Краткая биография колетт - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография колетт

Краткая биография французской писательницы Сидони Колетт

Краткая биография колетт

Краткая биография Сидони Колетт

Французская писательница, одна из звезд Прекрасной эпохи.

Сидони Габриель Колетт – дочь офицера, родилась 28 января 1873 г. в Бургундии, славной своим солнцем и винами; там и прожила до двадцати лет.

В 1893 г. вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье Вильяра, известного под псевдонимом Вилли. В двадцать лет самым примечательным в Сидони Колетт считалась ее коса длиной 158 сантиметров. Маленькой нимфой бургундских лесов – вот кем показалась она элегантному парижскому беллетристу.

Вскоре столичный щеголь повел 20 летнюю влюбленную к алтарю.

Жену он стал называть Колетт, превратив ее фамилию в имя, распространенное среди француженок.

Парижская жизнь показалась ей счастливым сновидением. Колетт гордилась талантами мужа. Он ввел ее в литературные и артистические круги Парижа. Но вскоре она на узнала, что на него работает целая команда литературных «негров», которым он платит жалкие гроши. Анри оказался скупым и мелочным. Вечно сидящая в одиночестве Колетт донашивала скромные бургундские платья.

Ей неожиданно стало известно, что муж изменяет ей направо и налево.

Примчавшаяся в Париж мать нашла Колетт на грани безумия. Несколько месяцев она провела в лечебнице. Но молодость и деревенская закалка спасли Колетт. Самым же печальным было то, что она продолжала любить мужа, находила объяснения его поступкам. Он был прощен и сопровождал быстро выздоравливавшую жену в поездке к морю.

Здесь, бродя с нею по побережью, Анри с его чутким писательским слухом уловил живую прелесть языка, которым та рассказывала ему о своем детстве. По приезде в Париж он попросил Колетт записать все, что она ему рассказала.

В 1900 г. вышла первая, быстро раскупленная книга Колетт, получившая название «Клодина в школе».

Этот и последующие три романа вышли под псевдонимом мужа, что мало трогало ее. По собственным ее словам, она писала «прилежно и равнодушно» только для того, чтобы, предъявив пачку исписанных листков, выйти на свободу из комнаты, куда ее запирал супруг.

Колетт начала приносить своим трудом прекрасный доход, позволивший Анри купить загородный дом, а главное – не скупиться в расходах на прекрасных дам.

Под собственным именем псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904 г.

Отдаляясь от мужа, она с 1906 г. стала выступать в мюзик холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и других. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами и мужчинами.

В 1907 г. ее откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» на сцене Мулен Руж наделал в Париже много шума и вызвал вмешательство префекта полиции.

В 1912 г. Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь, завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем.

В 1923 г. развелась и с этим мужем.

В 1935 г. вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу).

На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, написала дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946 г.).

Ее книги автобиографичны.

Романы «Ранние всходы», «Рождение дня», «Закуток» отличают простота и изящество, в них нет тяжеловесных фраз, пафосных высказываний. Используя простые слова, она умеет сказать сильно и глубоко. Этот ее редчайший дар отмечал старейшина французской литературы Ролан Доржалес: «К счастью для читателя, Колетт рано поняла, что высшая изысканность в простоте».

После войны писательница поселилась в Пале Рояле. В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать плот».

Послевоенные годы – время национального признания Колетт.

В 1948–1950 гг. вышло собрание ее сочинений в 15 томах. В целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии, в 1949 г. стала ее президентом.

В 1953 г. она стала Кавалером Ордена Почетного легиона.

Колетт умерла 3 августа 1954 г. в Париже.

Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей). Ее останки покоятся на кладбище Пер Лашез.

В Париже есть площадь, названная ее именем.

Колетт в настоящее время считается классиком французской литературы. Многие ее романы были экранизированы. Пьеса по роману «Жижи» (1951 г., в заглавной роли – Одри Хепберн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный одноименный мюзикл, который в 1958 г. получил девять Оскаров.

Над очередной экранизацией ее романа «Шери» с Мишель Пфайффер в главной роли работал режиссер Стивен Фрирз.

О Колетт снято несколько фильмов: в 1950 г. документальный фильм режиссера Янника Беллона, в 1991 г. игровой фильм режиссера Денни Хьюстона (роль Колетт исполнила Матильда Мей), в 2003 г. телевизионный фильм режиссера Надин Трентиньян (в роли Колетт – Мари Трентиньян, во время съемок актриса погибла).

«Не принадлежав ни одной из литературных школ, сбежав от них, как сбегают из школы ребята, она всем этим школам утерла нос», – писал о Сидони Колетт Жан Кокто.

Колетт

Колетт (фр. Sidonie Gabrielle Colette , 28 января 1873, Сен-Совёр-ан-Пюизе, Йонна — 3 августа 1954, Париж) — французская писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи.

Содержание

Биография

Дочь офицера, родилась и выросла в Бургундии. В 1893 вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара (англ.) русск. (1859—1931), известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине (фр.) русск. , которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом. Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, она с 1906 стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них — Габриэле д’Аннунцио, известный боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции.

В 1912 Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 развелась и с этим мужем.

Во время Первой мировой войны деятельно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Дружила с супругой Альберта I, королевой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка опубликована в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи.

В 1935 вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-х. В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот».

Читайте также  Краткая биография гончаров

Слава писательницы к тому времени была уже очень велика. После её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Признание и значение

Послевоенные годы — время национального признания Колетт. В 1948—1950 вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 стала её президентом. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именем.

Колетт в настоящее время — классик французской словесности. Однако она — не только крупная, по нынешний день популярная писательница, но и яркая символическая фигура женщины новейшего времени. Не зря Юлия Кристева посвятила ей один из трёх томов монографии о выдающихся женщинах XX века.

Колетт и кино

Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Среди режиссёров, обращавшихся к её книгам, — Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л’Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуард Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролина Юппер. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли — Одри Хепберн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый мюзикл с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Очередную экранизацию её романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом создал Стивен Фрирз (2009).

О Колетт сняты фильмы Янник Беллон (1950, документальный), Денни Хьюстона (1991, игровой, в роли Колетт — Матильда Мей, в роли Вилли — Клаус Мария Брандауэр), Надин Трентиньян (2003, телевизионный, в роли Колетт — Мари Трентиньян, по ходу съёмок она погибла).

Литература

Публикации на русском языке

  • Клодина в Париже. Клодина в школе М.: Книгоиздательство «Основа», 1908
  • [Рассказы]// Французская новелла XX века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.210-220
  • Странница. Ранние всходы. Рождение дня. Закуток: Романы. М.: Художественная литература, 1987
  • Избранное. М.: Художественная литература, 1992
  • Изнанка мюзик-холла: Избранные произведения. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1993
  • Чистое и порочное: Романы, повести, эссе. М.: АСТ; Орлов и сын, 1994
  • Ангел мой: Романы. М.: АСТ; Орлов и сын, 1994
  • Ангел мой. Рождение дня. Вторая. Дуэт: Романы. М.: Терра—Книжный Клуб, 2004
  • Собрание сочинений в 7-ми томах. М.: Терра, 2008

Биографическая и критическая литература

  • Bonmariage S. Willy, Colette et moi. Paris: C. Frémanger, 1954 (переизд. 2004)
  • Goudeket M. Près de Colette. Paris: Flammarion, 1956 (переизд. 1966)
  • Marks E. Colette. New Brunswick: Rutgers UP, 1960
  • Crosland M. Colette—the difficulty of loving: a biography. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1973
  • Mitchell Y. Colette: a taste for life. New York : Harcourt Brace Jovanovich, 1975
  • Pichois Cl., Pichois V., Brunet A. Album Colette: iconographie. Paris: Gallimard, 1984
  • Richardson J. Colette. New York: F. Watts, 1984
  • Benstock Sh. Women of the Left Bank: Paris, 1900—1940. Texas: University of Texas Press, 1986
  • Lottman H.R. Colette: a life. London: Secker & Warburg, 1991
  • Thurman J. Secrets of the flesh: a life of Colette. New York: Knopf, 1999 (переизд. 2000)
  • Del Castillo M. Colette, une certaine France. Paris: Stock, 1999
  • Francis Cl., Gontier F. Creating Colette. Vol.1-2. South Royalton: Steerforth Press, 1999—2000
  • Kristeva J. Colette. Paris: Fayard, 2002
  • Bonal G., Rémy-Bieth M. Colette intime. Paris: Phébus, 2004
  • Lucey M. Never say I: sexuality and the first person in Colette, Gide, and Proust. Durham: Duke UP, 2006
  • Literarische Gendertheorie, Eros und Gesellschaft bei Proust und Colette/ Ursula Link-Heer, Ursula Hennigfeld, Fernand Hörner (Hrsg.). Bielefeld: Transcript, 2006
  • Мангуэль А. Чтение наедине с собой// Мангуэль А. История чтения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008, с.177-192
  • Michineau S., L’autofiction dans l’oeuvre de Colette, Paris: Publibook, 2008

Ссылки

Габриэль Сидони Колетт в Викицитатнике ?
  • www.aflaurent.com/index.php3?theme=3&soustheme=23&rubrique=170&langue=fr (фр.)
  • pagesperso-orange.fr/serge.passions/colette.htm (фр.)
  • barjaweb.free.fr/SITE/ecrits/colette/colette.html (фр.)
  • Биография, библиография (англ.)
  • Сайт Общества друзей Колетт (фр.)
  • Сайт исследований творчества Колетт (фр.)
  • Колетт в кино (фр.)
  • Колетт на сайте IMDB (англ.)
  • Фотография Ирвина Пенна, 1951
  • Телепередача о Колетт, 1984 (фр.)
  • Колетт на сайте www.peoples.ru (рус.)
  • Сайт о Габриэль Колетт, биография, творчество

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Всероссийская перепись населения 2010 года
  • Хусейн Камель

Смотреть что такое «Колетт» в других словарях:

Колетт — Габриэль Сидони (Gabrielle Sidonie Colette, 1873 ) (псевдоним Colette Willy) современная французская писательница. Первое самостоятельное литературное выступление Колетт относится к 1904 («Dialogues de Betes» «Диалоги животных»). К. примыкает к… … Литературная энциклопедия

Колетт — (Сидония Габриэль Колетт) (1873 1954 гг.) писательница В чужой постели всегда хуже спишь. Женщина может сделать все то же, что и мужчина, кроме одного: обмочить стену стоя. Женщина редко прощает мужчине ревность и никогда не прощает отсутствия… … Сводная энциклопедия афоризмов

Колетт — (Colette) Габриель Сидони (28.1.1873, Сен Совёр ан Пюизе, департамент Йонна, 3.8.1954, Париж), французская писательница. Член Академии Гонкуров (1944). В 1900 опубликовала автобиографический роман «Клодина в школе», подписанный, как и… … Большая советская энциклопедия

Колетт Грин — Colette Green Колетт Грин в Half Life: Decay Игровая серия Half Life … Википедия

Колетт Маршан — Colette Marchand Дата рождения: 29 апреля 1925 (84 года) Место рождения: Франция Профессия: актриса, танцовщица Карьера … Википедия

Колетт Габриэль — (Colette) Колетт (Colette) Габриэль Сидони (1873 1954) Французская писательница. Родилась 28 января 1873, Сен Совёр ан Пюизе, департамент Йонна. 1944 член Академии Гонкуров. 1953 награждена орденом Почетного легиона. Умерла 3 августа 1954 в… … Сводная энциклопедия афоризмов

Колетт Габриель Сидони — Колетт (Colette) Габриель Сидони (28.1.1873, Сен Совёр ан Пюизе, департамент Йонна, ‒ 3.8.1954, Париж), французская писательница. Член Академии Гонкуров (1944). В 1900 опубликовала автобиографический роман «Клодина в школе», подписанный, как и… … Большая советская энциклопедия

Колетт Габриэль Сидони — (наст. имя и фам. Колетт Вилли; р.1873) – франц. писательница. Первое литер. выступление в 1904. Автор произв. «Конец Шери» (1926), «Эгоистическое путешествие» (1928), «Сидо» (1930). Созерцательность, отрыв от действительности, характерные для… … Энциклопедический словарь псевдонимов

КОЛЕТТ Габриель Сидони — КОЛЕТТ (Colette) Габриель Сидони (1873—1954), французская писательница. Ром. «Сентиментальное отшельничество» (1907), «Развращенная наивность» (1909), «Скиталица» (1910), «Плен» (1913), «Шери» (1920), «Другая» (1929), «Дуэт» (1934); новеллы … Литературный энциклопедический словарь

Крас, Колетт — Колетт Крас (фр. Colette Cras; 13 декабря 1908(19081213) 9 марта 1953, Париж) французская пианистка. Дочь композитора Жана Краса. Окончила Парижскую консерваторию, ученица Лазара Леви. Первая исполнительница фортепианного… … Википедия

Биография Колетт

Сидони-Габриэль Колетт (Sidonie-Gabrielle Colette) – французская писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи; член Гонкуровской академии с 1945 – родилась 28 января 1873 года в Сен-Совёр-ан-Пюизе (Йонна, Франция) в семье офицера.

Выросла в Бургундии. В 1893 вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара, известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине, которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом.

Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, она с 1906 стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них — Габриэле д’Аннунцио, известный боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции.

В 1912 Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, у них родилась дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 развелась и с этим мужем.

Во время Первой мировой войны деятельно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Дружила с супругой Альберта I, королевой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка опубликована в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи.

В 1935 вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-е.

Возглавляла с 1922 жюри основанной в 1921 Анри Лапозом (Henry Lapauze) французской литературной премии «Ренессанс», в числе лауреатов которой были Пьер Мак-Орлан (1922), Поль Моран и Андре Байон (1923). Дружила с тогда ещё начинающим Жоржем Сименоном.

В 1950 была председателем жюри Большой премии за лучшие романы полувека.

В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот». Слава писательницы к тому времени была уже очень велика.

Сидони-Габриэль Колетт умерла 3 августа 1954 года в Париже.

После её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Послевоенные годы — время национального признания Колетт. В 1948-1950 годах вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 стала её президентом. Член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именем.

Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Среди режиссёров, обращавшихся к её книгам, — Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л’Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуар Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролин Юппер.

Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли — Одри Хепбёрн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый музыкальный фильм с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Очередную экранизацию её романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом создал Стивен Фрирз (2009).

Дикая, противоречивая и свободная: история жизни французской писательницы Колетт

«Половина одиннадцатого. А я уже готова, опять слишком рано». Так начинается роман Колетт «Странница» (1910), в котором сразу же звучит неотразимый голос Рене Нере, артистки парижского мюзик-холла, уставившейся на ее накрашенное лицо в зеркале гримерной. «Мне лучше открыть эту книгу, лежащую на столике, читанную-перечитанную. В противном случае я окажусь совсем одна, лицом к лицу с этим разукрашенным кем-то, который пристально смотрит на меня по ту сторону зеркального отражения. «.

Роман произвел настоящий фурор, настолько живо, весело и свежо он был написан. Одновременно сострадательный и сентиментальный, особенно в отношении достоинства и обиды, болезни и бедности.

Биография писательницы

Сидони-Габриэль Колетт появилась на свет в сельской местности в Бургундии в 1873 году, скончалась в Париже в 1954-м. Она писала романы, короткие рассказы, эссе, мемуары, в качестве журналистки рассказывала обо всем на свете — о насилии в семье и жестокости Первой мировой войны, об анорексии и литературе, о моде и приготовлении пищи. Сидони разрабатывала сценарии для немого кино и пантомимы, в которых сама снималась, писала либретто для оперы Равеля. Она была успешной артисткой и танцовщицей, даже бизнеследи, с энтузиазмом воспринимала все новинки современной действительности — начиная от суши, заканчивая тяжелой атлетикой, химической завивкой, акупунктурой и подтяжкой лица.

Некоторое время Колетт была редактором литературного журнала, трижды выходила замуж. После смерти о ней заговорили, называли самой талантливой писательницей Франции. В 1948 году ее номинировали на Нобелевскую премию. Несмотря на то что ее отказывались отпевать в католической церкви (из-за разводов), похороны устроило само государство.

Кинематография

Никому и никогда ни в одном фильме еще не удалось полноценно показать всю широту, весь диапазон ее таланта. Однако некоторые попытки нельзя назвать совсем уж неудачными. В 1991 году Дэнни Хьюстон снял автобиографическую картину «Как стать Колетт», в 2018-м вышел фильм с Кирой Найтли в главной роли «Колетт». Интересно, что сценарий был написан еще в 2001 году, но снять картину удалось только 16 лет спустя.

Автобиографическая работа не была удостоена каких-то почетных премий, однако игру британской актрисы критики оценили по достоинству.

Жизненные драмы

Когда Колетт закончила свой первый автобиографический роман «Клодин в школе», она была поражена — удивительная молодая девушка, будто сошедшая со страниц книги, была она сама в раннем возрасте, еще до своего первого бракосочетания. Дикий деревенский ребенок, постоянной пропадающий в полях и лесах, музыкальный, озорной, с косами. Это был не последний раз, когда писательница рисовала собственную юность в элегических тонах.

Брак, который прервал ее детство, не был легким. Ей было всего 20 лет, когда 34-летний Генри Готье-Виллару по прозвищу «Вилли», парикмахер и бабник, попросил руки и сердца. В первый же год супружества девушка многого натерпелась, он бесконечно унижал ее своим непристойным поведением. Биограф Колетт Джудит Турман предполагала, что Генри заразил ее гонореей, после чего у писательницы случилась депрессия. Кроме того, Вилли запирал свою жену в комнате на четыре часа в загородном доме, чтобы повысить ее производительность труда. Он выдавал ее труды за свои собственные, нанимал авторов и композиторов для того, чтобы те работали во имя его благосостояния.

Однополые отношения

В 21 год, когда Колетт достигла совершеннолетия, она окунулась в мир, где царили музыкальные залы, вычурные салоны, где от посетителей ожидали, что они смогут продемонстрировать гипертрофированную версию себя. В этом хаосе преобладало лесбиянство, город был наполнен заведениями, где не стеснялись демонстрировать однополую любовь. В течение шести лет вплоть до развода любовницей писательницы стала «дворянка маркиза де Белбеуф», как она сама себя именовала, по прозвищу «Мисси». Однажды с ней Колетт выступала в спектакле «Мулен Руж». Сценарный поцелуй вызвал фактически беспорядки в заведении. Для усмирения толпы пришлось вызывать наряд полиции. Бунтовщики вышли на улицу, начали бить стекла и выкрикивать непристойности. В итоге писательнице и ее возлюбленной пришлось удалиться.

Радикальные взгляды

Что примечательно, Вилли даже не возражал против их отношений, потому что это не угрожало его прелюбодеянию с мужчинами. Женщины не боялись близости, ведь они обе были на равных, обе не могли забеременеть. Как ни странно, Колетт находила организованный феминизм раздражающим. «Вы знаете, чего заслуживают суфражистки? — спросила она однажды. — Кнута и гарема». Она одновременно была и развратницей, и консерватором.

Прославила Одри Хепберн

Колетт оказалась невероятно плодовитой писательницей. Она продолжала творить до самой своей смерти. Один из ее романов «ДжиДжи» стал невероятно популярным. Сценаристы сумели адаптировать его для постановки спектакля на Бродвее. В новелле идет речь о том, как девочка-подросток воспитывалась двумя бабушками, в то время как ее мать строила карьеру в театре. Пожилые женщины берут ее на поруки, внушая, что поведение куртизанки — единственный выход стать частью высшего общества. ДжиДжи предпочитает играть в карточные игры с другом семьи, который околачивается рядом с ней для того, чтобы избежать болтовни в прессе о его беспечной холостяцкой жизни.

Главную роль в нем сыграла начинающая актриса Одри Хепберн. Тогда она была застенчивой и говорила настолько тихо и вкрадчиво, что толпе приходилось прислушиваться. Но это режиссерам и понравилось, и именно эта черта стала визитной карточкой актрисы.

Второе замужество и антиеврейские настроения

Биографы Колетт писали о том, что она была откровенной расисткой. Странно, но у нее были африканские корни — предки были рабовладельцами на Мартинике. Во время оккупации она писала для коллаборационисткой прессы, а в 1941 году опубликовала «Джулию де Карнейлхан». Критики обвинили писательницу в ненависти к евреям, которой было пропитано произведение. При этом у Колетт было множество друзей этой национальности. Более того, она в третий раз вышла замуж за еврея Мориса Гудекета, который был заключен в тюрьму гестапо во время Второй Мировой войны.

Во второй раз под венец писательница пошла в 1912 году за барона Анри де Жувенеля. В этом союзе писательница родила дочь, от которой фактически впоследствии отказалась. Девочка не видела мать по шесть месяцев в году. В конечном счете воспитанием ребенка занялись опекуны, с которыми договорилась Колетт, на платной основе.

Спустя некоторое время после бракосочетания Колетт завела роман с семнадцатилетним сыном своего мужа от предыдущего брака. Какое-то время любовники скрывались, но вскоре правда стала очевидной. В 1923 году последовал второй развод.

Военные годы и третье замужество

В третий раз писательница обручилась с Морисом Гудекетом в 1935 году. Во время Второй Мировой войны проживала вместе с супругом в деревне департамента Коррез, много писала, в частности, дневниковый роман «Вечерняя звезда» (1946). Когда закончилась война, Сидони поселилась в Пале-Рояле. Известно, что среди ее соседей был знаменитый Жан Кокто, с которым она сблизилась еще в 20-е годы.

Пик популярности ее произведений пришелся на послевоенное время — в 1950-х годах особенно раскупались ее романы, которыми женщины просто зачитывались.

В последние годы жизни писательница не вставала с постели, она страдала тяжелой формой артроза. Похороны устроил ее третий муж, а также выпустил несколько автобиографических произведений.

Timenote

  • войти
  • Регистрироваться
  • Персона
  • Места
  • Воспоминания
  • Соболезнования
  • Объявления
  • Связи
  • События

Колетт, полное имя Сидони-Габриэль Колетт (фр. Sidonie-Gabrielle Colette, 28 января 1873, Сен-Совёр-ан-Пюизе, Йонна — 3 августа 1954, Париж) — французская писательница, одна из звёзд Прекрасной эпохи; член Гонкуровской академии с 1945 года.

Биография

Дочь офицера, родилась и выросла в Бургундии. В 1893 вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара (англ.)русск. (1859—1931), известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине (фр.)русск., которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом. Под собственным именем-псевдонимом Колетт начала печататься лишь в 1904. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, она с 1906 стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них — Габриэле д’Аннунцио, известный боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции.

В 1912 году Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 году развелась и с этим мужем.

Во время Первой мировой войны деятельно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Дружила с супругой Альберта I, королевой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка опубликована в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи.

В 1935 вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-х.

В 1950 году была председателем жюри Большой премии за лучшие романы полувека.

В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот».

Слава писательницы к тому времени была уже очень велика. После её смерти Французская республика устроила Колетт официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Признание и значение

Послевоенные годы — время национального признания Колетт. В 1948—1950 вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 стала её президентом. Член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именем.

Колетт в настоящее время — классик французской словесности. Однако она — не только крупная, по нынешний день популярная писательница, но и яркая символическая фигура женщины новейшего времени. Не зря Юлия Кристева посвятила ей один из трёх томов монографии о выдающихся женщинах XX века.

Колетт и кино

Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Среди режиссёров, обращавшихся к её книгам, — Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л’Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуар Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролин Юппер. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли — Одри Хепберн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый музыкальный фильм с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Очередную экранизацию её романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом создал Стивен Фрирз (2009).

О Колетт снято несколько фильмов:

  • 1950 — документальный фильм Янник Беллон
  • 1991 — художественный фильм режиссёра Денни Хьюстона (в роли Колетт — Матильда Мей, в роли Вилли — Клаус Мария Брандауэр);
  • 2003 — телевизионный фильм режиссёра Надин Трентиньян (в роли Колетт — Мари Трентиньян; во время съемок Мари погибла).
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: