Сарматские племена в северном причерноморье
Сарматы — аланы часть 1
Степи. Степи. Скифская память.
В генах Колхи и Зикхов пути.
И сарматское племя в крови заиграет
Унося над просторами древней земли.
Наконечники стрел и курганов седины —
Откровенье начал, может, тайн бытия.
Здесь когда-то татаро-монголы бродили,
И костры их горели в степи до утра.
Кочевые костры — догорают эпохи.
И со временем, может, станем эхом и мы.
Круг замкнётся, и древнее примут потомки,
Мы же станем прозрачной росою в степи.
ИГОРЬ ПОГОРЕЛОВ — поэт и художник из самой большой кубанской станицы Каневской.
В.Н. ТАТИЩЕВ — русский государственный деятель, историк, географ — иностранцы мало что сообщают о нашей истории. И они в том невинны, когда, того и у нас нет.
СНОРРИ СТУРЛУСОН — исландский поэт, историограф, политик — И, хотя сами мы не знаем, являются ли правдой эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой.
История сарматов — аланов, охватывающая период более десяти веков, развивалась на обширных пространствах от Алтая и Сибири на востоке до Карпатских гор на западе. Писатели Античности и Средневековья редко удостаивали арийцев своим вниманием, и сарматы долго считались одним из забытых древних народов. Однако, благодаря археологическим раскопкам, проводившимся в степях Заволжья, Южного Урала, Украины и т. д. ученым удалось, хотя бы частично, воссоздать историю этого когда-то могущественного кочевого народа, происходящего из Восточной Европы. В истории сарматов выделяют пять основных периодов, к концу каждого из которых характер народа претерпевал значительные изменения. Изначальный период сарматской истории (VI — V в. до н. э.) известен на Западе и в степях от Волги до Урала, как «савроматский период» и как период «ранних кочевников» в азиатских степях. В течение, как минимум 8 веков (вплоть до IV в. н. э.), Центральная Европа входила в сферу влияния сарматов. На основании письменных и археологических данных можно говорить о появлении сарматов на восточных границах Скифии в IV веке до н. э. Геродот (IV,21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечал, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на 15 дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) также помещал сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю.
Согласно древнегреческому географу Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна». Сарматы в большинстве своём были кочевыми скотоводами и разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот. Впрочем, Страбон также отмечал, что часть донских и кубанских сарматов «живут в шатрах и занимаются земледелием». В античный период условия жизни в степных районах Азии постоянно менялись, и перемещения племен происходили с самого далекого прошлого. Изобретение или освоение верховой езды и появление конных лучников, вероятно, в середине 2-го тысячелетия до н. э. стало поворотным пунктом в развитии этих народов. Пастухи — кочевники на стремительных конях стали настоящим бедствием для своих соседей и для народов, которые жили далеко за пределами степного пояса. Племена постоянно сталкивались друг с другом. Поводами для больших войн могли быть: нехватка продуктов жизнедеятельности, или какие — то иные факторы, возможно внешнего свойства, заставлявшие целые племена захватывать новые пастбища, вытесняя своих соседей и вызывая дальнейшее перемещение народов. Так различные сарматские племена (языги, роксоланы, сираки, аорсы, анты и др.) подталкиваемые своими восточными соседями, последовательно переселялись в степи Причерноморья и далее на запад — до Паннонии, уступая напору следующей волны переселенцев. Судьба всех переселившихся на запад племен была примерно одинаковой: рано или поздно они растворялись среди народов, населявших завоеванные ими страны.
Сарматы — близкие по языку родственники и соседи скифов — переняли у них пальму первенства в Южнорусских степях и на протяжении 700 лет (III в. до н. э. — IV в. н. э.) стали своего рода законодателями мод в кочевом мире. В отличие от скифов, деятельность которых в конце концов замкнулась в Северном Причерноморье, сарматы проводили экспансию не только в западном направлении, но и совершали походы в Закавказье и Среднюю Азию, поддерживали тесные связи с лесостепным Зауральем. Под их влиянием и участием были созданы две мощные державы древности — Парфянская и Кушанская. Им, вероятно, человечество обязано и открытием северной ветви Великого шелкового пути, действовавшего вплоть до Средневековья включительно. По данным археологии, уральские сарматы — дахи служили наемниками в Персии и участвовали в войне персов с Александром Македонским, а потом служили ему. Известно, что битву при Гидаспе в Индии со стороны македонян начал отряд дахов. Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую ещё входили племена саков. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов. Их язык родствен древнему языку Авесты и считался диалектом скифского языка. Можно предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своём собственном диалекте, хотя точно об этом ничего неизвестно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошёл от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.
Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Это имя впоследствии было распространено на всю группу родственных племён и народностей, самыми сильными, из которых были, вероятно, аланы, чье имя впоследствии вытеснило более древний термин «сарматы» в обозначении восточной группы народностей. Часть исследователей считают аланов народом, отличным от сарматов, хотя и родственным им по происхождению. Сарматы были жителями степей и вели кочевой образ жизни. Главным их занятием было разведение скота. Они также охотились на диких зверей и птиц. Возделыванием земли сарматы почти не занимались либо же учились этому, когда оседали. Во всём этом они сильно походили на скифов. Согласно Гиппократу и Геродоту, у них не было хат, домов и жили они в кибитках из войлока, которые устанавливали на повозки. Такую же картину рисует Страбон (IV, 3-4, 17-18) четырьмя веками позднее. Согласно его описанию, роксоланы и другие сарматские племена «проводили жизнь в оббитых войлоком повозках, в которые запрягали волов, и держали большие стада, дававшие им мясо и молоко, которыми они питались». Он также упоминает о том, что сарматы следуют за пасущимися стадами: зимой они живут рядом с Азовским морем, а летом — на степных равнинах. Описание позднего сарматского племени аланов, сделанное римским историком А. Марцелином в IV в. н. э. почти полностью совпадает с описаниями Геродота, жившего на 800 лет раньше.
Они «высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то все-таки грозен. они находят наслаждение в войнах и опасностях». Интерес представляют его замечания о том, что аланы ставят свои повозки в круг и уделяют особое внимание разведению лошадей. Эти лошади так же, как и скифские, малы, но необычайно быстры и своенравны. Сарматы, как прирожденные кочевники, питали отвращение к земледелию, что хорошо описано у Страбона (VII, 4, 6). Он пишет об аорсах и сираках двух больших сарматских племенах того времени обитавших в западной части Сев. Кавказа и между Доном и северным побережьем Азовского моря (XI, 2, 2, 1). В то же время Страбон указывал, что среди них были, как кочевники, так и земледельцы. То же самое относится и к более поздним аланам. Всё это подтверждается изысканиями археологов. О развитии ремесел свидетельствует то, что сарматы полностью обеспечивали себя оружием, конской упряжью, инструментами, великолепными и оригинальными украшениями, а примерно со II в. до нашей эры — посудой, сделанной на гончарном круге. Исходя из описаний древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закругленные войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора, как и скифы). Сарматы сражались в основном верхом и их конные атаки были неотразимы. Принято считать, что сарматы были всадниками ещё более искусными, чем скифы, не боялись былых кентавров и покорили их без особенного труда.
Расселение сарматских племен
В VIII в. до н. э.- V в. н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей жили племена, родственные в культурном и этническом отношениях, получившие в истории название – сарматы. Сарматы, объединившиеся в крупные племенные союзы, занимали районы и Западного Казахстана.
Термин «сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами.
О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий.
Во II веке до н.э. сарматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка (Урала), дошли до земель Северного Причерноморья.
По словам Диодора, сарматы опустошили значительную часть Скифии, истребляя местных жителей и обратив большую часть страны в пустыню.
Одно из сарматских племен, роксоланы, уже в I в. до н. э. достигло границ Мидии. Вслед за ними шли племена аланов, населявших территории севернее Аральского моря.
На Арало-Каспии, а также южнее жили племена дахов (дай, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани.
Сарматы принимали активное участие в политической жизни на занятых ими землях. В конце II в. до н. э. роксоланы были на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата.
В I в. до н. э. сарматы в союзе Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н. э. римляне с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя – сираков, союзников боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну, они достигают Испании.
Сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию.
По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III — II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II — I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в I в. до н.э.- I в. н.э. всего 5-7 тысяч человек.
Резкое уменьшение численности савроматов-сарматов ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Из-за этого уменьшилось количество скота, увеличилась смертность. Все это вынудило сарматов присоединиться к другим племенным объединениям (в частности, к гуннам).
Общественный строй сарматов
У сарматов было социальное неравенство . Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже, во время расцвета военной демократии, важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников.
У сарматов военная демократия отличалась от подобной системы управления других кочевых племен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин, а точнее – для мужчин, носивших оружие. А в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому военная демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. В сарматском обществе женщина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода.
Древние писатели часто называют сарматов женоуправляемым народом. О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага».
Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками – легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием наравне с мужчинами и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках .
Сарматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины – предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
Быт сарматов
В понятие «быт» входят все бытовые условия, связанные с жилищем, одеждой, пищей, посудой и т.п.
Сарматы в зимнее время надевали короткий полушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги обували короткие сапоги, в которые заправляли шаровары.
Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты.
Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. В курганах находят также стеклянные предметы, однако сарматы не сами их изготавливали, а получали из восточных стран.
Сарматы широко использовали в быту кожаную посуду – торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.
Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» ( Помпоний Мела).
Сарматы в Крыму: больше загадок, чем разгадок
Долгие годы историки безрезультатно бьются над разгадкой тайны сарматских могильников, которых на Крымском полуострове насчитывается около десятка. Но как же могли существовать захоронения при отсутствии рядом каких-либо жилищ и поселений? До недавнего времени в Северном Причерноморье не находили скифские и сарматские захоронения III века до нашей эры.
В том числе и по этой причине историки не знают, мирным или военным путем происходило вытеснение скифов из причерноморских степей. По одной из гипотез, скифы ушли на плодородные земли, раскинувшиеся в долинах Нижнего Дона и Днепра, из-за многолетней засухи, когда исчез корм для лошадей.
«Ответа на этот вопрос у нас до сих пор нет. Это не были кочевники, но они вели не ясный пока образ жизни для науки, не оставляя следов поселений, доступных для исследования археологов», — сказал в интервью веб-сайту «Укринформ» доктор исторических наук, профессор Таврического национального университета имени Вернадского Игорь Храпунов, вот уже много лет ведущий раскопки на могильнике «Нейзац» в Белогорском и «Опушки» в Симферопольском районах.
Известно, что сарматы — это ираноязычные племена кочевников-скотоводов, занимавшиеся разведением лошадей, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» появляется в источниках IV века до нашей эры и обозначает племена, которые обитали на правом берегу Танаиса.
Так древние греки называли реку, которая впадает в Меотское озеро (Азовское море). Чаще всего ее принимают за нынешний Дон, однако верхнее течение реки эллины принимали как нынешний Северский Донец. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов — народа, жившего во времена Геродота к востоку от Танаиса.
Считается, что сарматы взимали с покоренного оседлого населения дани и контрибуции, контролировали торговлю и торговые пути, занимались военным грабежом, но за все время пребывания в Северном Причерноморье так и не создали своего государства. Из письменных источников заключают, что в III-II веках до нашей эры постоянного сарматского населения в степях Крыма не было. Сарматы лишь время от времени проникали на полуостров.
Несмотря на присутствие сарматов в северопричерноморских степях во II веке до нашей эры и вплоть до середины III века нашей эры, сарматские памятники в Крыму можно буквально пересчитать по пальцам. В Северном Причерноморье найдено около 50 сарматских погребений II-I веков до нашей эры, из которых 22 находятся к северу от Перекопа. Известны захоронения сарматской знати — Соколова Могила на Южном Буге, у Михайловки в Подунавье, у села Пороги Ямпольского района Винницкой области.
«На Крымском полуострове почти нет скифских поселений III века до нашей эры, за исключением Акташского могильника. Скифы в этот период массово еще не заселяли Крымский полуостров. Исторические события, происходившие в Северном Причерноморье в III-II веках до нашей эры, практически не описаны в античных письменных источниках. Скорее всего, сарматские племена занимали свободные степные территории.
Так или иначе, но в начале II века до нашей эры сарматы окончательно утверждаются в регионе и начинается процесс «сарматизации» Северного Причерноморья. Скифия становится Сарматией. Однако Крым сарматы не заняли и бывали там только эпизодически. На Крымском полуострове не найдены сарматские памятники II-I века до нашей эры. Появление сарматов в Крыму было мирным и датировано началом II века — второй половиной I до нашей эры. В найденных памятниках этого периода отсутствуют следы разрушений», — сообщает в «Истории Крыма» А. Р. Андреев.
«В настоящее время раскопано 557 могил, из них — более 70 склепов, в каждом из которых хоронили от шести до семи человек, а в могилах — по два-три человека. Ежегодно сотни и тысячи находок из могильников пополняют музейные фонды. Среди знаменитых находок последнего времени — четыре сосуда в виде баранов, не имеющих аналогов в мире», — сообщается на сайте «Укринформа».
По словам руководителя экспедиции Игоря Храпунова, «границы любого памятника установить важно, а еще важнее — исследовать его целиком, и если говорить о конкретном могильнике, то — когда там начали хоронить, когда завершили, какие именно племена хоронили, как это происходило».
Когда приступали к последним археологическим раскопкам, то предполагали, что подобные могильники появились в Крыму в середине III века нашей эры, однако оказалось, что их появление датируется концом II-го, первой половиной III века н. э. Сейчас ученые предполагают, что хоронить здесь перестали в конце IV-го — началом V века нашей эры, но не исключено, что и позже.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Сарматские племена в северном причерноморье
Валерий Петрович Дюличев.
Рассказы по истории Крыма
Светлой памяти моих родителей — Елизаветы Тимофеевны и Петра Архиповича Дюличевых — с сыновней любовью посвящаю
Наша Родина — Крым
. В пределах России нет другой страны, которая бы жила такой долгой и такой интенсивной исторической жизнью, причастная эллинской средиземноморской культуре во все века своего существования.
ИСТОРИЯ, ЭТНОС, КУЛЬТУРА
Прекрасная и суровая земля Древней Таврики наделена неповторимым сочетанием редких и счастливых свойств: она для нас и «волшебный край, очей отрада», и земля, где явлены многообразные следы различных культур, начиная с глубочайшей древности. Это и место встречи почти всех основных культур древней цивилизации — эллинской, иранской, иудаистской, а также средневековья — византийской, мусульманской, генуэзской, армянской, — и культур соприкасавшихся с ними народов, которые обитали в степях Крыма и Причерноморья, в Скифии Сарматии.
С глубокой древности в Крыму перекрещивались сухопутные и морские дороги, причудливо переплетались пути многотысячелетней истории человечества. Здесь сталкивались интересы оседлого населения и кочевников, земледельцев и скотоводов, аборигенов и пришельцев. Благодаря исключительно благоприятным природным условиям Крымский полуостров всегда привлекал к себе человека, и не случайно по количеству памятников он занимает одно из первых мест. На крымской земле они распространены повсеместно: на Южном берегу, в горах, в степном Крыму, Присивашье, на Керченском полуострове, на Тарханкуте.
Полынные степи и плодородные долины, горы с пещерами и гротами, удобные бухты на побережье помнят и сутулого неандертальца, и легкого кроманьонца, сурового тавра и вольнолюбивого скифа, предприимчивого греческого колониста й беспощадного римского легионера. Волна за волной катились по полуострову орды кочевников в эпоху Великого переселения народов. Крым населяли люди, относящиеся к самым различным этническим группам и народностям: киммерийцы и сарматы, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, готы и гунны, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне.
После присоединения Крыма к России его земли стали интенсивно заселять русские и украинцы, немцы и болгары, чехи и эстонцы, представители многих других наций и народностей. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры. Сейчас в Крыму проживают представители около 100 наций и народностей.
Издавна Крым и его история интересовали людей. В древнегреческих мифах и землеописаниях немало места уделено Таврике — Тавриде (так в древности называли нашу родину) и омывающему ее берега Черному морю.
В древнегреческой родословной богов и героев Черное море, так же как и океан, выступает древнейшим прародителем титанов, многих мифических царей и народов. Таврида наряду с Колхидой выступает местом действия одного из самых известных мифов Древней Греции, повествующего о походе аргонавтов. У Гелиоса — бога солнца было два сына, один из которых — Персей — стал царем Тавриды, а другой — Эет — царем Колхиды, обладателем золотого руна, за которым отправились в поход аргонавты во главе с Ясоном. Охраняли же это руно тавры и их священные огнедышащие быки.
Крымский пейзаж, история солнечного полуострова подсказали не одну вдохновенную страницу многим известным писателям и поэтам (Александру Пушкину, Адаму Мицкевичу, Лесе Украинке и многим другим).
Широко отразилось прошлое Крыма и в народных сказаниях, мифах и легендах. Сам воздух Крыма, его прибрежные скалы, виноградники дышат поэзией, навевают легенды и предания.
Попытаемся же увидеть и понять седую древность Таврики через покровы окутывающих ее мифов и легенд, в которых своеобразно преломились элементы действительности; но прежде всего будем опираться на исторические факты.
Вопросы и задания
1. Почему необходимо знать историю своей Родины?
2. Какие народы проживали на территории Крыма ?
3. Какие памятники истории в Крыму ты знаешь?
4. Почему необходимо бережно относиться к историческим памятникам?
5. Вспомни, какие рассказы, легенды и книги ты читал о Крыме, что ты узнал из них о своей Родине? Подумай, почему многие писатели, поэты, путешественники и другие известные люди писали о Крыме?
ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Крымский полуостров, один из южных полуостровов Европы, занимает площадь около 26 тысяч квадратных километров.
С запада и юга Крым омывают воды Черного моря, с востока и северо-востока — Керченского пролива и Азовского моря. На севере Крымский полуостров соединяется с материком узким Перекопским перешейком. Максимальная протяженность Крыма с севера на юг — 207 километров, с востока на запад — 324 километра.
Крайняя северная точка расположена на побережье Сиваша, у села Перекоп, самая южная — мыс Сарыч. Крайняя западная точка — мыс Прибойный (Кара-Мрун), самая восточная — мыс Фонарь.
Крым делится на несколько природно-климатических районов, или подзон: северную (степную), предгорную, горную, южнобережную и керченскую.
Степи северного Крыма были покрыты ковылем, разнотравной растительностью, а теперь в основном распаханы. Благодатный Южный берег Крыма отличается теплым климатом. Огромное влияние на природно-климатические условия полуострова оказывает Черное море. Большое значение это море имело и в жизни народов Крыма.
Редкое сочетание нескольких форм рельефа и разнообразие климата на сравнительно малой территории придают Крыму особую неповторимость. Свою роль в этом играют горы.
Крымские горы образуют три параллельных гряды, понижающиеся, словно гигантские ступени, к северу. Характерно, что все три гряды имеют крутые южные и пологие северные склоны.
Самая высокая, южная, гряда называется Главной. В своей высшей точке (гора Роман-Кош) достигает 1545 метров над уровнем моря. Вершинная поверхность Главной гряды представляет собой горное плато и называется яйлой.
Горы Крыма прекрасны и таинственны, они хранят множество преданий и легенд. Одна из них повествует об Аю-даге — Медведь-горе.
МЕДВЕДЬ-ГОРА
В древности южный берег Крыма был покрыт дремучим лесом, а в том лесу жили люди. Тяжело было им жить среди суровой, дикой природы. На каждом шагу их подстерегала опасность. И люди в страхе обращались к богу, моля о защите и помощи.
Шли годы. Люди расчищали дремучий лес, освобождали от камней склоны гор, возделывали землю, сажали деревья и виноградники. Отступили перед человеком лесные дебри, покорились горы, стало ласковее море. И почувствовали тогда люди свою силу и перестали поклоняться своему богу.
Узнал об этом бог и страшно разгневался. Полетел он на север, где лежал великий медведь, огромными льдами и крепкими цепями скованный. Раздвинул бог огромные льды, снял с медведя крепкие цепи и велел плыть в южную страну, чтобы наказать непокорных.
Обрадовался медведь свободе и поплыл по морям и океанам. В том месте, где лежала деревня Форос, приблизился он к крымскому берегу, вышел из глубоких вод и поднялся на сушу. И был он так громаден, тяжел и страшен, будто необъятная грозная гора, а густая шерсть на нем была, как дремучий лес.
Могучие лапы медведя ступили грузно на крымскую землю, и мощная спина его достигла облаков. И поднялись от выхода медведя из воды такие волны, что несколько деревень было смыто.
Вышел из воды великий медведь и двинулся вдоль берега. Своей грузной тяжестью он все разрушал на своем пути. Страшные лапы его раздавливали все, что под них попадало. Острые могучие когти взрывали землю огромными бороздами, оставляя после себя ряды глубоких оврагов и ущелий. Под тяжестью медвежьего тепа поползла земля со склонов крымских гор, обнажились твердые каменные недра. Но и камень не устоял перед небывалым грузом, и разрушились с грохотом скалы и целые горы, рассыпая далеко вокруг себя груды осколков.
На том месте, где ныне простирается город Ялта, великий медведь пустил в ход всю свою силу. Он нажимал могучими боками, ударял тяжелыми лапами, разъяренно выл и все раздирал неумолимыми когтями. И отодвинулись высокие горы дальше от берега, образовались глубокие долины и широкие котловины там, где прежде были высокие холмы и пологие скалы.
Так добрался великий медведь до того места, где глазам его открылась цветущая Партенитская долина, ласкающая взор невысокими холмами, роскошными садами и виноградниками, сочной зеленью лугов, сверкающими на солнце водопадами.
Поглядел медведь на красивую долину и увидел, что нет лучшего места в Крыму, а может быть, и на всей земле.
И дрогнуло свирепое сердце медведя. Нет, не будет он больше разрушать этот чудесный край. Он сам останется здесь жить, чтобы вечно любоваться прекрасной природой, дышать горным воздухом, купаться в теплых водах Черного моря. Он не желает больше возвращаться на север, где его ждет неволя в ледовом логове.
Зевнул медведь пересохшей пастью так, что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжелого дыхания зверя.
Увидел бог, что медведь перестал слушаться его, и произнес слова заклинания:
— Оставайся же навеки на этом месте.
И стало каменеть огромное тело медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные кручи, высокая спина стала округлой вершиной горы, голова сделалась острой скалой над морской пучиной, густая шерсть обратилась в непроходимую дубовую чащу.
Великий медведь стал Медведь-горой. Лишь Черное море продолжало бурлить около пасти медведя, как будто он все еще пил воду.
Сарматы – прародители шляхты и рыцарства
Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, писал о сарматах: «У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». Кем же были эти неутомимые всадники?
Великая Степь — родина и кормилица сарматов
Этно-культурная общность сарматов находится в тени своих более знаменитых «коллег» — скифов, готов и гуннов, хотя их история и деяния были не менее, а подчас и более значимы. Потомками сарматов считали поляков и русских, а современники писали, что «им доставляет удовольствие опасность и войны». Так как же пришельцы с приуральских степей сумели не только потеснить соседей, но и вызывали ужас даже у самих римлян?
Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования. Большинство сарматов были кочевниками-скотоводами: «Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» — писал один римский географ I века. Важную роль в жизни сарматов, как и многих других кочевых народов, играла лошадь, что предопределило доминирующее положение кавалерии в военной организации степняков, отличавшуюся, однако, важными особенностями.
Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи. Появление новых племён в Причерноморье тут же почувствовали на себе не только скифы, но и балканские племена и эллинистические владыки. Степняки совершали регулярные рейды за Дунай и на Кавказ, тревожа границы не только Фракии и Боспора, но даже самого Понтийского царства. Так Митридат VI Евпатор был вынужден уделять особое внимание «сарматскому вопросу» одновременно отражая набеги кочевников и нанося превентивные удары и вербуя их на свою сторону. Именно в качестве наёмников и союзников понтийского владыки сарматы впервые встретились с грозными римскими легионами.
Переселение народов: с Урала на Балканы
При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае. «Нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд» — справедливо, пусть и несколько высокомерно писал Тацит. И если в I веке н. э. главными врагами Рима на Балканах были даки, то в следующем столетии их место занимают сарматы, особенно языги и аланы.
Поединок сарматов. Источник: wikipedia.org
Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков. В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.
Битва при Адрианополе: решение «сарматского вопроса»
Впрочем, после смерти Траяна Дунайский лимес очень скоро подвергся новым нападениям, достигших такого размаха, что императору Адриану пришлось сначала вести с сарматами кровопролитную войну, а после согласиться на выплату денежных вознаграждений, обеспечивающих мирный настрой сарматской знати. Сменившие языгов и роксоланов аланы стали ещё более свирепыми и непримиримыми врагами Рима. Маркоманские войны для современников показались ничуть не менее напряжёнными чем Вторая Пуническая или Югуртинская война. Появление на юге Восточной Европы германских племён лангобардов, вандалов и готов заставляло сарматов вновь и вновь обрушиваться на римские земли. Только в конце 170-х годов удалось справиться с напастью и даже отвоевать у сарматов узкую полоску земли на противоположном берегу Дуная. Отныне кочевникам запрещалось селиться ближе 76 стадиев (13,5 км) к реке, разделявшей римские и варварские территории.
Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам. Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии. Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.
Сарматы в бою против гунна. Источник: wikipedia.org
Но звёздный час сарматской конницы пробил четыре года спустя. Тогда, в кампанию 378 года, пришедшие с востока в авангарде гуннских полчищ аланы прорвались за Дунай, где присоединились к войскам остготов и участвовали в сражении при Адрианополе. Именно внезапный удар сомкнутых порядков алано-готской кавалерии решил исход сражения и судьбу всей ойкумены. А сарматские племена бросились расселяться по Империи то в качестве захватчиков, то в качестве союзников-федератов. Так что же делало сарматов столь успешными в боях с самой развитой военной машиной того времени? Продолжение следует.