Краткая биография аретино

Краткая биография аретино Биография Пьетро Аретино (Pietro Aretino) Пьетро Аретино (Aretino) (20.4.1492, Ареццо, - 21.10.1556, Венеция), итальянский писатель и публицист. В бытовых комедиях

Краткая биография аретино

Краткая биография аретино

Биография Пьетро Аретино (Pietro Aretino)

Пьетро Аретино (Aretino) (20.4.1492, Ареццо, — 21.10.1556, Венеция), итальянский писатель и публицист. В бытовых комедиях в прозе: «Кузнец» (1533), «Придворная жизнь» (1534), «Таланта» (1542), «Лицемер» (1542), «Философ» (1546) Аретино выводит галерею типов, представляющих разные слои феодально-католического общества, критикуя его устои с позиций свободомыслия, характерного для эпохи Возрождения. Европейскую славу создали Аретино пять его «Диалогов», три из которых получили в печати название «Рассуждений» (изд. 1534, 1536, 1539). Два «Рассуждения» посвящены нападкам на пороки женщин, третье — цинично живописует придворные нравы. Стихотворные и прозаические памфлеты (в форме «предсказаний») Аретино направлены против государей и политических деятелей. Своими испепеляющими сатирами он стяжал славу «бича государей» и отца современной журналистики. Особый интерес представляет его переписка (около 3300 писем), дающая картину общественной и культурной жизни Италии 1-й половины 16 века (главным образом 1525-1556). В 1558 году сочинения Аретино были внесены Ватиканом в индекс запрещенных книг.

Большая советская энциклопедия.
Н. Б. Томашевский.

Пьетро Аретино (Pietro Aretino) (1492-1556), итальянский писатель эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 года в Ареццо (Тоскана) в семье сапожника. Не получил систематического образования. В четырнадцатилетнем возрасте ушел из дома; вел бродячую жизнь; перепробовал самые различные занятия (был погонщиком мулов, уличным певцом, даже помощником палача). Некоторое время учился в университете в Перужде (Умбрия), но был исключен за вольнодумство; пытался стать живописцем. В 1516 году приехал в Рим. Своей едкой сатирой «Завещание слона» привлек внимание папы Льва X (1513-1522) и удостоился его покровительства. В правление Адриана VI (1522-1523) сочинил несколько пасквинат (небольших сатирических памфлетов) против ряда влиятельных лиц и самого папы, впал в немилость и бежал в Мантую. Вернулся в Рим после воцарения нового папы Климента VII (1523-1534), однако, несмотря на его благоволение, в 1525 году был вынужден покинуть Вечный город из-за враждебности, вызванной его слишком фривольными стихами. Поступил на службу к кондотьеру Джованни Медичи дель Банде Нере. В 1525-1526 годах написал свою первую комедию «О придворных нравах», высмеивающую папский двор. После смерти Джованни Медичи в 1527 году обосновался в Венеции, где создал свои основные сочинения, прежде всего комедии «Кузнец» (пародия на сам комедийный жанр), «Лицемер» (прообраз мольеровского «Тартюфа»), «Философ» (гротескное изображение гуманистической учености) и трагедию «Горация» на известный сюжет из Тита Ливия о поединке Горациев и Куриациев. Благодаря своему острому перу приобрел чрезвычайную популярность в Италии. Хотя имел прозвище «бич государей», пользовался покровительством сильных мира сего — германского императора Карла V и его наместников в Италии, семьи Медичи, герцога Урбино, князя Салерно, маркиза Дель Васто. Получая от них щедрые денежные подарки и беззастенчиво торгуя панегириками и эпиграммами (Тациан назвал его «кондотьером от литературы»), жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Канале-Гранде; поддерживал дружеские отношения со многими видными итальянскими художниками — Тицианом, Сансовино, Вазари, Джулио Романо. Умер 21 октября 1556 года в Венеции от сердечного приступа. Сочинения Аретино были внесены Римом в Индекс запрещенных книг.

Пьетро Аретино считался ведущим итальянским писателем своего времени. Он творил в самых разных жанрах, прежде всего в сатирическом и комедийном. Кроме пасквинат, он оставил после себя героико-комическую поэму «Орландино», в которой осмеивал рыцарство, пародию на астрологические гороскопы «Предсказания», сатирические диалоги — «Рассуждения» (1532-1534), «Диалог о дворе» (1538), «Диалог об игре» (1545). Среди его пяти комедий лучшими являются «О придворных нравах» (1526), «Кузнец» (1533) и «Философ» (1546). Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической «ученой комедии» и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино — натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего «позорного века» с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа — мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы.

Единственная трагедия Аретино — «Горация» (1546) — занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно.

Аретино также писал по заказу сочинения на религиозные темы, в первую очередь романизированные жития — «Вочеловечнный Христос» (1535), «Житие Св. Екатерины» (1540), «Житие Св. Девы» (1540), «Житие Св. Фомы Аквинского» (1543). Из под его пера вышли многочисленные поэтические произведения — капитоли, канцоны и сонеты, а также эпическая поэма «Марфиза» (были опубликованы только три ее первые песни). Значительный интерес представляет обширное эпистолярное наследие Аретино (шесть томов), в котором, помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия).

Комментарии к статье:

Автор: Цитаты
Дата: 2016-04-15 20:15:59

Риторика на конце языка у всякого, кто любит, кто обманывает и кто нуждается.

Мир теперь находит менее утомительным быть злым, чем добрым.

Именно в борделе особенно ценят приличие.

Я люблю вас, и потому вы скорее станете ненавидеть меня за открытую вам правду, чем обожать за произнесенную мною ложь.

Логиш С. В. Сборник статей.
Пьетро Аретино

Библиотека итальянской литературы — 16 век

Пьетро Аретино

PIETRO ARETINO — ПЬЕТРО АРЕТИНО

Итальянский писатель, поэт и драматург. Рродился 19 апреля 1492 в г. Ареццо. Его настоящая фамилия, возможно, Дель Тура , но он сам взял себе псевдоним, с которым станет знаменитым, чтобы не вспоминать о нелюбимом отце (вероятно, тот был сапожником и бросил жену и сына). Воспитанием Аретино занималась мать, образования он не получил, формирование его взглядов не испытало значительного влияния гуманистических идеалов 15 в.

В 1506 г. он переезжает в Перуджу, где пишет свои первые стихотворения и занимается живописью, которую затем оставит, — эти занятия, тем не менее, повлияли на формирование художественного вкуса будущего писателя. В 1517 г. он отправляется в Рим, становится знаменитым как автор резких сатирических стихотворений («пасквинат»), направленных против различных высокопоставленных личностей, в особенности против папы Адриана VI, голландца по происхождению. Из-за них он вынужден уехить из города и найти прибежище в Мантуе, у герцога Федерико Гонзага. В Рим он сможет вернуться только в 1523 г., после избрания папы Климента VII (Джулио де Медичи), однако сразу же резкая сатирическая направленность его произведений вызывает острую полемику и порождает интриги. В 1517 г. Аретино пишет комедию «Фарс» («Farza»), за ней следует «Придворная жизнь» («La cortigiana», 1525) и «Развратные сонеты» («I sonetti lussuriosi», 1526), неприличный тон которых становится причиной столь сильного скандала, что приводит к покушению на жизнь автора. Аретино вновь вынужден уехать из Рима, теперь уже навсегда. Он поступает на службу к близкому дому Медичи кондотьеру Джованни делле Банде Нере, командующему итальянскими войсками в Коньякской Лиге, а после его смерти уезжает сначала в Мантую, а затем в Венецию.

С переездом в Венецию происходит значительное изменение и в привычном укладе жизни Аретино, и в его литературном творчестве. Венецианская республика – это не дворы Северной и Центральной Италии, и это позволяет автору писать свободно, не завися от того или иного мецената либо правителя, выбирая по своему усмотрению темы и стилистику собственных произведений, работая в различных жанрах. Аретино поддерживает тесные контакты с издателями, сразу же уловив важность печатного издания для распространения литературных произведений среди широкой публики. В многочисленных сатирических произведениях и в переписке (его эпистолярное наследие составило более 3300 писем) Аретино беспощаден в своей критике власть имущих, причем ему не чужды клевета и шантаж. Очень быстро Аретино становится состоятельным, знаменитым и уважаемым человеком. Его дом на Большом канале посещают самые известные государственные мужи, художники и писатели того времени, в числе которых были Тициан, Сансовино, Пьетро Бембо. Среди почитателей творчества писателя – французский король Франциск I и император Карл V, политикой которого Аретино открыто восхищался. Конечно же, многочисленны и соперники: Франческо Берни, Антон Франческо Дони (1513-94) и Никколо Франко (1515-1570).

Читайте также  Краткая биография хеммет

За период с 1533 до 1546 гг., кроме четырех комедий («Кузнец» — «Marescalco»; «Таланта» «La Talanta»; «Лицемер» — «Lo Ipocrito»; «Философ» — «Il Filosofo») Аретино создает также «Рассуждения Нанны и Антонии» («Il Ragionamento della Nanna e dell’Antonia»), «Диалог» («il Dialogo»), «Придворные рассуждения» («il Ragionamento delle Corti»,1538) и трагедию «Горация» («Orazia»). Кроме этого, он пишет сочинения религиозного характера, произведения на рыцарскую тематику либо пародируя рыцарство. Умирает Аретино в 1556 г., будучи одним из самых знаменитых, могущественных и почитаемых литераторов своего времени, которого Ариосто назовет «бичом князей, божественным Пьетро Аретино» (“il flagello / de’ Principi, il divin Pietro Aretino”).

© С. В. Логиш, 10. 02

Opere / Произведения

— La cortigiana / Придворная жизнь

— Il marescalco / Кузнец

— La Talanta / Таланта

— Lo Ipocrito / Лицемер

— Il Filosofo / Философ

— La Marfisa / Mарфиза

— Il Ragionamento della Nanna e dell’Antonia / Рассуждения Нанны и Антонии

— Il Dialogo / Диалог

— Il Ragionamento delle Corti / Придворные рассуждения

— Dubbi amorosi / Любовные сомнения

Materiale critico / Критические материалы

— А. К. Дживелегов. Очерки итальянского Возрождения. Пьетро Аретино

Пьетро Аретино
Pietro Aretino

Итальянский писатель позднего Ренессанса. Сатирик. Публицист и драматург. Ведущий автор своего времени. Благодаря своим сатирам заработал прозвание «бич государей, божественный Пьетро Аретино». Считается исследователями предтечей и основателем европейской журналистики.

Пьетро Аретино родился 20 апреля 1492 года в городе Тоскана, Италия. Появился на свет в семье башмачника. Образования практически не получал, а в 14 лет ушел из дома, бродяжничал. Сменил ряд ремесел — был уличным певцом, погонщиком мулов, подручным палача, по некоторым данным — галерным рабом. Затем некоторое время изучал искусство в Перудже, но был изгнан после того, как изобразил Деву Марию с лютней в руках. В Венеции в 1512 году Пьетро Аретино опубликовал свой первый сборник.

Аретино перебрался в Рим в 1516 году. Здесь была опубликована его остроумная сатира «Завещание слона». Эта сатира привлекла внимание папы Льва X, против которого она и была направлена. Лев X порешил, что таких остроумных врагов лучше превратить в слуг и нашел Аретино место при своем дворе.

После его смерти в 1521 году Аретино направил свое саркастическое перо против кардинала Джулио Медичи, впоследствии папы Климента VII, написав несколько язвительных поэм. Их тексты вывешивались на статуе Пасквино в Риме, близ площади Навона. Но с Медичи такая игра ему не принесла успеха. Вскоре был вынужден бежать из города, несколько его крайне непристойных сонетов истощили терпение недоброжелателей.

Он перебирается в Венецию. Здесь Аретино написал и опубликовал большую часть своих произведений, лучшая из них — «Комедия о придворных нравах» была опубликована в 1526 году. Пьетро Аретино был чрезвычайно плодовитым писателем, работавшим во множестве жанров.

Пьетро Аретино скончался 21 октября 1556 года в Венеции. Через два года после смерти писателя, в 1558 году, все сочинения Аретино были занесены в Индекс запрещенных книг по доносу его врагов, обвинивших его в еретических высказываниях и мнениях.

Творчество Пьетро Аретино

Поэзия

«Новое собрание творений плодовитейшего юноши Пьетро, художника-Аретинца» («Opera Nova del fecundissimo giovene Pietro pictore Aretino», 1512)

неоконченная эпическая поэма «Марфиза», опубл. в 1535 три первые песни. Продолжение «Неистового Роланда» Ариосто.

сборник стихов «Стансы во славу Сирены» («Stanze in lode della Sirena», 1536)

Sonetti lussuriosi (т. н. Позы Аретино)

«Любовные сомнения» (Dubbi amorosi)

«Орландино» (Orlandino), героико-комическая поэма, где осмеивалось рыцарство

Пьесы

«Комедия придворных нравов», первый вариант соч. в 1525, опубл. 1970; второй вариант опубл. в 1534. В пьесе высмеивается папский двор. Она представляет собой пародию на «Придворного» («Il Cortigiano») Бальдассаре Кастильоне: сиенский дворянин приезжает в Рим. Он желает завести любовницу, но выясняется, что его избранница согласна покориться только «придворному». Некий шарлатан берется научить его науке — лгать, льстить и сидеть часами перед зеркалом.

«Кузнец» («Il Marescalco»), опубл. в 1533. Пародия на сам комедийный жанр

«Таланта» («La Talanta»), 1542

«Лицемер» («Lo Ipocrito»), 1542. Прообраз мольеровского «Тартюфа»

«Философ» («Il Filosofo»), 1546 Гротескное изображение гуманистической учености, драматизация новеллы Боккаччо об Андриуччо («Декамерон», II, 5), а герой этой авантюрной истории даже носит имя «Боккаччо».

«Гораций» («Orazia»), 1546. На сюжет из Тита Ливия о поединке Горациев и Куриациев.

Прочее

Памфлеты (giudizii), «Предсказания», пародия на астрологические гороскопы

Ragionamenti («Беседы (Рассуждения)», ок. 1534-1536)

Рассуждения Нанны и Антонии (Il Ragionamento della Nanna e dell’Antonia; Dialogo nel quale la Nanna insegna alla Pippa)

Религиозное

«Страсти Христа» («La Passione di Giesù», 1534)
«Вочеловеченный Христос» (1535)
«Книга Бытия» («Il Genesi», 1538)
«Жизнеописание Девы Марии» («La vita di Maria vergine», 1539) — «Житие Св. Девы» (1540)
«Житие Св. Екатерины» (1540)
«Житие Св. Фомы Аквинского» (1543)

Память Пьетро Аретино в искусстве

Литература

Diporti — собрание новелл Парабоско. Аретино фигурирует в рассказе современника о Венеции.

Лодовико Дольче. «Диалоги о живописи», 1557. Аретино — один из собеседников.

Ганс Мюллер. Стихотворение Aretino. На рус. яз. перевел И. Анненский.

Томас Нэш. «Злополучный скиталец, или Жизнь Джека Уилтона». Один из персонажей.

Владимир Одоевский. Незавершённый роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино».

Никола Поцца. Биографический роман «Тициан Вечеллио». Главы «Ужин в доме Аретино», «Аретино в Риальто».

Роджер Желязны и Роберт Шекли. «Пьеса должна продолжаться (Театр одного демона)». Один из персонажей.

Сара Дюнан. «Жизнь венецианского карлика». Исторический роман, один из персонажей.

Сьюзен Виггз. «Страж ночи». Детектив, один из персонажей.

Георг Бюхнер. Утраченная драма «Пьетро Аретино».

Кинематограф

I Racconti Romani di Pietro l’Aretino (1971).

«Великий Медичи. Рыцарь войны» (Il Mestiere delle armi, 2001). Совместно итало-франко-германо-болгарская историческая лента о войнах и смерти Джованни делла Банде Нере. Повествование ведется от лица Пьетро Аретино, которого играет Sasa Vulicevic.

АРЕТИНО, ПЬЕТРО

АРЕТИНО, ПЬЕТРО (Aretino, Pietro) (1492–1556), итальянский писатель эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 в Ареццо (Тоскана) в семье сапожника. Не получил систематического образования. В четырнадцатилетнем возрасте ушел из дома; вел бродячую жизнь; перепробовал самые различные занятия (был погонщиком мулов, уличным певцом, даже помощником палача). Некоторое время учился в университете в Перужде (Умбрия), но был исключен за вольнодумство; пытался стать живописцем. В 1516 приехал в Рим. Своей едкой сатирой Завещание слона привлек внимание папы Льва X (1513–1522) и удостоился его покровительства. В правление Адриана VI (1522–1523) сочинил несколько пасквинат (небольших сатирических памфлетов) против ряда влиятельных лиц и самого папы, впал в немилость и бежал в Мантую. Вернулся в Рим после воцарения нового папы Климента VII (1523–1534), однако, несмотря на его благоволение, в 1525 был вынужден покинуть Вечный город из-за враждебности, вызванной его слишком фривольными стихами. Поступил на службу к кондотьеру Джованни Медичи дель Банде Нере. В 1525–1526 написал свою первую комедию О придворных нравах, высмеивающую папский двор. После смерти Джованни Медичи в 1527 обосновался в Венеции, где создал свои основные сочинения, прежде всего комедии Кузнец (пародия на сам комедийный жанр), Лицемер (прообраз мольеровского Тартюфа), Философ (гротескное изображение гуманистической учености) и трагедию Горация на известный сюжет из Тита Ливия о поединке Горациев и Куриациев. Благодаря своему острому перу приобрел чрезвычайную популярность в Италии. Хотя имел прозвище «бич государей», пользовался покровительством сильных мира сего – германского императора Карла V и его наместников в Италии, семьи Медичи, герцога Урбино, князя Салерно, маркиза Дель Васто. Получая от них щедрые денежные подарки и беззастенчиво торгуя панегириками и эпиграммами (Тациан назвал его «кондотьером от литературы»), жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Канале-Гранде; поддерживал дружеские отношения со многими видными итальянскими художниками – Тицианом, Сансовино, Вазари, Джулио Романо. Умер 21 октября 1556 в Венеции от сердечного приступа. Сочинения Аретино были внесены Римом в Индекс запрещенных книг.

Читайте также  Краткая биография лорка

Пьетро Аретино считался ведущим итальянским писателем своего времени. Он творил в самых разных жанрах, прежде всего в сатирическом и комедийном. Кроме пасквинат, он оставил после себя героико-комическую поэму Орландино, в которой осмеивал рыцарство, пародию на астрологические гороскопы Предсказания, сатирические диалоги – Рассуждения (1532–1534), Диалог о дворе (1538), Диалог об игре (1545). Среди его пяти комедий лучшими являются О придворных нравах (1526), Кузнец (1533) и Философ (1546). Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической «ученой комедии» и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино – натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего «позорного века» с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа – мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы.

Единственная трагедия Аретино – Горация (1546) занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно.

Аретино также писал по заказу сочинения на религиозные темы, в первую очередь романизированные жития – Вочеловечнный Христос (1535), Житие Св. Екатерины (1540), Житие Св. Девы (1540), Житие Св. Фомы Аквинского (1543). Из под его пера вышли многочисленные поэтические произведения – капитоли, канцоны и сонеты, а также эпическая поэма Марфиза (были опубликованы только три ее первые песни). Значительный интерес представляет обширное эпистолярное наследие Аретино (шесть томов), в котором, помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия).

Переводы на русский язык: Комедия о придворных нравах. Философ // Комедии итальянского Возрождения. М., 1965; Рассуждения. М., 1995; Комедия о придворных нравах // Итальянская комедия Возрождения. М., 1999.

Пьетро Аретино. «Праотец западной журналистики»?

Все же, думается, журналистика уходит корнями дальше в историю. Но, тем не менее, этот выдающийся деятель Позднего Ренессанса не зря заслужил такую славу.

«Бич государей» умел одновременно осмеять «великих мира», то есть был беспощадным публицистом, но с равным успехом писал о «божественном» и о «низменном» (эротические стихи). Вот такой многогранный человек, как многогранна сама жизнь, как бывают многогранны периодические издания.

И пасквили, и драматические произведения, и серьезные религиозные тексты, и безудержное сочное «срамословие» — как это может принадлежать перу одного человека, пусть даже незаурядному? Такие разные жанры, такой безграничный и полярный диапазон интересов?

«Кондотьер от литературы» (Тициан о Пьетро Аретино)

«Предтеча европейской журналистики» Пьетро Аретино (или просто Аретин) родился, как видно из фамилии, в городе Ареццо 20 апреля 1492 года. Как звучала его настоящая фамилия — неизвестно (иногда указывается Дель Тура), не исключено, что появился он на свет вне брачных уз. Также отцом указывают сапожника по имени Лука. Но, в любом случае, родился он в бедной семье, воспитывался одной матерью.

Знаменитый публицист, драматург, сатирик не получил никакого образования, с подросткового возраста бродяжничал. Провел 10 лет в городе Перуджа, пытался учиться, но отовсюду был изгнан за вольнодумство. Хотя основами латыни овладел.

Перебрался в Рим, и там пришла первая известность. Аретино был вхож в богатые дома, но при этом вел себя совершенно независимо. С ним боялись иметь дело: уже тогда расцвел его недюжинный талант в сфере сатиры. И Пьетро Аретино совсем не боялся шокировать достопочтенную публику. Скорее, наоборот. Остроты, едкие каламбуры, площадная брань — и тут же изысканность, тонкость и ум. И уже тогда — прекрасное знание европейской политической жизни, проницательность и бесстрашие.

Удивительное дело: выбрав любимой целью насмешек папский двор, он, тем не менее, был вполне обласкан папой Львом X. Любимым жанром к тому времени стал пасквиль («пасквинат»). В Риме до сих пор есть Пасквинская статуя — античный обломок, безрукий торс. Но это очень важная для римлян статуя. Еще до Аретино на нее вывешивалось все: анекдоты, сплетни, эпиграммы. А тот привнес к пьедесталу статуи «плоды своего остроумия», вливая в них «свой кипучий темперамент».

(Много раз различные правители хотели сбросить статую в Тибр, однако дожила она до нашего времени. Висели на ней пасквили и на Гитлера, и на советских руководителей. Безусловно, и свои родные никогда не забывались.

Приходилось Аретино и сбегать из Рима, и возвращаться. Окончательно он покинул город после тяжелого ранения, нанесенному ему епископом, — тот был уж очень разобижен.

Умереть от смеха дано не каждому

Аретино выбрал Венецию — самый свободный, разгульный город, гнездо пороков, что вполне устраивало драматурга и сатирика. В Венеции к нему пришла еще большая слава: его любили и боялись, с ним стремились дружить влиятельные лица, его награждали орденами, полились нешуточные денежные потоки. Короли и князья не жили в такой роскоши, как он. Но при этом сотни людей кормились у него дома. Аретино создал бизнес на сатире: «я тебе плачу, чтобы ты меня не задел своим острым язычком, а еще лучше будет — если заденешь моего врага, и тогда плата двойная».

Ему платили пенсию одновременно с разных отчаянно враждующих сторон. И он «честно» торговал эпиграммами, злыми сонетами, сатирическими предсказаниями (пародиями на астрологические) и пасквилями. Эти сочинения всегда были остроумны и били прямо в цель.

Но Аретино не всегда мог сдержаться и прохаживался-таки по европейским государям, не стесняясь в выражениях. А умаслить могущественного сатирика пытались не только европейцы: дары присылались и от султана Сулеймана, и от знаменитого турецкого пирата Хайр-ад-Дина (Барбароссы II). Аретино жил на широкую ногу в роскошном дворце, пользовался большим влиянием и сам влиял на общественное мнение. Несколько попыток проучить сатирика (и убийц подсылали, и палками пытались побить) закончились только одним: подстрекателей гневно осудили, а Аретино получил что-то вроде статуса журналисткой неприкосновенности. «Английский посол запятнал ту свободу, которая дарована Аретино всеми христианскими государями», — так написал флорентийский секретарь о «заговоре послов» против Аретино.

Искренне дружил Пьетро Аретино с художниками, особенно с Тицианом, который написал несколько его портретов. Сам тоже немного учился рисованию и любил живопись. Но и здесь часто извлекал интерес, посредничая между ними и меценатами. Хотя мог помочь и бескорыстно. Врагов тоже было достаточно — после смерти сатирика книги его вошли в «индекс запрещенных книг», а биография наполнилась пикантными деталями. Возможно, и оболгали из зависти, как теперь узнать? Да и был Пьетро Аретино человеком своей эпохи, которая умудрялась совмещать всё: и благочестие, и неприкрытую греховность, и политические интриги.

Читайте также  Краткая биография симон

Первый свободный публицист Пьетро Аретино умер, когда расхохотался, услышав непристойный анекдот. Случилось это в ставшей ему родной Венеции 21 октября 1556 года. По одной версии — задохнулся от смеха, по другой — хохоча, упал и разбился. Некоторое время даже бродило выражение «аретинов смех».

Его долго еще поминали в литературе, в том числе, и в русской: и Пушкин, и Тынянов, и Марина Цветаева. Пьетро Аретино — герой нескольких литературных произведений, в том числе — фантастической книги Роджера Желязны «Пьеса должна продолжаться (Театр одного демона)».

В живописи Пьетро Аретино также отражен немало, причем не только портретами. Он изображен и в образе святого на бронзовых дверях сакристии собора святого Марка, и довольно своеобразно у Микеланджело (в образе святого Варфоломея, с которого содрали кожу).

В фильме «Великий Медичи» (2001 года, совместный, итальянское название «Il Mestiere delle armi») повествование ведется от лица Пьетро Аретино.

Человек, который писал житие девы Марии, святой Екатерины, Фомы Аквинского и других, написавший книгу «Вочеловеченный Христос»;
человек, который написал с десяток пьес;
человек, который писал весьма неприличные стихи, на грани порнографии;
публицист, прекрасно разбирающийся во всех вопросах, одновременно независимый и заказной, держащий монархов в страхе перед своим язвительным словом.

Многовато для одного человека. Вполне достаточно для маститого журналиста. Все-таки отцом европейской журналистики его называют не зря.

Я люблю вас, и потому вы скорее станете ненавидеть меня за открытую вам правду, чем обожать за произнесенную мною ложь (Пьетро Аретино).

Пьетро Аретино

Аретино — один из самых разнузданных писательских талантов, какие знает европейская литература. Он был изгнан из Рима за непристойные сонеты, был самым усердным поставщиком порочащих стихов, которые в Риме наклеивались на подножие так называемой статуи Пасквино, написал несколько больших вещей (например, «Разговоры»), совершенно исключительных по цинизму и очень реалистичных. В конце концов он нашел убежище в Венеции и добывал себе подарки и пенсии, вымогая их прямым шантажом. Жертвами его были короли, императоры, итальянские князья, кардиналы — словом, люди, которые могли платить. Его комедии отмечены той же печатью, что и все другие его произведения. Аретино дерзко вскрывает язвы современного ему общества, хлещет бичом своей сатиры всех, кто этого заслуживает, невзирая на лица. Он с неподражаемым искусством рисует самые разнообразные типы, какие только он один мог разглядеть в жизненной сутолоке. Особенно удаются ему типы подонков общества, которых он знал, как никто. Но Аретино не умеет писать комедий. Он берет первую попавшуюся под руки новеллу, иногда не одну, а две и больше, перепутывает их интриги и населяет их огромным множеством персонажей. Картина быта получается яркая, сатира подчас убийственная, а сценического произведения никакого. Лучшие из его комедий — «Придворная жизнь», «Таланта», «Лицемер»; последняя, может быть, была известна Мольеру, когда он стал работать над «Тартюфом». Гораздо счастливее оказался Аретино в трагедии.1

В литературу Высокого и отчасти Позднего Возрождения внес свой особый вклад Пьетро Аретино — виртуоз пера, широко образованный гуманист, состоявший в переписке со многими знаменитыми людьми Италии и других стран. Признаваясь, что он пишет из-за денег, что «не слава пришпоривает его, жало нужды заставляет пачкать бумагу», он рассказывал о том, как порою «восхваляет тех, которые достойны порицания». И в то же время он мог становиться, по словам Ариосто, «бичом владык». Влияние Аретино, автора многочисленных пасквилей и апологетических сочинений, на общественное мнение обладало исключительной силой; политики были вынуждены считаться с этим. Аретино был автором нескольких комедий — едко-сатирической «Комедии придворных нравов» (имела две редакции — 1525 и 1534 гг.), высмеивающей бытовые и политические реалии Рима, комедий «Кузнец», «Лицемер», «Философ» (1546 г.). Последняя исполнена карнавального смеха, но в социальном плане менее злободневна, чем предшествующие.

Другая страсть Аретино — искусство: «стены его комнаты были украшены картинами; здесь было много статуй, медалей и бронзы; здесь звучала музыка; наслаждение эстетическое было для него потребностью не меньшей, чем наслаждение материальное». С его мнением считались выдающиеся венецианские художники — Тициан и Тинторетто. Тициан запечатлел его в выразительном портрете, написанном с артистической легкостью и удивительным колористическим богатством. Защитник природы и разума, прославлявший чувственную любовь как высшую радость земного бытия, Аретино сочетал в своем творчестве характерные контрасты времени: высокопарность и простоту, иронию и лиризм, достигая в своих наиболее совершенных письмах и других сочинениях поразительной наглядности образов.2

Пьетро Аретино считался ведущим итальянским писателем своего времени. Он творил в самых разных жанрах, прежде всего в сатирическом и комедийном. Кроме пасквинат, он оставил после себя героико-комическую поэму Орландино, в которой осмеивал рыцарство, пародию на астрологические гороскопы Предсказания, сатирические диалоги – Рассуждения (1532–1534), Диалог о дворе (1538), Диалог об игре (1545). Среди его пяти комедий лучшими являются О придворных нравах (1526), Кузнец (1533) и Философ (1546).3 Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической «ученой комедии» и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино – натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего «позорного века» с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа – мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы.

Единственная трагедия Аретино – Горация (1546) занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно.

Аретино также писал по заказу сочинения на религиозные темы, в первую очередь романизированные жития – Вочеловечнный Христос (1535), Житие Св. Екатерины (1540), Житие Св. Девы (1540), Житие Св. Фомы Аквинского (1543). Из под его пера вышли многочисленные поэтические произведения – капитоли, канцоны и сонеты, а также эпическая поэма Марфиза (были опубликованы только три ее первые песни). Значительный интерес представляет обширное эпистолярное наследие Аретино (шесть томов), в котором, помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия).4

  • 1. А. Дживелегов. Гуманизм и театр // Итальянская комедия Возрождения, М.: Худож. лит., 1999
  • 2. Л. М. Брагина. Итальянское Возрождение XVI века // Сочинения великих итальянцев XVI в. СПб. Алетейя. 2002
  • 3. Аретино принадлежат пять комедий: «Кузнец» («Marescalco», 1543), «Комедия о придворных нравах» («La Cortigianа», 1534), «Таланта» («La Talanta», 1542), «Лицемер» («Lo Ipocrito», 1542), «Философ» («II Filosofo», 1546).
  • 4. Евгения Кривушина // Энциклопедия Кругосвет
Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: