Реализм как литературное направление

В документе в сжатой форме представлена основная информация о реализме как художественном методе.

Реализм как литературное направление

Реализм как литературное направление
материал по литературе на тему

В документе в сжатой форме представлена основная информация о реализме как художественном методе.

Скачать:

Вложение Размер
realizm.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

как литературное направление

Из истории появления реализма:

— Формирование реализма как художественной системы связывают с эпохой Ренессанса . Для Возрождения характерна масштабность образов, поэтизация личности человека, способность её к высоким чувствам и одновременно накал трагического конфликта. (Дон Кихот, Гамлет, король Лир).

— В 18 веке складывается просветительский реализм. Теоретики: Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в германии.

— В 19 веке складывается новый реализм. Это критический реализм. На Западе его расцвет связан с именами Стендаля, О. Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея.

— В России в 1 половине 19 века (20-е годы) в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя зарождался реализм, который стал во 2 половине 19 века главенствующим направлением в искусстве.

— 19 век в России богат на грандиозные исторические события.

— Литература становится важнейшей сферой духовной жизни общества, постоянно обращается к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, внимательна к жизни в её неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы. Недаром 19 век назван ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

— В обществе возникают разногласия. Сформировались разные общественные группировки, противостояние которых определялось взглядами на крестьянскую реформу и пути переустройства русской жизни вообще. В литературе это противостояние проявилось посредством реалистического изображения действительности.

Реализм предполагает помимо правдивости

деталей, правдивое воспроизведение

типичных характеров в

— В центре внимания РЕАЛИЗМА (от realis – вещественный) находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни (причинно-следственная связь личности и обстоятельств). Принцип историзма.

— Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами ( принцип социальной детерминации – обусловленности характера человека условиями, в которых он живёт). Избегает однозначной оценки героев.

— Предметом анализа становится внутренний мир человека ( психологизм ).

Основные признаки русского реализма:

  • Социальная и психологическая типизация.
  • Герой не только тип, но и индивидуальность.
  • Наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды – в противовес романтикам.
  • Точность воспроизведения деталей.
  • Отсутствие однозначной авторской оценки.
  • Эволюция характера героя под влиянием обстоятельств.
  • Любимые жанры реалистов – роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет.
  • Стремление приблизить язык произведения к живой речи.
  • Ведущий жанр – РОМАН – крупный по объёму и, как правило, прозаический жанр эпоса. Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное многостороннее явление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс.

На этой странице вы найдете презентацию, в которой подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как реализм.В презентации использована а.

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как романтизм, особенности русского романт.

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как сентиментализм, особенности русского с.

ЦЕЛЬ УРОКАИзучить новый материал: реализм как литературное направление;повторить пройденный материал: классицизм и сентиментализм;закрепить знания по пройденному материалу;обучить работе с.

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл.

В презентации дана краткая характеристика Реализма. Материал может использоваться для самостоятельного ознакомления школьниками, для использования на уроке учителями, для подготовки к ЕГЭ по литератур.

Реализм в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Реализм в русской литературе XIX века

Реализм сменил ранее господствовавший в литературе романтизм. В России реализм зародился в 1830-ые годы, достигнув расцвета к середине века. Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощрённых приёмов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Реалисты используют обычные, порой даже обыденные образы, перенося на страницы своих книг реальной такой, какая она есть.

Как правило, произведения, написанные в духе реализма, отличаются жизнеутверждающим началом. В отличие от романтических произведений, в которых острый конфликт между героем и обществом редко заканчивался чем-то хорошим.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализм стремился найти правду и справедливость, изменить мир в лучшую сторону.

Отдельно стоит выделить критический реализм, направление, активно развивавшееся в середине XIX века и вскоре ставшее ведущим в литературе.

Развитие русского реализма связывают в первую очередь с именами А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. В их произведениях жизнь героев впервые начала сопровождаться подробным и соответствующим действительности социальным фоном.

А.С. Пушкин считается основоположником русского реализма.

Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были — яркими и, главное, противоречивыми. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся всё более живыми и близкими к реальным людям.

Русскому реализму XIX было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России — все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Появление критического реализма, целью которого было затронуть самые животрепещущие проблемы, напрямую связано с ситуацией в России.

Некоторые произведения русских писателей-реалистов XIX века:

  1. А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
  2. М.Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
  3. Н.В. Гоголь — «Мёртвые души», «Ревизор»;
  4. И.А. Гончаров — «Обломов», «Обыкновенная история»;
  5. И.С. Тургенев — «Отцы и дети», «Рудин»;
  6. Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
  7. Л.Н. Толстой — «Анна Каренина», «Воскресенье»;
  8. А.П. Чехов — «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
  9. А.И. Куприн — «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».

Реализм в русской литературе XX века

Рубеж XIX и XX веков был временем кризиса для реализма. В литературе этого времени появилось новое направление — символизм.

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Адаптируясь под меняющиеся жизненные обстоятельства, реализм сменил свою направленность. Реализм XX века обратил внимание на сложность формирования личности человека, на факторы, оказывающие воздействие на этот процесс, и, главное, на воздействие истории на главного героя.

Реализм XX века подразделялся на несколько течений:

  • Критический реализм. Приверженцы этого течения придерживались традиций классического реализма, заложенных ещё в XIX веке, и в своих произведениях акцент делали на влияние общества на реалии жизни. К этому направлению относятся произведения А.П. Чехов и Л.Н. Толстого;
  • Социалистический реализм. Появился в эпоху революции и был характерен для большинства произведений советских авторов;
  • Мифологический реализм. Это направление переосмысляло исторические события через призму легенд и мифов;
  • Натурализм. Писатели-натуралисты в своих произведениях изображали реальность максимально правдиво и подробно, а оттого часто неприглядно. Натуралистскими являются «Яма» А.И. Куприна и «Записки врача» В.В. Вересаева.

Герой в литературе реализма

Главные герои реалистических произведений, как правило, много рассуждают, анализируя мир вокруг и мир внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают им понять эти миры.

Реалистическим произведениям свойственен психологизм.

Психологизм — изображение к произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Психическая и идеологическая жизнь человека становятся объектами пристального внимания писателей.

Важно отметить, что герой реалистического произведения — это не человек, каким он является в реальной жизни. Это во многом типический образ, который часто бывает богаче личности реального человека, который изображает не столько отдельную личность, сколько общие закономерности жизни определённой исторической эпохи.

Но, безусловно, герои литературы реализма больше прочих похожи на реальных людей. Похожи настолько, что часто «оживают» под пером писателя и сами начинают творить свою судьбу, оставляя своего создателя сторонним наблюдателем.

Реализм в литературе — черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм — это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм — это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания — закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме — средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм — это интерес идеальному, особенному, то реализм — это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя — в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы — И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм — это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии — они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо — «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии — Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии — Константин Менье, в России — передвижники, Илья Репин.

Реализм в литературе — основные черты и представители направления

Исторические предпосылки

После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, способствующее развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.

Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».

Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.

Этапы развития

Определение и признаки реализма не оставались неизменным, направление прошло несколько этапов развития. Обычно выделяют 3 главных:

  1. Реализм ренессанса.
  2. Эпоха просвещения.
  3. Критический реализм.

Многие искусствоведы находят реалистические черты в отдаленных эпохах. Они обнаруживаются в произведениях, созданных в древности и в эпоху Средневековья, но формирование реализма в качестве художественной системы связано с важнейшими прогрессивными изменениями, произошедшими в эпоху Ренессанса (Возрождения). Впервые новые взгляды на жизнь человека, отвергнувшего церковные постулаты рабской покорности, были отражены в творчестве Ф. Петрарки, У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса.

После многовекового представления людей сосудами греха и призывов к смирению, искусство Возрождения превозносило личность как венец творения природы. Для этого периода реализма характерно использование масштабных образов и поэтизация способности человека на большие чувства. Излюбленным литературным приемом было противопоставление личности и реакционных сил.

Во время просветительского этапа в западной Европе литература сыграла немаловажную роль в возникновении готовности общества к буржуазно-демократическим преобразованиям. Просветительский реализм сложился в Европе к XVIII веку. Его представителями можно назвать Д. Дидро во Франции, Д. Дефо в Англии и Г. Лессинга в Германии. В литературе появились образы с демократичными взглядами:

  • Фигаро из трилогии П. Бомарше.
  • Луиза Миллер, «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера.
  • крестьяне в произведениях А. Н. Радищева.

Просветителям было свойственно оценивать общественные явления и поступки людей с точки зрения разумности и неразумности. Положительными героями выступали разумные личности, отрицательными — невежды и варвары. В реализме эпохи Просвещения часто допускалась условность, т. е. обстоятельства, в которые попадал герой литературного произведения, не были типичными. Его действия показывались не со стороны правдоподобия, а как это представлялось писателю.

Формирование критического направления

К началу XIX века в истории Европы и России сложились такие условия, что авторам хотелось уже не только показывать высокие идеалы и просвещать мир, но и понять процессы, происходящие в действительности. Критический реализм значительно отличается от ренессансного и просветительского. Его формирование и начало развития связано с писателями:

  • Стендаль и О. Бальзак во Франции.
  • Ч. Диккенс, У. Теккерей в Англии.
  • А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь в России.

Для критического реализма характерен новый взгляд на взаимоотношения между человеком и окружающей средой. Раскрытие характеров происходит на фоне социальных обстоятельств, при этом глубоко анализируется внутренний мир личности, что наделяет реалистические творения психологическими чертами.

Критический реализм как литературное направление сформировался практически одновременно в России и зарубежных странах между 20-ми и 40-ми годами XIX столетия и постепенно стал ведущим направлением мировой литературы.

Историзм и правдивость

Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В прошлом они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.

Критическое изображение действительности отразилось в правдивом описании жизненных условий, особенно их отрицательных проявлений и недостатков существующего мироустройства. Однако авторы не рассматривают действительность как бы в разрезе реальности, а показывают свое видение ее. Достоверность и точность в описании деталей иногда превалируют настолько, что по ним можно изучать эпоху, во время которой происходит действие реалистичного произведения.

Реализму не чужды и оптимистические идеалы — мечты о светлом будущем своей страны, сочувствие к представителям простого народа, вера в появление положительного героя и разум человека, поэтому в современном литературоведении понятие «критический реализм», введенное Н. Г. Чернышевским, заменяют на «классический реализм».

Личность и общество

Типичность характеров и обстоятельств выражается в достоверном описании социальной среды, в которой они появились и сформировались, но в то же время акцент делается на своеобразии героев. Изображаются и типичные общественные конфликты — лишнего человека или людей, опередивших свое время, и социума.

Взаимоотношения между личностью и обществом становятся основной темой реализма. Как правило, героями произведений реалистической литературы становятся незаурядные личности, не вписывающиеся в свое окружение и не удовлетворенные жизнью, но способные бросить вызов общественным устоям. Это не пафосные герои романтизма, а узнаваемые читателями их современники.

Личностные характеристики персонажей приобретают все большую глубину и многогранность. Описание их образа жизни и поступков, речь и мысли — все это служит для отображения внутреннего мира и переживаний героев. Реализм дает больше возможностей писателям для создания образов, обладающих сложной и противоречивой структурой личности. В то же время представители реализма неоднозначно относятся к своим персонажам, т. е. не показывают их исключительно как положительных или отрицательных.

Основными жанрами реализма сначала были рассказ, повесть и роман, но постепенно рамки расширились и появилось жанровое разнообразие, отразившееся в произведениях разных направленностей — лирических, сатирических, драматургических и других. Образность и точность литературного языка обогатилась элементами разговорной речи, а настоящая действительность могла изображаться с помощью вымысла и фантастики.

Представители реализма в России

По мнению литературоведов, основоположником реализма в России стал А. С. Пушкин, а первым произведением этого направления — роман в стихах «Евгений Онегин», где поэт сумел передать русский дух и по-новому изобразил героя. В повести «Станционный смотритель» впервые затронута проблема «маленького человека», обладающего потенциалом, обусловившим национальный характер. Самое полное отражение в повести «Капитанская дочка» получил историзм Пушкина. В ней автор:

  • достоверно описал действительность;
  • проанализировал исторические закономерности;
  • показал героев как порождения своей социальной среды.

Бытовые и философские сцены изобразил в свои баснях и сказках И. А. Крылов. В живых сценках, написанных им, отразились сословные и человеческие отношения того времени и сатирический взгляд на них автора. А. С. Грибоедов через описание типических характеров и обстоятельств выразил идеи, волновавшие образованное общество, в комедии «Горе от ума». Ее главный герой Александр Чацкий — предвестник появления в обществе лишних людей, которые не имеют возможности реализовать свои таланты в условиях николаевской России.

Достойным преемником Пушкина стал М. Ю. Лермонтов с созданным им образом Печорина в романе «Герой нашего времени». В судьбе этого персонажа автор отражает судьбы своих ровесников, но в отличие от Пушкина он делает это не через действия, а описывая внутренние метания героя.

Натуральная школа

В 40-х годах XIX века появился ряд писателей, творчеству которых было присуще неприятие социальной несправедливости, обличительная направленность, повышенное внимание к будничности. Представитель этой школы Н. В. Гоголь был убежден, что красоту жизни можно передать, только отрицая безобразную действительность. Писатель исследует бытовую основу жизни, и через ее черты показывает возникшие из нездоровой социальной среды ущербные характеры, твердо уверенные в своих достоинствах и праве.

Со второй половины XIX века начался качественно новый этап развития реализма. Авторы не только критически осмысливают действительность, но и ставят перед собой цель отыскать способы ее улучшения. К представителям подхода можно отнести Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова. Их творчеству свойственны тонкие психологические размышления и обширные философские обобщения.

Начало XX века

Особенности литературы начала XX столетия ярко заметны в романах А. И. Куприна и И. А. Бунина, создавших правдивую картину России. Они затрагивают такие аспекты, как преемственность поколений и историческое наследие, тему особенностей национальной истории, описывают русский характер и сравнивают гармоничный мир природы с жестоким миром общественных отношений.

В первом десятилетии XX века в связи с потребностью отразить процессы, происходящие в России, появилось особое течение — неореализм или обновленный реализм. Для него характерно желание возврата к народным деревенским ценностям и естественному ходу бытия, который способен обновить жизнь.

Советское время

Во времена социалистического реализма, характерного для советского периода, литература отличалась партийностью и изображением революционного развития действительности, в производственных романах пропагандировалась героика социалистического строительства.

Немало писателей, творивших в условиях цензуры, сохраняли внутреннюю свободу и применяли иносказательные методы в своих произведениях, например, писали антиутопии. Зачастую у них не было возможности печататься и их судьбы сложились трагично. Оттепель открыла миру поэтов-шестидесятников, а молодые писатели раскрывали тему важности сохранения человеческой души в условиях внутренней несвободы.

Для новейшей русской литературы характерны, с одной стороны, возврат к традициям русского классического реализма, а с другой — огромное разнообразие тем, стилей и жанров.

Реализм как направление

A. Iliescu, Realismul in literature románá in secolul al XIX-lea, «Editura. Minerva», Bucuresti, 1975, 272 p

За последнее годы в Румынии появился целый ряд исследований, посвященных проблемам методов и направлений: «Румынский классицизм» Д. Пэкурариу, «Румынский преромантизм» М. Ангелеску, «Начала румынского романтизма» П. Корня и др. Особое место среди них занимают книги о реализме. Вслед за трехтомной антологией литературных манифестов «Реализм», составленной М. Попа, почти одновременно вышли академический сборник статей «Понятие реализма в румынской литературе» (под редакцией А. Сэндулеску, М. Дуцэ, А. Митеску) и монография «Реализм в румынской литературе XIX века» А. Илиеску. Все эти книги вносят заметный вклад в трактовку важнейших вопросов истории румынской литературы.

Монография А. Илиеску – это теоретическое исследование, где анализу подвергаются несколько проблем одной темы. Оно состоит из семи глав: «Реалистическое направление и научный дух XIX века», «Характеристика направления в журнале «Конворбирь литераре», «Реалистическая литература – «зеркало» общественной жизни. Теория отражения и проблема типического», «Реализм и нравственность искусства», «Неоромантическая реакция конца XIX века в румынской литературе», «Реалистическое направление и пессимизм в литературе», «Реалистическое направление и проблемы литературного языка». В этих главах собран и систематизирован большой фактический материал, значительная часть которого впервые вводится в обиход литературоведения. Здесь и доклады, сообщения, выдержки из интервью, и статьи из провинциальных изданий, и дневниковые записи, письма, мемуары. Их анализ показывает, что в Румынии дискуссии по вопросам реализма во второй половине XIX века были гораздо более многочисленны и затрагивали гораздо больший круг проблем, чем принято было думать до появления монографии Илиеску.

Книга Илиеску ощутимо обогащает наше представление о литературном процессе в Румынии, В ней содержатся новые данные о зарождении первых определений реализма в румынской критике, о роли К. Доброджяну-Гери, С. Надежде, К. Милле и других социалистов в формировании критической мысли, способствовавшей утверждению реализма как направления. (Заметим, кстати, что сам термин «реализм» трактуется в монографии не в плане исторически обусловленного характера отношений искусства к действительности, не в плане художественного метода, а с точки зрения повторяющегося единства неких эстетических принципов, свойственных литературному направлению, или течению, даже движению.) Автор приводит свидетельства, что уже в конце прошлого века обнаружилась ограниченность бытовавших представлений о том, что произведение должно просто уподобляться зеркалу. Все больше зрело убеждение, что искусство отражает действительность не пассивно, а пересоздает ее в соответствии с миропониманием художника и потребностями времени.

Илиеску показывает, что реализм как направление постепенно завоевывал свои позиции. Вначале не было целостной концепции. Писатели и критики дискутировали вокруг таких категорий, как правда, правдоподобие, вероятное, возможное. Так как в стране теоретическая мысль была еще недостаточно развита, литература эмпирически овладевала основами реализма; ясное и четкое представление о нем выработалось лишь на рубеже XIX – XX веков. На практике новое направление выражало себя в критике теневых аспектов действительности, в суровом осуждении консерватизма, политиканства, демагогии и других пороков буржуазного общества.

Автор пытается ответить на вопрос: что характеризует реализм как направление в румынской литературе?

В Румынии реализм, по мнению Илиеску, утверждался в борьбе с романтизмом. Позднее, когда на арену вышел неоромантизм, проявивший себя в форме символизма, реализм оказался в оппозиции и к нему. К тому же новое направление характеризуется своей ориентацией на научный образ мышления. Писатели-реалисты стремятся объективно исследовать действительность, апеллируют к точным знаниям и определенным фактам. Наконец, реализму свойственно стилистическое единство. Это единство выражается в обращении к языковым пластам всех социальных групп и в предпочтении известных жанров и видов, в частности романа и повести, от развития которых, как считает автор, зависела и судьба реализма.

Здесь проявляется уязвимое место в концепции Илиеску. Дело в том, что подлинный литературный процесс Румынии XIX века не укладывается в схему, предложенную автором. За образец здесь взят так называемый классический путь развития, подкрепляемый примером Франции, который не совсем подходит к конкретным условиям румынской литературы. (Хотя Илиеску и не обходит вопросов специфики румынского реализма.) В силу целого ряда причин общественно-политическое, культурное развитие Румынии было задержано почти на столетие, и поворот румынской литературы к реализму произошел позже, чем в других, более развитых литературах. Более сложным, чем представляется автору, было в действительности и отношение реализма и романтизма. Никогда реализм не стремился «уничтожить» романтизм. Наоборот, вплоть до 90-х годов здесь наблюдается не только сосуществование романтического и реалистического художественного сознания, их взаимопроникновение и взаимообогащение, но и своеобразный симбиоз с элементами классицистического и сентиментально-просветительского сознания. Романтизм и реализм эволюционировали параллельно, причем «остаточные явления» еще долго будут давать ростки. В отдельные, «поздние» периоды романтизм даже выступит доминирующим направлением. В таких специфических условиях реализм в румынской литературе приобрел неповторимые черты. К сожалению, эти вопросы не находят должного отражения в монографии.

Нельзя согласиться и с той интерпретацией, которая дана в специальной главе монографии дискуссиям о реализме на страницах журнала «Конворбирь литераре». Если верить исследовательнице, то журнал «систематически поддерживал писателей-реалистов». На деле же этот авторитетный в свое время, но консервативный орган последовательно выступал против нового в искусстве и литературе направления. Пресловутая теория «народного романа», выдаваемая духовным отцом журнала Т. Майореску за «последнее слово в эстетике» и пропагандируемая им, была извлечена из пятой книги «Вильгельма Мейстера» Гёте и звала назад, к «воспитательному роману» XVIII века. Именно «Конворбирь литера ре» в рассматриваемый период игнорировал Гоголя, Тургенева, Толстого, пренебрежительно отзывался о Бальзаке, Флобере, Золя, противопоставлял им реалистов просветительского толка. Линия, которую утверждал журнал «Конворбирь литераре», во многом препятствовала развитию реализма в Румынии.

Илиеску известна как автор двух серьезных и глубоких исследований о роли литературные журналов в общественно-политической и культурной жизни Румынии конца минувшего века,, И хотя рецензируемая работа не дает всестороннего ответа, в чем же типологическое отличие румынского реализма, она представляет интерес для советского читателя как обилием фактических данных, так и целым рядом свежих наблюдений. Вместе с другими исследованиями на эту же тему она помогает выявить идейное содержание реализма как направления в румынской литературе XIX века.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: