Сближение ссср с францией и англией в 1934 г.

Читать Дипломатия в новейшее время (1919 1939 гг.) онлайн, бесплатно и без регистрации. Книга автора Владимир Потёмкин из жанра История страница 125

Сближение ссср с францией и англией в 1934 г.

Дипломатия в новейшее время (1919 1939 гг.) (125 стр.)

Напряжённость политической обстановки в Европе, угроза территориальной неприкосновенности и независимости государств Малой Антанты со стороны агрессивной Германии, нерешительная политика и порой прямое попустительство по отношению к Гитлеру со стороны Англии и Франции заставляли и Малую Антанту искать сближения с Советским Союзом. Конференция стран Малой Антанты, состоявшаяся в Загребе 22–23 января 1934 г., предложила своим участникам установить нормальные дипломатические отношения с СССР. Вскоре произошёл обмен нотами об установлении дипломатических отношений между СССР и Румынией и между СССР и Чехословакией. Что касается Югославии, то под давлением русских белогвардейцев она ещё воздерживалась от восстановления нормальных дипломатических связей с Советским Союзом.

Укреплялись отношения Советского Союза и с Францией. Подписание правительством Эррио 29 ноября 1932 г. советско-французского договора о ненападении послужило основой для дальнейшего развития дружественного сотрудничества между обеими странами.

Одним из важных этапов на пути франко-советского сближения было временное торговое соглашение между Францией и СССР, подписанное 11 января 1934 г. При его подписании французский министр иностранных дел Поль Бонкур отметил его значение «не только для коммерческих интересов», но также и «для общего политического курса». Начало этому курсу было положено ещё Эдуардом Эррис. Вполне определился он во время дебатов во французском Парламенте 15 февраля 1933 г. по поводу ратификации франко-советского пакта о ненападении.

Горячим сторонником сближения Франции с СССР был новый министр иностранных дел Франции Барту. Его вхождению в правительство предшествовали серьёзные события внутри Франции. Вечером 6 февраля 1934 г. на улицах Парижа произошло выступление французских фашистов, руководимых полковником де ла Роком и поддержанных начальником парижской полиции Кьяппом.

Организованность и единство французских левых партий и рабочих организаций обрекли выступление французских фашистов на полную неудачу. 12 февраля в Париже была назначена всеобщая стачка и проведена грандиозная демонстрация Пролетарской солидарности. Она послужила толчком к развитию широкого демократического движения во всей стране, завершившегося в дальнейшем созданием народного фронта.

Все эти события привели к созданию нового кабинета, явившегося результатом компромисса между правыми партиями и центром.

9 февраля 1934 г. новое правительство возглавил бывший президент Французской республики престарелый Думерг. В его кабинет в качестве министра финансов вошёл Фланден, сочувствовавший фашистам. Единственным последовательным и активным противником фашизма в правительстве оказался новый министр иностранных дел Барту.

Луи Барту был выразителем той национальной французской внешней политики, которая диктовалась, с одной стороны, трезвым учётом промышленной и военной мощи Германии, а с другой — патриотическими интересами Франции. Барту считал, что Франция должна быть самой сильной державой в Европе. По мнению Барту, защита Франции против германской опасности должна была опираться на систему союзов, заключённых с Польшей, Чехословакией, Румынией и Югославией. Старался Барту сохранить и франко-английское сотрудничество. Однако, будучи убеждённым проводником самостоятельной национальной политики, он опасался, как бы Франция в этом сотрудничестве, по выражению Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия — в роли наездника.

Первые результаты перевооружения Германии. После выхода Германии из Лиги наций работа конференции по разоружению, несмотря на усилия Англии и Франции продолжать ее в прежнем направлении, фактически замерла.

Между тем правительство Гитлера, сорвав конференцию по разоружению, упорно отстаивало свою программу равноправия в вооружениях, сформулированную в меморандуме, переданном Франции 18 декабря 1933 г. Оно требовало увеличения рейхсвера до 300 тысяч человек, с годичным сроком службы; оно настаивало на праве Германии иметь все те виды вооружений, которыми располагали другие страны. В особенности добивалось оно освобождения гражданской авиации от всякого контроля и ограничений; на контроль всех видов военной авиации и другого вооружения немцы соглашались на одинаковых основаниях с другими государствами.

Германия требовала также отмены тех условий Версальского договора, которые запрещали ей держать войска в демилитаризованной Рейнской зоне. Что касается Саарского бассейна, то она добивалась его получения, не ожидая плебисцита 1935 г.

В качестве «гарантий» гитлеровская Германия предлагала десятилетний договор о ненападении с Францией, Польшей я другими своими соседями.

Франция отказалась от заключения подобного договора с Германией. Французское правительство считало, что двусторонний договор о ненападении меньше связал бы Германию, чем её обязательства по Локарнскому соглашению и пакту Келлога. Не соглашалось французское правительство и на пересмотр предварительно принятого английского проекта разоружений, предложенного Макдональдом. Франция настаивала на международном контроле гражданской авиации, а также на распространении контроля на такие полувоенные германские организации, как «Стальной шлем», отряды CG и GA. Вопрос о Сааре она признавала подлежащим решению Лиги наций согласно Версальскому договору.

Британское правительство ответило на меморандум Германии лишь после предварительных переговоров между Саймоном и Муссолини в Риме 29 января 1934 г. Правительство Великобритании выразило согласие по ряду вопросов пойти навстречу германским требованиям. Италия настаивала на полном удовлетворении германских притязаний на довооружение. Одновременно в Италии возобновилась кампания в пользу создания директории четырёх европейских держав и реформирования Лиги наций.

Единый фронт союзников, который французская дипломатия пыталась создать против угрозы германского вооружения, явно оказывался неосуществимым. Зато возрастал напор фашистской дипломатии и усиливалась активность правительства Гитлера в деле перевооружения Германии.

19 февраля 1934 г. германский министр авиации Геринг заявил корреспонденту «Daily Mail», что Германия должна иметь свой «оборонительный воздушный флот» в размере от 30 до 40 % общей воздушной силы своих четырёх соседей — Франции, Бельгии, Чехословакии и Польши.

29 марта 1934 г. был опубликован военный бюджет Германии на 1934–1935 гг. Это был последний обнародованный немцами бюджет. Он предусматривал увеличение расходов на военно-воздушный флот, запрещённый Версальским договором, с 78 миллионов марок до 210 миллионов марок; расходы на рейхсвер возрастали с 344,9 миллиона марок до 574,5 миллиона.

Британское правительство в дипломатическом порядке обратило внимание германского правительства на допускаемое им нарушение Версальского договора. Ответ немцев носил явно издевательский характер. Он гласил, что Версальский договор ограничивает германское вооружение, а не германские расходы на вооружение.

Англия была встревожена. Лорд хранитель печати Иден получил задание выяснить во французской, германской и итальянской столицах возможность сохранения Лиги наций и возобновления работы конференции по разоружению. 16 февраля 1934 г. он направился в Париж. Барту потребовал решительных мер и применения санкций в отношении Германии. Из Парижа Идеи направился в Берлин. Гитлер занимал непримиримую позицию. Он категорически отказался вернуться в Лигу наций до подписания соглашения, приемлемого для фашистской Германии.

Характерным показателем разброда в лагере противников войны явилась позиция, занятая Бельгией. 6 марта 1934 г. в бельгийском Сенате выступил бельгийский премьер-министр граф де Броквиль. «Для предупреждения перевооружения Германии, — заявил он, — нет иных способов, кроме немедленного объявления войны. Я отказываюсь ввергнуть мою страну в такую авантюру». Это был прямой отказ Бельгии от союза с Францией.

Выступление бельгийского премьер-министра вызвало в Париже переполох.

Деятельность Барту. 17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобритании ноту, в которой заявило о необходимости вновь поставить вопрос о безопасности Франции, которую оно не отделяет от безопасности других европейских держав. «Фактически, — гласила нота, — германское правительство, не ожидая результатов переговоров, пожелало поставить нас перед своим решением продолжать перевооружение во всех видах и в том объёме, который оно определяет по собственному усмотрению, пренебрегая постановлениями Версальского договора».

Выступая 9 мая в комиссии по иностранным делам Палаты депутатов, Барту заявил, что Франция не может ни при каких обстоятельствах санкционировать перевооружение Германии.

Вот что рассказывает о своей беседе с Барту в эти дни журналист Андрэ Симон:

«Я пошёл к нему потому, что по всему Парижу носились слухи, будто Германия потребовала для себя права создания регулярной армии в 300 тысяч человек. Утверждали, что кабинет Думерга под давлением Великобритании готов согласиться на это… Руководители национал-социалистских организаций бывших фронтовиков толкались по Парижу, уверяя всех и каждого, что Гитлер собирается выкинуть все оскорбительные для Франции места из книги «Моя борьба» и что новое, очищенное издание уже готовится к печати.

Барту утверждал, что он единственный французский министр, прочитавший в оригинале книгу Гитлера «Моя борьба». Он убеждён, что Гитлер не отказался ни от одной запятой в этой книге.

ЕГЭ. История России. Кодификатор. 3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

ЕГЭ. История России. Кодификатор.

3. 2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны.

Плакат в СССР перед Великой Отечественной войной.

Основные направления и события внешней политики СССР в 1920-х — 30-х годах и перед Великой Отечественной войной. Международные конференции. Пояснение терминов, связанных с внешней политикой.

Материал поможет при подготовке к урокам, а также к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Читайте также  Рабочие и новая техника 1934 - 1939 гг.

Внешняя политика в 1920-е годы.

Идея: мировая революция.

Активная поддержка коммунистического, антиимпериалистического и национально -освободительного движения в мире. В Москве находился IIIКоммунистический Интернационал (Коминтрен), который осуществлял руководств деятельностью революционных организаций. Председателем Коминтерна был Г.Е.Зиновьев.

После 1923 г. призыв к мировой революции стал неактуален, так как движение в западных странах пошло на убыль, а в Гамбурге всеобщая забастовка потерпела поражение.

Задача: нормализация отношений с Западом.

1-ый этап: 1921-1927 гг.

— период установления дипломатических и торговых отношений с Западом: 1924г.- с Англией. Далее- с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией, Францией, Грецией, Швецией, Китаем,с 1925 г.- с Японией. «Окном в Европу» назвал В.И. Ленин договор с Эстонией в 1920г. Не было пока отношений только с США.

1924 г.- год дипломатического признания СССР.

1922- Рапалльский договор с Германией, установление дипломатических отношений, отказ о возмещении убытков в ходе Первой мировой войны.

КОНФЕРЕНЦИИ.

Генуэзская. 1922.

Цель: установить торговые и экономические отношения с капиталистическими странами, н возвращать царские долги, отстоять суверенитет.

Итог: практических результатов не было, НО участие России в конференции- это шаг к признанию государства.

От России выступал М.Литвинов.

Гаагская конференция. 1922.

Советская сторона огласила список отраслей промышленности для возможных концессий (т.е. передачи в пользование)

Страны Запада возобновили требования о возвращении долгов. Россия прервала переговоры.

Лоззанскя конференция. 1922 г.

Рассматривались ближневосточные вопросы.

СССР поднял вопрос о черноморских проливах, однако на заключительное совещание не был приглашён.

Московская конференция.1924 г.

СССР: предложил пропорциональное сокращение вооружений 6-ти стран, это была первая попытка СССР разоружения.

Запад предложил лишь договор о ненападении, ССС не согласен.

С 1927 г. СССР участвует в Женевской комиссии по разоружению. От СССР- М. Литвинов.

Предложения СССР по разоружению:

— роспуск всех вооружённых сил;

— прекращение военного обучения граждан;

— принятие законов, отменяющих военную службу.

Запад не согласен.

КОНФЛИКТЫ.

1923- «ультиматум Керзона» (Керзон — министр иностранных дел Англии)по поводу задержания в Белом море английских рыболовных траулеров. СССР выплатил компенсацию за задержание.

2-ой этап: 1928-1933 гг.

К 1930-му году- укрепление международного положения СССР, расширение экономических связей.

Конфликт с Китаем, т.к. он после госпереворота 1929 г. объявил КВЖД, построенную Россией, единоличным владением.

Август 1929 г.- китайские войска перешли границу СССР, разрыв отношений с Китаем.(Командовал Дальневосточной армией В.К. Блюхер).

1932 г.- договоры о ненападении с Польшей, Латвией, Финляндией, Эстонией, Францией. Восстановление дипломатических отношений с Китаем.

1933 г.- установление дипломатических отношений с США.

1933-1935- договоры с Испанией, Румынией. Чехословакией, Болгарией.

1934 г. СССР вступил в Лигу Наций.

Лига Наций — это международная организация (1919-1946 г.) цель которой- разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Её продолжением считают ООН.

КОНФЕРЕНЦИИ.

Женевская, 1932.

Во главе делегации СССР- М.М. Литвинов.

Предложения СССР:

— всеобщее полное или частичное разоружение;

— полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений;

— конференцию по разоружению превратить в постоянную конференцию по сохранению мира.

Не были приняты.

Итог конференции (закончила работу в 1934 г.) – «план Макдональда»- план «качественного разоружения», то есть определены предельные цифры сухопутных и воздушных вооружённых сил Европы.

Германия и Япония вышли из Лиги Наций.

Лондонская, 1933 г.

Принята конвенция об определении «агрессора».

Агрессор – это государство, которое

-вторгается на территорию государства без объявления войны;

— бомбардирует его территорию;

— устанавливает морскую блокаду.

Проблема коллективной безопасности.

Причины:

Осложнение международной обстановки.

1931 г.- Япония захватила Маньчжурию- часть Китая.

1933 г.- приход к власти фашистов в Германии, лозунг «Поход на Восток!».

Заключения региональных соглашений ряда европейских стран о взаимной помощи в случае агрессии Германии.

1935 г.- договор о взаимопомощи между СССР, Францией, Чехословакией.

3-ий этап: 1933-1939 гг.

-Сближение с Англией, Францией, США, стремление противостоять агрессии Германии и Японии.

Дальнейшее стремление приобретать сферы влияния на Востоке и избежать конфронтации с Японией.

КОНФЛИКТЫ.

1936, июль. В Испании генерал Франко, поддержанный Гитлером и Муссолини, начал фашистский мятеж. СССР оказывал помощь: посланы советские лётчики (вспомним стихотворение М. Светлова «Гренада»), испанские дети нашли приют в СССР.НО в 1939 г. в Испании установился фашистский режим.

Фашистский режим – это одна из крайних форм тоталитаризма, характеризующаяся националистической идеологией, представлениями о превосходстве од­ной нации над другими, а также крайней агрессивностью. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн отличают фашизм от других форм тоталитаризма.

1937 г, август. СССР с Китаем подписали договор о ненападении +военная помощь.

1938-1938 – попытки Японии сорвать помощь СССР Китаю.

1938 г, 29 июня – столкновения на озере Хасан.

11 августа войска В.К. Блюхера отбросили противника.

1939 г., май- Япония напала в районе р. Халхин-Гол в Монголии. СССР оказывал помощь. (1-ая армейская группа под командованием Г.К.Жукова). Конец августа- японские войска отброшены в Маньчжурию.

Итог: 1939 г, 15 сентября подписано соглашение между СССР, Японией, Монголией о ликвидации конфликта.

1938, март. Германия оккупировала Австрию («Аншлюс Австрии»)

1938, сентябрь. «Мюнхенский сговор». На Мюнхенской конференции Франция и Англия согласились на присоединение Судетской области Чехословакии- к Германии. В марте 1939 г. Германия захватила всю Чехословакию.

1939, август. Переговоры в Москве между СССР, Англией, Францией о заключении договора о взаимопомощи. Для этого надо было, в случае необходимости, войскам Франции пройти через Польшу, на что та не согласилась

Перед Великой Отечественной войной.

23 августа 1939 г.- пакт Молотова -Риббентропа. Договор с Германией о ненападении на 10 лет.

Секретная часть договора- о разделе сфер влияния в Европе. СССР не будет препятствовать захвату Германией «её» части Польши, а сам может присоединить Западную Украину, Западную Белоруссию, Молдавию (часть Румынии), всю Прибалтику.

1 сентября 1939 г.- начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу.

28 сентября 1939 г.- договор СССР и Германии «О дружбе играницах» (прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической – в Германии, налаживание всесторонних отношений, установление общей границы по территории Польши.

1939 г. март- отказ Финляндии заключить договор с СССР.

1939 г., октябрь- отказ Финляндии отодвинуть границу на Карельском перешейке на несколько десятков километров, сдать в аренду участок финской территории.

10 ноября 1939 г.- 12 марта 1939 г.- 104-х дневная «зимняя война» с Финляндией. Прорвана линия Маннергейма .

Условия мирного договора:

— Финляндия отказывается от участия в антисоветских коалициях;

-передвижение границы на Карельском перешейке на 150 км. от Ленинграда до Выборга;

— Финляндия сдаёт в аренду СССР на 30 лет полуостров Ханко.

Большая часть присоединённой территории вошла в состав Карело-Финской ССР.

СССР был исключён в декабре 1939 г из Лиги Наций как агрессор.

1941, 13 апреля, СССР подписал пакт с Японией о нейтралитете.

22 июня 1941 г.- начало Великой Отечественной войны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

The 20th century history

Pages

  • Home
  • ПЛАН СТАЛИНА. Книга 1
  • ПЛАН СТАЛИНА. Книга 2
  • ПЛАН СТАЛИНА. Книга 3

4.5. Переговоры СССР с Великобританией и Францией

Какие же задачи преследовал Сталин на «Московских переговорах»?

  • Цель 1: добиться начала мировой войны. К этой цели вел пакт о ненападении с Германией.
  • Цель 2: добиться нападения Германии на СССР. Секретный протокол к пакту о ненападении создавал основу для решения этой задачи.
  • Цель 3: после нападения Гитлера на СССР добиться союза с демократическими странами. Это означает, что Великобритания и Франция рассматривались как будущие стратегические союзники СССР.

Через призму этих Целей следует рассматривать и «Московские переговоры», и задачи Сталина на этих переговорах.

«Но война неумолима. Ее нельзя скрыть никакими покровами. Ибо никакими “осями”, “треугольниками” и “антикоминтерновскими пактами” невозможно скрыть тот факт, что Япония захватила за это время громадную территорию Китая, Италия – Абиссинию, Германия – Австрию и Судетскую область, Германия и Италия вместе – Испанию, – все это вопреки интересам неагрессивных государств. Война так и осталась войной, военный блок агрессоров – военным блоком, а агрессоры – агрессорами. […] Не объясняется ли это слабостью неагрессивных государств? Конечно, нет! Неагрессивные, демократические государства, взятые вместе, бесспорно сильнее фашистских государств и в экономическом и в военном отношении». [7]. И.В. Сталин. «Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)».

На переговорах основными пунктами расхождений были:

  1. Список гарантируемых стран. Англо-французская сторона полагала, что прямое их перечисление в тексте чревато политическими осложнениями. К концу июня было выработано компромиссное решение, что список всё-таки будет, но в секретной части договора.
  2. Включение в список Финляндии и стран Прибалтики. Англичане сперва протестовали, но к 17 июля согласились с советским предложением.
  3. Запрет на заключение сепаратного мира. Англичане сперва противились, но потом всё же согласились.
  4. Одновременное вступление в силу военного и политического соглашения. На это английская сторона согласилась 23 июля.
  5. Определение понятия «косвенная агрессия». Это единственная точка, по которой не удалось достичь компромисса. [20].

Как же Сталин решил эту задачу?

Есть ли этому какое-нибудь объяснение?

«На первом заседании трех миссий глава советской делегации предложил ознакомиться с полномочиями каждой делегации. Он предъявил полномочия советской делегации, которые гласили, что делегация уполномочивается “…вести переговоры с английской и французской военными миссиями и подписать военную конвенцию по вопросам организации военной обороны Англии, Франции и СССР против агрессии в Европе…”». [20]. «Московские переговоры (1939).» Википедия .

Московские переговоры помогли Сталину сохранить информацию о переговорах с Гитлером в тайне и подписать пакт Молотова — Риббентропа непосредственно перед нападением Германии на Польшу. Угроза успеха Московских переговоров делала Гитлера более уступчивым при заключении пакта о ненападении и способствовала подписанию секретных приложений к пакту, в которых был заинтересован Сталин. Московские переговоры позволили Сталину представить СССР в виде миролюбивого государства, которое полгода пыталось создать широкую коалицию для отпора агрессору, но было вынуждено, из-за политики Англии и Франции, пойти на заключение пакта о ненападении с Гитлером. Главное назначение Московских переговоров для Сталина — быть дымовой завесой для переговоров с Гитлером.

17. Советско-французские переговоры о Восточном пакте (1933–1934 годы). Ссср и Лига Наций. Договоры ссср с Францией и Чехословакией.

Новая обстановка в Европе привела к активизации антигерманских настроений во Франции. Интересы безопасности утверждали в необходимости обеспечить сдерживание Германии с востока при помощи альянса с Советским Союзом. Наиболее видным сторонником франко-советского сближения был французский политик консервативно-националистического склада Луи Барту, который с февраля 1934 г. стал министром иностранных дел Франции.

Читайте также  Образование древнерусского государства

Л.Барту пришлось действовать в сложной обстановке. Правительство, в которое он вошел, не имело прочной опоры в парламенте. Франция лучше других государств выдержала первый натиск кризиса в 1929-1933 гг. Депрессия ударила по ней в 1933 г., до предела обострив общественные противоречия. Ни одна из партий не располагала в палате депутатов прочным большинством.

Основополагающей идеей Барту было создание многостороннего пакта о взаимопомощи в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, и, обязательно, Советского Союза. Такой блок должен был стать средством стабилизации межгосударственных отношений в центре и на востоке Европы, откуда, как считал Барту, исходила угроза миру. Предлагаемая схема представляла собой новый вариант сдерживания Германии. В отличие от идей, предложенных во времена Жоржа Клемансо, концепция Барту предполагала сдерживание Германии через ее более глубокую интеграцию в международную систему, а не через простое противопоставление Германии одного или нескольких французских союзников на востоке.

План Барту предусматривал, что Франция выступит гарантом нового блока, то есть она примет на себя обязательство выступить на стороне государства, подвергнувшегося агрессии, если другие участники блока почему-либо не сделают этого. Одновременно, СССР должен был присоединиться к числу гарантов Локарнского пакта 1925 г. При этом официально Франция не должна была становиться участником «восточного пакта». Взаимные обязательства Франции и СССР предполагалось оформить двусторонним договором о взаимопомощи. Таким образом предполагалось придать подсистеме европейских отношений недостававшую ей внутреннюю соразмерность: три наиболее мощные державы континента — Германия, Франция и СССР оказались бы в положении взаимно уравновешивающих друг друга сил. Барту не исключал и присоединения Италии к предлагаемой им системе взаимных гарантий.

Советское руководство, как уже говорилось, было озабочено возможными вызовами со стороны Польши и Германии. Оказавшись с ними в рамках одной организации СССР мог рассчитывать на ослабление напряженности в отношениях с Берлином и Варшавой. А если бы этого все же не произошло, ситуацию могло «подстраховать» наличие советско-француз-ского пакта взаимопомощи. Кроме того, сближение с Францией открывало Москве путь к окончательному преодолению изолированности в мировой политике: Париж твердо обещал содействовать приему СССР в Лигу Наций. Идеи Барту были благожелательно восприняты в Москве. В мае 1934 г. проект пакта был в согласован советскими и французскими представителями. Предстояло убедить в его полезности остальные державы.

Франко-советский пакт о взаимопомощи — соглашение о военной помощи между Францией и СССР, заключённое 2 мая 1935 года. Договор знаменовал существенный сдвиг в советской политике от позиции противодействия Версальскому договору к более прозападной политике, связанной с именем Литвинова. Ратификация договора французским парламентом была использована Гитлером как предлог для ремилитаризации Рейнской области, которая была категорически запрещена Версальским договором.

Статья I устанавливала, что в случае угрозы нападения европейского государства на одну из сторон договора Франция и СССР немедленно начнут консультации. Статья II обязывала стороны оказать немедленную помощь и поддержку другой стороне, если та станет объектом неспровоцированного нападения третьего «европейского государства», тем самым избегая вовлечения Франции в возможный конфликт СССР и Японии. Статьи III и IV устанавливали соответствие договора уставу Лиги наций. Статья V указывала порядок ратификации и продления договора. Договор был заключён на пять лет с автоматическим продлением.

Протокол подписания договора от 2 мая 1935 года уточнял, что решения Лиги Наций не требуется:

«Условлено, что следствием статьи 3 является обязательство каждой договаривающейся стороны оказать немедленно помощь другой, сообразуясь безотлагательно с рекомендациями Совета Лиги наций, как только они будут вынесены в силу статьи 16 устава. Условлено также, что обе договаривающиеся стороны будут действовать согласно, дабы достичь того, чтобы Совет вынес свои рекомендации со всей скоростью, которой потребуют обстоятельства, и что если, несмотря на это, Совет не вынесет по той или иной причине никакой рекомендации или если он не достигнет единогласия, то обязательство помощи, тем не менее, будет выполнено».

Однако, уже следующий раздел протокола подчёркивал непротиворечивость налагаемых договором обязательств позиции Лиги Наций: эти обязательства «не могут иметь такого применения, которое, будучи несовместимым с договорными обязательствами, принятыми одной из договаривающихся сторон,. подвергло бы эту последнюю санкциям международного характера».

Договор о взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических республик и Республикой Чехословацкой ( Smlouva o vzajemne pomoci mezi republikou Ceskoslovenskou a Svazem Sovetskych Socialistickych republik ) — договор подписанный в Праге 16 мая 1935 года полномочными представителями СССР и Чехословакии. Основные положения советско-чехословацкого договора идентичны положениям советско-французского договора 1935 года. Исключение составляла лишь 2-я статья протокола о подписании договора, где говорилось, что оба правительства признают, «. что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь Стороне — жертве нападения будет оказана со стороны Франции».

Стороны брали обязательства проводить немедленные консультации при возникновении угрозы или опасности нападения какого-либо европейского государства на СССР или Чехословакию и оказывать взаимную помощь в случае прямой агрессии против договаривающихся государств. Тем самым договоры СССР с Францией и Чехословакией приобретали характер тройственного соглашения, которое могло стать основой для создания коллективной безопасности в Европе. 11 мая Совет Балканской Антанты высказался за разработку Дунайского пакта в целях гарантии независимости Австрии, в котором предполагалось участие СССР, Франции, Италии, Австрии, Чехословакии и стран Балканской Антанты. Правительство СССР дало свое согласие на переговоры, предложив в число стран-участниц также Венгрию. Предварительные переговоры о заключении пактов о взаимопомощи в 1935 году проходили между Советским правительством и правительствами Турции, Румынии и Латвии. Но и эти переговоры не привели к положительным результатам.

О переговорах с военными миссиями Великобритании и Франции

(27 августа 1939 г.)

Опубликовано в газете Известия 27 августа 1939 г.

Сотрудник «Известий» обратился к главе советской военной миссии т. Ворошилову с рядом вопросов, на которые т. Ворошилов дал следующие ответы.

Вопрос. Чем закончились переговоры с военными миссиями Англии и Франции?

Ответ. Ввиду вскрывшихся серьезных разногласий переговоры прерваны. Военные миссии выехали из Москвы обратно.

Вопрос. Можно ли знать, в чем заключаются эти разногласия?

Ответ. Советская военная миссия считала, что СССР, не имеющий общей границы с агрессором, может оказать помощь Франции, Англии, Польше лишь при условии пропуска его войск через польскую территорию, ибо не существует других путей для того, чтобы советским войскам войти в соприкосновение с войсками агрессора. Подобно тому как английские и американские войска в прошлой мировой войне не могли бы принять участия в военном сотрудничестве с вооруженными силами Франции, если бы не имели возможности оперировать на территории Франции, так и советские вооруженные силы не могли бы принять участия в военном сотрудничестве с вооруженными силами Франции и Англии, если они не будут пропущены на территорию Польши.

Несмотря на всю очевидность правильности такой позиции, французская и английская военные миссии не согласились с такой позицией советской миссии, а польское правительство открыто заявило, что оно не нуждается и не примет военной помощи от СССР.

Читайте также  Святополк окаянный - братоубийца на престоле

Это обстоятельство сделало невозможным военное сотрудничество СССР и этих стран.

В этом основа разногласий. На этом и прервались переговоры.

Вопрос. Не говорилось ли во время переговоров о помощи Польше сырьем и военными материалами?

Ответ. Нет, не говорилось. Помощь сырьем и военными материалами является делом торговым, и, для того чтобы давать Польше сырье и военные материалы, вовсе не требуется заключение пакта взаимопомощи и тем более военной конвенции. США, как и ряд других государств, не имеют с Японией никаких пактов взаимопомощи или военной конвенции, однако они уже два года продают японцам сырье и военные материалы, несмотря на то что Япония находится в состоянии войны с Китаем. Во время переговоров речь шла не о помощи сырьем и военными материалами, а о помощи войсками.

Вопрос. Дипломатический обозреватель газеты «Дейли геральд» пишет, что военные миссии Англии и Франции будто бы спросили советскую миссию, готов ли СССР снабжать Польшу самолетами, боеприпасами и держать в готовности на границе Красную Армию, а советская военная миссия будто бы ответила на это предложением: «Немедленно после начала войны оккупировать Вильно и Новогрудек на северо-востоке, а также Львовское, Тарнопольское и Станиславское воеводства на юго-востоке, что из этих районов Красная Армия могла бы оказать полякам военную помощь, если это потребуется».

Как вы смотрите на это заявление дипломатического обозревателя «Дейли геральд», соответствует ли оно действительности?

Ответ. Это заявление является от начала до конца лживым, автор его — наглым лжецом, а газета, поместившая это лживое заявление своего дипломатического обозревателя, – клеветнической газетой.

Вопрос. Агентство Рейтер по радио сообщает: «Ворошилов сегодня заявил руководителям английской и французской военных миссий, что ввиду заключения договора о ненападении между СССР и Германией Советское правительство считает дальнейшие переговоры с Англией и Францией бесцельными».

Соответствует ли действительности это заявление агентства Рейтер?

Ответ. Нет, не соответствует действительности. Не потому прервались военные переговоры с Англией и Францией, что СССР заключил пакт о ненападении с Германией, а наоборот, СССР заключил пакт о ненападении с Германией в результате, между прочим, того обстоятельства, что военные переговоры с Францией и Англией зашли в тупик в силу непреодолимых разногласий.

Газета «Правда» об англо-франко-советских переговорах

(2 сентября 1939 г.)

. С величайшим терпением советское правительство вело переговоры с правительствами Англии и Франции, преследуя одну цель: обеспечение мира в Европе. Тов. Молотов разоблачил цепь интриг, подвохов и прямых провокаторских выпадов, которые были пущены поджигателями войны в ход для того, чтобы завести эти переговоры в тупик, лишить их всякого смысла.

Тов. Молотов с исчерпывающей полнотой и ясностью раскрыл причину всей этой неискренней, лживой игры. Английские и французские политики пытались столкнуть лбами советский и германский народы.

Особенно старались и стараются в этом отношении так называемые социалисты Англии и Франции. Эти мелкие политиканы не учли того, что имеют дело с великим социалистическим государством.

Сближение Германии и СССР

После прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г. СССР практически разорвал все (до тех пор весьма тесные) отношения с Германией.

В 1934-1937 гг., СССР предпринял ряд попыток расширить советско-германские экономические отношения. В 1934 г. в Берлин в должности торгпреда был направлен личный эмиссар И. Сталина Давид Канделаки. Ведя переговоры в Германии, Давид Канделаки пытался перевести их с экономического на политический уровень. Так называемая «миссия Канделаки» продолжалась до 1937 г. и закончилась неудачей: германская сторона по идеологическим и политическим соображениям не считала нужным идти на расширение связей Германии с СССР.

В 1936 г. Москва предлагала Берлину подписать договора о ненападении, однако, это предложение было отклонено на том основании, что между СССР и Германией нет общей границы.

Процесс сближения Германии и СССР ускорился в 1939 г., в условиях сложившегося тогда политического кризиса в Европе. Первоначально, в связи с агрессивными актами нацистской Германии в отношении отдельных европейских государств, отношения между Германией и СССР оставались весьма сложными. При этом, Советское правительство сделало ставку на заключение соглашения между СССР, Великобританией, Францией, Польшей и др. странами с целью предотвращения дальнейшей германской агрессии.

Тем не менее, возникшие острые разногласия между СССР, Великобританией, Францией, которые со всей очевидностью проявились во время переговоров в Москве в июле – августе 1939 г., сделали перспективу сближения Германии и СССР весьма вероятной. Свою определенную роль сыграла также смена руководства НКИД СССР. 3 мая 1939 г. в отставку был отправлен М.М. Литвинов, которого заменил В.М. Молотов.

В Берлине это восприняли как обнадёживающий знак. Уже через день германским газетам были запрещены всякие нападки на СССР. 20 мая 1939 г. народный комиссар по иностранным делам СССР В.М. Молотов принял посла Германии Ф.-В. фон дер Шуленбурга и вёл с ним разговоры в чрезвычайно дружелюбном тоне, сообщив, что для успеха экономических переговоров «должна быть создана соответствующая политическая база». 28 июня 1939 г. состоялась еще одна встреча В.М. Молотова с Ф.-В. фон дер Шуленбургом, во время которой первый говорил о нормализации отношений СССР с Германией как о деле желаемом и возможном.

18 июля 1939 г. советский торгпред Е.И. Бабарин передал советник восточноевропейской референтуры Отдела экономической политики германского МИДа К. Шнурре проект торгового соглашения и перечень сырьевых товаров, которые СССР готов поставлять Германии.

24 июля 1939 г. К. Шнурре в беседе с советским временным поверенным в делах Г.И. Астаховым, после обсуждения текущих экономических вопросов, изложил план улучшения германо-советских политических отношений (предварительно оговорив эту часть беседы, как неофициальный обмен мнениями). Немецкий план включал: 1) заключение торгово-кредитного договора; 2) нормализацию отношений в области прессы и культурных отношений, установление атмосферы взаимного уважения; 3) политическое сближение.

3 августа 1939 г. министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп впервые сделал официальное заявление на тему германо-советского сближения, в котором, в частности, содержался намек на раздел сфер влияния: «По всем проблемам, имеющим отношение к территории от Чёрного до Балтийского моря, мы могли бы без труда договориться… Что касается Польши, то за развивающимися событиями мы следим внимательно и хладнокровно. В случае провокации со стороны Польши мы урегулируем вопрос с Польшей в течение недели. На случай этого я сделал тонкий намек на возможность заключения с Россией соглашения о судьбе Польши».

15 августа 1939 г. Ф.-В. фон дер Шуленбург зачитал В.М. Молотову послание министра иностранных дел Германии И. фон Риббентропа, в котором тот выражал готовность лично приехать в Москву для «выяснения германо-русских отношений». И. фон Риббентроп также выражал готовность «решить все проблемы на территории от Балтийского до Чёрного моря». В ответ Молотов выдвинул предложение о заключении полноценного пакта, вместо предложенной совместной декларации о неприменении силы друг против друга. 1

17 августа 1939 г. Ф.-В. фон дер Шуленбург передал В.М. Молотову ответ о готовности заключить пакт на 25 лет, причем как можно скорее, ввиду могущей возникнуть в ближайшие дни войны с Польшей. В ответ В.М. Молотов передал Ф.-В. фон дер Шуленбургу ноту, в которой заключение пакта обусловливалось заключением торгового и кредитного соглашения. Экономическое соглашение было спешно согласовано и подписано 19 августа 1939 г. В тот же день В.М. Молотов выразил согласие принять И. фон Риббентропа и в 16 час. 30 мин передал советский проект пакта Ф.-В. фон дер Шуленбургу с постскриптумом, в котором содержался набросок будущего секретного протокола. Однако были выставлены условия, отодвигавшие визит И. фон Риббентропа на 26-27 августа 1939 г. Для А. Гитлера эта отсрочка была неприемлема, т.к. срок нападения на Польшу уже был назначен. В результате на следующий день, 20 августа 1939 г. А. Гитлер направил И.В. Сталину личную телеграмму, в которой просил принять И. фон Риббентропа 22 или 23 числа. 21 августа 1939 г. пришёл ответ И.В. Сталина А. Гитлеру с согласием принять И. фон Риббентропа 23 августа 1939 г.

Подписание 23 августа 1939 г. между СССР и Германией Пакта о ненападении послужило началом для дальнейшего взаимодействия обеих стран в экономической, политической и др. областях.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: