Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

«Каменный гость»: вечный образ Дона Жуана в творчестве русского гения

Меню статьи:

Творчество Александра Сергеевича – многогранное и часто непредсказуемое. Пушкин славился всесторонней образованностью. В произведении «Каменный гость» русский писатель обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Зарубежная и русская литература считают образ этого героя нарицательным. В основе сюжета пушкинского шедевра лежит известная легенда о наказании Дона Жуана. Согласно этому сказанию, ветреного героя наказала ожившая каменная статуя. Между тем, Александр Сергеевич пользуется новаторскими приемами, описывая образ Дона Жуана. Например, автор изменяет имя персонажа. В пушкинском тексте фигурирует имя Дон Гуан.

О ключевом персонаже произведения

Пушкин изображает Дона Гуана противоречивым персонажем. Герой одновременно сочетает в себе благородные черты, элементы расчетливости, эгоизма. Дон Гуан поступает эгоистично, потому что привык задумываться только о своих капризах. Однако Дона Гуана читатель не причислит ни к категории безнравственных людей, ни к нравственно чистым личностям. Герой – это образ, существующий отдельно от окружающей среды, от мира. Дон Гуан похож на кота, который гуляет сам по себе.

О, Дон Гуан красноречив — я знаю,
Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили.

О сюжетной основе и смысле текста

Русский гений выстраивает простой сюжет. Герой пьесы входит в потусторонний мир. Это происходит не по воле Дона Гуана. Причина случившегося несчастья – ветреный и разгульный образ жизни пушкинского персонажа. Герой рассказывает о своих чувствах героине. Донна Анна терпеливо выслушивает Дона Гуана. Анна считает, что Дон Гуан изменился. Женщина уверена: причина чудесных перемен – ее любовь. Из-за любви Анны мировоззрение повесы изменилось в лучшую сторону.

Писатель изображает сцену поцелуя Анной возлюбленного – Дона Гуана. В этот момент на сцене появляется каменная статуя. Это Командор. Статуя прикасается рукой к повесе и убивает Дона Гуана.

Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!

Литературоведы придерживаются мнения, что анализировать пушкинский текст нельзя без упоминания образа статуи. Таким образом, для начала необходимо раскрыть смысл фигуры Командора. Образ статуи наделен символическими смыслами. Статуя олицетворяет судьбу человека, рок, перст судьбы. Пушкин не случайно пишет о рукопожатии статуи, то есть намекает на мотив перста, руки. Дон Гуан прожил развратную и нечестную жизнь, поэтому герой не может быть счастливым.

Из истории написания «Каменного гостя»

Пушкин закончил работать над своим произведением в 1830-м. Этот период творчества русского писателя называется Болдинской осенью. Осенний сезон, пребывание в Болдино считается самым плодотворным в литературной жизни автора. Однако сюжет «Каменного гостя» поэт придумал заранее. Произведение напечатали посмертно – в 1839-м. Пьеса вышла на страницах сборника «Сто Русских Литераторов».

Какими литературными источниками пользовался писатель?

Александр Сергеевич получил всестороннее образование. Пушкин читал комедии Мольера, знакомился с операми Моцарта. Оба автора использовали в своем творчестве образ Дона Жуана. Этот же образ вдохновил и русского писателя. Оперу венского музыканта, в частности, автор упоминает в эпиграфе к своему тексту.

Произведение «Скупой рыцарь» считают первым текстом из цикла с драматическими этюдами Пушкина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Произведения французского автора и Моцарта основываются на известном сюжете о легендарном развратнике по имени Дон Жуан. Это традиционный сюжет, который повествует о наказании повесы за нечестивую жизнь. Статуя – каменный гость – выступает в тексте в роли перста судьбы. Командор оживает, подходит к герою и низвергает Дона Жуана в пламя Ада. Русский же автор задался целью сформировать новый характер, опираясь на традиционный сюжет.

О характерах персонажей и конфликте текста

Образ Дона Жуана

Пьеса принадлежит к пушкинскому циклу под названием «Маленькие трагедии». Этот цикл посвящен литературному исследованию психологии персонажей. Центральный персонаж этого произведения – Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан). Герой отличается комплексом черт: ветреность, склонностью к любовным приключениям, искренностью. Дон Жуан легко увлекается женщинами. Мужчина смелый, благородный, но также расчетливый. Герой – творческая натура: пишет стихи. Впоследствии Лаура положила поэзии Дона Жуана на музыку.

Благодарим, волшебница. Ты сердце
Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия… взгляни:
Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость.
Второй
Какие звуки! сколько в них души!
А чьи слова, Лаура?
Лаура
Дон Гуана.

Их сочинил когда-то
Мой верный друг, мой ветреный любовник.

Черты характера главного героя

Противоречивость характера центрального персонажа произведения, между тем, не развивает внутренний конфликт. Дон Жуан отличается искренностью – по крайней мере, читателям кажется, что герой искренний. Дон Жуан говорит Анне, что она – единственная женщина, которую он когда-либо любил. Но правду ли говорит герой? Дон Жуан всю жизнь обманывал женщин, использовал девушек для услады. Читатель не понимает, насколько серьезен герой в этот раз.

Дон Гуан
Случай, Дона Анна, случай
Увлек меня. — Не то вы б никогда
Моей печальной тайны не узнали.
Дона Анна
И любите давно уж вы меня?
Дон Гуан
Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово “счастье”.

Специфика внешнего конфликта произведения

Внутренний конфликт в душе героя не возник. Однако пьеса не способна существовать без внешнего конфликта, это требование развития сюжета. Дон Жуан прославился как дуэлянт. Участие в многочисленных дуэлях повлекло за собой изгнание героя. Ключевым стал поединок Дона Гуана и командора. Убийство командора вызвало приход каменной статуи, утащившей Дона Гуана в адскую бездну.

Характеристика образа слуги

Слугу в пушкинском произведении зовут Лепорелло. Образ этого персонажа – это повторение комедийного характера родственных Лепорелло фигур. В литературе уже существовали похожие образы. Герой отличается трусливостью. Лепорелло не поддерживает любовные приключения, интриги Дона Гуана. Писатель говорит, что слуга страдает из-за нравственных мучений. С одной стороны, Лепорелло боится перечить хозяину. Но с другой стороны, слуга осуждает Дона Гуана и его безнравственную жизнь.

И слава Богу.
Чем далее, тем лучше. Всех бы их,
Развратников, в один мешок да в море…

Характеристика образа Дона Карлоса

Образ Дона Карлоса тоже играет большую роль в пушкинском произведении. Этот герой участвует в развитии действия пьесы. Дон Гуан в свое время убил брата Дона Карлоса. Это обстоятельство объясняет неприязнь, даже ненависть, которую герой испытывает к Дону Гуану.

Лаура
Что? что Гуан на поединке честно
Убил его родного брата? Правда: жаль,
Что не его…

О родственных связях Дона Карлоса читателю остается только догадываться. Например, существует предположение, что Дон Карлос и Дон Альвар – братья. Дон Альвар, в свою очередь, командор, которого убил Дон Гуан, приходится мужем Донне Анне.

Характеристика образа Лауры

Пушкин вводит образ Дона Карлоса, чтобы продемонстрировать характеры Лауры и Дона Гуана. Лаура видит остывшее тело. Только что девушка клялась Дону Карлосу в своих искренних чувствах. Но вот проходит минута, и героиня уже занята дилеммой, куда же спрятать труп. Лаура – это образ авантюристки.

Что там?
Убит? прекрасно! в комнате моей!
Что делать мне теперь, повеса, дьявол?
Куда я выброшу его.

Авантюризм роднит Лауру с Доном Гуаном. Герой же, не думая ни секунды, соглашается на вызов оскорбленного брата Дона Альвара. Дон Гуан готовится к неминуемой и скоропалительной дуэли.

Характеристика образов женщин

Александр Сергеевич приводит и другие образы в этом произведении. Например, три женщины, упоминаемые в тексте, тоже помогают раскрыть характер ключевого героя произведения. Читатель понимает, что эти три женщины – лишь капля в море разбитых сердец для Дона Гуана.

Образ Инезы

Первую женщину зовут Инезой. Дон Гуан называет девушку бедной. Судьба Инезы тяжела: ранняя смерть. Вероятно, героиню убил суровый негодяй-муж. Дон Гуан видит в Инезе мало истинно прекрасных черт. Девушка описана бледной, с помертвелыми губами, тихим, слабым и больным голосом. Единственное, что выделялось в облике героини, – чернота глаз и пронзительный взгляд. Эти изюминки покоряют Дона Гуана. Повеса грустно и нежно вспоминает об умершей любовнице.

Инеза! — черноглазая… о, помню.
Три месяца ухаживали вы,
За ней; насилу-то помог лукавый…

Образ Лауры

Вернемся еще раз к фигуре Лауры. Девушка тоже была любовницей ветреного красавца. Однако нрав Лауры похож с нравом Дона Гуана. Героиня отличается любовью к свободе. Девушка живет беззаботной жизнью, поступает так, как хочет. Лаура может позволить себе делать лишь то, что нравится.

Лаура – одаренная артистка. Игра девушки вдохновенная, интуитивная, чувственная. Героиня выбирает мужчин по тем же принципам – по велению сердца, по вдохновению. С любовниками Лаура ведет себя правдиво и искренне. Дон Карлос тоже становится любовником красавицы. Оказывается, Лаура очень любила Дона Гуана, поэтому и выбрала Карлоса. Мужчина напоминал девушке бывшего возлюбленного. Лаура с Доном Гуаном не верны друг другу, но не скрывают этого. Отношения актрисы и повесы перешли в разряд дружбы. Героев объединяет духовное родство, схожесть характеров.

Образ Анны

Писатель изображает Анну благочестивой женщиной, которая верна мужу. Анна уважает супруга и желает быть достойной его. Когда Дон Гуан убивает Дона Альвара, Анна не ощущает неприязни к злодею. Напротив, героиня заигрывает с убийцей, соглашаясь на ухаживания Дона Гуана. Характер Анны отличается скромностью, искренностью, но также и страстностью. Страсть пытается вырваться из души девушки: Анна не может противиться влечению к коварному соблазнителю. Внезапно на героиню нахлынула волна чувств к Дону Гуану.
Пушкин говорит о наивности девушки, которая верит в чувства красавца-повесы. Однако Анна порой обращается к иронии.

И я поверю,
Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой.

Дон Гуан понимает, что Анна пробудила в нем действительно глубокие эмоции. Герой ведет себя с девушкой очень искренне. Однако Пушкин не говорит, правдивы ли чувства Дона Гуана. Лишь читатель может судить об этом.

…Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю…

О сюжете и композиции пьесы

Пушкин написал произведение, которое включает четыре сцены. Каждая сцена раскрывает определенные черты персонажей. Пьеса отличается психологизмом. Поначалу читатель негативно относится к Дону Гуану. В первых сценах герой предстает ловеласом и убийцей-дуэлянтом. Однако позже Пушкин раскрывает личность Дона Гуана в новых гранях. Герой – поэт, тонко чувствующий мир. Дон Гуан по-своему страдает. Эти черты порождают сочувствие в душах читателей. Характер персонажа проявляется с помощью образов женщин: Инезы, Лауры и, наконец, Анны.

Читайте также  Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Последняя сцена показывает Дона Гуана в новом свете. Ветреный герой, ранее неспособный не стабильные чувства, теперь ощущает счастье. Дон Гуан полюбил женщину. До этого момента герой ощущал лишь влюбленность, но не любовь. В заключительной сцене Дон Гуан, готовый к чистым отношениям, принимает гибель от руки собственного прошлого.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» – одно из самых известных произведений в прозе, яркое явление в литературе XIX века. Предлагаем читателям ознакомиться с ее описанием

Структурно, кульминация и развязка произведения – это одно и то же. Эта черта отличает все «Маленькие трагедии» русского автора. Произведение лаконично, содержательно объемно, драматично. Пушкин оставляет некую недосказанность, поэтому читатель интерпретирует некоторые части сюжета по-своему.

Дон Жуан: соблазнитель, живущий в веках

Севильский озорник: Дон Жуан в Испании и Франции

Первым о Дон Жуане написал испанский драматург Тирсо де Молина, который сделал его главным героем пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость». Его Дон Хуан – коварный соблазнитель, готовый на любые ухищрения, чтобы добиться желанной женщины. Он не заботится о последствиях своих поступков, походя убивает мужчин, подставляет друзей, предает женщин. Кажется, ему доставляет удовольствие вызывать ненависть мужчин и печаль брошенных женщин. Рефреном звучат его слова, что впереди у него еще долгая жизнь, и есть время покаяться. В дополнение, Дон Хуан Тенорио – сын оберкамергера, одного из советников короля.

Притворившись маркизом де ла Мотой, Дон Хуан проникает к донне Анне. В комнату врывается отец девушки, командор, но дворянин убивает его в поединке. Позже в церкви он видит статую убитого, дергает ее за бороду и приглашает на ужин. Через некоторое время Командор является, делит с дворянином стол и приглашает в гости к себе.

Дон Жуан и статуя Командора

Хотя Дон Хуан напуган, он приходит ночью в церковь. Командор встречает его. Из гробовой доски делают черный обеденный стол, на трапезу подают змей и насекомых, вместо вина пьют уксус, за столом прислуживают лакеи-призраки, замогильный хор поет о скорой смерти. В конце концов, Командор берет дворянина за руку и утаскивает его в преисподнюю. Тем временем к королю являются все обиженные Дон Хуаном. Для них все кончается хорошо – они возвращаются к любимым или находят новую любовь. А дон Диего Тенорио проклинает распутного сына.

Пьеса Тирсо де Молина была впервые опубликована в 1630 году, но написана раньше. Предположительно, в 1616 году, когда ее автор жил в Севилье. Пьеса заложила канон, которому следовали авторы большинство продолжений. Здесь ключевые герои – Дон Жуан, его слуга, донна Анна, командор.

Впрочем, на сцене Анна не появляется – ее реплики звучат за сценой. Она раскрыла обман Дон Хуана до того, как он успел ее соблазнить. В финале его слуга Каталинон передает это королю, что позволяет донне Анне воссоединиться с женихом де ла Мотой.

Трусоватого слугу, который недоволен господином и сочувствует его жертвам, здесь зовут Каталинон. Мольер назовет – Сганарелем, а в XVIII веке он получит «каноничное» имя Лепорелло.

Слуга Сганарель

Здесь же появляется соперник Дон Жуана дон Октавио. У Тирсо де Молина он – жених неаполитанской дворянки Изабеллы. Позднейшие драматурги уберут из сюжета испанского автора Изабеллу и жениха Анны де ла Моту, сделав Октавио женихом донны Анны. В «Севильском озорнике» впервые появилась сцена, где соблазнитель появляется на крестьянской свадьбе и пытается овладеть невестой.

Образ соблазнителя вошел в европейскую культуру. Через 40 лет о нем написал английский драматург Шедуэлл. Во Франции о севильском соблазнителе написал Мольер («Дон Жуан, или Каменный пир»). Его Дон Жуан – циник, не верящий ни во что, кроме того, что видит. В финале небо через образы призрака и времени дает ему шанс покаяться, но он его отвергает.

Он искренне влюбляется в женщин, но каждая вскоре ему надоедает, поэтому он, не стесняясь, бросает их. На многих он был женат. Ему не чужды благородные порывы – он, не раздумывая, бросается на помощь человеку, отбивающемуся от нескольких разбойников. В конце Дон Жуан притворно кается перед своим отцом и заслуживает его прощение. После этого насмешливо произносит монолог о добродетели лицемерия. Отныне он будет осуждать всех вокруг и заработает тем самым репутацию человека строгих правил, внутри оставаясь собой.

Мольер ввел в историю севильского соблазнителя новую героиню – Эльвиру. Это дворянка, на которой Дон Жуан женился, но которая ему наскучила, как и другие женщины. В пьесе ему приходится спасаться от мести ее братьев. В последней своей сцене Эльвира прощает мужа и объявляет об уходе в монастырь.

Верный слуга Дон Жуана носит у Мольера имя Сганарель. Это добродушный человек, которого пугают выходки его господина, но который боится противостоять ему открыто. Пока Дон Жуана нет, он пытается образумить влюбленных в него крестьянок. Он верит в искренность раскаяния хозяина, радуется ему и приходит в ужас, что оно было ложным. В финале он остается подвести итог: что Дон Жуана больше нет лучше для всех кроме Сганареля, который остался без жалования.

Итальянские авторы заметили, что действие пьесы Тирсо де Молина начиналось в Неаполе, где Дон Хуан соблазнил герцогиню Изабеллу. В 1736 году вышла пьеса Карло Гольдони «Дон Джованни, или Распутник», действие которой разворачивалось в Неаполе. Джованни попадает в этот город и пытается соблазнить жену бывшего слуги Ратацци, но терпит неудачу. В финале неаполитанцы прославляют Габриэллу и Ратацци.

В этот же город перенес историю соблазнителя Марио Антонио Серсале в пьесе «Каменный гость». У него дон Джованни – племянник Пьетро Тенорио, командира гвардии короля Неаполя. Пьеса сохранилось только в пересказе.

«Плащ Совести», или Легендарный испанец Дон Хуан де Тенорио в творчестве мастеров

Дон Жуан (правильнее Дон Хуан, также встречается Дон Джованни и Дон Гуан (исп. Don Juan, итал. Don Giovanni)) — легендарный испанец.

Прототипом легендарного Дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан де Тенорио. Гордый испанский аристократ безумно отважен, дерзок и безнравственен. Всю свою жизнь он посвятил поискам чувственных удовольствий. Его любовные похождения, насилие и дерзкие дуэли держали в ужасе всю Севилью. Ради обладания женщиной дон Хуан попирает не только земные, но и божеские законы. Помимо аристократок и простолюдинок он соблазняет даже монашек. Для католической Испании — это особо крамольное действие.

Его смелые любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга, короля Каслилии Педро I (1350-1369), долго наводили ужас на Севилью, пока убийство Хуаном командора дона Гонзаго де Ульоа не положило конец терпению.

Предаваясь вместе с королем распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и монахи-францисканцы решили сами наказать его. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью, в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.

С течением времени тип изменяется по мере смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную форму, ставшую причиной его популярности.

Дон Жуан наравне с Дон Кихотом, Фаустом, Гамлетом является так называемым «вечным образом» в литературе, то есть этот образ приобрел общечеловеческое значение. Это имя вышло далеко за рамки литературного произведения и употребляется не только применительно к литературному персонажу. Его имя стало нарицательным, часто употребляется в роли эпитета.

В общечеловеческом понимании «донжуан» — распутник, волокита, соблазнитель, разбивающий женские сердца. Наивысший эмоциональный подъем многие «донжуаны» испытывают именно в момент соблазнения и преодоления препятствий. А когда женщина, наконец-то, уступает их домогательствам, они теряют к ней всякий интерес. А многие мужчины считают комплиментом услышать в свой адрес «донжуан». Хотя, по правде говоря, это и неудивительно, ведь зачастую распутство гораздо привлекательней добродетели. Кстати, в Севилье даже установлен памятник дону Хуану де Тенорио — распутнику, прославившему Севилью на весь мир.

Тирсо де Молина (1583-1648), создал первую пьесу о Дон Хуане — страстном любовнике и дуэлянте, который был страшно наказан за свои бесчинства Божественным Провидением. Образ Дона Хуана становится популярным именно в эпоху барокко. Этот герой одержим невиданными страстями, он сам олицетворение телесной, природной мощи. Но одновременно — он одинокий скиталец, обреченный быть игрушкой своих страстей и злой судьбы. Впоследствии Дон Хуан (Дон Жуан) стал вечным образом мирового искусства. К нему обращались Мольер, Моцарт, Байрон, Пушкин. Дону Жуану посвящено более 140 произведений.

И была у Дон-Жуана — шпага,
И была у Дон-Жуана — Донна Анна.
(М.Цветаева)

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста.
(Н.Гумилёв)

Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец.
Дон Карлос (А.С. Пушкин, «Каменный Гость»)

Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
Безропотно отдам я жизнь.
Дон Гуан (А.С. Пушкин, «Каменный Гость»)

Не обошел образ Дона Жуана и кинематограф:

Владимир Высоцкий («Маленькие трагедии»)

Джонни Депп («Дон Жуан де Марко»)

Нодар Мгалобшвили («Исповедь Дона Жуана»)

Жак Вебер («Дон Жуан»)

Широко обыгран образ Дона Жуана в творчестве живописцев:

Дон Жуан и Донна Анна (И.Е.Репин)

Карлос Саенс Де Техада (Дон Жуан. Иллюстрации)

Певец Франсиско д’Андраде в образе дона Жуана в одноимённогй опере Моцарта (Макс Слефогт)

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Понтий Пилата

Гайдэ находит Дон Жуана, акварель (Мэдокс Браун Форд)

Дон Хуан и статуя Командора (А.Э.Фрагонар)

Дон Жуан (Себастьян Бурдон)

Дон Жуан (Сальвадор Дали)

Декорация для встречи дон Жуана и донны Инес (эскиз для Дон Жуана Тенорио) (Сальвадор Дали)

Дон Жуан покидает донну Анну (Адольф фон Менцель)

И напоследок «Плащ Совести» статуя посвященная призрачному Командору у входа в старинный пражский Сословный театр (Анна Хроми)

Надеюсь, было интересно.

Вся информация, фото и картины взяты в интернете.

Образ Дон Жуана в мировой литературе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

ОБРАЗ ДОН ЖУАНА
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Описание слайда:

Истоки образа
Испанская легенда о Дон Жуане (Дон Хуане) — одна из знаменитейших средневековых легенд. В Испании Дон-Хуан считается одним из самых популярных литературных персонажей всех времен и народов. Его образ вдохновил многих классиков мировой литературы от Мольера до Пушкина и продолжает эволюционировать вплоть до наших дней, без конца изменяясь. жизни (1265 — 1321). О Дон Жуане писали Тирсо де Молина и да Понте, Мольер и Мюссе, Байрон и Гофман, Мериме, Пушкин, А. К. Толстой, Блок, Брюсов, Цветаева, Ахматова, Чапек, Шоу, Леся Украинка и многие другие.

Описание слайда:

Легенда о средневековом ловеласе, соблазнителе и нарушителе всех моральных норм возникла в Испании много столетий назад и долго жила лишь в народном фольклоре — в балладах Галисии и Кастилии-Леона. Между тем некоторые исследователи утверждают, что Дон Хуан Тенорио — лицо историческое. Он якобы упоминается в хрониках и списках рыцарей при дворе кастильского короля Педро Жестокого, царствовавшего в XIV столетии. По преданию, Дон Хуан убил однажды на поединке благородного дона Гонсало де Ульоа, защищавшего честь своей дочери. Люди убитого заманили соблазнителя в монастырь и закололи. Чтобы скрыть убийство, они распространили слух о том, будто дон Хуан был низвергнут в ад оскорблённой им статуей дона Гонсало.

Описание слайда:

Тирсо де Молина
ТИРСО ДЕ МОЛИНА (Tirso de Molina) (наст. имя Габриель Тельес, Tellez) (1571 или ок. 1583-1648), испанский драматург. Эстетические принципы ренессансной драмы сочетал с духом барокко. Пьесы на исторические («Мудрость женщины», 1634), агиографические сюжеты, комедии («Дон Хиль Зеленые штаны», 1635; «Благочестивая Марта» 1636), религиозно-философские драмы («Осужденный за недостаток веры», 1634), аутосакраменталь. Драма «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) — первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане.

Описание слайда:

Трактовка Тирсо де Молина
Формально создателем классического литературного образа Дон Жуана считается испанский монах Габриель Тельес, издавший в 1630 году под псевдонимом Тирсо де Молина нравоучительную комедию в трех действиях «Севильский озорник, или Каменный гость» («Burlador de Sevilla у Convidado de Piedra»)

Описание слайда:

В пьесе де Молина Дон Хуан после ряда любовных приключений пробирается под видом своего друга, маркиза, к его невесте донне Анне. Обман раскрывается. Прибежавший на крик отец, командор, убит. Дон Хуан спасается бегством, во время которого успевает соблазнить крестьянку Аминту. Возвратившись в Севилью, он случайно попадает на могилу командора. Прочитав надпись, грозящую местью убийце, Дон Хуан хватает за бороду статую и приглашает её на ужин. Та является и в свою очередь зовёт дона Хуана к себе. Верный данному слову, дон Хуан приходит на могилу. После адской трапезы оба проваливаются.

Описание слайда:

У Тирсо де Молина Дон Хуан — соблазнитель, которого не столько влечет наслаждение, сколько борьба за подчинение женщины его воле. Лёгкие победы ему безразличны. Хищник и завоеватель, авантюрист и дуэлянт, он наделен всеми свойствами идеального дворянина: красотой, храбростью, чувством чести. Он не вольнодумец и не безбожник, а лишь аморальный упрямец, который знает, что за его грехи неотвратимо последует расплата, но не останавливается в своих распутных похождениях и не приносит должного раскаяния, полагая, что у него еще достаточно времени. Такой характер мог появиться только в эпоху Возрождения, на пороге нового времени; таким он и вошёл в последующую литературу.

Описание слайда:

Жан Батист Мольер
МОЛЬЕР (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. театра.

Описание слайда:

ТРАКТОВКА МОЛЬЕРА
История бессердечного обольстителя у Мольера разработана в сатирическом ключе.
Герой Мольера обаятелен, храбр и остроумен. Среди героев комедий Мольера Дон Жуан самый привлекательный. Ему чужда назойливость, а ханжество у артистичного дворянина выглядит грациозно. Радостное жизнелюбие героя особенного свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себя избранником, которому ничего не стоит остановить время, сделать врага другом, покорить в миг любую красавицу.

Описание слайда:

В пьесе автор выстраивает для своего героя удивительно обыденный мир, пока не появляется статуя командора и не делает свое дело. Однако тема каменного командора, посланного силами ада, не может быть понята только как тема небесного правосудия. Оживший истукан — традиционная для литературы ситуация вторжения злых сил в мир людей и опустошение их душ.
Игра Дон Жуана с мертвым командором, грозной статуей — это такая же игра, которую ведет герой на земле и готов вести в мирах иных. Мольеровский интеллектуал не верит в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь имеют величайшее значение. Наказание, постигшее Дон Жуана, — это по существу кара за слепоту, за высокомерие, обернувшееся смертным грехом».

Описание слайда:

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», 1814; сказки «Крошка Цахес», 1819, «Повелитель блох», 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения Кота Мурра», 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман («Крейслериана»), Ж. Оффенбах («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский («Щелкунчик»), в 20 в. — П. Хиндемит («Кардильяк»).

Описание слайда:

Трактовка Гофмана
Для немецкого романтика Дон Жуан — мятущийся герой, трагически переживающий разлад между идеалом и действительностью. Разрушая счастье ближнего, довольствующегося мещанскими добродетелями, он в неутоленной тоске безуспешно стремится через наслаждения достичь в земной грешной жизни того, что «живет в нашей душе как предвкушение неземного блаженства».
Баловень судьбы, одаренный проницательным умом, мощным и прекрасным телом, возвышенной душой; человек высшей породы, поднимающийся над толпой, он рожден, чтобы побеждать и властвовать.

Описание слайда:

Вечное стремление его к высокому, неопределенному направлено дьявольским искушением в сторону любви. Но горькое разочарование ждет Дон Жуана на этом пути. Жизнь кажется пошлой и низкой.
Это — месть неведомой силе, вложившей в человека жажду недосягаемого идеала. Дон Жуан гибнет. Гофман оправдывает Дон Жуана «высшими» мотивами «гениальной личности», которой все позволено.

Описание слайда:

Трактовка А.С.Пушкина
При всем своеобразии пушкинской трактовки она восстанавливает некоторые детали как пьесы Тирсо де Молины — заглавие и выходящий на первый план мотив расплаты, так и античного мифа о мстящей статуе. То, что нередко воспринималось как особая дерзость и рискованность пушкинского замысла, свидетельство особой безнравственности его героя, — приглашение Дон Гуаном Командора, превращенного Пушкиным из отца в мужа Доны Анны, позволило ввести в пьесу мотив мести из ревности, коль скоро статуя разъединяет влюбленных. Мотив мстящей статуи, разлучающей влюбленных в «Каменном госте», оказывается особенно выразительным в связи с тем, что при расплате присутствует именно Дона Анна, а не слуга Лепорелло (как у Моцарта) или Сганарель (как у Мольера).

Описание слайда:

В отличие от пушкинского «Каменного гостя», в большинстве интерпретаций мифа после пьесы Тирсо де Молины, имевшей двойное заглавие, в названиях сохраняется «Дон Жуан», а «Каменный гость» опускается (исключение — комедия Мольера) и тем самым как бы приглушается мотив расплаты.

Описание слайда:

В отличие от многочисленных предшественников Пушкин впервые дал реалистическую трактовку образа Дон Жуана, обогатив его новыми чертами, сделав его реалистически полнокровным и многообразным. Традиционный образ Дон Жуана — это отчаянный дворянин со шпагой в руке, ищущий новых любовных похождений. Он знатен, богат, красив, изящен, красноречив и с честью выходит из самых опасных приключений. У Пушкина о богатстве Дон Гуана упомянуто только раз и вскользь. Пушкинский Дон Гуан не богач, который хочет «наслаждаться за свои деньги. Он — испанский гранд, которого при встрече узнает сам король.

Описание слайда:

Дон Гуан – человек, живущий в эпоху Возрождения, кипящий всей полнотой жизненных сил, бросающий вызов верованиям и предрассудкам средневековья.
Традиционный Дон Жуан с самого начала был противопоставлен всему миру. Пушкинский Дон Гуан в начале трагедии плоть от плоти своего мира и живет в полном согласии с ним.

Описание слайда:

Образ Дон Гуана, перерождающегося под влиянием любви к Доне Анне, столь резко противоречит всей мировой традиции в истолковании характера героя, что именно здесь с особой яркостью проступает то новое, что внесено было Пушкиным в первоначальный замысел на последнем этапе работы над трагедией и что определило совершенно новое звучание всего произведения в целом.

Описание слайда:

ДОН ГУАН И ДОНА АННА

Описание слайда:

За внешне заимствованными именами и положениями стоит новая обработка мировой легенды о Дон Жуане, глубоко личное, самобытное произведение Пушкина, основная черта которого определяется не сюжетом легенды, а собственными переживаниями великого поэта. Ни в легенде, ни в пушкинской трагедии герой не может переродиться и стать добродетельным или счастливым. Однако, последовав литературной традиции, Пушкин углубил мотивировку: Дон Гуна губят не атеизм и любовные приключения, а «жестокий век» и присущее герою своеволие. «Жестокий век» мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудился человек.

Читайте также  Снежная королева характеристика образа Герды
Описание слайда:

Идея личности — свободной, независимой и гордой — была общей для русской и западноевропейской литературы тех лет. Но русский идеал человека вступал в противоречие с тем пониманием ценности личности, которая вырабатывалась в странах победившей буржуазии под влиянием ее идеологии. Пушкин на примере образа Дон Гуана сумел доказать, что индивидуализм оборачивался умалением личности, порождал презрение к человеку, обуславливая жизнь для себя. Сосредоточенность на своей жизни вела к эгоизму, ожесточавшему душу.

Описание слайда:

«Каменный гость» стал значительным вкладом Пушкина в решение проблемы реалистического характера в трактовке идеи личности. Романтическому Дон Жуану Пушкин противопоставил иную точку зрения, используя популярный в европейской литературе образ. Пушкин отказался от традиционной односторонности образа Дон Жуана как изощренного развратника и циничного соблазнителя.

Описание слайда:

ДОН ЖУАН вдохновил многих классиков мировой литературы и продолжает эволюционировать вплоть до наших дней, без конца изменяясь. Его образ интерпретировался в литературе Испании и других стран по-разному, в зависимости от литературной моды, традиций страны, эпохи, таланта автора.

Описание слайда:

Памятники Дон Жуану

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

«Дон Жуан» — краткое содержание поэмы и комедии

Персонажи поэмы Байрона

Джордж Гордон Байрон написал свою поэму в 1824 году. Произведение посвящено Роберту Саути — лейкисту. Автор назвал его певцом смрада и тьмы, он критиковал и других подобных поэтов. Основные персонажи поэмы:

  1. Дон Жуан.
  2. Его родители.
  3. Донна Юлия.
  4. Гайдэ.
  5. Гюльбея.
  6. Екатерина.
  7. Аделина Амондевилл.
  8. Джонсон.

Испанец Жуан характером пошел в отца, которого считали повесой. Его мать была настоящей ханжой. Сам юноша довольно влюбчивый, хотя во время путешествий проявляет хорошие качества — благородство, надежность, ответственность.

Его первой любовью стала донна Юлия — редкая красавица 23 лет. После разоблачения измены ей пришлось уйти в монастырь. Гайдэ спасла юношу после крушения корабля, но сама погибла от тоски по возлюбленному.

Гюльбея — супруга султана. Она приказала утопить молодого человека после того, как застала его в постели другой наложницы. Русская царица Екатерина относилась к Жуану по-матерински. Она отправила его с дипломатической миссией в Англию.

Аделина стала следующей любовью юноши, хотя она относилась к нему как к брату. Англичанин Джонсон потряс Жуана тем, что в 30 лет уже успел заключить третий брак. Это храбрый воин, который сыграл важную роль в жизни главного героя.

Завязка сюжета

Читать краткое содержание «Дон Жуан» Байрона лучше по главам. Завязка сюжета занимает девять песен. Им можно дать условные названия:

  1. Знакомство с героем.
  2. Кораблекрушение.
  3. Отношения с Гайдэ.
  4. Плен Жуана.
  5. В гостях у султана.
  6. Приказ Гюльбеи.
  7. Завоевание Измаила.
  8. Бой.
  9. Прием у Екатерины.

Начало сюжета «Дон Жуана» — знакомство с главным героем. Это испанский дворянин, живущий в XVIII веке. Его отец — плохо образованный и ветреный мужчина, мать — умная и жеманная женщина. Жуан рос озорным, неплохо учился. В 16 лет он влюбился в донну Юлию. Девушке пришлось уйти в монастырь, а юноше — отправиться в дальнее путешествие.

Корабль попал в шторм, экипаж остался без еды. Пришлось съесть собаку и учителя Жуана. До берега смог добраться только юноша, его спасла Гайдэ. Девушка привела его к себе домой, пока ее отец задержался в путешествии. Дочь пирата после разлуки с любимым умерла от тоски. Юноша в качестве пленного попал в Константинополь.

На рынке его купили и привели во дворец султана под видом наложницы. Ему пришлось спать на одной кровати с грузинкой Дуду, автор намекает на их интимную связь. Утром Гюльбея приказала их утопить, но в то время Измаил захватили русские войска. Жуан и Джонсон вступили в их ряды. Он спас маленькую турчанку и участвовал в осаде города. Именно его отправили в Петербург с донесением.

Жуан встретился с царицей Екатериной, она отметила своим вниманием молодого лейтенанта.

Заключительные части

Приключения героя на этом не заканчиваются. Он побывал еще в нескольких странах с разными миссиями. Следующие песни поэмы:

  1. Жизнь в России.
  2. Поездка в Англию.
  3. Поиск опекунши.
  4. Общение с семьей Амондевилл.
  5. Любовные приключения Жуана.
  6. Поиски невесты.
  7. Встреча с призраком.
  8. Ночь с графиней.

Российский дворянин Жуан пользовался популярностью, но из-за сурового климата начал болеть. Ему пришлось уехать в Англию с дипломатической миссией. На родине Байрона он часто посещал балы и светские вечера. Юноша искал опекуншу турчанке Лейле и выбрал леди Пинчбек. Позже он познакомился с четой Амондевилл. Леди Аделина нравилась Жуану, но она была простой, не любила кокетства.

Девушка испытывала материнские чувства к юноше и хотела его женить. На него обратила внимание графиня Фиц-Фалк, а ему понравилась сирота Аврора Рэби. Но Аделина не считала девушку достойной ее фаворита.

После очередного бала молодой человек встретил тень монаха в темном одеянии. Хотя утром супруги Амондевилл рассказали ему старинную легенду, юноша не признался, что увидел призрака. Следующим вечером монах снова явился молодому человеку и скинул капюшон. Это была Фиц-Фалк. За завтраком графиня и юноша выглядели так, словно всю ночь не спали.

Герои комедии Мольера

Есть еще несколько авторов, которые писали об этом персонаже. К ним относятся Гофман и Жан Батист Мольер. Краткое содержание «Дон Жуана» последнего писателя позволит ознакомиться с основными событиями комедии. Герои произведения:

  1. Дон Жуан.
  2. Эльвира.
  3. Пьеро.
  4. Дон Луис.
  5. Матюрина и Шарлотта.
  6. Дон Алонзо и дон Карлос.
  7. Гусман.
  8. Франциск.
  9. Лавиолет, Сганарель, Раготэн.
  10. Ларамэ.
  11. Диманш.
  12. Призрак.

Краткое описание «Дон Жуана» лучше начать с характеристики персонажей. Главный герой — сын дона Луиса. Он женат на Эльвире, у которой есть два брата — Карло и Алонзо. Супруге Жуана прислуживает конюший Гусман, а самому мужчине — Раготэн, Лавиолет и Сганарель. Шарлотта, Матюрина и Пьеро — это крестьяне. Ларамэ и Франциск являются нищими бродягами, а Диманш стал известным купцом.

Начало книги

Основа сюжета комедии разыгрывается в трех актах. С самого начала читатель понимает, что главный герой — повеса и весельчак. Условные названия актов:

  1. Семейные проблемы.
  2. Ссора любовниц.
  3. Спасение дворянина.

Комедия начинается с разговора слуг. Сганарель ругает своего хозяина, делится недовольством с конюхом. Он называет его нечестивцем, сластолюбцем и попрекает дворянина в отсутствии веры, еретичестве, ведении скотского существования.

В это время входит главный герой подтверждает слова своего слуги. Он говорит, что все красавицы имеют право очаровывать мужчин, а сам он просто воздает им должное. Внезапно появляется супруга Жуана и обвиняет его в измене. Муж и жена цинично разговаривают друг с другом, но его не пугают угрозы кары небесной.

Во втором акте действия происходят между крестьянами. Пьеро рассказывает своей невесте Шарлотте, что вытащил из моря двух утопающих. Одним из них оказался дворянин. Это был испанский дворянин. Ему понравилась хорошенькая Шарлотта, он предложил девушке выйти за него замуж. Но им встретилась Матюрина, на которой повеса тоже обещал жениться. Девушки ссорятся, а ловелас успокаивает их. В это время его предупреждает о розыске бродяга Ларамэ.

Жуану пришлось переодеться крестьянином и бежать вместе с Сганарелем, но даже в таком положении дворянин решает пошутить. За кусок хлеба и монету он просит нищего произнести богохульство, но тот отказывается. Вдали разбойники избивали благородного человека. Повеса решил помочь ему и узнает в спасенном брата своей жены — Карлоса.

Алонзо тоже узнал его и пригрозил казнью за измены. Но Карлос пожалел своего спасителя и решил отсрочить дуэль. Жуан добрался до гробницы командора, которого он сам давно убил. С улыбкой он пригласил статую на ужин, а она в ответ легонько кивнула.

Развязка произведения

В последних двух актах рассказывается о дальнейшей судьбе персонажа. Его дом посетил кредитор — купец Диманш, однако Жуан легко от него отделался. Дон Луис просит сына исправиться, начать праведную жизнь, но его слова не задевают повесу.

Эльвира уже не желает возвращения мужа. Она только пытается вернуть ему веру в Бога и заставить раскаяться. Супруг предлагает жене провести ночь вдвоем, но тут появляется статуя убитого Командора и приглашает обидчика на ответный ужин.

Жуан вернулся к отцу и объявил о своем раскаянии, но оно было неискренним, повеса снова лицемерил. Он утверждает, что следует моде, ведь все современные пороки относятся к добродетели. Ремесло лицемера он считает самым выгодным и привилегированным. За этот порок нельзя наказать человека, зато с его помощью можно заткнуть недовольные рты.

Дон Карлос все же потребовал Жуана явиться на поединок, чтобы ответить за оскорбление жены, а повеса оправдывает себя повелениями Всевышнего. Внезапно ему явился странный призрак — женщина в покрывале с косой в руках.

Она предупреждает, что его ожидает расплата за деяния. Если мужчина не раскается, он погибнет. Испанец злится на призрака и бросается на него со шпагой. Вдруг рядом с ним возникает статуя командора. Дворянина поражает молния в сопровождении сильного удара грома. Под ним разверзается земля, поглощая его в свои недра.

На месте провала появляется яркое пламя. Рядом остался только Сганарель. Он жалуется, что и после смерти хозяина ему ничего не перепало. Он всю жизнь был слугой, а наградой стало видение того, как Жуана постигла кара небесная.

По комедии Мольера ставили небольшие пьесы и полноценные спектакли. Самые известные постановки:

  • 1795 — Театр Карла Книпера («Деревянный»);
  • 1816 — Александрийский театр;
  • 1914 — Сергиевский народный дом;
  • 2007 — театр Мариньи.

Имя главного героя произведений Байрона и Мольера в современном мире стало нарицательным. Так называют легкомысленных юношей, ловеласов и повес. Читать краткое или полное содержание произведений об этом герое можно на сайте Народный брифли или на других электронных ресурсах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: