Сочинение на тему: Темы и образы лирики М. Цветаевой

Лирика Марины Цветаевой – непроста и загадочна, разобраться в основных мотивах ее стихотворений попробуем в сочинении-рассуждении «Мотивы лирики Марины Цветаевой». Сочинение для 11 класса

Сочинение на тему: Темы и образы лирики М. Цветаевой

Сочинение на тему «Мотивы лирики М. Цветаевой» для 11 класса

Марина Цветаева – поэтесса Серебряного века. Ее лирике посвящено следующее сочинение. Сочинение предназначено, в первую очередь, для 11 класса

Мотивы лирики Марины Цветаевой

Иногда судьба посылает поэтам тяжкие жизненные испытания, а иногда — самые благоприятные условия для развития природного дара. Вот такой яркой и красивой, хотя и трагической, была судьба Марины Цветаевой, которая является самобытным и значительным поэтом первой половины прошлого века. Ее личность и творчество резко выделялись из общепринятых представлений, взглядов и тогдашних литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Право на самобытность давалось Цветаевой нелегко, но силы и уверенности придавало ей четкое следование своим принципам, главному лейтмотиву жизни, который выработала она еще в юности: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. Смело, дерзко, но верно, хотя и породила такая принципиальность неразрешимые противоречия в личной судьбе поэтессы.

Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября 1892 года:

Рябина стала символом судьбы, тоже переходной и горькой. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все:

Ты в тени ее видал едва –

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Новые, страстные стихи нравились многим, и победоносная слава шла к Цветаевой подобно шквалу. Если Ахматову сравнили с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Уже в 1912 г. выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Мягко и нежно обращение к читателю, которым открывался этот сборник:

Милый читатель! Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь,

Искренний смех твой, да будет он звонок

И безотчетен, как встарь.

В «Волшебном фонаре» нам открывается мир семьи и быта, вырисовываются любимые Цветаевой лица сестер и матери, знакомых и живописные очертания московских уголков и Тарусы:

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Держат маленькие ручки синий шар.

В этой книге у М. Цветаевой впервые появилась и уже не исчезла потом тема любви, тема вечная, незыблемая, всегда волнующая и прекрасная. Многие нынешние сборники поэзии Цветаевой открываются стихотворением «Моим стихам, написанным так рано…». Созданное в 1913 г. в пору юности, оно стало программным и пророческим:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Черед ее стихам пришел не сразу.

Стихи и поэмы Цветаевой сложны. Их нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Поэзия ее ждет вдумчивого, углубленного постижения, требует в конечном счете усилия мысли.

В этом и была трагедия Цветаевой — трагедия одиночества и непризнанности. Но первые шаги сделаны, выстраданы, и вот уже созданы прекрасные стихотворения «Последняя встреча», «Декабрь и январь», «Эпилог», «Итог дня». В 1913 -1915 гг. Цветаева создает свои «Юношеские стихи», полные жизнелюбия, крепкого нравственного здоровья, радости и юного счастья. Эти стихи наполнены солнцем, надеждами и трепетным ожиданием будущего. Будущее грянуло революцией 1917 года. Народ, свобода, кровь, война — все смешалось. Понимание революции было сложным, противоречивым. Братоубийственная гражданская война отталкивала Цветаеву от революции:

Белый был — красным стал: кровь обагрила.

Красным был — белый стал: смерть победила.

Делить победу со смертью поэтесса не может и не желает. В 1922 г. М. Цветаева уезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около 30 стихотворений. В этом же году вышла ее книга «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 г. В этой книге воспета любовь к городу на Неве, она наполнена ветром и солнцем, в ней много пространства, дорог, быстро бегущих туч и лунных ночей.

В «Верстах» есть цикл стихов, посвященных Блоку. Он для Цветаевой – «рыцарь без укоризны». Во Франции, где Цветаева прожила 14 лет, ока пишет свою «Поэму Лестницы» — одно из самых острых, антибуржуазных произведений, являющейся вершиной эпического творчества поэтессы. Но слаб поэт вдали от Родины. Цветаева верила, что только дома, она найдет истинных почитателей своего огромного таланта. И в 1939 г. Марина возвращается в Россию. Но на родине ее ожидали нищета, непечатание и семейные трагедии: арестованы ее дочь и муж С. Эфрон. Тяжела жизнь со своими терниями и ударами, но поэт живет словом и верой. Одним из последних произведений Цветаевой было стихотворение «Не умрешь, народ», которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя, которого при жизни ей так не хватало.

Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века

Над кабаком, где грехи, гроши,
Кровь, вероломство, дыры –
Встань, Триединство моей души, —
Лилия – Лебедь – Лира!
М. Цветаева

В стихах поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой главное – не слова, не их буквальное значение, а то, что за ними, то, к чему бегут строчки; то, к чему ведут стремительные рельсы-тире; то, к чему влечет скрытая в стихах стремительная интонация… Ее стихи разнообразны по мотивам и интуитивны: «Моим стихам, как драгоценным винам, // Настанет свой черед». И поэтесса оказалась права – это время настало.

Одна из моих любимых поэтесс 20 века родилась 26 сентября 1892 года в Москве:

Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась.

Рябина стала символом судьбы поэтессы, которая полыхала ярко, но недолго. Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Поэтому одной из ведущих тем в ее творчестве является Россия, родина, которая властно вошла в душу поэтессы широким полем и высоким небо. В стихах 1916-1917 годов много бесконечных дорог, быстро бегущих туч, багровых закатов, лиловых беспокойных зорь. А мир воевал, шла война – мировая, затем гражданская. Жалость и печаль переполняли ее стихи:

Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь –
Всю круглую воюющую Землю.
Бедствия народа – вот что прежде всего пронзило ее душу.

Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала Марину Цветаеву от революции:

Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила.

Это был плач, крик души. В 1921 году вышла первая книга поэтессы «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 году. Здесь воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей. Стихотворение «Не умрешь, народ» звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Читайте также  Обломов характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны

Поэзия Цветаевой – одно из ярких явлений русской литературы. Как и для любого поэта, для нее характерна тема поэта и поэзии. Марина Цветаева доказывает, что Поэтом нужно родиться. «Ребенок, обреченный быть Поэтом». Многие стихи ее посвящены воплощению Поэта именно в юных созданиях. Поэта Цветаева называла «странной особью человеческой», живущей с обнаженным сердцем и не умеющей легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает и смешон, и нелеп, и беспощаден в житейских ситуациях. Даже смерть Поэта, по Цветаевой, есть нечто больше, чем человеческая утрата. Особый атрибут настоящего слуги творчества – исключительная способность к любви.

В лирике Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе – вечер, в небе – тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки синий шар.

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, это означало бы для нее – вне жизни. Предчувствие сердечного переживания, ожидание, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния героини выражены с помощью многочисленных нюансов. Любовь может быть тиха, трепетна, нежна – и стихийна. При этом она всегда внутренне драматична.

Юная героиня с особой остротой ощущает изменчивость, пленительность каждого мига. Желание остаться в памяти любимого человека звучит, например, в стихотворении «Надпись в альбом».

Любовь никогда не становится для поэтессы безмятежной усладой. В этом чувстве женщина отстаивает свое право на поступок. Она решительна и бескомпромиссна и в утверждении, и в отрицании. Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Потому сами явления этого мира в сознании героини часто соединяются с образом обожаемого человека. Стихотворение «Строительница струн» показывает это:

И если гром у нас – на крышах,
Дождь – в доме, ливень – сплошь, —
Так это ты письмо мне пишешь,
Которого не шлешь.
Ты дробью голосов ручьевых
Мозг бороздишь, как стих…

Трагическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви. Главная драма заключается для лирической героини в «разминовении» душ, «невстрече». Два человека, предназначенных друг другу, вынуждены расстаться. Их может разлучить многое – обстоятельства, люди, время, невозможность понимания… Так или иначе, слишком часто героине приходится постигать «науку расставанья». Об этом говорится в стихотворении из цикла «Разлука»:

Меж нами не версты
Земные, — разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже –
Неотъемлим.

И все же любовь вечна, она, по мысли поэта, воедино слита с миром природы и искусства, поскольку является воплощением творческого начала бытия.

Цветаева не была равнодушной ни к людям, ни к жизни, всегда щедро делилась всем, что имела, — куском ли хлеба, стихом ли… Поэтесса не разделяет понятия «любовь» и «жалость», в ней сильно сознание того, что помочь должна она — и никто иной. Только в ее поэзии мог возникнуть образ из стихотворения «Пожалей…»: жалость к умершему настолько велика, что живой человек хоронит себя заживо рядом с ним, чтобы ему не было одиноко.

Любовь к людям, жалость, желание помочь – это Лилия.

Верность Цветаевой брала начало в ее гордости. Она перестала бы себя уважать, если бы предала – мужа ли, Родину ли, память ли о погибших, до конца выполнявших свой долг. И ее собственная верность долгу – это Лебедь.

А Лира – символ ее творчества. Цветаева сумела создать целый поэтический мир, в котором есть все: от «высокоторжественных немот до полного попрания души», от ее размышлений «о юности и смерти», от личных любовных переживаний до всемирных войн… Читая ее стихотворения, перед глазами проходит не только короткая, трагически закончившаяся, но наполненная чувствами судьба женщины, но и жизнь страны и мира в то «вероломное» время.

Марина Цветаева была Поэтом, именно с большой буквы, и все в ее жизни предопределено этим:

Чтоб под камнем что-то дрогнуло,
Мне ж – призвание как плеть –
Меж стенания надгробного
Долг повелевает – петь.

Художественный мир Марины Цветаевой

Нестерова И.А. Художественный мир Марины Цветаевой // Энциклопедия Нестеровых

Марина Цветаева являет собой уникальное явление в поэзии Серебряного века. Её стихи глубоки и многозначны. Они остаются удивительно актуальными и по сей день.

  1. Краткая биография Марины Цветаевой
  2. Особенности поэзии Марины Цветаевой
  3. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Идешь, на меня похожий»
  4. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравиться, что вы больны не мной»

Краткая биография Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Она всегда считала себя ребенком столицы, детищем города. Отец поэтессы был искусствоведом европейского масштаба. Мать была одаренным музыкантом, ученицей Рубенштейна. Она умерла от туберкулеза в 1906 году. Уже в 1909 Марина начала печататься. До Революции в России вышло три ее книги:

  • 1910 «Вечерний альбом»
  • 1912 «Волшебный фонарь»
  • 1913 «Из двух книг»

Поэтесса выходит замуж за С.Я. Эфрон в 1912 году. У них появляется на свет дочка Ариадна. В 1917 году её муж служит в белогвардейской армии офицером. После Революции он вынужден эмигрировать. Цветаева присоединяется к нему в Берлине лишь в 1922 году.

В 1925 году супруги уезжают во Францию Там они прожили 13 лет. В 1930 году муж Цветаевой подает прошение на получение советского паспорта. Уже в 1932 году она пишет свое знаменитое стихотворение «Россия». В 1939 году она возвращается в Россию. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

Приехав на родину, Цветаева не была принята в Союз Писателей. Она написала прошение о том, чтобы ее взяли посудомойкой в столовую для писателей в Чистополе.

Позднее Марина Цветаева была сослана в Елабугу, где покончила собой в 1941 году, повесившись на веранде собственного дома. Могила поэтессы находится в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.

Особенности поэзии Марины Цветаевой

Марина Цветаева считала себя поэтом чувства. Её произведения отличала лирическая погруженность в себя и отстраненность от реальной жизни, от исторических событий. В числе особенностей поэзии Цветаевой можно смело назвать необыкновенную личностную наполненность, глубину чувств и силу воображения. Именно это позволяло поэтессе сохранять единство жизни и творчества. На протяжении всей жизни Марина Цветаева черпала вдохновение из глубины собственной души.

Для творчества Марины Цветаевой характерна явная самодостаточность, творческая индивидуальность и эгоцентризм.

Об этом свидетельствует тот факт, что лирическая героиня у Цветаевой тождественная личности поэтессы.

Для поэтессы характерно раннее осознание того, что поэт и мир находятся в конфликте. Поэтому даже в ранних стихах Марины Цветаевой явно ощущается конфликт. Поэзия по ее мнению – вызов миру. В эпоху испытаний и соблазнов Цветаева видит себя в числе тех немногих, кто сохраняет преданность поэзии и свою индивидуальность в литературе.

В поэзии Цветаевой отчетливо видна линия противопоставления русской поэтессы и всему не русскому, а значит чуждому.

Главным противостоянием в художественном мире Марины Цветаевой является противостояние поэта и черни, творца и мещанина.

Читая стихи поэтессы, понимаешь, что её всю жизнь не отпускало абсолютное одиночество. Его природа проста – это постоянное противостояние с внешним миром. Кроме того, единению с окружающим миром мешает романтическое двоемирие поэтессы. Цветаеву все время преследует одиночество несбывшейся любви или дружбы.

Читайте также  Любовная лирика А. А. Ахматовой

Подчеркивая вечность противостояния, поэтесса обращается к истории, мифу. Многие сюжеты мировой культуры, вошедшие в её поэзию превращаются в иллюстрации к мистическим размышлениям, а герои всемирной истории превращаются в средства воплощения индивидуального «Я».

Поэзия Марины Цветаевой широка, многогранна. Она имеет огромный диапазон воздействия.

Марина Цветаева использует речевые контрасты. Так, в её стихах часто встречается противопоставление разговорной лексики и фольклора. Для её стихов характерно включение редко употребляемых слов, архаизмов и окказионализмов, как разновидности неологизмов.

В поэзии Цветаевой лексический контраст часто достигается путем использования иноязычной лексики, которая рифмуется с русскоязычными словами.

Что касается художественно-изобразительных средств, то у Марины Цветаевой часто встречаются неожиданные метафоры, экспрессивные эпитеты. Например стихотворение «Подруга»:

«Не расстанусь! – Конца нет!» И льнет, и льнет…
А в груди – нарастание
Грозных вод,
Нот… Надёжное: как таинство
Непреложное: рас – станемся!

В поэзии марина Цветаева широко использует инверсию. Эмоциональный накал стихотворений М.Цветаева повышает путем ритмической инверсии. Именно инверсия делает её стихи плавными, текучими. Ярким примером является стихотворение»Неподражаемо лжет жизнь»:

Неподражаемо лжет жизнь:
Сверх ожидания, сверх лжи.
Но по дрожанию всех жил
Можешь узнать: жизнь!

Кроме инверсии внимание литературоведов привлекает наличие в стихах Марины Цветаевой эллипсиса и неповторимой поэтической риторики. Уникальная поэтическая интонация, создаваемая искусным использованием пауз, дроблением лирического потока на выразительные, самостоятельные отрезки, варьирование темпа и громкости поэтической речи, графическое воплощение – все это особенности лирики Цветаевой.

Для поэтессы характерна живая, яркая символика. Огненные цвета являются главным атрибутом многих её образов. Что касается неправильных с точки зрения традиций переносов, то они часть особенного поэтического языка Марины Цветаевой. В её стихах меч приобретает дополнительное значение единства противоположностей. Плащ символизирует высокое ученичество, любовь и преданность. Главным проявление души Цветаевой в её стихах является «море». Оно – ведущий символ её души. Море у Цветаевой глубокое, неисчерпаемое, непостижимое и самодостаточное.

Образ поэта в творчестве Цветаевой всегда сопровождается крылатыми символами: орел, орленок. Изначально поэт не может гармонировать с окружающим миром.

Цветаева принимает свои заслуг на ниве поэзии. Она их не принижает и называет себя «товаркой», «правнучкой» А.С. Пушкина, если не равновеликой ему, то стоящей в одном с ним ряду. Поэт, по ее мнению, всегда являет собой работника, создателя чего-то нового. При этом, собственная смерть одна из постоянных тем её творчества.

Вся лирика Марины Цветаевой – это лирика эмиграции от мира, от жизни и от себя. Поэтессе неуютно в ее времени. «Время ее души» – это давно ушедшие, непостижимые эпохи.

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением, как культуры «серебряного века», так и всей истории русской литературы. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Идешь, на меня похожий»

Тема стихотворения «Идешь, на меня похожий» ни что иное как смерть. Однако смерть не как разрыв связи с внешним миром, а как некое отчуждение, при котором связь все таки сохраняется. На этот раз поэтесса представила себя давно умершей и обращающейся к случайному посетителю ее могилы.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!

Присутствие смерти в стихотворении подчеркивается следующими строками:

Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Земляника вкусная, красивая, но ядовитая, пропитанная трупными ядами. Смерть для героини не трагедия, так как умирают все рано или поздно. Можно предположить, что смерть – это единственное, что связывает и живых и мертвых. Цветаева считала, что человек будет продолжать жить, пока о нем хранится память.

В этом стихотворении в роли лирического героя выступает сама Марина Цветаева. Это одна из ключевых особенностей ее поэзии.

В данном стихотворении лирическая героиня независимая и непокорная.

Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

Поэтесса предстает перед нами как натура страстная и своенравная.

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились.

В четвертой строфе наивысший эмоциональный накал. Именно здесь слово «была» выделено авторским ударением.

Я тоже, была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Данные строчки звучат как зов, как восклицание. Но героиня не хочет опечалить прохожего. Поэтому мы читаем следующие строки:

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Конец стихотворения не печален. Героиня словно отгоняет печаль. Говоря о свете Цветаева подчеркивает, что ее героиня хотя и мертва, но все же видит свет.

Особенностью данного стихотворения является аллитерация. Она использована поэтессой с целью создания эффекта шепота.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Мне нравиться, что вы больны не мной»

Стихотворение написано в 1915 году. Оно отличается особым надрывом и обилием выразительных средств. Так, композиция стихотворения построена на антитезе, которая развертывается от первой строфы-тезиса к последней.

Первая строфа:
Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами.

Последние строки:
За то, что Вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не Вами.

Совпадение зачина и конца стихотворения свидетельствует о кольцевой композиции. Для стихотворения характерно обилие отрицаний. Они связаны с любовью, такой, какой ее видит, чувствует, понимает Марина Цветаева. Для неё любовь – это когда «шар земной плывет под ногами»., когда влюбленные «краснеют удушливой волной»,»гуляют под луной».

Он и Она представлены в двух параллельных мирах, не соприкасающихся друг с другом. Но эта отчужденность мнима, так как «. Вы меня – не зная сами! –Так любите: за мой ночной покой. «. Сама героиня бережно хранит в памяти каждый момент проведенный с ним вместе. Она сожалеет, что не будет » гуляний под луной», «солнца у на над головами».

Эмоциональная напряженность последних строк, анафоры придают всем отрицаниям обратный смысл.

Сочинение на тему: Темы и образы лирики М. Цветаевой

Темы и образы лирики М. Цветаевой

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

План

I. Трагичность судьбы поэта.

II. Исповедальность лирики М. Цветаевой.

1. Любовная лирика.

2. Жизнь в эмиграции. Тоска по родине.

3. Стихи, посвященные любимым поэтам.

III. Поэт умирает, поэзия остается.

Марина Цветаева удивительная женщина. Ее судьба была сложной, трагичной и жестокой. Если говорить о поэтах-женщинах, то, наверное, Марина Цветаева, как и Анна Ахматова, принадлежит к тем немногим русским поэтам, которых будут читать и в третьем тысячелетии. Цветаева своей жизнью доказала, что горе – это не позор, а несчастье и гордость могут идти рядом. И еще один великий урок: хороший мастер может отточить свое мастерство и усовершенствовать его, несмотря на ужасные условия быта. Может быть, никто из русских писателей не был так унижен, как Мандельштам и Цветаева. Прав Б. Чичибабин: «Вошло в закон, что на Руси при жизни нет житья поэтам».

Символом судьбы в поэзии Цветаевой была рябина: такая же горькая и пылающая!

Марина Цветаева была бесконечно талантлива. Один из своих очерков она назвала «Герой труда». Она и сама была героем труда и каждой своей строкой, каждой мыслью утверждала его величие и необходимость для человека-творца.

Читайте также  Краткое содержание Тарас Бульба Гоголя Н.В.

Стихи М. Цветаевой можно назвать исповедью. Это своеобразный поэтический дневник. Под каждым стихотворением стоит дата: число, месяц, год; каждое стихотворение рассказывает о мимолетных ощущениях, переживаниях, событиях в жизни поэтессы.

Поэзия Цветаевой напоминает маленькие музыкальные пьесы. Ранние стихотворения тяготеют к традиционно-классическому стиху. Зрелая Цветаева – это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы.

На старость лет.

1911 год – счастливый год в жизни Марины Цветаевой. Именно в этом году в Крыму она знакомится с Сергеем Эфроном. Ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи о любви. Именно он вдохновлял на создание прекрасных стихов о любви.

Читая стихи Цветаевой, мы переживаем вместе с ее героиней, которой не всегда везет в любви, но она всегда остается гордой, честной, независимой, как и сама Цветаева.

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Если сказать, что Цветаева любила мужа, это значит почти ничего не сказать: она его боготворила. Лирика поэтессы годов революции и гражданской войны, когда она была вся поглощена ожиданием вести от Сергея Эфрона, проникнута печалью и грустью. «Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью».

В 1922 году Цветаева уезжает за границу. Семнадцать лет эмиграции оказались бедой, несчастьем, тоской. Нищета, унижение, бесправие окружили поэтесу со всех сторон. Ее письма и стихи тех лет потрясают как глубиной отчаянья, так и силой надежды, все же никогда не покидавшей Цветаеву.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно рябина…

М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех, живущих в это время. Поэтесса была хорошо знакома с В. Брюсовым, М. Волошиным, В. Маяковским, Б. Пастернаком и другими поэтами. Им она посвящала свои стихи. Но особенной любовью проникнуто стихотворение, посвященное А. Блоку, с которым поэтесса не встречалась, но посвятила ему цикл стихотворений.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Всю жизнь, начиная с детства, М. Цветаева преклонялась перед гением Пушкина, которому посвятила свое первое стихотворение и создала цикл произведений «Стихи к Пушкину». Именно ей принадлежат очерки «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев».

Для Цветаевой поэзия – это тайна, это волшебство, это диалог поэта со всем миром. Тема любви, жизни и смерти, творчества звучат как исповедь сильной женщины. Поэт умирает – его поэзия остается. Поэзия Марины Цветаевой останется вечной. Пророчество поэтессы исполнилось: ее стихам «настал свой черед».

Сочинение Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века (по творчеству Марины Цветаевой)

Над кабаком, где грехи, гроши,

Кровь, вероломство, дыры –

Встань, Триединство моей души, —

Лилия – Лебедь – Лира!

В стихах поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой главное – не слова, не их буквальное значение, а то, что за ними, то, к чему бегут строчки; то, к чему ведут стремительные рельсы-тире; то, к чему влечет скрытая в стихах стремительная интонация… Ее стихи разнообразны по мотивам и интуитивны: «Моим стихам, как драгоценным винам, // Настанет свой черед». И поэтесса оказалась права – это время настало.

Одна из моих любимых поэтесс 20 века родилась 26 сентября 1892 года в Москве:

Рябина стала символом судьбы поэтессы, которая полыхала ярко, но недолго. . . Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Поэтому одной из ведущих тем в ее творчестве является Россия, родина, которая властно вошла в душу поэтессы широким полем и высоким небо. В стихах 1916-1917 годов много бесконечных дорог, быстро бегущих туч, багровых закатов, лиловых беспокойных зорь. А мир воевал, шла война – мировая, затем гражданская. Жалость и печаль переполняли ее стихи:

Бессонница меня толкнула в путь.

— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –

Сегодня ночью я целую в грудь –

Всю круглую воюющую Землю!. .

Бедствия народа – вот что прежде всего пронзило ее душу.

Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала Марину Цветаеву от революции:

Белый был – красным стал:

Красным был – белым стал:

Это был плач, крик души. В 1921 году вышла первая книга поэтессы «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 году. Здесь воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей. Стихотворение «Не умрешь, народ» звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой – одно из ярких явлений русской литературы. Как и для любого поэта, для нее характерна тема поэта и поэзии. Марина Цветаева доказывает, что Поэтом нужно родиться. «Ребенок, обреченный быть Поэтом». Многие стихи ее посвящены воплощению Поэта именно в юных созданиях. Поэта Цветаева называла «странной особью человеческой», живущей с обнаженным сердцем и не умеющей легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает и смешон, и нелеп, и беспощаден в житейских ситуациях. Даже смерть Поэта, по Цветаевой, есть нечто больше, чем человеческая утрата. Особый атрибут настоящего слуги творчества – исключительная способность к любви.

В лирике Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе – вечер, в небе – тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Держат маленькие ручки синий шар.

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, это означало бы для нее – вне жизни. Предчувствие сердечного переживания, ожидание, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния героини выражены с помощью многочисленных нюансов. Любовь может быть тиха, трепетна, нежна – и стихийна. При этом она всегда внутренне драматична.

Юная героиня с особой остротой ощущает изменчивость, пленительность каждого мига. Желание остаться в памяти любимого человека звучит, например, в стихотворении «Надпись в альбом».

Любовь никогда не становится для поэтессы безмятежной усладой. В этом чувстве женщина отстаивает свое право на поступок. Она решительна и бескомпромиссна и в утверждении, и в отрицании. Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Потому сами явления этого мира в сознании героини часто соединяются с образом обожаемого человека. Стихотворение «Строительница струн» показывает это:

И если гром у нас – на крышах,

Дождь – в доме, ливень – сплошь, —

Так это ты письмо мне пишешь,

Которого не шлешь.

Ты дробью голосов ручьевых

Мозг бороздишь, как стих…

Трагическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви. Главная драма заключается для лирической героини в «разминовении» душ, «невстрече».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: