Краткая биография голсуорси

Биография Джона Голсуорси

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе – родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье.

Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904, он стал финансово независимым.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908, а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Джон Голсуорси умер 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897, стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

Сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием Саги, он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 вернула интерес к его работам.

Произведения:
От четырёх ветров, сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн, роман, 1900
Остров фарисеев, роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906, Последнее лето Форсайта, 1918; В петле, 1920; Пробуждение, 1920; Сдаётся в наём, 1921
Справедливость, пьеса, 1910
Старший сын, пьеса, 1912
Полный месяц, пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924; Идиллия, 1926; Серебряная ложка, 1926; Встречи, 1926; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждёт, 1931; Пустыня в цвету, 1932; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934.

Зарубежка / 31-32 / Голсуорси

Джон Голсуорcи

К 19 – нач 20 вв.

английский писатель и драматург

Автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе. Основатель «Pen клуба». Международная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов различных литературных жанров.

Родился в очень богатой семье. Учился в привилегированной школе, затем в Оксфордском университете. Затем отправился за границу, в кругосветное путешествие. Встретил Джозефа Конрада. Они стали близкими друзьями. В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси.

Решил, что станет писателем.

Первой книгой стал сборник коротких рассказов «От четырех ветров»

но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона», в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя.

Среди ранних произведений Джона выделяется роман «Остров фарисеев». Открывает цикл романов Г. об аристократии. В романе поднималась одна из главных тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Положил начало большой серии социально-бытовых романов, в которых обрисовал различные сферы жизни англ. общества, всюду подмечая классовые и сословные противоречия. В метафоре острова автор обличает всю Англию с её лицемерными политиками, церковниками, учеными и деятелями искусств. У буржуа собственность была стимулом к активности, у аристократии — она стимул к консервированию. Кастовая замкнутость, нетерпимость, лицемерие, духовная ограниченность, оторванность от реальной общественной жизни — таковы основные черты аристократии в романах Голсуорси.

Таковы романы «Усадьба», в к-ром дан сатирич. образ крупного земельного собственника, «Братство»— выразит. картина социального неравенства.

Роман «Вилла Рубейн», книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество. В романе «Вилла Рубейн» (1900) впервые затронута важная для Голсуорси тема — противопоставление искусства, в котором писатель видел животворную, преобразующую силу, дух свободы, нравам общества, чуждого свободной творческой мысли, живущего по омертвелым традициям.

Теме двух полюсов социальной жизни посвящен сборник рассказов Голсуорси «Комментарий». Мир горя и нищеты противопоставлен миру сытых и самодовольных. Автор рисует беспросветно тяжелый труд людей, объятых вечным страхом потерять работу, и отчаяние тех, кто ее уже потерял («Комментарий», «Страх», «Пропащий человек»), трагедию стариков, которые, проработав всю жизнь, находятся на грани голодной смерти («Старость»).

В подтексте рассказов сборника заключена мысль автора, что спасти положение могут реформы, но он видит препятствия к осуществлению своих скромных надежд и дает портреты тех, кто хочет, чтобы существующий порядок был незыблем.

Но уже в 1909 году ставится пьеса Голсуорси «Борьба», рисующая организованные действия бастующих рабочих (подобная пьеса, вероятно, впервые была поставлена английским театром!) рост стачечного движения. Голсуорси увидел основной для своего времени конфликт между трудом и капиталом и почувствовал весь драматизм его.

Драматургия: в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер.

Против искусственности пьес, хотел показать реальную жизнь

Пьеса «Борьба» непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным.

дебютная пьеса «Серебряная коробка» принесла успех Голсуорси как драматургу. В его пьесах рассматривалась проблематика неравенства в обществе и несправедливость в отношение к беднякам. На сцене — сама жизнь с теми ее проблемами, которые встали в Англии в первые годы XX века: тяжелый экономический кризис, массовая безработица. В пьесе «Серебряная коробочка» говорилось, что существует один закон, как для богатых, так и для бедных, а в пьесе «Справедливость» писатель выступал за судебную реформу.

Задачей писателя он называет «стремление к правде». изображать подлинную жизнь. изображать «вещи как они есть», за право ставить в романе острые социальные проблемы своего времени.

Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре, финансировал благотворительность

В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы.

Ивану Тургеневу Джон Голсуорси обязан и своим интересом к русскому и — шире —

славянскому миру. С удивительным пониманием иной национальной психологии

английский писатель изобразил русскую дворянскую семью Ростаковых в новелле

Опоэтизированная тема любви — ведущий мотив всего творчества Джона Голсуорси.

отражение реальной любовной истории писателя. той, без чьей

поддержки, сочувствия и критики я не смог бы стать даже таким писателем, каким я

Читайте также  Краткая биография майринк

Высоко ценил творчество Толстого, Тургенева, Дикенсон, Теккерей

Г. выступал и как публицист, выражая гуманистич. взгляды, и как критик со статьями, в к-рых защищал и развивал принципы реализма

Основной образ пятнадцати романов Г. — это собственник. Накопление и сохранение частной собственности определяет отношение его героя к действительности, составляет цель и оправдание его существования. Персонажи Г. представляют два класса: буржуазию и аристократию. Буржуазии посвящено монументальнейшее творение Г. — цикл о Форсайтах

В предисловии к «Саге» Г. указывает, что термин «сага» он употребляет в ироническом смысле, ибо в жизни Форсайтов ничего героического не было

Все устремления большинства Форсайтов в конце концов неизбежно приводят к тому, что человек-собственник становится человеком собственности, рабом вещей.

Его отношение к действительности, к окружающим — чисто приобретательское.

Форсайты крепко связаны друг с другом, когда их общие интересы затрагиваются, и, наоборот, разъединены, когда их индивидуальные интересы приходят в столкновение с подобными же интересами других Форсайтов.

Стало делом всей его жизни. Писал более 30 лет. Сериал

Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия»

Забота о преумножении собственности и об общественном престиже делает безликим, уродует людей.

Сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, — эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не пришло по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» — оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения.

Критика бурж. семейных отношений перерастает здесь в обличение всего собственнич. мира.

Романы, новеллы и драмы Г. содержат всеобъемлющую картину жизни англ. бурж. общества конца 19 и 1-й трети 20 вв. Реалистич. мастерство писателя особенно проявилось в изображении типич. представителей англ. буржуазии, воспитанных в духе «викторианской респектабельности».

Писатель строит повествование динамично, раскрывая в процессе развития сюжета — всегда драматически насыщенного — как социальную среду, так и внутр. мир героев. Мастер Соц.-психологич романа

История одной бурж. семьи под пером Г. перерастает в обобщенную картину судеб целого класса.

Сомс воплощает все типич. пороки собственнич. Психологии

Форсайтизм не ограничивается рамками одной семьи, что Форсайтов множество. форсайтизма как характерного явления английской действительности и образным выражением его сущности. Деньги для них все. Даже на любви к детям, входящей, казалось бы, в сферу чисто человеческих отношений, лежит печать собственнического эгоизма. В основе такой любви — отношение собственника к наследникам своего имущества. Критерий денежной оценки играет роль и в отношениях между братьями; здесь он связан с законом конкуренции, которая царит внутри форсайтского клана, как и в буржуазном обществе в целом. Каждый из шести братьев Форсайтов опасается, что кто-то из пяти остальных «стоит» больше, чем он сам. Сатира.

Важную роль в раскрытии форсайтизма играют речевые характеристики Форсайтов. Их разговоры, вращающиеся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей, сопровождаются неизменными возгласами: «У Джобсона за это дадут хорошую цену!», «У Джобсона такие вещи давно не идут!»; ехидными замечаниями, которыми каждый из них отмечает покупки и продажи другого: «Переплатил!», «Продешевил!»

Основная мысль Голсуорси — собственническая философия противоречит всему истинно человеческому — становится особенно ясной, когда он рисует мир природы. Движение и яркость красок отличают ее от мертвенности застывшего существования Форсайтов.

искусством, которое в его глазах является великой моральной силой, призванной изменить собственнический мир,(всего творчества)

Его цель — показать, как воздействует на духовный облик героев романа их привилегированное положение, привычка повелевать, как это ведет к стандартизации, бесплодной сухости их внутреннего мира.

ненависть к бессмысленной жестокости войны, влекущей за собой неисчислимые страдания и жертвы, ненависть. Произведения

Биография

Английский прозаик, драматург и поэт, Нобелевская премия по литературе, 1932 г.

Английский прозаик, драматург и поэт Джон Голсуорси родился в городке Куме, графстве Суррей, в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, богатого юриста, директора Лондонской компании, и Бланш (Бартлит) Голсуорси, он получил образование в Харроу и Оксфордском университете.

Став в 1890 г. адвокатом, он так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Во время кругосветного путешествия, которое будущий писатель предпринял для углубления знаний в морском праве, Г. встретил Джозефа Конрада, с которым подружился на всю жизнь.

В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Г. начался роман, молодой человек решает стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»). Первый роман писателя «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Г. в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» («The Island of Pharisees», 1904), первый роман, который Г. выпустил под своим настоящим именем.

После смерти отца (1904) Г. обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Г. на роман «Собственник» («The Man of Property»), который был закончен в 1906 г. и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший Г. репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. По словам Дадли Баркера, Г. утверждал, что «на этих страницах он высек крупную буржуазию». «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах» («The Forsyte Saga»). К Форсайтам Г. не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако за это время выпустил «Усадьбу» («The Country House», 1907) – роман о мелкопоместном дворянстве, «Братство» («The Fraternity», 1909) – об интеллигенции, и «Патриций» («The Patrician», 1911) – об аристократии.

В результате постановки первой законченной пьесы Г. «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», 1906) писатель получил признание и как драматург. Самыми удачными пьесами, написанными Г. до первой мировой войны, кроме «Серебряной шкатулки», были «Борьба» («Strife», 1909) и «Справедливость» («Justice», 1910). Все три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя же («Справедливость») осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, что эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Г. тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) – международной писательской организации, которую Г. основал в октябре 1921 г.

В 1917 г. Г. отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник из новелл, озаглавленный «Пять историй» («Five Tales»); в одной из новелл – «Последнее лето Форсайта» («The Indian Summer of a Forsyte») – Г. вновь возвращается к семье Форсайтов. «В петле» («In Chancery»), второй том «Саги о Форсайтах», появился в 1920 г., а «Сдается внаем» («To Let»), последняя часть трилогии, – в 1921 г. Однотомник «Саги о Форсайтах», вышедший в 1922 г., имел колоссальный успех, благодаря которому Г. стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Г. создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную «Современная комедия» («A Modern Comedy»), писатель закончил в 1928 г.; «Современная комедия» была издана посмертно в одном томе в 1929 г. Последняя трилогия Г., посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы» («End of the Chapter»).

Лучшие дня

Справедливый правитель или диктатор?
Посетило:8812
Владимир Вдовиченков: Король криминального жанра
Посетило:1855
Стас Пьеха: Человек-талант
Посетило:1818

В 1929 г. Г. был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»». «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, – сказал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг, – и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. «Сага о Форсайтах» – заметное явление в английской литературе». Эстерлинг поздравил Г. с тем, что ему удалось разглядеть за судьбами отдельных персонажей «исторический фон», «трансформацию и распад викторианской эпохи вплоть до наших дней». Эстерлинг сравнил мастерство Г.-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, «синоним жизнелюбия и человечности». Г. был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался.

После смерти Г. его слава пошла на убыль. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г. Лоуренс и Вирджиния Вулф. Обвиняя Г. и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: «Чтобы их романы закончились, герою нужно что-то сделать – вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, выписать чек». На страницах «Спектейтора» («Spectator») в 1963 г. английский критик Бернард Бергонци заметил, что, «нарушив светские условности, Г. стал писателем, но стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тут же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания. Г. продолжал оставаться великолепным рассказчиком. Но как только он перестал быть сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень». Английский прозаик Энтони Бёрджесс в своей статье в «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» («New York Times Magazine») (1969) также отмечал, что Г. умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а не сердцем. «Он оказал влияние на таких гигантов, как Томас Манн, его читали во Франции и боготворили в России, – писал Бёрджесс, – однако у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали». Для Бёрджесса Г. остается одним из многих английских писателей своего поколения, который «меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется». Хотя моральные ценности и литературное мастерство Г. могут показаться старомодными в эпоху, когда доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он «останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи», – утверждает американский критик Эрл Э. Стивенс.

При жизни Г. удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.

Джон Голсуорси

Джон Голсуорси

Английский прозаик, драматург и поэт Джон Голсуорси родился в городке Куме, графстве Суррей, в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, богатого юриста, директора Лондонской компании, и Бланш (Бартлит) Голсуорси, он получил образование в Харроу и Оксфордском университете. Став в 1890 г. адвокатом, он так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Во время кругосветного путешествия, которое будущий писатель предпринял для углубления знаний в морском праве, Г. встретил Джозефа Конрада, с которым подружился на всю жизнь.

В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Г. начался роман, молодой человек решает стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»). Первый роман писателя «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Г. в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» («The Island of Pharisees», 1904), первый роман, который Г. выпустил под своим настоящим именем.

После смерти отца (1904) Г. обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Г. на роман «Собственник» («The Man of Property»), который был закончен в 1906 г. и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший Г. репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. По словам Дадли Баркера, Г. утверждал, что «на этих страницах он высек крупную буржуазию». «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах» («The Forsyte Saga»). К Форсайтам Г. не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако за это время выпустил «Усадьбу» («The Country House», 1907) – роман о мелкопоместном дворянстве, «Братство» («The Fraternity», 1909) – об интеллигенции, и «Патриций» («The Patrician», 1911) – об аристократии.

В результате постановки первой законченной пьесы Г. «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», 1906) писатель получил признание и как драматург. Самыми удачными пьесами, написанными Г. до первой мировой войны, кроме «Серебряной шкатулки», были «Борьба» («Strife», 1909) и «Справедливость» («Justice», 1910). Все три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя же («Справедливость») осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, что эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Г. тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) – международной писательской организации, которую Г. основал в октябре 1921 г.

В 1917 г. Г. отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник из новелл, озаглавленный «Пять историй» («Five Tales»); в одной из новелл – «Последнее лето Форсайта» («The Indian Summer of a Forsyte») – Г. вновь возвращается к семье Форсайтов. «В петле» («In Chancery»), второй том «Саги о Форсайтах», появился в 1920 г., а «Сдается внаем» («To Let»), последняя часть трилогии, – в 1921 г. Однотомник «Саги о Форсайтах», вышедший в 1922 г., имел колоссальный успех, благодаря которому Г. стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Г. создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную «Современная комедия» («A Modern Comedy»), писатель закончил в 1928 г.; «Современная комедия» была издана посмертно в одном томе в 1929 г. Последняя трилогия Г., посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы» («End of the Chapter»).

В 1929 г. Г. был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»». «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, – сказал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг, – и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. «Сага о Форсайтах» – заметное явление в английской литературе». Эстерлинг поздравил Г. с тем, что ему удалось разглядеть за судьбами отдельных персонажей «исторический фон», «трансформацию и распад викторианской эпохи вплоть до наших дней». Эстерлинг сравнил мастерство Г.-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, «синоним жизнелюбия и человечности». Г. был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался.

После смерти Г. его слава пошла на убыль. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г. Лоуренс и Вирджиния Вулф. Обвиняя Г. и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: «Чтобы их романы закончились, герою нужно что-то сделать – вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, выписать чек». На страницах «Спектейтора» («Spectator») в 1963 г. английский критик Бернард Бергонци заметил, что, «нарушив светские условности, Г. стал писателем, но стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тут же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания. Г. продолжал оставаться великолепным рассказчиком. Но как только он перестал быть сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень». Английский прозаик Энтони Бёрджесс в своей статье в «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» («New York Times Magazine») (1969) также отмечал, что Г. умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а не сердцем. «Он оказал влияние на таких гигантов, как Томас Манн, его читали во Франции и боготворили в России, – писал Бёрджесс, – однако у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали». Для Бёрджесса Г. остается одним из многих английских писателей своего поколения, который «меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется». Хотя моральные ценности и литературное мастерство Г. могут показаться старомодными в эпоху, когда доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он «останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи», – утверждает американский критик Эрл Э. Стивенс.

При жизни Г. удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.

Кэтрин Дюпре — Джон Голсуорси

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Кэтрин Дюпре — Джон Голсуорси краткое содержание

Книга Кэтрин Дюпре – новая биография выдающегося английского писателя Джона Голсуорси (1867 – 1933), вошедшего в историю мировой литературы прежде всего как автор «Саги о Форсайтах». Дюпре подробно освещает жизненный путь Голсуорси и анализирует его творческие искания.

Джон Голсуорси — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В 1867 году маленькая трехлетняя девочка с помощью миниатюрного серебряного мастерка заложила первый камень в фундамент поместья в Кумбе (Куме) вблизи Суррея. Ее отец надеялся, что это событие, обставленное с поистине королевской пышностью, ознаменует собой основание новой «династии». Звали девочку Лилиан Голсуорси, она была первым ребенком лондонского поверенного Джона Голсуорси. Голсуорси был уже немолод: лишь на пятом десятке, прочно встав на ноги, он взял себе в жены Бланш Бартлет, которая была моложе его на двадцать лет. Супруги наблюдали за тем, с какой важностью очаровательная малышка принимает участие в церемонии закладки их первого загородного дома, и будущее рисовалось им в радужных красках. К тому же Бланш ждала второго ребенка. Спустя некоторое время родился сын – будущий писатель Джон Голсуорси.

«В семье нас было четверо детей, – писал Голсуорси в небольшой автобиографической статье. – Бланш Лилиан (Лили), родившаяся 1 сентября 1864 года, я, родившийся 14 августа 1867 года (во время грозы – у меня до сих пор хранится ручка, вырезанная нашим дворецким из ветки дуба в Ричмонд-парке, сгоревшего тогда от удара молнии), Хьюберт, родившийся 18 февраля 1869 года, и Мейбл Эдит, родившаяся 7 октября 1871 года». Эта гроза упомянута не случайно, она, похоже, была единственным событием в детстве Джона, которое не было запланировано заранее, и произошло стихийно, в чем можно усмотреть некую символику.

Отец Голсуорси, изображенный позднее в образе старого Джолиона из «Саги о Форсайтах», всегда играл важную роль в жизни своих детей. Он был замечательным человеком. С детьми его разделяла огромная разница в возрасте: женившись в сорок пять лет, он был глубоким стариком к тому времени, когда дети выросли, таким он и изображен на большинстве своих портретов. Тем не менее ему удалось увидеть своих внуков: в 1904 году, когда он умер, Рудольфу Саутеру, сыну Лилиан, было уже девять лет.

Джон Голсуорси-старший – выходец из семьи девонширских «йоменов» – небогатых фермеров. Генеалогическую линию семьи можно проследить, начиная с Эдмунда Голсуорси, умершего в 1598 году в Плимстоке. С той поры в окрестностях Плимстока и Уэмбери жило по меньшей мере шесть поколений Голсуорси. И только Джон Голсуорси, дед писателя, первым покинул Плимсток и в 1833 году обосновался в Лондоне. Как и Форсайты, он стал энергично и с размахом вкладывать деньги в строительство в период, когда Лондон начал быстро разрастаться, и таким образом ему удалось оставить своему сыну – отцу Джона Голсуорси – приличное состояние.

Джон Голсуорси-второй был уже настоящим городским жителем, более того, его семья стала быстро подниматься по социальной лестнице. У него была прекрасная специальность – он возглавлял юридическую контору, имевшую в городе несколько филиалов. Женитьба в 1862 году на Бланш Бейли Бартлет – двадцатипятилетней девушке из семьи с хорошими связями – еще более упрочила его положение в обществе. Бланш была дочерью Чарлза Бартлета, мирового судьи, человека весьма уважаемого в Вустершире. Постоянно проживая в Реддиче, семья Бартлетов вот уже несколько поколений занимала главенствующее положение в округе. Бартлеты основали в Реддиче фабрику по производству швейных игл, что содействовало не только их семейному обогащению, но и процветанию городка. Второй женой Чарльза Бартлета была Френсис Лавиния Бейли, и хотя она умерла, когда Голсуорси было всего десять лет, он вспоминал бабушку как «восхитительную, но несколько раздражавшую окружающих даму, весьма привередливую в ее аристократических замашках». Часть отрицательных черт своего характера Фрэнсис Лавиния передала дочери. Бланш никогда не забывала, что вышла замуж за человека, занимающего значительно более низкое, чем она сама, положение в обществе, и что род Голсуорси – ничто по сравнению с ее собственным. Поэтому ей так и не удалось оценить неукротимую силу, решительность и трезвый ум этих новоиспеченных богачей Голсуорси – качества, которых столь явно недоставало ее собственной родне.

Для нее, вероятно, было мучительным разочарованием осознавать, что ее дети, и в особенности дочери, гораздо больше похожи на отца, чем на нее. Их же постоянно раздражала мелочность матери, в то время как к отцу они питали чувство безграничной любви и восхищения. «Отцовское влияние на меня было с самого начала превалирующим и определило всю мою дальнейшую жизнь. – писал Джон Голсуорси в автобиографических заметках, посвященных его родителям. – Я так преданно и глубоко любил его, что не мог относиться к матери со всей любовью, которая ей должна была принадлежать по праву. »

К моменту женитьбы Джон Голсуорси-старший занял прочное положение, делал хорошую карьеру, к тому же имел довольно значительное состояние; поэтому его целью было сразу же обеспечить молодой жене и детям, которых они надеялись иметь, соответствующий жизненный уровень. Возможно, именно принадлежность к вышедшему из деревни роду порождала стремление Джона Голсуорси к тому, чтобы его дети проводили за городом столько времени, сколько будет позволять его собственная работа. Во всяком случае, вскоре после рождения Лилиан супруги Голсуорси вместе с маленькой дочерью переехали в Паркфилд, Кингстон-Хилл, считавшийся тогда пригородом. Место это было очень живописным, разрастающийся Лондон еще не успел поглотить окружающие деревушки, и Паркфилд окружали просторные поля и леса. Это был типичный буржуазный дом в викторианском стиле – длинное низкое строение с множеством полукруглых окон, расположенное посреди большого сада. Джон Голсуорси полагал, что, будучи достаточно богатым, он может построить себе дом по собственному вкусу и там, где сам захочет, поэтому, найдя в окрестностях Кингстона подходящее место, он купил большой участок земли возле деревни Мэдлен, названный Кумб. Приобретя эти земли, находившиеся к тому же недалеко от Лондона, он сразу же приступил к строительству.

С точки зрения современного человека, первый дом, который он построил в Кумбе – Кумб-Уоррен, – был гораздо менее привлекательным, чем Паркфилд. Можно себе представить, каким темным и неудобным было это высокое и неуклюжее здание из красного кирпича, своими узкими стрельчатыми окнами и даже маленькой башенкой напоминавшее Сент-Панкрас-Стейшн[1] – этот великолепный образец чудовищного смешения викторианского и готического стилей. Конечно, то, что ходить по дому было неудобно и утомительно, не смущало чету Голсуорси, так как они содержали целый штат прислуги. Этот огромный претенциозный дом позднее был переименован в Кумб-Корт и перешел во владение маркиза Рипона. Кумб-Уоррен легко узнать в Робин-Хилле, построенном Сомсом Форсайтом, героем «Собственника» Голсуорси, чтобы удовлетворить тщеславие и продемонстрировать свои богатства.

Легенда британской литературы: 10 фактов о Джоне Голсуорси

Он получил мировое признание, но отдал свою Нобелевскую премию и отказался от рыцарского звания. Джон Голсуорси — классик британской и мировой литературы, произведения которого повлияли даже на Уинстона Черчилля. По случаю дня рождения писателя портал «ЗаграNица» собрал для вас самые интересные факты из жизни и цитаты писателя.

Джон Голсуорси — выходец из богатой семьи: его отец был директором нескольких компаний, а мать — дочерью владельца заводов. Образование Голсуорси получил в привилегированной школе Хэрроу и Оксфордском университете.

Нет ничего более трагичного в жизни, чем абсолютная невозможность изменить то, что вы уже сделали.

Первая книга — сборник рассказов «От четырех ветров», последующие романы — «Джослин» и «Вилла Рубейн», а также новелла «Спасение Форсайта» вышли под псевдонимом Голсуорси — Джон Синджон.

Фото: sq.wikipedia.org Фото: en.wikipedia.org Фото: biography.com 3

На протяжении десяти лет у писателя был тайный роман с женой его двоюродного брата — Адой. Считается, что именно она убедила Голсуорси попробовать себя в литературной деятельности. Когда после смерти отца Голсуорси стал финансово независимым, Ада развелась с супругом и вышла замуж за Джона Голсуорси.

Смотреть сверху вниз — явный признак того, что ты ниже других.

Ада стала прототипом героини наиболее острого романа эпопеи о Форсайтах — «Собственник». Отношения между героями Сомсом и Ирен Форсайт были построены на реальной истории брака Ады и Артура Голсуорси.

Кадр из фильма «21 день вместе», снятого по одноименному роману Голсуорси с Вивьен Ли в главной роли. Фото: theredlist.com 5

«Сага о Форсайтах» — культовая серия произведений, повествующая о судьбе членов буржуазной семьи. Эпопея стала вершиной творчества Голсуорси, за которую он в 1932 году получил Нобелевскую премию в области литературы.

Кадр из мини-сериала «Сага о Форсайтах», снятого в 2002 году. Фото: nytimes.com 6

Полученную Нобелевскую премию Голсуорси распорядился передать ПЕН-клубу — международной организации объединения писателей, поэтов и журналистов, которую он основал в 1921 году в Лондоне.

Как глубоко можно любить — и как бесследно это проходит!

Джон Голсуорси получил признание не только как прозаик, но и как драматург. Несмотря на то, что писатель был состоятельным англичанином, в своих пьесах он поднимал проблему неравенства в обществе и несправедливого отношения к бедным. Одна из пьес — «Справедливость», которая осуждала одиночное заключение, — оказала серьезное влияние на программу тюремных реформ Уинстона Черчилля.

Кадр из фильма Альфреда Хичкока «Нечестная игра», снятого по пьесе Голсуорси . Фото: creativecriticism.net 8

Голсуорси отказался от рыцарского звания, поскольку был убежден, что писатели и реформаторы не должны получать награды.

Твоя бабка тратила на свои платья одну пятую того, что ты тратишь. Теперь вы ходите полуголые, а стоит это дорого.

Когда Голсуорси было 44 когда, в его жизни снова случились любовные перипетии: он познакомился с 19-летней танцовщицей Маргарет Моррис, которая играла в одной из его пьес. О вспыхнувших между ними чувствах скоро узнала Ада Голсуорси, и влюбленным пришлось прекратить общение — писатель боялся причинить боль супруге. Свою любовь к Маргарет Голсуорси описал в романе «Темный цветок», где главный герой, будучи женатым, увлекается молодой девушкой.

Писатель скончался в Лондоне, его прах был развеян из самолета над холмами Саут-Даунс в Южной Англии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: