательная начальная военная и допризывная подготовка, в разы возросла частота и продолжительность учебных сборов для военнослужащих запаса всех категорий.

Параллельно всему этому шло насыщение Красной армии боевыми самолётами, бронетанковой техникой и прочими образцами вооружений.

В итоге можно сказать, что преобразования и реформы, проведённые в военной сфере Сталиным, были предприняты по трём главным направлениям. Во-первых, перевод РККА на полностью кадровую основу и коренное улучшение системы комплектования Вооружённых сил рядовым и начальственным составом. Во-вторых, совершенствование структуры и состава армии – от её высших командных органов до низовых подразделений. В-третьих, материально-техническое перевооружение РККА, создание в её структуре самых современных на тот момент видов и родов войск.

В заключение остаётся лишь отметить, что история не знает других примеров проведения столь глубоких, масштабных и успешных военных реформ, осуществлённых в настолько короткие сроки и без какой-либо помощи и поддержки извне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: