Краткая биография бартон
Ричард Фрэнсис Бартон
английский писатель, переводчик и исследователь
В свое время он был известен как один из самых образованных путешественников. Трудно сказать, сколько восточных языков действительно знал Бартон. Полагают, что когда он отправился учиться в Оксфордский университет, то мог бегло говорить на шести языках. Сам же Бартон позже утверждал, что выучил еще 29 языков. Таким образом, количество языков, которые он знал, увеличилось до 35. Страсть к путешествиям, казалось, была у него в крови. Еще молодым человеком он вступил в ряды английской армии и попал в Индию. Затем под видом местного жителя он отправился в путешествие по Аравии. В то время на Востоке к иностранным путешественникам относились с предубеждением, и жителям европейских стран запрещалось путешествовать по арабским странам. Поэтому Бартону пришлось переодеться в местные одежды и выдавать себя за уроженца Афганистана.
Ему удалось посетить многие города, в которых до него не смог побывать ни один европеец, и даже посетить главные святыни мусульман — Мекку и Медину.
В 1857 году вместе с другим исследователем
— офицером Джоном Спеком (1827—1864) — Бартон отправился искать источник происхождения восточного притока Пила, известного как Белый Пил. Об этой реке и местонахождении ее истока рассказывали многочисленные легенды. В одной из них даже говорилось, что исток этой реки находится на небесах.
Путешественники отправились на Занзибар, остров, расположенный неподалеку от побережья современной Танзании, а оттуда перебрались на африканский континент и направились на восток. Однако из-за болезней и истощения им приходилось часто останавливаться. Только в феврале 1858 года они стали первыми европейцами, которые увидели озеро Танганьика и достигли города Уджиджи.
Здесь Бартон серьезно заболел и вынужден был остаться в лагере, поскольку нуждался в отдыхе и лечении. Поэтому, оставив своего напарника, Спек отправился в дальнейший путь один. Через три недели он обнаружил самое большое в Африке озеро, которое назвал в честь правившей тогда королевы озером Виктории.
В это время и начался многолетний спор между Спеком и Бартоном о местонахождении истока Пила. Спек утверждал, что крупнейшая река Африки вытекает из озера Виктории, а Бартон считал истоком Пила озеро Танганьика.
Эти споры разлучили бывших напарников. В очередную экспедицию Спек отправляется с Джеймсом Грантом. Он находит огромную реку, вытекающую на северном побережье озера. Теперь Спек не сомневался, что нашел истинный исток Пила. Но Бартон по-прежнему не соглашался с ним.
Их споры должна была разрешить научная дискуссия, которую организовали ученые Британии. Они предлагали Спеку и Бартону публично выяснить свои отношения. Встреча должна была состояться в английском городе Вате 15 сентября 1864 года. Однако за день до дискуссии во время охоты на куропаток Спек случайно застрелил себя выстрелом из собственного ружья.
Африка на многие годы стала для Бартона заповедным местом. Сюда он возвращался несколько раз, хотя его преследовали неудачи и беды. Однажды он чуть не погиб, когда копье туземца пробило ему челюсть.
Что же касается истока Нила, то Бартон так и не нашел его. Лишь много лет спустя было установлено, что начало этой великой реки находится в африканских болотах к востоку от озера Танганьика. Так что Бартон оказался в какой-то степени прав, не соглашаясь со Спеком.
В историю Мировой культуры Бартон вошел, конечно же, не своими иногда скандальными и сенсационными путешествиями, а прежде всего благодаря своим записям, в которых описывал быт и обычаи различных народов. Всего он написал 43 книги, большинство из которых представляли отчеты о его путешествиях.
Одновременно он переводил на английский язык неизвестные для европейцев тексты индийских и арабских литературных памятников: «Тысячу и одну ночь», «Кама-Сутру» и другие произведения. Переводы Бартона выполнены на высоком уровне и явились новым словом в востоковедении.
К сожалению, наследие Бартона не сохранилось. После его смерти жена уничтожила большую часть его бумаг. Кстати, такая же судьба постигла наследие другого деятеля культуры, Мольера, жена которого также сочла его черновики простым хламом.
Ричард Бартон (1821 — 1890) — английский писатель, переводчик, исследователь, путешественник. Обучался в Оксфорде, владел 35 языками, страстно любил путешествовать. В молодости он попал в Индию, вступив в ряды английской армии. После этого, выдав себя за местного жителя (не жаловал Восток европейцев), он начал свое путешествие Аравией, посетив много арабских городов, среди которых были и святые Мекка и Медина.
В компании Джона Спека в 1857 году Бартон решил найти легендарный источник восточного притока реки Нил, который назывался Белым Нилом. Спор между Спеком и Бартоном о том, где же расположен исток реки Нил, продолжался много лет. По мнению Спека, самая большая африканская река вытекала из озера Виктории. Бартон же считал, что исток в озере Танганьика. Они так устали спорить, что решили разойтись и путешествовать отдельно друг от друга. Чтобы все же разрешить эти споры, учеными Британии была организована научная дискуссия, которая должна была состояться в городе Вате 15 сентября 1864 года. Но всего за день до этого мероприятия Спек погиб, охотясь на куропаток.
Бартон не успокоился и много раз, подвергаясь опасности, навещал Африку, но там его ждали лишь неудачи. Позже другие открыватели установили, что Нил начинается в африканских болотах, восточнее озера Танганьика.
История Мировой культуры запечатлела Бартона не как скандального путешественника, а как автора записок, в которых он глазами европейца описал быт и обычаи разных народов, попадавшихся ему на пути. Всего таких книг 43.
Параллельно с написанием отчетов, Бартон делал переводы на английский язык тогда еще неизвестных европейцам текстов «Тысячи и одной ночи» и « Кама – Сутры», а также еще многих других произведений. Уровень переводов Ричарда Бартона был достаточно высоким. Можно только сожалеть, ведь работы Бартона не сохранились. Как только Ричард умер, его жена не оценила уровня значимости бумаг мужа и уничтожила их.
Краткая биография бартон
БАРТОН (Barton), Дерек
8 сентября 1918 г. – 16 марта 1998 г.
Нобелевская премия по химии, 1969 г.
(совместно с Оддом Хасселем)
Английский химик Дерек Харолд Ричард Бартон родился в Грейвзенде, на берегу Темзы, неподалеку от Лондона, в семье Уильямса Томаса Бартона и Мод (Хенриетты) Бартон. Получив начальное и среднее образование в тонбриджской школе, он стал посещать Джиллингемский технический колледж, однако в 1938 г. перешел в Имперский колледж науки и техники Лондонского университета, где в 1940 г. получил почетную степень (присуждается университетом за особые научные достижения без защиты диссертации.) бакалавра естественных наук, а в 1942 г. – докторскую степень по органической химии. В последующие два года он принимал участие в химических исследованиях, связанных с целями обороны, после чего недолгое время работал инженером-химиком и исследователем в бирмингемской компании «Олбрайт энд Уилсон».
По окончании войны, в 1945 г., Бартон стал ассистентом лектора на кафедре химии Имперского колледжа. Выделенная ему здесь в 1946 – 1949 гг. стипендия для проведения научной работы позволила Бартону осуществить исследование органических молекул, за которое он в 1949 г. вторично получил докторскую степень. На следующий год, работая внештатным лектором по химии природных соединений в Гарвардском университете, Бартон заинтересовался установлением точной конфигурации органических молекул.
К тому времени, когда Бартон приступил к своим исследованиям, химики умели классифицировать молекулы, исходя из двух фундаментальных характеристик: по их составу (т.е. по идентификации входящих в них атомов) и по их конфигурации (т.е. по установлению расположения атомов в молекуле, которое было либо симметричным относительно главной оси, либо асимметричным – левовращающим или правовращающим). Однако трехмерная структура молекул оставалась не совсем понятной. Ученые предвидели, что способность определять форму данной молекулы обеспечила бы их жизненно важной информацией о химическом поведении и характере вступления данной молекулы в реакцию с другими молекулами. Понимание структуры органических молекул представлялось особенно многообещающим, поскольку эти углеродсодержащие молекулы, которые легко соединяются с другими атомами, представляют собой химический материал живых систем.
Работая в Гарвардском университете, Бартон заинтересовался разными скоростями реакций у различных видов стероидов – важной группы органических соединений, которые преобладают в желчных кислотах, гормонах и других физиологических соединениях. Бартон задался вопросом о том, могут ли эти различия объясняться физическим строением молекул. В таких молекулах присоединенные друг к другу атомы углерода образуют замкнутую структуру, называемую кольцом. Было известно, что шестичленные углеродные кольца могут принимать конформацию (форму) ванны, когда происходит внутримолекулярное вращение при простой связи. При вращении в том же направлении энантиомера (зеркально отраженного шестичленного кольца) он принимает конформацию кресла. В проделанной ранее, но малоизвестной работе норвежский химик Одд Хассель доказал, что конформация кресла предпочтительна для шестичленных углеродных колец, поскольку она более энергетически выгодна из этих двух возможных конформаций.
Бартон знал об открытиях Хасселя и применил их при разработке своего метода для анализа структуры высокосложных органических молекул. Этот метод, известный в настоящее время как конформационный анализ, не только позволял уяснять и предсказывать поведение в различных условиях таких биологически важных молекул, как молекулы стероидов и углеводородов, но также открывал для химиков возможность изучения структуры больших молекул в трех измерениях.
По возвращении в Англию в 1951 г. Бартон стал работать в Беркбек-колледже Лондонского университета, где два года спустя он занял должность профессора органической химии. В 1955 г. он стал профессором химии королевской кафедры (заведующим кафедрой, учрежденной королем.) в университете Глазго. Здесь он применил метод конформационного анализа для исследования многих видов органических веществ, в т.ч. алкалоидов, класса сложных молекул, который содержит никотин и морфин.
С 1957 по 1978 г. Бартон был профессором органической химии в Имперском колледже науки и техники Лондонского университета. В эти годы он также часто читал лекции в США. Во время своего пребывания в Научно-исследовательском институте медицины и химии в Кембридже (штат Массачусетс) в 1960 г. он разработал метод инициирования химических реакций с помощью света, который получил известность как процесс Бартона. Этот процесс привел к синтезу альдостерона – гормона, который способствует регулированию содержания натрия и калия в почках.
В 1969 г. Бартону и Хасселю совместно была присуждена Нобелевская премия по химии «за их вклад в развитие конформационной концепции и ее применение в химии». В своей Нобелевской лекции Бартон проследил развитие конформационного анализа и описал его приложение в химии и биологии. «Интересно наблюдать, – сказал он в заключение, – как из желудя гипотезы вырастает дерево знаний».
Выйдя в отставку из Имперского колледжа науки и техники в 1978 г., Бартон стал директором Института химии природных соединений в Жиф-сюр-Ивете, во Франции. С 1960 г. его интерес к конформационному анализу сменился интересом к таким областям, как фотохимия и биосинтез.
В 1944 г. Бартон женился на Джит Кейт Уилкинс, которая родила ему сына. После того, как они разошлись, он заключил второй брак. На этот раз его избранницей стала Кристиана Коне, профессор французского лицея в Лондоне. Глубоко преданный научной работе, Бартон щедро делился своими знаниями, широко выступая с лекциями в США и Канаде. Ученый был удостоен большого количества наград. Среди них: медаль Кордей-Моргана Британского химического общества (1951), премия Фрицше (1956) и награда Роджера Адамса (1959) Американского химического общества, а также медаль Дэви (1961), Королевская медаль (1972) и медаль Копли (1980) Лондонского королевского общества. Бартон – член Лондонского королевского общества и Королевского общества Эдинбурга, а также иностранный член Американской академии наук и искусств. Он являлся обладателем почетных степеней Колумбийского, Оксфордского, Манчестерского университетов и многих других.
Тим Бертон
фотографии >>
биография
Тим Бертон
Родился 25 августа 1958 года в Бурбанке (штат Калифорния США).
Американский кинорежиссёр, мультипликатор и писатель, известный эксцентрик и эстет. Мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на чёрном юморе и макабрических элементах. Брат художника Дэниэла Бёртона. Один из знаковых режиссёров для представителей готической субкультуры.
В раннем возрасте проявились способности мальчика к рисованию. После окончания школы Бертон поступает в Калифорнийский Институт Искусств на факультет анимации.
Закончив институт, устраивается аниматором на киностудию Уолта Диснея, где принимает участие в работе над полнометражным мультфильмом Лис и гончая (1981).
Его первая самостоятельная работа – шестиминутный черно-белый мультфильм «Винсент» (1982), в котором Бертон отдает дань уважения своему любимому жанру ужасов и одному из ведущих актеров этого жанра Винсенту Прайсу. Винсент получает положительные отзывы на ряде фестивалей.
27-минутная художественная короткометражка «Франкенвинни» (1984) так и не была реализована ни на большом экране, ни на ТВ, так как цензоры посчитали ее чересчур мрачной для маленьких зрителей.
Тем не менее «Франкенвинни» увидел популярный в середине 1980-х телевизионный комик Пол Рубенс (работавший под маской по имени Пи-Ви Херман), который предложил Бертону стать режиссером его кинодебюта, киноленты «Большое приключение Пи-Ви» (1985).
Фильм неожиданно получает популярность у зрителей.
Бертону предоставилась возможность поработать над более значительным проектом для киностудии «Уорнер Бразерс» «Жучиный сок» (1988), комедия из жизни привидений, удостоенная премии «Оскар» за лучший грим. В «Жучином соке» уже отчетливо видны все основные мотивы творчества режиссера: создание удивительной, сказочной, намеренно «мультипликационной» реальности; обаятельный гротескный злодей, вызывающий подчас гораздо больше симпатии и сочувствия, чем якобы положительные герои; «черный» юмор по отношению к ограниченным обывателям.
На волне успеха этой ленты студия предлагает Бертону постановку кинокартины по мотивам легендарного комикса о похождениях супергероя Бэтмена, Человека-Летучей мыши. На постановку выделяется бюджет в 35 млн. долларов, на роль злодея Джокера приглашается Джек Николсон. На протяжении всего периода съемок вокруг «Бэтмена» пресса предсказывает фильму провал. Однако, выйдя на экраны в 1989 году, он становится лидером кинопроката. Мнения критиков о Бэтмене (фильм удостоен премии «Оскар» за работу художника-постановщика) разделились, но то, что создано крупное произведение искусства, не вызывало сомнений.
Следующая работа Бертона – грустная сказка «Эдвард руки-ножницы» (1990 )- рассказ о трогательном создании безумного мастера, который вызывал злобу у жителей захолустного городка из-за своей непохожести на них. На этом удивительно красивом, мудром, как все настоящие сказки, фильме Бертон впервые работает с молодым актером Джонни Деппом, ставшим затем его постоянным соратником. «Эдвард руки-ножницы» пользуется большим успехом как у зрителей, так и у критиков, многие из которых до сих пор считают его лучшим фильмом режиссера.
После «Эдварда» Бертон, видимо, поддавшись на уговоры руководства киностудии, берется за продолжение Бэтмена. Очевидно, что чистая развлекательность ему уже не интересна и «Бэтмен возвращается» (1992), несмотря на успех в кинопрокате выходит тяжеловесным, мрачным и печальным. Тем не менее гонорара Бертона за постановку второго «Бэтмена» хватает на то, чтобы реализовать его давнюю киномечту – создание полнометражного кукольного мультфильма, персонажи которого монстры «страшного» праздника Хэллоуин во главе с их королем Джеком Скелетоном, который решает прикинуться Санта-Клаусом. Хотя Бертон привлек в качестве режиссера своего друга, аниматора Генри Селика, уникальный «Кошмар перед Рождеством» (1993) по праву можно считать его фильмом. Эта технически новаторская работа была хорошо встречена зрителем и была выдвинута на «Оскар» за визуальные эффекты.
Увлечение Тима Бертона кинопродукцией т.н. группы «Б», процветавшей в США в 1950-1960-х привело к появлению, вероятно, его лучшего фильма. «Эд Вуд» (1994) – кинобиография Эдварда Вуда-младшего, постановщика малобюджетных фантастических кинолент и фильмов ужасов (он признан кинокритиками США «худшим режиссером всех времен»). Тончайшая стилизация, великолепные актерские работы Джонни Деппа и Мартина Ландау и искренняя любовь Бертона к своим несчастным персонажам, превратили «Эд Вуд» в настоящее произведение искусства. Несмотря на провал в кинопрокате, фильм удостаивается «Оскаров» за лучшую роль второго плана (Ландау) и лучший грим.
Все следующие работы Бертона – стилизации. «Марс атакует» (1996) – под ту же, что и «Эд Вуд», продукцию группы «Б». «Спящая лощина» (1999) – экранизация рассказа Ирвинга о всаднике без головы под киноленты британской киностудии «Хаммер», выпускавшей фильмы ужасов.
В 2001 году Бёртон приступает к съёмкам римейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». В этот момент Бёртон увлекается английской актрисой Хеленой Бонэм Картер. Их союз с Лизой Мэри распадается.
В октябре 2001 Бёртон обручился с Бонэм Картер. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собирает только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, однако большинство критиков называют новый фильм Бёртона худшим из когда-либо им снятых.
Внезапная смерть обоих родителей (в конце 2002 начале 2003) и последующее рождение (4 октября 2003) сына Билли Рэя найдет отражение в самом противоречивом его фильме «Крупная рыба». Необычная для всего остального творчества Бёртона «Рыба» послужила почвой для слухов и домыслов в прессе о творческом кризисе режиссёра.
Однако эти слухи были развеяны двумя последующими картинами: «Чарли и шоколадная фабрика» по повести для детей Роальда Далла и кукольным мультфильмом «Труп невесты» (2005).
В них к Бёртону вернулась свойственная ему мрачная манера повествования, а самим фильмам сопутствовал значительный кассовый успех. В этом же году он номинирован на Оскар за «Труп невесты».
Летом 2006 года Бартон пытается реализовать давнюю задумку о экранизации истории авантюриста и естествоиспытателя Александра Рипли. Проект получает название «Верю — Не верю». Однако из-за проблем с превышением бюджета проект сначала был отложен, а затем и вовсе перепоручен другому режиссёру. Тим Бёртон поначалу остается лишь в качестве продюсера, а затем, октябре 2008 и вовсе покидает проект.
Тогда же, в 2006 он пробует себя в качестве клипмейкера — режиссирует музыкальный видеоклип на песню «Кости» группы The Killers.
В конце октября 2006 компания Warner Bros выпускает повторно мультипликационный фильм «Кошмар Перед Рождеством» в стереоскопическом изображении (3D). Попутно переиздается двойной диск с расширенным саундтреком к фильму. Позднее появляется официальное заявление компании Дисней, о ремастеринге для 3D «Винсента».
В 2006—2007 годах Бёртон предпринимает попытку кино-постановки мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». 5 сентября того же года им получена специальная награда венецианского кинофестиваля — Золотой лев за достижения в жизни и творчестве, там же, в рамках объявленного Дня Бёртона демонстрируется 8-минутный (вопреки объявленному 10-ти минутному) отрывок из будущего фильма.
Двумя неделями ранее пара Бёртон-Бонэм Картер официально объявляет о второй беременности Хелены- дочь Бёртона появляется на свет ночью 15 декабря 2007.
В конце октября 2007 Warner Bros. анонсировала запуск нового фильма «Подмастерье призрака» по одноименному детскому историческому роману Джозефа Дилейни, с Бёртоном в качестве режиссёра. В конце марта 2008 Бёртон был отозван с проекта по причине занятости.
В ноябре 2007 студия Дисней объявляет о своем намерении задействовать Бёртона в двух 3D-анимационных проектах: постановке «Алисы в Стране Чудес» и римейке его собственного фильма «Франкенвини». Бёртон пожелал выступить не только режиссёром, но продюсером и соавтором сценария новой версии «Франкенвини».
В начале 2008 года Бёртон высказывается о его женитьбе на Бонэм-Картер, которая может состоятся в самое скорое время. Позднее пара продает свои апартаменты в Лос-Анджелесе (США) и окончательно переезжает в Лондон (Великобритания).
В октябре 2008 Бартон был удостоен почетной награды Scream Awards за вклад в развитие жанра фильмов ужасов.
Бартон Ричард
Краткие содержания
(1821 — 1890)
Ричард Бартон является английским писателем, переводчиком и исследователем. На протяжении жизни он был не только образованным человеком, но и прославленным путешественником. Точно не известно сколько языков знал Бартон. В то время, когда он начинал учебу в университете Оксфорда, он уже мог разговаривать на 6 языках. Позже стало известно, со слов самого Бартона, что он знал 29 языков.
Путешествия были у него крови. В молодости, Бартон, будучи в рядах английской армии, попал в Индию. Таким образом, изображая из себя местного, он направился в увлекательное путешествие по Саудовской Аравии. В те годы отношение к иностранным путешественникам было предвзятым, и жителям Европы было запрещено путешествовать по Востоку. Поэтому Ричард Бартон вынужден был переодеться в восточные одежды для того чтобы выглядеть как житель Афганистана. По этой причинБлагодаря этому Бартон посетил множество городов, которые не мог увидеть ни один житель Европы. Ему даже удалось созерцать такие святыни, как Мекка и Медина.
В 1857 Бартон, вместе с офицером Джоном Спеком, который также являлся великим исследователем, отправились на поиски известного Белого Пила. О местонахождении истока этой реки ходили настоящие легенды. Одна из таких легенд гласила о том, что свое начало Белый Пил берет на небесах.
Оба путешественника-исследователя отправились на остров, недалеко лежащий от Танзании — Занзибар, после чего переправились на континент Африка, и далее продвинулись на восток.
В связи с тем, что болезни и усталость часто настигали путешественников, они часто делали остановки. В 1858 году путешественники стали первыми жителями Европы, которым удалось увидеть озеро Танганьика. Здесь, тяжелая болезнь подкосила Бартона, и он был вынужден остаться в лагере для получения необходимого лечения. Именно отсюда Спек отправился в путешествие один. Спустя 3 недели, он добрался до самого большого озера в Африке, которое назвал в честь правящей королевы Виктории. Именно тогда и начался спор между Бартоном и Спеком, который длился долгие годы. Спор заключался в выявлении местонахождения истока Белого Пила. Спек утверждал, что Пила берет свои истоки в Виктории, а Бартон говорил о том, что Пил течет из Танганьики. Эти утверждения разрушили отношения между путешественниками. В следующую экспедицию Спек направился с Грантом. Они нашли реку, огромных размеров, которая вытекала на северное побережье острова Виктория. После этого, Спек был окончательно убежден в том, что нашел исток Белого Пила. Однако Бартон все же был не согласен с ним.
Экспедиция, организованная британскими учеными, разрешила спор между Спеком и Бартоном. Было выдвинуто предложение решить их спор публично. Встреча должна была проходить в городе Вата, 15 сентября 1864. Но этого не произошло, поскольку за день до встречи во время охоты Спек случайно застрелился собственным ружьем.
На протяжении многих лет Африка представляла для Бартона поистине заповедное место. Он возвращался сюда снова и снова, хотя его часто настигали беды. Оджнажды он чуть не умер от того, что туземец пробил ему челюсть копьем.
Касаемо истока Белого Пила — Бартону так и не удалось отыскать его. Однако спустя годы, было все-таки определено, что Пил берет свои истоки в болотах, которые расположены на востоке озера Танганьика. Таким образом, Бартон был практически прав относительно своего спора со Спеком.
Место в истории мировой культуры Бартону обеспечили не его путешествия, а прежде всего, его записи, которые он вел об обычаях и быте других народов. Бартоном было написано 43 книги, большая часть из них представляла отчеты о его кругосветных путешествиях.
Наряду с этим, Бартон переводил для европейских жителей тексты памятников Индии на английский язык (например, «Тысяча и одна ночь»). Его работы по переводам имели высокий уровень, и представляли собой новое слово в востоковедении.
Однако ничего из наследия Бартона не было сохранено. После того, как он умер, его жена уничтожила практически все его бумаги. Жена другого выдающего человека Мольера поступила так же, уничтожила все его наследие, поскольку считала, что все эти бумаги просто хлам.
Тим Бёртон
Биография
Тим Бёртон — американский режиссер, сценарист и мультипликатор, работающий в стиле макабрической готики и отдающий предпочтение сказочным сюжетам с элементами трагикомедии и черного юмора.
Детство и юность
Тимоти Уолтер Бёртон, более известный как Тим Бёртон, появился на свет в августе 1958 года в калифорнийском городке Бёрбанк. У него было не очень радужное детство, но именно эти годы и оставили решающий отпечаток на творчестве кинематографиста, привнеся в него черный юмор и макабрические элементы.
Семья Бёртон, где также подрастал младший сын Дэниэл, жила в достатке. Отец Билл, в прошлом спортсмен-бейсболист, вместе с супругой Джин владел сувенирным магазинчиком. Тим держался обособлено от других детей, не любил шумные компании. Время проводил в своей комнате, где почему-то были замурованы и превращены в узкие щели окна.
Тимоти читал Эдгара Аллана По, рисовал и посещал кинотеатр, смотрел преимущественно фантастику и «ужастики». Больше всего парня вдохновляли работы Роальда Даля и Теодора Гайзеля (Доктор Сьюз), которые оказали существенное влияние на режиссера.
Happy Birthday to Tim Burton — What is your favorite Tim Burton movie?
Неподалеку от дома Бёртонов находилось муниципальное кладбище. Кроме него, по соседству с жилищем Тима располагались офисы киностудий «Уолт Дисней», «Коламбия пикчерз» и «Уорнер бразерс». Можно сказать, это и была аллегорическая «картинка» всего дальнейшего творчества мрачного гения, создавшего «Эдварда Руки-ножницы». В ленте автор передал специфический взгляд на родные места.
В 1976 году Тим Бёртон покинул неуютный городок и отправился в Санта-Клариту, где располагался Калифорнийский институт искусств, основанный Уолтом Диснеем. Здесь будущий режиссер и мультипликатор постигал азы и тонкости профессии.
В студенческие годы Тим создал несколько рисованных фильмов. В их числе — «По следам монстра-сельдерея», который обратил на себя внимание представителей «Диснея». В 1979-м Бёртона приняли в студию, где он несколько лет работал аниматором и дизайнером мультипликационных персонажей.
Фильмы
Фильмография Тима Бёртона начала пополняться после того, как он снял дебютные короткометражки. Это были 6-минутный мультфильм «Винсент» и короткометражный анимационный проект «Франкенвини». Последний студия не решалась выпускать на экраны 8 лет, считая сценарий о мертвом любимце несовместимым с имиджем Уолта Диснея.
В молодости Тим также претендовал на роль режиссера популярного фильма ужасов «Гремлины», но Люк Бессон не рискнул нанимать специалиста практически без опыта работы.
Бёртон отправлял копии «Франкенвини» в другие студии и сумел привлечь внимание известного американского продюсера и артиста-комика Пола Рубенса. Он доверил Тиму снять полнометражную картину «Большое приключение Пи-Ви». Фильм обрел успех, в том числе коммерческий. Во время работы над ним Тим познакомился с композитором Дэнни Элфманом, впоследствии постоянно сотрудничавшим с Бёртоном.
Первый успех подтолкнул компанию «Уорнер бразерс» доверить Тиму экранизацию комикса о Бэтмене. Тогда же режиссер снял сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и выпуск «Горшок» для телевизионного сериала «Альфред Хичкок представляет».
В 1988 году на экраны вышел фильм ужасов с элементами мистики «Битлджус», вошедший в список 500 лучших «ужастиков» мира. Картина получила «Оскар» за лучший грим. Лента показывает классический для жанра сюжет: призраки, прикованные к дому, пугают новых хозяев жилья, но необычность проекту придали нестандартная точка зрения Бёртона и яркая игра Майкла Китона.
Главные герои — не новые жильцы, страдающие от полтергейстов, а старые хозяева, недовольные тем, что родной дом перестраивают. Есть в сюжете и обращение к экзорцисту, но прибегают к его помощи сами призраки, а загробный экзорцист специализируется на изгнании живых людей из дома.
В следующие 2 года зрители увидели новые творения от Тима, которые принесли ему мировую славу. Это «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается». Названные фильмы положили начало возрождению «бэтменианы» в кинематографе и создали славу режиссеру как лучшему создателю голливудских блокбастеров.
В десятилетие, завершившее ХХ век, кинематографическая биография Бёртона развивалась стремительно, достигая вершин киноолимпа. В этот период у знаменитости появились любимчики среди актеров. Это эксцентричные Хелена Бонэм Картер и Джонни Депп.
В 1990 году на экраны вышел кинохит «Эдвард Руки-ножницы», первая лента Тима с Джонни Деппом в главной роли. Фильм снят в жанре фантастической притчи. Обрамляющей историей является сказка о том, почему идет снег, которую бабушка рассказывает внучке. Внутренний сюжет показывает жизнь искусственно созданного человека с ножницами вместо пальцев рук.
Сюрреалистическая легенда пронизана проблемами принятия, жестокости общества и другими социальными проблемами. При этом у картины нет явного хеппи-энда. Интересно, что задумка сценария восходит к рисунку, который Бёртон создал в подростковом возрасте. К персонажу Эдварду Тим испытывает особые чувства, называя «кем-то вроде любимой собаки».
В 1996 году прошел показ двух лент Тима — фэнтезийного мюзикла «Джеймс и гигантский персик» и научно-фантастической комедии «Марс атакует». Последняя завоевала любовь зрителей по всему миру благодаря сатирическому черному юмору. На съемочной площадке работали такие звезды, как Дэнни Де Вито, Джек Николсон, Сара Джессика Паркер, Натали Портман и другие голливудские актеры.
В 1999 году Тим снова снял Джонни Деппа в своем проекте, на этот раз в готическом фильме ужасов «Сонная Лощина». Сюжет основан на знаменитом рассказе «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, но достаточно вольно обходится с содержанием новеллы. Депп исполнил роль молодого констебля, который приезжает в деревню Сонная Лощина расследовать убийства, якобы совершенные мистическим Всадником без головы.
В 2001 году режиссер снял в кино и жену. В фантастическом боевике «Планета обезьян» Хелена Бонем Картер перевоплотилась в Ари. Но не стоит считать, что Бёртон дал роль возлюбленной только из-за связывающих их отношений. На момент съемок Хелена уже была успешной актрисой и звездой с мировым именем. Популярность британке принесла роль Марлы в вышедшем за 2 года до этого психологическом триллере «Бойцовский клуб».
«Планета обезьян» тоже вольная экранизация, основой для картины выступил одноименный роман французского писателя Пьера Буля. Лента получила смешанные отзывы фанатов и критиков. С одной стороны, проект наградили такими премиями, как «Сатурн» и «Грэмми» (за саундтрек Дэнни Эльфмана), а с другой — дали три «Золотые малины».
В новом веке Бёртон продолжил радовать поклонников новыми хитами. На экранах появлялись признанные зрителями и критиками фильмы с полюбившейся публике «бёртоновской» атмосферой мрачноватого безумия.
В 2003 году вышла трагикомедия по роману Дэниела Уоллеса «Крупная рыба». Лента погружает в фантастическую сказку и раскрывает взаимоотношения отца и сына. Проект нашел отклик в сердцах почитателей творчества режиссера и завоевал множество кинонаград.
Трейлер мультфильма Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством»
Через 2 года состоялась премьера комедии «Чарли и шоколадная фабрика», где главную роль уже привычно сыграл Джонни Депп. Работа основана на одноименной повести Роальда Даля. В картине рассказывается о чудесной шоколадной фабрике и ее эксцентричном владельце, который вложил в шоколадки пять золотых билетов — пропуск на уникальную экскурсию по фабрике.
Несмотря на то, что фильм снят как сказка и обладает традиционной сказочной моралью о важности семьи в жизни каждого человека, сюжет изобилует достаточно жестокими сценами. Вместе с Деппом на первом плане играл юный Фредди Хаймор.
Более «кровавым» стал следующий шедевр — мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», снятый в стиле макабрической готики. Сценарий основан на литературе XIX века, но споры о том, жил ли Суини Тодд на самом деле или является полностью вымышленным персонажем, до сих пор ведутся.
Суини Тодд — бывший заключенный, которого осудили по ложному обвинению. Герой возвращается в родной город, где открывает цирюльню, под прикрытием которой жестоко убивает тех, кто был причастен к клеветническому суду.
Жизнь одного из самых известных режиссеров фильмов ужасов
В день рождения Тима Бёртона
Если Вам не хватает адреналина и сильных эмоций, а возможности отправиться на прогулку нет, то советуем пересмотреть фильмографию Тима Бертона. Работы, которые режиссировал Бертон, перевернут ваше представление о фильмах ужасов.
25 августа 1958 года родился американский кинорежиссер, продюсер, писатель и мультипликатор, автор современного зрелищного кино основанного на мракобесии и черном юморе – Тимоти Уолтер Бертон. Его родители Билл и Джин Бёртон (Эриксон), владельцы небольшого магазина сувениров Cats Plus, в котором продавались вещи, связанные с кошачьей тематикой.. Детские годы культового мастера прошли в небольшом городке в Калифорнии. Семья Бертона была далека от искусства, только он и его брат – Дэниэл Бертон, известный художник, смогли стать людьми, которые прославились на весь мир. В раннем возрасте Тим чувствовал себя одиноким ребенком, он не играл во дворе, как все мальчишки, общению со сверстниками он предпочитал панк- музыку и походы в кино. В юности он увлекался водным поло и играл за школьную команду. Одно из его главных хобби-рисование. Восприятие Тимом своей маленькой родины отразилось в фильме «Эдвард руки-ножницы».
« Помню, сижу в школе и слышу, как учитель говорит: дескать, вот этот парнишка глуп. На самом же деле он вовсе не глуп, а наоборот — гораздо умнее и задорнее многих других, просто он не соответствует представлениям этого учителя о хорошем ученике. Я попал в число странных, потому что был тих, погружен в себя. Разбить людей на категории очень легко, даже в Голливуде. Сплошь и рядом мне приходится сталкиваться с актерами, которых зачислили в драматические, поэтому, мол, они не способны сделать то или другое. Не знаю, почему так происходит, ведь никому не нравится подобная предвзятость. Все это очень прискорбно, поскольку подрывает у людей веру в себя. Если кто-то отнес тебя к определенной категории, тебе и самому начинает казаться, что на другое ты не годен. Особенно часто такое бывает, если человек замкнут или его воспринимают не похожим на других» — делился воспоминаниями Тим.
Так проходит его детство, а после окончания школы юноша поступает в Калифорнийский институт искусств на факультет анимации, где воплощает свое хобби в основное занятие, Бертон продолжает рисовать и придумывать истории для мультипликационных и художественных фильмов. Его работы, созданные во время обучения, считаются утерянными. Вместо написания учебных работ студент создавал короткометражные фильмы.
Сразу же после окончания университета и получения диплома Бертона заметил Уолт Дисней и пригласил его работать в свою студию на должность дизайнера персонажей, а после и на аниматора. Работа на студии оказалось сложной, молодого человека несколько раз выгоняли оттуда, а после приглашали еще. За время работы в студии Бертон принял участие в создании многих фильмов: «Трон», «Властелин колец», «Лис и пёс», «Чёрный котёл». Много позже Тим Бертон в интервью сравнивал работу в студии «Дисней» со службой в армии. Ему было сложно свыкнуться с требованиями корпорации.
«Франкенвини», созданный режиссером в 1984-м году, не был выпущен в прокат, так как руководители студии посчитали его не попадающим в привычный формат мультфильмов студии «Дисней», руководство считался работу слишком мрачной, хотя именно в этом заключается особенность творчества Тима Бертона. Несмотря на это, «Франкенвини» в виде промо-копий для студий попал в руки комику Полу Рубенсу, который оценил талант и нестандартный взгляд Бертона на окружающую действительность. Именно благодаря Рубенсу Бертон получил заказ на съемку своего первого полнометражного фильма снять «Большое приключение Пи-Ви».
Все дальнейшее творчество Тима Бертона делят на два больших периода. Считается, что женщины Тима оставляли огромный след на его работах. Первый период является влиянием бывшей танцовщицы стриптиза Лизы Мэри, художницы, а впоследствии и актрисы, с которой режиссёр долгое время встречался, обручился в начале 1992 и прожил вместе вплоть до 2001 года. За это время были сняты наиболее показательные для творчества Бёртона фильмы: «Эдвард руки-ножницы» , «Эд Вуд» ,«Сонная Лощина» . Именно фильм «Эдвард Руки-ножницы» дает начало не только длительного сотрудничества Бёртона с актёром Джонни Деппом, но и сильной дружбы. Депп возглавляет список актёров, постоянно снимающихся у Бёртона, многие считают Деппа, как альтер-эго Тима. Джонни является крёстным отцом обоих детей Тима Бёртона и Хелены Бонем Картер.
Первый большой успех пришел к Бертону с фильмами «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.), возродившими «бэтмениаду» как культурное явление 1990-х годов.
В 2001 году берут начало съемки ремейка фантастической картины 1968 года «Планета обезьян». Бертон вкладывает душу в работу и в этот момент он увлекается английской актрисой Хеленой Бонем Картер. В октябре 2001 пара обручилась. Вышедшая в прокат в июле того же года «Планета обезьян» собрала только в США 180 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов, нельзя не отметить тот факт, что успех картины заслуга не только Бертона, но и появление в его жизни второй жены. После начала отношений с Хеленой Бонем Картер, Тим объединил свой и её дом, стоящие по соседству, в один посредством подземного туннеля.
Через 2 года 4 октября у влюбленной пары родился сын Билли Рэймонд Бёртон, которого назвали в честь дедушки Тима. Второй ребенок появился на свет 15 декабря 2007 года, у них родилась дочь — Нелл Бёртон.
В период двухтысячных Тим Бёртон снимает такие фильмы как: «Чарли шоколадная фабрика» и кукольный мультфильм «Труп невесты», а чуть позже «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Карьера на взлёте, и «из-под пера» выходят такие шедевры, как «Алиса в Стране чудес», Мрачные тени», «Франкенвини», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Дамбо».
В октябре 2008 года Бёртон получил почётную награду Scream за вклад в развитие жанра фильмов ужасов. Тим Бёртон был признан Entertainment Weekly 49-ым величайшим режиссёром всех времён, причём был самым молодым в этом списке. В 2010 году стал офицером французского ордена Искусств и литературы.