Усиление владимиро-суздальского княжества в хii в.

И в ХI в здесь уже стояли города Ростов Суздаль Ярослав Муром Рязань В ХII в эти земли ещ не были самостоятельным владением и киевских... Во Владимиро Суздальском княжестве стала складываться своя политическая... К НАЧАЛУ ТЕМЫ...

Усиление владимиро-суздальского княжества в хii в.

Возвышение Владимиро-Суздальского княжества

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде — ссоры и усобицы на вечах, на северо-востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.
Между Волгой и Окой располагалась «Земля за великим лесом». Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть» Лес», который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до «лихих» людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги — «Залесская Русь». Долгое время в Залесской Руси просто текло время.
Но с IХ — Х вв. начинается славянская колонизация этих мест. Учёные полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:

  • здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;
  • земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозёма среди лесов; славяне могли здесь заниматься своими исконными занятиями — земледелием и скотоводством;
  • Северо-Восточная Русь не знала иноземных нашествий;
  • здесь не было княжеских усобиц.

И в ХI в. здесь уже стояли города — Ростов, Суздаль, Ярослав, Муром, Рязань. В ХII в. эти земли ещё не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали.
В ХII в. начался очень важный в русской истории процесс — перемещение центра государства с юга — из Киева — на северо-восток — во Владимир.
Залесская Русь при Владимире Мономахе (1113 — 1125 гг.). Незначительной, в политическом отношении, получил эту землю в управление один из младших сыновей Ярослава Мудрого — Всеволод. Но его сын — Владимир Мономах — смог разглядеть уникальность этих мест. К Залесской Руси он стал проявлять повышенный интерес. Несколько раз объехал свои владения, в 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал город и назвал его своим именем — Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.
При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.
Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей — Юрия. Юрий, как младший сын, не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата — 4 апреля 1147 г. — считается датой основания Москвы.
Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и превратилось в самое сильное на всём Северо-Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали «Долгоруким».
В 1155 г. он захватил киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был киевлянами отравлен.
Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но прославился другим — как основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну — Андрею — передал Вышгород — пригород Киева. Андрею Владимировичу было уже 30 лет, все эти годы прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, может быть поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, он покинул Вышгород и отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.
Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. По преданию, Андрей тайком увёз с собой местную религиозную святыню — икону Богоматери. Когда конь, вёзший эту икону, оказался рядом с Владимиром, то вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище «Андрей Боголюбский».
Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался среди остальных русских князей. После смерти отца бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Так, Ростово-Суздальская земля стала самостоятельным княжеством. Бояре надеялись, что в благодарность, Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей сразу же стал укреплять в княжестве свою собственную власть: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нём не стал, вновь ушёл на север. Столицу своего княжества он перенёс из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. После этого княжество стало называться Владимиро-Суздальским.
Андрей Боголюбский стал возвышать свою столицу. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город — Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезённой иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы организовал новый религиозный праздник — Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось «житие», прославление иконы из Вышгорода. Она получит название «Владимирская». Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить её заступничества.
Андрей Боголюбский попытается учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева. Но константинопольский патриарх не дал своего согласия на учреждение во Владимире, но уже брат Андрея — Всеволода Большое Гнездо — великим владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.
Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.
Во Владимире Андрей пережил страшный удар — кончину своего совсем ещё молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея «вишенкой, срубленной в цвету». В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. руки человеческие сотворили чудо — возник самый поэтичный храм русского средневековья — Церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение перед Судьбой, простоту, созерцание. В своём княжестве Андрей вёл себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами.
Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории:Андрей Боголюбский гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.
Владимиро-Суздальское княжество в правление Всеволода Большое Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского после двух лет междоусобиц на владимирском престоле оказался его брат — Всеволод, по прозвищу «Большое Гнездо» (у него было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех было большое потомство). Всеволод был сыном византийской принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили — «истинный византиец». Тонкий, умный, дипломатичный, он сумел поладить со всеми своими братьями и сесть на владимирский престол. Укрепившись на престоле, Всеволод продолжил политику своего брата Андрея — в княжестве стал укреплять свою собственную власть. Мятежные бояре были казнены, их имения конфискованы.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать всё большее влияние на дела в других княжествах — вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, подчинил своему влиянию Рязанское княжество.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться Великим князем. Великим его признали все русские князья. Его правление — это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества.
Итак, князья Северо — Восточной Руси — Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо — проводили одну и ту же политику:

  • укрепляли свою личную власть внутри своего княжества;
  • укрепляли, возвышали своё княжество;
  • распространяли свою власть на другие русские земли.

Во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция — единовластие.
Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.
Но в памяти народа осталось, как правили, владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводил к миру и спокойствию в их землях.
В ХIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция — борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя.

Контрольные вопросы

Укажите период и причины феодальной раздробленности на Руси. Почему одно и сильнейших княжеств периода феодальной раздробленности Галицко — Волынское в XIV в. прекратило своё существование? Покажите, в чём заключалось своеобразие политической традиции в Новгороде в период феодальной раздробленности? Какая политическая традиция стала складываться во Владимиро — Суздальской Руси в ХII в.? Как Вы считаете, какова роль Андрея Боголюбского в русской истории?

Читайте также  Социальное напряжение в стране. соляной бунт

Дополнительная литература

  1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII — XIII вв. — М., 1982.
  2. Лимонов В.А. Владимиро — Суздальская Русь. Очерки социально — политической истории. — Л., 1987.
  3. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо — Восточной Руси в X — XV вв. — М.,1984.
  4. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно — политический строй и право феодальной республики. — М.,1992.

Владимиро-Суздальское княжество

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Владимиро-Суздальское княжество и его история — важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Географическое положение

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги.

Карта Владимиро-Суздальской земли в 12-13 веках

Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север — тем меньше городов.

Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

Князья

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха.

Полный список князей:

  • Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1155)
  • Андрей Боголюбский (1157-1174)
  • Всеволод Большое Гнездо (1176 — 1212)
  • Юрий Всеволодович (1218 — 1238)
  • Ярослав Всеволодович (1238-1246)
  • Александр Невский (с 1252 года).

Достаточно взглянуть на список, чтобы понять, что именно эти люди пользовались наибольшим влиянием на Руси. Владимиро-Суздальские князья в основном преследовали цель независимости от Киева и подчинение других княжеств своей власти.

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Развитие

Примерно в 30-е годы 12 века Владимиро-Суздальское (на тот момент еще Ростово-Суздальское) княжество избавилось от власти Киева. Так произошло создание собственного княжества, которое значительно отличалось от других по форме политического устройства. Во Владимире была сильна княжеская власть. Во многом это и послужило причиной возвышения этих земель на другими. Достаточно вспомнить, что в других княжествах система управления была другой и менее эффективной: в Новгороде правили бояре через Вече, а в Галицко-Волынских землях власть князя была сопоставимой с властью бояр.

Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Большое Гнездо).

Важное событие для этого княжество случилось в 1238 году — оно подверглось нашествию татаро-монголов. Причем это было одно из первых княжеств для вторжения монголов, поэтому на Владимиро-Суздальскую землю пришелся основной удар. В результате с 1238 года княжество признало монгольскую власть и находилось в зависимости от Орды.

Культура

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества — подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.

В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси — церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

Усиление Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств

Усиление Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств

Владимиро-Суздальская земля еще во времена Ярослава Мудрого называлась Залесьем, являясь глухой языческой окраиной, где бесследно исчезали отважные христианские проповедники. Но постепенно в Залесский край стали переселяться славяне, стремившиеся отдалиться от опасной южной границы с половцами. Здесь текли великие судоходные реки – Волга и Ока, пролегала дорога на Новгород, а также на Ростов и Владимир. Мирная жизнь была в Залесье привычным благом, а не передышкой между войнами, как на юге.

Политическое обособление северо-восточных территорий от Киева произошло уже при сыне Мономаха Юрии Владимировиче (Долгоруком) в 1132—1135 гг. Он давно и надежно устроился во Владимирском княжестве, срубив там города Юрьев-Польской, Дмитров, Переславль-Залесский, Звенигород. Однако Юрий, сдружившись с Ольговичами, ввязался в борьбу за Киев и оставил свое Залесское княжество. Вообще князь непрерывно «тянул руку» к киевскому наследию из своего далекого Залесья, за что и получил свое прозвище Юрий Долгие Руки. В 1154 г. умер киевский князь Изяслав Мстиславич, и после непродолжительной борьбы Юрий Владимирович, которому было уже за 65 лет, наконец захватил власть в Киеве. Но правил он там всего 2 года. Его отравили на пиру у киевского боярина Петрилы. Летописцы без особой теплоты вспоминают князя Юрия – высокого, толстого человека с маленькими глазками и кривым носом, «великого любителя жен, сладких пищ и пития», при котором государством заправляли его любимцы. Юрий был женат дважды – на половецкой княжне Аепе (от нее родился сын – князь Андрей Боголюбский) и на дочери императора Византии Мануила Комнина (матери князей Всеволода, Михаила и Василия).

Примерно в те же годы среди русских удельных княжеств стало выделяться Галицко-Волынское княжество. Мягкий климат, плодородные земли, близость к Европе, крупные города – Галич, Владимир-Волынский, Львов, Перемышль – все это делало Галицко-Волынскую землю богатой. Половцы приходили сюда редко, но покоя на этой земле не бывало, ибо люди страдали от непрерывных распрей местных бояр и князей. Особенно обострились отношения князя Ярослава Владимировича Осмомысла (потомок Ярослава Мудрого) с боярами в 1187 г., когда от Ярослава бежала жена Ольга Юрьевна (дочь Долгорукого), оскорбленная тем, что муж предпочитает ей любовницу Настасью. Галицкие бояре решили семейную проблему князя кардинально: схватили и сожгли Настасью, а потом заставили князя помириться с беглой женой. И все же, умирая, Ярослав передал стол не сыну Ольги Владимиру, с которым у него были непростые отношения, а Олегу – сыну своей горячо любимой Настастьи. Поэтому князь Олег носит в истории обидное для мужчины прозвище Настасьич.

Галицкие бояре не подчинились завещанию непутевого Ярослава, прогнали Настасьича и пригласили на стол Владимира Ярославича. Но видно, отец не зря на него гневался – князь оказался выпивохой («любезнив питию многому»), да вскоре пошел по пути своего грешного отца: женился на попадье при живом муже ее, попе. Бояре согнали со стола и этого князя. Владимир бежал в Венгрию, где попал в тюрьму. Сидя под арестом в замке, Владимир Ярославич связал длинную веревку и по ней спустился из окна своего узилища. Он вернулся в Галич, снова сел на стол и княжил там 10 лет до своей смерти в 1199 г. Все, кто слушал оперу А. П. Бородина «Князь Игорь», помнят бравого товарища несчастного Игоря, князя Владимира Галицкого, чей реальный лихой образ явно воодушевил композитора.

После смерти Владимира полновластных галицких бояр «утишил» волынский князь Роман Мстиславич, который присоединил галицкие земли к своим волынским. Тут бояре и застонали – Роман был не чета Владимиру Галицкому. Сын великого воина, князя Мстислава Удалого, он и сам был воином отменным, правителем крутым. По словам летописца, Роман «устремлялся на поганых как лев, сердит же был как рысь и губил землю их как крокодил, и проходил сквозь землю их словно орел, храбр же был как тур». Роман был славен своими подвигами по всей Европе и в 1205 г. погиб в сражении с поляками на Висле.

Еще более славен в истории Древней Руси его сын Даниил Романович (1201—1264). С четырех лет, потеряв отца, он вместе с матерью хлебнул лиха на чужбине, куда им пришлось бежать из родного Галича. А потом он всю свою жизнь не выпускал из рук меча. Это он в 1223 г. так отважно бился с монголо-татарами на злосчастной Калке, что не заметил опасной раны на своем теле. Сражался он потом и с венграми, и с поляками. Не покорившись никому, он стал знаменит в Европе как отважный рыцарь и тем прославил династию галицко-волынских князей. В отличие от своего современника Александра Невского, Даниил оставался решительным, непримиримым противником монголо-татар, сближаясь в борьбе с ними с европейскими государями.

Читайте также  Принятие христианства на руси и её значение

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1155 – Основание Владимиро-Суздальского княжества

1155 – Основание Владимиро-Суздальского княжества В 1155 г., уже после того, как Юрий Долгорукий захватил Киевский стол, его сын, 43-летний Андрей, осмелился пойти против воли отца и не остался при нем в Киеве, а самовольно уехал на родину, в Суздаль, вместе со своей дружиной и

Колонизация Суздальского края

Колонизация Суздальского края II. Находим указание и на это движение. В то время когда стали жаловаться на запустение южной Руси, в отдалённом Суздальском крае замечаем усиленную строительную работу. При князьях Юрии Долгоруком и Андрее здесь возникают один за другим

Обособление Суздальского великокняжения

Обособление Суздальского великокняжения Таков ряд необычных явлений, обнаружившихся в отношениях Андрея Боголюбского к южной Руси и другим князьям. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь,

53. ДМИТРИЙ III КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ, СЫН КОНСТАНТИНА СУЗДАЛЬСКОГО

53. ДМИТРИЙ III КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ, СЫН КОНСТАНТИНА СУЗДАЛЬСКОГО Белая Русь. В тот же год пришли князи суздальские, князь Андрей и Дмитрий Константиновичи, и хан хотел дать великое княжение князю Андрею. Но тот, зная хорошо, что хан хочет только дары великие ныне получить, а под

Дмитрий III князь великий, сын Константина суздальского

Дмитрий III князь великий, сын Константина суздальского Белая Русь. В тот же год пришли князи суздальские, князь Андрей и Дмитрий Константиновичи, и хан хотел дать великое княжение князю Андрею. Но тот, зная хорошо, что хан хочет только дары великие ныне получить, а под конец

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество) Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро-Суздальская земля, которая отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она была расположена на

Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества

Основные города и уделы Владимиро-Суздальского княжества ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, крупнейшее государственное образование в Северо-Восточной Руси Х — ХШ веков на территории междуречья Оки и Волги. В процессе феодализации здесь выросли в Х — Х1 веках города

1132–1135 Отделение от Киева Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств

1132–1135 Отделение от Киева Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств Владимиро-Суздальская земля еще во времена Ярослава Мудрого называлась Залесьем и была глухой языческой окраиной. Но постепенно в Залесский край стали переселяться славяне, стремившиеся

Глава 5. СМЕРТЬ НА КЛЯЗЬМЕ: ИСТОРИЯ СУЗДАЛЬСКОГО «САМОСТИЙНИЧЕСТВА»

Глава 5. СМЕРТЬ НА КЛЯЗЬМЕ: ИСТОРИЯ СУЗДАЛЬСКОГО «САМОСТИЙНИЧЕСТВА» Говоря о процессе распада Киевской Руси, следует признать, что главным его движителем были княжеские «которы» (усобицы).Киевская Русь включала в себя обширные территории различных восточнославянских и

«А был ли мальчик. », или Загадка Суздальского кенотафа

«А был ли мальчик. », или Загадка Суздальского кенотафа В 1934 г. при археологическом исследовании усыпальницы Суздальского Покровского монастыря директором Суздальского музея А. Д. Варгановым было обнаружено странное захоронение. Оно находилось под могильной плитой,

Культура Галицко-Волынского княжества

Культура Галицко-Волынского княжества В культурной жизни Галицко-Волынской земли, как и повсюду в те времена, определяющую роль играли церковные учреждения — монастыри, епископии, приходские церкви. Буквенные клейма на глиняной посуде и свинцовых пломбах, надписи на

Даниил Романович Галицкий Его попытки противостояния Золотой Орде Появление Великого княжества Литовского и отношения с ним Галицко–Волынского княжества

Даниил Романович Галицкий Его попытки противостояния Золотой Орде Появление Великого княжества Литовского и отношения с ним Галицко–Волынского княжества В отличие от многих исторических личностей, которым воздается почет одной политической властью и которые,

Создание Юго-Западного и Северо-Восточного центров – Галицко-Волынского и Московского

Создание Юго-Западного и Северо-Восточного центров – Галицко-Волынского и Московского Галицко-Волынское княжество С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем,

Создание Владимиро-Суздальского княжества

Создание Владимиро-Суздальского княжества К половине XII века Суздальская Русь достается в удел младшему сыну Владимира Мономаха – Юрию (Долгорукому). Умный и энергичный Юрий умелым управлением быстро делает свой удел одним из сильнейших княжеств Руси, куда непрерывно

Развитие Владимиро-Суздальского княжества на Руси

Владимиро-Суздальское княжество было расположено на Северо-Востоке Руси. Оно представляло собой малозаселенную территорию волго-окского междуречья, где 10—11 вв. проходил колонизационный поток. Сначала люди расселялись небольшими по размеру общинами, которые включали в себя следующие элементы:

  • родоначальное большое поселение;
  • курганный могильник;
  • городище-убежище.

В конце 11 в. на территории Московского региона стали возникать первые города – Волоколамск, Москва (древнее название — Кучково). В каждом княжестве имелась плодородная безлесная территория, которую называли ополье. Там возникли города Суздаль и Ростов.

Юрий Долгорукий

В 1108 г. В. Мономах основал будущую столицу — Владимир и Ярополч на Клязьме. Ростово-Суздальская земля передалась по наследству одному из сыновей Мономаха — Юрию Долгорукому.
При правлении Юрия Долгорукого начали строиться такие города, как Москва, Углич, Дубна, Иереславль-Залесский, Коломна, Дмитров Городец, Кострома, Устюг и другие.

Свое прозвище князь получил за военную активность и стремление к завоеванию земель. При правлении Юрия княжество отделилось от Киева и получило свою независимость . Большая часть земель Владимиро-Суздальского княжества была освоена в процессе колонизации и принадлежала князю. Юрий Долгорукий не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны бояр, так как в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины.

В XIII в. были построены города Тверь, Галич (Мерьский) и Нижний Новгород. Они представляли собой княжеские центры, которые интенсивно росли. Горожане чаще всего поддерживали князей в конфликтах с боярством, которые возникали довольно часто.

Дворяне были опорами князей, согласно Владимирской летописи XII в.

Дворяне представляли собой низший слой слуг княжеского двора, которые назначались на службу на административные должности. Позже они стали получать содержание от князя.

Владимирские дворяне не были вассалами князя.

Вассалы – слуги, которые связаны с сюзереном определенными договорными отношениями.

Владимирские дворяне считались министериалами-«милостниками», которые зависели от княжеской воли.
Именно опора на дворянство помогла владимирским князям в 12 веке сконцентрировать власть в своих руках.

До начала 13 века княжества не разделялись на уделы, что помогало князьям проводить активную внешнюю и внутреннюю политику.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский (1157—1174) провел удачные походы на Волжскую Булгарию, захватил Рязанское княжество.

Князь Андрей стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями. Он проводил жесткую политику в своем княжестве по отношению к своим боярам: за непослушание он изгонял из княжества и лишал их вотчины . В период правления Андрея сформировались новые тенденции во взаимоотношении князя и его дружины.

Под его правлением осуществлялась активная строительная программа: были созданы великие архитектурные сооружения. В центре княжества был возведен Успенский собор, на который возлагалась роль не только главного храма, но и центра духовных властей митрополии. Возведение собора было стремлением князя Боголюбского сделать Владимир центром правящей Руси. Во Владимире оберегалась великая икона Владимирской земли, лик Богоматери, доставленная князем Андреем. Величавое богатство Успенского собора, внешнего и внутреннего украшения, восхищали современников и внушали мысль о силе и могуществе восхождения и становления княжеской власти.

В те же годы строились великий замок князя — Боголюбов-город. Расположенный в девяти с половиной километрах от Владимира, он был не только дворцом Андрея Боголюбского, но и пропускным городом на восточных границах княжества.

Так же при нем появились великие литературные шедевры — «Сказание о Леонтии Ростовском», «Сказание о победе над волжскими болгары», «Сказание о чудесах владимирской иконы Богоматери» и другие.
Существует предположение, что Андрей Боголюбский автор произведения «Слова о праздновании 1 августа», в котором описывался день победы над болгарами и новый праздник Владимирской земли.

Известно, что князь пытался в 1168 г. основать во Владимире собственную независимую от Киева митрополию. Когда его армия взяла Киев, Андрей передал трон своему брату Глебу, позже придворный летописец написал про этот разгром как про наказание непокорных «рукою благочестивой царскою правдивого благоверного князя Андрея».
Однако князь Андрей так и не смог утвердить свою власть в Киеве, он потерпел поражение под Новгородом в 1170 г., и стал жертвой заговора в 1174 г.

На Руси князь Андрей был известен как храбрый и удачливый воин, а также как самовластный правитель. После его смерти борьба за княжеский престол приняла междоусобный характер.

Всеволод III Большое Гнездо

После Андрея престол перешел его братьям — Михаилу и Всеволоду.
В знаменитом «Слове о полку Игореве» Всеволод III Большое Гнездо был назван самым сильным и влиятельным среди всех русских князей: ему подчинялись Рязань и Новгород, Переяславское княжество, с просьбами разрешить споры к князю обращались киевский князь Рюрик Ростиславич, Роман Мстиславич Галицкий и другие.

Спецификой развития Владимиро-Суздальского княжества можно назвать сильную центральную власть князя, который опирался в своих действиях на мнение дворян.
Историки указывают на то, что не стоит сравнивать государственное устройство той эпохи с властью московских царей 16-17 веках. Наряду с князьями-«самовластцами» в 12-13 вв. действовали и другие малоизвестные органы управления: вечевые собрания во Владимире, Переславле-Залесском, Ростове. Об их действиях имеется мало сведений, известно лишь то, что князья обязаны были считаться с их мнением.

Читайте также  Великая отечественная война

Владимиро-Суздальская Русь

Из книги о св.Андрее Боголюбском. Часть I

Культура Владимирской Руси проявилась в расцвете духовности в новом пространственно временном измерении. Эту культуру по праву называют «золотым веком» в истории домонгольской Руси.

Ростово-Суздальская и Залеская Русь — это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с X по XIII вв., возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва. Рост городов на Залеской земле сопровождался замечательным белокаменным строительством, расцветом искусства и культуры. Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии. В 1238 орды Батыя разгромили княжество, опустошили и сожгли его города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были и сохранены, восприняты и развиты в процессе собирания Руси Москвой.

Северо-Восточная Русь в XII-XV вв.

История Владимиро-Суздальского княжества XII — XIV вв. одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства.

«Хощу бо сей град обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем». Эту прямую речь князя Андрея, обращенную к боярству, сохранила Никоновская летопись под 6668 (1160) годом, когда собор был окончен (ПСРЛ. Т. IX. СПб., 1862. С. 222.)

«Успенский собор во Владимире строился как главный городской собор, которого Владимир не видел со времен его основателя Владимира Мономаха. Особенность расположения здания на холме, высоко над городом, лежащим в низине, придавала храму необычные оттенки выразительности. Кажется, собор реет над городом, «привитая» на небесах, вызывая ассоциации с Небесным Иерусалимом, с видением парящего над городом и его людьми чудесного олицетворения Богоматери, Ее Покрова». (Г.С. Колпакова «Искусство Древней Руси», СПБ, 2007 г., с.311).

Владимирский Успенский собор. XII в.

Владимиро-Суздальская земля становится самостоятельным государственным образованием, очагом политического центра всей русской нации при выдающемся политике домонгольской Руси св. князе Андрее Боголюбском. Долгие годы он был надёжной опорой своему отцу Юрию Долгорукому, одному из сильнейших и могущественных государей Европы. Андрей покидает отца в момент его триумфа, отказывается от своей доли в Киеве и уходит в Суздальскую землю, где у него были владения. В 1157 году Андрея Юрьевича на соборе избирают князем Ростово-Суздальской земли. Это событие исключительно важное в истории Руси впервые местные феодалы выбрали себе князя. Князь Андрей Боголюбский решил начать строительство нового сильного государства, чтобы не погибла Русь, понимая, что для свершения такой великой задачи необходима святыня, которая поможет новому государству стать духовным центром возрождающейся Руси. Князь Андрей Боголюбский разворачивает грандиозное строительство во Владимире. Город превратился в огромную крепость, окружённую валами длиной 7 км, превзойдя в этом отношении и Киев (4 км.), и Новгород
(6 км.). Золотые Ворота (1158 — 1164 гг.) были построены по аналогии
с главными воротами Киева и Константинополя, имевшими такое же название. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот (кроме Золотых,
это Медные, Иринины или же Оринины, Серебряные, Ивановские, Торговые и Волжские).

Золотые ворота во Владимире. XII в.

Летопись сохранила слова князя Андрея: «Хочу создати церковь таку же, ака же ворота си Золота; да будет память всему Отечеству моему» (ПСРЛ. Т. II. Стлб. 593).

До наших дней дошли лишь Золотые ворота. Это были самые парадные ворота города в XII — XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. «Золотые ворота с храмом Положения Ризы Богоматери, возведенные князем Андреем, явно намекают на Константинополь, охраняемый чудотворящим мафорием Богоматери и пользующийся Ее защитой и покровительством», отмечает Г.С.Колпакова («Искусство Древней Руси», Г.С.Колпакова, СПБ.,2007г, с.310).

Реконструкция Золотых ворот во Владимире

Реконструкция Владимира времени правления князя Андрея Боголюбского

Рядом с Золотыми Воротами вырос новый княжеский двор Андрея Боголюбского с белокаменной церковью Спаса (1164 г.) и Святого апостола Андрея Первозванного. Храмы были построены из белого камня, привозимого по воде из Волжской Болгарии и выгружаемого на берегу реки Нерль при впадении её в Клязьму, где одновременно сооружалась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (храм Покрова на Нерли).

Далее летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: «по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави. Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое» (ПСРЛ. Т. I. Стб. 351).

Андрей Боголюбский, посвятив храм Ризе Богородицы, таким образом поручил Владимир покровительству Богоматери и строительством храмов: Успенского, Покрова — воспроизвел топографию Богородичных церквей во Влахернах. Влахернский храм, как известно, был с VII века одним из центров почитания Пресвятой Богородицы как покровительницы столицы и всей Византийской империи.

Владимирский собор стал прообразом Успенского собора Московского Кремля. Летописи русские и польские сообщают, что стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра.

Так сейчас выглядят Золотые ворота, через которые императоры Византии торжественно въезжали в Константинополь.

Н.А.Ложкина, кандидат культурологии, сотрудник Государственного Эрмитажа

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: