Краткая биография апулей

Краткая биография апулей Краткая биография Апулея (124 - 170). Апулей - древнеримский писатель и поэт, философ, ритор - родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция

Краткая биография апулей

Краткая биография апулей

Краткая биография Апулея (124 — 170).

Апулей — древнеримский писатель и поэт, философ, ритор — родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция Нумидия, Северная Африка). Его биография, как и информация о жизненном пути многих известных людей того времени, дошла до нас в виде отдельных фрагментов. В случае с Апулеем основным источником сведений является написанная им же самим «Апология».

Отцом его был знатный человек, крупный чиновник, и у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну самое лучшее образование. С младых ногтей юноша интересовался философией и риторикой, проявлял способности к их изучению. Штудировать науки Апулей продолжил в университете Карфагена – города, считавшегося африканским научным и культурным центром; позднее отправился на учебу в Афины. Здесь он не только грыз гранит разнообразных наук, но и делал первые шаги в поэзии, музыке. Однако излюбленным его увлечением стала философия, и учение Платона – в особенности. Став горячим его поклонником, он и впоследствии, будучи уже известным писателем, к имени обязательно прибавлял «платоник из Мадавра»; так его стали называть и другие. Платонизм навсегда остался частью эклектического, своеобразного мировоззрения Апулея.

Завершив обучение, Апулей какое-то время занимался адвокатской деятельностью в Риме, потом служил чиновником в родном Мадавре. Ум, образованность, харизма и красноречие способствовали успехам на этом поприще, однако самого молодого человека они оставляли равнодушными. От отца ему досталось внушительное состояние – оно и позволило Апулею отправиться в долгое путешествие по миру. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Египет, Сирию, где его мировоззрение претерпело серьезные изменения из-за близкого знакомства с оккультизмом, культом египетской богини Исиды; мистицизм оказал огромное воздействие на его деятельность и творчество.

Репутация увлеченного магией человека едва не стоила Апулею жизни. Во время путешествия он остановился в городе Эа у знакомого, с которым они некогда учились в Афинах, приглянулся его матери, богатой вдове Пудентилле, и в итоге женился на ней, невзирая на разницу в возрасте (ей было 40, ему – около 25). До этого женщину близкие безуспешно пытались выдать замуж больше десятка лет. Родственники ее первого мужа подали на Апулея в суд, считая, что тот завладел сердцем вдовы (а заодно и ее состоянием, ведь ее сын, приятель Апулея, неожиданно скончался), применив колдовство. Апулею пришлось призвать на помощь все красноречие, гибкость ума, остроумие, чтобы опровергнуть обвинения, чреватые смертной казнью. Его публичная речь в свою защиту, благодаря которой он был оправдан, дошла до наших дней под названием «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».

Следующим и последним пунктом в биографии Апулея стал Карфаген: истратив в путешествиях практически все состояние, пережив неприятные приключения, он поселился в этом почти родном для себя городе. Для соотечественников он был личностью чрезвычайно авторитетной, в его честь были установлены две статуи в Карфагене и Мадавре. Они почитали его не только как талантливого писателя и оратора, человека энциклопедических знаний, но и как мага, верховного жреца провинции. Считается, что он умер во второй половине II в., более точная дата неизвестна.

Апулей писал на греческом языке и на латыни, но его наследие сохранилось лишь частично. Так, в отрывках дошли до нас, кроме упомянутой выше «Апологии», философские труды («О Платоне и его доктрине», «О божестве Сократа»), выдержки из публичных речей («Флориды»), перевод трактата «О мире». Апулею принадлежит заслуга первого перевода на латынь «Введения в арифметику» Никомаха. Однако поистине всемирную известность римскому писателю принесли его «Метаморфозы» (более позднее и известное название – «Золотой осел») – роман в 11 книгах (новеллах). Сюжеты из него, особенно новеллы «Об Амуре и Психее», неоднократно заимствовались, пересказывались, интерпретировались в более поздних произведениях писателей разных эпох и стран, например, Дж. Боккаччо, Г. Филдинга, С. Аксакова и др.

Апулей

Биография

«…Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» — эта цитата из «Евгения Онегина» благодаря школьной программе известна практически каждому россиянину.

К сожалению, история сохранила немного сведений о жизни Луция Апулея, однако и имеющихся сведений хватает, чтобы понять – биография классика была достаточно насыщенной, чтобы дать почву для ценимого даже через столько лет литературного творчества.

Детство и юность

За давностью лет достоверных сведений о жизни Луция Апулея не сохранилось, поэтому вся информация о писателе преимущественно почерпнута из «Апологии», речи, которую он произнес некогда в суде, чтобы снять с себя обвинения в колдовстве.

Философ и писатель Апулей

Сегодня годом рождения Апулея считают 124 год н. э. Будущий ритор и философ родился в семье уважаемого человека – его отец был чиновником в Мадавре (ныне город принадлежит Алжиру и называется Мдауруш). Известно, что, кроме Луция, в семье был еще один сын.

В Мадавре Апулей учился первые годы, после чего юноша уехал в Карфаген, чтобы продолжить образование в области риторики. Об этом городе писатель вспоминал с теплом. В то время Карфаген был культурным центром, мало в чем уступавшим Риму.

Апулей родился в Мадавре (ныне Мдауруш)

После смерти отца Апулей и его брат унаследовали состояние, пусть не слишком большое, но достаточное для того, чтобы будущий писатель отправился в Афины. Там Луций планировал продолжить учебу, так как город, в то время не имевший политического значения, ценился как место высокой культуры. В то время обеспеченные молодые люди со всей Греции устремлялись в Афины, чтобы учиться у уважаемых философов, хотя период Антонинов был трудным временем для этой науки.

В Афинах Апулей стал позиционировать себя как философ-платоник, попутно знакомился с популярными тогда философскими течениями.

Апулей жил и учился в Афинах

Путешествия по стране дали юноше возможность познакомиться не только с философией. На пути он сталкивался с религиозными деятелями, наблюдал жизнь сект и не пренебрегал участием в этой стороне жизни.

Помимо образования, путешествия позволили будущему писателю расширить кругозор, что в дальнейшем также пошло на пользу творчеству. Апулея увлекала не только литература, за годы учебы он интересовался различными дисциплинами — геометрией, медициной, музыкой.

В Риме Апулей изучал латинский язык и риторику

Завершив учебу в Греции, Луций отправился в Рим, где в течение нескольких лет углубленно изучал латинский язык и совершенствовал навыки в риторике. Согласно некоторым источникам, в тот период Апулей также занимался написанием речей для судебных процессов.

В Риме Луций присоединился к течению, которое называют второй софистикой. Учителя риторики, следовавшие ему, занимались публичным декламированием, а также уделяли особое внимание торжественному красноречию. Это впоследствии сильно повлияло на литературный стиль Апулея, в нем преобладали архаистические веяния, благодаря чему язык произведений писателя далек от бытовой речи современников и носит искусственный, вычурный характер.

Творчество

Из произведений Апулея, дошедших до наших дней, наиболее ценен с литературной точки зрения роман «Метаморфозы», или, как его иначе называют, «Золотой осел». Неизвестно, когда точно было написано произведение, различные исследователи относят его как к раннему периоду творчества писателя (150-е годы), так и к позднему (170-180-е).

Еще один предмет споров относительно «Метаморфоз» — источники, по которым был написан роман. Распространены версии, что Апулей вдохновлялся «Милетскими рассказами», практически не сохранившимся произведением, предположительно эротической направленности. Вторым возможным источником называют произведение Лукия из Патр, личности, факт существования которой не подтвержден.

«Метаморфозы» или «Золотой осел» — наиболее известное произведение Луция Апулея

«Метаморфозы» рассказывают о приключениях и злоключениях некого Луция, обеспеченного и знатного юноши из Рима. Неудачно поэкспериментировав с волшебными мазями, герой романа превращается в осла и долгое время влачит незавидную жизнь животного, меняя хозяев и наблюдая все возможные пороки и недостатки общества.

Роман написан нарочито вычурным языком, и писатель использует слова, устаревшие даже на момент написания «Метаморфоз». Есть несколько версий цели написания произведения. Согласно одним, это завуалированный эзотерический трактат: в произведении легко прослеживается деградация личности при потакании низменным страстям и ее дальнейшее возвышение через приобщение к божественному.

Исследователи называют «Метаморфозы» автобиографией Апулея

Возможно, «Метаморфозы» — литературно обработанная биография самого Апулея. Как и главный герой, он увлекался мистическими учениями и привлекался к суду по подозрению в колдовстве. Третья версия гласит, что роман – сатирическое осмысление жизненного уклада Рима, современного Апулею.

Отдельную ценность представляют новеллистические вставки в сочинение, из которых наибольшую популярность получила сказка об Амуре и Психее. Роман между прекрасной девушкой и божеством любви в дальнейшем имел успех в европейской культуре и интерпретировался во всех жанрах искусства, от живописи до музыки.

«Флориды» — сборник речей Апулея

«Флориды» — не самостоятельное произведение, а сборник, включающий в себя речи Апулея, написанные в стиле второй софистики. До наших дней дошла неполная версия из 23 отрывков, собранных неизвестным автором. Речи связаны между собой только стилем, никакой взаимосвязи по содержанию нет. По мнению исследователей, «Флориды» отражают культуру и нрав эпохи, в которую жил Апулей.

«Апология» — произведение, ценное для историков. В этой судебной речи Апулей рассказывает о собственной жизни. С точки зрения литературы «Апология» — выдающийся образец риторики и пример ораторского искусства тех времен.

Читайте также  Краткая биография погорельский

Амур и Психея

Также до современности дошли такие произведения Апулея, как «О Платоне и его учении», «О божестве Сократа» и «О мире», причем последнее раньше приписывалось Аристотелю. Известно, что Апулей обращался и к поэтическом творчеству, но его стихи сохранились только в виде разрозненных фрагментов.

Отношение к творчеству писателя менялось с течением времени в зависимости от эпохи. Современники ценили его и как литератора, и как ритора. О важности фигуры Апулея говорит то, что в Карфагене писателю дважды устанавливались статуи.

Из-за фривольного содержания «Метаморфозы» Апулея попали в «опалу»

В эпоху раннего средневековья люди переосмысляли его работы с христианской точки зрения, при этом нередко забывая о том, что в творчестве Апулея христианским идеям места не было. В более поздние времена он рассматривался больше как философ и авторитетный платоник, нежели литератор.

Конец 19 – начало 20 века стали периодом некой «опалы» «Метаморфоз»: из-за фривольного содержания книги пуританское общество не могло по достоинству оценить литературную ценность романа, поэтому окончательное признание писательских заслуг Апулея произошло только в середине 20-го века.

Личная жизнь

Знаменитая «Апология» написана благодаря перипетиям в личной жизни писателя. В середине 150-х годов Апулей отправился в Александрию, но в пути заболел. Из-за этого путешествие пришлось прервать остановкой в городе Эя (сегодня это территория Триполи). Там писатель встретил Понтиана, с которым подружился во время учебы в Афинах. Он был сыном Пудентиллы, обеспеченной 40-летней вдовы. После знакомства Апулея с женщиной он сделал ей предложение, на которое Пудентилла ответила согласием.

Родне Пудентиллы этот брак категорически не понравился – родственники со стороны мужа и сами имели виды на состояние вдовы.

Сюжеты для «Апологии» Апулей черпал из личной жизни

Поэтому, когда Понтиан, уже будучи пасынком Апулея, внезапно скончался, против писателя выдвинули обвинения в колдовстве, якобы послужившем причиной гибели нескольких людей.

Обвинения в смерти Понтиана сняли еще на стадии предварительного расследования: служители правопорядка окончательно убедились в ее естественных причинах. С дальнейшими обвинениями Апулей предпочел разбираться самостоятельно, выступая адвокатом по собственному делу. «Апология» является записью его защитной речи во время слушаний. Точный вердикт суда до потомков не дошел, однако свидетельства о дальнейшей благополучной жизни Апулея указывают на то, что писателя оправдали.

Жену Апулея звали Пудентилла

Неизвестно, родились ли у писателя и Пудентиллы общие дети. 2 философских сочинения Апулей посвятил некоему сыну Фаустину, однако слово «сын» могло означать как биологического ребенка, так и ученика.

Смерть

Судя по речам Апулея, на склоне лет писатель переехал жить в Карфаген и стал религиозным деятелем, жрецом провинции. Исследователи полагают, что он следовал культу Исиды. Также из творчества Апулея следует, что в 170-х годах писатель еще был жив. Однако в дальнейшем следы мужчины теряются, поэтому время и причина смерти, а также местонахождение могилы Апулея неизвестны.

Последние годы жизни Апулея прошли в Карфагене

Точных данных о внешности писателя не сохранилось. Прижизненные изображения до сегодняшних дней не дошли, а портреты и изображения на медальонах являются плодом воображения художников.

Цитаты

«Голого раздеть и десяти силачам не удастся».

«Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно».

«Первую чашу пьем мы для утоления жажды, вторую — для увеселения, третью — для наслаждения, а четвертую — для сумасшествия».

«То, что мы знаем, — ограниченно, а что не знаем — бесконечно».

Античная философия. Энциклопедический словарь
АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ

АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125, Мадавра в Сев. Африке -до 170 н. э.), римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Секста Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.

Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я — «Асклепий» (лат. перевод недошедшего на греческом языке герметического трактата, не принадлежащий Α., см. Gersch 1986), «Об истолковании» (Περὶ ἑρμηνείας — руководство по риторике 3-4 вв., содержащее ссылку на Α.), речь «О божестве Сократа» (De deo Socratis), аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (De mundo, свободный лат. перевод псевдоаристотелевского тратата «О мире» (Περὶ κόσμου) и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в изд. Божо (Beaujeu 1973, p. IX-XXIX).

«Платон и его учение» (De Piatone et eius dogmate) — один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона (180-189). Отмечая, что Платон первый объединил три части философии (189), А. не дает изложения логики, 1-й частью философии считая физику, которая делится на теологию и космологию (190-207) и антропологию (207-218). Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (οὐσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из 4-х элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке = εἱμαρμένη А. различает провидение, или божественную мысль (sententia = λόγος?), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим он оставляет место свободной воле (aliquid in nobis = τὸ ἐν ἡμῖν — 205-206). Подчеркивая трансценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist. Ε. Ν. Ι, 1097а34слл.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности = οἰκείωσις — 222, о совершенном мудреце — 247-252) и перипатетические (идеальное государство — резальтат смешения монархии, олигархии и демократии — 260) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.

Соч.: Apulei Opera quae supersunt. Rec. R. Helm. T. 1-3. Lpz., 1907 (19725) (ВТ); Apulei Platonici Madaurensis de philosophia libri. Rec. P. Thomas. Lpz., 1908, 19703; Apulée. Opuscules philosophiques et fragments. Ed. J. Beaujeu. P., 1973; Apuleius. De Philosophia libri très. Ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; Apuleius ofMadauros. The Isis-Book [=Metam. XI]. Ed. with an introd., transi, and comm. by J. Gwyn Griffiths. Leiden, 1975; Londey D., Johanson С The logic of Apuleius (including a complete Latin text and Engl. transi, of the Peri hermene-ias). Leiden, 1987; Apuleius. Rhetorical Works. Tr. by S. Harrison, J. Hilton, V. Hunink. Oxf., 2001; рус. пер.: Апулей. Платон и его учение, в кн.: Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995; Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.

Апулей

Лу́ций Апуле́й (лат. Lucius Apuleius Platonicus ; ок. 124, Мадавра, Африка, Римская империя — ок. 180) — древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Золотой осёл». Писал на греческом и латинском языках.

Содержание

Биография

Основной источник биографических сведений об Апулее — его же собственная «Апология».

Родился в городе Мадавра (провинция Африка) в состоятельной семье видного африканского чиновника (неоднократно публично называл себя «полунумидийцем-полугетулом»). [1] Учился сначала в Карфагене, затем в Афинах, где основательно познакомился с греческой литературой, в особенности же с философией Платона. «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии — этой бездонной нектарной чаши». [2] Отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Всё своё состояние, наследованное от отца, он потратил, главным образом, на путешествия, во время которых был посвящён в различные мистерии.

На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в суде и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь.

Читайте также  Краткая биография стриндберг

После этого Апулей переселился в Карфаген, где стал верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Он был приверженцем исидической религии, нетерпимым к другим верованиям (саркастически изображал в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини и христиан). «Это был пылкий, неутомимо деятельный и остроумный человек, но решительная наклонность к мистицизму, даже к магии и чересчур высокое о себе мнение помешали ему развить вполне свои дарования и побороть те недостатки, которые принадлежали его времени и родине» [3] .

Рукописи именуют Апулея философом-платоником из Мадавры — Apuleius Madaurensis Platonicus, так же называет себя и он сам, и позднейшие писатели.

Августин Блаженный не раз упоминает Апулея в своих сочинениях, называя его «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (qui nobis Afris Afer est notior). [4] Для Августина он маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом [5] , а его «Метаморфозы» — повествование о действительно пережитом их автором превращении [6] .

Творчество

Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:

  1. «Метаморфозы» (Metamorphoseon libri, XI), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus)
  2. «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I)
  3. «Флориды» (Floridorum libri, IV), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
  4. диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis) — популярное изложение учения Платона о даймонах
  5. трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика

Его роман — остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нём эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написанных романов. Согласно Кассиодору (Institutiones. 2.04), первым перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского.

Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжёл и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями.

Сказка об Амуре и Психее (одна из 11 вставных новелл романа) неоднократно перелагалась в разных странах, в том числе в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков) и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Дж. Боккаччо, М. Сервантес, Г. Филдинг, Т. Смоллетт и др.

Издания и переводы

Главнейшие издания собраний его сочинений начаты Удендорпом и Рункеном, докончены Босша (3 т., Лейд., 1786—1823) и Гильдебрантом (2 т., Лейпц., 1842). Другие издания выпущены Клоцом (2 т., Альтенб., 1778) и Гильдебрантом (Лейпц., 1843). Французский перевод издан Бетоланом (Пар., 1835, 1862). «Apologia» и «Florida» изданы Крюгером (Берл., 1864-65), «Opuscula quae sunt de philosophia» Гольдбахером (Вена, 1876), «Метаморфозы» А. отдельно изданы Эйссенгардтом (Берл., 1869), отрывок об Амуре и Психе — Яном (Лейпц., 1856, 1873).

В серии «Loeb classical library» изданы только «Метаморфозы» в 2 томах (№ 44, 453).

В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 5 томах:

  • Apulée. Les Métamorphoses. T. 1-3.
  • Apulée. Apologie. Florides. Texte établi et traduit par P. Vallette. 4e tirage 2002. XLIII, 346 p.
  • Apulée. Opuscules philosophiques. Fragments. (Du Dieu de Socrate. — Platon et sa doctrine. — Du monde.) Texte établi, traduit et commenté par J. Beaujeu. 2e tirage 2002. IX, 350 p.

На русский язык «Метаморфозы» переводили Ермил Костров (1780—1781), Н. Соколов (1895) и Михаил Кузмин (1929). Перевод Кузмина публиковался с редакторскими изменениями Пиотровского в 1930—1933 годах, под редакцией Маркиша в 1956 году, в издании 1988 года восстановлен оригинальный текст.

  • Луция Апулея платонической секты философа Превращение, или Золотой осел. / Перевел с латинского Имп. Московского университета бакалавр Ермил Костров. Ч. 1-2. М., 1780—1781. (переиздания: М., 1870; М., 1911)
  • Люций Апулей. Золотой осёл. / Пер. Н. М. Соколова. СПб.: 1895. 276 стр.
  • Апулей. Золотой осёл. (Превращения). В 11 кн. / Пер. М. Кузмина, статья и комм. Адр. Пиотровского. (Серия «Сокровища мировой литературы»). Л.: Academia. 1929. 343 стр. 5000 экз. (переиздавалась)
  • Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии. Метаморфозы. Флориды. / Пер. М. А. Кузмина и С. П. Маркиша. (Серия «Литературные памятники»). М.: Издательство АН СССР. 1956. 435 стр. 30000 экз. (переиздания)
  • Апулей. «Метаморфозы» и другие сочинения. / Сост. М. Л. Гаспарова. Вступ. ст. Н. Григорьевой. (Серия «Библиотека античной литературы. Рим»). М.: Худож. лит. 1988. 400 стр. 100000 экз. (включает новые переводы: «Апология, или О магии» Е. Рабинович [с.27-108]; «Флориды» Р. Урбан [с.303-332] и «О божестве Сократа» А. Кузнецова [с.333-349])
  • Апулей. Платон и его учение. / Пер. Ю. А. Шичалина. // Учебники платоновской философии. М.-Томск, 1995. С. 39-66.
  • Псевдо-Апулей. Асклепий. / Пер. Л. Ю. Лукомского. // Высокий герметизм. Гермес Трисмегист. СПб, Азбука. 2001. С. 185—267.

Биография Апулея

Апулей – древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Метаморфозы» («Золотой осёл») – родился в 124/125 году в Мадавре (римская провинция в Африке), расположенном на границе Нумидии и владений гетулов, отчего называл себя порой «полунумидийцем-полугетулом».

Основной источник биографических сведений об Апулее — его же собственная «Апология». Несколько деталей биографии можно найти также в его «Флоридах».

Образование завершал в Афинах, где изучал греческий язык, литературу и философию. Как он сам говорит во «Флоридах»: «Я пил в Афинах и из иных чаш: из чаши поэтического вымысла, из светлой чаши геометрии, из терпкой чаши диалектики, но в особенности из чаши всеохватывающей философии — этой бездонной нектарной чаши». Оттуда он переселился в Рим, где занимался некоторое время написанием речей для судебных процессов. Однако жизнь в имперской столице показалась ему слишком дорогой, и он вернулся на родину.

Где-то в 155-158 годах предпринял путешествие в Александрию, но по пути заболел и задержался в городе Эе (на территории современного Триполи). Воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого соученика, богатая вдова Пудентилла, до того отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти снова замуж, влюбилась в Апулея и неожиданно дала согласие на брак. Раздосадованные родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в занятиях магией и в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой. Апулей сам защищал себя в суде и был оправдан, его «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии» дошла до наших дней.

Из отдельных упоминаний в отрывках его речей следует, что позднее Апулей переселился в Карфаген, где был верховным жрецом провинции и дважды удостаивался статуй. Вероятно, являлся приверженцем культа Исиды, крайне негативно и саркастически изобразил в «Метаморфозах» жрецов Сирийской богини. Из упоминания в его поздних речах некоторых имён следует, что в 170-х годах он был ещё жив. Время и место его смерти неизвестны. Предполагается, что Апулей умер около 170 года в Карфагене (Тунис).

Августин Блаженный, который сам обучался в Мадавре, не раз упоминает Апулея в труде «О граде Божьем» и отдельных письмах, называя его «африканец, наиболее известный из наших африканцев» (qui nobis Afris Afer est notior). Для Августина это маг, чьи чудеса в глазах противников христианства превосходили сотворённые Христом, а его «Метаморфозы» — повествование о действительно пережитом их автором превращении.

Сохранились следующие сочинения Апулея (на латинском языке):

«Метаморфозы в XI книгах» (Metamorphoseon libri XI). Со времён блаж. Августина это сочинение называется также «Золотой осёл» (Asinus aureus), где эпитет «золотой» относится к художественным достоинствам произведения.

«Апология» (Apologia, заголовок неаутентичный; оригинальное название — Pro se de magia, чаще сокращённо — De magia). Традиционно считается речью, которую Апулей держал в свою защиту против обвинения в магии. Некоторые современные исследователи считают «Апологию» не столько реальной записью ораторского выступления Апулея, сколько литературной фикцией, сочинением «в жанре апологии».

«Флориды» (Florida). Фрагментарное собрание 23 речей и лекций Апулея. Античная традиция делит «Флориды» на 4 книги. Дошедший до нас текст представляет собой анонимную (предполагаемый автор обработки — ритор Крисп Салюстий, конец IV в.) конспективную обработку некогда масштабной книги.

«О божестве Сократа» (De deo Socratis). Рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми.

«О Платоне и его учении» (De Platone et eius dogmate). Изложение натурфилософии и этики Платона.

«О мире» (De mundo). Латинский пересказ трактата перипатетической школы (ранее приписывался Аристотелю).

Самостоятельную литературную ценность представляет «Сказка об Амуре и Психее», одна из 11 вставных новелл романа «Метаморфозы». Она неоднократно перелагалась в разных странах и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Боккаччо, Сервантес, Филдинг, Смоллетт и многие другие.

Присциан и Фульгенций упоминают художественный роман Апулея «Гермагор» (Hermagoras; не сохранился). По мнению Марии Грабарь-Пассек, именно в роли романиста Апулей раскрывает свой явный и яркий талант; во всём остальном, не исключая и стихов (примеры которых сохранились в «Апологии») он не превосходит уровень обычного ритора, свои же философские дарования он склонен переоценивать. Стихи Апулея сохранились фрагментарно.

Читайте также  Краткая биография коршунов

Апулей активно способствовал ассимиляции греческой учёности в Риме. Он изложил по-латыни трактаты Аристотеля «Об истолковании» и «О мире» (авторство Аристотеля оспаривается), в отдельном большом труде пересказал философское учение Платона. Согласно Кассиодору, Апулей также перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского.

Симпосий Συμπόσιον

  • Источники
  • Исследования
  • Справочник
  • Технологии
  • ЧаВо
  • Поиск

1. БИОГРАФИЯ АПУЛЕЯ

Луций Апулей (L. Apuleius), один из самых талантливых и крупных писателей II в. н. э., родился в городе Мадавре, римской колонии, находившейся в Северной Африке на границе Нумидии и Гетулии. Годом рождения Апулея принято считать 124 г. н. э., год смерти его точно неизвестен.
Главным источником наших знаний о жизни Апулея является «Апология», имеющая биографический характер, — речь, произнесенная на суде самим Апулеем в защиту против обвинения его в магии. Кое-какие подробности жизни нашего писателя можно почерпнуть также из его знаменитого романа «Метаморфозы» или «Золотой осел», снискавшего Апулею громкую известность у современников и мировую славу у потомков.
Апулей родился в семье крупного чиновника Мадавры. Отец его занимал высокое положение и был одним из первых магистратов города, где он пользовался большим влиянием и, как говорит о нем сам Апулей, был осыпан всяческими почестями. В своем родном городе Апулей получил лишь начальное образование, затем переехал в Карфаген, главный город провинции Африки, где он и занимался изучением риторики. Карфаген того времени был крупнейшим культурным центром не только в своей провинции, но и во всей обширной римской империи, и мог даже соперничать с самим Римом. К Карфагену Апулей до конца своих дней сохранил чувство глубокой привязанности и неоднократно упоминал о нем в своих позднейших риторических выступлениях.
Смерть отца сделала Апулея вместе с его братом наследниками состояния, хотя и довольно скромного, но давшего Апулею возможность поехать в Афины для продолжения образования, как это было тогда в моде у состоятельной провинциальной молодежи. В политическом отношении Афины играли незначительную роль, но влияние их как культурного центра было очень велико, особенно при эллинофильски настроенных римских императорах династии Антонинов. В славную столицу древней Греции со всех концов античного мира стекалась молодежь, чтобы поучиться философии и риторике у крупнейших софистов и риторов своего времени.
Годы, проведенные в Греции и связанные с учением в Афинах, а также путешествия по всей стране оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и развитие таланта Апулея. Именно там Апулей познакомился с различными философскими системами, тогда же оформились его философские взгляды. Во времена Антонинов философия переживала явный упадок: наибольшим влиянием пользовались идеалистическая философия Платона и полное мистики учение неопифагорейцев. Апулей сам считал себя философом-платоником.
Путешествуя по Греции, Апулей познакомился также с различными религиозными учениями и сектами, сам принимал участие во многих культах и религиозных мистериях, стал причастным к множеству таинств и святынь и тщательно берег таинства и наставления, полученные им от священнослужителей («Апология», 55). Мистические учения пали на благодарную почву, подготовленную ранее идеалистическими идеями Платона и неопифагорейцев, что наложило свой отпечаток на формирование таланта молодого Апулея. Мистической окраской проникнуты не только основные философские работы Апулея, но и его «Апология», а также и роман «Метаморфозы». С другой стороны, масса впечатлений, полученных непосредственно из самой жизни, встречи с людьми самых различных социальных кругов, знакомство с обычаями и нравами отдельных областей и городов,- все это давало богатый материал и способствовало творческому росту молодого писателя.
В Греции Апулею пришлось неоднократно слушать выступления знаменитых софистов и риторов, привлекавших слушателей своими речами, обычно довольно бессодержательными, но полными пафоса и риторических украшений. Сама внешность оратора, его манеры и ораторские приемы оказывали огромное влияние на аудиторию; толпы молодежи окружали, любимых наставников. Круг интересов Апулея был весьма широк: кроме философии он уделял много внимания естественным наукам, а также медицине, музыке и геометрии. Он сам говорил о себе, что он «осушил в Афинах не мало разнообразных чаш учености: туманящую чашу поэзии, прозрачную — геометрии, сладостную — музыки, терпкую — диалектики и, наконец, неисчерпаемый кубок всеобъемлющей философии» («Флориды», XX).
После нескольких лет пребывания в Греции Апулей переехал в Рим, где он самостоятельно занялся усовершенствованием в латинском языке, а также пополнил свое риторическое образование, начатое им еще в Карфагене. В школах красноречия в то время основное внимание обращалось на форму, на внешний блеск речей-декламаций, с которыми выступали молодые ораторы; содержание этих речей играло второстепенную роль. Риторические школы оказали несомненное влияние на формирование литературного стиля и языка Апулея. Они познакомили его с модным в то время «архаистическим» направлением в литературе и языке, возглавляемым в Риме земляком Апулея, африканцем Фронтоном. Это течение, отрывавшее литературный язык от запросов современности и от живого разговорного языка, культивировало вычурность художественной формы и искусственный архаический язык. Оно оказало вредное влияние на многих писателей того времени, в том числе и на Апулея.
После двухлетнего пребывания в Риме Апулей покинул его и вернулся к себе на родину в Африку. Приехав в свой родной город Мадавру, Апулей жил там некоторое время, не занимая никакой официальной должности, готовясь, по-видимому, к дальнейшей деятельности. Постигнув в совершенстве искусство риторики и блестяще владея греческим и латинским языками, что было тогда необходимым условием для выступлений разносторонне образованных риторов перед широкой публикой, Апулей начал выступать перед многочисленной аудиторией с лекциями на различные темы. Вскоре он сделался одним из наиболее популярных риторов-лекторов, переезжающих из города в город и привлекающих своим красноречием толпы людей. Собираясь предпринять поездку в Египет, а оттуда на Восток, куда его влекли полные мистики религиозные восточные учения, Апулей, по дороге в Александрию, оказался в городе Эе, где они остановился в семье своих знакомых Аппиев. Там же он встретился с молодым Понтианом, одним из своих товарищей по занятиям в Афинах, который познакомил его со своей матерью — немолодой богатой вдовой, Эмилией Пудентиллой. Апулею в то время было 30-32 года, а Пудентилле было уже свыше сорока. Неожиданная болезнь задержала Апулея в Эе и он, по просьбе Понтиана, переехал к нему в дом, пользуясь гостеприимством своего друга и его матери. Понтиан, как об этом впоследствии говорил сам Апулей на судебном процессе, настойчиво уговаривал Апулея жениться на Пудентилле, и при содействии Понтиана этот брак вскоре состоялся.
Но после брака матери Понтиан резко изменил свое отношение к Апулею. Подстрекаемый своими родственниками — дядей Сицинием Эмилианом и Гереннием Руфином, на дочери которого он недавно женился, Понтиан начал распускать об Апулее различные неблаговидные слухи, обвиняя его в безнравственности, в корыстном расчете завладеть богатством Пудентиллы и в применении магических приемов, чтобы заставить немолодую женщину выйти за него замуж.
Апулей горячо протестовал против обвинения, объясняя, что в Пудентилле его привлекли ее высокие моральные качества, но весьма вероятно, что материальный расчет действительно играл здесь известную роль. Как бы то ни было, Понтиан скоро раскаялся в своих обвинениях и помирился с Апулеем.
Но Понтиан вскоре неожиданно скончался, и его младший брат Пудент при поддержке родных, боявшихся, что богатая Пудентилла может завещать молодому, красивому и образованному мужу все свое состояние, возбудил против Апулея процесс, обвиняя его в том, что своими магическими средствами он околдовал его мать.
На основании обращения обвиняемого Апулея к проконсулу Африки Клавдию Максиму который был председателем на его процессе, можно считать годом создания «Апологии» 157 или 158 г., так как временем проконсульства Максима считаются именно эти годы. «Апология», дошедшая до нас под названием «В защиту самого себя по обвинению в магии», представляет собой защитительную речь Апулея, где он блестяще оправдал себя, искусно применяя риторические приемы, широко распространенные в судебных речах. «Апология» является весьма интересным памятником культурно-исторического и литературного характера; ниже мы остановимся на ней подробнее.
Вторая половина жизни Апулея проходила в Карфагене, где он с большим и неизменным успехом продолжал выступать перед публикой со своими речами, произносимыми по самым разнообразным поводам, но главным образом: на темы философского и этического характера. Дошедший до нас сборник отрывков из его речей-декламаций -(«Цветник» «Флориды»)- дает представление о тематике его выступлений. Слава Апулея широко распространялась по всей провинции и была так велика, что по распоряжению властей ему еще при жизни была поставлена статуя как выдающемуся оратору. Широкая образованность молодого софиста, его красивая внешность, эффектные ораторские приемы,- все это способствовало его популярности среди широких кругов населения, а умелая лесть и приветственные речи, угодные высшим официальным лицам, снискали Апулею доверие и приязнь влиятельных кругов и имперских чиновников, о чем говорит также и факт назначения Апулея жрецом провинции. Подробных сведений о второй половине жизни Апулея у нас нет, даже точный год его смерти неизвестен.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: