Культура белоруссии в xix веке - Sogetsu-Mf.ru

Культура белоруссии в xix веке

Культура Беларуси XIX- начала ХХ вв Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой

Культура белоруссии в xix веке

Культура Беларуси XIX- начала ХХ вв

Не улучшились условия для сохранения и развития белорусской культуры, когда территория Беларуси в результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской империи. После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер. С этого времени к полонизации вначале очень осторожно, а позже открыто прибавились еще и русификация.

В первой трети XIX в. проводилась полонизация. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом Учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика русификации, которая была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Власти Российской империи стремились распространить и закрепить свое влияние на белорусское население. Значительная роль при этом отводилась средствам культурно-духовного воздействия, в том числе, для искоренения «польского влияния».

1 мая 1832 г., после восстания 1830 – 1831, был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык.

Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в Учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Однако и в таких условиях белорусская земля дала свету таких выдающихся людей, как Адам Мицкевич, Станислав Манюшка, Михал Клеофас Агинский, Игнатий Дамейко, Михаил Глинка, Иосиф Гашкевич, Иван Черский и др.

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Мартинкевич.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич написал портреты А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель создал картины исторического жанра. И. Хруцкий работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Культура Беларуси в 60 – 90 гг. XIX в.После восстания 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве было запрещено всякое книгопечатание на белорусском языке. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси М. Довнар-Запольского, Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др. За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича, А.Обуховича и др. Основными темами их произведений были защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Франтишак Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. Поскольку политика царизма не позволяла напечатать его произведения в России, первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» вышел в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» – в 1894 г. в Познани.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 – 1918 гг.) Получили известность картины пейзажиста А. Горовского Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и Учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Возрождению национальных традиций белорусской культуры во многом способствовала активизация белорусского национального движения в начале ХХ века.

В 1910 г. был создан Северо-Западный отдел Русского географического товарищества, который опубликовал 12 работ. Вопросами истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский и др. Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

Ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия, идеи возрождения.

Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех белорусских писателей-классиков

В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь, появилась «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.

В начале века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики, скульптуры: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович, К. Каганец, О. Краснопольский и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Читайте также  Сравнение правлений михаила и алексея романовых

Культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов

Культура Беларуси XIX-XX вв

Уникальная и самобытная культура Беларуси развивалась под влиянием культуры стран-соседок – России, Польши, Украины и Литвы. С XIX века в культуре Беларуси появились очевидные просветительские тенденции, на нее серьезно влиял строящийся капитализм.

Основные традиции современной белорусской культуры сформировались в начале XIX века в то время, когда появился интерес к народной культуре и началось ее систематическое изучение.

Конец XIX – начало XX века символизировал начало национального возрождения народа Беларуси.

Литературное искусство

В начале XIX века главной проблемой белорусского книгопечатания было практически полное отсутствие белорусскоязычных произведений. До 1860-х годов даже такие писатели, как Ян Барщевский, который был одним из основоположников современной белорусской литературы, предпочитали писать польском языке или же использовать латинскую графику. После того, как произошло восстание 1863 года, началась политика русификации, в связи с чем даже интеллигенция Беларуси не очень хорошо владела белорусским языком.

Сам по себе литературный белорусский язык сформировался на основе народных говоров. Литература прошла длинный путь от узко фольклорной направленности в первой половине XIX века до развитой. Основным толчком в развитии послужили изменения в политической и социально-экономической жизни страны, которые дали авторам новый материал – они писали анонимные «разговоры», целью которых было критиковать порядки Российской Империи и поддержка революции 60-х годов.

Пиком развития литературы Беларуси XIX века было творчество Ф. Богушевича, который пытался в своих произведениях пробудить у своих сограждан чувство национальной сознательности. Другими известными авторами того времени стали Я. Лучина, К. Калиновский, А. Гуринович. Именно на традиции, заложенные ими, опиралась литература Беларуси в XX веке.

Существовало много авторов, благодаря которым белорусская литература начала включаться в мировой историко-литературный процесс. Среди них: М. Богданович, Я. Купала, М. Горецкий, Т. Гартный, З. Бедуля.

В XX веке белорусская литература по своей тематике придерживалась развития истории. Во времена Первой и Второй мировых войн авторы писали о патриотизме, мужестве, подвигах. Также в художественных произведениях были отражены темы массовых эмиграций, сталинских репрессий, а также авария на чернобыльской АЭС.

В 2015 году знаменитая белорусская писательница Светлана Алексиевич была удостоена Нобелевской премии по литературе «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Образование

Во второй половине XIX века в Беларуси проводилась школьная реформа, направленная на повышение количества начальных школ. В то время было тяжело получить среднее образование – для большинства слоев населения доступ к нему был закрыт из-за высокой платы за обучение. В начальных школах детей обучали только началам арифметики, письму, церковному пению и слову Божьему. Возможность получить высшее образование была только у тех, кто закончил среднее.

Сама система образования переживала большие материальные трудности. Школ было очень мало – одна на 8-10 деревень. Большинство из них располагались в крестьянских домах, которые были мало пригодны для занятий. На всех учеников не хватало парт и учебников, также не было вовсе тетрадей. Однако профессиональное обучение развивалось достаточно быстро, среди основных учебных заведений были земледельческие, сельскохозяйственные, промышленные, медицинские, ремесленные, педагогические и др.

В 1878 году в связи с развитием железнодорожного транспорта открыли Гомельское техническое железнодорожное училище.

В Беларуси также были распространены женские профессиональные училища, в частности классы по рукоделию.

Живопись и архитектура

Одним из важнейших шагов на пути развития белорусской живописи было образование в 1866 году Виленской школы по рисованию. Также к концу XIX века были открыты еще два подобных учебных заведения, которые выпускали лучших художников Беларуси. Также надо сказать о том, что на белорусское изобразительное искусство значительно повлияло русское. Такие русские художники как Репин, Шишкин и Савицкий часто обращались за вдохновением к белорусским землям, а Репин помог нескольким белорусским живописцам получить художественное образование.

Самыми яркими именами белорусской живописи были А. Горевский, Ю. Пен, Н. Силивонович, В. Беланицкий-Бирули.

Восстание 1860-х вызвало значительные перемены в экономической жизни Беларуси, т.к. оно спровоцировало быстрый рост городов и, соответственно, большое внимание начали уделять архитектуре. Однако, надо отметить, что в основном строили деревянные одноэтажные дома.

В XIX веке произошел упадок классической архитектуры, и к концу века в белорусском зодчестве использовали множество разных форм и стилей. Одними из самых популярных были модерн и неостиль.

Музыка и театр

Деятельность русских, белорусских и польских творческих коллективов на рубеже XIX-XX веков подтолкнула развитие белорусского театра. Свое начало театр брал в творчестве бродячих музыкантов и народных обрядах. Причиной появления большого количества музыкально-драматических кружков и организаций, «белорусских вечеринок» стало не только восстание 1860-ых, но и рост национального самосознания, а также появление новых важных и значительных произведений белорусской драматургии. На таких мероприятиях выступали танцоры, хоры, читали произведения белорусской литературы, а также ставили пьесы.

В начале XX века возникла «Первая белорусская труппа», которой руководил И. Буйницкий. В 1910-ом году она превратилась в профессиональный театр.

В современной Беларуси работает 28 профессиональных театров, среди которых 19 драматических и музыкальных, 8 детских и юного зрителя, а также один театр оперы и балета. Отдельное место занимают независимые театры, которые также начали развиваться в последние годы.

С XIX века большой популярностью пользовались музыкальные коллективы, которые гастролировали по Беларуси. Многие из них в своих выступлениях обращались к народному белорусскому творчеству.

В развитии белорусской профессиональной музыки большую роль сыграл А. Роговский.

Самыми известными белорусскими музыкальными исполнителями XX века стали ансамбль «Песняры» и группа «Ляпис Трубецкой».

Культура Беларуси в XIX в.

В XIX в. возникло новое научное направление – белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов.

Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок, обнаруженных в результате раскопок около тысячи курганов, он передал Виленскому музею древностей. Позже для многотомного издания «Живописная Россия» он написал отдельный том, посвященный белорусско-литовскому краю. С позиций теории «западнорусизма» освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович. Согласно этой теории белорусы рассматривались как составная часть русского этноса. М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края связано с возвращением его от польского католичества к русскому православию.

Центром образования являлся Виленский университет. В 1817г. по инициативе студентов университета Томаша Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота было создано «Общество филоматов» – любителей наук. Оно занималось исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории родного края. В 1832г. Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830 – 1831 гг.

Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность». В 1836г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ.
Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848г. в Горы-Горках Могилевской губернии Земледельческого института – первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля. В 1864г. он был закрыт в связи с событиями восстания 1863 – 1864 гг. После этого получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.

Читайте также  Расширение масштабов второй мировой войны

Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные – с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев.

В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным.

Достижением европейского уровня в технических науках стали работы профессора Якуба Наркевича-Ёдки. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит сегодня и основе электротерапии. Его первое научное открытие – прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам – стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.

Мировую известность получил друг Адама Мицкевича по Виленскому университету, участник «Общества филоматов» Игнат Домейко. После восстания 1830 – 1831 гг он оказался в эмиграции в Чили. За достижения в изучении геологии и минералогии на территории этого государства он получил звание почетного гражданина Чили. Он создал в Чили этнографический музой, ввел метрическую систему измерения, написал несколько учебников. Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики.

В области литературы плодотворно использовал в своем творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть свою родину в связи с осуждением по делу «Общества филоматов», поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Дзяды».

Ян Чечот, отбыв 10-летнюю ссылку за участие в деятельности «Общества филоматов», в 1837 – 1846 гг. издал в Вильно (преимущественно в переводе на польский язык) шесть сборников «Сялянскіх песень». Он отметил грамматические особенности белорусского языка и выделил его из других славянских языков, дав название кривицкий.

Первым классиком новой белорусской литературы стал Винсент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной драме «Сялянка» (Ідылія»), напечатанной в Вильно в 1846г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны – по-польски.

Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота.

Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю ад веку i маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Паштальён» стало в переводе известной русской песней «Когда я на почте служил ямщиком».

Особое место в литературном наследии первой половины XIX в. занимает творчество крестьянского поэта Павлюка Багрыма. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошло только одно – «Заиграй, заиграй, хлопча малы. ».

Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхціч Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях», где использованы белорусские сказки и предания.

Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце XIX в, изданы сборники его стихов «Дудка беларуская» и «Смык беларускi» под псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» поэт писал: «Шмат было такіх народаў, што страцілі найперш мову сваю, так як той чалавек перад скананнем, катораму мову займе, а потым i зусім замёрли. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не умёрлі..».

В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества.

Основоположником жанра натюрморта стал уроженец Витебщины Иван Хруцкий, который также создал ряд портретов: «Портрет жены», «Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления Исаакиевского собора. Он исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика. На протяжении многих лет жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь музей-усадьба художника, филиал витебского краеведческого музея) русский художник Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в том числе Композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.

Панов, С. История Беларуси. Билеты. 11 класс / С. Панов. — Минск.: Аверсэв, 2014. — 144 с.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.

Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

Белорусское искусство XIX в.

Искусство Беларуси XIX – начала XX века представлено в основной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь и в его филиалах – «Музей Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в Минске и «Музей Витольда Бялыницкого-Бирули» в Могилеве. Небольшой (около 500 произведений) состав данного раздела объясняется тем, что в результате второй мировой войны большинство произведений художественного наследия Беларуси, коллекции многих музеев погибли. Произведения художников XIX века тщательно собирались музеем как путем поступления возвращенных из Германии белорусских довоенных собраний, так и путем закупок из частных коллекций Москвы, Петербурга и других городов России.

Специфика формирования этой коллекции музея во многом обусловлена историческими причинами развития художественной культуры Белоруссии в XIX веке.

Присоединенная в конце XVIII века в результате трех разделов Речи Посполитой к Российской империи, Беларусь стала окраиной огромного государства, где угнетались любые проявления национальных культурно-просветительских движений. В 1840 году, как результат поражения освободительного восстания 1831 года, было запрещено даже употребление названия Белоруссия. Она стала официально именоваться «Северо-Западным краем».

В 1831 году был закрыт Виленский университет – главный центр художественного образования и для Беларуси и для Литвы, была запрещена возможность получения художественного образования за пределами Российской империи. Единственным местом, где могли получить профессиональную подготовку художники – уроженцы Беларуси, – стали художественные заведения Петербурга и Москвы.

Именно по этим причинам наследие художников XIX века – уроженцев Беларуси – включается в контекст художественной истории России, Польши, Литвы, большие коллекции их произведений есть в собраниях национальных музеев в Варшаве и Кракове, Литовского художественного музея в Вильнюсе, Третьяковской галереи в Москве. Тем не менее, произведения искусства Беларуси XIX – начала XX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь дают возможность довольно обстоятельно показать неразрывность исторического развития искусства страны, определить фигуры многих замечательных представителей живописи и графики Беларуси данного столетия.

В филиале музея «Дом Ваньковичей» на постоянной выставке усадебных портретов демонстрируются двадцать произведений, выполненных в основном неизвестными художниками в конце XVIII – первой половине XIX в. Они сохранили многие приметы традиционного

«сарматского портрета» предыдущих столетий – изображения гербов, развернутых объяснительных надписей. Есть среди усадебных портретов произведения рубежа XVIII – первой половины XIX века, авторы которых известны, это – Константин Александрович и Юзеф Пешка, Мартин Яблонский и Клеменс Ивашкевич.

К сожалению, нет в собрании музея произведений Валентия Ваньковича, художника первой половины XIX в., который родился и значительную часть своей жизни провел в Минске. В доме, где когда-то жил брат художника и где очень часто бывал сам Валентий Ванькович, демонстрируются в постоянной экспозиции произведения художников – современников Валентия Ваньковича. Ян Рустэм, занимавший должность руководителя кафедры живописи Виленского университета после ее основателя Франтишка Смуглевича, представлен здесь «Портретом Станислава Манюшки». С произведениями выпускников этой кафедры, среди которых был и Ванькович – Яна Дамеля и Канутия Русецкого, – также можно познакомиться на экспозиции.

Читайте также  Славяне и их соседи в древности

Искусству Беларуси первой половины – середины XIX века выразительную характеристику дает творчество белорусских мастеров, много работавших в России – Иосифа Олешкевича и Сергея Зарянко. Три портретных произведения Олешкевича и два – Зарянко являются украшением музейной экспозиции.

Особенную ценность в собрании музея, посвященном искусству Беларуси XIX в., представляют 25 живописных полотен Ивана Хруцкого, демонстрирующих все периоды его творческого пути, разнообразие его художественных интересов: не только натюрморты, особенно прославившие имя художника, но и портреты, портреты в интерьере, жанровые сцены. Большую часть своей жизни Иван Хруцкий провел в своем имении Захарничи под Полоцком, где с большим усердием и умилением писал свои знаменитые натюрморты с цветами и овощами, портреты своих детей и близких людей.

Ко второй половине XIX века в истории искусства Беларуси в нашем музейном собрании принадлежат имена таких художников, как Никодим Силиванович, чье небольшое полотно “Солдат с мальчиком” созвучно программным поискам школы Венецианова, Ипполит Горавский, чье полотно “У креста. Смерть повстанца” является художническим проявлением гражданской позиции, откликом на трагический результат освободительного восстания, Тадеуш Горецкий и Аполлинарий Горавский.

Рубеж XIX–XX вв. отображают произведение Фердинанда Рущица «У костела», пейзажные произведения и натюрморты Станислава Жуковского и утонченно-поэтические пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули.

Жуковскому свойственен поворот к теме усадебного интерьера и усадебного пейзажа. В «Настурциях» (1915) интерьер написан звучным интенсивным цветом. В красоте комода из красного дерева, огненных настурциях, реальных и отраженных в зеркале, – романтическое восприятие художником духа старой усадьбы.

Бялыницкий-Бируля – мастер лирического пейзажа. Коллекция его работ в музее большая (460 произведений), она отображает все этапы творчества пейзажиста. Любимый мотив его пейзажей – весеннее пробуждение природы. Этот сюжет Бялыницкий-Бируля варьировал неоднократно, прослеживая все стадии обновления природы весной.

Культура Белоруссии XIX-XX веков

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура Белоруссии, самобытная и оригинальная, развивалась под влиянием культуры своих ближайших соседей:

  • России,
  • Украины,
  • Польши,
  • Литвы.

Начиная с XIX века в белорусской культуре наметились явные просветительские тенденции, сильное влияние на её формирование начал оказывать строящийся капитализм.

Традиции современной белорусской культуры были сформированы в начале XIX века с возникновением интереса к народной культуре и с началом её систематического изучения.

Конец 19 — начало 20 века – период начала национального возрождения белорусского народа.

Литература

Проблемой начала XIX века в белорусском книгопечатании было практически полное отсутствие произведений, написанных на белорусском языке. Вплоть до 1860-ых даже такие люди, как Ян Барщевский, один из основоположников современной белорусской литературы, предпочитали писать на польском или пользоваться латинской графикой, а после восстания 1863 года стала проводиться политика русификации. Таким образом, даже интеллигенция Белоруссии плохо владела родным языком. Формирование белорусского литературного языка происходило на основе народных говоров.

Сама литература прошла путь от узко фольклорной (в первой половине XIX века) до весьма развитой. Толчком в развитии стали изменения в социально-экономической и политической жизни Белоруссии, давшие авторам принципиально новый материал: писались анонимные «разговоры», критикующие порядки царской России и поддерживающие революцию 60-ых.

Пиком развития белорусской литературы XIX века считается творчество Ф. Богушевича, который в своих произведениях старался пробудить чувство национальной сознательности в своих согражданах. Другие известные авторы того времени: Я. Лучина, А. Гуринович, К. Калиновский. На традиции, заложенные ими, опиралась литература XX века.

Я. Купала, М. Богданович, М. Горецкий, З. Бедули, Т. Гартный – благодаря этим и другим авторам белорусская литература начала включаться во всемирный историко-литературный процесс.

В XX веке тематика белорусской литературы следовала за развитием истории. Во время Первой и Второй мировых войн поднимались темы патриотизма, мужества, подвига. В художественных произведениях были широко освещены темы сталинских репрессий, массовых эмиграций и аварии на чернобыльской АЭС.

Готовые работы на аналогичную тему

В 2015 году белорусская писательница Светлана Алексиевич была удостоена Нобелевской премии по литературе «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Образование

Во второй половине XIX века в Белоруссии начала развёртываться школьная реформа, целью которой было увеличение количества начальных школ. Получить среднее образование было сложно: высокая плата за обучение закрывала доступ к нему для большинства слоёв населения. В начальных же школах детей учили только письму, началам арифметики, слову Божьему и церковному пению. Высшее образование можно было получить только после среднего.

Система образования испытывала большие материальные трудности. Школ было мало – на 8-10 деревень приходилась только одна – и большая их часть размещалась в малопригодных для занятий крестьянских домах. Парт и учебников не хватало на всех учеников, тетрадей не было вовсе.

Однако быстрыми темпами развивалось профессиональное обучение: земледельческие, промышленные, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические, ремесленные и пр. учебные заведения. Например, в связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878 году было открыто Гомельское техническое железнодорожное училище.

В Белоруссии были весьма распространены женские профессиональные училища, в основном рукодельные классы.

Живопись и архитектура

Первым большим шагом на пути развития белорусского изобразительного искусства образование в 1866 году Виленской рисовальной школы. В конце XIX века открылись ещё два подобных учебных заведения, выпускавших лучших белорусских художников.

Нужно упомянуть, что на белорусскую живопись сильно повлияло русское искусство. Русские живописцы, такие как Шишкин, Савицкий и Репин, часто обращались к белорусским землям за вдохновением, а Репин даже помог получить художественное образование некоторым белорусским творцам.

А. Горевский, Н. Силивонович, Ю. Пен, В. Беланицкий-Бирули – самые яркие имена белорусской живописи.

Что касается архитектуры, то восстание 1860-ых, вызвавшее изменения в экономической жизни Белоруссии, спровоцировало быстрый рост городов. Стоит отметить, однако, что строили в основном деревянные одноэтажные дома.

XIX век стал временем упадка для классической архитектуры, и к концу столетия белорусское зодчество характеризовалось использованием весьма различных стилей и форм. Наиболее популярными стали неостиль и модерн.

Театр и музыка

Развитие белорусского театра подтолкнула деятельность русских, польских и белорусских творческих коллективов на рубеже XIX-XX веков. Театр брал своё начало в народных обрядах и творчестве бродячих музыкантов.

Восстание 1860-ых, рост национального самосознания и появление новых значимых произведений белорусской драматургии стали причиной появления многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, «белорусских вечеринок», где выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

В начале XX века появилась «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, в 1910-ом году превратившаяся в профессиональный театр.

В современной Белоруссии действует 28 государственных и огромное количество самодеятельных театров.

Начиная с XIX большим успехом пользовались гастролирующие по Белоруссии музыкальные коллективы, многие из которых обращались к народному белорусскому творчеству. Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский.

Самым известным белорусским исполнителем XX века стали группа «Ляпис Трубецкой» и ансамбль «Песняры».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: