Славяне в европе в эпоху крушения рабовладельческого строя

Борьба западных славян с наступлением германских феодалов. Образование Чешского и Польского государств.

Борьба западных славян с наступлением германских феодалов.

На земли западных славян постоянно зарились близкие соседи — германские феодалы. Закрепощая своих крестьян, они хотели обратить крепостных и славян, живших за рекой Лабой, начала X века полабские славяне и поморяне вынуждены были непрерывно отбивать нападения германских феодалов. Немецкое войско состояло из закованных в броню конных рыцарей, у славян же не было рыцарского войска. Но они прекрасно ориентировались в своём краю, покрытом непроходимыми буковыми и дубовыми лесами, с бесчисленными реками, озёрами, болотами. Их внезапные атаки из лесной чащи были очень опасными.

Немецкие феодалы строили в землях полабских славян свои военные крепости. В X веке, внезапно вторгшись в славянскую землю, они захватили их укреплённый городок Браный Бор (т. е. «военный лес»). Браный Бор был переименован немцами в Бранденбург. Теперь этот город находится неподалёку от Берлина. Захватывая славянские городки, германские феодалы убивали почти всё взрослое население, в том числе стариков и женщин, а детей уводили в плен. Им удалось подчинить себе на время по-лабские племена и заставить их платить дань.

Такое же наступление немецкие феодалы предприняли на юг и захватили Северную Италию. Своё государство они назвали Священной Римской империей.

На востоке господство захватчиков продолжалось недолго. Вскоре славяне восстали и изгнали из своей земли немецких феодалов. Полтора столетия после этого полабские племена жили независимо. Но в середине XII века начался новый страшный натиск германских феодалов на славянские земли. К тому времени у полабских славян ещё не сложилось единого сильного государства, и захватчики получили возможность овладевать славянской территорией, не встречая общего отпора. Агрессоры истребляли целые племена, сгоняли славян с лучших земель в болота и глухие леса. Затем захватчикам удалось овладеть и землями поморян. На отобранных у славян землях феодалы селили крестьян из Германии.

Многие века отобранные у славян земли находились в составе Германии. И только после того как Советский Союз разгромил гитлеровскую Германию, историческая справедливость была восстановлена. В 1945 году многие исконные славянские земли были возвращены Польше — славянскому государству.

Образование Чешского государства.

Чешское государство возникло в конце IX- начале X века. В состав его вошли земли славянских племён, живших на Верхней Лабе. Из этих государства. г племён, как показывают археологические раскопки, наиболее развитое хозяйство имели чехи. У них были искусные ремесленники, которые делали из железа хорошие сельскохозяйственные орудия, оружие, а также посуду и украшения. Этими предметами чехи торговали не только с соседями, но и с далёкими странами. Чешские князья были богаче и сильнее других. Они подчинили себе жившие рядом с чехами остальные племена. Образовалось единое Чешское государство.

В Чехии быстро развивался феодальный строй. В XI веке князья Чехии принимают титул королей. У них была большая военная дружина. Своим дружинникам они раздавали земли вместе с крестьянами, строили замки, совершали походы на соседей. Сильное Чешское государство помешало германским феодалам продвинуться на юго-восток.

Образование Польского государства.

Земли польских племён граничили на западе с территорией полабских славян, а на востоке — с Русью. Северным их пределом было Балтийское море, а южным — Карпатские горы. Как и в других странах, государство здесь стало раньше складываться у тех племён, где лучше было развито хозяйство. Эти племена жили по среднему течению реки Вислы. У них давно возникли крепости, в которых жили князья со своими дружинниками. В течение нескольких столетий привисленские князья подчинили себе другие польские племена. Знать захватывала земли, закрепощала и эксплуатировала крестьян. В конце X века было создано Польское государство. В это время во главе его находился князь Мешко. Он имел большую и сильную дружину. Мешко постоянно приходилось вести трудную борьбу с германскими феодалами, которые хотели подчинить себе Польшу. Для того чтобы получить поддержку Чехии в борьбе против немцев, Мешко женился на дочери чешского короля и принял христианство.

Серьёзных успехов добилось Польское государство при сыне Мешко, Болеславе. Болеслав был человеком огромного роста и редкой физической силы. Он прославился как талантливый полководец и дипломат. За отчаянную смелость Болеслава прозвали Храбрым. Четырнадцать лет Болеслав Храбрый вёл войну с германскими феодалами. Несколько раз войска немецких рыцарей вторгались в Польшу, но каждый раз находили там свою гибель. В результате этой длительной войны польский народ сохранил свою самостоятельность.

Независимость помогла польским феодалам укрепить свою власть. В стране стали возникать феодальные поместья. Болеслав Храбрый принял титул короля.

Польское королевство затруднило агрессию германских феодалов, стало препятствием для дальнейшего немецкого наступления на Восток.

ПРИЛОЖЕНИЕ — ПОЛЬСКИЙ ИСТОРИК XII ВЕКА О ВОЙНЕ ПОЛЯКОВ С НЕМЦАМИ

Король Германии надеялся, что немногие в Польше будут ему сопротивляться. Однако, выйдя к городу Битому, он разочаровался в своих надеждах. Ибо город Битом он нашёл сильно вооружённым и укреплённым. Когда же он хотел пройти мимо этой укреплённой и неприступной по своему естественному положению крепости, которая была окружена водой, некоторые из его воинов, желая показать в Польше свою воинскую доблесть, увлекли войска к крепости. Но горожане, не испугавшись ни нападения немцев, ни множества воинов, ни присутствия короля Германии, оказали врагам ожесточённое сопротивление. Открыв ворота и обнажив мечи, они вышли навстречу врагам.

Король Германии был очень удивлён, увидев, как безоружные люди насмерть сражаются против пехотинцев, а пехотинцы против рыцарей дерутся одними мечами и что все спешат на битву так же бесстрашно, как на пир.

Там же король Германии впервые узнал храбрость поляков, ибо далеко не все его воины остались целы после этой битвы.

Основные черты феодального строя

В Западной Европе установился феодальный строй. Повсюду господствовало натуральное хозяйство. Поместья были мало связаны между собой в хозяйственном отношении.

Земля принадлежала феодалам. Феодалы владели и крепостными крестьянами. В отличие от раба крепостной крестьянин имел своё хозяйство (дом, участок земли, инвентарь, скот) и семью.

Уровень развития техники был низким. Крестьяне были задавлены нуждой, угнетены, зависели от своих господ, были забитыми и тёмными людьми.

Причины, по которым восточные славяне миновали рабовладельческий строй.

Тема 1 Общественный строй восточных славян

Общественный строй у восточных славян в начале 1 тысячелетия

2. Первобытный род, основные черты:

— Основу социальной организации восточных славян в нача­ле I тысячелетия составлял род.

— Род — это объединение людей, связанных кровнородствен­ными узами с подчинением младших старшим.

— Существование рода базировалось на принципах «перво­бытной демократии» («первобытного коммунизма»):

1) Свобода — отсутствие в роде угнетенных.

2) Равенство — одинаковые права у всех членов рода.

3) Уравнительность — равная доля у всех членов рода в про­изведенном продукте.

— Род возглавлял старейшина — наиболее опытный член рода, как правило, из пожилых мужчин.

— Род жил родовой (кровнородственной) общиной.

— Родовая община — это поселение людей, связанных друг с другом кровнородственными узами и ведущих совместное хо­зяйство на основе коллективной собственности.

Характерные черты первобытного рода.

— Происхождение членов рода от общего мифического пра­родителя, которого они считали тотемом, охраняющим род.

— Наличие территории, которую члены рода считали своей и защищали от чужаков.

— Совместное владение и пользование членов рода землей, скотом и совместное ведение хозяйства.

— Переход имущества умершего члена рода другим членам рода.

— Обязанность членов рода оказывать друг другу помощь и защиту, содействие при мщении за обиду или ущерб, нанесен­ные чужаками.

— Наличие у рода своих имен, пользоваться которыми могли только члены рода.

— Запрет на брак внутри рода.

— Наличие у рода своего места погребения и родовых свя­тынь (особо оберегались, их осквернение считалось тягчайшим преступлением).

— Наличие у рода своих религиозных церемоний и празд­неств.

Читайте также  Тактика большевиков в революции. 3 съезд рсдрп

— Право рода принимать в члены рода посторонних.

4.Образование племен.

— Рост населения привел к трудностям в управлении родом и нехватке ресурсов на территории, занимаемой родом.

— Поэтому по мере увеличения числа сородичей происходи­ло деление рода на две и более мелких группы, которые, пересе­ляясь на новую территорию, сохраняли межродовые связи.

— Так в эпоху неолита началось складывание племен.

— Племя — это союз нескольких родственных родов, зани­мающих общую территорию и имеющих единое управление.

— Высшим органом власти восточнославянского племени было вече.

— Вече — это собрание всех свободнорожденных мужчин пле­мени, имеющих право носить оружие, для решения вопросов внутриплеменной жизни.

— Для управления повседневными делами на вече избирался вождь племени — князь.

Причины распада родоплеменного строя у восточных славян.

— Развитие производительных сил (в первую очередь, со­вершенствование металлических орудий труда) и появление имущественного неравенства.

— Расселение восточнославянских племен по Восточно-Европейской равнине.

6. Признаки распада родоплеменного строя у восточных славян.

— Возникновение имущественного неравенства (сосредото­чение богатств в руках родоплеменной верхушки).

— Вооруженные столкновения между племенами с целью за­хвата добычи.

— Обращение пленных в рабов.

— Превращение родовой общины в территориальную.

— Появление больших патриархальных семей.

— Попытки родоплеменной знати передавать свою власть по наследству.

7. Территориальная (соседская) община.

— Ломка кровнородственных отношений и распад родопле­менного строя у восточных славян приходится на вторую поло­вину I тысячелетия.

— Из-за смешения родов во время переселений и военных походов родовая община заменяется территориальной общиной.

— Территориальная община — это поселение людей, не свя­занных кровнородственными отношениями, совместно владею­щих землей, но ведущих индивидуальное хозяйство.

— Территориальная община включала в себя несколько боль­ших патриархальных семей, пришедших на смену роду.

— Большая патриархальная семья — это моногамная семья, состоящая из трех и более поколений близких родственников, строго подчиняющихся старшему мужчине в семье — мужу (большаку).

— Каждая семья в территориальной общине имела в пользо­вании участок обрабатываемой земли — пашни, размер которого зависел от числа членов семьи.

— Сельскохозяйственные угодья находились в коллективном пользовании.

— Члены территориальной общины были связаны круговой порукой и были обязаны поддерживать друг друга.

— Территориальная община у восточных славян называлась вервьили мир.

Причины, по которым восточные славяне миновали рабовладельческий строй.

— Наличие естественных водоемов не требовало труда рабов на ирригационных работах.

— Сильная община — вервь — не позволяла обращать в рабов обедневших общинников.

— С падением Западной Римской империи массовый рабский труд изжил себя.

— Появление более совершенных орудий труда — из железа -требовало более прогрессивных общественных отношений.

— Славянское язычество не освящало несвободу (зависи­мость, рабство) и социальное неравенство.

Часть II анты и «великое переселение народов»

«Великое переселение народов»

На европейской политической арене славянские племена выступили впервые в бурное время борьбы двух миров — племен Западной, Средней и Восточной Европы, с одной стороны, и рабовладельческих государств Средиземноморья и Причерноморья — с другой. Эта ожесточенная борьба, длившаяся несколько столетий, явилась одной из величайших политических и социальных войн древности, послужившей исторической гранью между рабовладельческой и феодальной эпохой на значительной части Европейского материка.

Начавшись еще на рубеже нашей эры и постепенно разрастаясь вглубь и вширь, борьба европейских племен с рабовладельческим миром достигла своего апогея во II—VII вв., в эпоху «великого переселения народов», когда окрепшие в политическом и военном отношении и полные молодых сил европейские племена мощной лавиной обрушились на Римскую империю, ослабленную тяжелым старческим недугом. Их неисчислимые полчища хлынули через пограничные реки империи — Рейн и Дунай, неся поражение римским легионам. Как бы мощным резервом борющихся против империи европейских сил выступило население степей Востока. По широкой степной дороге орды кочевников проникли до Центральной Европы и включились в жестокую битву со старым Римом. «. Не-римляне, т. е. все «варвары», объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим» 5 .

Причины «великого переселения народов» в буржуазной исторической науке объяснялись различно. В соответствии с обычными для буржуазного мировоззрения метафизическими <137>концепциями одни ученые утверждали, что передвижение европейских и азиатских племен последовало в результате внешнего толчка: какие-то племена потеснили своих соседей, а те в свою очередь оказали давление на других, третьих и т. п., и это движение, все более разрастаясь, достигло, наконец, пределов Римской империи. По мнению других, «великое переселение» явилось следствием перенаселения, земельной тесноты, заставившей древние племена расширять свои территории и искать новые земли для поселения. «Земельная теснота», это так же весьма обычное в буржуазной, особенно немецкой, историографии объяснение всякого рода передвижений и войн, связанное с модернизацией исторического процесса, стремлением оправдать захватнические войны необходимостью иметь «жизненное пространство». Наконец, высказывалось предположение, что причиной «великого переселения» послужили слишком усердные попытки римлян подчинить себе племена Западной, Центральной и Восточной Европы, вызвавшие всеобщую войну против империи.

«Великое переселение народов», занявшее в истории Европы пять веков, представляло собой, однако, настолько грандиозное и сложное по своей политической и социальной природе историческое явление, что все попытки объяснить его какими-то частными причинами заранее были обречены на неудачу. Как показали в своих трудах классики марксизма-ленинизма, причиной «великого переселения народов» послужили в одинаковой мере и тот «безвыходный тупик, в который попал римский мир» 1 накануне своего крушения, когда восстания рабов уже сотрясали его основы, и та ступень экономического и социального развития, которой достигли европейские и азиатские племена, окончательно порывающие в этот период с первобытно-общинным строем, и, наконец, те конкретные взаимоотношения Рима с соседними племенами, которые сложились в результате нескольких столетий их совместной исторической жизни.

В III в. н. э. разложение рабовладельческого строя привело Римскую империю к тяжелому экономическому и политическому кризису. «Рабство сделалось экономически невозможным, труд свободных морально презирался. Первое уже не могло, второй еще не мог сделаться основной формой общественного производства. Вывести из этого положения могла только коренная революция»,— так характеризовал положение Римской империи Ф. Энгельс 2 . В империи регрессировало сельское хозяйство, замирали промышленность и тор-<138>говля, распадался государственный и военный аппарат. «Всеобщее обнищание, сокращение торговых сношений, упадок ремесла, искусства, уменьшение населения, упадок городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конечный результат римского мирового владычества» 3 . Некогда могущественная Римская империя все более и более ослабевала и была уже не в состоянии не только властвовать над другими, но и защищать свои границы.

В это же время многочисленные соседи Римской империи — племена Европы и Азии, наоборот, все более и более укреплялись и экономически, и политически, и в военном отношении. В последние века до н. э. и в начале н. э. они достигли последних ступеней в развитии первобытного общинного строя, в их среде складывались обширные объединения, приобретающие черты примитивных государств. Они переживали тот период общественно-политического развития, который Ф. Энгельс назвал военной демократией. «Военной потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни. Богатства соседей возбуждают жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабеж им кажется более легким и даже более почетным, чем созидательный труд. Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом» 4 .

И совершенно понятно, что всю свою силу и энергию эти племена неизбежно должны были обратить против Римской империи — теряющего силы гиганта. И при этом не только потому, что их влекли на юг рассказы о сокровищах империи, о невиданных городах, дворцах и храмах, о плодородных полях и роскошных садах. Племена Европы и Азии имели с империей старые счеты. Рабовладельческий мир в течение столетий являлся их наиболее злейшим врагом и угнетателем, который стремился распространить свою власть на северные страны, нещадно эксплуатировал их население, превращая в своих рабов сотни тысяч людей. В период кризиса рабовладельческого строя, когда восстания рабов гремели в пределах Римской империи, выступление соседних племен как объективных союзников, борющихся против империи внутренних социальных сил, было совершенно закономерным и неизбежным историческим явлением.

Читайте также  Попытка демонтажа крепостнической системы при николае i

«Великое переселение народов» распадалось на несколько основных этапов, различных по составу борющихся против Римской империи племен, по направлению нанесенных ударов и по их конечным результатам.

Вначале против Римской империи выступили окрестные европейские племена: кельты, германцы, сарматские и другие племена Прикарпатья и Причерноморья. Это была та часть европейского населения, которая в течение столетий испытывала на себе особенно тяжелый гнет рабовладельческого Средиземноморья, которая служила основным резервуаром, откуда рабовладельческие государства черпали для себя подневольную рабочую силу — рабов. Все эти племена были тесно связаны с Римом, пристально наблюдали за событиями его внутренней жизни и являлись ближайшим резервом внутренних революционных сил самой империи.

Говоря о кризисе рабовладельческого строя и об объективно союзнических взаимоотношениях народных масс империи с населением периферии, Ф. Энгельс писал: «Вот к чему привело Римское государство с его мировым господством: свое право на существование оно основывало на поддержании порядка внутри и на защите от варваров извне, но его порядок был хуже злейшего беспорядка, а варваров, от которых оно бралось защищать граждан, последние ожидали, как спасителей» 1 .

Во второй половине IV в. н. э. начался новый период «великого переселения народов», когда в борьбу против Римской империи включились многочисленные кочевые племена Приволжских и Прикаспийских степей. Массы кочевников, хлынувших с востока в Северное Причерноморье и Центральную Европу, принесли с собой неисчислимые бедствия для европейских племен, но вместе с тем они сыграли значительную роль и в разгроме Римской империи с ее рабовладельческими порядками. Ими в значительной мере была ускорена гибель Западно-Римской империи, рухнувшей в 476 г. в результате революционных выступлений внутри страны и вторжения многочисленных вражеских племен извне.

После падения «вечного» Рима и возникновения ряда «варварских государств» в области Западного Средиземноморья последним оплотом рабовладельческого мира в Европе осталась Восточно-Римская или Византийская империя, выделившаяся из Римской империи в последние годы IV столетия <140>н. э. Являясь «золотым мостом между Востоком и Западом» 2 , поддерживая оживленные экономические связи со странами Ближнего Востока, рабовладельческая Византия оказалась значительно более прочной, чем Западный Рим. Ф. Энгельс указывал, что уцелевшие остатки торговли — вот, что отличало Восточную империю от Западного Рима 3 .

Но кризис рабовладельческой системы неумолимо разрастался и в ее пределах. Деградировало сельское хозяйство, беднели города, разрасталось народное движение. В провинциях вспыхивали восстания рабов и колонов, земледельцы бросали насиженные места и бродили по стране, составляя шайки «разбойников», в Константинополе шла борьба димов (демов), движущей силой которой являлись городские низы, все увеличивалось брожение в армии, выливающееся в форму открытых «солдатских бунтов» 4 . Развитие феодальных отношений привело к расколу внутри господствующего класса. Попытки императора Юстиниана ослабить нараставший кризис оказались тщетными. Вместе с тем усилился натиск на империю племен Восточной Европы. Последний период «великого переселения народов», охватывающий VI и начало VII в. н. э., был временем борьбы европейских племен с Византийской империей. Главной силой, боровшейся на этом этапе против империи, нанесшей ей жестокое поражение и ускорившей, таким образом, социальное и политическое переустройство Византии, явились славянские племена, известные тогда в империи под именем антов и склавинов.

Совместно с другими европейскими племенами славянские отряды неоднократно выступали против рабовладельческого мира и на предыдущих этапах «великого переселения народов». Их не могло не быть в составе готских дружин, действующих в Причерноморье в III—IV вв. Имеются археологические данные, правда, не вполне бесспорные, говорящие о проникновении славян в начале н. э. на юг от Дуная, а также археологические данные о поселении славян в III в. на территорию Крыма 5 . Они входили, вероятно, и в состав вооруженных сил гуннской «державы» IV—V вв. С начала же VI в. славяне предстали перед империей как самодовлеющая военно-политическая сила, определяющая ход событий. Проникновение в Среднюю Европу новой мощной волны кочевников-аваров существенным образом не изменило этого положения. <141>Усилиями славянских воинов племена Европы вместе с революционными силами, действующими внутри империи, опрокинули рабовладельческий Восточный Рим и сторицей отплатили ему за века рабства и угнетения. Славяне овладели при этом огромными пространствами на Балканском полуострове, навсегда заселили их, установили там свои общественные порядки, положив начало новой главе в истории раннего восточноевропейского средневековья.

Таковы обстановка и обстоятельства, при которых славяне впервые выступили в качестве решающей силы европейской истории. В свою очередь Балканские войны VI столетия послужили важнейшим событием древней жизни славянских племен, оказавшим огромное влияние на их последующую судьбу. Они привели к сплочению славянских племен, ускорили в их среде распад первобытно-общинных порядков. Именно здесь, в этом бурном периоде славянского прошлого, лежат начала классового устройства у славян, сюда восходят первые побеги славянской государственности. Борьба с рабовладельческой Византией, явившаяся не только политической, но и своеобразной социальной войной, в немалой степени обусловила конкретные пути развития классового общества у славян, как общества, не знавшего рабовладельческого способа производства. В этот же период был заложен прочный фундамент всех тех экономических, культурных и политических взаимоотношений с Византией, которые были характерны для времени Древней Руси. Словом, время Балканских войн VI в. и связанных с ними событий — это крупнейшая веха древней славянской истории — славный «героический период» их жизни.

Именно так этот период был оценен и самим славянством. Грозная героика Балканских войн породила многочисленные легенды. Они пережили в среде славянских племен несколько столетий и затмили собой предания о более отдаленных временах славянской истории. Именно поэтому свидетель славянских битв на Балканах — Дунай пользовался такой широкой популярностью и таким глубоким почетом в древнем славянском фольклоре, а древнерусский летописец, использовавший паннонские легенды, от берегов этой реки повел начало всей славянской истории: «По мнозех же временах сели суть Славени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска» 1 .

Вековая борьба европейских племен с рабовладельческими государствами, переселения огромных человеческих масс, распад Римской империи, крушение рабовладельческого строя на Западе и Востоке, возникновение первых «варварских госу-<142>дарств», предшествовавших государствам европейского средневековья, — все эти крупнейшие события всемирно-исторического значения не могли не отразиться самым решительным образом также и на ритме и характере этногонического процесса. Если на рубеже нашей эры, когда новая социальная и политическая обстановка лишь складывалась, возникли первые контуры этнической карты средневековой Европы, то теперь, в условиях «великого переселения народов», в условиях победоносной борьбы европейских племен с рабовладельческим миром, эта карта получила уже свой завершенный рисунок. В течение этих же столетий окончательно сложились и основные черты этнической картины восточного славянства, известной по «Повести временных лет» и другим современным ей источникам.

Средневековая история стран Европы и Византии

Тема 1. Переход от рабовладельческого строя к феодализму в Западной Европе (III — V вв.)

1. Социально-экономический и политический кризис в Римской империи

Римская империя переживала системный кризис.

Серьёзные социально-экономические изменения в римском обществе, которые произошли в III в. были причиной ослабления императорской власти, политической анархии, произвола в армии и бюрократии.

Кризис был вызван кризисом рабовладельческого способа производства. На тот момент были исчерпаны все потенциальные возможности для развития.

Черты кризиса:

  1. уменьшение притока рабочей силы

накалились отношения с варварами и количество рабов резко сократилось, а цена на них резко стала расти.

Рабовладельцы изменяют своё отношение к рабам:

в экономическом отношении – появился пекулий (имущество у раба: инвентарь, скот, мастерская, участок земли). Пекулий стал главным стимулом для увеличения производительности труда рабов.

Читайте также  Русская православная церковь. к.п. победоносцев

в юридическом отношении – за рабом признают право на семью, запрещают её разлучать. Рабы могут жаловаться в суд. Т.е. в рабе признают человека.

2. нерентабельность латифундий.

Основная рабочая сила – колонны (свободные люди, мелкие арендаторы, которые обрабатывали чужую землю на договорных началах).

3. натурализация хозяйства.

Ослабление рыночных связей между городом и деревней – т.е. экономика из товарной превращалась в натурально-хозяйственную.

4. усиление политической нестабильности.

В III в. сменилось 22 императора. Постоянные междоусобицы, классовые противоречия и восстания. Ослабление центральной власти. Каждый наместник стремился стать маленьким императором. Усиливался провинциальные сепаратизм. Наблюдалась варваризация армии, когда римские легионы комплектовались из наёмников-германцев.

5. похолодание климата.

6. вторжения варваров.

Из-за похолодания климата и из-за захвата новых земель.

7. религиозный и идеологический кризис.

Вытеснение греко-римской религии и её моральных ценностей христианством. Христианство принимали колонны, а их было большинство.

Чтобы выйти из кризиса власти проводили реформы (императоры Диоклетиан и Константин I).

При Диоклетиане (284 – 305гг.) наступила временная стабильность. Он провёл экономические, административные и военные реформы:

      1. налоговая реформа – переписал население и перепись проводилась каждые 15 лет. Сумма налога взималась от количества земли и количества людей, которые её обрабатывали. Горожане платили подушную подать. С сенаторов брали налоги. Т.е. люди были прикреплены к месту жительства, профессии и сословию.
      2. административная реформа

Империю разделили на 2 части → 2 префектуры → 12 диоцезов (провинций). Во главе префектуры были военачальники. Новая система себя оправдала (контроль за населением, предотвращение выступлений, лучше собирали налоги). Лучше управлялись территории и усилилась власть императора.

3. военная реформа – увеличили численность армии до 72 легионов.

Был религиозный кризис. Крестьяне протестовали против официального культа, личных богов и римский народ перестал существовать как единое целое. Особо распространялось христианство. Диоклетиан боролся с ним, но его жена, дочь и вельможи приняли христианство. Те, кто исповедовал христ-во, отказывались идти в армию. Диоклетиан боролся с христ-вом: разрушал церкви, конфисковывал имущество, заставлял публично отрекаться от веры + пытки, тюрьма, смертная казнь. Но христианство продолжало существовать.

Константин I Великий (306 – 337 гг.). Он сумел оценить силу христианства и церковной организации. Он увидел в христианстве мощную опору абсолютной власти и императора. В 313 г. он издал Медиоланский (Миланский) эдикт, по которому христианство объявлялось равноправным со всеми другими религиозными системами Римской империи. Постепенно христианство стало государственной религией. Церковное имущество было возвращено христианам.

В 330 г. Константин I перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), а Рим приходил в упадок. Константин проводил масштабное строительство и увеличил налоги.

Государство разделил на 4 округа: Восток (Азия, Египет), Иллирию (Греция и Македония), Италию и Галлию.

Варваризация армии, появились федераты – целые варварские племена переходили на службу Риму и защищали границы империи от других варваров. Им давали право поселения и жалованье.

Кризис Римской империи усилился в правление Конста́нция II (337 – 361 гг.). Рабовладельческое хозяйство пришло в упадок, падение престижа военной службы (дезертирство, нанесение себе увечий, чтобы не служить). В армию теперь направляли колонов (часто они были нетрудоспособными). Констанций II нанимал германские племена. Но была опасность, что новая армия из соплеменников римских рабов может объединиться с этими рабами.

В правление императора Феодо́сия I Великого (379 – 395 гг.) произошло последнее объединение Римской империи. Но император всё сильнее зависел от военачальников-варваров.

В 395 г. Феодосий разделил Римскую империю на 2 части между своими сыновьями:

      1. на Западе с центром в РавеннеГонорий правил; ему было 11 лет
      2. на Востоке с центром в КонстантинополеАркадий правил; ему было 18 лет

Так произошло окончательное разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византийская).

Эти две территории пошли разными путями после разделения:

  1. Восточная Римская империя (Византийская)

Медленная феодализация, но сохранение сильной центральной власти императора. Она превратилась в феодальное государство, которое просуществовало до 1453 г.

2. Западная Римская империя

Ослабление центральной власти императора и её последующее уничтожение. На территории империи постепенно создавались варварские королевства. Феодальные отношения приобрели форму синтеза – прямое взаимодействие римских и варварских начал. Синтез ускорил становление государств. Но судьба Западной Римской империи сопровождалась войнами, переворотами и в 476 г. она перестала существовать.

Общественный строй Восточных Славян

Середина I тысячелетия до н. э. была важ­ным историческим рубежом в развитии ран­неславянских племен. К этому времени большинство древних племен Европы, в том числе и славяне, вступили в период разло­жения родового строя. Пр и этом у восточных славян, так же как и у всех других народов, зарождение элементов классового об­щества было связано с появлением рабов (хотя в дальнейшем славяне не знали развитой рабовладельческой системы).

Следствием новых социально-экономических явлений были изменения этнической карты Европы. Начался постепенный рас­пад древней языковой общности славян. Стали обосабливаться самостоятельные, хотя и близкородственные, западнославян­ский и восточнославянский языки.

Вплоть до начала I тысячелетия н. э. у значительной части восточнославянских племен преобладало подсечное и переложное земледелие. Исключение составляли лишь племена, жившие в лесостепной зоне — на среднем течении Днепра, в Побужье и Поднестровье, где раньше всего утвердилось пашенное земледелие.

Подсечное земледелие в силу своей трудоемкости требовало объединения усилий больших коллективов. Поэтому разложение первобытнообщинного^ строя у племен лесной полосы протекало замедленно. Они жили родовыми поселениями и в основном со­храняли патриархально-родовой строй.

Возникновение имущественного неравенства повлекло за со­бой образование племенных обьединений. Наиболее крупным из них был возникший в IV веке н. э. племенной союз антов.

Центром антского племенного союза было Среднее Придне­провье. В V—VI веках в ходе борьбы с Византией анты продви­нулись на запад, заняв Поднестровье и Прикарпатье (современ­ная Молдавия), а также достигли северо-восточной части Трансильвании.

В конце 70-х годов IV века анты подверглись нападению го­тов — восточно-германских племен, пришедших, по словам Иор­дана, из Прибалтики.

Созданное готами племенное объединение было крайне не­прочным и распалось под натиском вторгшихся с востока гун­нов. Гуннское нашествие принесло ужасающие бедствия наро­дам Европы, в том числе и славянам, земли которых были разо­рены.

С конца V века важнейшим фактором в историческом разви­тии Восточной и Юго-Восточной Европы были войны антов и других славянских племен против Византии, переживавшей в то время кризис рабовладельческого строя. Во время этих войн славяне заняли обширную территорию на Балканах и ликвиди­ровали здесь рабовладельческое хозяйство. Вторжение славян активно поддерживало местное население, которое жаждало из­бавиться от рабства и политического и экономического гнета ви­зантийского правительства.

В результате походов славян и восстаний угнетенных масс рабовладельческое хозяйство в Византии было подорвано, а в ряде областей империи (например, на Балканах) совсем ликви­дировано. В Византии стали складываться более прогрессивные, феодальные отношения, способствовавшие развитию ее эконо­мики и культуры.

Среди народов Европы древние славяне были передовым зем­ледельческим населением. Они в совершенстве владели строи­тельным искусством, сооружая из дерева, глины и камня жи­лища, храмы укрепления и т. д. Уже в антский период у славян существовали города, упоминавшиеся древними писателями.

Славянские мастера-художники владели искусством резьбы по дереву изготовляли узорчатые ткани, красочные вышивки,, изделия из цветной эмали

Одним из замечательных памятников древнеславянского изобразительного искусства является найденное у города Гуся­тина в реке Збруч каменное изваяние четырехликого языческого бога. Збручский идол —. памятник языческого культа древних славян, которые поклонялись силам природы и обожествляли души умерших предков.

В процессе разложения родового строя у славян сложились первые элементы классового общества и возникли предпосылки для перехода к феодализму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: