Особенности древнерусской литературы

Своеобразие древнерусской литературы
статья по литературе

СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древняя русская литература».
Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода. Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период , середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.

Третий период , конец XIV в. и первая половина XV в . Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо – Восточной Руси.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения (книгопечатание появилось лишь в 16 веке). При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова

Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной

рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность. Это было следствием религиозно христианского отношения общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством – с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным. Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы – историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» – явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения.

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Литература прославляет моральную красоту человека. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель не был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно».

Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния

предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции – в XVII и XVIII веках.

Есть только один жанр литературы, который, казалось бы, выходит за пределы этой средневековой историчности, – это притчи. Они явно вымышлены. В аллегорической форме они преподносят нравоучение читателям, представляют собой как бы образное обобщение действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи традиционный. Для Древней Руси он имеет еще библейское происхождение. Притчами говорит Христос в Евангелии. Соответственно притчи входили в состав сочинений для проповедников и в произведения самих проповедников. Но притчи повествуют о «вечном». Вечное же – оборотная сторона единого исторического сюжета древнерусской литературы.

Итак, литература образует некоторое структурное единство – такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос. Чувство величия, значительности происходящего было основным стилеобразующим элементом древнерусской литературы. Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота. Литература – священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским.

Но возникало и противоположное: глумление, ирония, скоморошество. Яркий представитель этого противоположного начала в литературе – Даниил Заточник, перенесший в свое «Моление» приемы скоморошьего балагурства. Автор высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя и подчеркивает своими неуместными шутками церемониальные запреты.

Если самым кратким образом определить те ценности, которые были созданы древней русской литературой, то их можно видеть в нескольких областях. В древней русской литературе сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени. Уже в Древней Руси литература стала той кафедрой, с которой постоянно раздавалось поучительное слово. В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, – патриотизмом, лишенным чувства

национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь

«обитаемый мир», который стал характерен для нее и в XIX в. Через богатую переводную литературу древняя русская литература смогла усвоить лучшие достижения византийской и южнославянских литератур, стать литературой европейской. В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения. В Древней Руси на основе двух языков – старославянского и русского создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы

Древнерусская художественная литература

Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнерусская художественная литература

Художественная литература как явление зародилась очень давно, а свое распространение получила с развитием письменности. Первым известным литературным произведение является «Повесть временных лет», написанная почти десять веков назад. Однако, литература существовала еще до развития письменности. Это была так называемая древнерусская литература. Она была выражена преимущественно мифами, а также фольклором. Люди того времени не понимали значения многих вещей, поэтому возникали мифические персонажи, например, духи, домовые, банники. Все это нашло отражение и в более поздней литературе, однако, уже в виде сказок и мифов.

Читайте также  Краткое содержание повести Портрет Гоголя Н.В.

Жанры и произведения древнерусской литературы по-своему уникальны. Вопреки всему передаваясь из уст в уста, они смогли сохраниться и выжить вплоть до наших дней. Фольклорное творчество (или русское народное) процветало на Руси всегда. К жанрам древнерусского народного творчества можно отнести:

  1. Сказка. Сказка – это вид фольклора, то есть древнерусской литературы, в котором обязательно присутствуют волшебные, высшие силы, а также просты люди. В сказке есть мораль – в виде итога сюжета. Также сказка всегда несет в себе поучительный смысл.
  2. Песнь. Песнь – это не одно и то же с песней. Песнь – это вид фольклора, призванный быть молитвой, приношением какому-либо богу во время обряда. Например, славянские племена весной воспевали песнь во имя богини любви – Лады. Песнь – это очень мощный жанр древнерусской художественной литературы.
  3. Сказание, предание. Этот вид жанра граничит между сказкой и мифом. В сказании обычно задействованы несколько лиц, также присутствуют высшие силы рока, судьбы. Сказание служило людям для того, чтобы помнить свои истоки, свое истинное предназначение, то есть несло преимущественно философский смысл.
  4. Мифы. Мифы славян занимают определенное место в литературе. Мифы отражают верования славянского народа в высших и низших существ. Однако, в противопоставление христианской культуре, у славянских племен не было рая, как такового, а были три соединенных мира: Явь, Правь и Навь. Также божества были поделены на низшие и высшие. К первым относились лешие, домовые, кикиморы, змеи, банники, лесники и так далее. Ко вторым относились сами боги: Перун, Волос, Макошь, Мара, Лада, Леля, Симаргл и многие другие.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в вышеприведенных жанрах заключалась уникальность древнерусской литературы как явления. Также все это определяло ее самобытное развитие, что не могло не сказаться на художественной литературе в дальнейшем.

Жанровая уникальность древнерусской художественной литературы во многом помогла историкам разобраться в славянской мифологии и в славянском образе жизни. Сейчас об этой части русской художественной литературы известно очень мало, поскольку письменности и алфавита тогда не было. Все передавалось из уст в уста, что не могло не исказить смысл сказанного. Поэтому древнерусская художественная литература столь обособлена от остальной и не подчиняется никаким правилам.

Особенности древнерусской художественной литературы

Древнерусская художественная литература обладала своими характерными особенностями. Первой ее особенностью было, как уже говорилось выше, отсутствие каких-либо письменных форм. Она была устным народным творчеством. Возможно, это и есть основная причина того, почему сейчас об этом этапе русской литературы так мало известно.

Второй особенностью древнерусской художественной литературы является ее тесная связь с верованиями славян. В каждом, без исключения, жанре присутствует какая-то часть мистики, мифов. Все это делает древнерусскую литературу особенной.

Третьей особенностью древнерусской художественной литературы является ее род: ее нельзя назвать ни прозой, ни поэзией – древнерусская художественная литература это середина между ними. Так, взять, например, любую сказку – читается сказка нараспев, медленно, но если представить ее в виде текста, то она будет прозой.

Итак, мы разобрались в характерных особенностях древнерусской художественной литературы. Значение древнерусской художественной литературы заключается в следующем:

  1. От древнерусской художественной литературы берет свое начало вся русская литература, как она есть. То есть, литература Древней Руси – это первоисточник всей современной художественной поэзии и прозы.
  2. Древнерусская литература, как уже говорилось выше, несет в себе историческую ценность. Она помогает восстанавливать некоторые события, лучше понять культуры славян – наших предков, а также узнать об их верованиях и знаниях. Все это заключает в себе именно древнерусская литература.
  3. Древнерусская литература несет в себе поучительную функцию. Как мы видим сегодня, во многих сказках, сказаниях есть дельные советы, основанные на опыте наших предков. Именно мудрость веков заключена в древнерусской литературе. Она учит нас и помогает нам в различных проблемах. В произведениях древнерусской литературы часто восхваляется добро, справедливость, чудо, милосердие и ум. Все это учит нас быть добрее и сильнее, несмотря на проблемы и заботы.
  4. Древнерусская литература несет в себе социальную функцию. Издавна, литература, а точнее, творчество было одним из самых действенных способов обратить на себя внимание. На празднованиях славяне часто читали частушки, пели песни и водили хороводы. Все это было способом единения с остальными, поэтому древнерусская литература сохранила в себе эту функцию.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что древнерусская литература имеет очень большое значение для современных ученых-историков и просто для современного человека. Древнерусская литература – это достояние нашего народа, наша культурная и историческая ценность. Именно от истоков древнерусской художественной литературы произошла современная. Так, мы должны помнить и ценить литературу Древней Руси.

Учебно-методические материал «Особенности литературы Древней Руси (XI – XVII века)»

(XI XVII века)».

Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.

Основные темы древнерусской литературы.

Черты древнерусской литературы.

Человек в литературе Древней Руси.

1. Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Прежде чем говорить о жанровом своеобразии и особенностях древнерусской литературы, необходимо выяснить, что способствовало развитию письменности (и культуры в целом) на Руси.

862 – создание славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием.

988 – крещение Руси Владимиром Красное Солнышко.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры. Важно то, что это было не просто копирование образцов Византийской культуры или механическое воспроизведение славянских букв: всё несло с собой определённый смысл. Так, привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть своё название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Если говорить о живописи (иконописи), то здесь существовала определённая символика цвета:

Каждая деталь имеет своё толкование. Например, на иконе «Троица» Андрея Рублёва Бог-Отец (слева) символизирует дом (дал начало всему живому, приют; создатель); все головы наклонены к нему. Бог-Сын (посередине) символизирует страдание; полоса – отличительный знак), тянется к чаше – будущая жертвенность («Да минует меня чаща сия»). Бог-Дух Святой (справа) – преображение; гора – символ восхождения.

2) схематичность (несоблюдение пропорций, всё условно);

3) принцип обратной перспективы (зритель – соучастник действия).

Самые величественные постройки того времени: Софийский Собор (Новгород, XI в.), Церковь Покрова на Нерли (с. Боголюбово, XII в.) (Нерль – река; Покров — Богородица, Покрова – то есть покровительства Богородицы); считается самой красивой церковью.

1) внешняя сдержанность и внутреннее богатство;

3) изящество пропорций.

Несмотря на то, что каждая сфера искусства имела свои особенности, всех их объединяла одна общая идея: взгляд на мир с точки зрения христианской морали, иными словами, у них было общее культурное пространство.

2. Жанры древнерусской литературы.

Словесное творчество на Руси существовало в двух формах: устной (былины, сказки, песни, пословицы, загадки) и письменной. С некоторыми жанрами древнерусской литературы вы уже знакомы, поэтому можете их охарактеризовать.

(Учащиеся параллельно заполняют таблицу «Жанры древнерусской литературы»).

1. Что такое житие?

2. По какому случаю создавалось житие?

3. Перечислите каноны жития.

Житие (агиография) описание жизни святого. Житие создавалось после смерти святого, только после того, как монах проделает весь жизненный путь.

Каноны жития:

рождение от благочестивых родителей;

аскетические или проповеднические подвиги;

Примеры: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».

1. Дайте определение жанру «летопись».

2. Чем летопись отличалась от других жанров древнерусской литературы?

Летопись – погодная запись исторических событий. Летопись начинается со слов «В лето…» (т.е. в год). Язык летописи был довольно сдержан. Это была своеобразная хроника, напоминающая, скорее, учебник истории, нежели литературное произведение.

Читайте также  Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Примеры: «Повесть временных лет» (Нестор, XII).

Поучение наставление, в котором обличались пороки человека и прославлялись добродетели.

Вопрос классу. Как соотносится текст Владимира Мономаха с текстом библейских заповедей? (Он их дублирует, так как Библия проповедует вечные ценности, это неоспоримые прописные истины. Цель Мономаха – научить своих сыновей жить, как истинные христиане.)

«Поучение Владимира Мономаха» (XII в.)

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

Своеобразным поучением можно назвать памятник XVI в. – «Домострой».

Задание классу. Рассмотрите таблицу и определите, какие наставления (поучения) содержала данная книга, которая должна была быть настольной книгой в каждой семье? («Домострой» содержал советы, касающиеся ведения хозяйства, правил поведения и устройства быта. Таким образом, дом – это не только жилище человека, но и само тело человека, вместилище его души.)

Часть I. Духовные наставления

Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби.

Часть II. Мирские наставления

Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь.

Часть III. Домовое строение

Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать.

Слово обращение; произведение, в котором анализируется общественно-политическая проблема.

«Слово о законе и благодати» (XI в.), написанное митрополитом Иларионом, принято считать первым письменным памятником. Смысл названия: закон – Ветхий завет, благодать – Новый завет; прослеживается путь развития человечества: изначально Бог был, прежде всего, карающим Богом, Богом, который постоянно испытывает человека, но Христос, искупивший своей жертвой грехи людей, принёс новый закон, закон всепрощения, особенно тех, кто склонен к покаянию.

Другие примеры: «Слово о полку Игореве» (XII), «Слово о погибели Русской земли» (XIII).

Сказание — повествование исторического или легендарного содержания.

«Сказание о Борисе и Глебе» (XI в.): о реальных исторических лицах, которые пострадали за веру и правду (поэтому, возможно, персонажи несколько идеализированы, так как легенда подразумевает сочетание правды и вымысла).

Начиная с XV века, литература становится более светской, даже авторской.

Хождение – описание путешествий. Причём под путешествиями подразумевается не только духовное становление человека, т.е. путь преображения, которые проделывает наша душа («Хожение игумена Даниила», XII); становятся интересны и пространственные, земные, путешествия («Хожение за три моря», Афанасий Никитин, XV). Человек хочет познать не только себя, свой внутренний мир, но и внешний, окружающую действительность.

Повесть повествование о подвигах значимых исторических личностей. Данный жанр близок по форме современному рассказу, но основное содержание всё-таки оставалось прежним.

Примеры: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злочастии».

Особенности древнерусской литературы, её отличия от литературы нового времени.

Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни.

Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.

Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать.

Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. В это время литература и фольклор были тесно связаны. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества.

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя зависит от стиля и жанра произведения. В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы.

В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII–XX веков.

Возникновение древнерусской литературы.

Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Особенности древнерусской литературы

Словесное искусство средневековья – это особый мир, во многом «потаенный» для современного человека. У него особая система худо­жественных ценностей, свои законы литературного творчества, непри­вычные формы произведений. Открыть этот мир может лишь посвя­щенный в его тайны, познавший его специфические черты.

Древнерусская литература – это литература русского средневеко­вья, которая прошла в своем развитии долгий, семивековой, путь, от XI к XVII веку. Три первых столетия она была общей для украинско­го, белорусского и русского народов. Лишь к XIV веку намечаются различия между тремя восточнославянскими народностями, их языком и литературой. В период формирования литературы, ее «ученичества», средоточием политической и культурной жизни являлся Киев, «матерь городов русских», поэтому литературу XI–XII веков принято назы­вать литературой Киевской Руси. В трагические для русской истории XIII–XIV века, когда Киев пал под ударами монголо-татарских орд и государство лишилось независимости, литературный процесс утратил свое былое единство, его течение определяла деятельность областных литературных «школ» (черниговской, галицко-волынской, рязанской, владимиро-суздальской и др.). Начиная с XV века на Руси проявляет­ся тенденция к объединению творческих сил, и литературное развитие XVI–XVII веков идет под знаком возвышения нового духовного центра – Москвы.

Древнерусская литература, как и фольклор, не знала понятий «ав­торское право», «канонический текст». Произведения бытовали в руко­писном виде, причем переписчик мог выступать в роли соавтора, тво­рить произведение заново, подвергая текст выборке, стилистической правке, включая в него новый материал, заимствованный из других ис­точников (например, летописей, местных преданий, памятников пере­водной литературы). Так возникали новые редакции произведений, отличавшиеся друг от друга идейно-политическими и художественны­ми установками. Прежде чем издавать текст произведения, созданного

в средние века, необходимо было проделать огромную черновую работу по изучению и сопоставлению различных списков и редакций, чтобы выявить те, которые ближе всего к первоначальному виду памятника. Этим целям служит особая наука текстология; в ее задачи также входят атрибуция произведения, то есть установление его авторства, и решение вопросов: где и когда оно было создано, почему его текст подвергался правке?

Читайте также  Краткое содержание комедии Ревизор Гоголя Н.В.

Литература Древней Руси, как искусство средневековья вообще, ба­зировалась на системе религиозных представлений о мире, в основе его лежал религиозно-символический метод познания и отражения действи­тельности. Мир в сознании древнерусского человека как бы раздваивал­ся: с одной стороны, это реальная, земная жизнь человека, общества, природы, которую можно познать с помощью житейского опыта, с по­мощью чувств, то есть «телесныма очима»; с другой стороны – это ре­лигиозно-мифологический, «горний» мир, который, в отличие от «доль­него», открывается избранным, угодным Богу людям в минуты духов­ного откровения, религиозного экстаза.

Древнерусскому книжнику было ясно, почему происходят те или иные события, он никогда не мучился вопросами, над решением которых будут думать русские классики XIX столетия: «кто виноват?» и «что делать?», чтобы изменить к лучшему человека и мир. Для средневеко­вого писателя все происходящее на земле – проявление Божьей воли. Если являлась «звезда превелика, лучи имущи акы кроваве», то это служило русичам грозным предупреждением о грядущих испытани­ях, половецких набегах и княжеских распрях: «Се же проявляющи не НА доеро. По сем же кышл усокии/Ь многы и нашествие ПОГАНЫХ на Русьскую землю, си ко звезда, акы кровава, проявьляющи крови пролитие». Природа для средневекового человека еще не обрела своей самостоятельной эстетической ценности; необычное природное явление, будь то затмение солнца или наводнение, выступало как некий символ, знак связи между «горним» и «дольним» мирами, истолковывалось как злое или доброе предзнаменование.

Историзм средневековой литературы особого рода. Часто в произ­ведении самым причудливым образом переплетаются два плана: реаль­но-исторический и религиозно-фантастический, причем древний чело­век верил в существование бесов так же, как и в то, что княгиня Ольга путешествовала в Царьград, а князь Владимир крестил Русь. Бесы в изображении древнерусского писателя «черни, крилаты, хвосты иму­щи», они наделялись способностью совершать человеческие поступки:

рассыпать муку на мельнице, поднимать бревна на высокий берег Дне­пра для строительства Киево-Печерского монастыря.

Смешение факта и вымысла характерно для древней части «Повес­ти временных лет», истоки которой в фольклоре. Рассказывая о путе­шествии княгини Ольги в Царьград и принятии ею христианства, лето­писец идет вслед за народной легендой, согласно которой Ольга, «му­драя дева», «переклюкала» (перехитрила) византийского императора. Пораженный ее «лепотою», он решил «пояти» Ольгу за себя, то есть взять в жены, но после крещения иноверки (условие брака, выдвинутое Ольгой) был вынужден отказаться от своего намерения: крестный отец не мог стать мужем крестницы. Последние исследования этого лето­писного фрагмента, сопоставление его с данными переводных хроник свидетельствуют, что княгиня Ольга в то время находилась в весьма преклонном возрасте, византийский император был значительно моло­же ее и имел жену. Летописец использовал народнопоэтическую вер­сию этого исторического события для того, чтобы показать превосход­ство русского ума над иноземным, возвысить образ мудрой правитель­ницы, понимавшей, что без единой религии невозможно образование единого государства.

Прославляя силу духа и мудрость русского народа, средневековый писатель был выразителем идеи веротерпимости, гуманного отношения к иноверцам. В XI веке Феодосии Печерский в послании к Изяславу Ярославичу, обличая «неправую латинскую веру», тем не менее призы­вает князя: «Милостынею же милуй, не токмо своея в’Ьры, нъ и мю-жея. Аще ли внднши нлгд, ли ГОЛОДНА, ли зимою, ли Е’Ьдою одьржи-мл, дще ти кудеть ли жидовииъ , ли сорочининъ , ли, волгдринъ , ли еретикъ , ли лдтннинъ , ли от погдныхъ , – всякого помилуй и от е*Ьды извдви, якоже можеши, и мъзды от Еогд не погр-Ьшиши».

Древнерусскую литературу отличает высокая духовность. Жизнь че­ловеческой души – центр тяжести литературы средневековья, воспита­ние и совершенствование нравственной природы человека – главная ее задача. Внешнее, предметное отступает здесь на второй план. Как на иконе, где крупным планом даются «лик» и «очи», то, что отражает вну­треннюю сущность святого, «свет» его души, в литературе, особенно житийной, изображение человека подчинено прославлению должного, идеального, вечно прекрасных нравственных качеств: милосердия и скромности, душевной щедрости и нестяжания.

В средние века существовала иная, чем в наше время, система ху­дожественных ценностей, господствовала эстетика подобия, а не эсте­тика неповторимости. По определению Д.С. Лихачева, древнерусский

писатель исходил в своем творчестве из понятия «литературного эти­кета», который слагался из представлений о том, «как должен был со­вершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель со­вершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, эти­кет поведения и этикет словесный».

Древнерусская литература дорожила общим, повторяющимся, лег­ко узнаваемым, избегая частного, случайного, непривычного для чита­теля. Вот почему в памятниках XI–XVII веков так много «общих мест» в изображении воинского или монашеского подвига, в некроложных характеристиках русских князей и в похвальных словах святым. Сравнение героев отечественной истории с библейскими персонажами, цитирование книг Священного Писания, подражание авторитетным Отцам Церкви, заимствование целых фрагментов из произведений предшествующих эпох – все это в средние века свидетельствовало о высокой книжной культуре, мастерстве писателя, а не являлось призна­ком его творческого бессилия.

Для литературы Древней Руси характерна особая система жанров. Она в большей мере, чем в литературе нового времени, связана с внелитературными обстоятельствами, с практическими потребностями древ­нерусского общества. Каждый литературный жанр обслуживал опреде­ленную сферу жизни. Так, например, возникновение летописания было обусловлено потребностью государства иметь свою письменную исто­рию, где были бы зафиксированы важнейшие события (рождение и смерть правителей, войны и мирные договоры, основание городов и строительство церквей).

В XI–XVII веках существовало и активно взаимодействовало не­сколько жанровых систем: фольклора, переводной литературы, деловой письменности, богослужебной и светской, художественно-публицисти­ческой литератур. Разумеется, жанры богослужебной литературы («Пролог», «Часослов», «Апостол» и др.) были теснее связаны со сфе­рой их бытования, отличались большей статичностью.

В основе выделения жанров в литературе Древней Руси лежал объ­ект изображения. Ратные подвиги русичей изображались в воинских повестях, путешествия в другие страны сначала только с паломничес­кой, а затем с торговой и дипломатической целями – в хождениях. Для каждого жанра существовал свой канон. Например, для агиогра­фического произведения, где объектом изображения была жизнь свя­того, обязательна трехчастная композиция: риторическое вступление, биографическая часть и похвала одному из «воинства Христова». Тип

повествователя в житии – условно многогрешный человек, «худый и неразумный», что было необходимо для возвышения героя – праведни­ка и чудотворца, поэтому для этого жанра главным был идеализирую­щий способ изображения, когда поведение героя освобождалось от все­го временного, греховного и он представал только в парадные моменты своей жизни как «положительно прекрасный человек». Стиль памятни­ков агиографической литературы, в отличие от летописной, витиеват и словесно украшен, особенно во вступительной и заключительной частях, которые часто называют «риторической мантией» жития.

Судьба древнерусских жанров сложилась по-разному: одни из них ушли из литературного обихода, другие приспособились к изменившим­ся условиям, третьи продолжают активно функционировать, наполняясь новым содержанием. Очерковая литература XIX – XX веков, литера­турные путешествия XVIII столетия восходят к традициям древнерус­ских хождений – одного из самых устойчивых жанровых образований средневековья. Истоки русского романа исследователи видят в бытовых повестях XVII века. Поэтика оды в литературе русского классицизма, безусловно, складывалась под влиянием произведений ораторского ис­кусства Древней Руси.

Таким образом, древнерусская литература не мертвое, ушедшее яв­ление, она не канула в небытие, не оставив потомства. Это явление жи­вое и плодовитое. Она передала по наследству русской литературе ново­го времени высокий духовный настрой и «учительный» характер, идеи патриотизма и гуманного отношения к людям независимо от их вероис­поведания. Многие жанры литературы Древней Руси, претерпев эволю­цию, обрели вторую жизнь в литературе XVIII – XX веков.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: