Краткая биография келлер

Православная Жизнь

27 июня 1880 года родилась Хелен Адамс Келлер – американская писательница, политический активист и просто удивительная женщина, настоящий рыцарь духа и уникальный пример воли к жизни.

Все дело в том, что она в возрасте одного года и семи месяцев перенесла болезнь (предположительно скарлатину), в результате которой полностью лишилась зрения и слуха. При всем этом Келлер сумела окончить университет, знала несколько языков, написала более десятка книг и вела достаточно активный образ жизни, но обо всем по порядку.

Родом Хелен была из маленького городка Таскамбия, штат Алабама. Детство девочки проходило в небольшом домике, выстроенным после Гражданской войны ее отцом Артуром – капитаном армии конфедератов. Учитывая диагноз Хелен, становится понятным, что становление ее как полноценной личности – это долгий и крайне трудный путь. Все то, что для нас кажется обыденным и не представляет особой сложности, для этой маленькой девочки было практически непреодолимой скалой, а иногда и настоящим кошмаром. Поэтому-то о своем детстве она пишет с позиции уже достигнутых свершений: «Ныне живущая женщина рисует в своем воображении события и переживания ребенка. Немногие впечатления ярко всплывают из глубины моих ранних лет, а остальные… ‟На остальном лежит тюремный мрак”. Кроме того, радости и печали детства утратили свою остроту, многие события, жизненно важные для моего раннего развития, позабылись в пылу возбуждения от новых чудесных открытий». Так как единственным средством общения с внешним миром для Хелен оставалось обоняние и осязание, она лучше нас, полностью здоровых, умела замечать красоту внешнего мира. Кажется, что ее восторженное описание изящества цветов во многом превосходит нашу способность видеть прекрасное в природе.

Поворотным событием в жизни Хелен стало появление ее учительницы Энн Салливан. Эта женщина просто талантище педагогики. Если и существуют учителя от Бога, то Салливан одна из них. Именно она смогла найти подход к слепоглухой Хелен, и была ее неизменным спутником вплоть до собственной смерти 20 октября 1936 года: «Постепенно я привыкла к темноте и молчанию, окружившим меня, – пишет Келлер, – и забыла, что когда-то все было иначе, пока не явилась она… моя учительница… та, которой суждено было выпустить мою душу на волю… Таким вот образом вышла я из тьмы египетской и встала перед Синаем. И Сила Божественная коснулась души моей, и она прозрела, и я познала многие чудеса. Я услышала голос, который сказал: ‟Знание есть любовь, свет и прозрение”».

Дальнейшее становление и обучение Хелен – это что-то удивительное. Внешняя простота педагогических приемов обнаруживает удивительный талант Энн Салливан. Читать о впечатлениях маленькой девочки невозможно без «кома в горле». С каждым словом ты попросту понимаешь, насколько внутренний мир этого ребенка-инвалида богаче твоего собственного, сколько эмоций, любви и благодарности Богу было в ее маленьком сердце. Выдержки из книги Хелен «История моей жизни» попросту хочется приводить обширными цитатами, а самому немного помолчать. Вот лишь один небольшой эпизод процесса ее обучения: «Мы пошли по тропинке к колодцу, привлеченные ароматом жимолости, увивавшей его ограждение. Кто-то стоял там и качал воду. Моя учительница подставила мою руку под струю. Когда холодный поток ударил мне в ладонь, она вывела на другой ладони по буквам слово ‟в-о-д-а”, сначала медленно, а потом быстро. Я замерла, мое внимание было приковано к движению ее пальцев. Внезапно я ощутила неясный образ чего-то забытого… восторг возвращенной мысли. Мне как-то вдруг открылась таинственная суть языка. Я поняла, что ‟вода” – это чудесная прохлада, льющаяся по моей ладони. Живой мир пробудил мою душу, дал ей свет. Я отошла от колодца полная рвения к учебе. У всего на свете есть имя! Каждое новое имя рождало новую мысль! На обратном пути в каждом предмете, которого я касалась, пульсировала жизнь. Это происходило потому, что я видела все каким-то странным новым зрением, только что мною обретенным… В тот день я выучила много новых слов. Не помню сейчас, какие именно, но твердо знаю, что среди них были: ‟мать”, ‟отец”, ‟сестра”, ‟учитель”… слова, которые заставили мир вокруг расцвести, как жезл Аарона. Вечером, когда я легла в кроватку, трудно было бы найти на свете ребенка счастливее меня. Я заново переживала все радости, которые этот день мне принес, и впервые мечтала о приходе нового дня».

Практически все, чего впоследствии достигла Хелен, заложила в нее Энн Салливан. Она практически не мыслила себя без своего наставника и даже с трудом могла отличить, что из талантов было дано Богом, а что сформировалось благодаря влиянию учительницы. Хелен пишет, что все вдохновения и радости были пробуждены в ней любящим прикосновением Энн.

Весной 1890 года Хелен научилась говорить. Произошло это благодаря некоей мисс Лэмсон – одной из учительниц Лоры Бриджмен – американской поэтессы и первого известного слепоглухого человека, социализировавшегося и получившего образование. Мисс Лэмсон дала ей одиннадцать уроков, а дальше талант Хелен уже сделал свое дело. «Душа моя, чувствуя прилив новых сил, вырвалась из оков на волю, – пишет она о своих первых впечатлениях от человеческой речи, – и посредством этого ломаного, почти символического языка потянулась к миру познания и веры».

С 1893 года Хелен занялась изучением языков и постепенно освоила французский, немецкий, греческий и латынь, которую она считала очень красивой. Через три года она поступает в Кембриджскую школу молодых леди для подготовки к вступлению в колледж Рэдклифф – женский колледж свободных искусств в Кембриджском университете, один из старейших и наиболее престижных высших учебных заведений на восточном побережье
США (ныне часть Гарвардского университета): «В кембриджской школе я впервые в жизни наслаждалась обществом зрячих и слышащих девочек моего возраста. Я жила вместе с несколькими из них в небольшом уютном домике, рядом со школой. Я принимала участие в общих играх, открыв для себя и для них, что слепой тоже может резвиться и дурачиться на снегу. Я ходила с ними на прогулки, мы обсуждали наши занятия и читали вслух интересные книжки, поскольку некоторые из девочек научились разговаривать со мной». 29 и 30 июня 1899 года Хелен успешно сдала выпускные экзамены из кембриджской школы, но ее мечта о поступлении в университет исполнилась только через год: «Я помню мой первый день учебы в Рэдклиффе. Я ждала его много лет. Что-то, бывшее гораздо сильнее уговоров друзей и молений моего собственного сердца, побуждало меня испытать себя мерками тех, кто видит и слышит. Я знала, что встречу немало препятствий, но пылко рвалась их преодолеть. Я глубоко прочувствовала слова мудрого римлянина, сказавшего: ‟Быть изгнанным из Рима означает всего лишь жить вне Рима”. Отлученная от столбовых дорог знания, я была вынуждена совершать свое путешествие нехожеными стезями – вот и все… Передо мной открывался мир красоты и света. Я ощущала в себе способность познать его в полной мере».

Постепенно романтическое отношение к учебе в университет сменилось для Хелен необходимостью постоянного и кропотливого труда, ведь, учитывая ее инвалидность, времени для усваивания материала требовалось значительно больше, чем здоровым студентам. Иногда девушку одолевали приступы ярости или печали, но взяв себя в руки, она снова возвращалась, как писала сама, к своей веселости. Самым большим испытанием во время учебы были экзамены. Дополнительные трудности, с которыми Хелен приходилось встречаться в силу своей слепоты и глухоты, а также строгий нрав профессоров еще сильнее развеяли «розовый туман» и помогли ее ощутить суровость окружающей действительности. Приобретя этот бесценный опыт, Келлер сумела извлечь из него максимум полезного для себя, а ее вдохновляющий итог может быть примером для каждого, кому приходится терпеть искушения и страдания: «Романтический ореол развеялся, но во время перехода от мечты к реальности я узнала много такого, что осталось бы неизвестным мне, если б я не получила этот опыт. Одной из таких неизвестных мне ранее вещей стала бесценная наука терпения, которая нас учит, что образование следует получать так, словно мы отправились на прогулку по красивым местам: неторопливо, с благодарностью гостеприимно распахнутым навстречу разнообразным впечатлениям. Тогда знание заполняет вашу душу незаметно, беззвучной волной углубляющейся мысли. ‟Знание – сила”, – говорили древние. Скорее, знание – счастье, потому что глубокие обширные знания – это умение отличать истину от фальши, возвышенное от низменного. Узнать и воспринять мысли и дела, ставшие вехами на пути человеческого прогресса, – значит почувствовать сквозь века биение чьего-то сердца. И если человек не ощущает в этих пульсациях стремления ввысь, он поистине глух к музыке самой жизни».

После окончания университета Хелен увлеклась идеями социализма и вела активную антивоенную деятельность во время Первой мировой войны. Это привлекло внимание журналистов, и вскоре писателю Френсису Миллеру пришла идея снять о ней документальный фильм. С 1920 по 1924 годы Хелен вместе с учительницей и мамой находилась в постоянных разъездах по стране с лекциями, приобретшими особую популярность в народе. Впоследствии она полностью отошла от политики и сосредоточила свою деятельность на помощи слепым.

В 1935 году учительница Хелен Энн Салливан сама ослепла, а в 1936-м, как уже говорилось, умерла, не выходя из комы. Для Хелен, которая держала руку своего неизменного друга и наставника до самого момента смерти, это было тяжелым ударом. Уже в 1938 году Келлер выступает с жестким осуждением политики Гитлера, а также критикой Маргарет Митчелл за роман «Унесенные ветром», в котором она умолчала о жестоком отношении к рабам на юге США.

После начала Второй мировой Хелен не оставалась в стороне от страданий человека и постоянно посещала ослепших и оглохших солдат. Думается, пример жизни этой мужественной женщины вдохновил не одну жертву той войны и дал силы жить дальше. В 1948-м Келлер побывала даже в Хиросиме и Нагасаки, пострадавших, как известно, от ядерной бомбардировки. Несмотря на антиамериканские настроения в Японии, увидеть ее приехало два миллиона жителей Страны восходящего солнца.

Большое количество наград, премий и орденов, встречи с президентами различных стран, а также съемки оскароносного фильма о Хелен стали действительно достойным признанием подвига этой удивительной женщины.

Читайте также  Краткая биография голицын

В 1960-м у Келлер случается инсульт, который окончательно подкосил ее здоровье. Умерла Хелен Келлер во сне, в своем доме в городе Истон (Коннектикут) 1 июня 1968 года. Ее тело кремировали, а прах захоронили в Вашингтонском кафедральном соборе.

История жизни Хелен Келлер – это пример того, как страдания могут стать благом и принести удивительные плоды. Если бы не скарлатина и дальнейшая слепота и глухота, то не было бы той Хелен Келлер, о которой знает весь мир, не было бы ее подвига и свершений, не было бы той помощи и вдохновения, которые так необходимы людям, унывающим под тяжестью наложенного на них жизненного креста. Скорее всего, была бы другая Хелен Келлер, здоровая, но, возможно, и гораздо менее счастливая: «Каждому из нас дано так много, что не стоит тратить время на размышления о том, чего у нас нет, – говорила она, ­– мир полон страданий, но он полон желания их победить… Многие имеют неправильное представление о настоящем счастье. Оно состоит не в потакании своим прихотям, а в преданности достойной цели».

Протоиерей Владимир Долгих

10 малоизвестных фактов о Хелен Келлер — слепоглухонемой писательнице, путешественнице и подруге Марка Твена

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Элен Келлер – слепоглухонемая американка, которой первой среди людей с такими физическими проблемами удалось получить высшее образование. Она стала известной писательницей, была активным общественным деятелем, много путешествовала, демонстрируя волю, жизнелюбие и стойкость вопреки превратностям судьбы. С ней дружил Марк Твен, а её деятельность вызывала интерес ФБР. В нашем обзоре интереснейшие факты из жизни этой удивительной женщины.

1.Отец Хелен был капитаном в армии южан

Келлер родилась в Таскамбии (штат Алабама) 27 июня 1880 года. Ее отец Артур Келлер работал юристом в Алабаме, а после был завербован в армию южан. Во время гражданской войны он служил в качестве рядового, интендант-сержанта и казначея. После войны он приобрел местную газету The North Alabamian, где стал главным редактором.

2. Хелен дружила с Марком Твеном

В 1895 году, будучи подростком, Келлер встретила Марка Твена на обеде в Нью-Йорке. Позже она написала , что он «относился к ней не как к уроду, а как к Девушке-инвалиду, которая ищет способ обойти свои трудности». У Твена была дочь примерно одного возраста с Келлера, и в итоге они подружились на почве одинаковых политических взглядов и взаимной симпатии.

Она узнавала Твена по его запаху, поскольку от знаменитого писателя часто разило табаком. Твен убедил промышленника Генри Хаттлстона помочь заплатить за образование Келлер, а позже именно Твен назвал Энн Салливан, учителя и компаньона Келлер, чудотворцем.

3. Дружба с Александром Грэхемом Беллом

Когда Келлер было 6 лет, родители привезли ее к Джулиану Джону Хисольму, профессору офтальмологии и отоларингологии в Университете штата Мэриленд. Известный врач порекомендовал ей обратиться к Александру Грэхему Беллу.

Поскольку жена Белла была глухой, изобретатель основал школы для глухих и нанял учителей, которые учили глухих и слепых детей. Благодаря Беллу родители Келлер отдали девочку в учреждение для слепых «Перкинс», где она и встретила молодую специалистку Энн Салливан, которая стала наставницей Хелен и дружила с ней до своей смерти.

4. Тайное обручение Хелен

В 1916 году в возрасте 36 лет Хелен Келлер влюбилась в Питера Фагана, бывшего газетного репортера. Фаган работал у Келлер временным секретарем в то время, когда Салливан была больна. Пара тайно обручилась и даже получила свидетельство о браке, прежде чем семья Келлер узнала о браке и запретила его из-за инвалидности своей дочери. Впоследствии Келлер сожалела, что так никогда и не вышла замуж, заявив «Если бы я могла видеть, то первым же делом вышла бы замуж».

5. Хелен — социалистка

Келлер большую часть своей жизни посвятила политике. Она состояла в рядах социалистической партии, помогла основать Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) и «попала на крючок» ФБР из-за своих крайне левых взглядов.

Она также выступала за права трудящихся, женское избирательное право и контроль над рождаемостью. Более того, Келлер писала очерки о своих социалистических взглядах и восхищалась Владимиром Лениным.

6. «Водевильное восьмое чудо света»

Келлер и Салливан были довольно хорошо известны, но денег от писательской деятельности и лекций Келлер явно не хватало. Поэтому в течение четырех лет (в 1920-е годы) они попали на сцену водевиля. Келлер рассказывала о своей жизни, а Салливан переводила. Они путешествовали из города в город и Келлер в конце-концов назвали «самой яркой звездой счастья и оптимизма» и «восьмым чудом света».

7. Келлер на американской валюте

Изображение Келлер можно найти на юбилейном двадцатипятицентовике штата Алабама. Она показана, как старая женщина, сидящая в кресле-качалке и держащая в руках книгу (Келлер умерла в возрасте 87 лет в 1968 году).

8. Хелен Келлер и защита инвалидов

Келлер была заядлой путешественницей и побывала в 39 странах: от Великобритании до Японии. Она встречалась с президентами, премьер-министрами и другими правительственными руководителями, выступая за образование слепых и глухих людей с ограниченными возможностями.

В 1952 году во время своего визита на Ближний Восток Хелен выступала с лекциями в медицинских школах, посещала школы для инвалидов, а также встречалась с организациями, которые помогали слепым.

9. Хелен первой привезла акита-ину в США

В 1930-е годы Келлер приехала в Японию, где ее встретили с невероятной теплотой и почтением. Сотрудник японской полиции подарил ей собаку породы акита-ину по кличке Камикадзе-го. Писательница просто влюбилась в этого пса, но, к сожалению, любимец через год умер от чумки. После этого японское правительство подарило ей другого акита-ину по кличке Кэндзан-го. Эти две собаки считаются первыми акита-ину в США. В 1948 году, через несколько лет после окончания Второй мировой войны, Келлер снова посетила Японию, чтобы вдохновить ветеранов — инвалидов войны в военных госпиталях.

10. Хелен Келлер и . Болливуд

В 2005 году в Болливуде сняли фильм «Последняя надежда» о молодой слепой и глухой девушке по имени Мишель, ее отношениях с учителем и о том, как она пыталась бороться с тем, что не может слышать и видеть. Индийский режиссер Санджай Лила Бхансали был вдохновлен жизнью Келлер, прочитал ее автобиографию и посетил Институт Хелен Келлер для глухих и слепых перед съемкой фильма. Картина дебютировала в Каннах и получила массу наград.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История жизни слепоглухой писательницы

Хелен Келлер (1880 — 1968) стала одной из первых слепоглухонемых американских писательниц и одним из первых людей с подобными физическими особенностями, получившими степень бакалавра. Политическая активистка и лектор, она доказала, что даже с проблемным здоровьем можно достичь многого.

Мы собрали несколько фактов из жизни этой удивительной женщины:

Келлер родилась абсолютно здоровым ребенком, и ее родители даже представить не могли, что случайная инфекция перевернет всю их жизнь. Когда малышке было чуть больше года, она заболела (предположительно скарлатиной), врач диагностировал полную потерю слуха и зрения. Однако еще до трагедии девочка знала несколько слов и могла связать их в небольшие предложения. Келлер помнила то, как они произносятся и в будущем могла воспроизвести их, пусть и с существенными искажениями.

Хелен ждал интернат для слепых и глухих детей. Но, возможно, подозревая нетривиальные способности в своей дочери, родители все-таки решили бороться за ее будущее. В конце XIX века работа с особенными детьми только начиналась, и журналисты и писатели охотно рассказывали о прорывах в этой области. Надежда у Келлеров появилась после того, как мать Хелен прочла в «Американских записках» Чарльза Диккенса о слепоглухонемой Лоре Бриджмен, так же впоследствии пробовавшей себя в литературе. Учителя Лоры, Самуэля Хауи, к тому моменту уже не было в живых, однако несколько лет спустя чете Келлеров все-таки удалось найти педагога для своего ребенка. Им стала молодая учительница Энн Салливан, которая была старше своей воспитанницы всего на 14 лет. С тех пор Хелен и Энн не расставались до смерти последней. В жизни Салливан был короткий период замужества, однако и в эти несколько лет она не покидала свою ученицу.

Нужно сказать, что замуж пыталась выйти и сама Хелен Келлер. Избранника звали Питер Фаган, некоторое время он замещал ее секретаря. Обручились они втайне от семьи девушки, а расстались после того, как о помолвке стало известно прессе. Родители были категорически против этого брака, а общество было не готово к тому, что люди, подобные Хелен, могут жить полноценной жизнью. А жаль, ведь помимо личного счастья девушка могла обрести и друга по убеждениям: Фанаган был социалистом и полностью разделял взгляды своей избранницы.


Леворадикальные убеждения Келлер начали формироваться еще в Колледже Рэдклифф, куда она попала после обучения в нескольких общеобразовательных школах и череды вступительных экзаменов. Она интересовалась жизнью рабочих и узнала, что слепота — бич малообеспеченных слоев населения. Этот недуг часто связан с тяжелой работой и плохими условиями труда. Девушка поддерживала феминисток, читала труды Герберта Уэллса, в том числе «Новый мир для старого», а о работах Маркса отозвалась так: «Кажется, будто я спала и проснулась в новом мире». В 1904-м, через год после окончания колледжа, Хелен вступила в Социалистическую партию. С тех пор статус первого в мире слепоглухого бакалавра и «маленькой богини», которой восхищались американцы, резко упал. В прессе появились едкие замечания о том, что Хелен Келлер из-за своих физических особенностей не может трезво смотреть на политику и социум.

Но, то ли молодой социалистке до этого не было никакого дела, то ли она уже привыкла к несправедливости, Хелен не сдавалась и продолжала идти дальше и в политике, и в творчестве. Свою первую книгу, «История моей жизни», она написала еще в колледже. Биография образованной слепоглухонемой леди тут же стала бестселлером и позже была переведена на 50 языков. Уехав на некоторое время в деревню вместе с Энн Салливан и ее мужем Джоном Мэйси, Келлер написала еще несколько книг: «Мир, в котором я живу», «Песня каменной стены» и «Из тьмы», всего в ее библиографии 14 крупных произведений и несколько небольших рассказов, написанных еще в юности.

Читайте также  Краткая биография ваншенкин

Кстати, за один из них Хелен была обвинена в плагиате. Еще будучи школьницей, она подарила директору школы Перкинса, занимающейся слепоглухими детьми, рассказ «Царь-мороз». Этот текст был опубликован в школьном журнале, а позже выяснилось, что он принадлежит перу детской писательницы Маргарет Кэнби. Сама Хелен объяснила эту ситуацию тем, что в ее сознании собственные мысли и идеи слились с теми, которые были получены извне. И хотя девочка была признана невиновной, а знаменитый Марк Твен, знакомый с нею, назвал историю совершенно дурацкой, Хелен навсегда сохранила страх перед возможным случайным вторжением чужих мыслей и идей в ее собственные работы. Став взрослой и самостоятельной писательницей, она тщательно проверяла не только свои художественные произведения, но и статьи на темы религии, социализма, феминизма, применения атомного оружия и т. д.

До конца своей жизни Хелен Келлер оставалась верна своим принципам и убеждениям. Сегодня в ее честь названы улицы во многих странах мира, она стала героиней нескольких фильмов и пьес и была включена в американский Национальный зал славы женщин.

Вольфганг Келер биография, теория обучения и другие материалы

Вольфганг Келер (1887-1967) был немецким психологом и одной из самых важных фигур в развитии гештальт-школы. Этот автор родился в Эстонии в 1887 году и умер в Соединенных Штатах в 1967 году. Он провел важное исследование по таким темам, как обучение, восприятие и другие подобные психические компоненты..

Его научная карьера началась с докторской диссертации, которую он сделал с Карлом Штумпфом в Берлинском университете (1909). Основной темой этой диссертации было прослушивание. Позже, работая доцентом во Франкфуртском университете, он продолжал проводить эксперименты по восприятию и слуху..

После участия в эксперименте Макса Вертхеймера вместе с Куртом Коффкой трое основали Школу Гештальта, основанную на результатах этого исследования. С этого момента они продолжали исследовать такие темы, как восприятие и продвижение своего нового мышления..

Некоторые из его самых важных вкладов были его теории об обучении, основанном на экспериментах с шимпанзе, и его книга Психология гештальта, опубликовано в 1929 году. Из-за его открытой критики правительства Адольфа Гитлера, Келер бежал в Соединенные Штаты, где он продолжал преподавать до нескольких лет до своей смерти.

  • 1 Биография
    • 1.1 Исследования по учебному процессу
    • 1.2 Оппозиция нацистскому режиму
  • 2 Теория обучения
    • 2.1 Теория обучения через понимание
  • 3 Другие вклады
  • 4 Ссылки

биография

Келер родился в 1887 году в Таллине, затем назывался Ревал. Хотя город принадлежал Российской империи, его семья была немецкого происхождения, поэтому вскоре после его рождения они переехали в эту европейскую страну.

На протяжении всего своего образования этот психолог учился в нескольких важных немецких университетах, в том числе в Тюбингене, Бонне и Берлине. В последнем он завершил докторскую диссертацию с Карлом Штумпфом, одним из самых важных исследователей того времени в области психологии..

С 1910 по 1913 год Келер работал доцентом в Институте психологии во Франкфурте. Там он участвовал в знаменитом эксперименте по кажущемуся движению Макса Вертхаймера вместе с Куртом Коффкой. После встречи в этой среде трое пришли к аналогичным выводам о восприятии и решили создать свое собственное движение..

Из этого эксперимента и последующих выводов Келер, Вертхаймер и Коффка создали гештальт-школу, название которой происходит от немецкого слова, означающего «форма»..

Многие из фундаментальных идей его теорий исходят из работ некоторых учителей Келера, таких как Штумпф или Эренфельс.

Исследования по процессу обучения

В 1913 году Келеру была предложена должность директора исследовательского отдела Прусской академии антропоидных наук на острове Тенерифе. Этот психолог работал там шесть лет, изучая поведение шимпанзе в разных условиях обучения..

За это время он написал книгу по решению проблем под названием Разум обезьян. В своих исследованиях он обнаружил, что шимпанзе могли изобретать новые методы решения трудностей, не прибегая к процессу проб и ошибок, как считалось ранее..

Таким образом, с помощью этого исследования Келер разработал концепцию проницательность«, Которая стала бы одной из самых важных в психологии. Фактически, многие историки видят работы этого автора как начало нового течения в исследованиях мысли.

В своей книге Разум обезьян, Келер говорит, что решил изучить этих животных, потому что полагал, что они имеют больше общего с людьми, чем с другими менее развитыми обезьянами. Итак, я думал, что многие из его действий были похожи на наши, и я хотел узнать больше о природе интеллекта, наблюдая за ними.

В это время Келер очень критически относился к большинству психологических течений, существующих в то время. Кроме того, он подчеркнул необходимость углубляться в такие вопросы, как интеллект, обучение или развитие человеческого потенциала..

Оппозиция нацистскому режиму

Партия Адольфа Гитлера пришла к власти в Германии в конце января 1933 года. В течение первых месяцев Келер не публично высказывал свое мнение о нацистах; Но когда политика отделения еврейских учителей от следствия затронула его бывшего наставника Макса Планка, психолог решил выразить свое недовольство..

Так, в апреле 1933 года Келер написал статью под названием «Беседы в Германии». Это последняя статья, опубликованная во время нацистского режима, которая открыто критикует партию. В течение следующих месяцев психолог ожидал ареста, но никогда не сталкивался с такой ситуацией.

Однако в конце того же года положение Келера в университете быстро ухудшалось. Когда в декабре 1933 года он отказался начать свои занятия с нацистским салютом, он начал страдать от неожиданных записей со стороны полиции в своих классных комнатах, а также от усиления давления со стороны своего начальства..

В 1935 году, когда ситуация стала невыносимой, Келер решил эмигрировать в Соединенные Штаты, где он начал работать в университете Свартмора. Он оставался там двадцать лет, пока не покинул свой пост в 1955 году. После этого он вернулся к исследованиям в Дармутском университете..

В то же время в 1956 году он стал президентом Американской психологической ассоциации, вероятно, самой важной организации в этой области. Последние годы он продолжал преподавать в Соединенных Штатах, пытаясь укрепить связи с исследователями из Свободной Германии..

Теория обучения

Основной вклад Келера в область психологии возник благодаря тому времени, которое он провел, изучая сообщество шимпанзе на Тенерифе..

Этот исследователь провел несколько экспериментов с животными, чтобы понять, как такие процессы, как интеллект или решение проблем работают на самых развитых животных..

Пока эти эксперименты не были проведены, преобладающее течение в психологии говорило, что животные могут учиться только методом проб и ошибок..

На самом деле бихевиоризм (одна из важнейших психологических теорий того времени) утверждал, что люди учились исключительно одинаково.

Келер, чтобы проверить правдивость этих утверждений, поставил шимпанзе, с которыми он работал, в различные сложные ситуации, в которых они должны были действовать творчески, что никогда не наблюдалось, чтобы получить награду.

Во время этих экспериментов было обнаружено, что шимпанзе могли выполнять новые действия после размышлений о лучшем способе получить приз. Таким образом, концепция проницательность, что относится к обучению, которое зависит только от внутренних факторов, а не от собственного опыта.

Теория обучения проницательность

Учимся у проницательность Келер, наблюдаемый у шимпанзе, обладает рядом фундаментальных характеристик. С одной стороны, имея проницательность это подразумевает четкое понимание сути ситуации. С другой стороны, это достигается не путем пошагового обучения, а благодаря бессознательным процессам и рефлексии..

Итак, чтобы иметь проницательность, Человек (или животное) должен собрать большой объем данных, связанных с конкретной ситуацией. Позже, благодаря глубокому размышлению, субъект способен генерировать новые знания, возникающие в результате соединения ранее существующих идей..

С другой стороны, Insights они внезапны и вызывают важные изменения в восприятии проблемы. Когда он появляется, человек может видеть закономерности в проблемах, с которыми он сталкивается, которые помогают ему решать их. Это фундаментальный процесс обучения, присутствующий только у людей и у некоторых высших животных..

Теория обучения проницательность Это был до и после в области психологии, поскольку он показал важность чисто внутренних процессов в создании новых знаний.

Из этих работ начал формироваться когнитивный поток, который будет иметь большое значение в последующие десятилетия..

Другие вклады

В дополнение к его важной работе в качестве основателя Школы Гештальт, и его исследования в области обучения и феномена проницательность, Келер был также хорошо известен многочисленными критическими замечаниями, которые он высказал в отношении некоторых доминирующих движений психологии своего времени..

С одной стороны, в его книге Психология гештальта, этот исследователь раскритиковал концепцию самоанализа. Этот инструмент был одним из наиболее используемых в психологии девятнадцатого и начала двадцатого веков. Он был основан на идее, что можно сделать выводы о психологических явлениях, обращая внимание на собственные мысли и ощущения..

Келер считал, что самоанализ слишком субъективен и не дает достоверных результатов с точки зрения полученных результатов. Таким образом, для него тот факт, что интроспекционисты не смогли воспроизвести свои результаты, фактически лишил законной силы эксперименты, проведенные с использованием этой техники..

Наконец, он также думал, что исследование самоанализа не может быть применено для решения человеческих проблем, что для него должно быть главной целью психологии.

С другой стороны, Келер также выразил критику против течения, известного как бихевиоризм, один из самых важных в начале 20-го века..

По его мнению, исследователи этой отрасли слишком много внимания уделяли наблюдаемому поведению и оставили в стороне другие переменные, такие как внутренние процессы..

Биография В.Келлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 23:51, доклад

Описание

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером.

Читайте также  Краткая биография белов
Содержание

Краткая биография В.Келлера.
Гештальтпсихологии.
Опыты В.Келлера. Основные научные достижения, идеи, взгляды, труды.
Актуальность данных исследования для современной психологии.

Работа состоит из 1 файл

келлер доклад.docx

  • Краткая биография В.Келлера.
  • Гештальтпсихологии.
  • Опыты В.Келлера. Основные научные достижения, идеи, взгляды, труды.
  • Актуальность данных исследования для современной психологии.

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler)

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Kohler) родился 21 января 1887 года, в Ревале, Эстония. Образование получил в Берлинском ун-те. В 1909 он получил докторскую степень по философии. Затем он стал помощником в Психологическом Институте во Франкфурте, где встретился и работал с Максом Вертгеймером. Профессиональную деятельность начал с работы на научной станции исследования антропоидов (1913—1920, Канарские острова), где экспериментально доказал в опытах над животными роль инсайта, как принципа организации поведения. В 1922 году, он стал главой и директором лаборатории психологии в Университете Берлина, где он оставался до 1935 года. В течение этого времени, в 1929 году, он написал Гештальтпсихологию. С 1935 по 1958 г. К. — профессор Суотморского колледжа в США . Был почетным доктором многих ун-тов, членом Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук, членом Американского философского общества. Имел награду «За выдающийся научный вклад» (1957). Он умер 11 июня 1967 года в Нью-Хэмпшире.

Гештальтпсихология основана на наблюдении за теми вещами, которые находятся вокруг нас, и которые не являются частью наших простых ощущений. Впервые об этом задумался Вертгеймер, последователем которого и стал Келлер. Он отметил, что мы чувствуем движение, где есть не что иное, как быстрая последовательность индивидуальных сенсорных событий. Примером может служить елочная гирлянда, когда лампы вспыхивают в быстрой последовательности и кажется, «бегут» вокруг дерева, мы видим бегущую цепочку, даже при том, что только одна лампочка светится один раз в ряду таких же лампочек. Или неоновые огни вывесок , которые, кажется, что перемещаются. Вертгеймер объяснил, что человек видит эффект «целого события», а не сумму составных частей. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает «форма» или «фигура», «целое».

Келлер утверждал, что психика не равна банальной сумме частей, что образ строится сразу, целиком, предмет воспринимается не как разрозненные части целого, а как настоящее целое, то есть гештальт. Келлер рассматривал интеллект, как поведение. Для того, чтобы доказать или опровергнуть свое решение он проводил опыты над человекообразной обезьяной. Он создавал ситуации в которых животное должно было найти пути для решения некоторых задач.В данном случае проблема состояла в том, по средством чего и какими способами происходит решение поставленной задачи. На основании поставленных опытов Келлер пришел к выводу, что обезьяна решает задачу, поставленную перед ней, благодаря озарению. Он придумал подвесить под потолок вольера банан. А в самом вольере оставил для шимпанзе пустые ящики. Если ящики поставить один на один, причем последний надо было поставить на попа, тогда обезьянка могла допрыгнуть до банана. А по-другому никак.

Так вот он обратил внимание, что разные обезьяны решали такую задачу по-разному. Одни долго пытались просто допрыгнуть с одного ящика.

Потом начинали нервничать, метаться по клетке, швыряться ящиками, потом успокаивались и могли даже прекратить решать задачу. Другие обезьянки сначала могли построить как бы модель из ящиков, но у одной из стен. Как бы примерить глазом хватает высоты или нет. И после уже сооружать эту башню под бананом.Некоторые шимпанзе сначала делали бессмысленные попытки поставить пару ящиков, или построить пирамиду , с которой было не достать банан, так как не хватало нужной высоты. Потом вдруг бросали это дело. Садились у стеночки, прикрывали глаза. И вдруг через какое-то время, встрепенувшись, шли и строили пирамиду сразу, без проб, и правильно. Вот эту одномоментную догадку у животных Келлер назвал «инсайтом» — озарением. Он считал, что шимпанзе в один миг как бы приходит нужное решение.

А были обезьянки, которые отличались необыкновенным умом и сообразительностью. Одна такая обезьянка подождала, когда в вольер войдет человек, подвела его за руку под банан, вскочила на плечи и достала лакомство.

Келлер таким образом удостоверился, что у шимпанзе несомненно зачатки разума есть. Это потом назвали элементарной рассудочной деятельностью.

Келлер придумывал множество различных опытов с шимпанзе. Например, он научил шимпазе тушить огонь водой из кружки. Он делал понтон, на котором разводился костер, на другом понтоне, соединенным с первым мостиком, была бочка с водой. Шимпазе, чтобы затушить огонь, надо было сначала понять, что огонь надо тушить, а потом еще и произвести определенные действия: взять кружку, перейти на другой понтон, набрать воды, вернуться на первый понтон и залить водой огонь. Когда его обезьянки стали хорошо справляться с этой задачей, он убрал в кружке дно. И стал наблюдать, что же шимпанзе будут делать. Одни шимпазе так бессмысленно и бегали с пустой кружкой, пытаясь набрать в нее воды. Практически ни одна из обезьян не догадалась зачерпнуть воды не из бочки, а прямо из водоема, в котором находились понтоны. Это сделала только один шимпанзе-самец. Самый догадливый.
В ходе экспериментов Келлер так же смог выяснить, что шимпанзе способны на то, чтобы соорудить примитивное орудие труда из двух вставляющихся друг в друга палок.

Несмотря на то, что опыты Келлера могут показаться жестокими, он оставил нам бесценное наследие в виде знаний, которых у человечества никогда не было. Теперь мы знаем, что умеет шимпанзе. И эти опыты дали огромный толчок к развитию науки психологии имеено в России. Так как в Западном мире в это время уже твердо развивалась экспериментальная психология.

Дело в том, что опытами Келлера заинтересовался всем нам известный Иван Петрович Павлов. Он не верил, что у животных может быть рассудочная деятельность и не верил в опыты Келлера. И решил их повторить. И решил доказать, что это не так. Ну или хотя бы проверить. Иван Петрович был самый первый оппонент Келлера до тех самых пор, как сам не проверил и не повторил некоторые из опытов Келлера. Он так же обратился к обезьянкам. И выяснил, что Келлер не лжет. И уже в конце своей жизни Павлов начинает соглашаться, что какая-то часть разума у животных имеется. Но до конца признать их равенство с нами он не может и вообще признать тот факт, что у них хоть какой-то разум есть ему очень трудно. Поэтому он соглашается с Келлером, что у животных наблюдаются рассудочные действия, но он начинает говорить о наличии у животных «элементарной рассудочной деятельности». Так считается и до сих пор. . Скажу еще одну интересную деталь: Келлер свои опыты начал ставить после того, как ознакомился с работами Павлова (всем известная знаменитая собака Павлова). Так что вот они оказались друг для друга вдохновителями.

Описывая свои опыты с животными с позиций гештальта, К. особое внимание обращал на формирование неожиданных связей в рассудочных и мыслительных процессах, где научение играет минимальную роль и особенно ясно проявляется перцептивная природа решения задач. Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. В студенческие годы был под большим влиянием идей Макса Планка и всегда считал, что физика в конечном счете объяснит биологические процессы, а биология, в свою очередь, даст ответы на вопросы психологии. Изучая акустическое и зрительное восприятие и иллюзии, К. открыл некоторые регулярности и на их основе постулировал существование нейронных полей мозга, ответственных за различные феномены восприятия («Gestalt Psychology», 1929, 1947). гештальт-концепций, как группировка, сегрегация, точность и замыкание. Группировка описывает восприятие объектов, находящихся близко друг от друга в зрительном поле, которые воспринимаются как группы объектов, а не как некоторое количество не связанных между собой предметов. Точность — другой гештальт-принцип, утверждающий, что перцепция происходит в отношении формы, наиболее узнаваемой в данных обстоятельствах. Замыкание описывает тенденцию к восприятию неполной фигуры как целостной, например разомкнутого круга как целого. К. оказывал большое влияние на современных ему ученых. Он был одним из основателей и редакторов журнала «Психологические исследования». В 1920 г. возглавил психологическую лабораторию Берлинского ун-та; в 1921 г. получил звание профессора Геттингенского ун-та; с 1922 по 1935 г. заведовал кафедрой психологии Берлинского ун-та. Подвергая свою жизнь опасности, он несколько лет противостоял нацистам, угрожавшим закрыть его Психологический ин-т при Берлинском ун-те. В 1935 г. К. эмигрировал в США, где работал более 30 лет. Там были опубликованы дальнейшие его труды: » Место имеющее значение в Мире Фактов «, 1938; » Текущая ситуация в мозговой физиологии» / американский Психолог, 13, 1958; » Нерешенные проблемы в области фигуральных последствий» / Психологический Отчет, 15, 1965; » Задача Гештальт-психологии » (1969). К концу жизни получил признание и на родине. В 1965 г. К. получил звание «Почетный житель Берлина»; в 1967 г. был избран почетным президентом Немецкого психологического общества. В рус. пер. издано: «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», М., 1930; переиздано в «Хрестоматии по общей психологии. Психология мышления», М., МГУ, 1981.

Существует мнение, что гештальтпсихология перестала развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно, основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако исследования касались только одной из сторон психологического процесса-восприятия. Но тем не менее описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический факт — факт гештальта — продолжает привлекать исследователей.На сегодняшний момент это направление довольно популярно. В Москве есть институты, в которых учат не просто на психолога, а на гештальт-психолога, как на психотерапевта. Гештальтпсихологи прводят дорогостоищие консультации. У них довольно много интересных наработок. В основном групповые терапии, тренинги, различные психотерапевтические игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: