Проза периода Великой Отечественной войны - Sogetsu-Mf.ru

Проза периода Великой Отечественной войны

Скачать бесплатно книги жанра Военная проза в формате fb2, txt, epub, pdf, mobi, rtf или читать онлайн без регистрации. Страница 3.

Проза периода Великой Отечественной войны

Военная проза стр. 3

В этой книге Отто Кариус, который был командиром немецкого танка во время Второй Мировой войны, делится своими мыслями и знаниями с читателями. Эта книга позволяет посмотреть на войну с другой.

Кожевников Вадим Михайлович

В романе рассказывается о советском разведчике, который, преодолев тяжелые испытания, проникает в логово врага и получает доступ к важнейшим источникам информации гитлеровского рейха.

В годы Великой Отечественной войны автор этого романа совершил более 200 боевых вылетов на Ил-2 и дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. Эта книга достойна войти в золотой фонд военной.

Ивакин Алексей Геннадьевич

«Здесь начинается ад!» – такой указатель немцы установили на дороге к Мясному Бору, где погибала в Долине Смерти 2-я ударная армия. Но даже тем, кто вырвался из этой преисподней, не суждено было.

Цикл ЧИНГИСХАН — ЗАВОЕВАТЕЛЬ (Пенталогия) 1 — ВОЛК РАВНИН / Wolf of the Plains (2007) Он родился при необычных обстоятельствах: одни посчитали это дурным знаком, а другие предрекли, что смерть.

Володарский Эдуард Яковлевич

Роман известного писателя и сценариста Эдуарда Володарского посвящен бойцам штрафных батальонов Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Их называли «отверженными» — дезертиров и.

Пикуль Валентин Саввич

О событиях Второй Мировой войны можно рассказывать бесконечно. Много было таких моментов, о которых тяжело вспоминать, тяжело представлять, насколько сложным и жестоким было то время. Но в то же время.

Загорцев Андрей Владимирович

Друзья, перед вами сборник рассказов Андрея Загорцева. Многие из вас несомненно знакомы с его произведениями об армии и о войне «Особая офицерская группа», «Город», сборником рассказов «Водки.

Драбкин Артем Владимирович

Во время Великой Отечественной ходил следующий анекдот: «Почему Ли-2 такой толстый, Ил-2 — «горбатый», а «пешка» такая худая? Потому что Ли-2 всю войну спекулировал, штурмовик войну на себе.

Загорцев Андрей Владимирович

Грязные как черти с красными от усталости глазами, поддерживая раненных, моряки выстроились вдоль обрывов. Булыга слово держал от тропинки наверху прибыли разведчики Степного и выстроились.

Пикуль Валентин Саввич

«Океанский патруль» — первый роман Валентина Пикуля — посвящен событиям Великой Отечественной войны на северном театре военных действий. В центре внимания автора героические дела моряков Северного.

Лиходед Виталий Григорьевич

Эта книга о последних днях Великой Отечественной войны. Главного героя, молодого парня, в 17 лет призывают на фронт. Он заканчивает учебку в Ташкенте и попадает в штурмовой батальон. С первых.

Авраменко Александр Михайлович

Год одна тысяча девятьсот сорок второй вошел в историю нашего Отечества как год тяжелейших боев с фашистским нашествием, год беспримерного мужества советского человека. Ленинград, Крым, Сталинград -.

Платов Леонид Дмитриевич

Азольский Анатолий Алексеевич

Советский разведчик заброшен на территорию довоенной Германии с целью проверки агентурной сети. Сеть провалена, он высылает информацию о готовящемся нападении фашистской Германии на СССР ГБ ему не.

Веденеев Василий Владимирович

Тяжелым миром для России закончилась Первая мировая война, отгремела кровавая и жестокая Гражданская. В стране правили разруха, голод и бандитизм. Новая власть жестко и сурово утверждала свои.

Серба Андрей Иванович

В 1943 году Краснодарский крайком ВКП(б) и крайисполком обратились в ЦК ВКП(б) и Ставку Верховного Главнокомандования с просьбой о формировании из кубанского казачества добровольческой пластунской.

Николаев Виктор Николаевич

Это книга Виктора Николаева. Она повествует о русском воине, который прошел через афганский ад, сберегаемый молитвой матери, жены и дочери. В книге нет выдуманных персонажей и вымышленных.

Мончинский Леонид Васильевич

Однажды в глухомани журналист Леонид Мончинский встретил семью: старуха-мать и уже немолодой сын, крестьянин и охотник. Они были когда-то сосланы как члены семьи врага народа. Их биографии отразили.

Куликов Николай И.

Он — русский диверсант абвера, агентурная кличка Крот, личный номер 88-25026 (а на смершевском сленге таких агентов-парашютистов зовут «паршами»). Сын расстрелянного белого офицера, он люто.

Страница Памяти Великой Войны

СТРАНИЧКА ОСНОВАНА НИКОЛАЕМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ ИВАНЕНКО И КУРИРУЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ФОНДОМ ВСМ НА ПРОЗА.РУ

ПОСВЯЩЕТСЯ ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ.

БЛАГОДАРНОСТЬ ЖИВЫМ ПОБЕДИТЕЛЯМ! ЗДОРОВЬЯ ИМ И ДОЛГИЕ ЛЕТА!

И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ ЗА СВОБОДУ НЫНЕШНЕГО ПОКОЛЕНИЯ!

Здесь размещаются произведения авторов Прозы.ру и Стихи.ру с их согласия.

Они помогли друзьям:

16.10.2018 19:31 Перевод от автора Лана Карпинская 1000
22.05.2015 21:18 Перевод от автора Михаил Смирнов-Ермолин 1000
30.03.2014 14:46 Перевод от автора Елена Воскресенская 1000

Произведения

  • У обелиска. Тамара Гигуашвили.— стихи, 12.07.2012 09:19
  • Снайпер Роз-Мари. Тамара Гигуашвили.— рассказы, 12.07.2012 09:08
  • Похоронка к дню победы. Эдуард Снежин.— рассказы, 12.07.2012 08:57
  • Его неизвестная война. Татьяна Немская.— рассказы, 06.07.2012 16:35
  • Когда зацветут яблони. Светлана Тен.— рассказы, 17.06.2012 13:14
  • Заслуженный хулиган. Галущенко Влад.— рассказы, 17.06.2012 12:54
  • День Победы. Анна Эккель.— рассказы, 17.06.2012 12:11
  • Глаза войны. Геннадий Лагутин.— рассказы, 17.06.2012 12:41
  • Последний парад. Ян Кауфман.— рассказы, 17.06.2012 11:24
  • Рыбалка, как военная дипломатия. Николай Ананьченк— рассказы, 30.06.2012 08:27
  • Просто Маня. Ильти Южная.— рассказы, 08.07.2012 09:04
  • Дневальный. Михаэль Верник.— миниатюры, 06.07.2012 20:34
  • Чарка за свата. Ольга-Джесси Левина.— рассказы, 05.07.2012 22:47
  • Вам, ветераны! День Победы. Людмила Ермакова.— стихи, 05.07.2012 22:42
  • Инфицирован войной. Арина Феева.— стихи, 05.07.2012 22:30
  • Ад войны. Альфира Леонелла Ткаченко Струэр.— миниатюры, 30.06.2012 08:45
  • Последний пейзаж. Елена Кириченко.— рассказы, 30.06.2012 08:42
  • Дядя Папа. Нина Цыганкова.— рассказы, 30.06.2012 08:37
  • Макет. Эргэдэ— рассказы, 30.06.2012 08:33
  • Письмо -2 о наших героях. Таня Белова— рассказы, 30.06.2012 08:20
  • Звезда моя падучая. Неринга.— мемуары, 29.06.2012 14:10
  • 9-ое Мая. Воспоминания детства. Татьяна Карелина7— рассказы, 29.06.2012 13:47
  • 9-ое Мая, 2005 год. Татьяна Карелина7— рассказы, 29.06.2012 13:41
  • Wake Up! Кира Огонь.— стихи, 29.06.2012 09:37
  • Спасибо вам! Кира Огонь.— стихи, 29.06.2012 09:33
  • Виктор Ламм. Из воспоминаний о войне. Часть 3— мемуары, 29.06.2012 09:24
  • Виктор Ламм. Из воспоминаний о войне. Часть 2— мемуары, 29.06.2012 09:20
  • Виктор Ламм. Из воспоминаний о войне. Часть1— мемуары, 29.06.2012 09:13
  • Звезда Победы. Для детей. Татьяна Домаренок.— публицистика, 21.06.2012 23:36
  • В далёком Заполярье. Победа. Люба Рубик.— рассказы, 21.06.2012 23:14
  • утёк в сторону фронта. Елена Арапова.— рассказы, 21.06.2012 23:10
  • Противники. Вячеслав Ледовский.— рассказы, 21.06.2012 23:05
  • Роковая любовь Яшки цыгана! Леонид Крупатин.— стихи, 21.06.2012 18:42
  • Прости нас, дед! Фарида Ибрагимова.— рассказы, 21.06.2012 18:36
  • Выжить во имя детей. Геннадий Танский.— рассказы, 21.06.2012 18:34
  • Прости меня, папка! Наталья Минчакова.— рассказы, 21.06.2012 18:33
  • Наш народ не победить! Сергей Горбатых.— рассказы, 21.06.2012 18:30
  • Современные почести ветеранам. Александр Рифеев.— репортажи, 17.06.2012 14:18
  • Деньги из Бобруйска. Ян Прусский— рассказы, 17.06.2012 13:17
  • Сказка о Великой Войне. Валерий Рыбалкин.— рассказы, 17.06.2012 13:12
  • Дмитрию Дмитриевичу. Евгений Миронов.— рассказы, 17.06.2012 12:53
  • Иван или милость Божия. Елена Швец-Васина.— рассказы, 17.06.2012 12:49
  • Подъём с построением. Сергей Барановский.— рассказы, 17.06.2012 12:44
  • Феодора. Галина Терешенок2— рассказы, 17.06.2012 12:17
  • Любовь и война. Владимир Волкович.— рассказы, 17.06.2012 11:26
  • Картинки варшавского детства. Любовь Казазьянц— рассказы, 17.06.2012 11:20
  • Человек уникальной судьбы. Ашот Бегларян— рассказы, 17.06.2012 11:16
  • Времена меняются, а Ангелы. Татьяна Летнева— рассказы, 16.06.2012 22:33
  • Понаслышке пережить. Татьяна Летнева— стихи, 16.06.2012 22:29
  • Рассказы Ивановны часть5. Лана Карпинская— миниатюры, 16.06.2012 21:43

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Проза Великой Отечественной войны.

Проза Великой Отечественной войны.

Уже в первые месяцы войны появляются не совсем обычные для предвоенной прозы рассказы. Необычность их заключается в условной, романтически-приподнятой манере изложения. В жанре романтической новеллы работали Л.Соболев, К.Паустовский, Б.Лавренев, А.Платонов. Несмотря на героико-возвышенный тон, романтические произведения были основаны на фактическом материале, а их герои взяты из жизни. Чаще всего романтическая новелла построена на ситуации исключительного характера. Мерой стойкости для героев романтических новелл становится сверхмера. В этом жанре написан сборник рассказов А.Платонова «Одухотворенные люди», рассказы «Соловей» и «Морская душа» Л.Соболева, «Чайная роза» Б.Лавренева.

Читайте также  Илиада характеристика образа Париса

Романтические рассказы А.Платонова.

В годы войны А.Платонов создает 4 сборника рассказов:»Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943). «Броня» (1943) и «В сторону солнца» (1945).

Несмотря на то , что в «Одухотворенных людях» писатель обращается к батальным эпизодам героического характера, Платонов сохраняет свой, платоновский взгляд на вещи. Рассказы трагичны, это размышления о духовно-нравственных потерях, которые несет народ в этой войне, и следствиях этих потерь для всей последующей жизни народа.

Обращаясь к суровым, трагическим картинам повседневности, где боль, страдание, героическое сверхнапряжение оказываются привычными, Платонов показывает, как сиюминутное оборачивается вечным, имеющим непреходящее значение. Писатель обращается к тайне «одушевленной России», к ее героям, рассматривая каждый факт гибели как «самый великий эпизод войны». Все размышления героев – в сфере философских категорий: что есть жизнь человека? Что такое смерть?

Рассказ «Одухотворенные люди» имеет подзаголовок «Рассказ о небольшом сражении под Севастополем». Сражение небольшое. Пятеро моряков, жертвуя собой, не дают пройти немецким танкам по Дуванкойскому шоссе на Севастополь. Пятеро получают приказ стоять «до погибели врага». Представляя картины «великих эпизодов войны», Платонов показывает уникальность каждой человеческой личности. Так Фильченко представлял себе родину как поле, где растут люди, похожие на разноцветные цветы, и нет среди них ни одного в точности похожего на другой, «поэтому он не мог понять ни смерти, ни примириться с ней». Пафосом напряженной эмоциональности проникнуты картины гибели морских пехотинцев, бросившихся под немецкие танки с последними гранатами. Этому факту Платонов придает обобщающее философское значение. По Платонову, смерть – продолжение жизни, достойное ее завершение:» Перед ним была его жизненная простая судьба, и Николаю Фильченко было хорошо, что она столь легко ложится на его душу, согласную умереть и требующую смерти как жизни». Фашистам непонятна эта логика, так как ими руководит безумное подчинение абсурдной идее. «Я не знаю ничего, я не должен знать, я – меч в руке фюрера, созидающего новый мир на тысячу лет»,- говорит немецкий солдат, оставшись один на один в траншее с русским солдатом ( рассказ «Неодушевленный враг»)

Платонов показывает, как слепая вера лишает человека индивидуального, личностного. Смерть – это единственный способ возрождения для фашистов, и в этом – потрясающий, вселенский гуманизм писателя: «Я сам стал смертью для своего неодушевленного врага и обратил его в труп, чтобы силы живой природы размололи его тело в прах, чтобы едкий гной его существа пропитался в землю, очистился там и стал обычной влагой, орошающей корни травы»,

Огромное влияние на Платонова оказали философские труды Николая Федорова, его «Философия общего дела». Н.Федоров впервые взглянул на природу не только как на совокупность живого и неживого мира, но и как на определенный принцип существования, стоящий на взаимном вытеснении и борьбе. Возрождение, по Платонову, возможно через самое себя, через гибель – вечную природу, рождающую людей.

Как ни значительны были достижения романтиков-новеллистов, в литературе периода ВОВ преобладала реалистическая новелла: рассказы «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» М.Шолохова, цикл рассказов «Родина и чужбина» А Твардовского..

Илья Эренбург во время войны не раз утверждал, что в блиндаже «некогда писать повесть и обдумывать роман. Все это станет возможным только после победы» Однако за 4 года было опубликована более 150 повестей и романов, связанных с темой войны. В первых крупных произведениях о войне авторы увлекались картинным изображением сражений, описанием счачтливых неожиданностей, всевозможных подвигов («Русская повесть П.Павленко, «Гвардейцы» Ю.Либединского и т д.).

В прозе военных лет сосуществовали 2 стилевых направления: романтическое и реалистическое. Реалистическое представлено именами К. Симонова и А.Бека, романтическое — Б.Горбатова , Э.Казакевича.

Начало появления суровых и правдивых повестей о войне связано с повестями «Волоколамское шоссе» А.Бека и «Дни и ночи» К.Симонова. Бек и Симонов решительно выступают против упрощенного изображения войны и солдата на войне. Невыносимо тяжело защитникам Волоколамского шоссе сдерживать натиск немцев, трудно героям «Дней и ночей» Симонова под Сталинградом. Оба писателя приходят к выводу, что путь к победе – в повседневном ратном труде и в умении воевать. «Солдат идет в бой не умирать, а жить»,- говорит генерал Панфилов , и это изречение становится одним из любимых у Баурджана Момыш-Улы, главного героя «Волоколамского шоссе».

Художественная структура повести Бека подчинена одному – показать изменения, происходящие в сознании людей на войне, а также смелость мысли полководца. Бек сосредоточил в основном внимание на том, что имеет отношение в характере героя к исполнению военных обязанностей. Отсюда – односторонность в изображении характера героя. Естественный в условиях фронта принцип единовластия командира становится единственной чертой поведения Момыш-Улы: «Я диктую свою волю, вы исполняете ее». Всю сложность солдатской психологии он стремится уложить в формулу «страх и бесстрашие» ( первоначально повесть так и называлась — «Повесть о страхе и бесстрашии»). Момыш-Улы – честный человек, он не прячет ни честолюбия, ни склонности к торжественным фразам. В его самоощущении есть что-то от «отца-командира», чью душу понимают солдаты. Он все время помнит, что это его батальон, управляемый его справедливой и суровой волей . «Я мог расстрелять этого солдата,- говорит Момыш-Улы,- но не расстрелял, и он прошел с нами путь героев».

По- иному, по-человечески относится к солдатам генерал Панфилов. Но все же «резкий властный сын востока» Момыш-Улы изображен автором как один из самых обнадеживающих героических типов офицера. Это трудно согласуется с традиционным для русской классической литературы взглядом на войну и воюющего человека ( в рус. лит-ре война ведется не только полководцем, но и народом). Подобное отношение главного героя к солдату, как «объекту для воли», боевому инструменту, никем в повести не оспоренное и не отвергнутое, неизбежно наносило ущерб нравственной идее произведения.

В отличие от Бека, Симонов попытался в повести «Дни и ночи» раскрыть внутренний облик тех, кто стоял насмерть в Сталинграде. Отношение его героев ( генерала Проценко, полковника Ремизова, лейтенанта Масленникова, бывалого солдата Конюхова, капитана Сабурова) ко всему происходящему определяется не только решимостью умереть, но не отступить.

Подробное описание быта позволяет ощутить мужество сталинградцев как неотъемлемую черту их повседневной жизни. Поэтому бытописание в повести нередко переходит в символически-обобщенный план. Так полковник ремизов от мысли о взятии одного разрушенного дома переходит к пророчеству об освобождении всей России.

Главный герой повести — капитан Сабуров. Мы ничего не знаем о прошлом комбата, так как Симонов исключил из повести главу, посвященную его довоенной биографии ( в ней рассказывалось об осуждении Сабурова за армейское ЧП, об аресте его друга Петра Соломина и о защите Сабуровым доброго имени товарища, наконец, об исключении из партии). Прошлое героя дается пунктиром, ведущим к заключению: «Люди, подобно ему начавшие самостоятельную жизнь в годы первой пятилетки, прошли такую тяжелую школу жизни , что война, если исключить постоянную возможность смерти, не могла поразить их своими повседневными тяготами.»

«Дни и ночи» по форме – своеобразное воспроизведение утерянного сталинградского дневника. Отсюда – сочетание документального и художественного. Уже первая фраза о босой обессилевшей женщине не только вводит в обстоятельства сталинградской обороны, но и начинает сюжетную линию Ани Клименко. А финальная глава не только обещает окружение немецкой армии, но и заставит вспомнить о судьбе Ани, о которой хирург скажет накануне операции: «Если сердце выдержит, может выжить». Это композиционное кольцо включает повествование о том, как живет на войне капитан сабуров, как он воюет и как он любит.

Часто в раздумья героя вторгается авторский лиризм: «Он не знал, что происходит южнее и севернее, хотя, судя по канонаде, кругом повсюду шел бой, но одно он твердо знал…: эти три дома, разломанные окна, разбитые квартиры, он, его солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале – все это вместе взятое была Россия, и он, Сабуров, защищал ее». Здесь впервые у симонова прозвучала мысль о единстве убитых и живых, которой на десятилетия суждено будет стать главной в творчестве писателя.

В основе повести – конфликт Сабурова с командиром полка Бабченко, который, требуя от себя бесстрашия, считает себя вправе жертвовать жизнью других людей. Спасая жизнь бойцов, Сабуров откладывает контратаку на ночь. Бабченко требует немедленно ее начать. И Сабуров начинает бой, бессмысленно теряет 8 человек, 9 жертвой становится сам Бабченко. Конечная оценка поведения героев дана в раздумьях Сабурова:» Конечно, ему было жаль, что Бабченко убили,но в то же время у него было осознанное, совершенно ясное чувство облегчения» . Это облегчение – жестокое и недоброе.. Таким образом, внутренний мир Сабурова противоречив, сложен. Симонов показывает в то же время, что любовь Сабурова к людям – не отвлеченный принцип ( см. сцену похорон друга, Сабуров плачет при вести о ранении любимой женщины , он отвечает на письма убитых бойцов). Поэтому отношение Сабурова к Ане Клименко становится стержнем повести.

Читайте также  Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

Важной для понимания повести является следующая мысль: « Люди на войне стали проще, чище, умнее. Быть может, они в сущности остались такими же, какими были. Но хорошее у них оказалось на виду». В конце повести говорится , что контрнаступлением наших войск под Сталинградом «начиналось для России взятое с бою военное счастье». И счастье Ани тоже определяется как «взятое с бою». Таким образом, Симонов утверждает нераздельность личного и социального.

В ином стилистическом ключе – романтическом- изобразил борьбу народа в тылу врага в повести «Непокоренные» Борис Горбатов. В образах и судьбах Тараса и его сына Степана, которые ищут непокоренные места и непокоренные души, писатель передал эпическую картину всенародной войны. Семья тараса – олицетворение борющегося народа: «Весь народ шел, прикованный к тачке, шел и старый Тарас». Первоначальная позиция невмешательства («Нас это не касается») постепенно сменяется у Тараса активным сопротивлением врагу. Он превращает квартиру «чисто в дот»: «Сыны мои в обороне не устояли. Я устою. Я дождусь».

В критике не раз обращали внимание на подчеркнутое сходство горбатовской повести с гоголевским «Тарасом Бульбой»: треугольник имен, стилистика, символика, в которой сквозь конкретные детали обстановки проглядывает какой-то второй, более крупный план – не только эта деревня, шахта, дом, судьба, но и вся многострадальная Украина. И герои не только конкретные индивидуальности, но еще и символы, обобщение тех путей, которые открывались перед людьми, не по своей воле оказавшимися в оккупации.

«Звезда» (1946) Э.Казакевича как бы продолжает горбатовскую повесть и по времени, и по месту действия, и по характеру авторского отношения к жизни, но в то же время очень своеобразна по интонации. Появление этой повести, по словам А.Твардовского , означало «новую ступень в освоении материала ВОВ».

В «Звезде» на первый план выступает лирическое начало, хотя судьбы героев разбиваются войной. Здесь явное несовпадение материала и авторского взгляда, суровой правды войны и интонации, что дает повести поразительный непредсказуемый эффект. Героизм здесь неотделим от человечности. Главный герой Травкин – максималист, человек, предъявляющий повышенные требования к себе и другим. Именно суровость Травкина, его аскетизм (он уверен. Что во время войны человек не имеет права на любовь), дают ему право осудить Мамочкина, когда тот, воин храбрый и умелый, но не слишком заботящийся о нравственных нормах, допускает то, что Травкин бескомпромиссно называет фактическим мародерством.

«Звезда» не попадает ни под экспрессивно-романтическую (гоголевскую), ни под сурово-реалистическую традицию. Казакевич уходит от стереотипов в изображении жизни разведчиков (здесь нет ни приключенческого, детективного плана). Через трагедию писатель раскрывает черты характера человека на войне.

Автор не показывает обстоятельства гибели разведчиков. Травки и его «зеленые призраки» словно бы исчезают, растворяясь в тылу врага. Казакевич не утверждает прямо, что они погибли. Проста рация день за днем не приносит от них вестей, и уже командование устало ждать, и новые группы разведчиков уходят во вражеский тыл. Одна радистка Катя со своей неразделимой и потрясающей любовью к Травкину все передает в эфир позывные. На которые нет отклика.

Особое место в литературе послевоенных лет занимает повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда».

Проза

Новогодний рассказ

И я вдруг понял значение этих маленьких елочных свечек, наполнявших комнату своим ясным, живым трепетом, я понял значение этого воздушного, пестрого, праздничного платья, от которого веяло женским запахом духов «Красная Москва», я понял блеск этих прекрасных глаз, в которых как бы отражались какие-то другие, радостные, сияющие огни прошлого и будущего… И мою душу впервые за столько лет охватило.

Солдат и мать

Мама. Я закрыл глаза, и вот она передо мной, с узкой грудью, с большим, надсаженным животом, вечно занятая, вечно озабоченная. Каково-то ей без нас? Я пятым ушел из дому, а девки давно замужем. На троих из пяти уже пришли похоронные, и лежат они у матери под подушкой, вместе с хлебными карточками. Может, и четвертая уже там: на войне каждый день убивают.

Два рассказа о ленинградских детях

В августе пришла бумага о смерти отца Вали, и Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. Кого прельстит рыженький блеклый домик в три окошка, обращенный в туманы Берендеева болота! Никому со стороны не мило, а себе-то как дорого! Все ведь тут сделано руками своих близких людей; тут они рождались, жили, помирали, и обо всем память оставили.

Рассказы о ленинградских детях

С цветущей веткой дикой яблони и с пучком ландышей по разным лесным тропинкам идут люди, потерявшие друг друга во время войны. Сколько воды пронес лесной ручей с тех пор, как они потеряли друг друга! Раненые свои души они уже начали лечить прекрасными цветами весны и слушают радостно-утешительное пение птиц.

Отче наш

На углу женщина повернулась от ветра и, увлекая за собой мальчика, почти побежала по переулку, словно ее преследовал этот слишком громкий и слишком нежный голос. Скоро голос смолк. Молитва окончилась. Ветер дул с моря по ледяным коридорам улиц. Впереди, окруженный багровым туманом, горел костер, возле которого грелся немецкий патруль. Женщина повернулась и пошла в другую сторону. Мальчик бежал.

Дорожные разговоры

Около Спас-Клепиков проходит узкоколейная железная дорога. Я проезжал по ней в самом начале весны. Поезд пришел в Спас-Клепики ночью. Тотчас в темный вагон набились смешливые девушки с ватной фабрики. Потом вошел боец с вещевым мешком, сел против меня и попросил прикурить. Бойца провожали молодая женщина и старуха. Они молчали.

Младший лейтенант Раенко

Да, она любила. Любила прекрасной и чистой любовью, на которую способна юность. Любила того коренас­того, смуглого лейтенанта, который прибыл в дивизию вместе с ней и был назначен командиром кавалерийского взвода 37-го полка. Нам да­же не запомнилась его фамилия — такой он был скромный и незамет­ный внешне. Но Дуся хотела воевать рядом с любимым.

Сибиряк

Марш окончен. Большая, изнурительная дорога позади. Бойцы из пополнения шли трактами, проселочными дорогами, лесными тропинками, дружно карабкались на попутные машины, и все равно это называлось, как в старину, маршем. Солдаты успели перепачкать новое обмундирование, пропотеть насквозь и начисто съесть харчишки, выданные на дорогу.

Экзамен

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой коридор. Зачетку держал в руке – боялся посмотреть в нее, боялся, что там стоит «хорошо» или, что еще тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительно“, и то хватит», – думал он. Оглянулся на дверь аудитории, быстро раскрыл зачетку… некоторое время тупо смотрел в нее.

Молитва мадам Бовэ

Мадам в сером шелковом платье стояла на коленях у открытого окна, прижавшись головой к подоконнику, положив на него руки, и что-то шептала. Девочка прислушалась. Мадам шептала странные слова, — девочка не сразу догадалась, что это молитва. — Святая дева Мария! — шептала мадам. — Святая дева Мария. Дай мне увидеть Францию, поцеловать порог родного дома и украсить цветами могилу моего милого.

«Сучья» война

На пересылках каждый блатной должен был сообщить начальству, кто он – вор или «сука», и в зависимости от ответа он подключался в этап, направляемый туда, где блатарю не грозила смерть.

Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и.

Черный день

Дневальный барака, толстогубый, красноносый верзила Васька Прыщ, докладывал полицейскому Царькову: — Господин полицейский! В бараке у пленного из вчерашнего этапа часы есть! — Сколько раз я тебе, дубина, говорил, не называй меня полицейским, и тем более господином. Я есть шеф барака, выделенный для наведения порядка.

На узкой дороге

В морозном воздухе стояла тишина. Латыши сидели на пустых ящиках, на проталинке, образовавшейся от костра. Кругом на земле тонким слоем лежал недавно выпав­ший снег, необычно белый, еще не топтанный. Когда пленные поравнялись с костром, раздалась команда остановиться, и они, смешав строй, столпились возле костра, приветливо поздоровались с латышами. Но те, не ответив на приветствия.

Нерушимая стена

Немцы почувствовали, что у нас уже не осталось бойцов, и с новой силой в атаку поперли. Мы их подпустили поближе и дали им прикурить из пулемета. Подзалегли они и давай по нам из пушек долбить. Мама родная, всю землю рядом перепахали снарядами, а мы, слава Богу, живы. Я во время боя оглядываюсь назад, вижу — стоит женщина с поднятыми руками. “Вот тебе на, — думаю, — что за наваждение.

Началась Донбасская операция войск Юго-Западного и Южного фронтов.

Великая Отечественная война в литературе

теория по литературе разное

Введение

Тема Великой Отечественной войны занимает огромное место в литературе. Не вид анные прежде по масштабам горе и отчаяние коснулись каждого человека, пришли буквально в каждый дом. Отечественные поэты и писатели, естественно, не могли остаться в стороне от этих событий. Они стремились запечатлеть страшные картины и, что еще более важно, передать память о с лу чившемся будущим поколениям.

Читайте также  Реализм как литературное направление

Петр Кривоногов. «Защитники Брестской крепости».

Среди прямолинейной агитационной литературы (которая тоже была необходима) изнемогающие на фронте и в ты лу люди сразу же выделяли значительные, искренние, затрагивающие душу произведения. Их художественная сила и убедительность была обусловлена тем, что многие авторы сами воевали или были непосредственными с вид етелями войны.

В посвященных Великой Отечественной войне произведениях воспевалась беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагу, описывалась жестокость боев и невероятные размеры ката стро фы, постигшей советс ки й народ и весь земной шар. Сложился собирательный образ простого солдата, который ради Победы способен пойти на подвиг и пожертвовать своей жизнью.

Смертельная опасность, нависшая над страной, сплотила народ, заставила забыть о всех разногласиях. В области литературы это выразилось в том, что не принявшие советскую власть авторы отбросили политичес ки е убеждения и горячо поддержали справедливую борьбу СССР с фашистской Германией.

Поэзия военных лет

Военная тема заняла центральное место в творчестве советс ки х поэтов. Самым значительным произведением стала поэма А. Т. Твардовского «Василий Тер ки н», создававшаяся автором на всем протяжении войны.

Твардовс ки й писал поэму, используя непосредственные наблюдения, сделанные на фронте. Разговорный язык, уз наваемые типичные ситуации, притягательность образа главного героя сразу же сделали ее очень популярной в рядах солдат. Василий Тер ки н — обычный парень, в котором можно уз нать черты своего боевого товарища. Он никогда не теряет присутствия духа, твердо уверен в победе. Главный герой весел и добродушен, а в трудной ситуации, не раздумывая, пойдет на подвиг. Тер ки н — собирательный образ простого солдата и образец для поведения.

Каждую новую главу поэмы с нетерпением ждали на фронте. Это произведение действительно воодушевляло бойцов и поддерживало в них веру в самых трудных ситуациях.

Твардовс ки м было написано еще немало стихотворений о войне: «Позарастали стеж ки -дорож ки …», «Огонь», «Иван Громак» и др. Среди них можно выделить основанное на реальной истории В. Бросалова произведение «Я убит подо Ржевом».

В годы войны широкой известностью пользовались стихотворения К. М. Симонова: «Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Сын артиллериста» и др. В 1942 г., потрясенный у вид енными на фронте ужасами, Симонов написал одно из самых жест ки х и бескомпромиссных произведений о войне — «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом»).

А. А. Ахматова, которой советская власть причинила немало страданий и унижений (расстрел мужа, заключение сына, запрет на публикацию), оставалась верна своей любви к Родине. Поэтессой был создан цикл «Ветер войны», в котором можно выделить знаменитое стихотворение «Мужество».

Б. Пастернак, который также не испытывал особых симпатий к советской власти, откликнулся на войну в стихотворениях «Страшная сказка», «Ожившая фреска», «Весна».

Проза в годы войны

С самых первых дней Великой Отечественной войны в печати стали появляться документальные рассказы и очер ки , созданные военными кор респондентами или писателями, добровольно отправившимися на фронт. Это были живые с вид етельства оче вид цев, которые поражали читателей своей беспощадной правдой. Широкую известность обрели произведения К. Симонова («Русс ки е люди», «Жди меня», «Дни и ночи»).

С кор от ки х очерков («На Дону», «Военнопленные», «Первые встречи») начал описывать войну и признанный классик советской литературы, автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» — М. А. Шолохов. В роли военного кор респондента писатель уже в июле 1941 г. прибыл на фронт.

В 1942 г. был опубликован рассказ Шолохова «Наука ненависти», основанный на реальных событиях. История лейтенанта Герасимова об ужасах фашисткой оккупации и жизни в плену просто шо ки рует. Чудом выживший фронтовик завершает свой горь ки й рассказ твердыми словами: «Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах… то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».

В 1943 г. Шолохов начинает работу над романом «Они сражались за Родину», который, к сожалению, остался незавершенным. Однако даже в неоконченном вид е роман стал одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На фоне непрерывных яростных боев показаны образы трех главных героев: Лопахина, Звягинцева и Стрельцова. Это самые обычные люди (шахтер, комбайнер и агроном), которые по первому зову встали на защиту Родины. Писатель хотел показать, что вся тяжесть войны лежала на плечах рядовых солдат. Им же принадлежала главная зас лу га в избавлении человечества от фашизма.

Послевоенная литература

После Великой Отечественной войны одним из первых значительных произведений стала «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946 г.). Повесть основана на реальной истории подвига летчика А. П. Маресьева, который смог вернуться в военную авиацию после ампутации обеих ног. Автор познакомился с героем на фронте. Повесть, по сути, является художественным переложением рассказа Маресьева о своей нелегкой судьбе. Полевой изменил лишь одну букву в фамилии главного героя — Мересьев.

С рокового поражения в воздушном бою начинается трудное восхождение летчика к «званию» » настоящего человека». Каждый прожитый день Алексея является подвигом: путь по лесу с искалеченными ногами, упорные трениров ки на протезах, бесконечные «хождения по инстанциям».

Возвращение Мересьева в боевой стро й, освоение новейшего истребителя и первые победы над врагом символизируют торжество несгибаемой воли и непре клон ность характера. Именно эти качества «настоящего человека», по мнению автора, помогли советскому народу выстоять и одержать победу в войне.

В 1957 г. был опубликован рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», в котором писатель продолжил тему, начатую в «Науке ненависти». В основе произведения также лежит история, рассказанная автору фронтовиком.

На этот раз повествование охватывает и подробно освещает большой временной промежуток из жизни главного героя — Андрея Соколова. Переломным моментом в его судьбе стали война и фашистс ки й плен. В нечеловечес ки х условиях Соколов остается в живых благодаря надежде на встречу с семьей и вере в победу. Он находит в себе силы для побег а, но дома его ждет страшная весть о гибели жены и дочерей. Последним ударом судьбы становится смерть сына 9 мая 1945 г. Душа Соколова черствеет от горя. Новая жизнь для Андрея начинается после встречи с бездомным мальчиком Ваней и его «усыновления».

Главной задачей Шолохова было показать несгибаемый характер русского человека, его настойчивость, решительность и веру в лу чшее. Эти качества помогли советскому народу и в мирное время, когда пришлось поднимать лежащую в руинах страну.

Одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне до сих пор остается дважды экранизированная повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Пять молодых советс ки х зенитчиц во главе со старшиной Васковым вступают в борьбу с отрядом профессиональных немец ки х диверсантов. Победа достается слишком дорогой ценой: все девуш ки трагичес ки погибают.

Кульминационная сцена повести — разговор Васкова со смертельно раненой Ритой Осяниной:

— Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

— А мы ее [Родину] защищали.

Военная тема прочно вошла в советскую литературу. Слишком свежи были воспоминания об этих страшных годах. Среди поэтов Великой Отечественной войне посвящали стихотворения К. Симонов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко и многие другие.

В СССР постоянно появлялись новые повести и романы о войне: «В окопах Сталин гра да» (1946 г.) В. Некрасова, «Убиты под Москвой» (1963 г.) К. Воробьева, «В августе сор ок четвертого» (1974 г.) В. Бо гомоло ва и др.

Пере стро йка и гласность дали возможность свободно обсуждать ранее запрещенные темы. К сожалению, это привело к тому, что на книжный рынок хлынул мутный поток «разоблачительной» литературы о Великой Отечественной войне. Писатели такого типа стремились и стремятся до сих пор всячес ки очернить подвиг народа и затушевать значение Великой Победы.

Продолжаются дискуссии вокруг романов «Жизнь и судьба» В. Гроссмана и «Прокляты и убиты» В. Астафьева. Одни называют эти книги настоящей «солдатской правдой», другие — грязной клеветой и предательством по отношению ко всем ветеранам Великой Отечественной войны.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: