Тень характеристика образа Ученого

Cкачать: Урок по литературе для 7 класса Система образов в пьесе Е. Шварца Тень .

Тень характеристика образа Ученого

Урок по литературе для 7 класса «Система образов в пьесе Е. Шварца «Тень».

Урок по литературе для 7 класса «Система образов в пьесе Е. Шварца «Тень».

Этап обучения: основной.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст, памятка характеристики героя в драматическом произведении, афиша спектакля, доска.

Формируемые компетентности: публичного выступления, поиска и обработки информации, коммуникативности.

Сегодня мы продолжаем общаться с произведением, написанным для театра, пьесой Е. Шварца «Тень». Но прежде, чем мы перейдем к теме урока , добавим несколько штрихов к биографии писателя. Послушайте, как о жизни поэта рассказала в своей статье Дарья Акимова

Сообщение ученика.

Вопросы классу.

— Как передана биография писателя? ( В виде ролей, зарисовок)

— Что вы можете сказать о жизни писателя после этого сообщения? ( его жизнь разнообразна, многопланова, с разными лицами)

— Дома вы характеризовали героев пьесы, а их образы просты и понятны, или сложны и многоплановы? ( сложны)

— Давайте сформулируем тему урока. Если мы будем давать характеристики героям пьесы, то мы обязательно будем говорить о том, как они относятся друг к другу, оценивать их роль и значимость в пьесе, то есть выстроим… (систему персонажей).

— Запишем тему урока.

Какие задачи мы будем решать?

· как раскрывается образ героя драматического произведения,

· в чем проявилось новаторство писателя.

На прошлом уроке анализируя отдельные сцены, вы задались вопросом: «Почему в сказочном городе к тени относятся хорошо, а к ученому плохо?». Этот вопрос есть на доске, вернемся к нему, подводя итоги урока.

Древний символ театральной условности, роли, которую исполняет актер, — маска. Я вам предлагаю для каждого героя подобрать современную маску – смайлик и поместить его на светлую или теневую сторону жизни в нашей таблице.

Итак, начнем. Дайте характеристику ученому и его тени. Для этого разойдитесь по группам и обобщите свои домашние наблюдения. Приветствуются и выступления от лица героев.

Выступления учеников.

1. О Христиане-Теодоре.

( — Благородный, талантливый ученый -историк знает жизнь только по книгам. Он мечтает сделать мир лучше, мир, который он совсем не знает. По ходу пьесы он постигает реальный мир, и его методы борьбы за счастье людей сильно меняются.

Принцесса, в которую влюбился ученый, совсем далека от его идеала, но он считает, что в силах ее изменить. Христиан –Теодор мечтает с помощью своей тени проникнуть в мысли и душу возлюбленной, в сказке его мечты стали реальностью, но какой. Потеряв часть себя, ученый болеет. Но, видя, что творит его Тень, он вынужден бороться с ней, то есть — с частью себя.)

( Тень намного деятельнее своего хозяина. Она обитает на темной стороне жизни , там ,где нет нужды скрывать свои истинные желания. Поэтому тень очень хорошо знает реальный мир и быстро становится властной и влиятельной. Но как же глупо пытаться уничтожить часть себя самой, то есть Христиана-Теодора. Какого бы могущества не достигла Тень, она не может жить сама.)

Слово учителя. Сам Шварц отношения между ученым и тенью понимал следующим образом: «Карьерист, человек без идей, чиновник может победить человека, одушевленного идеями и большими мыслями, только временно. В конце концов, побеждает живая жизнь».

— Какие смайлики вы предложите для главных героев?

( Ученый – светлый, грустный и улыбающийся, Тень – темная с нервной улыбкой.)

— Вот мы с вами и увидели героя и того, кто ему противостоит.

Христиан-Теодор Тень

Герой Антигерой (антагонист)

Получается, что герой ведет борьбу сам с собой, значит конфликт внутренний, но его разрешение возможно только в обществе и влияет на судьбу последнего.

Кто же представители этого общества?

— Можно ли объединить в какие-то группы жителей сказочной страны? (женские образы, образы чиновников, бывшие людоеды и доктор)

— Расскажите о женских образах в пьесе.

Выступления учеников.

1.Аннунциата. ( Милая, искренняя, добрая девушка, любовь которой спасает ученого. Образ Аннунциаты в пьесе статичен, она по ходу пьесы не станет другой, не изменит своего отношения к жизни. Но ее желание помогать, приходить на помощь создают ощущение движения. Девушка росла без матери, но всем окружающим старается дарить свою заботу и приветливость. Этим Аннунциата напоминает Золушку, но в отличие от последней, Аннунциата доказывает, что она – настоящая добрая принцесса, которая обязательно должна быть в каждой сказке.)

Смайлик — улыбающийся, светлый.

2. Принцесса Луиза. Из разговоров о ней можно понять, что девушка производит на окружающих очень неприятное впечатление, тем не менее все хотят жениться на ней. Не случайно растерялся ученый: «Все не так просто, как кажется. Мне казалось, что ваши мысли гармоничны, как вы… Но вот они передо мной…Они вовсе не похожи на те, которые я ждал… и все-таки… Я люблю вас». Он готов ради нее на все, он посылает к ней свою тень, чтобы та передала девушке его слова: «Мой господин любит вас, так любит, что все будет прекрасно. Если вы царевна-лягушка, то он оживит вас и превратит в прекрасную женщину».
Но на дороге принцессы возникла тень, героиня поставлена перед необходимостью выбора и делает его согласно своим привычкам и понятиям, плывет по течению, идет за тем, кто настойчивее, чьи речи приятнее. Таким образом, она предпочла тень и этим решила свою судьбу. И ее собственное поведение привело к тому, что все происходящее с ней стало напоминать превращение царевны в отвратительную холодную лягушку.

Смайлик – нечто безликое, всегда в тени.

2. Юлия Джули . «Говорят, это та самая девочка, которая наступила на хлеб, чтобы сохранить свои новые башмачки,» — говорит Аннунциата о ней. Но называть Юлию «девочкой, наступившей на хлеб», можно лишь в переносном смысле. Ей приходится «наступать на хороших людей, на лучших подруг, даже на самое себя – и все это для того, чтобы сохранить свои новые башмачки, чулочки, платьица». Она исполняет приказы министра финансов, чтобы не потерять место в высшем обществе. Но Юлия не бездушная кукла , она искренне хочет быть другом ученого.
В течение всей пьесы в Юлии идет постоянная душевная борьба. В ней борется желание помочь хорошему человеку и боязнь, что ее саму за это растопчут. Она не знает сама, что победит в ней. В начальных репликах ее разговора с ученым можно увидеть и то и другое, она мечется: погибнуть, оставшись с ученым, или погибнуть, предав его? Отсюда ее «оставайтесь», «нет, идемте», «простите». Но именно Юлия помогает ученому избежать казни и обрести счастье с Аннунциатой.
Эта душевная борьба делает образ Юлии драматичным. Юлия у Шварца после сцен ее запугивания, устрашения министром финансов предстает перед нами, как жертва, как характер драматический, она вынуждена «наступать на самое себя», и это выводит ее за пределы сатирического образа. Интересно, что Шварц сделал свою героиню близорукой.
Близорукость характеризует не сколько остроту зрения героини, сколько определяет ее мировоззрение — не хотеть видеть, когда это удобно.
Она дает точную, характеристику Цезарю Борджиа («Он раб моды…»), но, тем не менее, ей спокойнее не думать об этом, ведь он пишет хвалебные рецензии о ней. Юлия притворяется, что не замечает гнусности предложения министра финансов, притворяется близорукой, «чтобы сохранить свои новые платьица, башмачки, чулочки».
Если Юлии удобнее быть близорукой по отношению к окружающим ее «настоящим людям», то ученый, напротив, стремится избавиться от всей «близорукости» и избавляется в конце концов.
Смайлик героини сложен , светлое и темное в ней постоянно ведут борьбу.

— Каковы же женские образы в пьесе? (Светлая, почти идеальная Аннунциата, активная, яркая, но страдающая от своей раздвоенности Юлия и холодная бездушная Луиза.)

— А есть ли что-то, объединяющее эти образы? (Они все определяют ученого как хорошего человека.)

— Если все девушки видят в ученом хорошего человека, может мы поспешили сказать, что в городе к нему относятся плохо? (нет, защищает и любит ученого только Аннунциата, Юлия соглашается на предательство, а Луизе вообще все равно, она соглашается с тем, кто в данный момент рядом.)

— Какую роль эти героини играют в развитии действия пьесы? (как ни странно , но «продвигают» сюжет Юлия и Луиза, а Аннунциата выступает скорее своеобразным индикатором «живой и мертвой» жизни)

— Мотив любви не единственный в пьесе и, возможно, не главный. На следующем уроке мы с вами продолжим эту тему и посмотрим на чиновников сказочной страны и жителей города.

— А сейчас несколько слов о вашей работе и пьесе. При подготовке к уроку трудности были? (Характеризовать героя драмы по его речи и репликам других сложнее, чем по поступкам и портрету в эпических произведениях.)

— Что вы скажете о пьесе? В чем новаторство писателя? (Непривычное отношение к сказке, очень сложные персонажи. Образы с одной стороны узнаваемы по другим сказкам, с другой – действуют не по сказочным законам. Это словно сказка наоборот. В сказочном городе победила темная сторона сознания человека, сказка разрушилась, герои потеряли свой привычный статус. К великому сожалению, именно добрым и благородным пришлось хуже всего. Поэтому Тень в сказочном городе и смогла устроиться лучше своего хозяина)

— Посмотрите на наши смайлики, что вы можете по ним сказать?(образы делятся на светлые и темные, бледные. Выделяется Юлия Джули, ее образ сложен и динамичен. Во многом она похожа на ученого, только ему, чтобы разобраться в окружающем мире пришлось взглянуть на себя со стороны, а ей, хорошо понимающей жителей сказочного города, известна природа и собственных поступков.)

Читайте также  Биография Андреева Л.Н.

Домашнее задание: предложите свои версии, как поведут себя другие сказочные персонажи, очутившись в сказочном городе, созданном Е. Шварцем.

1 .Шварц Е.Л. Тень // Шварц Е.Л. Избранное. СПб., 1998

2. Волкова Е. А. Трансформация традиционных сказочных образов в пьесах Е.Шварца (на примере пьесы «Тень») http://festival.1september.ru/authors/101-061-760

3. Акимова Д. Тень Принца Вечерняя Москва 28 декабря 2005

Доклад по пьесе Евгения Шварца «Тень»

Мира Хараз

Пьеса написана в 1939 году, впервые опубликована и поставлена в 1940 году. В первые дни после премьеры имела успех, потом «шла неровно»[1]. «Тень», «Дракон» и «Голый король» составляют трилогию пьес-памфлетов. Шварц написал «Тень» специально для Театра Комедии. Работа началась ещё в 1937 году, первый акт был написан очень быстро, а последующие – вовсе нет, на их написание ушли много месяцев; работа шла параллельно с репетициями.

Сюжет пьесы-сказки вдохновлён одноимённым произведением Ганса Христиана Андерсена, отрывок из него стоит в пьесе эпиграфом, более того, Андерсен сам является внесценическим персонажем – он друг Учёного и раньше снимал номер в гостинице, который теперь снимает Учёный.

Пьеса делится на три акта. В первом мы знакомимся с главным героем, Учёным по имени Христиан-Теодор, который изучает историю этой сказочной страны, и другими колоритными персонажами: яростным хозяином гостинцы Пьетро, его умной и мягкой дочерью Аннунциатой, и такими личностями, как певицей Юлией Джули и журналистом Цезарем Борджиа (который тоже является постояльцем гостиницы). Также мы узнаём, что напротив Учёного живёт принцесса страны, скрывающая своё лицо, потому что так ей завещал отец: жить в народе, чтобы найти «доброго, честного, образованного и умного мужа. Пусть это будет незнатный человек. А вдруг ему удастся сделать то, что не удавалось ни одному из знатнейших?». Учёный давно влюблён в эту девушку, в чём и признаётся в первом же разговоре с ней; принцесса назначает Учёному встречу на следующий день. Когда она уходит, Учёный обращается к собственной тени: «Тень, моя добрая, послушная тень! Ты так покорно лежишь у моих ног Взяла бы ты, тень, да пошла туда к ней. Что тебе стоит! Взяла бы да оказала ей: “Все это глупости. Мой господин любит вас, так любит, что все будет прекрасно” Иди!». Тень отделяется от Учёного и начинает жить своей жизнью, а Пьетро и Цезарь Борджиа решают этим воспользоваться, чтобы самим подобраться к принцессе.

Во втором действии нам представляют Первого министра и Министра финансов, и мы убеждаемся, что сказочная страна полна плохих и корыстных людей, а в основном эти злые люди – государственные служащие. Они замышляют избавиться от Учёного, потому что он, как «простой, наивный человек», представляет для них угрозу – честное и открытое поведение для них непривычно и непонятно, а потому опасно.

Также мы знакомимся с Доктором, лечащим лишившегося тени Учёного. Он говорит, что Учёный не выздоровеет, «пока он не научится смотреть на мир сквозь пальцы, пока он не махнет на все рукой, пока он не овладеет искусством пожимать плечами». Учёный будто витает в облаках, он не только убеждён, что женится на принцессе, так и уверен, что они вместе уедут, отвергнув корону. Учёный верит, что в каждом человеке есть «что-то живое», в ответ на что Доктор усмехается, говоря, что все люди там больны «сытостью в острой форме», и эта болезнь опасна каждому, кого волнуют деньги.

Тень, тем временем, становится чиновником, а к третьему акту – уже королём. По его приказу Учёному отрубают голову, но в тот же момент головы лишается и новый король; с помощью живой воды, найденной Доктором, Учёного возвращают к жизни, а Тень растворяется, как только принцесса приказывает её схватить. В конце концов Учёный уезжает из сказочной страны с Аннунциатой – единственной, кто всё время верил ему и поддерживал его.

Несмотря на всю сказочность пьесы, в ней чувствуется неприкрытый антисоветский посыл, особенно со второго акта: карикатурные министры, одного из которых всюду водят лакеи и ставят его в позы, потому что сам он физически не может двигаться; целебный источник, который министр запрещает использовать, потому что если никто не будет болеть, никто не будет приезжать лечиться к ним и, говоря современным языком, стимулировать экономику (слова Доктора: «Я боролся с министром как бешеный – и вот на меня двинулись чиновники. Им все безразлично. И жизнь, и смерть, и великие открытия. И именно поэтому они победили. И я махнул на все рукой»); болезнь, поразившая почти всех жителей страны – сытость в острой форме – показывает коррумпированность чиновников и поверхностность остальных людей; и главное – до смешного лёгкий и быстрый приход Тени к власти (разумеется, нечестными путями – подслушиванием и обманами) и такое же внезапное поражение. Тень тоже лишается головы, как только казнят Учёного, и Шварц объясняет это так: «Карьерист, человек без идей, чиновник может победить человека, одушевлённого идеями и большими мыслями, только временно. В конце концов побеждает живая жизнь». Учёный прекрасно знает, что Тень исчезла не навсегда, что они ещё столкнутся – таким образом, хоть добро всегда побеждает зло, их борьба никогда не прекратится.

Пару слов о юморе Шварца. На мой взгляд, его шутка может быть либо лёгкой и даже отдавать чем-то водевильным:

2-я курортница А почему у меня за едой, между восьмым и девятым блюдом, появляются меланхолические мысли? Доктор Какие, например? 2-я курортница Ну, мне вдруг хочется удалиться в пустыню и там предаться молитвам и посту. Доктор Пройдет.
Аннунциата Он очень любил наш дом. Ему нравилось, что у нас так тихо. (оглушительный выстрел)
Голоса – Арбузы, арбузы! Кусками! – Вода, вода, ледяная вода! – А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?! – Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны! – Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел! – Подайте бедному немому! – Яды, яды, свежие яды!

либо она пронизана горькой иронией:

Учёный Никогда в жизни не поверю, что я могу умереть, особенно сегодня.
Учёный Аннунциата, сколько оценщиков в вашем городском ломбарде? Аннунциата Много. Учёный И все они бывшие людоеды? Аннунциата Почти все.

Подводя итоги: Шварц, единственный драматург-сказочник, прибегает к жанру сказки, поскольку он помогает зрителю (да и автору) хотя бы на время вновь почувствовать себя ребёнком, понять мир во всей его простоте и сложности. Главная проблематика его произведений, «Тени» в частности, – власть, оказывающая деформирующее влияние на человека. Тень, добившись власти и приказав отрубить Учёному голову, так и осталась тенью. Она – тёмные стороны человеческой души: паразитирует, обманывает, подслушивает, читает чужие письма. В конце Тень исчезает, но не навсегда: «Он скрылся, чтобы ещё раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его». То есть, как я говорила выше, номинально у сказки и хороший конец, но «конца» на самом деле нет: борьба добра и зла будет продолжаться вечно.

[1] «Живу беспокойно…: из дневников», с. 639.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 9 сентября 2019 г.

Андерсен Г-Х. «Тень»

Жанр: волшебная сказка

Главные герои сказки «Тень» и их характеристика

  1. Ученый. Добрый, умный, наивный.
  2. Тень. Хитрая, коварная, жестокая.
  3. Принцесса. Добрая, обманутая.

План пересказа сказки «Тень»

  1. Жаркая страна
  2. Странный дом
  3. Таинственная незнакомка
  4. Побег Тени
  5. Новая тень
  6. Тень-человек
  7. В доме поэзии
  8. У торговки сластями
  9. Тень богата
  10. Новый визит Тени
  11. Тень и ученый на водах
  12. Танцы с принцессой
  13. Тень тени.
  14. Угрозы ученого
  15. Казнь ученого

Кратчайшее содержание сказки «Тень» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пребывая в жаркой стране, ученый потерял свою тень, которая ушла в дом напротив.
  2. У ученого выросла новая тень, а старая явилась к нему в образе богатого человека.
  3. Тень рассказала, как жила у Поэзии, потом у торговки, и как стала богатой.
  4. Ученый поехал с Тенью на воды, и там Тень рассказала принцессе, что ученый ее тень.
  5. Принцессе понравилась умная Тень и она решила выйти за нее замуж, а ученый грозил разоблачить Тень
  6. Тогда ученого арестовали, а потом, когда состоялась свадьба Принцессы и Тени, казнили.

Главная мысль сказки «Тень»
Обманом и хитростью легко добиться богатства, но они не помогут стать человеком.

Чему учит сказка «Тень»
Сказка учит никому не позволять садиться себе на шею. Учит уважать самого себя и хранить человеческое достоинство. Учит делать добро и говорить правду. Учит тому, что жизнь бывает несправедлива, но это не повод изменять самому себе.

Отзыв на сказку «Тень»
Мне понравилась эта сказка, не смотря на то, что у нее печальный конец. Мне жаль бедного ученого, очень умного, но не практичного. И мне не нравится Тень, которая оказалась неблагодарной и коварной. Она все равно останется Тенью, и никогда не станет полноценным человеком. Так что дальше ее ждут трудные времена.

Читайте также  Ярмарка тщеславия характеристика образа Ребекки Шарп

Пословицы к сказке «Тень»
Судьба и тень следуют за нами повсюду.
Жизнь дана на добрые дела.
Делая зло, на добро не надейся.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Коли душа черна, так и мылом не отмоешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Тень»
В одну очень жаркую южную страну приехал жить молодой ученый. Целыми днями он сидел в доме с закрытыми ставнями и только вечерами выходил на балкон. Вечерами жизнь в городе оживала, по улицам ходили люди и торговцы.
Только один дом напротив все время оставался темным, хотя из глубины его комнат звучала музыка. Музыка казалась ученому чудесной, хотя хозяин его дома находил ее скучной.
Однажды ночью, ученый увидел на балконе напротив прекрасную девушку, что стояла среди цветов. Но едва он приблизился к окну, девушка исчезла.
В другой раз ученый работал в кабинете, а его тень падала на балкон соседнего дома. Ученый в шутку предложил тени зайти в приоткрытую балконную дверь, встал и пошел спать. А тень действительно скользнула между цветов и вошла в соседний дом.
На следующее утро ученый с досадой обнаружил исчезновение собственной тени. Он пытался приманить ее огнем свечи, но это не помогло. Но в жарких странах все растет очень быстро и вскоре у ученого начала отрастать новая тень. Вскоре она стала такой же как и прежде, и ученый забыл об этой истории.
Прошло много лет.
Однажды в дом ученого постучали и он увидел на пороге очень худого, но хорошо одетого господина. Господин сказал, что он старая тень ученого, что он счастлив и богат, и решил проведать своего старого хозяина. Тень спросила, не может ли она чем-то помочь ученому, но тот сказал, что ему ничего не надо, и попросил рассказать, что увидела Тень в доме напротив.
Тень сказала, что в том доме жила Поэзия. Он провел в этом доме несколько недель, и смог стать человеком. Ученый был в восхищении.
А Тень продолжала рассказ. Она объявила, что став человеком, покинула дом Поэзии и поселилась у торговки сластями. Она вынюхивала и узнавала тайны всех людей, потом писала им письма. Она стала богатой и знаменитой.
Уходя Тень оставила ученому свою карточку и сказала адрес.
Прошло еще несколько лет. Ученый занимался своими трудами, но был по прежнему беден и неизвестен. К нему снова пришла Тень, еще более довольная жизнью, и позвала в путешествие, обещая оплатить издержки. Ученый отказался и Тень ушла.
Ученый продолжал писать об истине и добре, но это никому не было нужно. Он расхворался. Тень снова пришла к нему и позвала на воды. Ученый поехал с Тенью, но Тень сказала, что он должен называть ее на Вы, а она будет говорит ему Ты. Ученый нашел это странным, но Тень уже вела с ним себя как хозяин.
На водах в это время лечилась принцесса, обладавшая очень зорким зрением. Она сказала Тени, что ее болезнь в том, что она не может отбрасывать тень. Но Тень ответила, что у нее есть тень, только она нарядила ее человеком, и он везде следует за ней.
И принцесса подумала, что этот иностранец очень умен. Принцесса танцевала с Тенью и задавала ей разные вопросы, на которые Тень легко отвечала, ведь она могла заглянуть куда угодно. Наконец принцесса стала спрашивать Тень о том, чего не знала сама, и Тень сказала, что на эти вопросы легко ответит даже ее тень. Ученый действительно умно отвечал на все вопросы принцессы, и та решила, что если так умна тень, то сама Тень еще умнее. Она решила сделать Тень своим супругом.
Тень объявила ученому о предстоящей свадьбе и потребовала, чтобы тот всюду сопровождал ее, а раз в год ложился бы у ее ног, как настоящая тень.
Ученый рассердился и отказался. Он стал угрожать Тени, что расскажет принцессе, кем она является. Тогда Тень позвала стражу и ученого арестовали.
А потом Тень рассказала принцессе о тени, сошедшей с ума, и вообразившей себя человеком. Принцесса сказала, что ей жаль эту тень и надо избавить ее от жизни.
Потом была веселая свадьба принцессы и Тени, а бедного ученого казнили.

Способы взаимодействия с архетипом Тени

Данная статья является введением в обширную тему архетипа Тени. Её можно воспринимать как приглашение в путешествие по теневым аспектам человеческой души. Для начала обратимся к классике, а именно к Карлу Густаву Юнгу.

«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции» (К.Г. Юнг, «Сознание, бессознательное и индивидуация»).

Тень является одним из шести архетипов, которые структурируют психику человека:

Персона — Тень.

Наше путешествие мы начнём с мифологических проявлений Тени. Данный архетип ярче всего проявлен в мифах героических, солнечных, в которых присутствует мотив борьбы света с тьмой, добра со злом. Соответственно, чтобы разглядеть хорошенько теневые образы, нужно посмотреть на них глазами Героя. Данный режим воображения имеет определённые свойственные ему черты: вертикаль, разрубание, анализ, просвещение, раскладывание по полочкам, внесение ясности, преодоление, борьба со временем и смертью.

Самый абстрактный представитель Тени это Хаос. Один из распространённых образов Хаоса в сказках — это тёмный дремучий лес без тропок и ориентиров. Сейчас я предлагаю вам представить образ такого леса. Попробуйте почувствовать, какое впечатление он в вас вызывает. Что вы чувствуете, находясь в нём. Такое нехитрое исследование в собственном воображении поможет погрузиться в обозначенную тему чуть больше и не только головой, но и всем телом. Дремучий лес является противоположностью освещённым поселениям со своими обозначениями, дорогами и прочими знаками, которые помогают ориентироваться в пространстве.

Итак, первая черта нашего архетипа: Тень противоположна порядку.

Наше сознание, чтобы ориентироваться в мире, пытается всё упорядочить. Чем меньше в жизни порядка, тем больше места и возможности для проявления Тени. Довольно часто, когда в жизни порядка нет практически полностью, можно говорить об одержимости Тенью.

А мы идём от абстрактного к конкретному, второй вид персонажей, олицетворяющих Тень, — это животные, демоны, черти, драконы и прочая нечисть. Они отражают животное начало в нас. Обычно данные образы связаны с агрессией и сексуальностью.

В сказках часто герой заходит в лес и, путешествуя там, встречает волшебных персонажей злобной наружности. Квинтэссенцией этих чудищ является дракон, которого герой обязан победить. Какие страшные, жуткие животные персонажи мифов, сказок или кино вас больше всего впечатлили и почему? Какие у них черты вы бы выделили? Какая особенная деталь есть у каждого из них? Это всё что-то говорит о вашей Тени.

А мы идём далее и обращаем свой героический взор на антропоморфные образы: злые колдуны, ведьмы, боги и богини подземного царства в разных мифологиях. Тут тоже можно вспомнить персонажей из сказок мифов или кино, но уже человекообразные. Желательно сосредоточится на образах того же пола, что и вы, потому что Тень — это архетип того же пола, что и человек, который на него смотрит. Если же, например, речь идёт о злой ведьме, которая снится мужчине, то это можно назвать проявлением теневой стороны его анимы (архетипа внутренней женщины).

А теперь перебросим мостик от мифологии и коллективных образов Тени к психологии и тени личной, которая коренится, конечно, в коллективных пластах.

Тень появляется и начинает формироваться, когда появляется запрет. Она оформляется тогда, когда появляется образ себя. Она самим своим проявлением в жизни ставит вопрос об идентификации. Тень толкает человека задаваться вопросам «Кто я?». Как только найдён какой-то конкретный ответ, она своим поведением подрывает эту его идентификацию. Тень противоположна Персоне, той маске, которую мы предъявляем людям для успешной социальной коммуникации. Тень — это та сила, которая ставит под сомнение любое самоопределение.

Способы взаимодействия с Тенью

Первый заключается в жёстком убеждении о том, кто я. Чем жёстче «знание» человека о себе, тем больше и сильнее его Тень, которая проявляется в телесных симптомах, перепадах настроения, снах и пр.. Например, в Тени ярого фанатичного христианина находится тот самый змей искуситель. Хорошим художественным олицетворением данной установки эго является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Тень противоположна тем качествам, которые мы хотим показывать другим людям, но также и тем, качествам которые нас определяют. В лакановском психоанализе это называется господские означающие (по-простому, названия), эффекты которых (образы, манеры поведения) мы показываем другому. Так вот в Тени скапливаются противоположные означающие, которые создают определённого рода давление. Если я считаю себя монархистом, то в тени у меня находится анархист. Если человек считает себя сдержанным и спокойным, то в тени скапливается много тревоги, агрессии, или просто экспрессивного поведения.

Если вам интересно поближе познакомится с вашей Тенью, то можно сделать простое упражнение: выпишите в столбик 10 качеств, которые, как вы считаете, видят в вас другие люди. Затем во втором столбике выпишите их противоположности. После этого представьте образ того, кто бы олицетворял эти качества (желательно что-то одушевлённое и того же пола, что и вы). Назовите этого персонажа. Данный образ является вместилищем тех качеств, которые вы не принимаете, но он несёт в себе большой заряд вашей силы. Далее можно пообщаться с этим образом. Например, можно спросить, что он чувствует, чего хочет. Если будет желание и готовность, то в воображении можно попробовать сделать то, что этот образ хочет. Это будет являться шагом по направлению к интеграции собственной Тени. Даже просто услышать голос Тени бывает достаточно для того, чтобы выйти из первой, тоталитарной, позиции.

Читайте также  Краткое содержание повести Страшная месть Гоголя Н.В.

Второй способ взаимодействия с Тенью

Отсутствие и избегание какой-либо определённости в мире может свидетельствовать о поглощённости тенью. Если в первом случае эго считает, что оно пуп земли и может всё контролировать и всем управлять, то в этом случае, наоборот, эго как проходной двор, куда может заглянуть кто угодно, пройтись и наследить. Человек не знает своей позиции по отношению к тому, что с ним происходит (вернее, он не может или боится в ней признаться себе), поэтому мощные архетипические (общественные, родовые) потоки, сюжеты проходят через него, а он становится рабом всего этого. Пример можно найти в той же истории Джекила и Хайда, а конкретно в тех местах, где Джекил описывает себя в обличие Хайда.

Третий способ

Диалог. Эго в данном случае готово смотреть в сторону Тени, общаться с ней и идти к ней навстречу, так как ему интересно что-то другое. (Упражнение для наработки этой позиции описано выше.)

Столкновение с Тенью связано с чувствами страха, отвращения, раздражения. Последнее, кстати, является хорошим маячком для поиска своих теневых качеств в повседневной жизни. Тот человек, который вызывает раздражение, показывает вам вашу Тень.

Почему Тень представляется нам в жутких, отвратительных образах? Только потому, что мы негативно к ней относимся. Эго оформляет то, что стоит напротив, как ужасное и враждебное, потому что оно самим своим наличием в нас угрожает эго в том образе, в котором оно привыкло быть. Можно сказать, что, приняв Тень, старое эго умирает.

Мы с вами немного погрузились в теневое пространство и обрисовали его контуры и те законы, по которым он живёт. Посмотрели с помощью Героя, какие обличия принимает Тень в коллективном и личном бессознательном каждого из нас. Также было предложено простое упражнение по работе с личной Тенью.

Кто такая Тень? (Архетипы по Юнгу)

Для того, чтобы составить представление о бессознательной части человеческой личности, недостаточно знакомства с одними лишь архетипами Анимы и Анимуса. Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» – К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни – не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.

Юнг считал этот архетип животным наследием человека – собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо – но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной – скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.

Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.

Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания – а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую маску. Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.

Как рождается Тень?

На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы – они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться – для этого и нужна Тень.

Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и здоровую агрессию. Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».

Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это – у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)

Как ведёт себя Тень?

Тень терпеливо ждёт своего часа – и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».

И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих – ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго – но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?

Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны – так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже – незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих – а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».

Но что же мы всё о плохом? Тень — это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.

Сильная и слабая тень

Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки – ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает – а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».

Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», — продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования — прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», — советует Юнг.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: