Конституция рф 1993 г. развитие россии на современном этапе

Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

Конституция РФ – Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

1) верховенство Конституции;

2) прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ Б. Н. Ельцин.

Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В августе 1991 г.произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.

Основные положения Конституции РФ:

1) Россия стала на путь формирования правового государства;

2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;

4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

6) иные особенности, характерные для демократического общества.

Оглавление

· 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России

· 2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права

· 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

· 4. Источники права древнерусского государства

· 5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

· 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

· 7. Общая характеристика русской правды

· 8. Судебный процесс по Русской Правде

· 9. Преступление и наказание по Русской Правде

· 10. Особенности общественно-политического и правового развития Руси в период феодальной раздробленности

· 11. Влияние монголотатарского вторжения на развитие государственной и правовой системы Руси

· 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

· 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян

· 14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства

· 15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

· 16. Общая характеристика Псковской Судной Грамоты, ее система, источники

· 17. Вещное, обязательственное и наследственное право по Псковской Судной Грамоте

· 18. Уголовное право по Псковской Судной Грамоте

· 19. Cудебник 1497 г. Общая характеристика

· 20. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники

· 21. Судебный процесс русского централизованного государства

· 22. Система жалованных грамот Великого московского князя

· 23. Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории

· 24. Органы суда по судебникам 1497 г., 1550 г

· 25. Система губных учреждений

· 26. Cтоглав 1551 г. Cемейно-брачное право

· 27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

· 28. Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью

· 29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

· 30. Реформы Ивана Грозного

· 31. Причины и этапы закрепощения крестьян

· 32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г

· 33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г

· 34. Публичное и уголовное право по соборному уложению 1649 г

· 35. История кодификации в России

· 36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности

· 37. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого

· 38. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г

· 39. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

· 40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

· 41. Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в

· 42. Судебная система и полицейские органы в XVIII В

· 43. Военная реформа Петра I

· 44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г

· 45. Правовое положение Польши в составе Российской империи. Украинская автономия в XVII–XVIII вв

· 46. Гражданское право по своду законов 1833 г

· 47. Фискалы и прокуроры в конце XVIII-первой половине XIX вв

· 48. Предпосылки буржуазных реформ XIX в

· 49. Крестьянская реформа 1861 г

· 50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

· 51. Учреждение судебных установлений 1864 г

· 52. Устав уголовного судопроизводства 1864 г

· 53. Порядок формирования государственной Думы (1905–1907 гг.)

· 54. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г

· 55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

· 56. Столыпинская аграрная реформа

· 57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени

· 58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

· 60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг

· 61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование

· 62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

· 63. Cоциалистическое право: его источники и особенности

· 64. Декларация прав народов России

· 65. Учредительное собрание. III съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

· 66. Общая характеристика конституции РСФСР 1918 г

· 67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

· 68. Cоветская судебная система 1917–1918 гг

· 69. Законодательство периода Военного коммунизма и гражданской войны

· 70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг

· 71. Кодекс законов о труде 1918 г

· 72. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г

· 73. Национально-государственное устройство СССР в 1920–1940 гг

· 74. Общая характеристика новой экономической политики

· 75. Судебная реформа 1922 г

· 76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

· 77. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г

Читайте также  Внешняя и внутренняя политика павла i (1796 - 1801)

· 78. Положение о государственных промышленных трестах

· 79. Правоохранительные органы в период НЭПа

· 80. Конституция СССР 1924 г

· 81. Кредитная реформа 1930 г. Принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

· 82. Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е гг

· 83. Конституция СССР 1936 г

· 84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г

· 85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны

· 86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г

· 87. Гражданский и уголовный кодексы РСФСР 1964 г

· 88. Конституция СССР 1977 г

· 89. Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.)

· 90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Конституция России: развязка политического кризиса 1993 года

Борис Ельцин, как известно, провел референдум, а народ одобрил Конституцию.

Однако не все так просто — содержание закона и ход голосования вызывают вопросы. Проблем у Конституции 1993 года много, и так было еще до многочисленных поправок, уже утвержденных или только запланированных. Текст ее родился в условиях острой политической борьбы президента Б. Н. Ельцина и Верховного Совета России, вырабатывался и утверждался он в экстремальных условиях и в спешке (в результате в нем остались неприятные мелочи вроде слова «подряд»), а на референдуме проголосовало «за» меньшинство избирателей. Тем не менее Основной закон приняли.

Но обо всем по порядку.

Депрессия

Для нового российского государства старая брежневская Конституция РСФСР 1978 г., конечно, не годилась. Даже с правками конца 1980-х — начала 1990-х годов она не могла стать базой полноценной демократической политической системы. Еще в июне 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР решил подготовить новый Основной закон. Борис Николаевич Ельцин встал во главе Конституционной комиссии при Верховном Совете (затем он ее покинет). Но процесс подготовки затягивался: неясно было, появится ли новый союзный договор бывших республик СССР, как выстроить отношения регионов России, какие принципы должны лечь в основу документа и стоит ли вообще в столь трудный момент принимать судьбоносный закон. Народные депутаты отправляли все варианты на доработку.

В ходе проведения экономических реформ росло напряжение в отношениях Верховного Совета и президента. Спорный характер экономических преобразований, ослабление центральной власти и социальная нестабильность (мягко говоря) создавали почву для самых разных идей, а главное, подогревали личные амбиции политических игроков. Ельцин стремился проводить реформы и иметь для этого широкие полномочия, а народные депутаты не желали оставлять преобразования бесконтрольными со своей стороны.

И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.

Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречен на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.

Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.

Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.

Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внес 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.

Принятие

Доработать его на этом этапе, внести предложения и опротестовать какие-либо статьи возможности уже не было. Альтернативных проектов на референдум не выносилось. Само голосование президент организовал с нарушением закона «О референдуме» и действовавшей Конституции, согласно которой принимать новый Основной закон должен был Съезд народных депутатов.

Пропрезидентские СМИ изо всех сил призывали народ голосовать «за»: в противном случае каналы и издания угрожали хаосом, гражданской войной и распадом России. Тем же грозил в своих обращениях к народу Ельцин. По данным исследователей А. Собянина и В. Суховольского, нормального обсуждения проекта и свободной агитации «против» него в СМИ не было.

«За» проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании 12 декабря 1993 года. Однако из общего числа избирателей (106,1 млн человек) на участки пришли только 58,1 млн, то есть менее 55%. Таким образом, «за» ельцинскую Конституцию проголосовало лишь около 30% списочного состава избирателей. В 32 регионах большинство проголосовало «против», в ряде регионов голосование не состоялось (Татарстан) или не проводилось вовсе (Чечня). И все же 25 декабря Конституция вступила в силу.

К процедуре голосования тоже осталось много вопросов: почти всюду подсчет голосов вели некие рабочие группы, сформированные региональными администрациями, а ЦИК не предоставлял никому сводных таблиц результатов голосования, так что проверить подсчеты и с таблицами в руках опротестовать их никто не мог. Вдобавок ко всему еще 30 ноября ЦИК заблаговременно принял решение в ускоренном порядке уничтожить после референдума избирательные документы, что и было сделано уже в апреле 1994 года. Совпадение?

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.

Читайте также  Знаковый процесс воссоединения украины с россией

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьезнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы все это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента еще пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьезные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

90. Конституция РФ 1993 г. Развитие России на современном этапе

Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

– Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ

: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

1) верховенство Конституции;

2) прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ

Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В

произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.

Основные положения Конституции РФ:

1) Россия стала на путь формирования правового государства;

2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;

4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

6) иные особенности, характерные для демократического общества.

Современный этап истории государства и права России начинается с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ.

– Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Структура Конституции РФ

: краткая преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на 9 глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ:

1) верховенство Конституции;

2) прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции готовился специальной конституционной комиссией по поручению М. С. Горбачева (президента СССР), высказанном на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавлял) будущий первый президент РФ

Общая концепция Конституции, подготовленная этой комиссией, была принята на первом же обсуждении проекта Конституции на Съезде народных депутатов, однако проект все же не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции.

Возникла необходимость более решительных мер со стороны сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В

произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое и подготовило несколько проектов Конституции, один из которых был подготовлен с участием самого Б. Н. Ельцина. На обсуждении проектов Конституции большинство голосов получил (а позднее был выдвинут на референдум) так называемый «президентский проект» Конституции.

Основные положения Конституции РФ:

1) Россия стала на путь формирования правового государства;

2) человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в РФ;

3) Конституция РФ и федеральное законодательство обладает в РФ высшей юридической силой;

4) государственное устройство РФ строится на принципе федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

5) суверенитет и территориальная целостность России;

6) единая система государственных органов власти;

7) в РФ действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

1) высшие органы власти в РФ: Президент РФ (глава государства), Федеральное Собрание (двухпалатный парламент РФ), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти в РФ);

2) наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни);

3) в гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности);

4) появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);

5) ужесточение санкций уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это актуальная проблема современности);

6) иные особенности, характерные для демократического общества.

Конституция РФ и тенденция ее развития на современном этапе

Конституция РФ и тенденция ее развития на современном этапе

по предмету: Конституционное право России
на тему: «Конституция РФ и тенденция ее развития на современном этапе»
Выполнила:

1. Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства

1.1. Понятие и сущность Конституци

1.2. Сущность Конституции РФ

1.3. Значение Конституции РФ

2. Эволюция Конституции Российской Федерации

2.1. Этапы становления российской Конституции

2.2. Развитие Конституции РФ на современном этапе

Список использованной литературы

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.
Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.
Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации и изучение тенденции ее развития на современном этапе.
Исходя из цели исследования, автор определил следующие задачи:
— изучить понятие и сущность Конституции;
— рассмотреть Конституцию России как Основной Закон Российского государства;
— проанализировать соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами;
— изучить юридические свойства Конституции.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 5 параграфов, и заключения.
В качестве основополагающих источников в курсовой работе будет использованы Конституция Российской Федерации 1993 года, работы М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой, а также ряд других источников по конституционному праву и истории конституционализма в России.

Читайте также  Театр в ссср

1 Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства

1.1. Понятие и сущность Конституции

Конституция — это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
Термин «конституция» ( с лат. — установление) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».
Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.
Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституционное развитие России после 1993 года

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Аналогичные действия предприняли и другие органы государственной власти Российской Федерации, самостоятельно отменившие или изменившие с целью приведения в соответствие с конституционными нормами свои акты.

На основе действующей Конституции развивается Российское государство, создается правовая система, строятся отношения в экономической, политической, социальной, культурной жизни.

Вне зависимости от восприятия Конституции, от политических устремлений нельзя не признать следующие положения, определяющие ее значение.

Во-первых, Конституция 1993 г. сыграла и продолжает играть принципиально важную роль в обновлении всего российского законодательства. На ее основе и в соответствии с ней были перестроены или даже фактически заново сложились отрасли права. Так, гражданское право отражает отказ от директивного, административного управления экономикой, введение рыночных отношений, признание частной собственности. Еще один пример – банковское право, которое прежде регулировало организацию и деятельность только государственных кредитных организаций, а сейчас охватывает своими нормами также и частные банки. Стоит сказать и о налоговом праве, в сущности, созданном в большей своей части заново.

Во-вторых, в соответствии с Конституцией 1993 г. сложилась и действует нынешняя система управления государством. В Конституции закреплен принцип разделения властей, определены звенья такой системы. Конституция подтвердила институт Президента Российской Федерации.

В-третьих, Конституция 1993 г. содержит основы современного нового российского федерализма. Ее субъектами стали как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).

В-четвертых, Конституция 1993 г. сыграла положительную роль в становлении современного российского правосудия. Она установила важные гарантии независимости суда, повысила авторитет судей и подчеркнула, что они связаны только законом, подчинены только ему.

Реальная, действующая конституция отличается от фиктивной, декларативной прежде всего тем, что ее положения не остаются на бумаге, а максимально, последовательно и полно претворяются в жизнь.

13. Прямое действие, соблюдение и охрана Конституции Российской Федерации.

Целям охраны Конституции служит положение (ч. 5 ст. 13): «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя…». Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции РФ, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество — ст. 57 — 59), в то время как она закрепляет десятки прав и свобод граждан.

От каждого гражданина требуется:

Уважать конституционные права других граждан;

Подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам;

Уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилия.

Эти минимальные требования законопослушания абсолютно необходимы для жизнеспособности любой конституции, они должны рассматриваться, как добровольно принятые на себя гражданами обстоятельства охранять конституцию и ее порядки. Они, как видим, носят пассивный характер, ибо предполагают только воздержание от тех или иных действий против конституции.

Необходимо также признавать за гражданами, как и за народом в целом, еще одно важное право на активные действия по охране Конституции. Речь идет о чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию Конституции путем совершения государственного переворота. Народ, безусловно, вправе противостоять таким действиям антиконституционных сил. Об этом праве ничего не говорится в тексте Конституции РФ, но оно принадлежит народу в силу его суверенитета и естественного права. Невозможно, следовательно, придать такому праву позитивную форму, оно при любом повороте событий может прозвучать только как моральное оправдание действий народа, несмотря на то, что не сможет опереться на единообразное понимание всеми его слоями.

14. Способы и порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации.

Порядок пересмотра и внесения поправок отличается наме­ренной усложненностью изменения Конституции без серьезных основа­ний. С этой целью ограничен круг субъектов права на инициати­ву, права на пересмотр лишено Федеральное Собрание, строго определены возможности Конституционого Собрания, введена ратификация поправок субъектами РФ. Все это указывает на то, что пересмотр и поправки принимаются не обычным законом и не в обычной законодательной процедуре. Тем самым учреди­тельная власть подчеркивает свое верховенство над законодатель­ной. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пе­ресмотре положений Конституции РФ перечислены в ст. 134. Это:

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной власти уже тех, кото­рые, согласно ст. 104 Конституции РФ, обладают правом законо­дательной инициативы. Здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: