Восточные славяне: этнические корни и особенности развития

Статьи о российской истории. Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до н. Интересно рассказываем о реальной истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого позднеиндоевропейского (балтославянского) языка выделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Причем балты разделились на три крупные группы: западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов), срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов) и днепровскую (предки летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь, славяне в IV–X вв. также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов). Южные славяне расселились преимущественно на Балканах, западные — в Центральной Европе, а восточные — в Восточной Европе.

В археологии нет единой точки зрения относительно места прародины славян. Одни ученые находят ее в междуречье Вислы и Одры, другие — Вислы и Немана, третьи считают, что зарождение славянского этноса проходило между Одрой и Днепром. Данные языкознания (прежде всего топонимики — дисциплины, изучающей географические названия) позволяют связать славян с областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной реками Эльбой и Одрой на западе, бассейном Вислы и Верхним Поднестровьем до Среднего Поднепровья на востоке.

Праславяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, переселившихся на рубеже III–II тыс. до и. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья в Центральную, Северную и Восточную Европу.

О предках славян можно составить представление по памятникам тшинецкой (третья четверть II тыс. до и. э., обнаружены между Вислой и Средним Днепром), лужицкой (XIII–IV вв. до и. э.) и поморской (VI–II вв. до и. э., территория современной Польши) археологических культур. Кроме того, некоторые историки связывают с предками славян такие археологические культуры, как среднеднепровская (середина III — первая четверть II тыс. до и. э.; Среднее и Верхнее Поднепровье), чернолесская (VIII — начало VI вв. до и. э.), памятники которой найдены в Поднепровье, и позднезарубинецкая, существовавшая с конца I тыс. до и. э. в бассейне реки Припять и Среднем Поднепровье.

Читайте также  Владимиро-суздальская земля и новгородская республика

Первые достоверные письменные сообщения о славянах как самостоятельной этнической группе содержит труд готского историка Иордана (первая половина VI в.). Ко второй половине VII в. принадлежат первые упоминания о славянах у арабских авторов. Приблизительно к этому же времени относятся самые ранние легендарные сведения об истории славян, попавшие на страницы древнерусских летописей. До этого периода в зарубежных источниках встречаются данные о народах, которых называют венедами (венетами), склавенами и антами. Однако эти сведения столь неопределенны, что говорить об этнической принадлежности упомянутых народов не представляется возможным.

Северо-западными соседями предков славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. На юго-западе, севере и северо-востоке от них жили финно-угры. Юго-восточными соседями предков славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными — готы, фракийцы и иллирийцы, западными — кельты.

Восточные славяне: занятия и общественный строй. Восточные славяне заселяли Восточноевропейскую равнину в двух направлениях. Часть восточнославянских племен расселилась в бассейне Днепра и оттуда начала осваивать верховья Волги, долины Верхнего Днестра и Южного Буга. Другая группа продвинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, и впоследствии заняла территории до Белоозера и Волго-Окского междуречья.

Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было земледелие. В условиях лесной и лесостепной зон это был так называемый лесной перелог. Освобожденная от леса земля распахивалась и засевалась три-четыре года подряд, а потом забрасывалась на четыре-пять лет. За это время она успевала «отдохнуть», но еще не зарастала лесом «в столб». Затем ее вновь начинали распахивать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, корчеванием пней и сжиганием поваленных деревьев. Зола сгоревших стволов являлась естественным удобрением. Это позволяло получать в первые два-три года довольно высокие урожаи зерновых культур (преимущественно ржи, овса, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значению стояло скотоводство (в основном разводили крупный и мелкий рогатый скот). Кроме того, славяне занимались охотой, рыболовством и бортничеством.

В середине I тыс. и. э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период разложения родового строя. Более совершенные орудия труда позволяли отдельным семьям получать достаточное для жизни количество продуктов. В результате связи между членами рода слабели и на его месте сформировались племена, объединение которых происходило уже по территориальному признаку. Племя занимало площадь 40–60 км2.

На территории Восточной Европы проживало несколько десятков восточно-славянских племен. К IX в. они объединились в союзы. Поляне освоили Среднее Поднепровье, северяне — левый берег Днепра (северо-восточнее полян). Уличи занимали территорию южнее полян. Тиверцы обитали в низовье Днестра, белые хорваты — в верховье Днестра, древляне — к северо-западу от полян. Волыняне жили западнее древлян, в районе Прикарпатья (этот племенной союз назывался также бужане или дулебы). Дреговичи обосновались между реками Припятью и Двиной. Кривичи — в верховьях Двины, Днепра и Волги. Часть кривичей называла себя полочанами — по названию реки Полота, в бассейне которой они жили. Радимичи занимали бассейн левого притока Днепра — реки Сож. Вятичи обитали в верховьях Оки, ильменские словене — в районе озера Ильмень и реки Волхов.

Политический строй восточных славян в VII–VIII вв. находился еще на стадии военной демократии: все взрослое население племени участвовало в решении общих проблем, а каждый мужчина был воином и имел оружие. В мирное время руководящие функции находись в руках старейшин и жрецов. Во время войны власть принадлежала вождям (князьям).

Приблизительно в IX–X вв. у восточных славян начало формироваться государство.

Читайте также

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

§ 1. Этногенез и общественный строй славян на территории их первоначального расселения

§ 1. Этногенез и общественный строй славян на территории их первоначального расселения Славяне (первоначально «словене» — от «слово» — говорящие на понятном языке, в отличие от «немцев») входят в состав языковой семьи индоевропейских народов и пришли в Европу из Малой

Обособление славян восточных

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Напитки восточных славян

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В. В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Союз восточных славян

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

Археология и этногенез славян

Археология и этногенез славян . На первых этапах этногенетических исследований археологи должны решать вопросы самостоятельно, независимо от данных лингвистики или других смежных наук. Археологу прежде всего необходимо приложить максимум усилий для этнического

Из книги О.Н. Трубачева «Этногенез и культура древних славян» (М., 1991)

Из книги О.Н. Трубачева «Этногенез и культура древних славян» (М., 1991) Глава 3 Нет ничего удивительного в том, что исследование особо сложной проблемы этногенеза славян в наше время синтеза наук протекает в духе острой дискуссии и пересмотра очень многого из того, что

Археология и этногенез славян

Археология и этногенез славян Языком — наиболее надежным признаком этнической единицы — пользуется вполне определенная группа людей, создающих свою, особую материальную и духовную культуру. Наряду с языком и антропологическим строением культуру можно считать

Боги восточных славян

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики[282]

Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики[282] Настоящая работа посвящена проблеме лингвистического этногенеза славян – вопросу старому и неизменно актуальному. Тема судеб славянских индоевропейцев не может не быть широка и

Соседи восточных славян

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

I Славяне как этническая общность. Предки восточных славян

Ответ на вопрос о происхождении и ранней истории славянства может быть дан при использовании данных различных дисциплин — лингвистики, археологии, антропологии, этнографии. Большинство ученых видит в славянах потомков древних индоевропейцев и считает их автохтонным населением Средней и Восточной Европы.

Поиск «славянских древностей» уводит нас в I тыс. до н. э. Именно тогда, наряду с другими варварскими племенами (германскими, кельтскими, финно-угорскими), на исторической арене появились и славяне со своим языком и этническими особенностями. Отделившись от балто-славянской общности, они составили единый этнос, говорящий на языке, который условно назван «праславянским» и считается основой современных славянских языков. Сам термин «славяне» до сих пор не имеет научного объяснения. Многие историки и лингвисты считают, что он имеет общий корень со «словом». Этноним «славяне» впервые встречается в письменных источниках, датированных лишь VI в. н. э.

Область обитания праславян локализована между Эльбой (Лабой) и Вислой, Днепром и Днестром, к северу от Карпатских гор. Данные языкознания свидетельствуют, что местом первоначального проживания славян был лесистый и болотистый край. В общеславянском (праславянском) языке мало слов, обозначающих горный ландшафт. «Горой» называли холм, покрытый лесом, высокий берег, любую возвышенность. Также мало терминов, связанных с морем и степным ландшафтом. Вместе с тем, в общеславянском языке возникло много слов, обозначающих леса и водоемы: озеро, плесо, болото, река, гай, дубрава, роща, бор и т. д. Эти слова сходно звучат и в современных славянских языках. В широтах, где проживали славяне, самым холодным месяцем в году был февраль, отчего и назывался «лютый», время цветения и травостоя приходилось на март и апрель — «кветень» и «травень» и т. д. Это был своеобразный календарь народа-земледельца. Одинаково в славянских языках звучат слова «плуг», «лемех», «конь» и др.

Распад праславянской общности. Процесс этнической дифференциации славянства начинается в эпоху великого переселения народов. В миграционный процесс славяне включились в IV в., когда в результате нашествия гуннов южные границы обитания славянских культур были взломаны. К началу VI в. они появились на Дунае, отсюда двинулись на Балканы, в Чехию, Польшу. Продвигаясь в южном, западном и восточном направлениях, славяне сталкивались с местным населением: на юге с иллирийскими и фракийскими племенами, на западе — с кельтами и германцами, с финно-уграми и балтами — на востоке. В результате этих контактов и этнических взаимодействий праславянская общность распалась, и на ее основе началось формирование трех больших этнических групп: западных, южных и восточных славян. Миграция славян достигла апогея в VII в., когда ими были заселены обширные пространства Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы.

Осваивая новые территории, славяне подошли к границам Восточной Римской империи, постоянно нарушая ее оборонительные рубежи. Именно поэтому о славянах стали писать римские и византийские историки — Тацит, Плиний Старший, Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и др. Славяне в их трудах названы как венеды, склавины, анты. Древнейшее наименование славян — венеды — встречается у Плиния Старшего и Тацита. В I—II вв. и позднее, в раннем средневековье, имя венеды распространялось на значительную часть западных славян.

Читайте также  Горлицкий прорыв 1915 года

По данным античных источников, в середине I тыс. общность венедов распалась на две группы — склавинов и антов. Византийские писатели VI в. локализуют склавинов на западном участке от верхнего Дуная до Днестра, а антов — на восточном, примерно от Днестра до Азовского моря. Современники склавинов и антов — готский историк Иордан и византийский писатель Прокопий Кесарийский — отмечали, что оба племени происходят от одного корня — венедов — и близки между собой.

По данным Иордана, склавины располагались на север от Дуная, между Дунаем, Днестром и Вислой; анты заселяли территорию между Днепром и Днестром. Под именем венедов выступают те славянские племена, которые не участвовали в переселении на юг и обитали между Вислой и Эльбой. Многие ученые полагают, что в разделении славян на склавинов, антов и венедов можно видеть три современные ветви славянства: западную, южную и восточную.

Византийские писатели донесли до нас важные сведения о быте, общественной и военной организации славян. Так, Прокопий Кесарийский сообщает, что «славяне и анты не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве» Упоминаемые византийскими авторами славянские вожди — это не князья или цари, а скорее всего, предводители военных дружин периода военной демократии. Это подтверждается сообщениями о том, что весь народ антов вооружен, все мужчины — воины. Таким образом, основой общественной организации антов был родоплеменной строй.

Формирование восточного славянства. Продвигаясь в восточном направлении по необозримым пространствам Восточно-европейской равнины, славяне контактировали с балтскими и финно-угорскими племенами, частью ассимилируя, частью вытесняя их. В результате этих этнических взаимодействий возникло восточное славянство как самостоятельная этническая общность, отличающаяся от других славянских народов. Восточнославянские племена расселились в обширном регионе Восточной Европы от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги. Ядром формирования этой ветви славянства было Нижнее и Среднее Поднепровье, где уже несколько тысяч лет жили земледельческие племена.

Миграция восточнославянских племен была направлена по крупным рекам и речным системам. Не случайно названия некоторых племен произошли от названий рек (бужане, полочане). Когда славяне овладели истоками Днепра, Волги и Западной Двины, подошли к реке Волхову и озеру Ильмень, в их руках оказались исключительно важные пути сообщения, которые соединяли Балтийское море с Черным и Каспийским. Важнейший из них — «великий путь из варяг в греки».

Другой важный торговый путь проходил по Волге, в земли хазар и волжских булгар. Из Днепра через небольшие речки славянские купцы выходили на Дон, достигали Азовского и Каспийского морей. Этими же путями и иноземные купцы ездили в славянские земли. Активная торговля славян с Византией и с греческими колониями в Крыму доказана обилием кладов римских серебряных денариев по течению Днепра. Клады арабских монет, найденные археологами вдоль Волжского торгового пути, свидетельствуют об оживленных торговых связях славян со странами Востока. Этот поток римского и арабского серебра (как в монетах, так и в ювелирных изделиях) шел, очевидно, в обмен на те продукты, которые могли предложить славяне — хлеб и пушнину.

Расселение восточнославянских племен. Торговые связи с Византийской империей и странами Востока, несомненно, способствовали экономическому прогрессу восточных славян и их этнической консолидации. Не случайно, именно по речным дорогам возникают славянские племенные центры — Новгород у ильменских словен, Киев у полян, Смоленск у кривичей, Полоцк у полочан.

Территория расселения восточнославянских племен очерчена летописцем. Оба берега Днепра, недалеко от устья реки Десны, занимало племя полян с центром в Киеве. Происхождение этнонима «поляне» летописец объясняет так: «зане в поли седоху», противопоставляя это племя обитателям лесной зоны. Их северо-восточными соседями были северяне, обитавшие в бассейне рек Десны, Сулы и Сейма, с центром Черниговом. Восточные и южные границы северян, лежавшие на окраине степей, занятых кочевниками, не были постоянными и временами достигали Северного Донца. Далее, к северу, находились радимичи, занимавшие верхние притоки Днепра.

Итак, ареал расселения восточнославянских племен, согласно «Повести временных лет», включал в себя приблизительно большую часть современной Западной Украины и некоторые области Восточной, преобладающую часть нынешней Беларуси и ряд областей России. Таким образом, в перечисленных летописцем восточнославянских племенах можно видеть этнических предков русских, белорусов и украинцев. При этом северяне явились предками как русских, так и украинцев, а кривичи и радимичи — русских и белорусов.

Верования. Языческие культы. Общественному развитию восточных славян соответствовали их верования. Господствующей религией являлось язычество, обожествлявшее силы и явления природы (воду, огонь, землю), а также животных и растения.

Языческие представления были связаны с разными ступенями в развитии идеологии первобытного общества: фетишизмом, тотемизмом, культом предков. Древнейшим из них у славян был культ Рода, Чура или Щура (отсюда слово «пращур»), предков по женской линии называли Рожаницами.

Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха, деда стал основой для возникновения культа племенного бога. Нередко у разных племен одни и те же боги имели разные имена. Например, бог солнца назывался Даждьбогом, Сварогом, Хорсом, Ярилом. Боги отдельных племен постепенно сводились в общий пантеон. Несмотря на условность и неустойчивость, в нем устанавливалась своеобразная иерархия, выделялись главные божества, почитаемые всеми или многими племенами: Перун — бог грома и молнии, бог дождя, Стрибог — бог ветра, Семаргл — бог плодородия и др.

Обожествляемые силы и явления природы персонифицировались и изображались в виде людей — идолы. Археологические исследования открыли языческие культовые сооружения — капища и требища, где славяне поклонялись своим идолам, пытаясь активно воздействовать на них. С этой же целью устраивались языческие празднества (гульбища, братчины). В честь богов закалывали быков и баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги. Служителями языческих культов были волхвы-кудесники.

Восточные славяне в древности

В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности (историческая общность «полей погребений»). Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I—II вв. — Плиния Старшего, Тацита, географа Птолемея Клавдия. Древним авторам они были известны как венеды (венеты).

Происхождение славян

В современной исторической науке продолжаются дискуссии вокруг проблемы происхождения славян. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III—II в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (II—IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III—II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов — непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II—IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура Черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пёстрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже I—II вв. н. э. под давлением воинственных германских племён они пересекли Вислу, а уже к IV—V вв. достигли Днепра.

Другим путём проникновения славян в восточноевропейский регион был путь от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (IV—VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Основным ареалом их обитания стали лесная и лесостепная зоны. На то время железные орудия труда получили уже достаточное распространение, что позволяло славянам вести оседлый способ жизни и заниматься земледелием. Проникновение славян на Балканы сыграло существенную роль в ослаблении византийских границ в районе Дуная.

Несколько позднее произошёл раздел славян на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Следствием разделения венедов готским «клином» на восточную и западную группы стало возникновение антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более агрессивным и склонным к вторжению в соседские земли. Ввиду этого именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заменили в Юго-Восточной Европе готское объединение.

Эти события, имевшие место в конце IV—V в., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на стыке лесостепной и полесской зон Восточной Европы, говорят о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур, и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось продвижение славянских племён на северо-восток, юг и юго-запад.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

Читайте также  Отношения северного и южного обществ. общие замыслы восстания

Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело. . У тех и других схожий язык. . А ранее даже имя у славян и антов было единым. Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны. . Все они и высокие, и очень сильные. . Образ жизни (их) грубый и неприхотливый. ».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

14 разных племенных групп восточных славян, имевших общие этнические черты

Названия

Территория, на которой жили

Происхождение и расселения восточных славян

Восточные славяне — это культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племена восточных славян, которые слились в единую народность, составили основное население Древнерусского государства в средние века.

Происхождение восточных славян

Кто такие славяне? Откуда они появились? Эти вопросы до сих пор остаются не до конца раскрытыми. Факты о происхождении славян, как отдельной народности, остаются для науки непознанными, так как ни в одном историческом документе нет точных данных о том, что это за народ, как он появился, как жил и чем занимался. Изучением появления славянских народностей занимались многие известные деятели, такие как Римский историк Тацит, монах Нестор (был первым кто заинтересовался вопросом о том, когда, откуда и каким образом появился народ – славяне).

Самые первые упоминания о славянах начинаются в глубокой древности и приходятся на 2-1 века до нашей эры, когда только зародился первобытнообщинный строй. Это были племена, которые относились к индоевропейским народам.

Во 2 тысячелетии ещё до нашей эры началось деление индоевропейской общины на три отдельные группы народов.

1. Протогерманцы. Они расселились на территориях Запада и Юга Европы.
2. Балто-Славянский народ. Заняли самую обширную территорию. Расселились по Центральной части Европы, между такими реками, как Днепр, Дунай, Эльба и Висла.
3. Индийский и Иранский народ. Заняли территорию Азии.

I тысячелетие до нашей эры ознаменовано ещё одним делением народов. Из Балто-Славянских народов выходят два самостоятельных, обособившихся племени: балты и славяне. Последние проживали в центральной и восточной части Европы. Достоверно известно, что в VI веке нашей эры, праславянских народов насчитывалось более 160 племён. Все они были объединены в три огромные группы, которые различались между собой манерой говорить, бытом и традициями, религиозными соображениями.

В первую группу входили Венеды, которые проживали в центре реки Висла.

Вторыми стали Склавины. Они заняли территорию в междуречье рек Дунай и Висла.

И в третью группу входили Анты. Им принадлежали земли между реками Днестр и Днепр. Об этих фактах упоминается в писаниях великого историка Иордана. А находки археологов при ведении раскопок в этих местах, только подтверждают данный факт.

Большинство учёных и лингвистов полагают, что племена антов являются прямыми потомками народа восточных славян.

Происхождение восточных славян

Восточные славяне являются одной из ветвей прославянской общности (прославяне), они жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу, часть Азии и до самой Индии.

Происхождение восточных славян относят к 6 веку нашей эры с началом распада прославянской общности, и из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь, то есть восточные славяне (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

В таблице показано расселение славян после распада после распада прославянской общности:

Цивилизационный путь развития

Болгары, сербы, хорваты и другие

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря соседству с Византией.

Поляки, чехи, словаки и другие

Центральная Европа: бассейны Вислы и Эльбы

Синтезный. Синтез античного наследия благодаря контактам с жителями Западной Европы

Русские, украинцы, белорусы

Бессинтезный, что задержало развитие государственности

Этнические факторы формирования древнерусской народности:

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: