Великое стояние на реке угре

Клоунада вокруг Дня великого стояния на Угре

«КЛОУНАДА» ВОКРУГ «ДНЯ ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОГО СТОЯНИЯ НА УГРЕ 11 НОЯБРЯ 1480 ГОДА»

Слова Депутата Государственной Думы от Калужской области Г.И. Скляра: «Лишь общие усилия граждан и государства дадут результат», как-то не вяжутся с теми баталиями, которые развернулись в стенах Государственной Думы РФ в отношении его законопроекта («калужской инициативы») «О предании Дню окончания Великого стояния на реке Угре 11 ноября 1480 года статуса федеральной памятной даты».

Откуда такая нелепая и циничная инициатива? Может эта «федеральная памятная дата» быть приравнена к «Дню снятия блокады Ленинграда»(27.01.1944); Дню окончания Сталинградской битвы» (02.02.1943); «Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой» (05.12.1941), «Дню космонавтики» (12.04.1961) и другим подобным датам?

Разве эту инициативу Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова единогласно поддержали калужане 11 ноября 2016 года в ходе работы III форума «Верим в Россию», посвящённого 536-й годовщине Великого стояния на Угре? Тогда речь шла о праздновании государственного праздника «День российской государственности», приуроченного к «Дню окончания Великого стоянию на Угре 11 ноября 1480 года». То есть не сам факт завершения «Стояния на Угре», а тем совокупным итогам деятельности великого князя московского Ивана III, которые обрела Русь.

Созидатель русской державы Иван III, покончил с ордынской зависимостью, заново ввёл Русь в европейскую политику, где она уже выступала не наследницей державы Чингизидов, а наследницей общего базиса европейской цивилизации — Рима. «Два Рима падоша, Третий — Москва, стоит, а четвёртому — не быти», — гласят его слова. Им был создан прочный взаимовыгодный союз с крымским ханом Менгли I Гиреем против Большой Орды и Литвы, что, впрочем, и позволило считать Великое стояние на Угре, как победу Руси.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается депутатом Г.И. Скляром законопроект по «калужской инициативе» о предании «Дню окончания Великого стояния на реке Угре 1480 года» статуса федеральной памятной даты» без её отождествления с «Днём российской государственности». Такое придумать могли только ради того, что-бы «подставить» Калужскую область и её губернатора за слишком высокие её экономические показатели. А делать это руками выдвиженца от Калужской области Г.И. Скляра выглядит вообще «прикольно».

Подмена понятий очевидна, и сводится к банальной демонстрации силы разделённых рекой двух противостоящих армий при наличии нескольких мелких локальных стычек. Хан Ахмат ждал подхода польско-литовских войск короля Казимиром IV, которые обеспечили бы ему гарантированный перевес сил и предполагаемую победу. Получив тревожные известия из дворца и весть о том, что польско-литовские войска по «определённым причинам» участвовать в его походе на Москву не смогут, Ахмат осознал недостижимость своих целей, оставил берег Угры и ушёл восвояси. Таких случаев «демонстрации мускулов» без прямого боестолкновения в истории известно много, но их нигде не отмечают на государственном уровне.

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, проходящим сложный неоднозначный период своего развития с достаточно дискуссионным отношением общества к формируемой политической системе. И нет ничего удивительного, что власти Татарстана и некоторых других регионов раскритиковали, внесённый на рассмотрение Думы депутатом Г.И. Скляром этот «сырой» во всех смыслах законопроект, у которого действительно есть признаки разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, содержания «кощунственной» трактовки событий и что сам факт Стояния на Угре «не является исторически значимым событием». Вполне предсказуемо и правомерно оппоненты этой инициативы обвиняют руководство нашей области в желании «пропиарить» свою территорию за счёт новой памятной даты без её привязки к значимым для российской государственности последствиям.

Но почему «государство» не слышит инициативы своих граждан? Всё это было предсказуемо и подробно описано с выдачей рекомендаций в Презентации Ассоциации «КОИиКПЦ «ГАРАЛЬ» (см. ниже за 16.01.2017), переданной на рассмотрение в Администрацию Губернатора Калужской области. Более того, предлагаемый сегодня сценарий «новой федеральной даты День окончания Великого стояния на реке Угре 1480 года» не рассматривает тех «определённых причин», которые побудили хана Ахмата оставить берег Угры, а, ведь, именно в этом и заключался стратегический план Ивана III. Таким образом, предлагается сделать «новой федеральной датой» только часть единого стратегического плана Ивана III, происшедшею на окраине Московского государства, ныне являющейся Калужской областью, оставив без внимания его основную составляющую, которая не позволила войску короля Казимира IV присоединиться к хану Ахмату в походе на Москву. Иван III заключил прочный взаимовыгодный союзный договор против Большой Орды и Литвы с крымским ханом Менгли I Гиреем, который, исполняя свои союзнические обязательства, отправил в начале сентября своих мурз в набег на Подолию, что и явилось причиной отсутствия польско-литовского участия в походе хана Ахмата.

Таким образом «внесённый на рассмотрение Думы депутатом Скляром» законопроект не учитывает исторические реалии — роль Москвы, как центра по разработке стратегического планирования (включая материально-техническое, продовольственное и фуражное обеспечение войск) в лице государя Ивана III и роли Крымской орды в этом конфликте. Главное, что не учитывает «законопроект депутата Скляра» в том, что для достижения ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ по обретении Московской Русью независимости христиане выступали в дружественном взаимовыгодном союзе с мусульманами!

А что же тогда предлагает для празднования «внесённый на рассмотрение Думы депутатом Скляром» законопроект? Только берега Угры, случайным образом, оказавшиеся в Калужской области, где московское войско государя Ивана III сошлось с войсками хана Ахмата по причине того, что Угру форсировать было проще, чем Оку. Может «один из депутатов Госсовета, предложивший поставить авторам инициативы психиатрический диагноз. » не так уж был далёк от истины?

Сам факт, включения «Дня окончания Великого стояния на Угре в 1480 году» в качестве федерального праздника без его привязки к ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ по «ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» и без учёта ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ РОЛИ МОСКВЫ, ВЫСТУПАЮЩЕЙ В СОЮЗЕ С КРЫМОМ, не существенен! Подменить же общенациональный праздник «День российской государственности», привязанный к «Дню окончания Великого стояния на Угре 1480 года», на военно-патриотический праздник «День окончания Великого стояния на Угре 1480 года», с уравниванием его с другими священными для россиян памятными датами воинской и трудовой славы выглядит, по меньшей мере, кощунственно. И то, «что уже «За» высказались более двух третей российских регионов (надо полагать удалённых от Центральной части России, которые не имеют к этому событию никакого интереса), Минкульт, Минобороны, Минфин и правительство в целом, Российская академия наук и ведущие вузы страны и лидеры политических партий» говорит о больших идеологических и культурных проблемах в российском обществе и о его прогрессирующей деградации. Может Россию уже поразил вирус феномена «фальшифизации древней истории Украины»?

В Презентации от 15.01.2017 года её автором Горолевичем И.Е.было отмечено: «Одержанная победа в Стоянии на Угре стала кульминационной точкой дипломатического гения Ивана III, создавшего, по словам Василия III, «счастливый для нас союз с Крымом, способствовавший возрождению нашего величия». Возрождение это, не является только следствием такого яркого события, как «Стояния на реке Угре», оно является совокупностью всех событий, связанных осью Москва – Калуга – Крым». Была предложена и обоснована выверенная концепция государственного праздника, не как местечкового случайного события произошедшего на Калужской земле, а как значимого события, оказавшего значительное влияние на гражданское сознание на основе духовных и исторических традиций России, закрепило историческую память, сплотило нацию, укрепило и утвердило много конфессиональные основы Российской государственности.

В силу разных причин Калужская область упустила ряд возможностей в фиксации возвышения своей исторической роли в формировании российской государственности в период празднований: 500-летия сражения у Калуги в 1512 году; 200-летия Победы России в войне 1812 года; 400-летия Дома Романовых; 150-летия принятия в Калуге имамом Шамилем и его семьёй подданства Российской империи и, уже в наше время, по организации экспозиционного зала Калужской иконы Божьей Матери во внутреннем убранстве Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации.

Негативным моментом является сложившийся за века провинциальный неброский мещанский исторический имидж Калуги и Калужской области, о котором у многих россиян имеется весьма поверхностное представление, многие о Калуге и о «Стоянии на Угре» ничего не слышали, а в некоторых, в основном исламских субъектах РФ, может вызывать неоднозначное восприятие.

Вывод: чтобы праздник был признан государственным, он должен охватывать несколько субъектов РФ. В данном случае – это город Москву, Калужскую область и Автономную Республику Крым, чьё активное участие в этих событиях подтверждено документально. Более того, главный памятник, посвящённый Великому стоянию на Угре 1480 года, находится в Москве – это Спасская башня Московского кремля, которая свидетельствует о великом прошлом России.

Может целесообразно депутату Думы Г.И. Скляру снять свой «спорный» законопроект, а Калужской области самой отказаться от включения «Дня окончания Стояния на Угре» в качестве памятной федеральной даты, без его привязки его к «Дню российской государственности»? Честь дороже!Зачем смешить всю Россию, тем более, что это было не самостоятельное событие, а только часть гениального плана Государя всея Руси Ивана III? Праздновали это региональное событие в Калужской области и раньше, но зато, выглядели с достоинством.

Горолевич И.Е.,
директор Ассоциации «Калужский областной исследовательский и культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».

Великое стояние на реке Угре

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

Читайте также  Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Читайте также  Состояние туркестанского края в 1914–1921 годах

Стояние на реке Угре

Стояние на реке Угре, Угорщина — военные действия в 1480 между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало полностью суверенным.

Содержание

Начало военных действий

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки монголов переправиться через Оку были отбиты. Поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, а в 1480 отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В январе 1480 против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

«Того же лета, злоименитый царь Ах­мат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все правосла­вие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск грозного Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил идти в Литовские земли и напасть на русские территории через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременцу (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.

Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка Ахмад-хана форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.

«И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».

Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья ее до впадения в нее р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу. На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Крымский хан Менгли I Герай, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского.

В эти же дни, 15 — 20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана Ры­ло, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:

«…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: «Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»…»

Окончание противостояния

28 октября 1480 г. Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Для тех, кто наблюдал со стороны, как обе армии почти одновременно (в течении двух дней) повернули вспять не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощенное объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, намеревающееся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, грабя на обратном пути земли своего необязательного союзника. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому, Угру стали называть «поясом Богородицы».

Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».

6 января 1481 Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги

Последние военные конфликты XIV века с Ордой (Куликовская битва 1380 г., разорение и захват Кремля ханом Тохтамышем в 1382 г.) были тяжелыми, но полезными уроками, которые помогли московскому военному руководству переосмыслить военные доктрины. С 1389 г. на Руси впервые появляется огнестрельное оружие, зарождается артиллерия как особый род войск. Всё это и проявилось в Стоянии на Угре:

  • предотвращены попытки ордынцев форсировать реку в значительной мере с помощью огнестрельного оружия и артиллерии;
  • согласованные действия с союзником Менгли I Гераем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
  • отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
  • удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда дышала на ладан, дни её как государства были сочтены.

«Угорщина» положила конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление. Да и сама Русь была уже не той, что в XIII веке, во времена нашествия Батыя, и даже в XIV веке — перед лицом орд Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя ещё и не совсем окрепшее внутренне Московское государство.

Во время празднования 500-летия стояния на реке Угре в 1980 году на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.

Стояние на реке Угре

Стояние на реке Угре В 1476 году Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный «выход», который собирался с русских земель еще со времен Батыя. Хан Золотой Орды Ахмат был занят войной с Крымом и не мог предпринять решительных мер по «усмирению» Москвы, выжидая благоприятный момент. Он наступил для него к 1480 году. Во-первых, польско-литовский король Казимир пообещал ему военную помощь; во-вторых, в самом Московском великом княжестве создалась сложная внутренняя обстановка: боясь усиления власти Ивана III, против него выступили его братья Борис и Андрей Большой. Когда в начале 1480 года на западные границы Русского государства напал Ливонский орден, Ахмат двинул свои войска на Москву. Осенью в поход выступили основные силы. Зная, что полки Ивана III стоят на Оке, в Серпухове, Тарусе, Коломне, татаро-монголы пошли на Угру, в обход, намереваясь соединиться с войсками Казимира и напасть на Москву с запада. 3 октября московский великий князь после продолжительных распрей договорился, наконец, со своими братьями Борисом и Андреем Большим о совместных действиях против татар. Крымский хан Менгли-Гирей, имея договор с Иваном III, в свою очередь напал на подольские земли и таким образом вьнудил Казимира вступить с ним в войну. В результате Казимир уже не мог прийти на помощь Ахмату. В первой Софийской летописи по этому поводу говорится, что Ахмат, стоя у Воротынска, не смог дождаться помощи и тогда 8 октября подошел к Угре, остановился на ее правом берегу напротив устья Вори. На левом берегу были скрытно расставлены полки Ивана III под водительством его сына Ивана Молодого и брата Андрея Меньшого. Сам великий князь основал свою ставку в городе Кременце, где сосредоточил главные силы, чтобы прикрывать центральные районы от возможного нападения Литвы и золотоордынцев. Ахмат сделал попытку переправиться через Угру у Опакова и Дмитровца. Авангард татарских войск встретила русская рать. Особенно большое сражение развернулось в устье Вори. До последнего дыхания бился каждый русский воин. Но татары все прибывали и прибывали. К концу дня они заняли левый берег. На другой день с рассветом татарские конники вновь бросились вперед, чтобы расчистить главным силам путь в пойму Вори. По лесам и долам раздавался их боевой клич. И вдруг словно из-под земли появились русские полки. Началась кровавая сеча. Мужественно сражались русские воины, много было побито врагов, но татары наседали как саранча. Четыре дня шла битва за переправы на Угре; Русские использовали легкие пушки (полковой наряд), пищали и самопалы. «Огнестрельное оружие того времени не отличалось скорострельностью и меткостью, но огонь и грохот выстрелов наводили панику на ордынскую конницу и часто обращали ее в бегство до рукопашной схватки». Между тем наступили холода. Золотоордынцы мерзли, не имея зимней одежды; не хватало также продовольствия и фуража. А вся округа давно была разграблена. Среди мурз начались раздоры. 20 октября братья Ивана III прибыли во главе своих полков в Кременец. К реке Угре подходили дружины и ополчения из отдаленных городов Московского великого княжества. 26 октября Угра покрылась льдом. Ахмат мог теперь легко перейти ее, но не рискнул. 11 ноября, так и не дождавшись помощи Казимира, он начал отступление. Тем не менее правитель Золотой Орды свое бегство считал временной неудачей. Он направил в Москву «ярлык» с требованием уплатить дань, угрожая новым нашествием. Свою угрозу ему не пришлось осуществить. С ним расправились его же приближенные нагайские мурзы: они убили Ахмата. Золотая Орда не смогла восстановить прежнее могущество. 1480 год стал годом ликвидации татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 240 лет.

Читайте также  Общие черты экономических мер хрущева и брежнева

Стояние на реке Угре

1476 год в истории Руси ознаменовался тем, что княжество Московское отказалось выплачивать ордынцам дань. Непокорность не могла остаться безнаказанной и хан Ахмат, собрав войско, выступил в поход весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось только до устья Угры, где русские рати смогли остановить врагов.

Все существующие броды были перекрыты, в результате чего несколько дней татары потратили на совершенно безуспешные попытки форсировать реку. Затем, решив подождать помощи от войск Казимира 4, князя польско-литовского, Ахмат отошел до Лузы. Эти события положили начало противостоянию, известному, как стояние на реке Угре.

Переговоры с Ахматом Ивана 3 не оказались результативными. Иван 3 отступил к Боровску, где его рати заняли более выгодную для битвы позицию для сражения. Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре, что не получит обещанного Казимиром 4 войска. В то же время, ему донесли о появлении в тылу татар мощного войска русских. Эти обстоятельства привели к принятию решения об отступлении. Необходимо отметить, что к активным действиям в ходе Великого стояния ни одна из сторон так и не прибегла.

Великое стояние на реке Угре имело огромное значение. Оно ознаменовало окончательное избавление от татаро-монгольского ига, обретение не только формальной, но и фактической независимости от Орды Московского княжества.

Ахмат был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке в устье Донца во время боя с воинами хана Ирбака. Результатом гибели хана Ахмата стала жесточайшая борьба за власть в Орде и ее последующий распад. Стояние на Угре имело на столько важное значение, что в честь 500-летия этого события на берегу реки был воздвигнут памятный монумент.

Великое стояние на реке Угре

В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам. Бывший в то время правителем Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г. Но войско монголов было остановлено русской ратью в районе устья Угры, все броды через которую были перекрыты. Продолжавшиеся в течение нескольких дней попытки татар захватить переправу оказались безуспешными. После этого войска Ахмата отступили до Лузы, решив дождаться помощи от князя Польско-Литовского Казимира 4. Так началось Великое стояние на реке Угре.

Переговоры Ивана 3 с Ахматом оказались безуспешными и, в результате, князь отвел свои отряды к Боровску, что позволяло ему дать сражение в более выгодных условиях в том случае, если татары форсируют реку. Однако на активные действия не решилась ни одна из сторон. Хан Ахмат не получив обещанной литовским правителем помощи и узнав о том, что в его тылу находится русское войско принял решение об отступлении.

Стояние на реке Угре ознаменовало обретение не только формальной, но и фактической независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига. В устье Донца, 6 января 1481 г., во время зимовки, хан Ахмат был убит в ходе боевого столкновения с воинами сибирского хана Ирбака. В результате начавшейся после этого борьбы за власть, Орда распалась на более мелкие самостоятельные ханства. Русское государство боролось с этими осколками Орды вплоть до 18 века. В честь 500-летия Стояния на реке Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

Место Великого стояния на Угре (Калужская область)

Великое стояние на реке Угра (Калужская область) состоялось в 1480 году и считается окончанием монголо-татарского ига.

В 1480 году войска хана Большой Орды Ахмата расположились по одну сторону реки, а русские войска, возглавляемые великим князем московским Иваном III, по другую сторону реки Угра. Ахмат не решился напасть на русских и ушел восвояси. Так закончилось 300-летнее монголотатарское иго.

Памятный камень Великого стояния на Угре

Памятный камень в честь Великого стояния на Угре установлен возле реки Угра у села Дворцы Калужской области. (GPS-координаты: 54.62373912334442, 35.98668336868286).

Найти это место не так просто. Если ехать на машине, то заранее много знаков, сообщающих, что скоро будет место Великого стояния на Угре. Но, когда вы подъедете к самому месту, никаких знаков нет и вы можете проехать мимо. Нужно ехать до села Дворцы и проехав его по грунтовой дорожке выехать к реке Угра.

Здесь установлен памятный камень и деревянный забор, украшенный скрещенными мечами и щитами.

Место живописное, вокруг широкое поле, рядом река Угра.

Памятный камень Великого стояния на Угре

Место великого стояния на реке Угра

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре расположен рядом с памятным камнем (примерно в 300 м.) у реки Угра. Поклонный крест установлен 4 августа 2002 года в честь покровительства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы земли Русской. В основание креста заложена земля с Куликова поля.

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь расположен недалеко от памятного камня (примерно в 700 м.) в селе Дворцы. К нему ведет асфальтированная автомобильная дорога, рядом устроена бесплатная автомобильная стоянка.

На территории Владимирского скита расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Диорама была создана группой художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко. Полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров Павел Рыженко написал за два месяца.

В здании музейного комплекса также устроена смотровая площадка, с видом на Угру.

На территории комплекса находится Храм в честь «Владимирской» иконы Божией матери (верхний). Нижний предел Храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм освящен в 2011 году.

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь Храм

Памятник Великому Стоянию на Угре

Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, немного недоезжая до моста через Угру (при движении из Москвы).

В этом месте в 1980 году, на пятисотлетний юбилей, был установлен памятный знак. Современную скульптурную композицию установили в 1988 году. Скульптура установлена на насыпном холме и представляетсобой группу из четырех вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят, сомкнув щиты. Высота памятника — 6 метров. Памятник изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике.

Авторы скульптуры — В. Фролов и М. Неймак из Москвы и главный архитектор Калужской области Е. Киреев.

Примечательное рядом

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь.

Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем.

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Полотняный завод

Полотняный завод расположен на реке Суходрев, в 40 км. от Калуги. В Полотняном заводе расположен одноименный музей, расположенный в усадьбе Гончаровых (род жены Пушкина — Натальи Гончаровой). В 1830 и 1834 годах здесь бывал А. С. Пушкин.

Полотняный завод. Главное здание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: