Краткая биография аверченко

Краткая биография аверченко Краткая биография Аркадия Т. Аверченко (27 марта 1881 - 12 марта 1925). Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925гг.) - русский писатель, драматург, сатирик,

Краткая биография аверченко

Краткая биография аверченко

Краткая биография Аркадия Т. Аверченко (27 марта 1881 — 12 марта 1925).

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925гг.) — русский писатель, драматург, сатирик, редактор.

Семья, детство, юность

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 (по старому стилю — 15) марта 1881г. в Севастополе, тогда – провинции, захолустье. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, обедневший купец второй гильдии. Мать, Сусанна Павловна, дочь солдата в отставке.

Семья была небогатой, мальчик по причине слабого зрения не обучался в начальной школе. Однако, это в дальнейшем было восполнено начитанностью и природным умом писателя.

Уже в 15 лет Аверченко начал работать в должности младшего писца в транспортной компании Севастополя. Трудился он здесь недолго(1896-1897), положив затем полученные впечатления в основу рассказа «О пароходных гудках».

В 1897г. Аверченко устраивается конторщиком на Брянский рудник на Донбасе. Здесь он пробыл 4 года, а приобретенный опыт также лег в основу рассказов «Молния», «Вечером» и др.

Начало литературного пути

Начало 1900-х г. ознаменовалось в биографии Аркадия Аверченко рабочим переездом в Харьков. Здесь в 1903г. в газете «Южный край» выходит его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сатирик же говорил, что дебютировал с рассказом «Праведник» в 1904 г.

Спустя 2-3 года писатель получает травму глаза. Более того, в результате повреждения возникает осложнение – поражение второго глаза, что в дальнейшем станет одной из причин смерти сатирика.

1906-1907гг. стали для Аверченко временем редакторства в журнале «Меч», где он более чем под 40 псевдонимами ведет практически все разделы. Однако, занимаясь творчеством, А. Аверченко совершенно забрасывает дела службы в правлении рудников, за что его вскоре отстраняют от должности.

В 1908г. Аркадий Тимофеевич отправляется в Санкт-Петербург, где работает в журнале «Стрекоза», доживающем свой век. В этом же году молодежь журнала объединяется для создания собственного издания. Оно было названо «Сатирикон», а на должность редактора избран Аверченко.

Годы работы в «Сатириконе», а затем «Новом Сатириконе» — это период творческого становления Аверченко, плодотворного сотрудничества с такими писателями, как Саша Черный, Тэффи, Ремизов, Осип Дымов. Произведения сатирика активно печатаются, ставятся на сцене. Помимо творческого удовлетворения, Аверченко получает хороший доход. Даже судебное преследование в связи с политическим характером определенных его творений не тревожит сатирика.

В 1910–м г. выходят сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая», «Веселые устрицы». Благодаря им Аверченко обретает известность, выделяясь среди прочих юмористов эпохи.

В 1911-1912гг. сатириконцы путешествуют по Европе, полученные впечатления используются при написании «Экспедиции сатириконцев в Западную Европу» (1912 г).

Критики-современники сравнивают литературные традиции Аркадия Аверченко с творческим методом Марка Твена, А. П. Чехова, отмечая его умение вырисовывать недалеких обывателей, глупость, пошлость существования.

Зрелые годы, революция, эмиграция

Новый виток биографии писателя приходится на 1918г., когда дорвавшиеся до власти большевики закрыли журнал. Аверченко, как и его коллеги-сатирики, не принял советской власти и решил вернуться в родной Севастополь, пока еще принадлежавший белым. Этот путь оказался полным опасностей и передряг, но Аверченко все же смог попасть в Крым. Здесь с июля 1919г. он трудится в газете «Юг», а в ноябре 1920г., после взятия Крыма красными, покидает Россию, эмигрируя в Рим.

В июне 1922 г. А. Аверченко переезжает в Прагу, где остается жить до конца дней. Оторванный от родины, он испытывает тоску, скучает по родному языку. Этим настроением проникнуты его рассказы, в том числе «Трагедия русского писателя».

В Праге эмигрант работает в «Prager Presse», известной газете, а также собирает поэтические вечера. В Чехии Аверченко пользуется популярностью, его рассказы печатаются в переводе. В 1921г. печатается сборник «Дюжина ножей в спину революции», одно из самых одиозных антисоветских произведений.

Отныне в творчестве сатирика почти отсутствуют юмористические рассказы, его произведения посвящены судьбе России – до и после революции. Постреволюционный период видится им как обман рабочего человека, лишенного книг, искусства, возможности развиваться.

Последние годы жизни были омрачены операцией по удалению левого (травмированного) глаза. Правый начал быстро слепнуть. Кроме того, писатель жаловался на одышку и боли в груди. Вероятно, у ведущего эпикурейский образ жизни Аверченко, развивался сахарный диабет. Жизнь сатирика оборвалась на 44 году жизни 12 марта 1925 года. Смерть писателя наступила вследствие сердечной недостаточности. Захоронен Аркадий Аверченко на Ольшанском кладбище (Прага).

Аркадий Аверченко: краткая биография и творчество

  • 26 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Yulia Sahine

Начало ХХ века и Октябрьская революция разделили мир на до и после. Для русской интеллигенции этот период стал началом новой, в большинстве случаев тяжелой жизни. Краткая биография Аркадия Аверченко, одного из писателей и сатириков русского зарубежья, — яркое доказательство того, на что приходилось идти людям, чтобы сохранить не только свободу слова, но и жизнь.

Ранние годы и начало литературной карьеры

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) родился в Севастополе, в купеческой семье. Из-за уличной драки мальчик потерял зрение в одном глазу, и до конца жизни он носил пенсне, скрывавшее незрячий глаз, о чем знали немногие.

Не окончив гимназию, он был отправлен служить в транспортную контору, а в 1897 году стал конторщиком акционерного общества в Брянске и впоследствии в Харькове. В своей краткой биографии Аверченко писал, что держали его там шесть лет за то, что он был всегда веселым, улыбчивым и легко мог вовлечь человека в приятный разговор или игру, оставив работу на потом.

В 1903 году (в своей краткой биографии Аверченко ошибочно называет 1904 год) молодой писатель начал свою литературную деятельность. Поначалу он был редактором журнала «Штык и меч», а после переезда в Петербург основал свой журнал «Сатирикон» (с 1914 года был переименован в «Новый Сатирикон»), в котором был собран весь цвет русской сатиры: Саша Черный, Владимир Маяковский, Тэффи, Алексей Ремизов и другие писатели и поэты начала ХХ века. Журнал был известен не только искрометными и злободневными фельетонами, рассказами и стихами, но и карикатурами: для «Сатирикона» рисовали выдающиеся художники. О «Сатириконе» и самом Аркадии Аверченко слышал каждый читающий житель России.

Революция как начало конца

До 1917 года библиография писателя насчитывала уже сорок книг, часть из которых многократно переиздавалась. Так над чем же смеялся сатирик? Над царем и его семьей, над чиновниками, высмеивал он и простого, зачастую глупого обывателя, жадную и продажную прессу, скептически относился к модернистам.

В краткой биографии Аркадия Тимофеевича Аверченко важно пояснить, как он воспринял революцию. Критикуя и высмеивая царизм, он был в восторге от Февральской революции, считал ее новым многообещающим началом. После выхода царского манифеста об отречении от престола был немедленно выпущен номер «Нового Сатирикона» с резолюцией Аверченко на обложке: «Прочитал с удовольствием – Аркадий Аверченко». Это была едкая пародия на резолюцию, которую писал на понравившихся документах Николай II.

Однако октябрь 1917 года уже не так воодушевлял писателя: ухудшение жизни, пренебрежение большевиков к национальным и патриотических идеям – все это вызывало отторжение и неодобрение у Аверченко. А в 1918-м «Новый Сатирикон» был принудительно закрыт властями, и это стало последней каплей.

Читайте также  Краткая биография соллогуб

Краткая биография Аверченко в эмиграции

В год закрытия «Нового Сатирикона» писатель через Украину переезжает в Крым, где пишет для газеты «Юг». Все более ядовитые фельетоны бьют по обеим сторонам: и по большевикам, и по белым властям. В результате этого газету закрывают, и лишь визит Аверченко, краткая биография которого на тот момент уже впечатляла, к авторитетному Петру Врангелю позволил «Югу» продолжить работу.

Однако сам писатель продолжил эмиграцию и в октябре 1920 года, за несколько дней до того, как Красная Армия захватила Севастополь, покинул Россию вместе со 130 тысячами беженцев – первая волна эмиграции была в самом разгаре. Через Турцию и Болгарию Аверченко попал в 1922 году в Прагу, где он жил до самой смерти в 1925 году.

В то время самый частый путь эмигранта заканчивался в Париже, однако Аверченко отказался переезжать во Францию. Несмотря на неприятие революции и нового режима, он хотел быть ближе к России, постоянно слышать славянскую речь.

И в Константинополе, и в Праге Аверченко продолжал писать и издавать фельетоны и рассказы.

Незадолго до смерти писатель почти полностью ослеп, а 12 марта 1925 года скончался от сердечной недостаточности и был похоронен в Праге.

Литературное наследие

Аркадий Аверченко не оставлял без внимания ни одно событие, произошедшее в России, он написал впечатляющий по размерам цикл «Волчьи ягоды», представляющий собой сборник цитат из газет, речей различных политических и культурных деятелей с кратким, но очень емким и остроумным авторским комментарием.

Сатиру не выдерживала никакая цензура. И Николай II, и В. И. Ленин приглашали писателя к себе пообщаться, пораженные его стилем и отвагой.

Все произведения писателя заслуживают внимания. Но если говорить кратко, самое важное в биографии Аверченко — это сборник «Дюжина ножей в спину революции». Это острая, злая, удивительно точная сатира в адрес нового правительства и всего того, что произошло в России в 1917-м и последующих годах. Прочитав сборник, Ленин счел книгу талантливой, призывая таким образом писателя покаяться и вернуться на родину, чего тот, разумеется, никогда бы не сделал.

Помимо сатиры, Аверченко писал и произведения для детей, удивительно хорошо понимая внутренний мир и чувства ребенка.

Творчество Аверченко — это огромный пласт сатирической литературы русского зарубежья. Создать такое в России и не погибнуть в то время было бы чудом. Вынужденная эмиграция продлила жизнь писателя и подарила читателям и литературоведам бесценную и до сих пор смешную сатиру.

Биография писателя Аркадия Аверченко

Полное имя: Аверченко Аркадий Тимофеевич
Дата рождения: 27.03.1881
Место рождения: Севастополь
Знак зодиака: Овен
Чем известен: Писатель, драматург, сатирик, литературный и театральный критик
Дата смерти: 12.03.1925 (43 года)

Детство и юность

Аркадий Аверченко — человек уникальной творческой судьбы. Биография писателя, словно сложенная из отдельных разноцветных фрагментов мозаика, драматичная и поучительная, позволяет лучше понять суть его фантастически искрометного творчества, глубину юмора и трагизм сатиры, осознать ту невероятную масштабность охвата действительности в его коротких, простых по форме, но обладающих потрясающей смысловой наполненностью рассказов.

Будущий писатель родился в 1881 году в Крыму, в овеянном славой и легендами Севастополе. Много лет спустя, решив написать мемуары, Аркадий Аверченко довольно подробно описывает свое детство и юность, постоянно подтрунивая над самим собой.

Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко был купцом, по-видимому, не слишком удачливым и предприимчивым. В итоге, когда Аркадию было всего лишь 15 лет, он разорился. Мать, Сусанна Павловна Аверченко, занималась домом и детьми — в семье помимо Аркадия росло 6 дочерей. Еще трое сыновей умерли в младенческом возрасте.

Мальчик рос крайне болезненным, после травмы еще в младенческом возрасте у него были серьезные проблемы со зрением. Из-за этого Аркадию пришлось осваивать всю программу гимназии дома. Помогали, как могли, сестры.

Материальное положение семьи из-за банкротства отца стало по-настоящему бедственным, и в 15 лет будущему писателю пришлось начать работать — сначала писарем (при его-то плохом зрении) в севастопольской транспортной конторе, занимавшейся грузоперевозками по Крыму, а немного позже —целых четыре года —на угольной шахте в Донбассе, куда он перебрался, посчитав этот вариант более перспективным.

Это был, как впоследствии вспоминал сам Аверченко, самый трудный период всей его биографии. Беспросветная работа и пьянство — все, что было в окружающей его жизни в течение этих долгих четырех лет.

Аркадий Аверченко в 1901 г.

События из жизни

  • 1900 год — переезд в Харьков, первые литературные опыты.
  • 1903 год — сотрудничество с харьковской газетой «Южный край», первый опубликованный рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».
  • 1904-1906 годы — первые собственные издания «Штык» и «Меч». Аркадий Аверченко одновременно выполняет функции автора, редактора и иллюстратора. оба издания имеют яркую сатирическую направленность, и в результате писатель был вынужден под давлением местных властей уехать из города.
  • 1907 год — переезд в Петербург, сотрудничество с журналом «Стрекоза», работа редактором.
  • 1908 год — начало сотрудничества с журналом «Сатирикон» в качестве постоянного автора, а немного позже — главного редактора. журнал становится одним из лидеров среди печатных изданий юмористической и сатирической направленности.

А.Аверченко (второй слева). Редакция журнала «Сатирикон» (1909)

  • 1909-1910 годы — Аверченко издал 20 сборников рассказов. на это время приходится пик его славы. читатели и критики сравнивают его с О. Генри и Марком Твеном.
  • 1911 год — путешествие по Европе и написание нескольких сатирических очерков.
  • 1912-1916 годы — выпуск двух сборников под названиями «Рассказы для выздоравливающих» и «Круги по воде». работа над рецензиями на сценарии театральных постановок по своим рассказам, новые юмористические произведения.

Аркадий Аверченко в 1913 г.

  • 1917-1918 годы — октябрьский переворот и закрытие большевиками журнала А.Аверченко как буржуазного и политически неблагонадежного.
  • 1919 год — переезд на родину, в Севастополь.
  • 1920 год — эмиграция в Константинополь, а затем в Прагу.
  • 1921 год — в Париже выходит сборник памфлетов А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». появление социально-политической тематики в творчестве.
  • 1922 год — переезд в Болгарию, а затем — в Белград и Прагу. рассказ «Трагедия русского писателя».
  • 1923 год — роман «Шутка Мецената».
  • 1925 год — резкое ухудшение здоровья, операция по удалению поврежденного глаза, давшая осложнение на сердце. смерть.

Личная жизнь

Так случилось, что Аркадий Аверченко никогда не был женат. По-настоящему правдивой информации о его отношениях с женщинами сохранилось очень мало. В свое время в его окружении ходили слухи о том, что еще в Харькове у него родился сын, но доподлинно об этом ничего не известно.

Многие его коллеги и знакомые уверяли, что Аверченко относился к прекрасному полу достаточно иронично из-за того, что вырос в окружении своих шести сестер. Он, как утверждали его знакомые, заводил романы исключительно с замужними дамами, чтобы не пришлось потом жениться.

Читайте также  Краткая биография кено

Одними из самых продолжительных — около двух лет — были отношения с Софьей Меттер, которая несколько лет спустя стала женой художника Николая Ремихова, сотрудничавшего несколько лет с Аверченко.

Непростые отношения этих двух людей легли в основу сюжета небольшого рассказа «Бритва в киселе». Его название говорит само за себя. Александра Садовская была целеустремленной, волевой, очень активной дамой. Аркадий Аверченко – абсолютной противоположностью – флегматик, не очень решительный и часто занятый собой и своим творчеством человек. Пара окончательно рассталась в 1915 году. Примечательно, что сын актрисы, который с большой вероятностью был и сыном Аркадия Аверченко, тоже стал писателем, а еще раньше, во время войны, был участником прорыва блокады Ленинграда.

Позднее в жизни писателя появлялись и другие женщины. Так, уже в эмиграции, у него случилось два романа — с актрисами Юлией Горской, а позднее — с Раисой Раич. Но ни одна из женщин так и не вошла навсегда в его жизнь.

С Раисой Раич (1923)

Выводы

Аркадий Тимофеевич Аверченко сумел занять свое особое, предназначенное именно ему место в русской беллетристике. Такого удивительного дара видеть все то, что достойно пера по-настоящему харизматичного юмориста и сатирика, не было в отечественной литературе ни у кого другого. У писателя был необыкновенный талант видеть вокруг себя нелепые и смешные моменты, сцены, характеры. Этот дар он сумел реализовать в полной мере в своем творчестве, делая это остро, цепляюще и пронзительно.

Критики утверждают, что у Аверченко открыл новый, уникальный жанр — жанр лирической сатиры. Он основан на способности видеть за внешними проявлениями сущность человека, главную мотивацию его поступков. Авторская самоирония почти всегда присутствует в произведениях этого писателя, придавая им яркую индивидуальность и выразительность. Сегодня его юмористические и сатирические рассказы также современны и актуальны, как и сто лет назад.

Жизнь и творчество «А. Аверченко» сообщение не большое. Плзз :3​

u0410u0440u043au0430u0434u0438u0439 u0422u0438u043cu043eu0444u0435u0435u0432u0438u0447 u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e (1881u20141925) u0440u043eu0434u0438u043bu0441u044f u0432 u0421u0435u0432u0430u0441u0442u043eu043fu043eu043bu0435. u041eu0442u0435u0446 u0431u0443u0434u0443u0449u0435u0433u043e u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f u0431u044bu043b u043au0443u043fu0446u043eu043c. u0423 u043cu0430u043bu044cu0447u0438u043au0430 u0441 u0434u0435u0442u0441u0442u0432u0430 u0431u044bu043bu043e u0441u043bu0430u0431u043eu0435 u0437u0434u043eu0440u043eu0432u044cu0435 u0438 u043fu043bu043eu0445u043eu0435 u0437u0440u0435u043du0438u0435, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043eu043d u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043b u0434u043eu043cu0430u0448u043du0435u0435 u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432u0430u043du0438u0435. u0421 u0434u0435u0442u0441u0442u0432u0430 u0410u0440u043au0430u0434u0438u0439 u043eu0442u043bu0438u0447u0430u043bu0441u044f u043bu044eu0431u043eu0432u044cu044e u043a u0447u0442u0435u043du0438u044e. u041au043eu0433u0434u0430 u044eu043du043eu0448u0435 u0438u0441u043fu043eu043bu043du0438u043bu043eu0441u044c u043fu044fu0442u043du0430u0434u0446u0430u0442u044c u043bu0435u0442, u043eu043d u0441u0442u0430u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u0432 u0442u0440u0430u043du0441u043fu043eu0440u0442u043du043eu0439 u043au043eu043cu043fu0430u043du0438u0438 u043cu043bu0430u0434u0448u0438u043c u043fu0438u0441u0446u043eu043c.

u0427u0435u0440u0435u0437 u0433u043eu0434 u044eu043du043eu0448u0430 u043fu043eu043au0438u043du0443u043b u0440u043eu0434u043du043eu0439 u0421u0435u0432u0430u0441u0442u043eu043fu043eu043bu044c u0438 u0441u0442u0430u043b u0440u0430u0431u043eu0442u0430u0442u044c u043au043eu043du0442u043eu0440u0449u0438u043au043eu043c u043du0430 u0411u0440u044fu043du0441u043au043eu043c u0443u0433u043eu043bu044cu043du043eu043c u0440u0443u0434u043du0438u043au0435. u0417u0434u0435u0441u044c u0410u0440u043au0430u0434u0438u0439 u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e u0440u0430u0431u043eu0442u0430u043b u0442u0440u0438 u0433u043eu0434u0430. u0412 1900 u0433. u043eu043d u043fu0435u0440u0435u0435u0445u0430u043b u0432 u0425u0430u0440u044cu043au043eu0432, u0430 u0447u0435u0440u0435u0437 u0442u0440u0438 u0433u043eu0434u0430 u0432 u0433u0430u0437u0435u0442u0435 u00abu042eu0436u043du044bu0439 u043au0440u0430u0439u00bb u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0441u044f u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437 u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e u2014 u00abu041au0430u043a u043cu043du0435 u043fu0440u0438u0448u043bu043eu0441u044c u0437u0430u0441u0442u0440u0430u0445u043eu0432u0430u0442u044c u0436u0438u0437u043du044cu00bb.

u0412 1906 u0433. u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e u0441u0442u0430u043b u0440u0435u0434u0430u043au0442u043eu0440u043eu043c u0441u0430u0442u0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0436u0443u0440u043du0430u043bu0430 u00abu0428u0442u044bu043au00bb, u0437u0430u0442u0435u043c u0431u044bu043b u0440u0435u0434u0430u043au0442u043eu0440u043eu043c u0436u0443u0440u043du0430u043bu0430 u00abu041cu0435u0447u00bb.

u0412 1907 u0433. u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044c u043fu0435u0440u0435u0435u0445u0430u043b u0432 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433, u0441u043eu0442u0440u0443u0434u043du0438u0447u0430u043b u0441 u0441u0430u0442u0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u0436u0443u0440u043du0430u043bu043eu043c u00abu0421u0442u0440u0435u043au043eu0437u0430u00bb, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0437u0430u0442u0435u043c u0431u044bu043b u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432u0430u043d u0432 u00abu0421u0430u0442u0438u0440u0438u043au043eu043du00bb.

u0412 u044du0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u0441u0442u0430u043bu0438 u0432u044bu0445u043eu0434u0438u0442u044c u043au043du0438u0433u0438 u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u0434u0435u043bu0430u043bu0438 u0435u0433u043e u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du044bu043c.

u041eu043au0442u044fu0431u0440u044cu0441u043au0443u044e u0440u0435u0432u043eu043bu044eu0446u0438u044e u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e u043du0435 u043fu0440u0438u043du044fu043b. u0412 1920 u0433. u043eu043d u044du043cu0438u0433u0440u0438u0440u043eu0432u0430u043b u0437u0430 u0440u0443u0431u0435u0436. u0417u0434u0435u0441u044c u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0430u043b u043fu0438u0441u0430u0442u044c.

u0412 1925 u0433. u0410u0432u0435u0440u0447u0435u043du043au043e u0443u043cu0435u0440.

KONSPEKTY.NET

Саморазвитие в любом формате!

Аверченко Аркадий Тимофеевич краткая биография

Российский писатель-юморист с трагически детством. Читайте в сегодняшней статье краткую биографию Аверченко Аркадия Тимофеевича. Что скрывается под веселыми произведениями писателя и издателя.

Аверченко Аркадия Тимофеевич: краткая биография

Аркадий Аверченко родился в Севастополе в семье небольшого торговца. Биографы характеризуют детские годы, как весьма неудачные – семья была на грани разорения, младшие дети не ходили в школу.

Дата рождения Аверченко А. Т.: 15 марта 1881 год.

Место: Севастополь (Российская империя до 1917 года).

Умер: 12 марта 1925 года в Праге (Чехословакия до 1993 года).

Деятельность: писатель-юморист, издатель, критик театра и литературы, драматург.

Отец: Тимофей Петрович Аверченко.

Мать: Сусанна Павловна Софронова.

Начального образования у Аркадия не было – с ним занимались старшие сестры. В детстве мальчик был хиленьким, зато смышленым, что в комплексе поспособствовало становлению усидчивого и мозговитого литератора. В 15 лет пошел работать писцом в транспортной конторе своего родного города. В 1897 году переезжает на Донбасс, работает конторщиком на Брянских рудниках. С 1900 года работает в Харькове в газете «Южный край».

Произведения ранних лет:

  • «Автобиографии»;
  • «О пароходных гудках»;
  • «Вечером»;
  • «Молния»;
  • «Как мне пришлось застраховать жизнь»;
  • «Рыцарь индустрии»;
  • «Господин Цацкин»;
  • «Праведник»;

Наработки послужили хорошей рекомендацией Аркадию Тимофеевичу – в 1907 году обосновывается в Петербурге, находит работу в журнале «Стрекоза», меняет направление на сатирическое. Позднее становится штатным редактором.

Работы этих лет: «Веселые устрицы», «Рассказы», «Зайчики на стене», «Круги по воде», «Рассказы выздоравливающих». Произведения разлетелись по всей России, принеся Аркадию Аверченко народную любовь. Издатели прозвали автора «Королем смеха». В феврале 1916 года разразилась первая революция – Аркадий Тимофеевич принимает повороты судьбы с улыбкой. Октябрьская 1917 года такого восторга уже не вызывала. С 1918 года обосновывается на юге, находит работу в газете «Приазовский край», подрабатывает также в «Юге», читает произведения в «Доме артиста».

Пьесы этого периода:

  • «Лекарство от глупости»;
  • «Игра со смертью»;

В 1920 году по инициативе Аркадия Аверченко был организован театр под названием «Гнездо перелетных птиц». Название как будто врезается символизмом в хронологию жизни писателя – через полгода Аверченко довелось эмигрировать. В 1922 году живет и работает в Праге, но не оставляет без внимания и другие интересные страны: Польшу, Прибалтику, Румынию, Германию.

  • «Дети»;
  • «Смешное в страшном»;
  • Роман «Шутка мецената»;

В 1924 году лишается глаза. Восстановление после операции проходит тяжело – развивается болезнь сердца, которая и унесла жизнь писателя.

Умер Аркадий Аверченко 22 января 1925 года в больнице в Праге. Похоронен там же на Ольшанском кладбище.

Аркадий Аверченко, цитаты и афоризмы:

  • «Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?».
  • «Жизнь любит иногда подшучивать и посмеяться, даже над смертью».
  • «У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним».
  • «Начало революции – это светлое, очищающее пламя, середина – зловонный дым и копоть, конец – холодные, обгорелые головешки».

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(11 оценили, оценка: 4,91 из 5)
Loading.

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аркадий Тимофеевич Аверченко — русский писатель-сатирик, театральный критик, издатель, главный редактор журнала «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).

Содержание

  • 1 Аркадий Аверченко / Биография
  • 2 Аркадий Аверченко / Книги
  • 3 Аркадий Аверченко / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 4 О жизни и творчестве
  • 5 Экранизации

Аркадий Аверченко / Биография

Аркадий Аверченко родился в Севастополе 27 марта (15 марта по старому стилю) 1880 года в небогатой купеческой семье. Признанным в литературоведении годом его рождения считается 1881-й. В автобиографиях и анкетах сам писатель указывал то 1882, то 1883 годы. На надгробии Аркадия Аверченко высечена дата рождения — 1884 год. Проведенные в севастопольском архиве разыскания позволили исследовательнице С. Шевченко на основании записи в метрической книге Петропавловского собора установить, что подлинным годом появления А. Т. Аверченко на свет следует считать 1880.

Читайте также  Краткая биография батюшков

Отец писателя Тимофей Петрович Аверченко, мещанин из Перекопа, поселился в Севастополе после окончания Крымской войны. Он был человеком умным, отзывчивым, но неудачливым, и к тому моменту, когда мальчику исполнилось десять лет, полностью разорился. Аркадий Аверченко вспоминал: «Отец мой, будучи по профессии купцом, не обращал на меня никакого внимания, так как по горло был занят хлопотами и планами, каким бы образом поскорее разориться. Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость — добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом… Воры, пожары и покупатели долгое время стояли стеной между мной и отцом».

Мать будущего писателя, мещанка Сусанна Павловна Софронова была дочерью отставного солдата из-под Полтавы. Используя свое положение хозяина постоялого двора, он во главе шайки разбойников грабил путников на большой дороге. Об этом кроткая женщина с ужасом рассказывала своим детям.

Аркадий был четвертым из девяти детей и единственным выжившим мальчиком; мать и шесть сестер его обожали и баловали. Рос болезненным и чувствительным, от волнения начинал заикаться. Будущий писатель не получил даже полного начального образования. В одной из своих автобиографий он шутливо писал, что, не имея желания учиться, притворялся слабым и больным. На самом деле А. Т. Аверченко с детства страдал сильной близорукостью. Это не позволяло ему много заниматься, и мальчик учился на дому, с помощью старших сестер. По свидетельству его близкого друга, писателя Н. Н. Брешко-Брешковского, недостаточность образования Аверченко восполнялась природным умом.

В автобиографических рассказах А. Т. Аверченко, посвященных детству («Ресторан «Венецианский карнавал», «Молодняк», «Страшный мальчик», «Смерть африканского охотника», «Кулич», «Предводитель Лохмачев»), часто проскальзывают мотивы одиночества, непонятости. В минуты особенной грусти мальчик «уходил на несколько верст от города и, пролеживая целыми днями на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы, мечтал». Плохое зрение не мешало ему проводить бесконечные часы за книгами любимых писателей — Т. М. Рида и Л. Буссенара. «Мальчик без Майн Рида — это цветок без запаха», — говорил Аверченко уже на посту редактора «Сатирикона». Аркадий уносился мечтами к «бизонам, бесконечным прериям, мексиканским вакеро и раскрашенным индейцам». По словам писателя, он «пропадал за книгами, вызывая суровое осуждение окружающих своим болезненно-лихорадочным видом и блуждающими от усиленного чтения глазами». Родной город казался мальчику пыльным и скучным, ведь он родился всего через несколько десятилетий после Крымской войны, когда осада Севастополя превратила город в груды камней. «Мои родители жили в Севастополе, чего я никак не мог понять в то время: как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные города Мексики, громадные прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези? Меня местожительство отца не удовлетворяло».

В возрасте шестнадцати лет юноша по настоянию отца поступил на службу младшим писцом в транспортную контору, а через год вместе с семьей старшей сестры переехал в Луганскую область, на Брянский рудник. Там, в глуши, он прослужил несколько лет помощником конторщика. В 1901 году рудничная контора была переведена в Харьков. К этому периоду жизни А. Т. Аверченко относятся его первые попытки издательской деятельности — недолго просуществовавшие харьковские сатирические журналы «Оса», «Одуванчик». Начинающий литератор публиковал фельетоны и рассказы в газетах, редактировал журналы «Штык» и «Меч», вел сатирический отдел в газете «Южный край». Именно в ней в октябре 1903 года был напечатан его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (первый вариант более позднего рассказа «Рыцарь индустрии»), который можно считать началом творческой биографии писателя. Общественный подъем, связанный с первой русской революцией, способствовал профессиональному определению Аркадия Аверченко в качестве литератора и журналиста.

В 1906 году в Харькове с А. Т. Аверченко произошел несчастный случай, в результате которого он ослеп на один глаз. Уцелевшим глазом молодой человек видел очень плохо из-за сильной близорукости, так что последующая блистательная писательская карьера полуслепого человека стала результатом необыкновенной силы духа.

Зимой 1907/08 года начался новый период жизни сатирика — петербургский. Несколько месяцев А. Т. Аверченко был секретарем редакции юмористического журнала «Стрекоза». Весной 1908 года сотрудники решили создать новый сатирический журнал, оперативно откликающийся на злобу дня. Таким журналом стал «Сатирикон», и место редактора в нем вскоре занял Аркадий Аверченко.

«Сатирикон» можно назвать жемчужиной журналистики и литературы того времени. В нем печатались Саша Чёрный, С. Городецкий, Тэффи и О. Дымов. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали А. И. Куприн, А. Н. Толстой, А. Грин. Позже в «Сатириконе» печатались О. Э. Мандельштам и В. В. Маяковский. Журнал прекрасно иллюстрировался художниками А. Радимовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми), И. Я. Билибиным, Л. С. Бакстом, Б. М. Кустодиевым, А. А. Юнгером и др. Наряду с журналом выпускалась «Дешевая юмористическая библиотека «Сатирикона», в которой за пять лет было напечатано более ста произведений общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров. Аверченко можно назвать главным автором «Сатирикона»: из-под его пера выходило не менее половины материалов каждого номера. Передовые статьи и фельетоны сатирика чаще всего печатались под псевдонимами Фома Опискин, Медуза Горгона, Фальстаф. Заметки о вернисажах, спектаклях, музыкальных вечерах Аркадий Аверченко подписывал «Ave». Под именем Волк выходили небольшие юмористические произведения. И только рассказы писатель публиковал под настоящей фамилией.

В своих произведениях А. Т. Аверченко рассказывал в первую очередь о жизни обитателей Петербурга — писателей, городовых, судей, горничных, коммивояжеров, высмеивал пошлость и глупость обывателей. Героинями его рассказов становились и женщины, обворожительные, но недалекие. «Театр абсурда» писателя, населенный множеством персонажей, представлял собой яркую картину русской жизни того времени.

В 1910 году вышли в свет первые сборники А. Т. Аверченко: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая». В последующие несколько лет были опубликованы «Рассказы (юмористические). Книга третья» (1911), «Круги по воде» (1912) и «Рассказы для выздоравливающих» (1912). Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались. Так, сборник «Веселые устрицы» до революции переиздавался 24 раза. Юмористические и сатирические произведения принесли Аркадию Аверченко огромную славу, он был провозглашен «королем смеха».

В 1911 и 1912 годах А. Т. Аверченко с друзьями совершил два заграничных путешествия по Европе и гастрольную поездку по югу России. В 1913 году из-за разногласий с издателем в числе других ведущих сотрудников Аверченко покинул «Сатирикон». Вскоре вместе с друзьями Аверченко основал журнал «Новый Сатирикон» (1913–1918), в котором тоже работал редактором. В 1914 году вышли в свет сборники его рассказов «Сорные травы» (под псевдонимом Фома Опискин), «О хороших, в сущности, людях», через год — «Одесские рассказы». В 1917 году была опубликована книга А. Т. Аверченко «Синее с золотом».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: