Формирование революционно-демократического лагеря в общественном движении народов россии

Начало революционно-демократического этапа освободительного движения в России

Освободительные движение 1861гг

Опубликование манифеста 19 февраля 1861 г. вызвало взрыв негодования среди крестьянства. Крестьянское движение охватило всю территорию Европейской части России. В деревнях распространился слух, что манифест, прочитанный в церквах священниками, подложный, а настоящий манифест помещики и чиновники скрыли от народа. Крестьяне не признавали себя временнообязанными, они отказывались выполнять барщину и платить оброк, не хотели уступать помещикам своих земель. Нередко протест крестьян носил бурный характер, дело доходило до вооруженных столкновений с властями и воинскими командами.

Крупные волнения произошли в Пензенской, Тамбовской и Казанской губерниях. Так, крестьяне села Бездна Казанской губернии не поверили содержанию царского манифеста и начали искать в нем «настоящую» волю, которую якобы скрыли от них помещики и чиновники. Грамотный крестьянин Антон Петров читал и толковал односельчанам «Положения» в духе крестьянских представлений о воле: крестьяне будто бы должны получить полную свободу и всю землю, а их обязанности по отношению к помещикам отменены. Слух о найденной «настоящей» воле разнесся по окрестным селам и уездам. Крестьяне захватывали помещичьи земли, отказывались выполнять повинности в пользу помещиков. В село Бездна стекались тысячи крестьян. На подавление волнения правительство послало войска. В столкновении с ними было убито и ранено более 350 крестьян. Антон Петров был публично расстрелян по приговору военно-полевого суда. Кровавая расправа в селе Бездна вызвала глубокое возмущение демократической интеллигенции.

В Пензенской губернии восстали крестьяне села Кандеевки. Волнения охватили три уезда и носили исключительно упорный характер. «Все до одного умрем, но не покоримся!» — заявили крестьяне. Правительство расстреляло восставших. Крестьянские волнения происходили как в великорусских губерниях, так и на национальных окраинах — в Белоруссии, Прибалтике, на Украине и Кавказе. Всего в 1861 г. произошло 1176 крестьянских волнений.

Самодержавию удалось подавить стихийное и неорганизованное крестьянское движение. Постепенно оно пошло на убыль. В 1864 г. было всего 75 волнений. Правда, глухое брожение крестьян продолжалось и в эти годы, но оно уже не представляло угрозы для самодержавия.

Восстание 1863-1865гг в Польше

Начало 60-х годов ознаменовалось подъемом национально-освободительного движения. Особенно крупным событием было восстание в Польше в 1863-1865 гг. Это восстание носило не только национально-освободительный характер. Польские крестьяне хотели получить землю, которая находилась в руках помещиков. Но во главе восстания стала польская шляхта (дворянство.) Она отказалась удовлетворить требования крестьян. Это оттолкнуло от восстания народные массы и нанесло удар всему освободительному движению. Восстание охватило также Литву и Западную Белоруссию. Здесь им руководили революционеры-демократы С. Сераковский и К. Калиновский. Они выдвинули более прогрессивную аграрную программу.

Восстание 1863-1865 гг. было жестоко подавлено царизмом. Многих повстанцев царское правительство приговорило к смертной казни, многих заключило в тюрьмы или сослало на каторгу. Восстание встретило горячее сочувствие и поддержку всей русской революционной интеллигенции. Большую помощь полякам оказал Герцен. Но он видел и слабые стороны восстания. Он резко критиковал польскую шляхту за националистические и консервативные настроения.

Некоторые русские офицеры и солдаты, сочувствуя повстанцам, перешли на их сторону и отдали свою жизнь в борьбе за свободу польского народа. Русские революционеры совместно с польскими попытались поднять, восстание в Поволжье, чтобы отвлечь силы царизма. Однако эта попытка не удалась. Ее участники были жестоко наказаны.

Демократические движения в России

В 60-е годы крестьянство уже не было одиноким в своей борьбе против самодержавия, крепостничества и его остатков. На его защиту встал сложившийся в это время лагерь революционной демократии. Революционеры-разночинцы — лучшие представители дворянской интеллигенции, выходцы из мещан, мелких чиновников, низшего духовенства, отражавшие настроения и чаяния народных масс, стали главными деятелями в освободительной борьбе русского народа на протяжении всего пореформенного периода. Они были ближе к народу, чем предшествующее поколение революционеров, лучше знали нужды и стремления народа, сами тяжелым трудом зарабатывали себе на жизнь. Революционеры-демократы не боялись народной революции. Лозунгом разночинцев стала народная крестьянская революция, а их практическая деятельность была направлена на защиту интересов крестьянства. В России начался революционно-демократический или разночинский период освободительного движения (1861 — 1895).

Революционная деятельность Герцена

Связующим звеном между первым и вторым этапами революционного движения являлся А. И. Герцен. Он принадлежал к поколению дворянских революционеров. У Герцена были колебания, временами у него появлялись надежды на возможность достичь освобождения народа путем реформ. Но в конечном итоге он пришел к выводу, что только народная революция может привести к свободе. К концу 50-х годов Герцен прочно стал на революционно-демократический путь борьбы и сыграл огромную роль в русском общественном движении того времени.

Тысячи экземпляров его знаменитого «Колокола» проникали в Россию. Журнал Герцена стал могучим средством революционной пропаганды. На его страницах рассказывалось о преступлениях царизма против народа. «Колокол» клеймил позором помещиков и грабителей чиновников, показывал бесправие и нищету русского крестьянства. Вместе со своим другом Н. П. Огаревым Герцен разрабатывал планы крестьянского восстания в России. Но он не мог понять исторической роли пролетариата, так как Россия была отсталой страной и пролетариат в ней только нарождался. И все же к концу жизни А. И. Герцен обратил свои взоры к Интернационалу К. Маркса. Революционная пропаганда А. И. Герцена была могучим средством воздействия на передовую общественность России, его идеи вдохновили на борьбу целое поколение русских революционеров.

Народничество

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Читайте также  Образование казанского, астраханского, крымского и сибирского ханств

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Революционно-демократическое движение в России

30–40-е гг. XIX в. – время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В. Г. Белинский и А. И. Герцен.

Они резко выступали против теории «официальной народности», против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Но, признавая прогрессивность буржуазного строя в мировой истории, они отрицали прогрессивность буржуазного развития для России и выступали за переход непосредственно к социализму.

В крестьянской общине Герцен увидел «зародыш» социалистического будущего России. Произошло своеобразное соединение славянофильства с социалистической доктриной. Возникла иллюзия, что можно «перепрыгнуть» через целый этап исторического развития. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе. Его теория русского общинногосоциализмадала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

В 1852 г. Герцен приехал в Лондон и в следующем году основал там Вольную русскую типографию, чтобы распространять в России идеи освободительного движения. Он выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание газеты «Колокол».

Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н. Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 1860-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 1860-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы – выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.). Чернышевский становится кумиром разночинной молодежи, а руководимый им журнал «Современник» – центром радикальной оппозиции.

Н. Г. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.

В 1863 г. по обвинению в сочинении листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей…» Н. Г. Чернышевский был приговорен к семи годам каторги и вечному поселению в Сибирь. Только к концу жизни, в 1883 г., он был освобожден. Находясь в предварительном заключении в Петропавловской крепости, он написал знаменитый роман «Что делать?», который по недосмотру цензора был опубликован в «Современнике». На идеях этого романа и образе «нового человека» Рахметова воспитывалось потом не одно поколение российских революционеров.

Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов.

Революционно-демократическое движение 1840—90-х гг.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Герцен и Чернышевский

В 1830-1840-х гг. происходит процесс формирования революционно-демократической идеологии в общественной жизни. Толчком к этому, как считается, стало восстание декабристов в 1825 г., которое, хоть и оказалось неудачным, но тем не менее взбудоражило мыслящие слои населения. Осмысление событий и положения в стране способствовало формированию многих общественно-политический течений и направление, среди которых и революционно-демократическое. Его идейными основателями стали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, которые высказались против теории «православие, самодержавие, народность», идеологии славянофилов, при этом выступая за экономические и культурные связи России и Запада, призывая воспринять западные достижения в области науки, культуры, техники. Несмотря на то, что они признавали то, что буржуазный строй более прогрессивен, нежели феодальный, они выступали против развития России по буржуазной модели и замены феодализма капитализмом.

Читайте также  Вооруженное восстание в петрограде

Однако после того, как европейское революционное движение было подавлено в 1848 г. Герцен разочаровывается в Западной Европе. Он приходит в мысли, что крестьянская община и артель в России содержат основы социализма, который в России более осуществим, чем в любом другой стране. Белинский и Герцен становятся приверженцами социалистических идей: считали, что основное средство преобразований в обществе — это классовая борьба вместе с крестьянской революцией.

Герцен был первым в русском общественно-политическом движении, кто воспринял идеи утопического социализма. В то же время они были уже широко развиты в Западной Европе. Герценовские идеи общинного устройства общества впоследствии были развиты Н. Г. Чернышевским, который предвосхитил появление разночинцев в общественном движении в России. Дело в том, что основным классом, который до 1860-х занимался общественным прогрессом, были дворяне-интеллигенты. После 1860-х гг. активное участие в социальной жизнипринимают разночинцы – выходцы из различных сословий (купечество, мелкие чиновники, духовенство, мещанство).

Готовые работы на аналогичную тему

Работы Герцена и Чернышевского создали программу общественных преобразований. Чернышевский выдвигал следующие идеи:

  • крестьянская революция, свержение самодержавия и создание республики;
  • освобождение крестьян от крепостного права и уничтожение помещичьего землевладения;
  • бывшая помещичья земля должна передаваться крестьянским общинам по принципу уравнивания;
  • крестьянская община с коллективизмом и самоуправлением должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне, при том, что у нее не было частной собственности на землю, в ней проводились бы переделы земли;
  • крестьянская община при этих условиях была бы социалистической ячейкой общества.

Эта программа была взята за основу народниками, эсерами (партия социалистов-революционеров). Некоторые ее положения были включены в «Декрет о земле», который был принят большевиками.

Реакция современников Герцена и Чернышевского на их программы была разная: интеллигенция, настроенная радикально, восприняла идею общинного социализма как призыв к действию, а те, кто придерживался умеренных идей – как программу поэтапного продвижения вперед.

В 1861 г. группа разночинцев создала тайное революционное общество «Земля и воля». Главным средством они считали воздействие путем пропаганды на крестьян. Такая умеренная позиция не нашла отклика у радикальной молодежи.

Отмена крепостного права и обострение классовой борьбы в период правления Александра II стали факторами, спровоцировавшими формирование революционных народников, которые были последователями идей Чернышевского и Герцена. Народникам были присущи следующие идеи:

  • они видели в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине – «зародыш» социализма;
  • отрицание прогрессивности капиталистического развития, которые виделся им явлением, насаженным правительством «сверху»;
  • решающую роль они отводили критическим мыслящим личностям, которые могли направить толпу (в отличие от Чернышевского, который считал главной силой народные массы);
  • негативное отношение к политической борьбе, так как конституция и демократические свободы не связаны с интересами самодержавия.

В целом, они считали, что социальная революция в России необходима и возможна.

Ткачев, Бакунин, Лавров, «Земля и воля»

В 1870-е гг. идеологами народничества были П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров. Они разрабатывали три направления народничества:

  • заговорщическое,
  • анархическое,
  • пропагандистское.

Заговорщическое движение (П.Н. Ткачев) не верило в революцию, совершенную народом, и полагало, что это может сделать революционное меньшинство. Самодержавие, по мнению «заговорщиков», не имеет классовой опоры, поэтому захват революционерами власти реален. Среди представителей этого движения была С.Г. Нечаев, который написал «Катехизис революционера», где выражал идею «революционные цели оправдывают средства»; также он создал тайное общество «Народная расправа».

Сторонники анархического движения (М.А. Бакунин) считали, что государство мешает развитию личности, угнетая ее. Они ставили перед «критически мыслящими» личностями цель призывать народ к бунту. Отдельные вспышки крестьянских восстаний должны объединиться, сломать государство, и потом будет создана федерация свободны самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Приверженцы пропагандизма (П.Л. Лавров) считали движущей силой прогресса интеллигенцию, а не крестьянство. Последние не способны к критическому мышлению, а поэтому не готовы творить революцию. Обращение же к крестьянству нужно не для провоцирования их на бунт, а для пропаганды социализма и их подготовки к революции. Необходимо было создать партию, основанную на принципах демократического централизма. Революционер, по мнению пропагандистов, должен быть нравственно чист.

«Хождение в народ», предпринятое в 1870-х гг. не имело успеха, поэтому революционеры решили действовать путем террора представителей власти. В 1876 г. была создана новая организация «Земля и воля», разделившаяся в 1879 г. на более радикальную «Народную волю» (С. Перовская, А. Желябов) и менее радикальную «Черный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич).

В 1881 г. члены «Народной воли» совершили покушение на Александра II, однако его убийство не решило проблемы, так как реакция власти лишь усилилась.

В 1880-1890-е гг. в среде народничества получает распространение либеральное народничество, которое выступало за мирные средства. Его представителями были Н. Анненский, Н, Михайловский. В. Воронцов, В. Короленко. Они не отказывались факта того, что в России не развивается капитализм, однако доказывали, что он насаждается государством. Народники предлагали концепцию перехода к социализму на основе «народного производства». Также тогда велась дискуссия с марксистами, так как народники считали марксизм неприемлемым для России.

Общественное движение России конца 19 века

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

  • Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
  • Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
  • Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
  • Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
  • Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

  1. Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
  2. Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
  3. Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».
Читайте также  Реформы первой четверти xviii века

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.

«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

  • Интеллектуальный
  • Земский

Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

  • Революционное народничество.
  • Либеральное народничество.
  • Революционное народничество.

Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

  • Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
  • Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
  • Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
  • Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.

Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».

Марксисты или социал-демократы

Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: