Развитие науки и культуры в эпоху дворцовых переворотов

Российское общество в 1725-1762 гг: реформы Петра Великого привели к тому, что Россия «воспряла ото сна»: отныне она рождает собственных гениев.

Развитие науки и культуры в эпоху дворцовых переворотов

Развитие науки и культуры в эпоху дворцовых переворотов

Деятели дворцовых переворотов

С периодом русской истории, обозначаемым в литературе как «дворцовые перевороты», ассоциируются имена таких гигантов того времени, как М.В. Ломоносов, А.Д Кантемир, В.К. Тредиаковский, В.Н. Татищев. Все они приложили огромные усилия, поспособствовавшие выходу молодой России из векового невежества и развитию собственного богатого потенциала.

Михаил Васильевич Ломоносов

Пожалуй, будет неправильно, если разделять культуру и науку того времени по отдельным отраслям. Ведь чаще всего Россию в то время двигали веред люди, которых можно с полным правом назвать специалистами во многих отраслях знаний – от физики до литературы. Самая заметная фигура из просветителей России, до сих пор вызывающая изумление потомков обширностью знаний, гениальностью мышления и удивительной энергией, — это, конечно, Михаил Васильевич Ломоносов.

Сын рыбака, добравшийся своим ходом из Архангельска в Москву и сумевший, преодолев очень серьезные трудности, добиться признания среди «верхушки» общества – заправлявших всем дворян, Михаил Васильевич преуспел в физике, химии, механике, истории. Он был и замечательным филологом, а также много читал философских трудов Дидро, Вольтера, Гельвеция.

Именно он дал обоснование закону сохранения материи и движения в природе. Первым из ученых не только в Европе, но и во всем мире он дал определение молекулы. Кроме того, ему принадлежит идея о тепле как о результате движения мельчайших частиц – молекул. Он полагал, что мир не является застывшей субстанцией, а непрерывно меняется и развивается, меняются и формы живого в мире – происходит эволюция.

В своих трудах по истории Ломоносов отстаивал мысль о том, что норманны не оказали столь уж значительного влияния на Русь и развитие российской государственности. Он высказывал смелые мысли о необходимости отделения религии от науки.

Первый Московский университет появился в России благодаря идее М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова. Произошло это событие в 1755 г. День, когда Елизавета Петровна подписала указ об открытии высшего учебного заведения, до сих пор является праздником для всех студентов: это 25 января. Сначала в университете открыли 3 отделения: историю, право и медицинский факультет.

Как ни обидно, но имя Ломоносова не упоминалось ни при открытии храма науки, ни на первых лекциях – вся слава досталась Шувалову. Трудно было человеку незнатного происхождения добиться признания и уважения. Впрочем, Ломоносову это удалось, чего нельзя сказать в полной мере о другом выдающемся деятеле того времени – В. К. Тредиаковском.

Василий Кириллович Тредиаковский и Антиох Дмитриевич Кантемир

Родился Василий Тредиаковский в семье священника. С детства он стремился к знаниям. С трудом став студентом Славяно-Греко-Латинской академии, он проучился там некоторое время, после чего сумел получить образование в Париже, в Сорбонне.

Вернулся на Родину Василий Кириллович с образованием филолога. Он горел желанием послужить России, российской словесности. Это был выдающийся писатель и поэт, который стал настоящим новатором в области литературы. Он отчаянно защищал реформы и нововведения Петра. Однако его деятельность вызывала неоднозначные оценки у современников. Его литературные творения, написанные в стиле классицизма, не находили понимания у многих. Это не удивительно: новый литературный язык, разработкой которого занимался Тредиаковский, рождался тяжело, сам автор многочисленных самостоятельных произведений и переводов не всегда мог совладать с ним, нередко выражался напыщенно, сложно и несколько искусственно. Плюс ко всему дворянская среда, в которой он вращался, недолюбливала таких «выскочек»-разночинцев.

Антиоху Кантемиру в этом смысле повезло больше: являясь потомком византийских императоров, он был полностью «своим» среди образованных дворян. Его жанром стала сатира, где он высмеивал корыстолюбивое духовенство и заносчивую молодежь – «детей боярских». Это был первый «светский» поэт», писавший «на злобу дня».

Василий Никитич Татищев

Развиваются точные науки, литература, а что же история? И здесь был сделан солидный шаг вперед благодаря многолетнему труду В.Н. Татищева. Впрочем, это сейчас мы знаем его как историка, а современники видели в нем выдающегося военного деятеля, специалиста в горном деле, способного и дельного чиновника. Его таланты заметил Петр Великий, как известно, отличавшийся умением подбирать кадры. Василий Никитич участвовал в сражениях под Нарвой, под Полтавой. Знал несколько языков, в том числе немецкий и польский. Он интересовался географией, военным делом.

Именно его выбрал Петр для роли «первопроходца» от государства в Сибири, чтобы там учреждать новые рудники, заниматься организацией поисков и переработки полезных ископаемых. И Василий Никитич блестяще справился с поручением, устроив новые заводы, основав будущий Екатеринбург, заведя школы для обучения детей рабочих заводов. Он строго наказывал владельцам предприятий гуманно обращаться с работниками, что было по меньшей мере непривычно для того времени.

А свой огромный исторический труд – первую настоящую работу по истории в Российском государстве – он написал в последние годы жизни, когда отдыхал от забот в подмосковном Болдине. 30 лет он собирал материалы (в том числе и за границей), его творение – плод длительных размышлений. Он основан на подлинных памятниках и свидетельствах старины. Татищев считал историю «наукой опыта», необходимой каждому грамотному правителю и хорошему чиновнику.

Заключение

В эпоху дворцовых переворотов российское общество, «взорванное» реформами Петра, начинает развиваться достаточно бурными темпами. Сменявшиеся на троне государи не препятствовали развитию наук, истории и литературы – наоборот, они старались оказывать поддержку по мере возможности. Подлинные «самородки» появляются в это время: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, В.Н. Татищев. «Светская» культура крепнет и окончательно отделяется от церковной. Россия шагает вперед, готовится к царствованию Екатерины, названному впоследствии «просвещенным веком».

Русская культура в эпоху дворцовых переворотов

В эпоху дворцовых переворотов (1725-1762) литература сделала значительный шаг вперед. На литературном небосклоне появляются такие выдающиеся деятели российского Просвещения, как Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744), Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1768), Александр Петрович Сумароков (1717-1777) и, конечно, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Они принадлежали к разным слоям общества. А. Д. Кантемир был потомком (по матери) византийских императоров и сыном молдавского господаря; А. П. Сумароков принадлежал к дворянской верхушке; В. К. Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, а М. В. Ломоносов — сыном рыбака-помора. Но всех их объединяла борьба за дальнейшее развитие просвещения, науки и культуры в России. Они верили, что ее прогрессивное историческое развитие возможно, если носителем передовых идей будет правитель государства. В качестве примера бралось правление императора Петра I.

М. В. Ломоносов в одах, адресованных монархам, рисуя образ идеального царя, призывал их идти по пути, предначертанному Петром I. Антиох Кантемир в сатирах высмеивал приверженцев старины и врагов просвещения и науки. Его «героями» были невежественное и корыстолюбивое духовенство и спесивая боярская молодежь. Не обошел он вниманием и алчность купцов, и взяточничество чиновников. А. Кантемир был первым профессиональным светским поэтом. Он много «путешествовал за знаниями», вел дипломатическую работу в Англии, работал во Франции. А. П. Сумароков в трагедиях обличал деспотизм власти, а В. К. Тредиаковский в поэме «Тилемахида» также выводил отрицательные образы «злых царей». Литература постепенно становится воспитательницей общества, привлекая внимание все более широких читательских кругов.

Благодаря усилиям этих гигантов российского Просвещения и складывается первое крупное литературное направление — классицизм, который господствовал практически на протяжении всего XVIII в. С точки зрения классицистов, долг перед Отечеством должен преобладать над личными, частными интересами.

В противовес средневековым идеям высшим в человеке они считали разум, а не веру, законам которого необходимо подчинить развитие искусства. Совершеннейшими, классическими образцами им представлялись произведения античных авторов.

Масштаб такой фигуры, как М. В. Ломоносов, которого А. С. Пушкин со свойственной ему меткостью и афористичностью назвал «нашим первым университетом», а современники почитали как «высшую ступень славы русского имени», проявился практически во всех отраслях знаний. Добравшись санным обозом из Архангельской губернии в Москву и окончив там Славяно-греко-латинскую академию, он продолжил свое обучение в Петербургском и Марбургском (Германия) университетах. М. В. Ломоносов был философом, физиком, химиком, филологом, историком, механиком. Общее философское воззрение ученого было материалистическим, оно перекликалось со взглядами французских философов-просветителей: Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Вольтера. М. В. Ломоносов первый обосновал закон сохранения материи и движения в природе, на несколько десятилетий опередив в этом француза Лавуазье. В своих трудах он отмечал, что «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте». Этот закон был распространен им и на движение и назван «всеобщим законом природы». Ему принадлежит первое в мировой науке определение молекулы (корпускулы). Ученый выдвинул гипотезу о тепле как результате движения молекул, высказывал идеи об эволюционном развитии всего существующего. М. В. Ломоносов был основоположником антинорманнской исторической концепции, согласно которой норманны (варяги) в лице Рюрика и его дружины не могли оказать значительного влияния на становление и развитие русской государственности. Ученый выступал за отделение науки от религии.

Наряду с М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским нужно назвать такую фигуру, как Василий Никитич Татищев (1686-1750), который был историком, географом и администратором. Главный его труд «История Российская с древнейших времен» в 5 томах. В. Н. Татищев был составителем первого русского энциклопедического словаря — «Лексикона российского», который он довел до буквы «К».

В целом все российские просветители получили образование за рубежом, много путешествовали и жили в Европе, знали какая сейчас погода в Нижнем Тагиле, какая в Риме. Российскому Просвещению были не свойственны антиклерикализм, и что его существенно отличает от западного. У отечественных просветителей наблюдался повышенный интерес к истокам своей истории, неразрывно связанной с православием.

Читайте также  Князь игорь рюрикович

В правление Екатерины II (1762-1796), которая сама активно занималась литературным творчеством и даже пыталась влиять на общую идейную направленность литературы в стране, появляются уже десятки авторов. Наиболее популярные писатели того времени — А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. За «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был назван императрицей «бунтовщиком хуже Пугачева». В «Недоросле» Д. И. Фонвизина жестко высмеивался убогий внутренний мир российского дворянства. Басни И. А. Крылова были также весьма «прозрачны» по своей социальной направленности и обличению.

Стремительно развивается драматургия, постепенно появляются первые образцы художественной прозы. Сатирические жанры были настолько популярны, что у Г. Р. Державина, которого по праву можно назвать крупнейшим поэтом второй половины XVIII в. , сатирическое начало проникает даже в торжественные оды.

Культура в эпоху дворцовых переворотов

Русская культура в эпоху дворцовых переворотов как бы медленно раскачивалась, чтобы достигнуть новых вершин в царствование Елизаветы Петровны.

Содержание

  • 1 Академия наук
  • 2 При дворе Анны Иоанновны
  • 3 Расцвет барокко
  • 4 Иван Шувалов и Михаил Ломоносов
  • 5 Итоги

Академия наук [ править | править код ]

Основание Академии наук в Петербурге было фактически завещанием Петра I, которое исполнила его жена Екатерина I в 1725 году. Этот шаг задал своеобразный вектор развития русской науки и образования. Они выстраивались сверху: в стране на пустом месте сначала появилась академия наук, потом университет, а потом уже система школ.

Приборы в Петербургской Академии наук.

Поэтому Академия наук изначально сочетала в себе функции научного учреждения и некоторые функции университета и гимназии. В Европу полетели приглашения, на которые откликнулись зоолог и анатом Иоганн Георг Дю Вернуа, астроном и картограф Жозеф-Николя Де Лиль, математики братья Даниил и Николай Бернулли, историк Герхард Миллер. В момент основания академии в России просто не было людей, способных пополнить собой ряды академиков. Позже такие люди появились, но их было немного: из 60 профессоров-академиков XVIII века, только 24 были русскими. Академия печатала свои труды на латыни и еще долго оставалась немецкой по своему характеру. Впрочем, некоторые профессора-немцы сыграли выдающуюся роль в истории русской науки. Великий математик из Базеля Леонард Эйлер прибыл в Петербург в 1727 году. Он охотно учил русских и стал основателем русской математической школы. Герхард Миллер стал первым профессиональным историком в России, прекрасно овладел русским языком, много путешествовал по своей новой родине и старался развенчать неблагоприятные слухи, ходившие о ней за рубежом.

При дворе Анны Иоанновны [ править | править код ]

К 1730-м годам в пору зрелости вошли первые русские живописцы, впрочем не оставившие значимых творений. Двор Анны Иоанновны был местом довольно грубых развлечений, и шуты и карлики получали больше внимания, чем служители муз. Тем не менее, французский балетмейстер Жан-Батист Ланде основал в конце 1730-х годов первую балетную школу в Петербурге и на придворных праздниках периодически ставились французские и итальянские балеты и оперы. В Сухопутном шляхетском корпусе, основанном в 1731 году, у кадет было достаточно досуга для постановки пьес, и именно в стенах корпуса зародился талант первого русского драматурга Александра Сумарокова.

Шутовская свадебная процессия. XVIII в.

Отсутствие внимания при дворе — а двор в XVIII веке был главным заказчиком произведений искусства — и отсутствие досуга у дворян, составлявших тонкую прослойку более или менее образованных людей в России, предопределил слабое развитие русской культуры в 1725-1741 годах.

Расцвет барокко [ править | править код ]

Елизавета Петровна, едва ли будучи более способным политиком, чем Анна Иоанновна, выгодно отличалась от нее в понимании культуры. Ее экстравагантный стиль правления, любовь к французской культуре и к развлечениям стали плодотворной почвой для нового подъема русской культуры в 1740-1750-е годы.

Екатерининский дворец в Царском селе.

Архитектура русского барокко XVIII века почти полностью связана с одним именем. Это Бартоломео Франческо Растрелли, итальянец, родившийся в Париже, но творивший только в России. Растрелли приехал в Россию вместе со своим отцом, известным скульптором, по приглашению Петра. Он стал автором трех выдающихся дворцов в Петербурге и его окрестностях, ставших вершинами дворцового барокко. В центре столицы он построил Зимний дворец. В Петергофе — Большой дворец, известный своим каскадом фонтанов. Но настоящим шедевром стал огромный 300-метровый Екатерининский дворец в Царском селе , утопающий в роскошной позолоте. Зимний дворец станет официальной резиденцией русских императоров, а Царское село — их местом летнего отдыха.

В 1748 году Елизавета Петровна, причудливо сочетавшая в своей натуре фривольность и богомолье, учредила на окраине Петербурга Смольный монастырь, для которого Растрелли создал Смольный собор . В роскошном барочном убранстве собора угадывалась композиция традиционного русского храма. Растрелли хотели установить перед собором огромную 140-метровую колокольню, которая бы стала самым высоким зданием в Европе, но проект не был реализован то ли по воле самого архитектора, то ли из-за нехватки средств.

Культура барокко неотделима от музыки и театра, которые особенно любила Елизавета Петровна. Чаще, чем прежде, при дворе стали ставить оперы и балеты и приглашать музыкантов. Появилось сложнейшее искусство роговых оркестров , в которых каждый рог издавал только одну ноту.

В 1746 году на одном из придворных спектаклей побывал ярославский купец Федор Волков. С тех пор театр стал его страстью. Вернувшись в Ярославль, он основал там профессиональную театральную труппу и благодаря поддержке императрицы, в 1756 году основал в Петербурге первый публичный театр. Директором театра и основным драматургом стал Сумароков, а главным режиссером и актером сам Волков.

Иван Шувалов и Михаил Ломоносов [ править | править код ]

Ивану Шувалову суждено было сыграть особенную роль в истории русской культуры. Он не имел больших политических амбиций и положение, данное ему фавором Елизаветы Петровны, использовал на дело просвещения и культуры. Он переписывался с Вольтером и другими просветителями, собирал картины, путешествовал по Европе, держал в своем доме первый в России литературный салон. Фактически, он стал первым просвещенным вельможей и меценатом в России.

Неизв. худ. Михаил Ломоносов. XVIII в.

Сын богатого поморского крестьянина Михаил Ломоносов был главным человеком облагодетельствованным графом Шуваловым. Ломоносов стал первым признанным в Европе русским ученым. Вместе со своим патроном он основал в 1755 году Московский университет. Как и в случае с Академией наук, профессоров пришлось приглашать, главным образом, из-за границы. Чтобы подготовить студентов, при университете появилась гимназия. Впрочем, дворяне неохотно отдавали своих детей в новое учебное заведение. У одних было достаточно средств, чтобы дать отпрыску домашнее образование или отправить учиться за границу. У других господствовало представление, что все необходимые знания молодой дворянин получит на службе, которую выгоднее начать как можно раньше, чтобы быстрее выслужиться в высокие чины. Поэтому университет изначально принимал в свои стены не только дворян, но и разночинцев (лиц неопределенного звания, например, детей ученых или врачей).

Похожие проблемы возникли, когда в 1757 году граф Иван Шувалов учредил в Петербурге Академию художеств. В первом наборе было 11 дворян и 27 разночинцев, а в дальнейшем в Академию художеств помещики нередко отсылали учиться своих талантливых крепостных. Дело в том, что профессия художника, скульптора и архитектора считалась не более как ремеслом, обслуживающим жизнь богатых вельмож, а значит не подобающей стезей для настоящего дворянина.

Первые плоды усилий графа Шувалова и Ломоносова проявились уже в екатерининское царствование. Когда Ломоносов мечтал о том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», он во многом выражал программу Шувалова и близких к нему лиц из мира науки и искусства. Они впервые осознали себя как продолжатели дела Петра I, считая, что великий преобразователь дал России внешнее могущество, а их задача — утвердить ее на пути внутреннего развития в сторону просвещения. Екатерина II, придя к власти, подхватит эту мысль.

Итоги [ править | править код ]

Эпоха дворцовых переворотов напоминает калейдоскоп, в котором стремительно сменялись — на престоле Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Елизавета Петровна и Петр III, а у престола — Меншиков, Долгорукие, Остерман, Миних, Бирон, Разумовский, Шуваловы и другие. Однако за стремительными перипетиями дворцовых переворотов проглядывают определенные тенденции, которые следует подчеркнуть.

По сути, период 1725-1762 годов был временем очень непростого оформления взаимоотношений самодержавной власти и дворянства. Эти взаимоотношения основывались на компромиссе: власть гарантирует дворянству его привилегии, а дворянство служит власти. Какими бы слабыми не были правители, именно власть выступала в этих отношениях в качестве более сильного партнера. Русское дворянство добилось определенных уступок, кульминацией которых стал Манифест о вольности дворянству 1762 года, но так и не сумело достичь каких-либо политических прав, ограничить самодержавие или хотя бы письменно оформить свой негласный договор с престолом в делах, не касающихся непосредственно службы. Русская монархия осталась абсолютистской.

Несмотря на слабость правителей, Россия уверенно шла по вектору, заданному Петром I. Война за Польское наследство (1733-1735), Русско-турецкая война (1735-1739) и Русско-шведская война (1741-1743) были выиграны, а участие в Семилетней войне 1756-1763 годов, несмотря на ее безрезультатность для России, подтвердила силу русской армии. Кроме того, Российская империя, особенно в правление Елизаветы Петровны, стала утверждать себя не только в качестве важнейшей военно-политической силы в Европе, но и в качестве важного центра европейской культуры.

Эти успехи не должны затмевать очевидных проблем. Отсутствовал нормальный механизм наследования власти, и политика слишком зависела от превратностей придворной фортуны, а финансовый кризис так и не был преодолен.

Читайте также  День великой победы

37. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления. Образование и наука

37. Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления. Образование и наука

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. – Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения – Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов.

Значительного уровня развития достигла в XVI–XVII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711 – 1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук.

В XVIII веке растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686–1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды:

1) М. В. Ломоносова;

2) М. М. Щербатова;

3) И. Н. Болтина и др.

Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кули-бин (1735–1810).

Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Эпоха дворцовых переворотов и их причины

Эпоха дворцовых переворотов и их причины После смерти Петра I царствующий дом распался на императорскую линию, которая шла от Петра, и царскую от его старшего брата, царя Ивана.От Петра престол перешел к его вдове — императрице Екатерине I, от нее — к внуку покойного

3. Особенности китайской культуры Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг

3. Особенности китайской культуры Образование и наука. Религия. Литература. Китайская беллетристика 1920–1930 гг Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тысячелетия до н. э. Китайская культура

6. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука. Литература

6. Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука. Литература Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:1. Додинастический период

15. Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука. Мировосприятие. Литература. Театр

15. Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука. Мировосприятие. Литература. Театр В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее

21. Общая характеристика культуры ХХ в. Образование и наука. Музеи. Кино

21. Общая характеристика культуры ХХ в. Образование и наука. Музеи. Кино Культура ХХ в. отличается разноплановостью и раз-ностильем. Появляются новые виды искусства – бо-ди-арт, граффити и др. Распространяются современные способы трансляции культуры – телевидение,

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль

29. Общая характеристика культуры России в XVI в. Быт и общественная мысль Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые

34. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука

34. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого. Образование, наука На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно – в течение жизни одного поколения.Русскому искусству XVIII в.

38. Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления

38. Литература и общественная мысль, театр и живопись эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в.

39. Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления

39. Архитектура и скульптура эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления В первой половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре был барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины,

40. Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки

40. Общая характеристика Золотого века русской культуры (первая половина). Развитие образования, литературы и науки Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской

43. Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука

43. Общая характеристика культуры Золотого века (вторая половина). Образование и наука Вторая половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Популярной в искусстве стала «русская тема». Достижения

46. Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф

46. Общая характеристика культуры серебряного века. Образование и наука. Литература. Театр. Кинематограф Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с

48. Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

48. Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука. Спорт. Литература. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры,

50. Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука

50. Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу

55. Общая характеристика Культуры России 1991–2003 гг. Образование и наука

55. Общая характеристика Культуры России 1991–2003 гг. Образование и наука Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в

презентация Культура в эпоху дворцовых переворотов

Общая характеристика культуры эпохи «дворцовых переворотов» и екатерининского правления

1слайд XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы. В живописи на первый план выдвигается портрет. В архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского зодчества. Я расскажу преимущественно о достижениях дворянской культуры.

Образование

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. – Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени – 2 слайд И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования.

Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Петербургской губернии.

3 слайд Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения – Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников. Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев.

Читайте также  Международное значение победы над германским агрессором и его союзниками

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки.

Наука

4 Слайд Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711–1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Московского университета (1755 г.).

5 слайд В XVIII в. растет интерес российского общества к своему историческому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686–1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Татищевым появляются исторические труды:

1) М. В. Ломоносова;

2) М. М. Щербатова;

5) Г. Ф. Миллера и др.

В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати публикуются исторические документы.

6 слайд Ряд интереснейших достижений характеризует развитие технической мысли в России. Но в большинстве случаев технические новшества не находили применения. Одним из известнейших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735–1810).

7 слайд Широкое развитие получили физико-географические исследования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была снаряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по географии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.

8 слайд Литература и общественная мысль. Театр

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.

Наиболее ярко это проявилось в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции, а также у раннего представителя классицизма XVIII в. – А. Д. Кантемира. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К Тредиаковского (1703–1769). 9 слайд Отстаивая чистоту русского литературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех литературных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743–1816).

10 слайд На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодоление сентиментализма и формирование реалистических тенденций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745–1792) – создателя социальной комедии.

Основоположником русского сентиментализма считается писатель, историк, носивший прозвище «Колумб русской истории», автор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766–1826).

11 слайд Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749–1802). Занимая пост военного прокурора, в годы пугачевского восстания он познакомился с делами беглых рекрутов, в которых как в зеркале, отразились порядки крепостной России. Это подвело Радищева к мысли о необходимости крестьянской революции в России. В своем литературном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от литературного жанра сентиментализма к критическому реализму.

12 слайд Во второй половине XVIII столетия в России происходит развитие журналистики. С конца 1750-х гг. появляются первые частные журналы. Среди них «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова. В основном это были дворянско-сословные издания. В период правления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Новикова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).

13 слайд В XVIII столетии в России довольно широкое развитие получило театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803).

Интересную эволюцию в XVIII в. претерпевает музыкальное творчество. В дворянской среде широко распространяется русская народная песня, а также стилизация под народный склад песни.

14 слайд Живопись

Характерная черта живописи XVIII в. – освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах Л. П. Антропова (1716–1795). Успешно работал в жанре портрета крепостной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729–1802).

Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера:

1) Дмитрий Левицкий;

2) Владимир Боровиковский;

3) Федор Рокотов.

Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Рокотова (1736–1808) появляется портрет неофициальный, интимный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека.

15 слайд Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735–1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие великолепием одежд, передают богатство предметной фактуры. Примеры тому – портрет богатейшего заводчика П. А. Демидова; серия портретов благородных воспитанниц Смольного института – подростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и др.). Д. Г. Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины П.

16 слайд Продолжателем традиций Левицкого был В. Л. Боровиковский (1757–1825), в портретах которого искусство психологизма достигло вершины совершенства. Мастер близок к сентиментализму (портреты мечтательной и томной М. И. Лопухиной – один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного положения, за который Боровиковскому присудили звание академика).

1,слайд Архитектура, скульптура

В 1-й половине XVIII в. господствующим стилем в архитектуре было барокко. Для него характерно создание огромных ансамблей, отличающихся торжественностью, пышностью, обилием лепнины, скульптур, колонн. Во 2-й половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм.

18 слайд Наиболее яркой фигурой середины XVIII столетия был В. В. Растрелли (1700–1771). Его основными архитектурными шедеврами являются:

1) дворец в Петергофе;

2) дворцовый ансамбль в Царском Селе;

3) Смольный монастырь под Петербургом.

Он строил пышные дворцы, храмы, павильоны, загородные комплексы и т. п. В 1754–1762 гг. Растрелли возвел новый Зимний дворец примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I.

19 слайд Во 2-й половине XVIII в. появляется ряд крупнейших талантливых русских зодчих. В их деятельности русский классицизм обрел свои основные черты. В. И. Баженов (1737–1799) – великий русский зодчий, один из первых представителей русского классицизма. Его постигла трагическая судьба: проект грандиозного дворца в Московском Кремле был одобрен, но не осуществлен. Вторая его работа – проектирование и строительство царского загородного дворца в селе Царицыно под Москвой – была доведена до окончания постройки, но, по приказу Екатерины II, разрушена за близость Баженова к Новикову. Долгие годы В. И. Баженов выполнял заказы частных лиц, и только в 90-е гг. XVIII в. создал проект Михайловского замка, построенного для Павла I в 1797–1800 гг. архитектором Бренна.

Наряду с дворцово-парковой архитектурой в XVIII столетии все большее значение приобретает строительство зданий общественного назначения. Одной из первых построек подобного типа является знаменитое Адмиралтейство в Петербурге работы русского архитектора И. К Коробова (1700–1747).

20 слайд В строительство крупных общественных сооружений в Москве большой вклад нес великий русский зодчий М. Ф. Казаков (1738–1812). Будучи одним из учеников и почитателей В. И. Баженова, он продолжил совершенствование особенностей русского классицизма, сделал его еще более строгим и простым. Замечательный пример творчества Казакова – Сенатское здание в Московском Кремле.

Одновременно с русскими зодчими в России успешно работали и иностранцы. Среди них наиболее талантливыми были шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Кваренги.

21 слайд Одним из первых образцов классицизма стало огромное здание Академии художеств, возводившееся на протяжении четверти века (1763–1788 гг.). Создать в России Академию художеств, в которой могли бы учиться живописцы, скульпторы, архитекторы, то есть своего рода центр искусств, задумал еще Петр I. Этот замысел осуществила его дочь Елизавета в конце своего царствования – в 1757 г. в Петербурге.

22 слайд Архитектор И. Е. Старов (1745–1808) также придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение – Таврический дворец князя Г. А. Потемкина-Таврического в Петербурге (1783–1789). Им построен и собор Александре-Невской лавры. Именно Старов создал классический тип дворца-усадьбы, применив особую композицию с основным корпусом и боковыми флигелями (пристройками), вынесенными вперед (эта схема очень понравилась русским помещикам).

23 слайд Наконец, нельзя не упомянуть о великолепных достижениях русских скульпторов XVIII столетия. В числе первых стоит знаменитый Ф. И. Шубин (1740–1805). Тенденции реализма, острая портретная характеристика выражены в его творчестве четко, рельефно. Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придает скульптуре особую живость и выразительность.

В области декоративной скульптуры в эту эпоху работала целая плеяда выдающихся мастеров:

2) М. И. Козловский;

3) И. П. Прокофьев;

24 слайд Они дали замечательные образцы декоративной и монументальной скульптуры. Особо следует отметить памятник Петру I, созданный французским скульптором Фальконе (1716–1791). 25 слайд В целом в конце XVIII—начале XIX вв. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Поэтому очень популярным был М. И. Козловский (1753–1802), так как в своем творчестве он обращался в основном к античной мифологии и библейским преданиям.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: