Анализ лирических произведений Пушкина А.С.

Анализ стихотворений для 9 классов (А.С.Пушкин)

Анализ стихотворений для 9 классов, которые написал Александр Сергеевич Пушкин, помогают лучше ознакомиться с определенным периодом в жизни поэта, понять его основные жизненные принципы и взгляды на жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий творец, который смел прославиться как в поэзии, прозе и драматургии. С его творчеством знакомятся люди всех возрастов, начиная с учеников начальных классов. В данный момент будут рассмотрены произведения, которые изучают в 9 классе.

  1. «Храни меня, мой талисман…»
  2. «Если жизнь тебя обманет…»
  3. «Цветок»
  4. «Я вас любил…»
  5. «Анчар»
  6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
  7. «Я помню чудное мгновенье»

«Храни меня, мой талисман…»

Данное стихотворение отличается некой мистичностью и, конечно же, любовью. Когда Александр Сергеевич во время своей южной ссылки находился в Одессе, он познакомился с Елизаветой Воронцовой. Эта женщина сумела покорить сердце поэта настолько, что её портретами он украшал поля своих рукописей.

Елизавета Воронцова подарила на прощание Александру Сергеевичу памятный подарок – перстень, украшенный большим камнем. Для Александра Сергеевича это стал настоящий талисман, в силу которого он действительно верил. Лишь умирая, поэт расстался со своим талисманом. Но даже после смерти поэта, перстень так и не смог найти себе нового хозяина. Им владели многие, но после 1917 года место нахождения перстня неизвестно.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» — это первое произведение, которое поэт посвятил Елизавете Воронцовой. Точный год написания сказать невозможно, можно лишь сказать, что написано оно было в период с 1824 по 1825 годы. Для автора это было не простое время, что хорошо прослеживается из строк произведения. Единственной вещью, которая вселяла в автора веру, как раз таки и был подаренный перстень. Поэт с ним не расставался, чему свидетельствуют портреты Александра Сергеевича, руку которого украшает его талисман.

«Если жизнь тебя обманет…»

Данное стихотворение было написано в 1825 году, во время ссылки в Михайловском. Произведение появилось для альбома Евпраксии, которая проживала по соседству. Хоть произведение и не совсем подходит для юной леди, но Александр Сергеевич выбирает именно его.

Само стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» носит философский характер. В нём автор рассуждает на тему жизненных сложностей. Поэт говорит о том, что каждый день отличается от другого, поэтому мы никогда наверняка не знаем, хороший или плохой сюрприз приготовила нам судьба. Тем не менее, лирический герой не теряет оптимистического настроения, а старается настроить на него и читателя. Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых звучит одна мысль.

Человек так устроен, что он всегда верит в то, что впереди его ждет лишь самое лучшее. В этом так же уверен и Александр Сергеевич. Своим оптимизмом он и старается заразить читателя.

«Цветок»

Стихотворение «Цветок» было написано в поздний период творчества автора. В нем поэт так же придается философским рассуждениям, но на сей раз на тему любви. Автор размышляет о том, насколько сильно время меняет отношения людей. Причиной написания стал некий засохший цветок, который поэт обнаружил между страницами книги. Поэт акцентирует свое внимание на том, что время очень скоротечно, а так же на том, насколько оно способно изменить человека.

Главной отличительной чертой произведения можно назвать то, что оно начинается и заканчивается одним и тем же словом – цветок. Именно в этом и заключается главная мысль поэта.

Хоть стихотворение и имеет небольшой размер, но автору удалось вложить в него очень глубокие переживания. Своей актуальности произведение не потеряло до сих пор, потому при его прочтении невольно задумываешься об увядании и угасании отношений и чувств.

«Я вас любил…»

Это стихотворение, которое поэт написал в 1829 году, является своего рода образцом любовной лирики. Александру Сергеевичу удалось в одном стихотворении показать весь мир любви, безграничной и чистой. Каждое слово пронизано нежностью, трепетом, светлой грустью. Хоть любовь и была безответной, в ней нет эгоизма. Он искренне рассказывает о своих чувствах. Его любовь безответна, но он не хочет обременять ею свою любимую. Он мечтает лишь об одном, чтобы тот, кого она полюбит, любил её не меньше, чем сам автор.

Кому посвящается стихотворение до конца не ясно, остается лишь догадываться. Существует мнение, что строки произведения посвящаются А.А. Олениной. Но наверняка мы это утверждать не можем.

«Я вас любил…» отличается от других произведений тем, что автор говорит о своих эмоциях прямо. В самом конце произведения мы видим то, что поэт находит все ответы на интересующие его вопросы. Здесь можно увидеть невероятную нежность, при помощи которой автор рассказывает о своей огромной любви.

«Анчар»

Произведение «Анчар» является одним из самых ярких произведений великого поэта. Написал Александр Сергеевич его в 1828 году, а спустя четыре года оно попало в печать. Когда поэт работал над данным произведением, он проживал в Москве. Цензура жестко следила за ним. Все дело в том, что Александр Сергеевич уже позволял себе открыто высказывать свое мнение, что очень не понравилось царю. За это поэт отправился в ссылку. Поэтому теперь поэт становится осторожнее, а свое истинное мнение вуалирует аллегорией. Он делает центральным образом баллады дерево упас-анчар, которое обладает ядовитыми свойствами. Его соком пропитывали наконечники стрел.

Что же касается темы произведения, то можно сказать, что речь идет о мировом зле, которое автор рассматривает с философской и социальной точки зрения. Мировое зло автор заключает в ядовитом дереве.

Поэт поднимает вопрос свободы и тирании, ведь данная тема очень сильно трогала автора. Но он уже не говорит о них прямо, он представляет данную проблему в общефилософском смысле. Это отличает его поздний этап творчества от более раннего.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» не увидело свет при жизни автора. Его черновики нашел Жуковский уже тогда, когда великого Александра Сергеевича уже не было в живых. Написано оно было в 1836 году, а напечатано лишь в 1841году.

Споры по поводу данного произведения длятся до сих пор. Для начала, не могут понять, кто именно стал вдохновителем автора. Существует точка зрения, что данным произведением автор просто подражал другим творцам, посвящая стихотворения памятнику. Но есть и другое мнение на этот счет. Что вдохновила Александра Сергеевича на создание данного произведения ода Горация. Ведь именно из неё Александр Сергеевич берет эпиграф.

Но не это главная тема споров и противоречий. Гораздо серьезнее стал вопрос о смысле произведения. Ведь здесь автор открыто восхищается своими заслугами, а так же он убежден, что его слава пройдет через многие и многие года. Данная мысль была не совсем понятна современниками, ведь это выглядело как излишнее самомнение и дерзость. Даже те люди, которые восхищались талантом Александра Сергеевича, были ошарашены подобной наглостью.

«Я помню чудное мгновенье»

Стихотворение адресуется Анне Петровне Керн, которая на момент знакомства с Александром Сергеевичем была замужем. Но она сумела покорить поэта своей красотой и очарованием при первом же их знакомстве в 1819 году.

Но автор посвятил ей стихотворение далеко не сразу, а в 1825 году. Дело в том, что именно в этот год они встретились снова, недалеко от Михайловского. Поэт не стал больше держать в себе это чувство, а признался в нем возлюбленной. Девушка ответила взаимностью на ухаживания поэта. Но за девушкой ухаживал не один Александр Сергеевич, что очень часто становилось причиной скандалов между возлюбленными.

Очередная подобная ссора стала концом отношений. Но поэт все равно посвятил возлюбленной несколько своих произведений, одним из которых и является «Я помню чудное мгновенье». Опубликовано оно было в 1827 году.

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Данный урок в 9 классе предполагает

  1. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
  2. Повторить понятия: романтизм, элегия.
  3. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
  4. Проследить композицию и сюжет стихотворения.
  5. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

Скачать:

Вложение Размер
Анализ лирического произведения. А.С. Пушкин «К морю» 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ лирического произведения.

А.С. Пушкин «К морю»

  1. Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
  2. Повторить понятия: романтизм, элегия.
  3. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
  4. Проследить композицию и сюжет стихотворения.
  5. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжаем разговор о Южном периоде в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Известный литературовед Б.В.Томашевский назвал его « временем полного расцвета поэзии Пушкина, полного освобождения от какого бы то ни было ученичеств, полной его оригинальности».

Ссылка на юг была для Пушкина бедой, обидой и болью – и вместе с тем его духовным торжеством, радостью творчества. Он сам это хорошо осознавал.

В стихотворении «К Чаадаеву» он писал о значении для себя южной ссылки:

И сети разорвав, где бился я в плену,

Для сердца новую вкушаю тишину.

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений…

Стихотворение – элегия «К морю» (1824) завершает южный период в творчестве Пушкина. Это определенный этап в жизни поэта, это прощание поэта с морем и романтической поэзией. Оно начато в Одессе и завершено уже в Михайловском.

Итак, мы обозначили литературное направление, к которому относится это стихотворение – романтизм.

— Вспомним основные признаки романтизма . ( Слайд)

1. Романтическая страстная личность.

2. Конфликт между личностью и обществом.

3. Сильный характер романтического героя.

4. Исключительные обстоятельства.

5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.

6. Стремление к абсолютной свободе.

7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.

3.Выразительное чтение стихотворения.

4. – Почему это стихотворение называют элегией? (Слайд)

Элегия – жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека.

Итак, перед нами жанр элегии, даже элегического послания , где поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.

  1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.

— Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию. (Слайд)

Море – « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывны», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн..»

— Какой образ моря создаются в стихотворении?

( Образ свободной стихии. Это перифраз. Море – свободное! Оно же стихия! Это как бы двойная свобода, свобода абсолютная.)

— Что сближает поэта и море? ( Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)

  1. – Следовательно какова же тема пушкинской элегии?

( Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый»)

  1. Образы моря — свободы не только открывают стихотворение, но и скрепляются его композицией.

— Какой характер носит композиция стихотворения: статический или динамический?

— Как появляются идеи и образы стихотворения?

(Точно по внутренней потребности, непреднамеренно, ассоциативно). Строфы сюжетно не сцеплены между собой.

  1. Работа в группах . Мы обращаемся к композиции. Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения . (Обсуждение д/з)

1-5 строфа – воспоминание о море;

6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;

7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт. (Она не позволила ему вырваться на волю, любовь тоже стихия, но стихия плена. Она так же могущественна, как и море.

9-10 строфа – образ Наполеона. (Этот образ рождается из образа свободы – моря и плена, более высокого пленника, заставляет вспомнить и о его судьбе. Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимался как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове Святой Елены воспринималась как национальная трагадия.)

10-12 строфа – образ Байрона, романтического поэта. ( Байрон «властитель дум» молодого поколения. Он сражался за свободу греческого народа, где и умер в Миссолунгах. Пушкин говорил, что стихотворение «К морю» «маленькое поминаньице за упокой души раба Божия Байрона».

Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. (Слайд)

П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».

Образы Байрона и Наполеона в стихотворении не были неожиданными. Их сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.

13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира, земли.

14- 15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.

Таким образом с идеей свободы – центральной в стихотворении «К морю» свободно соотносятся и связаны все частные мотивы и темы.

2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.

( Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: « Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», он куда-то зовет,«призывный» — это необычные эпитеты, они передают настроение. Для романтика грусть, высока грусть – это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен. Свое настроение поэт характеризует словами: « Бродил ли я тихий и туманный»

2. Какое настроение они передают?

3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?

(Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая степень чего-либо.

«Моей души предел желанный» — море – символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный»).

3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»

Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?

Почему к морю поэт обращается в муж. роде?

2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?

2. «Властители дум» — Наполеон и Байрон носители идеи свободы и в то же время его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимы дух борца , гениальность («умчался гений»). Наполеон – пленник моря.

4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?

2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса.

Что придают звуковые повторы стихотворению?

Как помогают раскрыть тему моря?

3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:

«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?

(1. Синтаксис музыкален – повторы значимых слов и союзов: « Твой грустный шум, твой шум призывный…»

« как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим…»

« и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

« твои скалы, твои заливы, и блеск, и шум, и говор волн..»

2. Сонорные р, л, м, н, протяжные гласные о,а, и направляют основную музыкальную тему элегии. Передают звуки и шум моря.

« как друга ропот заунывный…»

«моей души предел желанный. Как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный…»

«как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»

3. Слово «беспечный» выпадает из звукового ряда, а слово «смиренный» помогает создать сильный звуковой образ:

Смиренный парус рыбарей;

Твоею прихотью хранимый…

5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)

2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?

(1.Строфа 4 – состояние покоя и бури на море;

Строфа 5 – штиль и буря;

Строфа 7 – 1-я строчка « …у берегов остался я» — антитеза моря и берега.

Море – стихия, неодолимость, свобода.

Берег – скучный, неподвижный, несвободный.

Море – без- брежно!

И этим противостоит берегу.

Основной контраст в стихотворении свобода – несвобода.

Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, скрепляет воедино композицию и поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами и антонимами.

Отличие сюжета и композиции.

Композиция – построение произведения.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

2. Поэта удерживает не только «могучая страсть» , но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)

6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».

Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?

Какие слова стихотворения созвучны картине?

2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?

3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )

Выводы по анализу стихотворения .

Итак, мы попытались проанализировать элегию А.С.Пушкина «К морю».

Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты, образ моря реален, он слит с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

Выделим черты романтизма в элегии. (Слайд)

  1. Пронизана романтическим настроением.
  2. Романтический пейзаж.
  3. Гордое одиночество поэта.
  4. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
  5. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.

М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» — стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.

Письменная работа. 10 минут . Зачитать 2-3 работы.

Творчество А.С.Пушкина — темы, лирический герой

Творческий вклад А.С. Пушкина в развитие как русской, так и мировой культуры поистине неоценим. Его масштабное многоплановое творчество сыграло важнейшую роль в развитии культурных и национально-исторических процессов в России.

Поэт-романтик, свободолюб, реалист, философ. Его путь был нелегким. Изменения в мировоззрении напрямую отображались в его произведениях.

Творчество Пушкина — характеристика, темы, жанры, периоды

Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.

  • если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
  • то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
  • а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.

Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

Гражданская лирика — образ поэта

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

Особенности лирики поэта

В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:

  • поэт-пророк, служащий людям
  • и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни

(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).

При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение

Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.

Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего

Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта. Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины. В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях

Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.

Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.

Необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.

Образ орла символизирует стремление к свободе

А разъяренная стихия – социальную борьбу

Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу

Философские мотивы

Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.

  • Социальная тематика затрагивается

в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,

  • историческая –

в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».

В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни. Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.

Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него. Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом. Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».

Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • о жизни и творчестве — здесь
  • по лирике А.С.Пушкина — здесь
  • по роману «Евгений Онегин» — здесь
  • по прозаическим произведениям — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» по плану

1. История создания

Стихотворение имеет интереснейшую историю создания, его смело можно назвать автобиографическим.

Все началось на одном из балов 1819 года. Именно тогда двадцатилетний Александр Сергеевич впервые встретил Анну Керн – и был покорен ее благородной красотой.

Поэт безответно влюбился в замужнюю женщину. Однако стихотворение, посвященное ей, появилось гораздо позже – в 1825 году. Тогда автор вновь повстречал возлюбленную, спустя много лет после их знакомства.

Чувства вспыхнули с новой силой, Пушкин открылся перед Керн. Удивительно, но в этот раз женщина ответила взаимностью. Некоторые исследователи полагают, что ей просто льстила любовь знаменитого поэта, к тому времени отбывающему очередную ссылку (они встретились, когда Александр Сергеевич находился в Михайловском).

Но, так или иначе, Керн и Пушкин сблизились. В свете нахлынувшего чувства родилось одно из самых прекрасных и нежных произведений, посвященных любви, – стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

Это лирическое произведение, наполненное искренними чувствами и эмоциями.

4. Жанр

Жанр этого красивого, нежного стихотворения – любовное послание. Оно точно описывает переживания влюбленного человека.

5. Проблематика

В произведении затрагивается проблема неразделенной любви, глубоких внутренних переживаний и возрождения былого чувства.

Автор показывает, как преображается человек, когда ему отвечают взаимностью. Мир словно раскрывается с другой стороны – и в нем воскресают когда-то забытые чувства.

6. Тематика

Пушкин затрагивает животрепещущие, знакомые каждому человеку темы: тема неразделенной любви, и тема любви взаимной.

Также автор затрагивает и тему времени-доктора: под напором жизненных обстоятельств, человек забывает о некогда будоражащих чувствах.

7. Идея

Автор написал бессмертное стихотворение, чтобы выразить собственные чувства, показать изменения, происходящие во внутреннем и внешнем мире влюбленного мужчины.

Это тончайшее психологическое произведение, помогающее понять душу человека. Оно глубоко интимно и в то же время открыто всему миру.

8. Пафос

Эмоциональный фон стихотворения настолько насыщен и неоднороден, что читатель невольно сам испытывает эти «качели чувств».

Тут есть и отчаянье, и надежда, и восхищение, и грусть, и счастье. Пушкин гениально передал весь спектр эмоций, рождаемых волшебным чувством любви, как неразделенной, так и взаимной.

9. Система образов

Центральный образ – образ возлюбленной. Поэт не скупится на описания прекрасной женщины: «гений чистой красоты», «образ нежный», «милые черты». Именно она возвращает ему смысл жизни, возрождает, вызволяет из «мрачного заточенья».

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей только два:

  • это женщина, вызвавшая сильнейшее чувство,
  • и лирический герой, или художественная проекция автора.

Так как стихотворение глубоко интимное, даже автобиографическое, без личности Пушкина, вдохновившегося собственными переживаниями, тут не обойтись.

11. Лирический герой

Практически в каждом произведении, относящемся к любовной лирике, так или иначе, появляется фигура автора. Ведь именно он переживает описываемые чувства и пытается выразить их, перенести на бумагу.

Вот почему лирический герой этого произведения – сам Пушкин, точнее, его художественная проекция.

Это он испытывает вихрь эмоций, признается любимой женщине в чувствах, пребывает в мрачном заточении и воскресает, ощутив новую волну чувств.

12. Сюжет

Как бы удивительно ни звучало, но в стихотворении присутствует четкий сюжет, и мы можем выделить основные события.

Все начинается с судьбоносной встречи – того самого «чудного мгновения», когда лирический герой впервые увидел прекрасную женщину и влюбился.

Затем он томится от неразделенного чувства, постоянно представляет избранницу. Чем бы ни занимался герой произведения, везде его преследует образ возлюбленной. Слышится «нежный голос», снятся «милые черты».

Однако время все ставит на свои места: водоворот событий захлестывает, любимая забывается. Лирический герой попадает «глушь, во мрак заточенья», где ему становится совсем не до романтических переживаний. Казалось бы, его душа умерла. Дни тянутся скучно, тоскливо, «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви».

Но вот – чудо! Происходит еще одна встреча, и мрак заточения развеивается. И снова ретиво бьется сердце, и снова жизнь полна красок, и воскресли все былые чувства, став еще сильнее, многограннее.

13. Композиция

Композиция линейная. Хотя в конце лирический герой снова встречается со своей возлюбленной, он вовсе не приходит к тому же, с чего все началось. Смысл второй встречи совсем другой.

Назовем первую строфу условно экспозицией (так как речь идет о прошлом) и одновременно завязкой. Герой впервые встречает прекрасную незнакомку, узнает ее – и мгновенно влюбляется.

Далее следует развитие действия, которое можно назвать классической «любовной лихорадкой». Человек, испытывающий неразделенное чувство, живет под его властью. Что бы он ни делал, везде его преследует обожаемый образ.

Но время идет, идет и жизнь героя. Постепенно чувство забывается. Под напором жизненных обстоятельств страсть проходит и, кажется, совсем исчезает.

Герой попадает в заточение (яркий художественный образ реальной ссылки в Михайловское), тоскует, страдает, но уже не от неразделенного чувства, которое он успел забыть, а от вынужденного одиночества, несвободы.

И вдруг – новая встреча! Этот момент можно назвать кульминацией. Герой снова наполняется любовными переживаниями, его душа оживает.

Последняя строфа – яркая развязка действия. Это гениальный образ возрождения через любовь, через воскресшие мечты, через вспыхнувшую, казалось давно забытую, страсть.

14. Художественное своеобразие произведения

В стихотворении поэт использовал пятистопный ямб. Рифмовка перекрестная (АБАБ).

Язык живой, простой, красивый и понятный. Пушкин практически не использует устаревших или сложных слов, лексика знакомая, бытовая.

Кажется, он просто признается в любви, облекая слова в стихотворные строки.

15. Средства художественной выразительности

Произведение наполнено различными тропами и средствами художественной выразительности.

  • эпитеты («чудное мгновенье», «небесные черты», «грусти безнадежной»),
  • метафора («бурь порыв мятежный рассеял прежние черты»),
  • сравнения («как гений чистой красоты», «как мимолетное мгновенье»),
  • олицетворения («воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»).

16. Значение произведения

Произведение воспевает чувство искренней любви и его небывалую волшебную силу, возрождающую человеческую душу.

Оно наполняет читателя прекрасными эмоциями и точно передает переживания влюбленного.

17. Актуальность

Пока в мире существует неразделенная или, наоборот, взаимная любовь, стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье» не потеряет своей актуальности.

Недаром его читают до сих пор, кладут на музыку, создают проникновенные романсы. Это вечная тема, живая до тех пор, пока живо человечество.

18. Моё отношение

Мне нравится стихотворение своей точностью, потрясающей выразительностью и красотой.

19. Чему учит

Произведение учит тому, что должен понимать и чувствовать каждый человек: любовь способна на все.

Она возрождает, спасает от смерти и наполняет жизнь смыслом. Это самое прекрасное чувство, совершающее истинные чудеса, созидающее и вдохновляющее.

Анализ стихотворения «Я Вас любил…» (А.С. Пушкин)

Стихотворение А.С. Пушкина «Я Вас любил…» известно многим еще до изучения его в школе. Легендарное произведение проникнуто любовью и нежностью. Автору удалось передать всю глубину любовного томления в лаконичной форме рифмы и ритма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам оценить стихотворение, прочитав его подробный разбор.

История создания

Произведение написано в 1829 году, но опубликовано было лишь в 1830. Его опубликовали в альманахе «Северные цветы». Споры о том, кому было посвящено стихотворение «Я Вас любил…», ведутся до сих пор, есть две версии:

  1. Посвящено Каролине Собаньской. Девушка была известной светской львицей, и познакомились они с Пушкиной, когда он отбывал южную ссылку. Поэт был еще совсем молод, поэтому элегантная и уверенная в себе женщина буквально заворожила его, он написал ей стихи и в течение долгого времени писал письма, которые она, увы, оставляла без ответа.
  2. Адресовано Анне Олениной, в которую Пушкин был влюблен. Александр сватался к девушке, но получил отказ. Родители рассчитывали на более богатого жениха. Есть предположение, что именно это и послужило поводом к написанию произведения.

Несмотря на неизвестность, в одном критики уверены точно – стихотворение олицетворяет отречение от прошлых чувств. Автор будто перевернул эту страницу своей жизни, ведь в 1830 Пушкин сделал предложение своей будущей жене — Наталье Гончаровой.

Жанр, направление, размер, композиция

  • Стихотворение относится к жанру любовной лирики, это послание об искренних и нежных чувствах.
  • Направление — романтизм, лирический герой будто проживает две жизни одновременно: одна — линия прошлого, где чувства живы, другая — линия будущего, где он отрекся от прежних чувств, а его любимая уже принадлежит другому. Жертвенное отречение от идеала и томление по нему — признак романтизма.
  • Размер произведения пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Стих представляет собой одночастную композицию. Весь текст произведения — это описание поэтом своих чувств и переживаний. Пушкин будто выплеснул все свои эмоции на бумагу.

Образы и символы

  1. Основную роль в произведении играет образ лирического героя. Свою избранницу он ни к чему не обязывает, ему больно, но он нашел в себе силы понять ее и простить. Его любовь к ней настолько велика, что даже не требует взаимности, ему хочется, чтобы она была счастлива даже ценой его страдания.
  2. Образ лирической героини призрачен. Все, что мы можем о ней сказать — это то, что она красива, своенравна и достаточно прямолинейна. Она не утаивает от героя своих истинных чувств, откровенно дает понять, что он ее не интересует. Неспроста он был томим ревностью: его дама сердца любила другого.

Темы, настроение и проблемы

  • Основная тема произведения — неразделенная любовь, которую пришла пора отпустить. Пушкин сконцентрировал все свои чувства и выплеснул их на бумагу. Произведение очень нежное, чувственное, ведь в нем поэт делится самым сокровенным, что у него есть — своей душой. Стихотворение написано в жанре послания, но больше напоминает исповедь, ведь герой делиться всеми чувствами с женщиной, которую безумно любил, и с которой пришла пора проститься навсегда. Он дает себе и ей обещание — больше не тревожить ее. Это «письмо» — своеобразный итог, последняя весточка о нем и о его любви.
  • В то же время мотив жертвенной христианской любви к ближнему тоже прослеживается в строках Пушкина. В конце стихотворения мы видим всю теплоту и привязанность лирического героя к этой женщине, он желает ей настоящей любви и счастья, пусть не с ним, а с тем, кого она сочтет достойным. Он великодушно отпускает ее и своим страданием прокладывает ей дорогу к блаженству.
  • Настроение стихотворения печальное, поэт страдает и понимает, что своей любовью заставляет страдать и ее. Он сделал серьезный шаг, он уходит навсегда, именно поэтому данное стихотворение так проникнуто любовью и грустью, ведь это его последнее послание к любимой.

Основная идея

Посвящая это стихотворение любимой женщине, Пушкин знал, что оно не сильно огорчит ее. Произведение не трагично, герой начинает новую жизнь, желая счастья своей возлюбленной. Смысл стихотворения в том, чтобы продемонстрировать читателю истинную любовь, ту, которая не требует ничего взамен, в которой нет места злости и эгоизму.

Настоящая любовь, по мнению Пушкина, великодушна и жертвенна. Именно поэтому лирический герой жертвует своими чувствами во им счастья любимой. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Я Вас любил».

Средства художественной выразительности

Читая произведение, первой в глаза бросается анафора «я вас любил», которую Пушкин повторяет несколько раз. Ею поэт обозначил цикличность, продолжение темы настоящей любви.

Также в стихотворении встречается прием аллитерации, для усиления эффекта. Есть и метафоры: “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.
Примечательно, что в тексте почти отсутствуют эпитеты. Пушкин посчитал, что описание его жертвы должно быть лаконично, ею и так много сказано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: