Краткая биография гриммельсгаузен

История немецкой литературы.
Ганс Гриммельсгаузен

Ганс Гриммельсгаузен

(Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок. 1622—1676)

Крупнейшим немецким писателем XVII в. является Ганс Гриммельсгаузен. Его жизнь изучена недостаточно, и весьма существенные стороны его биографии до сих пор остаются неизвестными. Гриммельсгаузен издавал свои книги иод различными псевдонимами, и долгое время их подлинный автор оставался неизвестным. Лишь в XIX в., после долгих поисков, удалось окончательно установить, кто был подлинный автор «Симплициссимуса».

Родители Гриммельсгаузена были бюргерами городка Гельнгаузена, в Шварцвальде, людьми с умеренным достатком. В начале Тридцатилетней войны мальчик осиротел. В 1634 г. родной город Гриммельсгаузена был взят и начисто разграблен имперскими войсками. Мальчик, неизвестно при каких обстоятельствах, пристает к воинской части. Так он становится невольным очевидцем, а позже и участником Тридцатилетней войны, выступая попеременно в роли пажа, писаря, а возможно, и мушкетера. В 1648 г., в конце войны, он был полковым писарем.

Ему довелось быть участником или очевидцем многих сражений, и ни один писатель той поры не познал с такой полнотой все кошмары и ужасы этой войны.

После заключения мира Гриммельсгаузен выступает то стряпчим, то экономом, то сборщиком податей и налогов. Одно время он был даже владельцем трактира. Умер он старостой шварцвальдского местечка Ренхен.

Начало литературной деятельности Гриммельсгаузена относится к 50-м гг., более интенсивный характер она приобретает в 60-е гг.

Гриммельсгаузен — автор ряда произведений, выпускавшихся под различными псевдонимами. В лучших своих книгах он отразил чаяния широких демократических кругов, обездоленных войной. Он осмеливался ставить острые социально-политические вопросы своего времени, проявляя выдающуюся прозорливость в их решении. Вот почему Иоганнес Бехер характеризует Гриммельсгаузена как крупнейшего политического писателя Германии XVII в.

Наиболее известное его произведение — роман «Похождения немецкого Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch, ок. 1668), за которым последовали книги, примыкавшие к нему по своему содержанию,— «Кураж», «Шпрингинсфельд», «Продолжение затейливого Симплициссимуса» и другие. Однако в идейно-художественном отношении они слабее «Симплициссимуса». На страницах этой книги ярко и сильно воскрешается мрачная эпоха Тридцатилетней войны, разоренная и поруганная Германия. На этом безрадостном фоне развертывается судьба главного героя Симплиция, прозванного так за свое простодушие и наивность. Жизнь его показана с детства, которое было отнюдь не идиллическим. Из-за военных невзгод он ребенком лишился родителей и рос как приемыш в крестьянской семье. Автор при этом остроумно высмеивал прециозную литературу, дававшую приукрашенное изображение действительности, обстоятельств жизни и воспитания героя. Симплиций растет не в роскошных палатах, воспитывается не в галантных нравах. Его «батька» (нем. диалект. Кпап) живет в курной избе. Ее стены и потолок покрыты копотью — самой прочной краской в мире, и украшены самыми тонкими в мире тканями — паутиной. В отличие от героев рыцарских романов его «батька» командует волами. Волы в упряжке составляли его команду, над которой он был капитаном, вывозить навоз было его фортификацией, а «пахотьба» — его походом, рубка дров — каждодневным телесным упражнением, подобно тому как очистка хлева — благородной забавой и турниром.

«Некоторые из них принялись бить скотину, варить и жарить. Другие увязывали в большие узлы сукна, платья и всякую рухлядь. а то, что они не пожелали взять с собой, то разламывали и разоряли до основания. » Испуганный мальчик бежит в лес, где его приютил отшельник, в недавнем прошлом офицер, отрекшийся от мирской жизни. Он стал воспитателем Симплиция, обучил его грамоте. Война настигает мальчика и в этой глуши. Он странствует по разоренной стране, выступая в роли пажа губернатора, шута, слуги. От его наивности и детского простодушия не остается и следа. Достаточно возмужав, он становится лихим мушкетером, ведет разгульную и беспутную жизнь, бродяжничает и даже мародерствует. Но зерно добра и справедливости, зароненное в его сердце еще в детстве, не пропало. Время от времени Симплиций приходит к мысли об ошибочности избранного им пути. Ему хочется разобраться во всем, посмотреть другую жизнь. Он уезжает в Швейцарию, видит людей, занятых мирным трудом. В пятой книге судьба забрасывает героя в далекую Московию, о которой он отзывается с уважением. Здесь пригодились опыт и знания бывалого Симплиция: он строит завод по изготовлению пороха, участвует в отражении татарского войска. В конце многочисленных злоключений он становится отшельником, покидает мир, полный жестокости и несправедливости.

Роман Гриммельсгаузена проникнут глубоким демократизмом. Основные социально-политические проблемы ставятся и решаются с демократических позиций, с этих же позиций дается характеристика немецкого общества, его классов и сословий. О крестьянстве, простых тружениках автор говорит с глубоким уважением и сочувствием. Крестьянство — соль земли, оно кормит весь род людской и целую прорву бездельников, которые тем не менее взирают с презрением на своих кормильцев.

В уста Симплиция автор вкладывает замечательную песню, которая звучит апофеозом крестьянину:

Презрен от всех мужичий род,
Однако ж кормит весь народ.

Возделал ты, презренный хам!
Тобою жатва создана,
Которой кормится страна.
И даже царь, что богом дан,

Писатель защищает права и поруганное достоинство крестьянина. Простой человек изображается им не только жертвой социальной несправедливости, но порой и борцом против нее. одной из сцен романа показана картина расправы вооруженных крестьян с грабившими их солдатами. Автор с нескрываемым одобрением описывал суровую расправу с грабителями: они не заслужили к себе человеческого отношения.

В своих раздумьях о будущем социальном устройстве Гриммельегаузен исходил из мысли сделать жизнь справедливой для крестьян, для простых людей. Устами некоего Юпитера автор нарисовал утопическую картину счастливого будущего. Для достижения его в качестве важнейшей предпосылки предусматривается упразднение «по всей германской земле крепостной неволи со всеми пошлинами, налогами, податями, оброками и питейными сборами. . Чтобы никто не слышал никогда о барщине, караулах, контрибуциях, поборах, войнах и о каком-либо отягощении народа».

Освобождение крестьянина мыслится «сверху», но как это произойдет, остается не совсем ясно. Несомненно одно, что развиваемая Юпитером программа направлена против князей и господ. Утопия Юпитера предусматривает воссоединение Германии, установление вечного мира, искоренение религиозных распрей и тяжб. Но утопия не свободна и от элементов консервативности. Будущая Германия мыслится в ней своеобразной всемирной империей, управляющей другими народами Европы, и прежде всего германскими. Но эта националистическая тенденция, так охотно подчеркиваемая буржуазно-шовинистическими исследователями, не играет в романе существенной роли. Сам по себе примечателен тот факт, что эта утопия развивается полусумасшедшим бродягой Юпитером. Ироническое отношение к нему со стороны автора не подлежит сомнению. Как отмечает Б. И. Пуришев, «трезвый Гриммельсгаузен понимал, как далека до воплощения этих мечтаний, как в тогдашней действительности мало было предпосылок для их осуществления» 1

Для творческого метода создателя «Симплициссимуса» характерно преобладание реалистических тенденций. Они проявляются в правдивом отражении окружающего мира, национальной трагедии немецкого народа. Обнаруживают они себя и в попытке изобразить характер главного героя в развитии, начиная с детства и кончая зрелым возрастом. Впрочем, проблема показа характера в развитии в романе лишь намечена, но не доведена до конца. Образ Симплициссимуса не свободен от условности и абстрактности. Решение этой задачи будет достигнуто позднее, в XIX в., писателями критического реализма.

Своеобразной чертой творческого метода Гриммельсгаузепа является широкое использование сатиры и юмора. Автор прибегает то к бичующей сатире, когда он показывает деградацию правящих кругов, военщины, то к мягкому юмору, когда речь идет о близких ему людях из народа. Яркий пример такого юмора — описание «дворца», в котором рос Симплиций.

Демократизм Гриммельсгаузена проявляется не только в содержании, но и в форме его произведений. Ему глубоко антипатична придворная, прециозная литература с ее аристократическим духом, галантностью и вычурностью, и он неоднократно пародирует ее на страницах романа.

Писательская манера автора «Симплициссимуса» формировалась на демократических традициях немецкой литературы, на глубокой и органической связи с народным творчеством. В его книге много пословиц, поговорок и грубоватых прибауток в духе немецких шванков. Многим он обязан народным книгам о Фаусте, о шильдбюргерах, а также сказкам. Гриммельсгаузен многое взял также у сатириков эпохи Реформации (Гуттена, Мурнера), у Мошероша, явившегося зачинателем социально-обличительного романа XVII в. Ему близки и народное творчество Ганса Сакса, и гневная сатира Логау. «Симплициссимус» связан и с традициями мировой литературы — и прежде всего с жанром плутовского романа. Среди буржуазных литературоведов, склонных к недооценке новаторского, прогрессивного значения романа, существует мнение о том, что книга Гриммельсгаузена является лишь немецким вариантом плутовского романа. На самом деле «Симплициссимус» — качественно новое явление не только в немецкой, но и в мировой литературе. Он превосходит плутовские романы глубиной и значительностью в постановке важнейших социальных проблем, ярко выраженным демократизмом и художественным мастерством.

сцены, без надобности усложняет интригу. Некоторые эпизоды романа написаны, к сожалению, во вкусе чрезмерно огрубевших нравов той поры.

«Симплициссимус» был лучшим, наиболее популярным произведением Гриммельсгаузена. Из других книг, примыкающих по своему содержанию к «Симплициссимусу», следует назвать «Шпрингинсфельд» (Springinsfeld, 1670), в котором рассказана история старого друга Симплиция, бывалого солдата Шпрингинсфельд а, искалеченного жизнью. Эта книга кое в чем дополняет лучший роман Гриммельсгаузена, не достигая, однако, его идейно-художественного уровня. То же самое можно сказать и о книге, посвященной маркитантке Кураж — «Симплицию наперекор, или Обстоятельное и диковинное жизнеописание великой обманщицы и бродяги Кураж» (Trutz-Simplex oder die ausführliche und wunderseltsame Leberisbeschreibung der Ertzbetrügerin und Landstörtzerin Courasche, 1670). Героиня этого романа—маркитантка и авантюристка времен Тридцатилетней войны Кураж — одно время была любовницей Симплиция. Обиженная его непочтительным отношением к ней, Кураж решила назло Симплицию рассказать всю правду о себе, а также о том, как она отомстила своему любовнику.

Примечания.

1 Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы, с. 359.

Биография Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена

Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен – немецкий писатель – родился в 1622 году (по некоторым данным – в 1621) в Гельнхаузене (Германия) в обедневшей дворянской семье.

Предки его происходили из тюрингской деревни Гриммельсгаузен на реке Верре, а в XVI веке поселились в городе Гельнхаузен в долине Кинцигталь (ныне — в федеральной земле Гессен). В то время этот протестантский город имел статус Свободного имперского города. Дед Гриммельсгаузена, пекарь и хозяин трактира, отказался от своего дворянского титула в 1592.

О первых двадцати годах жизни Гриммельсгаузена не сохранилось никаких документов. Его отец Йоханн Кристоф умер, когда Кристоффелю было четыре или пять лет. Овдовевшая мать вскоре опять вышла замуж и уехала с мужем во Франкфурт на Майне, оставив сына в Гельнхаузене на воспитании деда. Мальчик посещал местную латинскую школу. Обучение здесь было направлено на подготовку будущих священников или же на поступление в университеты, поэтому основным предметом была латынь.

В сентябре 1634 сражения Тридцатилетней войны достигли и Гельнхаузена. Город был захвачен католиками и разграблен. Это повторилось в 1635. Многие горожане, в их числе, по-видимому, и Гриммельсгаузен, бежали в расположенную неподалеку крепость Ханау, которую удерживал генерал Якоб фон Рамсай и шведско-лютеранские войска.

В возрасте десяти лет был похищен проходившими гессенскими солдатами. Есть основания предполагать, что летом 1631 Гриммельсгаузен служил денщиком и в этом качестве участвовал в осаде Магдебурга. В 1637 входил в императорский драгунский полк в Вестфалии, но по причине слишком юного возраста солдатом еще не был. В 1639, в возрасте 17 или 18 лет, активно сражался в полку Ганса Рейнхарда фон Шауенбурга. Там он поднялся до должности писца в полковой канцелярии. Первые документальные свидетельства его жизни датируются концом 1639, когда он занял должность полкового писаря в Оффенбурге (Баден) у барона Ганса Рейнгарта фон Шауенбурга, а начиная с 1644 сохранились документы, написанные его рукой. В середине 1648 он переезжает на службу в Вассербург на Инне в Верхнем Пфальце, где служил секретарем канцелярии в полку Йоханна Буркарда фон Эльтера. Здесь же в июле 1649 завершил свою военную карьеру.

После подписания в 1648 Вестфальского мира Гриммельсгаузен возвращается в Оффенбург. Видимо, в это же время Гриммельсгаузен переходит в католическую веру и устанавливает свое дворянское происхождение. Его свадьба, состоявшаяся в Оффербурге 30 августа 1649, проходила по католическому обряду. Невеста, Катарина Геннингер, была дочерью полкового вахмистра. В брачном свидетельстве перед фамилией Гриммельсгаузен снова используется приставка «фон», указывающая на дворянский титул, от которого отказался дед Гриммельсгаузена. После свадьбы новобрачные переехали в небольшой город Гайсбах в долине Ренхталь (сегодня это часть города Оберкирха в земле Баден-Вюртемберг), где Гриммельсгаузен с 1649 по 1661 занимал должность управляющего родовым поместьем баронов Шауенбургов. Обязанности его заключались в надзоре за имением и сборе податей с крестьян, находившихся в крепостной зависимости у Шауенбургов. На эти же годы его работы управляющим приходится и перестройка замка Гайсбах, для которого использовались камни из крепости Шауенбург. Кроме того, в 1653 он приобретает пустошь Шпитальбюне, где строит два дома, чтобы обменять их на усадьбу управляющего замка, расположенную в живописном месте у подножья Шварцвальдских гор, которую превращает в небольшой трактир «У серебряной звезды» („Zum Silbernen Stern“) в предместье замка и содержал его в 1656-1658; пытался торговать лошадьми.

Читайте также  Краткая биография кейн

С 1662 по 1665 был фогтом (комендантом) близлежащего замка Улленбург, находившегося во владении Йоханнеса Кюффера мл., врача из Страсбурга (годы жизни 1614-1675), получившего замок Улленбург в залоговый лен. Там Гриммельсгаузен исполнял обязанности управляющего и эконома. Он привел замок и поместье в цветущее состояние, отремонтировал стены, построил хозяйственные службы, заложил виноградники. Но, не поладив с владельцами в 1665, возвращается в Гайсбах. Тяжёлое материальное положение заставляет Гриммельсгаузена в 1667 стать шультгейсом (старостой) в общине Ренхен на службе у страсбургского епископа эрцгерцога Вильгельма Австрийского, к земельным владениям которого относилась эта община: Гриммельсгаузен отвечал за рассмотрение местных судебных споров в нижней инстанции, за сбор налогов и соблюдение общественного порядка. Именно здесь, невзирая на множество административных дел, Гриммельсгаузен написал все основные произведения.

В 1672 началась франко-голландская война (1672-1678). В 1673 король Франции Людовик XIV при поддержке страсбургского епископа, у которого служил Гриммельсгаузен, открывает на Верхнем Рейне новое поле военных действий против императорских войск. В 1675 Ренхен тоже попал в сферу военных действий: город и окружающие его населенные пункты, проживавшие там люди несли тяжкое бремя войны. Гриммельсгаузен опять исполнял военные обязанности. Все это не только чрезвычайно осложнило жизнь Гриммельсгаузена, но и привело к тяжёлой продолжительной болезни, от которой он умер 17 августа 1676 года в Ренхене. Жена Гриммельсгаузена Катарина, родившая ему десять детей, скончалась 23 марта 1683 года.

В 1779 в Ренхене установлен памятник Гриммельсгаузену, а торжественно отмечать годовщину смерти писателя стали с 1924 года.

В 1668 увидел свет во многом автобиографический роман о Симплициссимусе (Der Abenteuerliche Simplicissimus Teutsch, d.h. die Beschreibung des Lebens eines seltsamen Vaganten, genannt Melchior Sternfels von Fuchsheim, кн. 1-5), который, несмотря на кажущуюся схожесть с плутовскими романами, скорее следовал традициям немецкого рыцарского романа и сатирической литературы XVI века. Роман описывает приключения Симплициссимуса в условиях опустошительной Тридцатилетней войны.

У Гриммельсгаузена были и другие, правда, менее значительные произведения:
«Trutz Simplex oder Lebensbescheibung der Erzbetrügerin und Landstörzerin Courasche» (около 1669),
«Schwarz und weiß oder die Satirische Pilgerin» (1666),
«Der teutsche Michel» (1670),
«Der seltsame Springinsfeld» (1670),
«Das wunderbarliche Vogelnest» (1672),
«Das Rathstübel Plutonis» (1672),
«Die verkehrte Welt « (1673),
«Deß Weltberuffenen Simplicissimi Pralerey und Gepräng mit seinem Teutschen Michel» (1673).

Гриммельсгаузен писал под псевдонимами, например Samuel Greifenson v. Hirschfeld, Seigneur Messmahl, Michael Rehulin v. Sehmstorff, German Schleifheim v. Sulsfort и др., представляющими собой анаграммы его настоящего имени.

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

Библиография:

I. На русск. яз. имеется сокращ. перев. «Симплициссимуса» — «Чудаковатый Симплициссимус, или описание жизни одного чудака по имени Мельхиор Штернфельд ф. Фуксгейм», перев. Е. Г. Гуро, изд. «ЗИФ», М., 1925 (фактически 1924). Новые сочин. Г.: в «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 1854—1862, 4 Bde; Ред. A. v. Keller, Simplicianische Schriften, 1854—1862, 4 Bde; Ред. H. Kurz; Ред. J. Gittman (1877, 2 тт.); Insel-Verlag, 2 Bde, 1905—1908; R. Buchwald, 1916; H. Borcherdt (Werke, 1922, 4 Bde).

II. Antoine J., Etude sur le Simplicissimus de Grimmelshausen, 1882; Neumann F., Ueber den Abenteuerlichen Simplicissimus und die Simplicianischen Schriften, 1888; Bledau C.-S., Simplicissimus und seine Vorganger, Berlin, 1906; Bechtold A., Grimmelshausen und seine Zeit, Heidelberg, 1914; Lochner K., Grimmelshausen, 1924; Ermatinger E., Weltdeutung in Grimmelshausens Simplicius Simplicissimus, 1925; Konnecke G., Quellen und Forschungen zur Lebensgeschichte Grimmelshausens, l Bd., 1926, 2 Bd., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН в других словарях:

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

Ганс-Яков-Христофель (фон-Grimmelshausen) — один из выдающихся нем. прозаиков XVII в. Р. около 1625 г.; всю свою молодость провел на военной службе в р. смотреть

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

Гриммельсгаузен (Ганс Яков Христофель фон Grimmelshausen) — один из выдающихся немецких прозаиков XVII в. Р. около 1625 г.; всю свою молодость провел на военной службе в разных местностях Германии. Умер в 1676 г. В истории немецкой литературы Г. занял видное место своим романом «Der abenteuerliche Simplicissimus, d. h. die Beschreibung des Lebens eines seltzamen Vaganten, genannt Melchior Sternfels von Fuchschaim», достаточно оцененным лишь в новейшее время; даже настоящее имя Г. долго было позабыто вследствие того, что Г. любил писать под разными псевдонимами (Signeur Messmahl, Michael Rechulin von Sehmsdorf, German Schleifheim von Sulsfort и др.), и роман этот чаще всего появлялся с именем Самуеля Грейфензона фон-Гиршфельда. Историко-литературное значение «Simplicissimus»‘a обусловливается тем, что это — первая удачная в Германии попытка создать роман на национальной почве. Рядом с верными, ужасающими картинами войны в нем много глубокого чувства в характеристик одичавшего после кровопролития 30-летней войны немецкого общества; самый контраст между алчущей мира душой героя и кровавыми сценами из солдатской жизни производит сильное впечатление. Из новейших изданий этого романа лучшие Келлера (1852-62), Г. Курца (в «Simplicianische Schriften», 1863-64; с литератур. примеч.), Титмана (2 изд. 1877) и Кегеля (1880). Переложения сделаны Бюловым (1836), Лаукгардом (1876) и Мейером (1876). Вокруг «Simplicissimus»‘a группируются несколько мелких соч. Г.: «Trutz Simplex oder Lebensbeschreibung d. Ertzbetrügerin und Landstörtzerin Courasche»; «Der seltzame Springinsfeld» и «Das wonderbarliche Vogelnest» (все 3 повести изд. Курцем и Титманом). Г. принадлежит также целый ряд соч. сатирического характера; некоторые из них можно назвать чисто народными произведениями. Важнейшие: «Fliegender Wandersmann nach dem Mond» (1659); «Traumgeschichte von mir und dir» (1660); «Schwarz und weiss oder die Satirische Pilgerin» (1666); «Der teutsche Michel» (1670); «Das Rathstübel Plutonis» (1672); «Die verkehrte Welt» (1673) и др. Рядом с этими оригинальными и носящими национальный характер произведениями Г. Принадлежат еще несколько романов в искусственном стиле того времени: «Des vortrefflichen Keuschen Josephs in Aegypten erbauliche Lebensbeschreibung» (1670); «Dietwalds und Amelindens anmutige Lieb und Leidsbeschreibung» (1670); «Des durchlauchtigen Prinzen Proximi und seiner ohnvergleichlichen Lympidä Liebesgeschichterzählungen» (1672).

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН Ганс Якоб Кристоффель (Hans Jacob Christoffel v. Grimmelshausen, 1625-1676) — немецкий писатель XVII в., автор популярного романа «При. смотреть

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

Ганс Якоб Кристоффель [Hans Jacob Christoffel v. Grimmelshausen, 1625—1676]— немецкий писатель XVII в., автор популярного романа «Приключения Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus, 1668). Сын крестьянина, принимал участие в 30-летней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны [1648]странствовал по Европе. В 1667 — деревенский староста. Г. — реалист; ему свойственна несколько грубоватая манера письма. В его произведениях фигурируют представители низов буржуазного класса. В романе «Симплициссимус» (к-рый по своей структуре близок к плутовским повестям) изображается жизнь Германии времен опустошительной 30-летней войны. Начавшись как борьба германских областных князей с императорской властью, стремившейся преодолеть партикуляризм, война вскоре приобрела международный характер. Она подорвала экономическую мощь Германии, явилась причиной страшного обнищания широких слоев населения. В центре произведения — история простака Симплициссимуса (см.), претерпевающего нескончаемые приключения. Симплициссимус попеременно: пастух, отшельник, шут, повар, вор, охотник, слуга, гусар, богач, актер, лекарь, мушкетер, разбойник, пилигрим, офицер, нищий, пустынник. Ставя Симплициссимуса в разные положения, сталкивая своего героя с жизнью различных слоев тогдашнего общества, Г. получает возможность изображать самые разнообразные стороны немецкой действительности: страдания горожан и крестьян, ужасы войны, одичание военщины и мн. др. Апофеозом романа является уход Симплициссимуса от жизни, столь беспокойной и превратной: он становится отшельником и вдали от людей кончает свое существование. Покой найден, но это покой необитаемого острова. В романе нашли отражение настроения мелкой буржуазии, особенно пострадавшей от 30-летней войны: бессильный ужас перед разбушевавшейся военной стихией и мечты о мирной жизни, к-рые в романе символизированы в образах уединенного острова и анахорета. Не столь значительны, как «Симплициссимус», другие произведения Г.: «Trutz Simplex oder Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche» [около 1669, «Der seltsame Springinsfeld» [1670, «Das wunderbarliche Vogelnest» [1672|, сатирические сочинения: «Schwarz und Weiss» [1666, «Der deutsche Michel» [1670, «Das Rathstubel Plutonis» [1672]и др. Иллюстрация: Титульный лист I-го изд. «Симплициссимуса» Гриммельсгаузена Г. писал под псевдонимами: Samuel Greifenson v. Hirschfeld, Seigneur Messmahl, Michael Rehulin v. Sehmstorff, German Schleifheim v. Sulsfort и др., к-рые являются (это было обычно в эпоху Барокко) анаграммами его настоящего имени. Библиография: I. На русск. яз. имеется сокращ. перев. «Симплициссимуса» — «Чудаковатый Симплициссимус, или описание жизни одного чудака по имени Мельхиор Штернфельд ф. Фуксгейм», перев. Е. Г. Гуро, изд. «ЗИФ», М., 1925 (фактически 1924). Новые сочин. Г.: в «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 1854—1862, 4 Bde; Ред. A. v. Keller, Simplicianische Schriften, 1854—1862, 4 Bde; Ред. H. Kurz; Ред. J. Gittman (1877, 2 тт.); Insel-Verlag, 2 Bde, 1905—1908; R. Buchwald, 1916; H. Borcherdt (Werke, 1922, 4 Bde). II. Antoine J., Etude sur le Simplicissimus de Grimmelshausen, 1882; Neumann F., Ueber den Abenteuerlichen Simplicissimus und die Simplicianischen Schriften, 1888; Bledau C.-S., Simplicissimus und seine Vorganger, Berlin, 1906; Bechtold A., Grimmelshausen und seine Zeit, Heidelberg, 1914; Lochner K., Grimmelshausen, 1924; Ermatinger E., Weltdeutung in Grimmelshausens Simplicius Simplicissimus, 1925; Konnecke G., Quellen und Forschungen zur Lebensgeschichte Grimmelshausens, l Bd., 1926, 2 Bd., 1928. Б. Пуришев. смотреть

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

grimmelshausen) Ганс Кристоф (1621, Гельнгаузен – 1676, Ренхен), немецкий писатель, автор романа «Симплициссимус». Создатель этого произведения, издававшегося под псевдонимами в 1660-е гг., долго был неизвестен. Понадобилось больше ста лет упорных филологических и исторических поисков, чтобы расшифроватьанаграммы его имени и получить документальные свидетельства о его жизни. Роман «Симплициссимус» изображает эпоху Тридцатилетней войны. Герой романа Симплиций Симплициссимус (т. е. простак) вырос в лесу и не знает мира. С детства он сталкивается с ужасами войны и понимает, что мир устроен не так, как учил воспитавший его отшельник. Судьба героя жестока и переменчива, он переживает бесконечное количество приключений и избегает множества опасностей. Попытавшись облагоразумить мир, в юности он становится шутом, повзрослев, попадает в солдаты, странствует по свету, в последней книге романа доходит до Московии, где совершает воинские и трудовые подвиги, варя селитру и производя порох для царя московитов, оказывается на дне морском и остается жить на необитаемом острове… Приключения продолжены в следующей книге Гриммельсгаузена: «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже» (1670). Кураже – противоположность нравственного героя первого романа, наивность и «мудрая глупость» которого обличают зло и бесчеловечность войны. Характер яркий и лишенный каких-либо нравственных устоев, Кураже дает автору возможность продолжить занимательное и разнообразное повествование в духе народных книг и показать обширную панораму современности. Продолжение фантастических и сказочных мотивов этой истории, связанной общими персонажами, дано в романах о Шпрингинсфельде и «Чудесном птичьем гнезде» (1672). «Симплициссимус» – характерное произведение эпохи барокко, однако предназначенное для читателя из народа. Обильными (иногда ложными) ссылками оно имитирует обязательную в то время ученость, в нем используются риторические приемы и утопические представления об устройстве справедливого и мирного общества, фантастические и фольклорные мотивы. Но в целом эта условная реальность создает потрясающую картину войны, рисует, по выражению исследователя и рус. переводчика романа А. А. Морозова, портрет сознания эпохи. «Симплициссимус» пользовался большой популярностью у немецких романтиков, черпавших из него сюжеты. смотреть

Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсгаузен (1621–1676) «Затейливый Симплиций Симплициссимус» (1668)

Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсгаузен

«Затейливый Симплиций Симплициссимус»

Имя создателя самого известного произведения эпохи немецкого барокко – «Derabentheuerliche Simplicius Simplicissimus» – «Затейливый Симплиций Симплициссимус» (1668) – стало известно спустя 200 лет после выхода романа в свет. Исследователи предприняли многочисленные исторические и филологические поиски, пока роман, неоднократно издававшийся под псевдонимами – чаще всего анаграммами имени, обрел своего настоящего автора – немецкого писателя Ганса Якоба Кристофа фон Гриммельсгаузена (1621–1676), последние годы жизни служившего старостой небольшого прирейнского городка Ренхен близ Страсбурга.

«Симплициссимус» – первое произведение в мировой литературе о ребенке на войне (это только часть повествования). Гриммельсгаузен знал «предмет». Его, отпрыска зажиточного бюргера, в 9 лет похитили солдаты, и он вместе с ними участвовал в Тридцатилетней войне (1618–1648) денщиком, писарем, мушкетером. Религиозные распри превратили Германию в пепелище, принеся немецкому народу неисчислимые беды. Стал перерождаться даже немецкий язык. Но и после заключения Вестфальского мира стало не легче – Германия осталась раздробленной, торжествовала реакция, и Гриммельсгаузен мог выпускать свои романы (ставшие не только классикой немецкой литературы, но и ярчайшими документами, наполненными жестокой правдой) только под псевдонимами. Автор «Симплициссимуса» широко пользовался фольклором, народными шванками, суеверными россказнями, некоторыми сюжетами из «народных книг», но, конечно же, основой сюжета стала его собственная жизнь. Роман признан шедевром эпохи т. н. «низового» барокко в литературе Германии, перенявшего образцы аристократического «галантного» романа и приспособившего его в приемах сатиры и пародии для «массового» читателя, то бишь для народа.

Читайте также  Краткая биография баум

Достоверно изображая картины войны, Гриммельсгаузен много места уделил в романе и вымыслу, которого требовала от него судьба опять же вымышленных героев. Исторических персонажей у него практически нет, а если кто и упоминается, то вскользь, общим фоном. Хроника и топография тоже весьма произвольны. «Симплициссимус» – не исторический роман, и вместе с тем он, как никакой другой, «правдиво запечатлел и заклеймил Лик войны» и дал потрясающий «портрет сознания эпохи» (А. Морозов).

Война представлена в романе на уровне ее рядовых участников – «мяса». В нем нет панорам сражений, в нем изображены вояки-ландскнехты – бродяги и авантюристы, оторванные от дома, семьи, труда, десятки лет носимые по Германии как перекати-поле. Им было все равно, с кем воевать, кого убивать и грабить. Их богом стала нажива. Помимо «регулярных» войск было множество шакальих банд мародеров, состоявших из отбросов общества и тех же ландскнехтов, на время набегов оставлявших свои части.

Гравюра из издания книги «Затейливый Симплиций Симплициссимус» 1669 г.

Одна из таких банд вошла в Богом забытую, глухую деревушку, где жил невежественный и простодушный Симплиций Симплициссимус («простак из простейших»). Мародеры разорили дом отца. Мальчуган убежал в лес, где встретил мудрого Отшельника, научившего его грамоте, молитве и терпению в жизненных невзгодах. После смерти учителя Симплициссимус попал в мир людей, порочных и злобных. Герой с ужасом наблюдал картины людского распутства и нечестивости. Высокие нравственные принципы, внушенные мальчику Отшельником, оказались в этом мире не только чужды ему, но и враждебны. В юности Симплициссимус, чтобывыжить, разыгрывал из себя шута, пытаясь образумить мир и утвердить в нем справедливость, но постепенно утратил былое простодушие и стал типичным ландскнехтом, охотником за военной добычей. Обогащаясь и продвигаясь по службе, герой незаметно для себя стал тщеславным и спесивым, типичным выскочкой из плебса. Во Франции он приобрел массу поклонников и поклонниц своими артистическими талантами и красотой, но по возвращении в Германию судьба отвернулась от него. Переболев оспой и лишившись всех денег, Симплициссимус с обезображенным лицом и такою же душой вновь ушел на войну, которая превратила его, в конце концов, в мародера. Благо, что не погибли в нем совесть и представления о добре и справедливости, зачатки наивности и понятие о чести; счастье, что он не потерял веру в жизнь. Оплакав свое утраченное простодушие, герой подался в отшельники. Но, привыкнув к насыщенной внешними событиями жизни, не смог жить в лесном уединении и стал бродить по земле. Побывав в разных обличьях и посетив многие страны и города, в том числе и Москву, совершив путешествие к центру Земли и на дно морское, погостив на шабаше ведьм и столкнувшись с призраками, Симплициссимус оказался на необитаемом острове в Индийском океане, где нашел долгожданный душевный покой, забвение от войны и алчности, мирный труд по возделыванию земли, а также возможность не спеша описать свою жизнь на пальмовых листьях, дабы вразумить неразумное человечество.

В романе много ярких эпизодов, наполненных глубоким философским смыслом. Одиниз персонажей, безумный Юпитер изложил свою «программу» преобразования Германии, согласно которой придет «немецкий герой» и «истребит всех нечестивцев, а людей благочестивых сохранит и возвысит», объединит Германию, упразднит крепостную неволю, положитконецрелигиознымраспрям, собрав все христианские религии мира в одну. Вложив этот план в уста безумца, писатель показал разрыв между мечтой и реальностью и несбыточность идеи о воцарении всеобщей гармонии. О какой гармонии могла идти речь, когда главному герою даже во сне представилась аллегорическая картина современного общества в виде дерева, корни которого состоят из работяг, из которых выжимаются все соки, а на верхушке примостились счастливчики, питающиеся за их счет. При этом нижние то и дело сбрасывают верхних, чтобы через какое-то время быть сброшенными другими выходцами из «низов».

Тему войны Гриммельсгаузен продолжил в повести «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже» (1670), в которой рассказал о случайной подружке своего героя, особе, начисто лишенной каких-либо нравственных устоев, а также в повести «Шпрингинсфельд» (1672) – о судьбе товарища Симплициссимуса во времена их молодости.

После выхода в свет «Симплициссимус» на полтора века был забыт. Романтики воскресили его, и в XIX в. роман признали шедевром. Литературоведы увидели в нем не только сатирическое произведение, но и развитие плутовского романа, признали его первым немецким реалистическимроманомвоспитания, аллегорическим и философским сочинением. В конце XIX в. вокруг романа разгорелся политический скандал. Обработав его для юношества, им стали награждать лучших учеников школ, но сторонники католицизма объявили роман «безнравственным» и потребовали его запрещения, что послужило только пиару произведения. До Первой мировой войны на Западе появился перевод романа в Англии, в 1920-егг. во Франции, Голландии, Италии, Чехии, Швеции. В 1951–1980 гг. роман перевели еще на 18 языков мира.

В России с творчеством Гриммельсгаузена познакомились в 1865 г. по вышедшей в «Заграничном вестнике» статье «Немецкий Жиль Блаз XVII века». Классическим стал перевод на русский язык А.А. Михайлова.

В 1975 г. режиссер Ф. Умгельтер снял телесериал «Затейливый Симплициссимус Кристоффеля фон Гриммельсгаузена» (ФРГ – Австрия), а в 1999 г. режиссер Т. Гримм создал фильм «Симплициссимус» (Швейцария) по одноименной оперетте И. Штрауса, написанной по роману Гриммельсгаузена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 11 Ганс Гольбейн, придворный живописец

Глава 11 Ганс Гольбейн, придворный живописец I Ганс Гольбейн в Англию попал из Базеля. Был он живописец и рисовальщик и симпатизировал идеям Реформации, но вот отозвалось это на нем не самым лучшим образом. Город Базель в своем стремлении к свержению ига папства пошел так

Верный защитник ФРича Ганс Остер

Верный защитник ФРича Ганс Остер Руководителем, если так можно выразиться, исполнительной власти оппозиции, каковым при благоприятном стечении обстоятельств мог бы стать Хаммерштейн, оказался человек, занимавший более скромный пост и имевший не столь внушительный

Приложение 32 Запись свидетельских показаний после покушения на жизнь Гитлера 20 июля 1944 года. Генерал Ганс Остер по поводу интеллектуальных воззрений офицеров

Приложение 32 Запись свидетельских показаний после покушения на жизнь Гитлера 20 июля 1944 года. Генерал Ганс Остер по поводу интеллектуальных воззрений офицеров Ганс Остер намного отчетливее, чем прочие, говорил об интеллектуальном и политическом мировоззрении старых

Барон Якоб-Теодор-Борхардт-Анна ван Геккерен де Беверваард (1791–1884)

Барон Якоб-Теодор-Борхардт-Анна ван Геккерен де Беверваард (1791–1884) Голландский посланник в Петербурге. Принадлежал к древней, но обедневшей дворянской фамилии. С 1823 г. служил при нидерландском посольстве в Петербурге, в 1826 г. был назначен посланником. Он находился в

Якоб Граф Наследственность и расовая биология

Якоб Граф Наследственность и расовая биология Арийцы – созидательная сила в истории человечестваВо 2-м тысячелетии до нашей эры арийцы (нордическая раса) овладели Индией и создали там арийскую культуру. Вместе с тем они заложили основы усиления и процветания Персидской

Ален Рене Лесаж (1668–1747) «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны» (1715–1735)

Ален Рене Лесаж (1668–1747) «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны» (1715–1735) Французский сатирик, драматург, переводчик, романист Ален Рене Лесаж (1668–1747), двадцать лет создававший свою главную книгу в четырех томах «Histoire de Gil Bias de Santillane» – «Похождения Жиль Блаза из Сантильяны»

Ромен Роллан (1866–1944) «Жан-Кристоф» (1904–1912)

Ромен Роллан (1866–1944) «Жан-Кристоф» (1904–1912) Музыкант, общественный деятель, профессор в области истории музыки в Сорбонне и Высшей Нормальной школе, романист, драматург и публицист, автор музыковедческих монографий и многотомной работы о Бетховене, серии биографий

Краткая биография гриммельсгаузен

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (Hans Jakob Christoffel von Grimmelshausen) 1621/22-1676 Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть: пространное, невымышленное и весьма приснопамятное жизнеописание некоего просто совестного, диковинного и редкостного бродяги или ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон Фуксхейм (Der Abenteuerliche Simplicissimus Teutsch. Das ist: die Beschreibung des Lebens eines seltsamen Vaganten, genannt Melchior Sternfels von Fuchshaim)Роман (1669)

Действие происходит в Европе в годы Тридцатилетней войны. Повествование ведется от лица главного героя. В одной деревне, в Шпессерте, в крестьянской семье в полном невежестве живет мальчик. Однажды на их дом нападают солдаты, которые разоряют хозяйство, отбирают деньги, насилуют женщин, пытают отца. Мальчик от страха убегает в лес и поселяется там у отшельника. Отшельник за его наивность дает ему имя Симплициус. Он обучает его чтению, письму и слову Божию. После смерти отшельника, который прежде был дворянином и офицером, Симплициус покидает их убогое жилище и попадает в крепость Ганау. Здесь мальчик становится пажом губернатора, которому местный священник открывает тайну, что Симплициус — сын его умершей сестры. Но простота и наивность вынуждают героя играть роль дурака при дворе. В конце концов Симплициуса переодевают в платье из телячьей шкуры, а на голову надевают шутовской колпак. По приказу губернатора его обучают игре на лютне. Несмотря ни на что, под дурацким колпаком юноша сохраняет свой природный ум и сообразительность. Однажды, когда он играет перед крепостью на лютне, на него нападают кроаты, и после ряда перипетий Симплициус попадает в лагерь германских солдат под Магдебургом. За его музыкальную одаренность полковник берет его к себе пажом, а в наставники назначает ему Херцбрудера. С сыном наставника, Ульрихом, Симплициус заключает дружественный союз. Наставник, угадывая под шутовским нарядом юноши здравый ум, обещает помочь ему вскоре скинуть это платье. В это время в лагере оговаривают Ульриха, обвиняя его в краже золотого кубка, ему грозит наказание. Тогда он откупается у капитана и уезжает, чтобы потом поступить на службу к шведам. Вскоре старика Херцбрудера закалывает один из лейтенантов полка. Симплициус остается опять один, при случае он меняет свое платье на женскую одежду, и так как внешность его была весьма привлекательна, то ему приходится пережить в своем новом обличье ряд щекотливых моментов. Но обман раскрывается, Симплициуса ждет пытка, так как в нем подозревают вражеского шпиона. Случай спасает героя — на лагерь нападают шведы, среди которых Ульрих Херцбрудер, он освобождает друга и отправляет вместе со своим слугой в безопасное место. Но судьба распоряжается иначе — Симплициус попадает к хозяину, который посылает его сторожить монастырь. Здесь юноша живет в свое удовольствие: ест, отдыхает, занимается верховой ездой и фехтованием, много читает. Когда хозяин Симплициуса умирает, то ему передают все добро покойного с условием, что он запишется в солдаты вместо умершего, так юноша становится бравым солдатом. Симплициус забывает постепенно наказы отшельника, он грабит, убивает, предается эпикурейству. Он получает прозвище «егерь из Зуста», и благодаря своей храбрости, военной хитрости и смекалке ему удается прославиться. Однажды Симплициус находит клад, который тут же отвозит в Кельн и оставляет на хранение богатому купцу под расписку. На обратном пути бравый солдат попадает в шведский плен, где проводит шесть месяцев, предаваясь усладам жизни, так как, признав в нем егеря из Зуста, шведский полковник дает ему полную свободу в пределах крепости. Симплициус флиртует с девицами, волочится за дочерью самого полковника, который застает его ночью в ее спальне и заставляет жениться на ней. Для обзаведения собственным домом и хозяйством Симплициус отправляется в Кельн за получением своего клада, но купец обанкротился, дело затягивается, и герой пока сопровождает двух дворянских сынков в Париж. Здесь благодаря своему искусству игры на лютне и умению петь он вызывает всеобщее восхищение. Ему предлагают выступать в Лувре в театре, и он с успехом участвует в ряде балетных и оперных постановок. Богатые дамы тайно приглашают его в свои будуары, Симплициус становится модным любовником. Наконец ему все надоедает, и так как хозяин не отпускает его, то он бежит из Парижа. По дороге Симплициус заболевает оспой. Его лицо из красивого превращается в уродливое, все изрытое оспинами, а прекрасные кудри вылезают, и теперь ему приходится носить парик, голос у него тоже пропадает. В довершение ко всему его обкрадывают. После болезни он пытается возвратиться в Германию. Близ Филипсбурга он попадает в плен к немцам и становится снова простым солдатом. Голодный, ободранный Симплициус неожиданно встречает Херцбрудера, который успел сделать военную карьеру, но не забыл старого друга. Он помогает ему освободиться. Однако Симплициус не сумел воспользоваться помощью Ульриха, он снова связывается с мародерами, затем попадает к разбойникам, среди которых встречает своего еще одного старого знакомого, Оливье. На время он присоединяется к нему и продолжает жизнь грабителя и убийцы, но после того как карательный отряд внезапно нападает на Симплициуса и Оливье и зверски убивает последнего, молодой человек решает все же вернуться к своей жене. Неожиданно он вновь встречает Херцбрудера, который тяжело болен. С ним он совершает паломничество в Швейцарию, в Эйнзидлен, здесь герой принимает католическую веру, и они вместе отправляются для излечения Ульриха сначала в Баден на воды, а затем в Вену. Херцбрудер покупает Симплициусу должность капитана. В первом же бою Херцбрудера ранят, и друзья отправляются для его излечения в Грисбах. По пути на воды Симплициус узнает о смерти своей жены и тестя, а также что сына его отныне воспитывает сестра жены. Тем временем Херцбрудер умирает от яда, которым в полку его отравили завистники. Узнав, что он снова холост, несмотря на потерю верного друга, Симплициус пускается в любовные приключения. Сначала на водах с одной симпатичной, но ветреной дамой, потом с крестьянкой, на которой женится. Вскоре оказывается, что жена его не только изменяет своему мужу, но и любит выпить. Однажды она так напивается, что у нее происходит отравление и она умирает. Прогуливаясь в окрестностях деревни, Симплициус встречает своего отца. От него герой узнает, что его родным отцом был дворянин — Штернфельс фон Фуксгейм, который потом стал отшельником. Самого же его крестили и записали в церковные книги как Мельхиора Штернфельса фон Фуксгейма. Симплициус поселяется вместе со своими приемными родителями, которые умело и рачительно ведут его крестьянское хозяйство. Узнав от местных жителей о существовании в горах загадочного бездонного Муммельзее, он отправляется к нему и там попадает с помощью волшебного камня, позволяющего дышать под водой, в царство сильфов. Познакомившись с подводным миром, его царем, он возвращается на землю с подарком, камнем переливчатого цвета, тот, оказывается, обладает удивительным свойством: где его на земле положишь, там забьет целебный источник минеральной воды. С помощью этого камня Симплициус надеется разбогатеть. Деревню, в которой живет герой, захватывают шведы, в его доме поселяется полковник, который, узнав о благородном происхождении хозяина, предлагает вновь поступить ему на военную службу, обещает ему полк и богатство. С ним Симплициус доходит до Москвы, где по приказу царя строит пороховые мельницы и изготовляет порох. Полковник его бросает, не выполнив своих обещаний. Царь же держит Симплициуса под охраной. Его отправляют по Волге в Астрахань, чтобы он и там наладил производство пороха, но по дороге он попадает в плен к татарам. Татары дарят его королю Кореи. Оттуда он попадает через Японию в Макао к португальцам. Затем турецкие пираты доставляют его в Константинополь. Здесь его продают в гребцы на галеры. Их корабль захватывают венецианцы и освобождают Симплициуса. Герой, чтобы возблагодарить Бога за свое избавление, совершает паломничество в Рим и затем наконец через Лоретто возвращается в Швейцарию, в родной Шварцвальд. Три года он странствовал по всему миру. Оглядываясь на свою прошедшую жизнь, Симплициус решает удалиться от мирских дел и стать отшельником. Он так и поступает. И вот, когда он однажды около своей хижины прилег отдохнуть, пригрезилось ему, что он попадает в ад и видит самого Люцифера. Вместе с юношами Юлием и Аваром он совершает необычное путешествие, которое заканчивается смертью обоих молодых людей. Проснувшись, Симплициус решает вновь совершить паломничество в Эйнзидлен. Оттуда он отправляется в Иерусалим, но в Египте на него нападают разбойники, берут в плен и показывают за деньги, выдавая за первобытного человека, который, дескать, был найден далеко от всякого человеческого жилья. В одном из городов европейские купцы освобождают Симплициуса и отправляют на корабле в Португалию. Внезапно на корабль налетает буря, он разбивается о камни, удается спастись только Симплициусу и корабельному плотнику. Они попадают на необитаемый остров. Здесь ведут жизнь, подобно знаменитому Робинзону. Плотник же учится делать пальмовое вино и так увлекается этим занятием, что в конце концов у него воспаляются легкие и печень, и он умирает. Похоронив товарища, Симплициус остается на острове один. Он описывает свою жизнь на пальмовых листьях. Однажды на острове делает вынужденную высадку команда голландского корабля. Симплициус передает капитану судна в подарок свою необычную книгу, а сам решает навсегда остаться на острове. Б. А. Коркмазова

Читайте также  Краткая биография аксёнов

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков.: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» , 1998. – 832 с.

3. 011 Ганс фон Гриммельсгаузен, Симплициссимус

Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсгаузен
(1621—1676)

Имя создателя самого известного произведения эпохи немецкого барокко — «Симплициссимус» (1668) стало известно спустя 200 лет после выхода романа в свет. Исследователи, предприняли многочисленные исторические и филологические поиски, пока роман, неоднократно издававшийся под псевдонимами — чаще всего анаграммами имени, обрел своего настоящего автора — немецкого писателя Ганса Якоба Кристофа фон Гриммельсгаузена (1621—1676), последние годы жизни служившего старостой небольшого прирейнского городка Ренхен близ Страсбурга.

«Затейливый Симплиций Симплициссимус»
(1668)

«Симплициссимус» — первое произведение в мировой литературе о ребенке на войне (это только часть повествования). Гриммельсгаузен знал «предмет».

Его, отпрыска зажиточного бюргера, в 9 лет похитили солдаты, и он вместе с ними участвовал в Тридцатилетней войне (1618—1648) денщиком, писарем, мушкетером.

Религиозные распри превратили Германию в пепелище, принеся немецкому народу неисчислимые беды. Стал перерождаться даже немецкий язык. Но и после заключения Вестфальского мира стало не легче — Германия осталась раздробленной, торжествовала реакция, и Гриммельсгаузен мог выпускать свои романы (ставшие не только классикой немецкой литературы, но и ярчайшими документами, наполненными жестокой правдой) лишь под псевдонимами.

Автор «Симплициссимуса» широко пользовался фольклором, народными шванками, суеверными россказнями, некоторыми сюжетами из «народных книг», но, конечно же, основой сюжета стала его собственная жизнь.

Роман признан шедевром эпохи т.н. «низового» барокко в литературе Германии, перенявшего образцы аристократического «галантного» романа и приспособившего его в приемах сатиры и пародии для «массового» читателя, то бишь для народа.

Достоверно изображая картины войны, Гриммельсгаузен много места уделил в романе и вымыслу, которого требовала от него судьба опять же вымышленных героев. Исторических персонажей у него практически нет, а если кто и упоминается, то вскользь, общим фоном. Хроника и топография тоже весьма произвольны. «Симплициссимус» — не исторический роман, и вместе с тем он, как никакой другой «правдиво запечатлел и заклеймил Лик войны» и дал потрясающий «портрет сознания эпохи» (А.А. Морозов).

Война представлена в романе на уровне ее рядовых участников — «мяса». В нем нет панорам сражений, в нем изображены вояки-ландскнехты — бродяги и авантюристы, оторванные от дома, семьи, труда, десятки лет носимые по Германии как перекати-поле. Им было все равно с кем воевать, кого убивать и грабить. Их богом стала нажива. Помимо «регулярных» войск было множество шакальих банд мародеров, состоявших из отбросов общества и тех же ландскнехтов, на время набегов оставлявших свои части.

Одна из таких банд вошла в Богом забытую, глухую деревушку, где жил невежественный и простодушный Симплиций Симплициссимус («простак из простейших»). Мародеры разорили дом отца. Мальчуган убежал в лес, где встретил мудрого Отшельника, научившего его грамоте, молитве и терпению в жизненных невзгодах.

После смерти учителя Симплициссимус попал в мир людей, порочных и злобных. Герой с ужасом наблюдал картины людского распутства и нечестивости. Высокие нравственные принципы, внушенные мальчику Отшельником, оказались в этом мире не только чужды ему, но и враждебны.

В юности Симплициссимус, чтобы выжить, разыгрывал из себя шута, пытаясь образумить мир и утвердить в нем справедливость, но постепенно утратил былое простодушие и стал типичным ландскнехтом, охотником за военной добычей. Обогащаясь и продвигаясь по службе, герой незаметно для себя стал тщеславным и спесивым, типичным выскочкой из плебса.

Во Франции он приобрел массу поклонников и поклонниц своими артистическими талантами и красотой, но по возвращении в Германию судьба отвернулась от него.

Переболев оспой и лишившись всех денег, Симплициссимус с обезображенным лицом и такою же душой вновь ушел на войну, которая превратила его, в конце концов, в мародера. Благо, не погибли в нем совесть и представления о добре и справедливости, зачатки наивности и понятие о чести; счастье, что он не потерял веру в жизнь. Оплакав свое утраченное простодушие, герой подался в отшельники. Но, привыкнув к насыщенной внешними событиями жизни, не смог жить в лесном уединении и стал бродить по земле.

Побывав в разных обличьях и посетив многие страны и города, в том числе и Москву, совершив путешествие к центру Земли и на дно морское, погостив на шабаше ведьм и столкнувшись с призраками, Симплициссимус оказался на необитаемом острове в Индийском океане, где нашел долгожданный душевный покой, забвение от войны и алчности, мирный труд по возделыванию земли, а также возможность не спеша описать свою жизнь на пальмовых листьях, дабы вразумить неразумное человечество.

В романе много ярких эпизодов, наполненных глубоким философским смыслом. Один из персонажей, безумный Юпитер изложил свою «программу» преобразования Германии, согласно которой придет «немецкий герой» и «истребит всех нечестивцев, а людей благочестивых сохранит и возвысит», объединит Германию, упразднит крепостную неволю, положит конец религиозным распрям, собрав все христианские религии мира в одну.

Вложив этот план в уста безумца, писатель показал разрыв между мечтой и реальностью и несбыточность идеи о воцарении всеобщей гармонии. О какой гармонии могла идти речь, когда главному герою даже во сне представилась аллегорическая картина современного общества в виде дерева, корни которого состоят из работяг, из которых выжимаются все соки, а на верхушке примостились счастливчики, питающиеся за их счет. При этом нижние то и дело сбрасывают верхних, чтобы через какое-то время быть сброшенными другими выходцами из «низов».

Тему войны Гриммельсгаузен продолжил в повести «Симплицию наперекор, или Пространное и диковинное жизнеописание прожженной обманщицы и побродяжки Кураже» (1670), в которой рассказал о случайной подружке своего героя, особе, начисто лишенной каких-либо нравственных устоев, а также в повести «Шпрингинсфельд» (1672) — о судьбе товарища Симплициссимуса во времена их молодости.

После выхода в свет «Симплициссимус» на полтора века был забыт. Романтики воскресили его, и в XIX в. роман признали шедевром. Литературоведы увидели в нем не только сатирическое произведение, но и развитие плутовского романа, признали его первым немецким реалистическим романом воспитания, аллегорическим и философским сочинением.

В конце XIX в. вокруг романа разгорелся политический скандал. Обработав его для юношества, им стали награждать лучших учеников школ, но сторонники католицизма объявили роман «безнравственным» и потребовали его запрещения, что послужило только пиару произведения. До Первой мировой войны на Западе появился перевод романа в Англии, в 1920-е гг. во Франции, Голландии, Италии, Чехии, Швеции. В 1951—1980 гг. роман перевели еще на 18 языков мира.

В России с творчеством Гриммельсгаузена познакомились в 1865 г. по вышедшей в «Заграничном вестнике» статье «Немецкий Жиль Блаз XVII века». Классическим стал перевод на русский язык А.А. Михайлова.

В 1975 г. режиссер Ф. Умгельтер снял телесериал «Затейливый Симплициссимус Кристоффеля фон Гриммельсгаузена» (ФРГ — Австрия), а в 1999 г. режиссер Т. Гримм создал фильм «Симплициссимус» (Швейцария) по одноименной оперетте И. Штрауса, написанной по роману Гриммельсгаузена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: