Система выкупа бывших крепостных в 1861 году

Как помещики своих крепостных на вещи меняли, и Сколько стоил человек, которого продавали по объявлению Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в

Система выкупа бывших крепостных в 1861 году

Как помещики своих крепостных на вещи меняли, и Сколько стоил человек, которого продавали по объявлению

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

От чего зависела цена на крепостного и как помещики объявления в газеты подавали

Помещики без угрызений совести продавали своих крепостных или меняли на что-то более выгодное. У каждого человека была своя стоимость, и зависела она от многих условий: возраст, пол, умения. Исследователь Б.Тарасов отмечает, что в середине 18 века крепостного крестьянина продавали примерно за 30 рублей, а к концу 80-х годов цена увеличилась. Теперь здоровый крестьянин стоил не менее ста рубликов.

Самым дорогим «товаром» были люди искусства. Так, за музыканта, который блистал талантом, можно было запросить 800 рублей. Молодая и красивая актриса крепостного театра стоила до пяти тысяч рублей. В то де время в отдавленных губерниях за простую крестьянку платили всего пять рублей, а ребенок в возрасте до одного года стоил пятьдесят копеек.

В газетах второй половины 18 века можно было обнаружить объявления такого содержания:
«Продам парня семнадцати лет и подержанный мебельный гарнитур».
«Продается девочка одиннадцати лет вместе с кроватью, периной и другими вещами». «Продам осетрину малосольную, сивого мерина и семью, муж и жена».
«Продается лошадь и две горничные».

Как видно из объявлений, люди стоят в одном ряду с вещами и домашним скотом.

Сто девушек за одну борзую

Породистые щенки всегда стоили и стоят дорого. Помещики-псари очень трепетно относились к разведению собак, а качественный щенок мог стоить до 10 тысяч. Историк С. Нефедов писал, что увлеченные собаководы могли отдать сто человек за шикарную собаку. Случались и такие невероятные случаи, когда за роскошную борзую просили целую деревню с крестьянами. Один помещик продавал молодых девушек по 25 рублей, а его сосед приобретал борзых щенков по три тысячи. Несложный математический расчет показывает, что за одну породистую суку отдавали 120 молодых крестьянок.

Интересна, например, история села Маргаритово (Ростовская область). Историком Д. Зенюком было проведено расследование, в ходе которого выяснилось, что жители села в 18 веке были приобретены в обмен на собак. Село основал некто Маргарит Блазо, который был страстным любителем породистых собак и разводил их. Порой он обменивал щенков на крепостных. Так первые шесть семей появились в Маргаритово после того, как Блазо переселил их из Рязанской губернии, отдав за них борзых щенков (предположительно генералу Льву Измайлову, у которого было около тысячи борзых). Об этом также есть запись местного священника Шамраева, который в начале 20 века ответил на запрос 12 съезда археологов и подтвердил, что село Маргаритово образовалось из крепостных, привезенных из Рязанской губернии.

Как целые села на скакунов меняли и людей в качестве взятки дарили

Не менее дорого ценились и породистые лошади. Крестьян меняли на скакунов так же часто, как и на собак. При этом лошадь стоила гораздо дороже, чем человек.

Если обратиться к мемуарам адмирала Павла Чичагова, то можно найти записи, которых он рассказывает, как во времена царствования Александра «пустил на выкуп крестьян», чтобы освободить их. За мужчин адмиралу заплатили по 150 рублей, цена при этом была определена самим правительством. Чичагов также хотел продать конский завод, и сделал это, запросив за каждую английскую кобылицу по 300-4000 рублей. То есть лошадь стоила в два раза (а то и более) дороже, чем крепостной крестьянин. И это с учетом того, что кобылы адмирала были уже старыми, как он писал. А вот за молодого, очень породистого скакуна помещики могли отдать целое село вместе с его жителями.

Бывало, что людей меняли не на вещи, а на услуги. Могли подарить человека в виде взятки чиновнику, священнику — за обещание молиться о душе, купцу — за нужный товар. Дипломат Дмитрий Свербеева писал в 1899 году, что крестьянские девочки и мальчики часто шли на подарки чиновникам, священнослужителям, торговцам. При этом о материнских и отцовских чувствах никто не думал. Детей отнимали от родителей и отдавали в качестве товара. Было и еще одно применение крепостным: гвардейские офицеры пушкинской эпохи использовали крепостных для того, чтобы получить длительный отпуск. Людей преподносили в дар непосредственному начальству, добиваясь расположения и получая в результате долговременное освобождение от службы.

Часы, ружья и музыкальные инструменты, за которые можно было крепостных получить

Не только на животных обменивали крестьян. Это могли быть самые разные предметы. К примеру, друг Пушкина Матвей Виельгорский, прекрасный музыкант, был владельцем старинной итальянской виолончели. А досталась она ему в обмен на трех лошадей, вместе с каретой и кучером.

Крепостного крестьянина можно было поменять на мебель и даже на посуду. Нередко разорившиеся помещики выставляли на продажу все свои вещи, к которым причисляли и слуг. Очень ценилось оружие, в особенности иностранные охотничьи ружья. Стоили они дорого и были доступны не каждому. За красивое и качественное ружье заядлые охотники без сомнений отдавали крестьян. Отдельная категория — коллекционеры. За испанское или английское ружье, за дамасскую саблю в золотых ножнах с драгоценными камнями можно было просить целое село с крестьянами.

Многое в жизни простых крестьян зависело от личности помещика. Если он был жестоким самодуром, то жителям сёл приходилось тяжко. Но крепостным великого полководца Суворова было лучше других, потому что бари давал «отцовский капитал» семьям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Система выкупа бывших крепостных в 1861 году

Но отменил крепостное право Александр II. Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. В первые годы царствования на встрече с делегацией московских дворян он сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево. Но чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мной. Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться само собой снизу». Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался.

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность — стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев — близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

1. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

3. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Избирался сельский ста¬роста (на 3 года). Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Сельские и волостные сходы сами распределяли предоставленную в надел землю, раскладывали повинности, определяли очередность отбывания рекрутской повинности, решали вопросы выхода из общины и приема в нее и т. п. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Они назнача¬лись Сенатом, не подчинялись министрам, а только закону.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

5. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте.

Читайте также  Внутренняя политика русского государства

6. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1/2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

Манифест об отмене крепостного права, 1861

Александр II — император, который вошёл в историю как проводник реформ.

В 1861 году император подписал документ, определявший условия выкупа помещичьей земли и размеры выкупаемых наделов по отдельным районам России. С отменой крепостного права либералы связывали самые смелые надежды. Реальность оказалась куда прозаичнее. Теперь помещики были обязаны предоставить в пользование крестьян полевые наделы; за это последние должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от них в течение 49 лет. Повинности и размеры наделов фиксировались в уставных грамотах. Но эти грамоты составляли сами помещики, а проверяли мировые посредники, опять же, из числа помещиков. К 1906 году с учётом процентов по кредиту крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Манифест об отмене крепостного права Александр II подписал 3 марта 1861 года.

Божиею милостью
Мы, Александр Вторый
Император и Самодержец Всероссийский,
Царь Польский, Великий Князь Финляндский
И прочая, прочая, прочая.
Объявляем всем Нашим верноподданным.

Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию Мы положили в сердце СВОЕМ обет обнимать НАШЕЮ Царскою любовию и попечением всех НАШИХ верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, МЫ усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.

Усматривали cиe и приснопамятные предшественники НАШИ и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император АЛЕКСАНДР I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель НАШ НИКОЛАЙ I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах.

Таким образом, МЫ убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для НАС завещание предшественников НАШИХ и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения.

МЫ начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили МЫ, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие НАШЕ оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, МЫ решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы.

На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам.

Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего МЫ признали за благо повелеть:

Читайте также  Особенности геополитического положения россии в xvi веке

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.

Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от НАС и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают НАШУ надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся на здравый смысл НАШЕГО народа.

Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим, воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.

Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность.

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного.

Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же НАШЕГО в седьмое.

На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою подписано:

pravdoiskatel77

  • Add to friends
  • RSS

pravdoiskatel77


Выступая на конференции «Великие реформы и модернизация России», посвященной 150-летию подписания Александром II Манифеста об отмене крепостного права в Российской империи, тогда еще президентом, Медведев заявил: «Россия тоже должна была измениться, стать передовой страной, которую объединяют с Европой единые ценности. И этот решающий шаг, шаг к развитию и свободе, был совершён в тот период. Прежде всего было упразднено крепостничество, которое веками унижало права, человеческое достоинство миллионов русских людей. Обретение личной свободы дало им возможность стать полноценными подданными Российской империи, по возможности проявлять свою инициативу и выражать собственное мнение… Открыло путь России к экономическому прогрессу, к развитию, к развитию внутреннего рынка, к развитию промышленности».
«Жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути нашей страны и не советский эксперимент, — утверждал президент Медведев в 2011-м, — а проект нормального, гуманного строя, который был задуман Александром II. И в конечном счёте, в историческом масштабе прав оказался именно он, а не Николай I или Сталин».
Насколько был правдив Дмитрий Анатольевич, и не подкинул ли ему лукавый советник «дезу» с известными ему одному целями? Давайте подумаем.
Кому и сколько стоила крестьянская «свобода».
Процентное отношение помещичьих крепостных крестьян ко всему взрослому мужскому населению империи достигло своего максимума в 57–58% к 1811–1817 гг. Впервые существенное сокращение этой пропорции произошло при Николае I, к концу царствования которого по 10-й ревизии 1858 года доля крепостных во всем населении империи упала до 37%. Согласно переписи населения 1857–1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23, 1 миллиона человек (обоих полов) из 62, 5 миллионов человек, населявших тогда Российскую империю.
К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда ликвидация крепостного права могла произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В.О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных, то есть фактически лично свободных крестьян.
. Но подготовку крестьянского вопроса Александр II поручил крупным помещикам-крепостникам (включая министров Ланского, Панина и Муравьева), что и предопределило способ ее проведения. В результате «Великой» крестьянской реформы 1861 года крестьяне перестали считаться крепостными, но стали считаться «временнообязанными» и получили права «свободных сельских обывателей». Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Но помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет (!). За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. Если до реформы надел у крестьянина был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3, 3 десятины (3, 6 га) на душу, что было меньше, чем до реформы .

В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена благодаря Первой русской революции в 1906 году. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд. 571 млн. рублей выкупа за земли, стоившие всего 544 млн. рублей. Таким образом, крестьяне фактически уплатили тройную сумму.

Еще одним результатом реформы 1861 г. стало появление т. н. «отрезков» — части земель, составлявших около 20%, которые до реформы были в ведении крестьян, а после — оказались в ведении помещиков и не подлежали выкупу. Как указывал Н.А. Рожков, раздел земли был проведен помещиками так, что «крестьяне оказались отрезанными помещичьей землей от водопоя, леса, большой дороги, церкви, иногда от своих пашен и лугов. в результате, они вынуждались к аренде помещичьей земли во что бы то ни стало, на каких угодно условиях». «Отрезав у крестьян, по Положению 19 февраля, земли, для тех абсолютно необходимые, — писал М.Н. Покровский, — луга, выгоны, даже места для прогона скота к водопою, помещики заставляли их арендовать эти земли не иначе, как под работу, с обязательством вспахать, засеять и сжать на помещика определенное количество десятин».

Читайте также  Послевоенный процесс ренессанса новой германии

Формально крестьяне стали считаться свободными, но в их положении абсолютно ничего не изменилось или даже ухудшилось . Законы 19 февраля 1861 г., означавшие юридическую отмену крепостного права, не являлись его отменой как социально-экономического института. И после реформы 1861 г., вплоть до 1906 г., несмотря на юридическую отмену крепостного права, сохранялся фактический запрет на уход «обязанных» и «выкупных» крестьян со своего участка земли, что указывает на сохранение крепостного права как социально-экономического института .

Что касается конкретных условий выкупа земли, то, по данным Н. Рожкова и Д. Блюма, в нечерноземной полосе России, где проживала основная масса крепостных крестьян, выкупная стоимость земли в среднем в 2, 2 раза, а в отдельных случаях даже в 5–6 раз превышала ее рыночную стоимость. Поэтому фактически цена выкупа, установленная в соответствии с реформой 1861 г., включала не только выкуп земли, но и выкуп самого крестьянина с семьей — подобно тому, как ранее крепостные могли выкупить вольную у помещика за деньги. Дмитрий Анатольевич Медведев считает такие условия освобождения крестьян в России «гуманными», однако они были значительно хуже, чем в Прибалтике, где крепостные освобождались еще при Александре Первом без земли, но и без необходимости уплачивать выкуп за себя.
2. Продолжение .
3. Сравненит.анализ отмены рабства в России и в США

Освобождения крепостных крестьян в 1861 году, условия и механизмы избавления от крепостного права

Процесс освобождения крестьянства

19 февраля 1861 года, во время шестого года правления со дня своего вступления на монарший трон, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», благодаря данным документам в истории России, император Александр II будет известен как «Освободитель» (рисунок 1). Данные акты стали началом переходной эпохи от закрепощенного состояния крестьянства к состоянию свободных жителей сельских и деревенских поселений. В значительной мере изменилось их положение с точки зрения права и юриспруденции: все они стали обладать личной свободой и большинством общегражданских прав (заключение сделок, открытие торговых и промышленных предприятий, переход в иные сословия общества).

Рис.1 – Александр II Освободитель

В связи с тем, что земля являлась собственностью дворян, крестьяне, получая в собственность земельный надел, должны были выплатить за него денежный выкуп. После окончания выкупной операции земельный участок являлся личной собственностью крестьянина.

Само собой, ставал вопрос об объемах данного выкупа. Для того, чтобы его выяснить за основу был взят не капиталистический принцип, подразумевающий рыночную стоимость земли, а феодальный, который базировался на необходимости предоставить компенсацию помещику за утрату крепостного труда. Данная компенсация исходила из величины оброка.

Механизм перехода от крепостничества к свободе

Для правильных расчетов выкуп был равен сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный, в свою очередь, доходу дворян до реформы. Де-факто это являлось капитализацией оброка. Следовательно, максимальное количество уступок было сделано не всем землевладельцам, а лишь тем, которые были далеки от ведения капиталистического хозяйствования, то есть обеспечены условия для сохранения неограниченного самодержавия, что полностью противоречило новым установившимся взаимоотношениям. Таким образом, был избран самый медленный путь развития капитализма (экстенсивный).

Величина крестьянских участков земли и повинностей, на базе которых определялся объем выкупа, исчислялся в пределах размеров, которые были установлены правительством. Условия выкупа были зафиксированы в уставных грамотах. Контроль за их соблюдением возлагался на специально сформированный независимый институт мировых посредников, который назначался правительством из местного дворянства.

До момента перехода на выкуп крестьянам полагалось называться временнообязанными, а также продолжать совершать привычные ежедневные повинности в пользу своих прежних хозяев. Данный процесс нужен был для предотвращения разорения помещиков и предоставления им возможности переустройства своего хозяйства с помощью наемного труда вместо крепостного. По завершению этого срока крестьяне в полной мере становились свободными от всякого рода обязанностей относительно своего хозяина.

Следующая часть реформы была касательно процедуры выкупной сделки. Посредником в выкупной сделке становилось само государство. Напрямую помещику крестьянство платило лишь 20 процентов от стоимости земли. Оставшуюся же часть суммы государство полностью компенсировало помещикам, а крестьянам выдавалась ссуда под проценты, которою в течение 49 лет они были должны возвратить.

К 1881 году почти все крестьяне, а именно 85% совершили выкупную сделку, а оставшихся 15% к этому принудило правительство («Положением о выкупе наделов» от 28 декабря 1881 года был объявлен непременный переход на выкуп с 1 января 1883 года). Лишь первая русская революция 1905–1907 годов смогла покончить с выкупными платежами. К данному времени крестьяне успели внести в государственные банки суммы, которые вдвое превышали их первоначальный размер выкупа.

Манифестом Александра II (рисунок 2) было принято решение закрепить за крестьянами преимущественно тот земельный надел, который они обрабатывали до проведения реформы. Таким образом, государство практически подталкивала помещиков к признанию выкупа. Внутренний механизм реформы гарантировал вечность пользования и неизменность повинности. Мысли об участке земли и перспективе его дальнейшего обладания должны были отвлечь крестьянство от политической борьбы за землю.

Рис. 2 — Факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год

Во многих случаях данный механизм означал принудительный и недобровольный выкуп, целью которого являлось избегание пролетаризации крестьянства. Так как видоизменение крестьян в пролетариат считалось невозможным и крайне нежелательным, крестьянам было запрещено отказываться от земельного участка в течение девяти лет (на практике данный срок был значительно затянут). В интересах государства было нужным, чтобы крестьянин был привязан к земельному наделу, обрабатывая его и исполняя повинности, например, такие, как своевременная выплата налогов и долга по выкупу. Государство в таком случае могло рассчитывать на миллионную численность налогоплательщиков и солдат.

Общинная система в русской деревне

До 1861 года товарные отношения в хозяйстве крестьян развивались на фоне общинной системы, которая сохранилась еще с древних времен, при которой самому крестьянину земельный надел не принадлежал. Помещик либо государство, которые являлись ее обладателем, предоставляли ее для использования всей крестьянской общиной. В случае общинной системе крестьяне могли все вместе пользоваться землей, делимой между дворами, то есть семьями, на наделы по принципу уравнивания, и иногда перераспределяли земельные участки между собой.

Данный подход к распределению земли мало помогал развивать «чувства хозяина», а также не способствовал ощущению себя собственником земли, повышению ценности такого явления как продуктивность, о которой стоит волноваться. Принцип круговой поруки, который связывал членов крестьянской общины, обозначал, что за выплату налогов и иных повинностей они несут ответственность «всем миром». Следовательно, те, кто преуспевали, дополняли недостающую разницу за тех, кто разорился либо обеднел за минувший период. Неудивительно, что согласно данному принципу, оформление состоятельной, обуржуазившейся прослойки в русской деревне шло достаточно медленными темпами.

Круговая порука порождала сильную зависимость от общины, ограничивавшей свободу передвижения крестьян. Наличие общины также могло объяснить явления застоя и рутинности производительных сил в русской деревне. И согласно условиям реформы 1861 года в документах на землю было указано лишь то, какое количество земли получит данный двор, но ни коим образом не определялись локация данной земли либо ее пределы. Община была в праве поменять один участок на другой.

Участок земли не мог стать собственностью крестьянина, его получение не предоставляло возможности им распоряжаться так, как это были в праве делать члены иных сословий со своей собственностью, например, выставить на продажу, кроме того, было исключено право передачи либо получения его по наследству.

Русское крестьянство по традиции было малоземельным, а размеры крестьянских участков не предоставляли возможности для развития товарного хозяйства, более того, они еле-еле гарантировали прожиточный минимум крестьянских семей. Именно поэтому, вопрос о предоставлении крестьянам земельных наделов был центральной проблемой в экономической и общественно-политической жизни России аж до 1917 года.

Предоставление крестьянам земли являлось способом разрешения наиважнейшей государственной задачи – гарантировать существование крестьянства в качестве сословия. Здесь налицо сознательное стремление трактовать права крестьян в качестве отдельной правовой системы, иной, нежели право всех иных сословий. Закрепленное за крестьянином право на землю полностью отличалось от права собственности на землю всех других сословий. Таким образом, были сформированы предпосылки для последующего расширения разрыва между правосознанием крестьян и иных сословий социума Российской империи. Трансформация крестьян в небольших собственников была отложена.

В то же время оставался неизменным сословный принцип организации всего русского общества. Крестьянство воспринимали в качестве сословия, которое нуждалось в опеке и покровительстве, из чего следовала необходимость особого крестьянского управления. Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, которое заведовало сбором налогов и мелкими судебными делами. Формировались сельские (на основе общины) и волостные общества с выборными от крестьян должностными лицами, которые избирались с помощью сельского схода. Крестьянскому самоуправлению были присуще две функции: вместе с фискальными функциями под контролем местной администрации, оно стало основой для вовлечения крестьянства в гражданскую жизнь – участию в земствах, суде присяжных и иных учреждениях.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: