Тема родины в лирике А. А. Блока

Тема родины в лирике А.А. Блока

Презентация к уроку

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока .
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это — всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой. ”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. — День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд — отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение .Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых. шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” — опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека — патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” — цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”.[1].

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем — прошлому. “Куликовская битва, — писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия — это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Тема Родины в лирике А. Блока. Блок и революция

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Значение темы Родины в творчестве Блока;
  2. Аналитическая работа с текстами цикла «Родина»;
  3. Тема и идея цикла «На поле Куликовом»;
  4. Революционные мотивы творчества А. Блока.

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленного из текста лирических композиций (цикл стихотворений, книга стихов, лирическая поэма, лирика конкретного поэта в целом).

Композиция – это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Литературный цикл – ряд литературных произведений на общую или близкую тематику, созданный одним автором или одной группой авторов. Общность, объединяющая ряд произведений, выступает, помимо темы, также в жанре, месте и времени действия, персонажах, форме и стиле повествования.

Список литературы

Основная литература:

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.
  2. И. Е. Каплан Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы. М.: «Экзамен», 2005.

Открытые электронные ресурсы:

1. «Трилогия вочеловечения». Лекции по теме // culture.ru: портал популяризации культурного наследия России. URL: https://www.culture.ru/themes/147/trilogiya-vochelovecheniya (дата обращения 20.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема Родины, России – одна из важнейших в творчестве Блока. В 1908 году в письме Константину Станиславскому он пишет: «…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь».

В каждом лирическом произведении, посвящённом Родине, Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной. В стихотворении «Осенняя воля» 1905-го года писатель поднимает проблему русских эмигрантов, которые не могут вернуться на родину:

Читайте также  Анализ лирики Есенина С.А.

…Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В 1915 году Блок публикует сборник «Стихи о России». В неё входит цикл стихотворений «Родина». Автор пишет: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое, беспомощное, чем отдельный человек».

О своей неразрывной связи с Родиной, с её во многом тёмной и сложной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?».

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

Вольному сердцу на что твоя тьма.

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и поэт искренне верит в её светлое будущее. Самое значимое стихотворение этого цикла – «Россия», написанное в 1908 году. Оно начинается с реалистической картины русской просёлочной дороги:

…Три стёртых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Стихотворение проникнуто музыкой, своеобразные «песни» передают яркий колорит той эпохи.

В цикле «Родина» есть отдельная часть «На поле Куликовом» (1908 год) – одно из главных поэтических достижений Блока этого периода. Историческая основа сюжета – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Здесь Блок старается понять русскую историю, но не в качестве наблюдателя, а как непосредственный участник.

Сам цикл разделён на пять глав. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит тему России:

…О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь…

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность и решительность воина любой ценой защищать свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей:

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Несмотря ни на что, безымянный воин Дмитрия Донского останется ярым защитником своей родной земли и продолжит битву с врагом.

В третьем стихотворении образ Родины – это образ жены, матери, светлой Богородицы. Поэт уверен, Россию охраняет неведомая сила. Благодаря этому заступничеству, страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

…И когда, наутро, тучей чёрной

Был в щите Твой лик нерукотворный

Четвёртое стихотворение («Опять с вековою тоскою») возвращает нас в настоящее время, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

…И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой.

Размышления Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать, чью сторону он занимает: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование даёт сам писатель в статье «Народ и интеллигенция в 1908 году.

В пятом, заключительном стихотворении «На поле Куликовом» мы видим взгляд в будущее, в котором вероятны победы и поражения:

…Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней…

Каждое стихотворение отражает логическую последовательность событий в цикле, а лирический герой проходит определённый путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России.

В 1918-ом году Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция». Статья наполнена эмоциями писателя, в ней огромное количество лозунгов, сравнений. Россия предстает перед нами то бурей, то женщиной, живущей в муках, то называется «новой музыкой». Именно тут Блок говорит, что «жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного; верить не в “то, чего нет на свете”, а в то, что должно быть на свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна».

Блок утверждает: «Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит “разорванный ветром воздух”. Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной жизнью».

«Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». Блок принимал революцию, но, к сожалению, он даже и представить не мог, что она приведёт к таким кровавым последствиям, которые не имеют ничего общего с «огнём очищения».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивания элементов.

Продолжите эти строки:

«Приюти ты в далях необъятных!

… любить без тебя;

… плакать без тебя;

… дышать без тебя.

Правильный ответ:

плакать без тебя

Подсказка: «…плачь, сердце, плачь…»

В каждом лирическом произведении, посвященном Родине, Блок отмечает неразрывную душевную связь со своей Отчизной. Так в стихотворении «Осенняя воля» (1905) Блок видит своего лирического героя одним из сыновей России, который как никто другой сопричастен горькой судьбе тех, кто стремится к воссоединению со своей родной страной, но по определенным причинам не может этого сделать.

Пример 2. Установление соответствия.

Найдите соответствие между названием стихотворения А. Блока и годом его создания.

  1. «Грешить бесстыдно, непробудно…»
  2. «Осенний день»
  3. «Русь»

В каком году написано стихотворение:

  • 1906
  • 1914
  • 1909

Правильный ответ:

  1. 1914
  2. 1909
  3. 1906

Подсказка: Стихотворение «Осенний день» написано в первый день нового 1909 года.

Разбор задания:

Без малого 10 лет поэт работал над циклом «Родина», в котором были объединены написанные стихотворения с 1907 по 1916 год.

Тема Родины в лирике Блока – сочинение

Александр Блок из-за своей тонкой душевной натуры и сострадания к любимой отчизне всегда упоминал и писал в своих произведениях о родине. Много работ посвящено любимой стране.

  1. Сочинение Родина в поэзии Блока
  2. Образ Родины у Блока – короткие сочинения
  3. Тема Родины в творчестве Блока
  4. Эссе про Родину в стихах Блока
  5. Анализ стихотворения «Россия» Блока

Сочинение Родина в поэзии Блока

Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему.

Каждый из них переживал за страну по-своему кто всерьез, кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ. У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.

А. Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.

В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.

В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной.

Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.

А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.

Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад.

Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по-своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед, не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.

Образ Родины у Блока – короткие сочинения

Вариант 1

Для А. А. Блока характерно обращение к теме Родины. Его интересовали такие проблемы, как судьба Родины, исторические события, с которыми ей пришлось столкнуться.

А. А. Блок демонстрирует свою «странную» любовь к Родине, показывает свои искренние чувства к «нищей России», которую он любит, несмотря ни на что.

Стоит отметить, что сначала лирика А. А. Блока была наполнена мотивами мечты и ирреальности. Когда Россия сталкивается с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, лирика приобретает более реалистичный характер.

Итогом размышлений А. А. Блока о Родине стал цикл стихов «Родина», который датируется 1907 – 1916 гг.

Вариант 2

Тема Родины – одна из важных тем творчества А. А. Блока. Ее образ многогранен и необычен. В первую очередь это касается женского начала этого образа.

Родина Блока не только мать, но и возлюбленная, невеста, жена. Она то страстная женщина, наделенная разбойной красой, то обманутая, обездоленная нищенка.

Поэт любит Родину в любом обличии. Блок говорил о том, что нужно почувствовать сострадание к родной земле, которое и является началом любви.

Родина – защита и опора для человека, в то же время она тоже нуждается в защите.

Вариант 3

Тема родины занимает большое место в творчестве А. А. Блока. По признанию поэта, этой теме он посвятил свою жизнь. В его произведениях создается образ страны с непростой, особенной и великой судьбой. Чтобы понять путь России, Блок обращается к прошлому своей страны.

В цикле «На поле Куликовом» он сопоставляет прошлое и будущее своей родины.

Он приветствовал Октябрьскую революцию. События, последовавшие за ней, разочаровали поэта и вызвали нервное расстройство и болезнь сердца. Только одно осталось неизменным: он по-прежнему любил родину.

Тема Родины в творчестве Блока

В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий, которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.

Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.

Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.

Но все же в своих стихотворениях всю грязь и последствия революций автор не обнажает, а показывает все в белом цвете. Благодаря чему многие почитатели его творчества осуждают его за это. Хотя многие при этом благодарят его за это освещение в более выгодном свете для всей страны и участников данного конфликта.

Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.

Читайте также  Жизнь природы в творчестве Ф. И. Тютчева (На примере нескольких стихотворений)

Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.

Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.

И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.

Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.

Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.

Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.

Эссе про Родину в стихах Блока

Серебряный век — смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения.

Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.

Александр Блок жил в тяжелый период времени и это не могло не отразиться в его произведениях, но вместе с этим в них обязательно присутствуют символы. Блок пишет стихотворения на разные темы: любви, войны, философские темы, но самой главной в его творчестве является тема Родины.

Стихотворение “На железной дороге” начинается с осмысления судьбы родины через женскую судьбу:

Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.

Тема родины также широко отражена в стихотворении Александра Блока «Россия», включенном в цикл стихов «Родина» (1907–1916), центральной темой здесь является судьба России, которая также как и в стихотворении «На железной дороге» осмысливается через женскую трагическую судьбу.

Герой «России» признается ей в огромной, великой любви. Позже Блок преодолевает символизм, но реалистические символы остаются в его произведениях: Блок остается верен самому себе и стремится к совершенствованию.

Еще одно стихотворение – «Русь», написанное в 1906 году, пронизано духом древности. Автор уносит нас в прошлое. Лирический герой произведения видит в Руси особенную загадку.

Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.

Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны.

Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.

Анализ стихотворения «Россия» Блока

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично.

  • История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
  • Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
  • Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

А теперь более подробно.

Тема

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста.

То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Жанр

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен.

Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

Читайте также: «Мастер и Маргарита» герои романа Булгакова – характеристика образов.

Блок и остается одним из самых известных и читаемых поэтов России. И многие читатели невольно начинают любить нашу страну, благодаря ее творческим талантам и величию русских поэтов.

Тема Родины в творчестве Блока

Александр Александрович Блок, в свою очередь, объединил в своих произведениях понятие Родины, совместил несколько вариантов воедино. Следует отметить, что несмотря на подобное объединение, в каждом новом произведении Родина в лирике Блока представляется совершенно по-разному, каждый раз открывается ее новый образ. Это совсем не означает того, что восприятие родного края рассеивается или к нему у писателя изменяется отношение – нет. Все дело в том, что, по мнению самого поэта, Родина многогранна, она велика.

Понятие Родины для Блока

Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.

Родина в произведения Александра Блока пришла после длительных скитаний по стране, множества пережитых страданий, что только еще больше способствовало погружению писателя в саму тему, стало подталкивать его к написанию, интриговало больше и больше. Именно это и является причиной тому, почему писатель отказался описывать Родину в образе некоего абстрактного явления. Такой шаблонный подход к описанию родного края ему не подходил, чем «грешило» в свое время множество известных личностей.

Россия для Блока существовала и существует всегда, как константа, у которой значение остается неизменным. Она не существует только сейчас, она была и будет оставаться всегда, несмотря ни на что. Родной край способен проникать в вещи, судьбы человека, рассеиваться в воздухе, впитываться в землю, в общем – он существует везде и что-то несомненно будет напоминать о Родине. Таким образом, становится вполне ясно, почему в творчестве Блока у Родины нет какого-то единого лица.
Как уже было сказано выше – Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько:

• Сказочность. В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны.

• Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой.

• Историзм. В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения. События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю.

• Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей. Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем.

• Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем.

• Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать.

Примеры различных изображений Родины

Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. Также здесь присутствует упоминание мифических существ вроде: ведунов, ворожеи и других. Такие слова, как «дебри», «болота» тоже чаще всего упоминаются именно в мифологических сказаниях. Загадочность Руси подчеркивает цветовой контраст. Сначала в воображении читателя начинают появляться черные, серые, коричневые и грязно-зеленые цвета.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

Потом становится ясно, что таким образом писатель подчеркивает неординарность Руси, ее контрастность.
Романтизация присуща стихотворениям о «Прекрасной даме». Здесь Родина у поэта выступает в образе прекрасной, молодой красавицы, собственно, так же представляли родные края и предшественники Блока. Женщина эта обладает весьма неординарным характером, она одновременно необузданная, сильная и тем самым, манящая к самой себе дива, но также она и нежная, смирная и красивая. Страдания, по мнению Блока, тоже являются возвышенными чувствами. Собственно, в отношениях людей они присутствуют очень часто. Это должен почувствовать и пропустить через себя каждый человек, но самое важное и главное при этом – не потерять самого себя. С Россией все обстоит так же. Чтобы полюбить этот прекрасный и такой неоднообразный край, требуется почувствовать к нему сострадание, постичь и прочувствовать на себе глубину всех ее горестей.

Читайте также  Особенности поэтического мировоззрения Ф.И. Тютчева

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слёзы первые любви!

Историзм очень хорошо заметен в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь, как можно догадаться из названия, описываются события исторического характера, которые происходили с родным краем Блока. Здесь буквально подается панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига до современности. Также Блок говорит и о светлом будущем своего родного края, о надеждах, о том, что стремясь вперёд Россия многое одолела, перестрадала, и достойна благоденствия.

Несмотря на то что во многом Россия в произведениях Блока обладает каким-то пессимистичным образом, тема родины у него высветляется в оптимистичном русле. Автор говорит о своих предположениях, мыслях о том, что в будущем непременно все изменится, станет гораздо лучше, чем сейчас. Объясняется это все так же просто, как и говорится об этом. Простой закон справедливости, вот почему перемены обязательно должны произойти в жизни страны. Конечно, когда точно это произойдет – одному Богу известно, но тем не менее, без изменений, причем положительных – никуда. Страна претерпела огромное количество войн, революций, нищеты попросту не может не стать действительно сильной державой, которую будут бояться и уважать.

В цикле стихотворений «Родина» она выступает в персонифицированном виде перед читателем. При всем этом, Блок добился того, что родина не привязывается к какому-то конкретному образу, личности. Она является обобщенной – одновременно живым и эфемерным существом, которая стоит за душой человека, в качестве его главного, основного богатства, которым надо всегда дорожить. При этом, она же часто приносит страдания ему. Страна в буквальном смысле отрывается от земного, материального, того к чему привыкли мы все и появляется в качестве высшей материи.

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Новаторство Блока в описании Родины

Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Чаще всего Родина описывалась в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе. Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое. Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты.

Как правило, такая тема, как Родина в произведениях Блока раскрывается посредством развития образа. На этом приеме построены буквально все варианты подачи, о которых было сказано выше. Несмотря на то что образ Родины часто воспринимается абстрактно, поэт старался сделать свою Родину живой, вдохнуть в неё жизнь. Александр Александрович не хотел чтобы читатель видел только изображение или картинку, он старался затронуть глубокие чувства.

Тема родины в лирике А. А. Блока

ПЛАН ОТВЕТА

1. Значение» темы Родины в творчестве А. Блока.

2. Нераздельность судеб поэта и России:

«Осенняя воля»; «Русь»: «Стихи о России»; «Новая Америка»; «Россия»; «Коршун».

3. Цикл «На поле «Куликовом»:

—события русской истории — связь прошлого, настоящего и будущего;

—тема и идея цикле;

4. Оптимистическое звучание темы Родины в творчестве А. Блока.

  1. Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща. В 1908 году в письме к К. С. Станиславскому он писал: «. Стоит передо мной моя тема, тема о России. этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

2. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворении «Осенняя воля» (1905) отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам.

Желтой глины скудные илисты.

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах припаи!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Лирический герой Блока не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий «знакомым» путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто «умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и .жить и плакать без тебя!

По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении «Русь» (1906). Русь — это тайна. Сначала кажется, что тайна Руси проистекает из «преданий старины»: «мутного взора колдуна», ведунов с ворожеями, ведьм, чертей. Но постепенно начинаешь понимать, что тайна Руси не в этом. Разгадка — в самой «живой душе» народа, и, чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.

. где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского человека. «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку. » Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорит, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице — России». Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться. »

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться..

Вольному сердцу на что твоя тьма? Возникающий в последней строфе символический образ —

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим.

Что же молчишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

— предвестие грядущих перемен, в которых сам автор пока себя не видит.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка». Сначала мы видим «убогую» Русь с ее «страшным простором» и «непонятной ширью». Но постепенно облик России проясняется:

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла — «Россия». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее. Поэт принимает ее и «нищей», с «тоской острожной» глухой песни ямщика. В строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и Родины.

Его Россия — прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.

В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Цикл «Родина» завершает стихотворение «Коршун», где сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской Природы, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной истории, и обобщенный образ родины. А коршун — символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

Л ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. —

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

3. Цикл «На поле Куликовом» включает пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит. к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Таким образом, автор указывает на связь прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее», — сказал Блок в стихотворении «Художник», и эти слова можно поставить эпиграфом к циклу «На поле Куликовом». Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл тему России:

О, Русь моя! Жена моя!

Нам ясен долгий путь.

Поле — место битвы, «вечного боя», который шел, идет и будет идти на необозримых просторах России:

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

В третьем стихотворении перед героем появляется некий символический образ —

И с туманом над

Ты сошла, в одежде,

Не спугнув коня

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

Кто же это? Может быть, сама Россия? Или Богородица? Ясно одно — это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в суровых испытаниях:

И когда, наутро, тучей черной

Твой лик нерукотворный

В завершающем стихотворении автор верит в будущее своей великой Родины:

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Твой час настал. Теперьмолись.

4. Россия народная, с ее историей, традициями, с нераскрытым, но огромным, непредсказуемым потенциалом ее народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она, с ее прекрасными и величественными картинами природы, помогала ему противостоять «страшному миру».

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: