Краткая биография бретон

Андре Бретон

Биография

Андре Бретон — поэт и писатель первой половины 20-го века, которого называют основоположником сюрреализма. Его авторству принадлежат 2 манифеста об этом направлении в искусстве. Великий мистификатор, он успел реализоваться не только в литературе, но и в живописи.

Детство и юность

Андре Бретон родился во французском городе Теншбре 19 февраля 1896 года. Его родители были буржуа. Отец занимал канцелярскую должность в жандармерии, но позднее перешел к коммерческой деятельности. Бретон получил начальное образование в церковной школе, а затем поступил в колледж. В дальнейшем он планировал продолжить обучение в Сорбонне, так как мечтал быть врачом.

Впоследствии Андре стал студентом лучшего парижского университета, но сменил интересы, предпочтя изучение психиатрии. Он изучал труды Зигмунда Фрейда и Жана Мартена Шарко. Возможно, именно в этот момент молодой человек начал задумываться о подоплеке сюрреализма. В 1915 году Бретона призвали в армию и приписали к невропсихиатрической службе.

Личная жизнь

Первой супругой Андре Бретона стала Симона Кан, знакомство с которой состоялось в 1920 году. Личная жизнь пары казалась мирной. Они прожили вместе 11 лет. После развода Сиона вышла замуж повторно и стала хозяйкой крупнейшей галереи современного искусства.

В 1934-м Бретон связал личную жизнь с художницей Жаклин Ламба. От этого брака, продержавшегося 9 лет, осталась дочь.

Расставшись с супругой, он женился на художнице Элизе Бретон, с которой прожил до самой смерти.

Творчество

По окончании Первой мировой войны Бретон вернулся в Париж, и в его биографии начался этап, связанный с литературой. Знакомство с писателем Гийомом Аполлинером и приятельские отношения с его единомышленниками открыли Андре новый мир. Аполлинер познакомил Бретона с Филиппом Супо.

Первые шаги в области литературной деятельности Бретон не воспринимал как серьезное занятие. Совместно с Супо он написал дебютный рассказ под названием «Магнитные поля». Соавторы разделяли взгляды на психологию и литературу. Их книга стала примером метода автоматического письма, а также предвестником сюрреализма.

André Breton, Salvador Dali, René Crevel et Paul Eluard, 1930

Постепенно популярность Бретона росла. Он оказался в кругу творческих личностей, среди которых были Луи Арагон, Тристан Тцара и другие. Приятели славились вызывающими выставками работ, скандалами и участием в драках.

Неординарными выходками нельзя завоевать прочную репутацию, и в 1924-м Бретон написал первый «Манифест сюрреализма», в котором обрисовал программу движения. Автором названия стал Аполлинер. Андре верил, что создает не художественный вектор, а образ жизни и мыслей, в которых нет места предрассудкам, стереотипам, морали и логике.

Со временем начал проявляться сложный характер автора, из-за которого его окружение постоянно менялось. На смену покинувшим его Супо и Арагону пришли Сальвадор Дали и Луис Бунюэль. Во втором манифесте, опубликованном в 1929-м, было много репродукций работ Дали. Опус описывал идеологические вопросы. Коммунистические настроения нашли в нем связь с сюрреализмом, но это выглядело нарочито. С 1927-го по 1933-й Андре Бретон состоял в коммунистической партии, что вновь изменило круг единомышленников. Автор даже имел личную встречу со Львом Троцким в Мексике.

Bağımsız Bir Devrimci Sanat Hayali. Diego Rivera, Lev Troçki, André Breton, 1938 Fotoğraf Manuel Álvarez Bravo | http://bit.ly/1jJVWQa

Метод автоматического письма оказался применим не только к литературе, но и к живописи. Его основной призыв заключался в том, чтобы «отключить голову» и обратиться к сознанию. Среди картин, написанных Андре, большой популярностью пользуется «Парацельса». Творчество Бретона уникально тем, что в работах он соединял искусство и поэзию, заменяя слова изображениями предметов.

Лучшим литературным произведением основателя сюрреализма эксперты считают роман «Надя», написанный в 1928-м. Он сопровождался иллюстрациями автора. Книга также стала примером «стиховещей».

Вторая мировая заставила Бретона уехать в США, где он продолжал заниматься искусством, дружил с Эрнстом Дюшаном и открыл Международную выставку искусств. Андре Бретона приглашали к чтению лекций в Йельском университете. Особенно плодотворным для него выдался 1946-й. Последние годы жизни писатель посвятил борьбе за независимость сюрреализма. Бретон выступал против колонизации и войн в Алжире и Индокитае.

Смерть

Андре Бретон страдал от заболевания дыхательных путей, которое и послужило причиной смерти писателя 28 сентября 1966 года. Родоначальника сюрреализма похоронили на кладбище Ботиньоль. На память потомкам писатель оставил фото, внушительную библиографию из книг разных жанров, а также картины.

Андре Бретон — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма: краткая биография, самые известные работы

Обсудим жизнь и творчество замечательного писателя и поэта из Франции, которого считают родоначальником сюрреализма, – Андре Бретона. Познакомимся с моментами из его жизни, а также узнаем, как он пришел к своему успеху.

Детские годы

Андре Бретон был рожден зимой 1896 года. Он появился на свет в Нормандии, в городке Теншебре в семье буржуазных родителей. Отец мальчика некоторое время работал в канцелярии жандармерии. Эта работа приносила не слишком много денег, а семью содержать надо было. Именно поэтому отец сменил работу в государственном секторе на частную. Он устроился и получил хорошее место, поэтому семья зажила лучше. Андре Бретон был единственным ребенком в семье. Его любили безмерно, поэтому маленькому сыну старались давать самое лучшее. Родители сделали все, чтобы дать ребенку классическое образование. Мальчик получал лучшие учебники, лучших учителей, по мере возможности, конечно.

Сначала мальчик обучался в церковной школе. После этого он поступил в один из колледжей Парижа, где показал себя примерным учеником. Поступление в колледж было необходимо для того, чтобы по окончании курса поехать учиться в Сорбонну. Как видим, цели у парня были серьезные. Ему удалось поступить туда на медицинский факультет. Гордости и радости родителей не было предела.

В будущем Андре не судьба была стать врачом, однако именно во время обучения в нем возникло непреодолимое влечение к психиатрии, которое было с ним всю жизнь. Большое влияние на него оказали труды Фрейда и Шарко. Считается, что они могли подтолкнуть парня к созданию идей сюрреализма.

Время войны

Жизнь Андре Бретона, краткую биографию которого мы рассматриваем, война не обошла стороной. Мы прекрасно понимаем, что в 1915 году жизнь каждого французского гражданина кардинально изменилась. Андре забрали на фронт Первой мировой войны. Так как он учился на медицинском факультете, его взяли санитаром.

Судьбоносная встреча

Именно благодаря войне Андре познакомился с человеком, который изменил всю его жизнь. Речь идет о знакомстве с Гийомом Аполлинером. Благодаря этой встрече молодой человек многое понял и осознал. Особенно важно это общение было для него с точки зрения психологии. Именно Гийом Аполлинер познакомил мужчину с Филиппом Супо, который в будущем стал близким другом и помощником Бретона. Годы войны были поистине удивительными для Бретона. Он познакомился со многими нужными людьми, а также повстречал тех, кто сумел оказать на него влияние, полностью меняющее жизнь. Армейский товарищ Луи Арагон открыл для Бретона творчество Лотреамона.

Первые пробы пера

Французский писатель не сразу обнаружил в себе талант. Ему нравилось что-то сочинять, но он не позволял себе относиться к этому серьезно. Только благодаря армейским товарищам он осознал себя как писателя, и даже решился на первые пробы. После возращения с фронта Бретон посвятил себя литературе и психиатрии.
Именно с Филиппом Супо они написали первый рассказ, который назывался «Магнитные поля». Для Бретона было очень важно найти не просто человека, любящего писать, а того, кто разделил бы с ним его психологические идеи. Таким человеком и стал Супо, ведь их книга была создана совершенно новым уникальным методом – методом автоматического письма. Считается, что именно эта первая совместная работа стала предвестником того, что появился сюрреализм. Некоторые художественные особенности письма Бретона проявились уже в том же году.

Нарастающая популярность

Мы уже знаем немного, каким был Андре Бретон. Сюрреализм, создателем которого его потом назовут, он воспринимал как возможность выразить себя. И очень скоро он обнаружил, что не он один такой, просто именно он нашел возможность самовыражения для сложных, творческих людей. С каждым днем Бретон становился все более популярным, но в определённых кругах. Вокруг него собралось небольшое общество эпатажистов, причем довольно талантливых. Стоит назвать такие имена: Тристан Тцара, Поль Элюар, Луи Арагон. С 1920 года, обретя поддержку друг в друге, молодые люди стали очень активными. Регулярно они устраивали шокирующие всех выставки своих работ, громкие драки, яркие скандалы. Конечно, это не могло остаться без внимания публики. Она все с большим опасением наблюдала за становлением молодых поэтов.

Манифест сюрреализма («Растворимая рыба»)

Андре хорошо понимал, что для того, чтобы создать стоящую художественную платформу, экстравагантных выходок будет недостаточно. В 1924 году он опубликовал Первый Манифест сюрреализма, который обозначил для сторонников движения их программу. Создателем сюрреализма стал Бретон, хотя само слово придумал его давний друг Г. Аполлинер. В буквальном переводе с французского языка оно означает «сверхреальность». Стоит отметить, что множество цитат этой работы Бретона до сих пор используются во всех значительных трудах по сюрреализму. В Манифесте Бретон дал определение сюрреализму как стирание границы между сном и явью. Стоит отметить, что это очень напоминает идеи З. Фрейда, которыми наш герой увлекался во время учебы в Сорбонне. Сам Бретон считал, что он создает не художественное направление, а образ мыслей и жизни. Жизнь сюрреалиста освобождена от предрассудков, стереотипов, навязанных идей, логики, морали и т. д.

Читайте также  Краткая биография рильке

Метод автоматического письма

Чем еще увлекался Андре Бретон? Стихи он писал довольно часто, но только не так, как все остальные. Именно он предложил своим друзьям попробовать новый метод создания трудов. Метод автоматического письма предполагает написание чего-либо без контроля процесса со стороны мозга, то есть без фильтрации информации. Ценность метода была в том, чтобы творить без каких-либо предпочтений, убеждений и настроений. Бретон считал, что автоматическое письмо позволяет «родить» ясную мысль, без ограничений и навязанных идей.

Со временем Бретон становился все заносчивее. Ни для кого не было секретом, что назвать Андре покладистым трудно. У него был сложный характер, из-за чего многие его соратники покидали его. Но старых заменяли новые. Когда Супо и Арагон больше не могли выдерживать нрав Бретона, они ушли, но на их место пришли Дали и Бунюэль.

Второй Манифест

Второй Манифест сюрреализма оказал большое влияние на творчество Дали. Он включал в себя много репродукций его работ. Второй Манифест вышел в свет в 1929 году. В нем автор затрагивал вопросы идеологии. Кстати, к тому времени Бретон и несколько его товарищей вступили в Коммунистическую партию Франции. Манифест содержал попытки связать воедино идеи коммунистов и сюрреалистов, однако это было довольно нелепо. Считается, что распад в кругу движения Бретона начался именно из-за того, что он начал сближаться с коммунистами и переносил их идеи в круг друзей. Многие покинули Бретона, потому что видели сюрреализм по-своему. Некоторые даже создавали свои «манифесты».

Сам Андре был членом партии с 1927 по 1933 года, пока не случился конфликт с Ильей Эренбургом. Известно, что у Бретона была личная встреча в Мексике со Львом Троцким.

Андре Бретон: лучшие творения

Мы уже говорили выше, что Андре придумал метод автоматического письма. Со временем он стал использовать его не только для письменных работ, но и для написания картин. Именно под влиянием идей Андре в мире появились работы известнейших сюрреалистов, которые позволили себе «выключить» мозг и писать то, что говорило им их сознание.

Андре Бретон, картины которого не были картинами в прямом смысле слова, не боялся быть странным. Среди самых известных его творений стоит отметить «Парацельса». На картине изображена игральная карта, которая показывает двух осьминогов. Написал эту картину Андре перед отъездом в США.

И все же стоит упомянуть самые известные творения Бретона, а это вовсе не картины. Речь идет о стиховещах — творениях, которые соединяли в себе визуальное искусство и поэзию. Слова творец заменял на определенные предметы. Через некоторое время Бретон пришел к выводу, что картинки передают идеи и мысли гораздо лучше. Однако сам писатель все свои работы комментировал.

Литературный талант был силен в Андре. Самое известное его творение – роман «Надя», написанный в 1928 году. Автор самостоятельно проиллюстрировал его изображениями. Особенностью романа есть то, что Бретон, не слишком следя за сюжетом, предлагает читателю картинки для лучшего понимания. Нельзя обойти вниманием памфлет под названием «Труп», в котором Андре Бретон и его товарищи открыто радовались смерти Анатоля Франса, которого они считали «последним стариком французской литературы».

Поздние годы

С началом Второй мировой войны Бретон переехал в США, где продолжал заниматься любимым делом. Совместно с Эрнстом и Дюшаном он открыл Международную выставку искусств. Читал лекции о сюрреализме в Йельском университете. Участвовал в полемике с Дали, который поддерживал режим Франко. Его возмутило заявление Дали, который сказал следующее: «Сюрреализм – это я». В 1946 году публиковал множество трудов, организовывал много выставок. Последние годы своей жизни посвятил борьбе за то, чтобы его движение было независимо.

Известно, что Бретон сотрудничал с анархо-синдикалистами из Анархисткой федерации. Однако он отказывался принять чью-либо сторону. Андре был ярым противником колониальной политики, выступал против войн в Алжире и Индокитае. Он подписал «Манифест 121», который поддержали многие известные деятели Франции. Он касался обличения политики Франции в Алжире, которая была направлена на подавление освободительного движения.

Умер создатель сюрреализма в 1966 году, 28 сентября. Причиной смерти стало заболевание дыхательной системы. Известного человека похоронили на кладбище Батиньоль.

Подводя итоги статьи, хочется отметить еще несколько ярких произведений французского писателя: «Сообщающиеся сосуды», «Безумная любовь», «Фата Моргана», «Лампа в часах». Андре Бретон был необычайном человеком. Его трудный характер оправдывает то, что он сумел пойти против общепринятых норм и повести людей за собой. Для этого необходима сила и твердость, которой не хватало многим очень талантливым творцам. Огромная заслуга Бретона в том, что он не тихо создавал нечто иное, а рассказывал об этом всему миру.

Биография Андре Бретона

Андре Бретон – французский писатель, основоположник сюрреализма – родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншбре (Франция) в буржуазной семье.

Отец Андре некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому, вполне предсказуемо, родители постарались дать единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских коллежей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета.

В 1915 юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определённые коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, ещё один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920, они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов. Так, в мае 1921 Бретон представил парижской публике в галерее «Сан Парей» («Au sans Pareil») творчество Макса Эрнста (картины, коллажи, рисунки) — и сделал это в типично дадаистском духе. Представление проходило в подвальном помещении с выключенным светом, кто-то постоянно оскорблял присутствующих, Бретон то и дело зажигал спички, Рибмон-Дессень (Ribemont-Dessaignes) периодически кричал «капает на череп!», Арагон мяукал, Супо играл с Тцара в прятки, и т. д. Каталог выставки вышел с предисловием Бретона, а сам Макс Эрнст не смог приехать, так как ему не давали французскую визу.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Лидерство Бретона приобретало всё более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х он призывал сюрреалистов вступать во Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 до исключения в 1933 и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935), в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Читайте также  Краткая биография мариенгоф

Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».

В 1946 Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма, войн в Индокитае и Алжире, в частности, подписал «Манифест 121», в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.

Андре Бретон умер 28 сентября 1966 года в Париже во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

Самые известные работы:
«Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо, 1919
«Манифест сюрреализма: Растворимая рыба», 1924
«Надя. Женщина, преобразовавшаяся в книгу», 1928-1963
«Второй манифест сюрреализма», 1929
«Сообщающиеся сосуды», 1932
Сборник эссе «Рассвет», 1934
«Безумная любовь», 1937
поэма «Фата Моргана» (1940, запрещена во Франции правительством Виши)
«Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма, или Нет», 1942
«Аркан 17», 1945
«Лампа в часах», 1948

БРЕТОН, АНДРЕ

БРЕТОН, АНДРЕ (Breton, André) (1896–1966), французский поэт и прозаик первой половины 20 в., основатель и теоретик сюрреализма.

Родился 18 февраля 1896 в Теншбре (Нормандия) в семье торговца. Учился в Париже на медицинском факультете Сорбонны. Дебютировал как поэт; считал своими учителями Стефана Малларме и Поля Валери (был его другом). В 1915 во время Первой мировой войны мобилизован; приписан к армейской невро-психиатрической службе. Серьезно изучал труды Ж.М.Шарко, одного из создателей невропаталогии и психотерапии, и З.Фрейда, основателя психоанализа. В 1916 в госпитале познакомился с молодым поэтом Жаком Ваше, непримиримым противником войны, в 25 лет покончившим жизнь самоубийством, Военные письма которого оказали сильное воздействие на настроения художественной интеллигенции того времени. После демобилизации вернулся в Париж и включился в литературную жизнь. Вошел в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценил. В 1919 создал вместе с Луи Арагоном и Филиппом Супо журнал «Литература» («Litterature»). Напечатал там Магнетические поля (Champs magnétiques) первый «автоматический текст», написанный им в соавторстве с Ф.Супо. В том же году сблизился с Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии. Вместе с друзьями участвовал в эпатажных дадаистских манифестациях (См. также ДАДАИЗМ). В начале 1920-х разошелся во взглядах с Т.Тцара. В 1922 посетил Вену, втретился с З.Фрейдом; интересовался его опытами в области гипнотических снов. В 1923 опубликовал свой первый поэтический сборник Свет земли (Clair de terre).

В 1924 возглавил группу молодых поэтов и художников (Л.Арагон, Ф.Супо, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс Эрнст, Пабло Пикассо, Франсис Пикабия и др.), которые стали называть себя сюрреалистами (См. также СЮРРЕАЛИЗМ.); пользовался у них непререкаемым авторитетом. В 1924 опубликовал первый Манифест сюрреализма (Manifeste du surréalisme), где сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений»; А.Бретон требовал полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия.

В декабре 1924 переименовал журнал «Литература» в «Сюрреалистическую революцию» («Revolution surréaliste»). В 1925 в эссе Революция сначала и навсегда (Révolution d’abord et toujours) сформулировал свое понимание сюрреалистической деятельности относительно литературы, искусства, философии и политики. Публично осудил колониальную войну Франции в Марокко 1925–1926; стал сотрудничать с органом французских коммунистов «Кларте». В январе 1927 вступил в коммунистическую партию вместе с Л.Арагоном, П.Элюаром, Б.Пере и Пьером Юником. В марте 1928 опубликовал очерк о творчестве П.Пикассо, М.Эрнста, Ман Рея, Андре Массона, Джорджо де Кирико под заголовком Сюрреализм и живопись (Le surréalisme et la peinture»), разделив, тем самым, оба эти понятия: не могло существовать «сюрреалистического стиля» в искусстве, ибо сюрреализм был не художественным методом, а способом мышления и образом жизни. В июне 1928 издал роман Надя (Nadja) о любви к женщине с даром ясновидения, окончившей свои дни в психиатрической клинике. Серьезные расхождения, возникшие в среде сюрреалистов, побудили его выпустить в 1930 Второй Манифест сюрреализма (Second manifeste du surréalisme); изменил название своего журнала на «Сюрреализма на службе революции» («Surrealisme au service de la révolution). В том же году создал в соавторстве с П.Элюаром и Рене Шаром поэтический сборник Замедлить работы (Ralentir travaux) и в соавторстве с П.Элюаром прозаический текст Непорочное зачатие (Immaculée Conception), где сконструировал сюрреалистическую модель человеческой жизни, начиная с зачатия и кончая смертью. В 1932 выпустил собрание стихов Седовласый револьвер (Revolver à cheveux blancs) и психоаналитическое исследование Сообщающиеся сосуды (Les Vases communicants), в котором попытался выявить связи между состояниями сна и бодрствования.

К началу 1930-х кризис внутри сюрреалистической группы углубился; ее покинули Л.Арагон и Жорж Садуль. А.Бретона все больше тяготило пребывание в коммунистической партии; сюрреалистическая свобода была несовместима с политической борьбой; кроме того, он критиковал руководство КПФ за замалчивание сталинских репрессий. В конце 1933 был исключен из коммунистической партии вместе с П.Элюаром и Рене Кревелем. В 1937 издал роман-дилогию Бешеная любовь (L’Amour fou). В 1938 организовал первую Международную выставку сюрреалистов в Париже. В том же году посетил Мексику, где вместе с Л.Д.Троцким и Д.Риверой основал Международную Федерацию независимого революционного искусства. В соавторстве с Л.Б.Троцким написал Манифест для независимого революционного искусства (Manifeste pour l’art indépendant révolutionnaire); резко осуждал Московские процессы 1936–1938. Перед началом Второй мировой войны вернулся на родину. В 1939 работал врачом в военно-летной школе Пуатье. После поражения Франции в 1940 уехал в Марсель. Находился под подозрением у вишистским властей, которые запретили публикацию его поэмы Фата Моргана (Fata Morgana) и Антологию черного юмора (Anthologie d’humour noir). Опасаясь репрессий, в марте 1941 эмигрировал в США. Работал диктором на радио; активно выступал в поддержку антигитлеровской коалиции. В 1942 основал вместе с художником Марселем Дюшаном журнал «VVV» (символ тройной победы). Пропагандировал сюрреалистическую доктрину: организовал с М.Дюшаном и М.Эрнстом Международную выставку искусств; прочел лекцию о сюрреализме французским студентам Йельского университета (декабрь 1942); написал Предисловие к третьему манифесту сюрреализма или нет (Prolégomènes à un troisième manifeste du surréalisme ou non).

После Освобождения вернулся во Францию. В 1945 опубликовал работу Положение сюрреализма между двумя войнами (Situation du surréalisme entre les deux guerres). Прилагал усилия, чтобы возродить распавшееся во время войны сюрреалистическое движение, пытался издавать журналы, которые могли бы стать его организующими центрами, но, не встретив отклика, отказался от этой идеи. Ограничился участием в организации международных парижских выставок художников, близких к сюрреализму (1947, 1959, 1965). Продолжал литературную деятельность: в 1947 опубликовал Оду Шарлю Фурье (Ode à Charles Fourier), в 1948 Лампу в часах (La Lampe dans l’horloge), в 1948 сборник Поэмы (Poèmes), в 1953 Побег на свободу (La Clé des champs). С конца 1940-х проявлял большой интерес к оккультным наукам, в том числе к алхимии. Умер 28 сентября 1966 в Париже.

Для истории французской культуры А.Бретон в первую очередь – создатель сюрреализма, самого значительного художественного течения первой половины 20 в. Школу сюрреализма прошли многие десятки поэтов и художников, среди которых те, кто составил славу французского искусства. А.Бретон уловил настроения мыслящей интеллигенции в переломную для Европы эпоху. Он сумел распознать и обозначить то главное, что объединило самых различных по убеждениям, таланту, рождению, культуре людей в союз единомышленников, – волю к освобождению от пут логики, привычной морали и буржуазного общества. Этот союз был недолговечным, и прежние друзья стали врагами, тем не менее урок сюрреализма не мог не сказаться на их творчестве.

Роль главы и теоретика школы обычно затеняет роль А.Бретона как поэта, хотя он занимает далеко не последнее место во французской поэзии благодаря силе и необычности его образов, пристрастию к таинственным сторонам жизни, богатству интонаций, в которых слышатся отзвуки и библейской Песни Песней, и искусства доколумбовской Америки, и немецкого романтизма.

Читайте также  Краткая биография богомолов

Бретон (Breton ) Андре (1896-1966)

Французский писатель и художник, основоположник сюрреалистического движения и бессменный лидер группы сюрреалистов (см.: Сюрреализм). Создатель теории автоматического письма. Эстетика и этика для него — нерасторжимое целое: автоматическое письмо и «объективная случайность», побуждающая человека прислушиваться к подаваемым ему знакам, определяют внелогический, визионарный характер художественного творчества. С эволюцией его эстетических интересов от поэтики к природе творческого процесса, модернистской концепции поэтической жизни связана смена литературных пристрастий: от Ш.Бодлера к С.Малларме, П.Валери, А.Рембо, символизму, затем — к Лотреамону и А.Жарри, позже — к Т.Аполинеру, П.Реверди, Л.Арагону. Как студент-медик, Б. увлекается учением З.Фрейда. В психоанализе его привлекает прежде всего метод свободных ассоциаций, находящий поэтическое воплощение в идее стихотворения как эманации человеческой жизни. В этом плане его интересуют слуховые галлюцинации Малларме. В годы первой мировой войны он испытывает шок от высочайшего поэтического качества спонтанных словесных ассоциаций душевнобольных, что побуждает его прервать данный психоаналитический эксперимент. Однако обретенный опыт не проходит бесследно для эстетики сюрреализма: «Вспомним сначала об аксиоме, что для поэзии, начиная с некоторого уровня, абсолютно несущественно душевное здоровье поэта. Поэзия обладает привилегией простирать свое царство далеко за узкие рамки рассудка. Для нее нет ничего хуже банальности и согласия всех со всеми. Со времен Рембо и Лотреамона мы знаем, что самые прекрасные песни — часто и самые запутанные. «Аврелия» Нерваля, поздние стихи Гёльдерлина, арльские полотна Ван Гога есть именно то, что мы более всего ценим в их творчестве. Эти произведения не остались в подсознании, «бред» освободил их, и, как бы подхваченные воздушным потоком, они достигли наших сердец» (Бретон А. «Говоря об Арто»). Галлюцинаторно-сновидческий характер творчества как сна наяву — одна из магистральных идей Б.

В 1924 г. Б. создает группу сюрреалистов и публикует первый «Манифест сюрреализма», определяющий сюрреализм как переход поэта-мечтателя от реального к чудесному посредством автоматического письма. Он руководит журналами «Литература», «Сюрреалистическая революция», «Сюрреализм на службе революции», сотрудничает с журналом «Минотавр». В 1929 г. выходит в свет «Второй манифест сюрреализма», в котором все отчетливее начинает звучать тема леворадикальной политической ангажированности, анархического бунтарства. В книге «Сообщающиеся сосуды» ( 1932) выдвигается провокативная идея сближения фрейдизма с марксизмом на том основании, что психоанализ выявляет невыносимость действительности, побуждая к ее революционному преобразованию, марксизм же занимает в этом плане «синтетическую» позицию. Встреча с Л.Троцким в Мехико (1938) вдохновляет его на создание прокламации «За независимое революционное искусство», отстаивающей идеи новаторства в ис-

кусстве, полной свободы художественного творчества.

На протяжении всей своей творческой жизни Б. разрабатывает проблему нового художественного языка. Являясь приверженцем идеи художественного произвола, он отвергает классические критерии прекрасного — истинность, верность натуре. Прекрасное по своей природе не статично, но конвульсивно. Источник образности — не реальность, а язык, воображение ясновидца-эзотерика. Сюрреалистический образ — огромная преобразующая метафора реального мира. Воображение и есть подлинная реальность, «другая жизнь». Б. наделяет поэзию онтологическим статусом, прометеевской миссией, видит в ней «имманентную метафизику». Письмо высвобождает и направляет в творческое русло жизненную энергию, которая неизбежно иссякла бы в случайных жизненных перипетиях. Источник тотального освобождения человека, радикального изменения жизни видится в языке, оказывающем воздействие на действительность. Б. выдвигает идеи полной субъективности творчества, вплоть до растворения его субъекта. Стремление к все более чистому автоматизму воплощается в экспериментах с синтаксисом, завершающихся его «отменой».

Отказ от традиционного денотативного представления об искусстве оказался созвучен постмодернистским тенденциям в эстетике XX в. Постмодернизм актуализировал бретоновский перенос акцента на проблемы телесности, желания; концепцию творчества как внелогической, галлюцинаторно-сновидческой, эротической грезы; идеи спонтанности, невменяемости творческого акта; бретоновскую концепцию черного юмора. Новую жизнь обрели также идеи онтологичности искусства, игровой сущности бытия.

Осн. соч.: Oeuvres complètes. P., 1992; Антология черного юмора. М., 1999.

Лит.: Dumas M.- С . André Breton en perspective cavalière. P., 1996; Антология французского сюрреализма. 20-е годы. M., 1994; Французская литература 1945-1990. М., 1995.

Бретон, Андре

19 февраля 1896 — 28 сентября 1966

французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма

Андре Бретон (фр. Andr Breton, 19 февраля 1896, Теншебре, Франция — 28 сентября 1966, Париж) — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.

Краткая биография

Бретон родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншебре в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако, работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому вполне предсказуемо, родители постарались дать единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где Андре стал студентом медицинского факультета.

В 1915 году юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определенные коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 году.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920 года они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924 году, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Лидерство Бретона приобретало все более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х годах он призывал сюрреалистов вступать во Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 года до исключения в 1933 году и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году), в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».

В 1946 году Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма, войн в Индокитае и Алжире, в частности, подписал «Манифест 121», в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: