Установление советской власти на местах
Создание органов советской власти на местах
В советской историографии (И. Лепешкин, А. Разгон, Е. Городецкий) начальный процесс становления органов советской власти на местах традиционно называли триумфальным шествием советской власти. Такая оценка этого процесса, которая впервые прозвучала из ленинских уст в марте 1918 г., не вполне отвечала реальному положению вещей, поскольку сам процесс перехода властных полномочий к органам советской власти на местах во многих регионах страны приобрел характер предельно кровавой и жестокой классовой борьбы. Зримым доказательством этого факта явились события, которые развернулись в тот период во многих ключевых регионах страны.
1) В Москве кровавое противостояние между местным ВРК, который возглавляли Г.А. Усиевич и Н.И. Бухарин, и командующим Московским военным округом полковником К.И. Рябцевым продолжалось более десяти дней (7―16 ноября) и стоило жизни тысячам москвичей.
2) В середине ноября 1917 г. на территории Области войска Донского начинается формирование Белого движения, главными идеологами которого стали бывшие февралисты В.В. Шульгин, П.Б. Струве и Н.Н. Львов. Первоначально это движение возглавил «триумвират» в составе генералов М.В. Алексеева, А.М. Каледина и Л.Г. Корнилова, создавших прообраз будущего общерусского правительства — Донской гражданский совет. В начале декабря 1917 г. войска Добровольческой армии генерала Л.Г. Корнилова начали активные боевые действия на Дону, где большевикам пришлось срочно создать Южный фронт, который возглавил В.А. Антонов-Овсеенко. Первоначально лидерам Белого движения сопутствовал успех, однако уже в конце февраля 1918 г. большевики смогли переломить ситуацию и взять под свой контроль Ростов, Таганрог и Новочеркасск. В результате произошедших событий генерал А.М. Каледин застрелился, а остатки войск Добровольческой армии отошли на Кубань и в Сальские степи. В марте 1918 г. во время Первого Кубанского («Ледяного») похода от разрыва шального снаряда при штурме Екатеринодара трагически погиб генерал Л.Г. Корнилов, и серьезно поредевшие части и соединения Добровольческой армии возглавил генерал М.В. Алексеев, который в октябре 1918 г. скончался от скоротечного воспаления легких.
3) В середине ноября 1917 г. войсковой атаман Оренбургского казачьего войска генерал-майор А.И. Дутов, подняв мятеж против Советов, захватил Оренбург, Челябинск, Верхнеуральск и полностью взял под контроль железнодорожное сообщение между Сибирью и Центральной Россией. В этой ситуации по распоряжению правительства на Южный Урал были направлены части и соединения только что созданной РККА во главе с В.К. Блюхером, А.Л. Борчаниновым и П.З. Ермаковым, которые в ходе ожесточенных боев в марте 1918 г. выбили А.И. Дутова из Оренбурга и восстановили на Южном Урале советскую власть.
4) Не менее сложная ситуация сложилась в Малороссии и Новороссии, где войска Центральной рады Украины (В.К. Винниченко, С.А. Петлюра) до февраля 1918 г. вели активные боевые действия против войск РККА, которые возглавил левый эсер М.А. Муравьев.
Вряд ли можно согласиться с мнением ряда зарубежных советологов (Р. Пайпс, что власть большевиков распространялась по стране вопреки воле Советов и завоевывалась исключительно силой оружия. По данным советских и российских историков (И. Минц, П. Абрамов, В. Гришаев, Э. Щагин), к моменту большевистского переворота на территории России было уже создано 67 губернских, 437 уездных и 593 городских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вместе с тем, отсутствие прочной центральной власти порождало разного рода парадоксальные явления. В частности, в конце 1917 г. на всей территории страны возникла огромная масса различных квазигосударственных образований: «трудовые коммуны», уездные и волостные «совнаркомы» и иные госструктуры местного розлива, которые явно не вписывались в общую систему организации советской власти на местах.
Более того, во многих регионах страны продолжали существовать старые городские думы, губернские и уездные земства, существование которых также противоречило принципу единовластия Советов на местах. В условиях шаткости собственной власти большевики вынуждены были пойти на компромисс, и до конца 1917 г. терпеть разного рода коалиции, в том числе советско-земские, советско-думские, советско-профсоюзные и иные органы провинциальной власти.
Разгон Учредительного собрания и решения, принятые на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., вынудили политическое руководство страны начать борьбу за единовластие Советов на местах, в которой главная роль была отведена Наркомату внутренних дел РСФСР во главе с новым наркомом Г.И. Петровским. К весне 1918 г. эта борьба увенчалась временным успехом, и на всей территории страны была установлена советская власть. Однако реальными органами власти на местах стали не сами Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а их исполнительные комитеты (исполкомы), которые частично вобрали в себя технические аппараты ликвидированных земств и дум. В строгом соответствии с большевистским принципом объединения властей в деятельности всех губернских, уездных, городских и волостных Советов, а также их исполкомов совмещались функции законодательства и исполнения. В самой структуре исполкомов долгое время существовал полный разнобой, и только к концу 1918 г. количество, названия и функции отделов и комиссий этих исполкомов стали в основном едиными.
По мнению ряда историков (А. Рабинович, С. Леонов), к весне 1918 г. наметилась общая тенденция снижения влияния органов советской власти в политической системе государства за счет опережающего расширения функций центрального государственного аппарата и появления различных военных и чрезвычайных органов, которые абсолютно не контролировались органами власти на местах. Более того, в марте 1918 г. на VII съезде РКП(б) была четко сформулирована официальная установка на частичное перераспределение властных функций от Советов всех уровней к партийным большевистским комитетам, которые, по выражению Я.М. Свердлова, могли более резко и открыто проводить свои решения в жизнь.
По мнению большинства историков (В. Семьянинов, Г. Бордюгов, В. Козлов), новый удар по местным органам советской власти был нанесен летом 1918 г., когда решением СНК и ВЦИК РСФСР были созданы знаменитые комбеды, которые, по выражению наркома продовольствия А.Д. Цюрупы, «стали новой точкой опоры на местах и укрепили советскую власть по новому базису». Эти комитеты деревенской бедноты стали действовать как параллельные структуры власти, которые в значительной мере вытеснили кулацко-середняцкие Советы из политической жизни страны и свели их функции практически к нулю. Кроме того, по мнению ряда историков (В. Данилов, В. Кабанов), из-за слабости деревенских Советов определенные регулирующие функции в деревне продолжала выполнять крестьянская община, которая сохраняла не только хозяйственные и управленческие, но и фискальные функции.
Таким образом, фактический отказ от советской системы государственного управления страной произошел уже летом 1918 г., когда начался процесс создания альтернативного аппарата государственной власти по партийным и иным каналам. Этот процесс, прежде всего, выразился в повсеместном создании большевистских партийных комитетов во всех волостях, уездах и губерниях страны, которые вкупе с комбедами и органами ВЧК полностью дезорганизовали деятельность Советов всех уровней, превратив их в придатки партийно-административных органов власти.
Становление советской власти
У всякого раба есть своя гордость: он хочет повиноваться лишь величайшему владыке.
Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.
Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.
Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:
- Большевики — 390 человек.
- Эсеры (левое и правое крыло) — 190 человек.
- Меньшевики — 72 человека.
- СД-интернационалисты — 14 человек.
- Украинские националисты — 7 человек.
- Меньшевики-интернационалисты — 6 человек.
Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители оппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.
Первые декреты советской страны
Продолжился 2 Всероссийский Съезд Советов в 11 часов 26 октября. На нем Ленин зачитывает «Декрет о мире», который обязывает Россию начать переговоры о мире без аннексии и контрибуции, а также о немедленном перемирии на 3 месяца для ведения переговоров. В этом документе был пункт, согласно которому все народности, ранее силой включение в состав России, имеют право на независимость.
Становление советской власти проходило в ускоренном темпе. Большевики понимали, что если в кратчайшие сроки не дать народу то, чего тот желает, они в управлении страной долго не удержатся. На 2 съезде Советов большевики, которые четко определили меры, способные укрепить становление государства, приняли директиву о мире, директиву о земле и директиву о власти.
Директива о земле была оглашена в 2 часа ночи 26 октября 1917 года. Она полностью отменяла частное владение землей. По всей стране вводилась уравнительная система распределения земли, при этом власть обязалась периодически производить новые разделы. Большевики не были сторонниками такой реформы. В том виде, в каком она была принята, это было одно из положений программы эсеров. Но они приняли эту директиву, по сути эсеровскую, чтобы завоевать любовь крестьян. Им это удалось. Кратко декрет о земле можно представить следующим образом:
- запрещены все сделки с землей, которая переходит полностью в государственную собственность;
- наемный труд на земле запрещен;
- все земельные участки переходят в собственность государству, которое предоставляет ее всем без исключения гражданам;
- земля предоставляется бесплатно, никакие арендные платы недопустимы;
- неспособные обрабатывать землю по состоянию здоровья получают государственную пенсию.
Следующая директива большевиков о власти гласила, что вся власть в стране принадлежит теперь Советам.
Первые шаги в становлении советской страны
После принятия основных директив, которые требовал простой народ, большевики принялись за реформирование страны. В короткие сроки были приняты следующие директивы для становления порядка в советском государстве. 29 октября — директива о восьмичасовом рабочем дне. 2 ноября – директива о равенстве народов России. 10 ноября – директива о ликвидации сословий. 20 ноября – декрет о признании национальной культуры мусульман страны. 18 декабря – декрет об уравнении прав мужчин и женщин. 26 января 1918 года – постановление о выходе церкви из состава государства.
10 января 1918 года, после роспуска Учредительного собрания, состоялся 3 съезд Советов солдатских и рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и крестьянские депутаты. Это собрание завершило становление органов советской власти, а также принятие директивы о правах трудящихся.
В июле 1918 года был проведен 5 съезд Советов. В результате было определено название страны – Российская Социалистическая Федеративная Социалистическая Республика. Кроме того, была утверждена конституция страны. Высшим органов государства был определен съезд Советов. Исполнительное законодательство было закреплено за Советом Народных Комиссаров. Завершился 5 съезд Советов принятием герба и флага государства.
Становление советской власти было фактически завершено, в дальнейшем уже требовалось ее удержать.
Источники и дополнительный материалпо теме:
Пособие по истории Отечества
Россия в первые месяцы советской власти (октябрь 1917 — май 1918)
Утверждение советской власти
Объявив о переходе всей полноты власти в России к Советам, большевики в самой столице сразу же столкнулись с противодействием своих противников. В ночь на 28 октября в Петрограде был создан Комитет спасения родины и революции, в который входили представители Городской думы, Предпарламента, ЦИК первого созыва, ряда профессиональных и военных организаций. С помощью юнкеров петроградских училищ они попытались осуществить 29 октября контрпереворот, но в тот же день антиправительственное выступление было подавлено, а сам Комитет после этого распался. 30 октября под Пулковым красногвардейские части остановили казачий корпус генерала П.Н.Краснова, 1 ноября казаки капитулировали в Гатчине.
Политический вызов большевистской партии бросило эсеро-меныпевистское руководство Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель), потребовав создать правительство из представителей всех социалистических партий. Во время переговоров с Викжелем возникли серьезные разногласия внутри большевистского ЦК. Председатель ВЦИК Л.Б.Каменев, нарком внутренних дел А.И. Рыков, нарком торговли и промышленности В.П.Ногин и еще несколько видных большевиков в знак протеста вышли из состава ЦК партии и отказались от своих государственных постов. Однако кризис большевистской власти был быстро преодолен. Председателем ВЦИК стал Я.М.Свердлов, а в СНК вошли несколько последовательных ленинцев. Затем, признав ошибочность своей позиции, вернулась на руководящие должности в партийно-государственном аппарате и группа фрондирующих большевиков.
В первые послеоктябрьские дни правящая партия столкнулась с еще одной проблемой — гражданским неповиновением почти 50-ти тысяч петроградских чиновников. С помощью суровых мер вплоть до арестов, отдачи под суд, конфискации имущества саботаж государственных служащих был сломлен в первые месяцы 1918 г.
Вслед за Петроградом Советская власть стала утверждаться по всей стране. 25 октября, по получении известий из Петрограда, московские большевики образовали Боевой центр, а городской Совет — Военно-революционный комитет. Наряду с большевиками и лево-радикальными социалистами туда вошли меньшевики. ВРК опирался на отряды красногвардейцев и значительную часть солдат гарнизона.
Сплотились и силы защитников Временного правительства. 25 октября московская Дума избрала Комитет общественной безопасности, руководимый городским головой эсером В.В. Рудневым и командующим войсками Московского военного округа полковником К.И.Рябцевым. В их распоряжении находились преимущественно офицеры гарнизона и юнкера. Вечером 27 октября в Москве произошли первые кровопролитные столкновения. К 3 ноября сопротивление офицеров и юнкеров было подавлено. Москва полностью перешла под контроль Советов.
Установление власти Советов на местах и в действующей армии
В Центрально-промышленном районе Советская власть победила в ноябре-декабре 1917 г. — в основном мирным путем. Это было связано с высокой концентрацией здесь промышленного пролетариата, где партия большевиков обладала широкой сетью своих организаций, наличием разветвленных путей сообщения и близостью к столицам, откуда при необходимости быстро приходила поддержка.
С помощью оружия утверждалась новая власть в казачьих районах Дона, Кубани, Южного Урала. С ноября 1917 г. по февраль 1918 г. продолжалась борьба большевиков с антисоветскими выступлениями на Дону под руководством атамана A.M. Каледина. Новому правительству удалось сформировать мощный военный кулак из верных Советам регулярных частей Северного фронта и Петроградского гарнизона, отрядов красногвардейцев. При участии местных жителей, недовольных режимом Каледина, в феврале 1918 г. были отбиты Ростов и Новочеркасск. Каледин застрелился. Остатки калединских войск ушли в степи.
На Урале в течение ноября 1917 г. — апреля 1918 г. шли кровопролитные бои советских вооруженных частей с отрядами атамана А.И.Дутова. В его руках оказались Оренбург, Троицк, Верхнеуральск и другие районы. В результате серьезных поражений весной 1918 г. Дутов вынужден был отступить.
На Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке Советская власть к марту 1918 г. победила главным образом в крупных центрах, вблизи путей сообщения с центральными районами.
В начале ноября 1917 г. в Ставке Верховный Главнокомандующий генерал Н.Н.Духонин отдал приказ о сосредоточении войск в районе Луги для удара по Петрограду. Но вскоре распоряжением Советского правительства он был смещен, а затем убит взбунтовавшимися солдатами. Должность Верховного Главнокомандующего занял присланный из Петрограда прапорщик Н.В.Крыленко.
В ноябре 1917 г. большевики утвердили свою власть над Северным и Западным фронтами. Чуть позже прошла советизация Юго-Западного, Румынского и Кавказского фронтов. Еще до Октября Центральный комитет Балтийского флота (высший выборный орган матросской массы) фактически полностью контролировал ситуацию на флоте, предоставив всю его мощь в распоряжение петроградского ВРК. В ноябре 1917 г. на I Общечерноморском съезде в Севастополе революционные моряки, преодолев сопротивление эсеров и меньшевиков, добились принятия большевистской резолюции о признании Совнаркома. Советизация военных флотилий на Севере и Дальнем Востоке местным большевикам не удалась.
Утверждение Советской власти в национальных районах
В октябре-ноябре 1917 г. Советскаявласть победила в Эстонии, неоккупированной части Латвии, в Белоруссии, а также вБаку (она продержалась там до августа 1918 г.
На остальной территории Закавказья к власти пришли силы, выступившие за отделение от России: в Грузии — меньшевики, в Армении и Азербайджане — дашнаки и мусаватисты. В мае 1918 г. их стараниями там были созданы суверенные буржуазно-демократические республики.
В декабре 1917 г. в Харькове состоялся I Всеукраинский съезд Советов. Он провозгласил Украину «республикой Советов рабочих, солдатских и селянских депутатов» и назначил правительство во главе с большевиком Ф.А.Сергеевым (Артемом). В январе 1918 г. революционные силы свергли власть национально-демократической Центральной Рады, которая незадолго до этого объявила Украину независимой «народной республикой». Рада покинула Киев и нашла приют в Житомире, где ее опекали германские войска. В марте 1918 г. под контроль Советов перешли Крым и Средняя Азия (за исключением Хивы и Бухары).
Итак, за короткий срок, с конца сентября 1917 г. по март 1918 г. Советская власть утвердилась на основной части территории бывшей Российской империи, причем в подавляющем большинстве губернских и других крупных городов (73 из 91) — мирным путем. В.И.Ленин назвал этот процесс «триумфальным шествием Советской власти».
Главная причина этого заключалась в массовой поддержке первых советских декретов, носивших общедемократический характер. На национальных окраинах победе Советской власти способствовали «Декларация прав народов России», «Обращение к трудящимся мусульманам Востока», обещавшие народам суверенитет, равенство, право на самоопределение, свободное развитие национальных культур и традиций. Вместе с тем важно подчеркнуть: широкие народные массы не связывали свою дальнейшую судьбу с курсом большевиков.
Это показали свободные выборы в Учредительное собрание, которые проходили в ноябре 1917 г. Около 78% избирателей отдали свои голоса за эсеров, меньшевиков, кадетов и другие политические партии. РСДРП(б) на выборах получила 22,5% голосов избирателей. Но это сравнительно небольшое число активных сторонников концентрировалось самым выигрышным для большевиков образом, в промышленных губерниях и на фронтах к центру (Северном и Западном). Антисоветские силы были разобщены и дезорганизованы еще в предоктябрьский период. Они быстро утратили контроль над армией и были вынуждены комплектовать свои воинские части из добровольцев.
Наиболее крупная из них — Добровольческая армия на Юге России, созданная двумя бывшими Верховными Главнокомандующими генералами М.В.Алексеевым и Л.Г.Корниловым, — насчитывала к марту 1918 г. не более 4 тыс. человек, в основном офицеров, юнкеров, студентов. Провалились, не встретив твердой поддержки населения, и первые попытки использовать в борьбе с Советами казачьи части.
Последовательность утверждения Советской власти на территории бывшей Российской империи
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март |
1917 | 1917 | 1917 | 1918 | 1918 | 1918 |
Петроград | Москва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Баку | Юго-Западный, Румынский и Кавказский фронты | Украина | Дон | Кубань, Крым |
Северный и Западный фронты | Южный Урал | Средняя Азия |
НазадОглавление Далее
Россия в октябре 1917 г. – марте 1918 года. Установление советской власти на местах. Учредительное собрание. Брестский мир
II съезд Советов (25-26 октября) с преобладанием большевиков и левых эсеров избрал Всероссийский Центральный Исполнительный комитет ВЦИК (председатель – Каменев Л.Б., через несколько дней Я. М. Свердлов), создал правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК, Совнарком) во главе с Лениным, принял Декреты о мире и о земле. Первый из них предлагал установление всеобщего демократического мира и выражал готовность к немедленным переговорам без условий при установлении перемирия. В Декрет о земле Ленин включил «Наказ 242 местных крестьянских комитетов и советов», предусматривавший отмену частной собственности на землю, передачу государству высококультурных хозяйств, недопущение наемного труда на земле, конфискацию помещичьих и церковных земель, уравнительное землепользование. Это была, по сути, эсеровская программа, которую осуществили большевики. Через неделю, 2 ноября была опубликована Декларация прав народов России. Она провозглашала равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всяких национальных и религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств. Руководство большевистской парии политически очень точно отреагировало на поднимающуюся волну революционного нетерпения, ожесточения, вооружив массы соответствующими политическими программами. Декреты II Всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов показали, что большевики вовремя учли негативный опыт Временного правительства: свой приход к власти они сразу же, без оттяжки, без отсылки к будущему Учредительному собранию закрепили решением самых насущных задач революции.
К весне 1918 года Советская власть утвердилась на основной территории России. Взятие власти в центре страны шло в основном мирным путем (вооруженной была борьба в 15 из 84 губернских городов). Это объяснялось тем, что большевиков к концу 1917 года поддерживала наиболее радикально настроенная часть населения промышленных центров, огромные солдатские массы, требовавшие скорейшего прекращения войны. Первые декреты Советской власти увеличили популярность большевиков среди крестьян и в национальных районах.
Вместе с тем, отказ буржуазных партий, правых эсеров и меньшевиков признать законность решений II съезда Советов, победа в большевистском руководстве курса на отказ от компромиссов с реформистскими партиями, а также готовность последних бороться с большевиками любыми методами, включая вооруженную борьбу, предопределили невозможность сотрудничества левых сил, развитие гражданской войны.
Основными этапами этого периода стали: выход из СНК и ЦК группы «правых большевиков (Зиновьева, Каменева, Ногина, Рыкова и др.), выступавших за соглашение с меньшевиками и эсерами; бои в Москве; поход Керенского – Краснова на Петроград; объединение ВЦИКов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (ноябрь), «красногвардейская атака на капитал» (введение рабочего контроля над производством и распределением, начало национализации казенных и крупных частных предприятий, банков); принятие декретов о создании ВЧК, организации Красной Армии, суда, отмена чинов, сословий, о равноправии женщин, отделении церкви от государства и школы от церкви и т.д.); созыв и разгон Центрального собрания (5-6 января 1918 г.); входящие в СНК левых эсеров (декабрь); слияние Третьего съезда рабочих и солдатских депутатов с Третьим съездом крестьянских депутатов; создание РСФСР и избрание объединенного ВЦИКа (160 большевиков, 125 левых эсеров, 7 максималистов, 7 правых эсеров, 3 анархиста-коммуниста, 2 меньшевика – интернационалиста и 2 меньшевика-оборонца); вооруженная борьба на Дону, Южном Урале, Дальнем Востоке и т.д.; подписание Брестского мира с Германией и ее союзниками 3 марта 1918 года.
Важную роль в распространении гражданской войны на всю страну сыграли разгон Учредительного собрания и заключение Брестского мира. Выборы в Учредительное собрание (12 ноября 1917 г.) дали более 80% голосов социалистическим партиям, в том числе эсерам — 40 % , 24 % — большевикам, 2,5 % — меньшевикам. Кадеты получили около 5 %. Результаты выборов утверждали большевиков в решимости их не признавать, а правых эсеров ориентировали на взятие политической власти парламентским путем. Уже в конце ноября Советское правительство запретило партию кадетов и аннулировало мандаты кадетских депутатов Учредительного собрания. Продолжением этой политики стал разгон большевиками при поддержке левых эсеров Учредительного собрания после его первого Заседания (в ночь с 5 на 6 января 1918 г.). Политическими стали рост враждебности к большевикам части демократической интеллигенции.
Брестский мир был подписан после ожесточенных споров в большевистских и советских кругах. С декабря 1917 г. в условиях перемирия шли мирные переговоры Советской России с Четверным блоком в Брест-Литовске, к которым отказались присоединиться страны Антанты. Ленин считал необходимым для сохранения власти и выигрыша во времени подписать «похабный» мир. Против выступали «левые коммунисты» (Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, М.С. Урицкий и др.). Надеясь на близкую европейскую революцию, они отказывались от соглашения с империалистами на столь тяжких условиях и выступали за «революционную войну». Промежуточную позицию предложил нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий: «Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». В её основе лежало убеждение, что Германия не способна к крупному наступлению и что нет необходимости унижать себя позорным миром. 10 февраля 1918 г. переговоры были прерваны на основе формулы Троцкого. Германия начала наступление 18 февраля. В условиях стремительного продвижения немецких войск Ленин добился поддержки ЦК РСДРП(б), а затем и ВЦИКа. 3 марта 1918 г. мир был подписан. Граница прошла в районе Пскова-Могилева. Россия потеряла Прибалтику, часть Белоруссии, Карс, Батум на Кавказе, Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами. Брестский договор был ликвидирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии и её капитуляции перед странами Антанты. Политическим итогом Брестского мира стал выход из правительства левых эсеров, рост антибольшевистских настроений, особенно среди буржуазных и средних городских слоев, интеллигенции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
Одновременно с формированием органов местной власти на местах начала проводиться линия непосредственного подчинения всех звеньев Советов снизу вверх, и в первую очередь в области экономики и финансов: созданный в декабре 1917 г.
В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Россия была объявлена Республикой Советов, в которой вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. В специальной резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики» съезд регламентировал образование и деятельность высших органов власти, их взаимоотношения с местными органами, порядок регулирования и разрешения возникающих разногласий.
10 июля 1918 г. была принята первая Советская Конституция, которая закрепила и систематизировала сложившуюся в центре и на местах организацию власти. Вся власть в стране в центре и на местах, говорилось в ней, принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всю систему Советов возглавлял Всероссийский съезд Советов. Конституцией было определено, что к местным органам власти относятся областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и сельских поселениях образовывались Советы депутатов и их исполкомы.
Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.д.:
1) граждане РСФСР обоего пола, достигшие 18 лет, которые добывали средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также занятые домашним трудом обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
2) солдаты Красной Армии и флота;
3) граждане, входящие в ту и другую категорию, утратившие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Не избирали и не могли быть избранными:
3) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
4) служащие и агенты бывшей полиции особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
5) лица, признанные в установленном порядке умалишенными, а также лица, состоящие под опекой;
6) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Таким образом, право на участие в осуществлении местной власти было ограничено для определенных слоев населения. В то же время значительно расширялись избирательные возможности участия в управлении государственными делами тех социальных групп, которые до революции ущемлялись в политических правах.
Наибольшие полномочия в управлении местными делами Советы получили в период новой экономической политики, когда декретом ВЦИК «О замене разверстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 г., было положено начало развитию хозяйственной инициативы, предпринимательства в ряде отраслей экономики, налаживанию экономических связей между мелкотоварным сельским хозяйством и индустрией, оживлению всей хозяйственной жизни, в чем должны были принять деятельное участие Советы.
Организация и деятельность Советов требовала тщательного нормативного регулирования. Первое Положение о сельских Советах ВЦИК принял в 1920 г. После начала новой экономической политики последовала серия положений: о Советах губернских, уездных и заштатных городов, поселков городского типа; об уездных съездах Советов и их исполнительных комитетах; о волостных съездах Советов и волостных исполнительных комитетах; о губернских съездах Советов и их исполнительных комитетах.
В середине 1920-х гг. было проведено изменение территориальных границ, в пределах которых действовали Советы. В 1924—
1925 гг. проведено районирование: упразднены волости и созданы более крупные территориальные образования — районы. В 1925—
1926 гг. вместо уездов образованы округа. Происходит организационное и финансовое укрепление Советов этого уровня: им выделяются средства из государственного бюджета, а с 1924 г. они составляют и исполняют свои собственные бюджеты. Однако вскоре контроль за финансово-хозяйственной деятельностью местных Советов усилился, что соответствовало общей тенденции развития Советского государства.
В 1940—1950-е гг. произошла еще большая централизация управления, сложилась административно-командная система с минимально допустимой автономией местных государственных органов. Нарушались основные принципы деятельности Советов — гласность и подотчетность.
В 1967—1977 гг. были приняты акты, регулирующие деятельность Советов районных, поселковых и сельских звеньев: Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» от 8 апреля 1968 года, Закон РСФСР «О сельском и поселковом Совете депутатов трудящихся РСФСР» от 19 июня 1968 г., а также Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» от 19 марта 1971 г. и Закон РСФСР «О районном Совете депутатов трудящихся» от 28 мая 1971 года.
Перечисленными нормативными правовыми актами устанавливались следующие принципы деятельности местных Советов:
■ приоритет интересов государства, а не местного населения: Советы решали все вопросы местного значения, исходя прежде всего из общегосударственных интересов;
■ отсутствие реальных рычагов контроля за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Совета: контрольные функции сводились к заслушиванию соответствующих руководителей и даче им рекомендаций, а также к участию в разработке планов и оказанию помощи;
■ обязательность для Советов этого звена решений не только вышестоящих Советов, но и вышестоящих органов исполнительной власти, прямое подчинение вышестоящим исполкомам.
1) местные Советы — органы государственной власти и управления — были органично встроены в общую систему Советов; единство системы власти Советов базировалось на принципе демократического централизма, допускающего самостоятельность нижних звеньев власти в строго определенных пределах и жестко отсекающего любые попытки выйти за установленные рамки;
2) принцип разделения властей не применялся ни на каких уровнях Советов, т.е.
3) всевластие Советов в политической, хозяйственной и социально-культурной сферах жизни государства и общества было провозглашено формально;
4) было характерно партийное руководство деятельностью Советов, в частности формированием представительных органов, подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров, работающих в Советах и т.д.
Таким образом, местные Советы представляли собой единую систему органов государственной власти на местах с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.
Необходимо отметить, что в СССР местное самоуправление считалось институтом буржуазной государственности, совершенно несовместимым с советской системой организации власти на местах. Ни в одном официальном документе Советы не назывались органами местного самоуправления. Этот термин полностью исчез из юридического лексикона.
Большинство советских ученых отрицали самоуправленческие качества Советов, указывая при этом, что представление о Советах как об органах местного самоуправления было отброшено еще в ходе подготовки первой Советской Конституции1. Вместе с тем некоторые ученые видели в Советах, получивших в период нэпа относительную самостоятельность, бюджетные и имущественные права, своеобразные органы местного самоуправления2.
Однако сочетание в Советах признаков органов местного самоуправления и органов государственной власти в принципе невозможно, а если бы оно все-таки существовало, это неизбежно привело бы к поглощению местных органов власти органами власти государственной. Кроме того, как уже было сказано выше, советская система организации местной власти отрицала местное самоуправление. Формирование тоталитарного режима, утверждение единой, подконтрольной государству формы собственности, утрата границ между личностью и обществом не могут сочетаться с какой бы то ни было самостоятельностью и независимостью местной власти. В организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу, поэтому идея местного самоуправления, предполагающего известную децентрализацию власти, самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства диктатуры пролетариата, а затем и общенародного государства, которые по самой своей природе были государствами централизованными.
§ 9. Становление советской власти на местах
По мере установления Советской власти на территории страны происходило и создание новых местных органов власти и управления. Принципы полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных вопросов были закреплены ещё II Всероссийским съездом Советов, который объявил о переходе всей власти на местах к Советам рабочих и солдатских депутатов. В целях определения статуса, вопросов, отнесенных к компетенции местных органов власти и управления, Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) 24 декабря 1917 г. опубликовал Обращение к Советам «Об организации местного самоуправления» и Инструкцию СНК «О правах и обязанностях Советов», где говорилось, что советы самостоятельны в решении местных вопросов, но, тем не менее, они должны были действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих советов, так как на местные советы возлагалась функция проведения в жизнь декретов и постановлений центральной власти. Местные советы также наделялись правом издавать местные нормативные акты, однако, на практике, местное правотворчество привело к увеличению бюрократического аппарата местных советов, копирующего функций центрального аппарата.
Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам советов, а также городским и сельским советам. Постоянными рабочими органами съездов советов и советов были их исполнительные комитеты (исполкомы). При советах и исполкомах создавались отраслевые отделы и подотделы или комиссариаты. Во главе отдела стоял член исполкома. При местных органах власти создавались советы народного хозяйства, которые имели двойную подчиненность – Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) 35 и советам. Юридическое оформление единовластия советов в центре и на местах завершилось к весне 1918 г.
Для укрепления Советской власти в деревне создавались волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. 36 , формированием которых занимались губернские и уездные исполкомы через продовольственные отделы 37 . На комбеды возлагались задачи распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий. На них же была возложена обязанность по формированию частей Красной Армии, созданию сельскохозяйственных коммун.
Городские и земские органы местного самоуправления, существовавшие до октября 1917 г., либо ликвидировались как враждебные, либо превращались в отделы местных советов по управлению местным хозяйством, а к лету 1918 г. были полностью упразднены.
§ 10. Изменение формы государственного устройства: распад империи и возникновение новых независимых республик, создание Российской Федерации
Распад Российской империи начался еще во время Февральской революции 1917 г., которая обострила не только классовые противоречия, но и национальные. После Октябрьского переворота Советской власти не удалось подавить национализм. На территории страны стали создаваться и активизироваться различные националистические организации антисоветской направленности. Этому способствовала Гражданская война и иностранная интервенция.
В декабре 1917 г. Советское правительство было вынужденно признать независимость Финляндской республики, подтвердить решение Временного правительства об отделении Польши. На территории Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы возникли самостоятельные государства.
Хотя большевики и приняли «Декларацию прав народов России», где были сформулированы основы национально-государственной политики Советского государства, однако на практике большевистское руководство стремилось преодолеть распад России. Используя местные партийные организации при оказании военной, финансовой и материальной помощи, большевики способствовали установлению советской власти на территории Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии. Создание суверенных советских социалистических республик отнюдь не означало их полного отделения от РСФСР. В годы Гражданской войны эти республики между собой и РСФСР заключили военно-политический союз (летом 1919 г.) Сложившаяся форма объединения получила название договорной федерации. Её своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль общегосударственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП (б) на правах областных парторганизаций. Устанавливалось единое гражданство советских республик.
Такие же отношения складывались и с закавказскими государствами – Арменией, Грузией, Азербайджаном, – после установления в них советской власти. Этот военно-политический, а в дальнейшем и хозяйственный союз несколько ограничивал суверенитет независимых государственных образований. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызывало недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения.
В 1920 г. на территории Средней Азии были образованы новые Народные Советские Республики – Хорезмская и Бухарская. На территории Дальнего Востока образовалась суверенная Дальневосточная республика.
Отношения РСФСР с Бухарской, Хорезмской народными республиками и Дальневосточной республикой строились не как федеративные, а как международные.
Что касается Прибалтийских республик, то Советская власть там просуществовала недолго и была утрачена. Попытки их советизации провалились.
Формирование Российской Федерации началось в начале 1918 г. после того, как II Всероссийский съезд Советов провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики, приняв «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Первоначально в момент возникновения РСФСР внутри ее сложилась форма автономии – автономная республика, во второй половине 1918 г. возникла новая форма – автономная трудовая коммуна; а в 1920 г. – автономная область. Наиболее высокая форма автономии – автономная республика (АССР) – представляла собой государство со своими органами власти и управления, по названиям и функциям сходными со всероссийскими. Она имела свою правовую систему, конституцию. В 1918 г. некоторые автономные республики имели вооруженные силы, участвовали во внешних сношениях – дипломатических и внешнеторговых, осуществляли денежную эмиссию. Однако в 1920 г. все «автономные» функции были переданы общероссийским органам.
От АССР по правовому статусу отличалась трудовая коммуна и автономная область, которые имели все права наиболее крупной в годы Гражданской войны административной единицы – губернии. Но, в отличие от губернии, национальные трудовые коммуны и автономные области были национально-государственными образованиями. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая коммуна. И законодательство и практика государственного управления в большинстве случаев отождествляло их.
К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей.