Краткая биография бёлль

Генрих Бёлль

Биография

Писателя, переводчика и сценариста Генриха Бёлля называли самым русским немецким автором, ведь не в одной другой стране, кроме Германии, его творчество не пользовалось такой популярностью, как в России. За политическую активность и искренность произведений его называли «совестью наций». Мужчина выступал за свободу духа везде, где она оказывалась под угрозой.

Детство и юность

Биография писателя началась зимой 1917 года, он родился Кельне, воспитывался в многодетной семье. Его родители были католиками, мать занималась хозяйством и детьми, отец работал краснодеревщиком. Четыре года мальчик учился в католической школе, затем перевелся в гимназию Кайзера Вильгельма. Интерес Генриха к писательству прослеживался уже в раннем детстве. В годы учебы в школе он сочинял стихи и рассказы.

Личная жизнь

Личная жизнь Бёлля сложилась удачно, свою любовь мужчина встретил в тяжелые годы войны. В 1942-м состоялась его свадьба с Анной Марией Чех, которая подарила супругу троих сыновей — Винсента, Раймунда и Рене. На совместных фото семья Бёлль выглядит счастливо, видно, что у супругов с детьми царит любовь и понимание.

Книги

Первая работа Генриха не была связана с литературой. Сначала он был столяром, затем трудился в книжной лавке, потом в букинистическом магазине был учеником продавца, а дальше отправился в трудовой лагерь Имперской службы труда. После парень планировал продолжить учебу в университете, но был призван в верхмат, а с началом Второй мировой войны отправился воевать во Францию. Он получил 4 ранения, но выжил. Пару месяцев был в плену у американцев, а после освобождения вернулся в родной Кельн и поступил в вуз, где стал изучать философию.

Embed from Getty Images Писатель Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и Федеральный канцлер Германии Вилли Брандт

Так как денег постоянно не хватало, некоторое время Генрих работал в мастерской отца. Его первое произведение оказалось в печати в 1947-м. Через 2 года мужчина представил повесть «Поезд приходит вовремя», а еще через год сборник рассказов. Затем на полках литературных магазинов появилась книга «Где ты был, Адам?». Ранние произведения Генриха наполнены жизненной конкретностью и отличались простотой изложения. Многие романы нашли отклики читателей и критиков, а за рассказ «Черная овца» он получил премию.

Поначалу в библиографии писателя были рассказы с незамысловатыми сюжетами. Постепенно произведения становились более объемными и затрагивали социальные и моральные проблемы, которые были замечены им после окончания войны. В них он рассказывал о пережитом и во всех красках описывал реалии первых послевоенных лет в Германии. С 1967 года стал посещать Тбилиси, Ленинград и Москву, где собирал материалы для будущего документального фильма о Достоевском и Петербурге.

В 1971 году Бёлль написал роман «Групповой портрет с дамой», в которой попытался передать обширную историю Германии XX столетия. Впоследствии эта книга и повлияла на вручение Генриху Нобелевской премии, он стал третьим немецким писателем, получившим подобную награду после Второй мировой войны. В дальнейших произведениях автор нередко выступал против политического строя страны, в частности, писал об опасности государственного надзора за простыми гражданами.

Embed from Getty Images Александр Солженицын и Генрих Бёлль

Наибольшим спросом творчество Бёлля пользовалось у советских читателей, большую часть которых составляло молодое послевоенное поколение. В период только активной писательской деятельности Генриха на русский язык было переведено больше 80 произведений. Он не раз посещал Советский Союз, а из-за высказываний мужчину называли критиком советского режима. Впоследствии книги автора запретили в СССР, предварительно сняв все издания с публикации.

После изгнания Александра Солженицына из СССР и лишения гражданства по решению Юрия Андропова его направили в Германию. Там он нашел поддержку от разных людей, в том числе от Бёлля, который принял писателя в своем доме, а до этого помогал переправить его рукописи на Запад, где их впоследствии и опубликовали.

Смерть

В 1985 году Генрих умер, ему было 67 лет. Это произошло под Бонном, писатель гостил у своего сына. Причина смерти не разглашалась. На похороны Бёлля прибыли видные политические деятели и коллеги-писатели.

Бёль, Генрих

Генрих Теодор Бёлль

Кёльн, Германская империя

Лангенбройх, ФРГ

Генрих Теодор Бёлль (нем. Heinrich Theodor Böll , 21 декабря 1917, Кёльн — 16 июля 1985, Лангенбройх) — немецкий писатель (ФРГ), переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1972).

Содержание

Биография

Генрих Бёлль родился 21 декабря 1917 г. в Кёльне, в либеральной католической семье ремесленника. С 1924 по 1928 г. учился в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. Работал столяром, служил в книжном магазине.

Летом 1939 г. Бёлль поступает в Кёльнский университет, но уже осенью его призывают в вермахт. Во время Второй мировой войны Бёлль попадает в плен к американцам. После войны он возвращается в Кёльнский университет и изучает филологию.

Печататься Бёлль начал в 1947 году. Первые произведения — повесть «Поезд приходит вовремя» (1949), сборник рассказов «Странник, когда ты придёшь в Спа…» (1950) и роман «Где ты был, Адам?» (1951, рус. пер. 1962).

В 1971 г. Бёлль был избран президентом немецкого ПЕН-клуба, а затем возглавил и международный ПЕН-клуб. Этот пост он занимал до 1974 г.

Генрих Бёлль пытался выступать в печати с требованием провести расследование гибели членов РАФ.

Писатель неоднократно бывал в СССР, однако был известен и как критик советского режима. Принимал у себя А. Солженицына и Льва Копелева, изгнанных из СССР.

Бёлль скончался 16 июля 1985 г. в Лангенбройхе.

Белль Генрих (21 декабря 1917, Кельн — 16 июля 1985,там же),немецкий писатель. Родился 21 декабря 1917года в семье в либеральной католической семье краснодеревщика и ремесленника,скульптора. С 1924 по 1928 г. учился в католической школе, затем продолжил обучение в кёльнской Гимназии кайзера Вильгельма. После окончания средней школы в Кёльне Бёлль, писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказывается одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. Тем не менее, через год после окончания школы его привлекают к принудительным трудовым работам. Служил в книжном магазине. По окончании классической гимназии (1936) работал учеником продавца в букинистическом магазине. В апреле 1939 года записался в Кельнский университет, где собирался изучать литературу, но уже через несколько месяцев получил призывную повестку из вермахта. В 1939-1945 года пехотинцем воевал во Франции, участвовал в боях на Украине и Крыму. В 1942 Бёлль женится на Анне Мари Чех, которая родила ему двух сыновей. Вместе с женой Бёлль переводил на немецкий язык таких американских писателей, как Бернард Маламуд и Сэлинджер. В начале 1945 года дезертировал и попал в американский лагерь для военнопленных. После освобождения работал столяром, а затем продолжил образование в университете изучая филологию. Литературный дебют Белля состоялся в 1947 году, когда в одном из кельнских журналов был опубликован его рассказ «Весть». Через два года отдельной книгой вышла повесть начинающего писателя «Поезд пришел вовремя» (1949), рассказывавшая о солдате, который, как и сам Белль, дезертировал из армии. В 1950 Белль стал членом «Группы 47». В 1952 в программной статье «Признание литературы руин», своеобразном манифесте этого литературного объединения, Белль призвал к созданию «нового» немецкого языка — простого и правдивого, связанного с конкретной действительностью. В соответствии с провозглашенными принципами ранние рассказы Белля отличаются стилистической простотой, они наполнены жизненной конкретностью. Сборники рассказов Белля «Не только к Рождеству» (1952), «Молчание доктора Мурке» (1958), «Город привычных лиц» (1959), «Когда началась война» (1961), «Когда кончилась война» (1962) нашли отклик не только и у широкой читающей публики, и критики. В 1951 писатель получил премию «Группы 47» за рассказ «Черная овца» о молодом человеке, не желающего жить по законам своей семьи (эта тема позже станет одной из ведущих в творчестве Белля). От рассказов с незамысловатыми сюжетами Белль постепенно перешел к более объемным вещам: в 1953 опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Они написаны о недавно пережитом, в них узнавались реалии первых очень трудных послевоенных лет, затрагивались проблемы социальных и моральных последствий войны. Славу одного из ведущих прозаиков ФРГ принес Беллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959). Формально его действие происходит в течение одного дня, 6 сентября 1958 года, когда герой по имени Генрих Фемель, известный архитектор, празднует свое восьмидесятилетие. На самом деле действие романа вмещает в себя не только события из жизни трех поколений семьи Фемель, но и полувековую историю Германии. «Бильярд в половине десятого» состоит из внутренних монологов одиннадцати героев, одни и те же события представлены читателю с разных точек зрения, так что складывается более или менее объективная картина исторического быта Германии первой половины 20 в. Для романов Бёлля характерна простая и ясная манера письма, ориентированная на возрождение немецкого языка после напыщенного стиля нацистского режима. Своеобразным воплощением Германии становится грандиозное аббатство Св. Антония, в конкурсе проектов на постройку которого когда-то победил Генрих Фемель и которое было взорвано его сыном Робертом, ушедшим после гибели жены в антифашистское подполье. Послевоенная Германия, в которой живут герои романа, оказывается, по мнению Белля, не намного лучше довоенной: и здесь царят ложь, деньги, за которые можно откупиться от прошлого. Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Белля — «Глазами клоуна» (1963). Небогатый событиями роман Белля — это, по сути, внутренний монолог главного героя, циркового артиста Ганса Шнира, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах его детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве. После того, как героя покинула его возлюбленная Мари, которую Шнир считает «своей женой перед Богом», он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются его «две врожденные болезни — меланхолия и мигрень». Лекарством против жизненной неудачи для Ганса становится алкоголь. В результате Шнир не может выходить на арену цирку, он вынужден на время прервать свои выступления. Возвратившись в свою квартиру в Бонне, он обзванивает знакомых, чтобы разыскать Мари, ставшую женой католического деятеля Цюпфнера, но безуспешно. Из воспоминаний героя читатель понимает, что тот выпал из жизни задолго до того, как потерял любимую — еще в отрочестве, когда отказывался вместе со своими одноклассниками участвовать в учениях гитлерюгенда и, позже, в двадцать лет, когда отверг предложение отца продолжить его дело, выбрав путь свободного художника. Ни в чем герой не находит опоры: ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии. «Католик по интуиции», он видит, как церковники на каждом шагу нарушают букву и дух христианских заповедей, а тот, кто искренне следует им в условиях современного общества может превратиться в изгоя. В 1967 Бёлль получает престижную немецкую премию Георга Бюхнера. Вершиной международного признания стало избрание Белля в 1971 президентом Международного ПЕН-клуба, до которого, он уже был президентом немецкого ПЕН-клуба. Этот пост он занимал до 1974 г. В 1967 – Бёлль получает престижную немецкую премию Георга Бюхнера. А в 1972 он первым из немецких писателей послевоенного поколения был удостоен Нобелевской премии. Во многом на решение Нобелевского комитета повлиял выход нового романа писателя «Групповой портрет с дамой» (1971), в котором писатель попытался создать грандиозную панораму истории Германии XX века. В центре романа описываемая глазами многих людей жизнь Лени Груйтен—Пфайфер, личная судьба которой оказалась тесно переплетенной с историей ее родины. В начале 1970-х годов, после серии террористических актов, проведенных западногерманскими ультралевыми молодежными группировками, Белль выступил в их защиту, оправдывая ужасающие поступки неразумной внутренней политикой западногерманских властей, невозможностью свободы личности в современном немецком обществе. Генрих Бёлль пытался выступать в печати с требованием провести расследование гибели членов РАФ. Его повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974) была написана Беллем под впечатлениями от нападок на писателя в западногерманской печати, которая не без основания окрестила его «вдохновителем» террористов. Центральная проблема «Потерянной чести Катарины Блюм», как и проблема всех поздних произведений Белля — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Белля — «Заботливая осада» (1979) и «Образ, Бонн, боннский» (1981). В 1979 опубликован роман «Под конвоем заботы» (Fursorgliche Belagerung), написанный ещё в 1972г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Баадера Мейнхоф. В романе описываются разрушительные социальные последствия, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во время массового насилия. Белль был первым и, пожалуй, самым популярным в СССР западногерманским писателем молодого послевоенного поколения, книги которого стали доступными благодаря «оттепели» конца 1950-х — 1960-х гг. С 1952 по 1973 на русском языке было опубликовано более 80 рассказов, повестей, романов и статей писателя, причем его книги выходили намного большими тиражами, чем на родине, в ФРГ. Белль был частым гостем в СССР. В 1974 вопреки протесту советских властей предоставил А. И. Солженицыну, высланному советскими властями из СССР, временное пристанище в своем доме в Кельне (в предшествующий период Белль нелегально вывозил рукописи писателя-диссидента на Запад, где они были опубликованы). В результате произведения Белля были запрещены к публикации в Советском Союзе. Запрет был снят лишь в середине 1980-х гг. с началом перестройки. В 1981 выходит роман «Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части» (Was soll aus dem Jungen bloss werden, oder: Irgend was mit Buchern) – воспоминания о ранней юности в Кёльне. В 1987 в Кельне был создан Фонд имени Генриха Белля — неправительственная организация, тесно взаимодействующая с партией «Зеленых» (его отделения существуют во многих странах, в том числе и в России). Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии, прав человека. Бёлль скончался 16 июля 1985 г. в Лангенбройхе. В том же 1985г. выходит самый первый роман писателя – «Солдатское наследство» (Das Vermachtnis), который был написан в 1947 г., однако публиковался впервые.

Читайте также  Краткая биография войнович

Генрих Бёлль: биография писателя, не хотевшего воевать

Генрих Бёлль – выдающийся писатель. Не только потому, что он получил Нобелевскую премию, но и из-за своей активной гражданской позиции. Среди жизненных ценностей Бёлль ставил на первое место право человека жить мирной и счастливой жизнью. И не просто ставил — а отстаивал это право для себя и для других.

Семья

Родился Бёлль во времена императора Вильгельма II. Юность прошла в те горды, когда к власти пришли нацисты, довелось ему и воевать. А после окончания второй мировой Бёлль принимает участие в создании новой, поствоенной Германии.

Предки Бёлля строил корабли и когда-то переехали из Англии. Отец писателя в определённом смысле продолжил традицию – он был не корабельным плотником, но прекрасным столяром, умел вырезать по дереву, слыл искусным краснодеревщиком. В семье было много детей, все были очень дружны.

Учеба и нацизм

После получения начального католического образования, Генрих закончил гимназию в Кельне. В 1933 году рейхсканцлером Германии становится Гитлер, и для многих людей становится ясно, что безоблачной жизни не будет… Родители юноши понимали, что война неизбежна.

Генрих с молодых лет проявлял характер, он был против любого насилия в принципе. Для этого нужна была и сильная воля – несмотря на возможную расправу, некоторые его одноклассники и он сам отказались на стали вступать в гитлерюгенд.

1937 год. Генрих выпускается из гимназии и начинает свою трудовую деятельность – он идёт работать помощник продавца. Но эту работу ему пришлось бросить. Уже в следующем году он отправлен в трудовой лагерь. И хотя летом 1939 года юноша поступает в Кёльнский университет, учиться там ему не приходится. 1 сентября начинается Вторая мировая война, и его призывают в вермахт.

Участие Генриха Бёлля в войне

В течение следующих 6 лет, вплоть до окончания мая сорок пятого года, Генрих Бёлль участвовал в военных действиях. Он побывал на территории Польши, Франции, Румынии, Венгрии, а также СССР, четырежды был ранен, предпринимал много шагов, чтобы только не идти в армию: симулируя болезни, сочиняя ходатайства о направлении на учебу и всячески уклоняясь от получения офицерского звания, так как не признавал эту кровопролитную бойню и не хотел в ней участвовать.

Всю войну, начиная с 1939 года, он почти каждый день писал письма своей семье, а также любимой девушке Аннемари Цех, на которой в 1942 году женился. В 1944 году умерла мать Бёлля в результате сердечного приступа, случившегося во время одного из воздушных налетов. Май 1945 года он встретил, находясь в американском плену, и на всю жизнь сохранил благодарность союзным войскам.

Генрих Бёлль: дебют в литературе

Согласно архивам рукописей Бёлля установлено, что писать он начал приблизительно в 1936 году. Во время войны он также делает записи. Но основательно посвятить себя литературному творчество у него получилось лишь после войны. Хотя на первое место в это тяжелое время вышло, конечно же, элементарное выживание: Бёлль вернулся в университете – там давали продовольственную карточку, работал помощником столяра в мастерской брата, а его жена трудилась учительницей. Но все свободное от работы и семейных обязанностей время Бёлль посвящал любимой литературе.

За 1945-46 годы были написаны два романа: «Крест без любви» и «Ангел молчал», а также множество рассказов. Главные темы всех произведений этого цикла – нацизм, война и попытки восстановить жизнь в послевоенное время. В произведениях этих лет автор чаще всего оставляет своих героев безымянными – его солдаты, мужчины и женщины, застигнутые войной, не принадлежат какой-то одной стране и нации – они символ всего человечества, страдающего в этом абсурдном театре военных действий. В 1947 году Генрих начал предлагать свои рассказы различным изданиям, некоторые из них печатали его рассказы. Этот год также ознаменован рождением первенца писателя – сына Раймунда.

Первые успехи

В следующем году его рассказы продолжают расходиться по редакциям, он даже получает гонорар в размере 600 марок, которые, к несчастью, полностью «сгорают» из-за проведения в Германии денежной реформы. Также в 1948 году появляется на свет второй сын Бёлля – Рене.

1949 и 50 годы проходят очень тяжело: рассказы Бёлля хоть и публикуются, но гонораров катастрофически не хватает для содержания семьи, он вынужден устроиться подрабатывать служащим в статистическом управлении, чтобы прокормить семью. 1950 год радует чету Бёлль рождением третьего сына Винсента. А в 1952 году с писателем, наконец, подписывает контракт одно из ведущих издательств Германии Kiepenheuer & Witsch.

Жизнь и борьба после войны

К концу 50-х годов Генрих Бёлль постепенно отходит от военной тематики. Его новые журнальные статьи и произведения посвящены политической ситуации в молодой германской республике и мире. Голос Бёлля набирает вес на мировой арене: он становится членом Немецкой Академии языка и поэтики, во Франции он получает награду за роман «Дом без хозяина», который признают лучшим иностранным романом, также он присоединяется к немецкому отделению международного ПЕН-клуба – неправительственной организации, в которой писатели, поэты и журналисты поддерживали своих коллег, подвергающихся политическим гонениям.

Бёлль становится лауреатом престижных премий, однако, становится все более неудобным действующим властям: так, вдруг запрещают к выходу уже анонсированный радиоэфир «Письмо молодому католику» — за критику католицизма.

Правительства многих стран пытаются привлечь его к своей идеологической борьбе. Но их невероятно злит, что автор ни в какую не хочет помещаться в обозначенные ему рамки. Генрих Бёлль ратует не только против войны, нацизма, формальной религиозности, он выступает против любого насилия над человеком, посягательства на свободу и права человека, он против гонений на писателей, и ему неважно, от какого политического строя это насилие исходит.

Отношения с СССР

В связи с этим интересно развивалась ситуация в отношениях писателя с Советским правительством. Изначально Генрих Бёлль стал едва ли не первым немецким поствоенным автором, чьи произведения были переведены на русский язык. С 1952 по 1973 год в СССР вышло более 80 рассказов, романов, повестей и статей писателя, причем тиражи изданий даже превосходили то количество книг, которое выходило на родине Бёлля. Сам писатель семь раз приезжал в Советский Союз с дружескими визитами.

Но Бёлль был не тем человеком, который готов закрывать глаза на действительность: при всей благодарности и симпатии советскому народу, писатель отнёсся отрицательно к участию СССР в подавлении путча в Венгрии, а также в событиях в Чехословакии в 68-м году. Он выступал и против правительственных гонений советских ученых и писателей.

После того, как через Генриха Бёлля оказались вывезены из Советского Союза запрещенные произведения Александра Солженицына, а сам советский диссидент вместе с коллегой-писателем Львом Копелевым некоторое время жили в доме немецкого писателя, для Бёлля закрыт въезд на территорию страны. Кроме этого, наложено табу на публикацию его новых произведений.

Последние годы Генриха Бёлля

В 1980 году у Бёлля обостряется диабет, который у него диагностировали еще в конце 60-х годов (тогда же он перенес гепатит). Осложнения настолько серьезные, что пришлось делать ампутацию стопы. Однако даже ограниченный в передвижениях, Бёлль остается активным в общественной жизни: он вместе с другими европейскими писателями выступает против создания и совершенствования орудий массового уничтожения, поддерживает пацифистские движения и парию «Зеленых», обращается к американцам во время процесса над Анджелой Дэвис, требует у советского правительства возвращения из ссылки академика Андрея Сахарова.

В 1985 году врачи настаивают на проведении еще одной операции. Это был год 40-й год окончания войны, и к этому событию Бёлль подготовил «Письмо моим сыновьям». В этом очерке писатель обратился к молодому поколению немцев, приводя им неопровержимые доказательства, что вина за войну, разорение и разрушение Германии и страдания немецкого народа лежит на руководителях рейха, на самих немцах, а вовсе не на тех, кто победил нацизм и фашизм. «У меня совершенно нет оснований жаловаться на Советский Союз», — резюмирует писатель.

Он ушёл из жизни 16 июля 1985 года. Проводить его в последний путь собралось несколько тысяч человек, включая ведущих литераторов, политиков и президента ФРГ. После смерти Бёлля многим школам в Германии было присвоено его имя.

Генрих Бёлль: главные произведения, признание и награды

К 1972 году вышли в свет главные произведения Генриха Бёлля:

  • «Когда началась война», рассказ
  • «Когда закончилась война», рассказ
  • «Глазами клоуна», роман
  • «Бильярд в половине десятого», роман
  • «Весьма дорогая нога», роман
  • «Групповой портрет с дамой», роман

А также и другие рассказы, повести, очерки. В 1972 году писателю присуждается Нобелевская премия.

За рассказ «Потерянная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести» Лига по правам человека наградила Г. Бёлля медалью Карла фон Оссицкого.

В ноябре 1982 года в Кёльне писателя удостоили звания почетного гражданина.

Генрих Бёлль (1917—1985)

Генрих Бёлль родился в Кёльне, в семье краснодеревщика. Страстный читатель с детства (в число его любимых авторов входили и русские писатели — Ф. М. Достоевский, JI. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, И. Э. Бабель), по окончании классической гимназии он работал учеником продавца в букинистическом магазине. В апреле 1939 г. Бёлль записался в университет, но уже в июле получил призывную повестку из вермахта.

Шесть лет будущий писатель прослужил в пехоте: воевал во Франции, затем был переведён на Восточный фронт, участвовал в боях на Украине и в Крыму. В начале 1945 г. Бёлль дезертировал и попал в американский лагерь для военнопленных. После освобождения некоторое время работал в столярной мастерской, потом в статистическом управлении, а затем снова пошёл учиться в университет.

Литературный дебют Генриха Бёлля состоялся в 1947 г., когда в одном из кёльнских журналов был опубликован его рассказ «Весть». Уже через два года отдельной книгой вышла повесть писателя «Поезд пришёл вовремя», герой которой дезертировал из гитлеровской армии.

От рассказов с незамысловатыми сюжетами писатель постепенно перешёл к романам: в 1953 г. он опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Ранние произведения Бёлля наполнены жизненной конкретностью. Они написаны о недавно пережитом, в них узнаются реалии первых послевоенных лет.

Славу одного из ведущих прозаиков Федеративной Республики Германии принёс Бёллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959 г.). Формально его действие происходит в течение одного дня, 6 сентября 1958 г., когда герой по имени Генрих Фемель, известный архитектор, празднует своё восьмидесятилетие. На самом же деле роман вмещает в себя не только события из жизни трёх поколений семьи Фемель, но и полувековую историю Германии. «Бильярд в половине десятого» состоит из внутренних монологов одиннадцати главных героев, одни и те же события представлены читателю с разных точек зрения, так что складывается более или менее объективная картина исторического быта Германии. Центральной в романе является тема расчёта с прошлым, попытка осознания истории этой страны в XX в. Своеобразным символом Германии становится грандиозное аббатство Святого Антония, в конкурсе проектов на постройку которого когда-то победил Генрих Фемель и которое было взорвано его сыном Робертом, ушедшим после гибели жены в антифашистское подполье. Однако послевоенная Германия оказывается не намного лучше довоенной: и здесь царят ложь, деньги, за которые можно откупиться от прошлого, разочарование.

Сборники рассказов Бёлля «Не только к Рождеству» (1952 г.), «Молчание доктора Мурке» (1958 г.), «Город привычных лиц» (1959 г.), «Когда началась война» (1961 г.), «Когда кон-чилась война» (1962 г.), пришлись по душе и читающей публике, и критикам

Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Бёлля — «Глазами клоуна» (1963 г.).

«Глазами клоуна» — это своего рода роман о художнике (подобный жанр, повествующий о судьбе художника, его становлении, месте в обществе и о сути его творений, зародился в Германии в конце XVIII в., а его расцвет пришёлся на эпоху романтизма), перенесённый на конкретную западногерманскую действительность начала 60-х гг. XX столетия. Первое, что сообщает о себе главный герой Ганс Шнир: «Я — клоун, официальное наименование моей профессии — комический актёр». Небогатый событиями роман Бёлля — это, по сути, большой внутренний монолог двадцатисемилетнего Шнира, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве.

После того как героя покинула его возлюбленная Мари — её Шнир считает «своей женой перед Богом», — он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются «две врождённые болезни — меланхолия и мигрень». Лекарством от жизненной неудачи для Ганса становится алкоголь; Шнир теряет форму и в итоге вынужден на время прервать выступления на сцене. Он возвращается в свою квартиру в Бонне, обзванивает знакомых, чтобы разыскать Мари, ставшую женой церковного служителя Цюпфнера. Однако из воспоминаний героя читатель понимает, что, в сущности, тот выпал из жизни задолго до того, как потерял любимую, — ещё в отрочестве, когда отказался участвовать в учениях гитлерюгенда, с согласия его родителей проводившихся в родовом поместье Шниров, и позже, в 20 лет, когда не захотел продолжить дело своего отца-промышленника и выбрал путь свободного артиста.

Читайте также  Краткая биография давыдов

Монолог главного героя держится на противопоставлениях — сущности и наименования, правды и лжи. Он сравнивает, как вели себя окружающие его люди в годы нацизма и сейчас. Так, мать героя, некогда призывавшая сына «выгнать жидовствующих янки со священной немецкой земли» и пославшая на фронт свою дочь Генриетту, после войны возглавила «Комитет по примирению расовых противоречий». Вхожий в дом Шниров бульварный писатель Шницлер, всегда исповедовавший национал-социалистические взгляды, был взят американцами в новое правительство на «службу по линии культуры» и т. д. Люди, с которыми приходится общаться Гансу Шниру, продолжают, как и в годы Третьего рейха, лгать; их мир переполнен словесными клише-переименованиями понятий, очернённых ханжеской моралью. Например, любовь они называют не иначе как «плотское вожделение». Шнир оказывается весьма чувствителен к подобным проявлениям социальной лжи: метафорой такой обострённой восприимчивости становится необычная способность Ганса улавливать по телефону запахи собеседников.

Герой утрачивает все традиционные опоры в жизни: любовь, привычный быт, здоровье (упав во время выступления, Шнир сильно ушиб ногу). Религия также не может стать для него опорой: «католик по интуиции», свято верящий в таинство брака, часто напевающий про себя «негромким голосом духовные мелодии: хоралы, псалмы, мессы», он видит, как церковники на каждом шагу нарушают букву и дух христианских заповедей, а тот, кто искренно следует им, в условиях современного общества может превратиться в изгоя.

В 1951 г. на одном из чтений «Группы 47» писатель получил премию за небольшой рассказ «Чёрная овца» о молодом человеке, который не хочет жить так, как того требуют члены его семьи; позже эта тема станет одной из ведущих в творчестве Бёлля

В финале романа Ганс Шнир во время карнавала в клоунской одежде выходит на площадь перед Кёльнским собором, чтобы распевать куплеты «про римского папу». Клоун, шут в обрядах многих народов связан с идеей жертвенности. Ганс Шнир, таким образом, может рассматриваться как жертва прошлого своей страны, рассчитаться с которым невозможно.

Повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974 г.) была написана под впечатлением от травли, разразившейся в западногерманской печати после нескольких выступлений Бёлля в защиту свободы личности; тогда его даже окрестили «вдохновителем» террористов.

Гитлерюгенд — фашистская молодёжная организация в Германии в 1926— 1945 гг., действовавшая под контролем нацистской партии

Центральная проблема повести — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Главная героиня Катарина Блюм, молодая женщина двадцати семи лет, работающая экономкой в доме преуспевающей четы адвокатов, на вечеринке знакомится с неким молодым человеком и с первого взгляда влюбляется в него. Однако выясняется, что её избранника подозревают в совершении тяжкого преступления и за ним установлена слежка (позже автор в ироничном тоне скажет о неоправданности этих подозрений). Один из полицейских сообщает в газету о том, что Катарина каким-то образом связана с молодым человеком. С этого момента начинается травля невиновной женщины и близких ей людей. Статьи с огромными сенсационными заголовками, в которых говорится о связи Катарины с международным терроризмом и «левыми», появляются на первой полосе газеты, журналисты пытаются разузнать о ней всё, перевирают на свой лад слова её друзей и родных.

Так жизнь простого человека искажается и становится достоянием миллионов обывателей. В глазах общества героиня оказывается заведомо виновна в том, чего не совершала. Будучи не в состоянии вынести волнений, в больнице умирает мать Катарины (к ней в палату под видом врача проник журналист и попытался взять интервью — это, сообщает автор, по всей видимости, и стало причиной смерти; газета же написала, что мать не смогла пережить позора своей дочери, «продавшейся коммунистам»). В результате героиня решается на убийство: во время карнавала она стреляет в журналиста Тётгеса, за подписью которого появлялись «разоблачительные» статьи.

Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля — романы «Заботливая осада» (1979 г.) и «Образ, Бонн, боннский» (1981 г.). В них писатель с особенной силой защищает ценности, остававшиеся для него главными на протяжении всей жизни, — правдивое слово и свободу личности.

Кох В.: Генрих Белль

В. Кох.

Генрих Белль

«Он был адвокатом слабых и врагом тех, кто всегда уверен в собственной непогрешимости. Он выступал за свободу духа везде, где она оказывалась под угрозой. Он не отличался покладистостью и не боялся полемики. Он вызывал чувство неприятия и в то же время пользовался огромным уважением».

по литературе. За его книги и политическую активность Бёлля называли «совестью нации». Он всегда чувствовал себя немцем, но в то же время резко критиковал «публичное лицемерие» правительства и «избирательную амнезию» своих соотечественников.

Жизнь Бёлля охватила несколько периодов истории Германии. Он родился подданным кайзера Вильгельма Второго; вырос в Веймарской республике; пережил гитлеровские времена, Вторую мировую войну, оккупацию; и, наконец, активно участвовал в становлении западногерманского общества.

Генрих Бёлль родился в 1917 году в Кёльне в семье скульптора и краснодеревщика. Как пишет Бёлль в своей автобиографии, его предки, католики, уехали из Британии после того, как Генрих Восьмой объявил себя главой церкви. Будучи корабельщиками, они сначала осели в Голландии, а затем перебрались в Кёльн.

Родители Бёлля были очень религиозными людьми, тем не менее, именно они научили сына проводить чёткое различие между христианской верой и организованной Церковью. В 6-летнем возрасте Бёлль начинает посещать католическую школу, а затем продолжает учёбу в гимназии. После прихода нацистов к власти, Бёлль почти сразу осознал всю серьёзность ситуации. В отличие от большинства своих одноклассников, он отказался вступить в «гитлерюгенд» и ушёл из католического молодёжного клуба.

После окончания гимназии в 1937 году Бёлль намеревался продолжить учёбу в университете, но ему в этом было отказано. В течение нескольких месяцев он обучался книготорговле в Бонне, а затем полгода ему пришлось нести трудовую повинность, копая траншеи. Бёлль вновь попытался поступить в Кёльнский университет, но его призвали в армию. 6 лет Бёлль провёл на фронте — во Франции и в России; 4 раза он был ранен, несколько раз пытался уклониться от службы, симулируя болезни. В 1945 году он оказывается в американском плену. Для Бёлля это был действительно день освобождения, поэтому он всегда сохранял чувство благодарности по отношению к союзникам, избавившим Германию от нацизма.

— роман «Поезд пришёл вовремя». В своих первых произведениях, которые можно отнести к жанру так называемой «руинной литературы», Бёлль рассказывал о солдатах и их любимых женщинах, о жестокостях войны, о смерти. Герои произведений Бёлля оставались, как правило, безымянными; они символизировали собой страдающее человечество; они делали то, что им приказывали, и гибли. Эти люди ненавидели войну, но не вражеских солдат.

Книги сразу же заинтересовали критиков, но тиражи расходились плохо. Бёлль, однако, продолжал писать.

«Писать и быть профессиональным писателем — это, конечно же, совершенно разные вещи. Писать я начал рано — стихи, короткие рассказы. Но профессиональным писателем я стал только после войны.»

По мнению Бёлля, литература играет значительную роль в деле формирования общества.

«Я считаю, что литература в целом способствует известным переменам, поскольку она заостряет внимание на проблемах и на состоянии общества. Доказать это невозможно, но сама публикация уже представляет собой перемену. Мы никогда не узнаем, какие перемены она вызывает внутри человека, который читает данную публикацию. Я не знаю, обладает ли литература силой или же она бессильна. Я всё ещё убеждён в том, что литература в привычном понимании этого слова способна разрушить авторитарные структуры — религиозные, политические, идеологические. В это я верю. Наверняка именно литература в привычном понимании этого слова и положила начало процессу распада, например, авторитета церкви. Не мне судить, в какой степени я могу способствовать предотвращению голода, например. Будучи частным лицом, писателем, я не могу накормить голодающих. Я не знаю, какой эффект может иметь моя или наша работа в этой связи. Я не знаю, что литература (или художники, писатели, интеллектуалы) в состоянии предотвратить. Этого мы не знаем».

«Да, могут. Я изменяю мир уже тем, что пишу. Написанное сохраняется, и неважно, сколько людей его прочтут — пять человек или 18 тысяч. Я просто не знаю, каким переменам я способствую. Однако совершенно бесспорно то, что каким-то переменам — внутренним и внешним — я способствую».

Бёлль не любил, когда его называли «совестью нации». По его мнению, совестью нации являются парламент, свод законов и правовая система, а писатель призван лишь пробуждать эту совесть, а не являться её воплощением. Считает ли Бёлль себя моралистом?

«Может быть, но не как автор. Есть люди, являющиеся моралистами независимо от того, являются ли они писателями или нет. Я не думаю, что морализм является движущей силой для автора. Просто моралист я, видимо, по своей природе. Или в силу моей биографии, или в силу истории, моего опыта с историей Германии. Правда, моралист находится в постоянном споре с автором. Это некий конфликт. В отношениях между обоими существует постоянная напряжённость».

К деньгам у Бёлля было здоровое отношение.

«Конечно, я рад, что зарабатываю деньги, поскольку в мире, в котором мы живём, деньги означают свободу. Я пытаюсь переиначить эту ужасную поговорку „время — деньги“. Я говорю: „Деньги — это время“. Может быть, это звучит странно, но роскошь, которую я себе могу позволить, заключается не в том, что я могу есть и пить, что хочу, не в развлечениях, которые мне становятся доступными, а в том, что деньги я превращаю во время. У меня много времени. Я категорически возражаю против утверждений, будто я — скромный. Я считаю это утверждение оскорбительным. У меня много времени, и мне не приходится себя ни в чём ограничивать».

А каково же было его отношение к властям?

«Власть саму по себе я не признаю. Я считаю, что вся наша система власти слишком случайна. Я признаю необходимость наличия власти: ведь власть — часть порядка. И именно люди, которым не чуждо некоторое анархистское мироощущение, жаждут порядка. Но я должен иметь возможность контролировать власть. Власть должна себя оправдывать, то есть она должна действовать в интересах тех, над кем она стоит, а не ради себя самой. В демократическом обществе (и я говорю это без иронии) власть должна следить за соблюдением законов. Причём соблюдать их должны все. И тут-то у меня возникают сомнения относительно того, что именно этим власть и занимается. Пред законом все должны быть равны, не зависимо от личности или сословия. А у нас существует слишком много скандальных привилегий. Конечно, есть люди, которым не приходится втискиваться в жёсткие условия, на которых не распространяются воспитательные меры, которым не приходится подчиняться предписаниям и указам, как это приходится делать другим».

Бёлль всегда активно вмешивался в политику. Так, он решительно выступил в защиту таких советских писателей-диссидентов, как Лев Копелев и Александр Солженицын. Что же понимает Бёлль под выражением «права человека»?

«На мой взгляд, выражение „права человека“ — это слишком односторонняя формулировка, отражающая образ мышления западного мира с его совершенно определённым представлением о правах человека. И эти права человека, по мнению Запада, каким-то идеалистическим образом должны оставаться в силе для всех людей, и соблюдать их обязаны все. Я вполне могу себе представить, что в культурах Южной Америки, весьма разнообразных, права человека получат совершенно иное определение, чем это сформулировано в Декларации ООН, выработанной на основе западных представлений, или, скажем, на основе западноевропейских представлений о демократии. Вероятно, проблема заключается в искреннем желании наделить этими правами человека всех».

«Во-первых, самое элементарное: право на жилище. Это совершенно элементарное и важное право. И это право грубейшим образом нарушается в Западной Европе, в нашей цивилизации, потому что там, где есть работа и можно зарабатывать деньги, жилище является чем-то недостижимым для молодых людей. Неужели вы не понимаете, что элементарные права человека не действуют там, где это странное выражение было придумано. Право на жилище, право на работу, право на время для поддержания дружеских отношений, право на жизнь после работы. Все эти права нарушаются в мире, ориентированном лишь на повышение производительности. Поэтому это претенциозное, высокомерное выражение звучит ещё более странно для народов, не причастных к нашей считающейся уникальной цивилизации».

Касаясь проблемы насилия в обществе, Бёлль подчёркивал, что насилие бывает не только физическим.

«На мой взгляд, не следует противопоставлять насилие и отказ от насилия, в силу того что насилие не поддаётся определению. Слыша слово „насилие“, люди думают только о физическом насилии. Но ведь есть и другой вид насилия. Например, в результате монополии на мнение, то есть насилие со стороны средств массовой информации. Есть люди, у которых нет возможности выразить своё мнение в газете, по радио или по телевидению. Я бы сказал, что там, где существует монополия на формирование общественного сознания, имеет место нарушение права человека выразить своё мнение. И это, конечно же, насилие — не физическое. И тогда людям приходит в голову идея выразить своё мнение на улице — с помощью транспарантов и скандированных лозунгов, с помощью демонстраций. И тогда дело доходит до физического насилия. Насилие обладает демоническим компонентом: оно возникает при столкновении двух неартикулированных сил. Поэтому я не могу решиться проповедовать отказ от насилия, ибо все люди подвержены воздействию насилия».

Читайте также  Краткая биография бройн

Бёлль весьма критически относился к капиталистической системе. На вопрос, существует ли гуманный капитализм, он ответил:

«Такового, собственно, быть не может. То, как функционирует и должна функционировать капиталистическая экономика (оставим в стороне моральные оценки), не допускает никакого гуманизма. Основной закон капиталистической экономики — постоянное повышение производительности — не может быть гуманным. Я могу себе представить, что государственные, церковные или какие-нибудь моральные инстанции постепенно могли бы начать разъяснять людям, что пора покончить с таким абсурдом, как постоянное повышение потребления (а это тоже основной закон капиталистической экономики). Как это сделать, я не знаю, потому что в первое время это, скорее всего, вызовет экономический хаос, последствием которого станут страшные вещи».

Бёлль был очень популярным писателем. Своё отношение к славе он прокомментировал так:

«Слава — это тоже средство что-то сделать, чего-то добиться для других, причём это очень хороший инструмент».

«От имени усопшего мы молим о мире и разоружении, о готовности к диалогу, о справедливом распределении благ, о примирении народов и о прощении вины, лежащей тяжким бременем особенно на нас, немцах».

Жизнь и личность Генриха Бёлля

Генрих Бёлль (1917-1985 гг.) был одним из самых значительных и известных писателей Германии. Как никто другой из немецких авторов, именно он ярко запечатлился на фоне послевоенной немецкой литературы. Во всем мире произведения Генриха Белля читаются всецело с любовью и пониманием.

В 1972 году за его честность и неподкупность ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Эта высшая награда стала признательностью для уроженца Кельна за его умение быть последовательным современником, которому в своих произведениях удалось исследовать духовные повреждения и надежды маленького человека, а также выразить протест против власти, высокомерия и запущенного чувства исторической вины.

Share with friends:

Жизнь Генриха Бёлля

I. 1917 – 1945

1917 21 декабря в Кельне родился Генрих Белль. Он был шестым ребенком в семье Виктора и Марии Белль. Отец Белля был столяром и резчиком по дереву, предки которого – корабельные плотники — эмигрировали несколько столетий назад из Англии по религиозным причинам, поселившись на Нижнем Рейне в Ксантене.

1924 – 1928 Народная школа в Кельне

1928 Учеба в государственной классической гимназии имени Кайзера Вильгельма в Кельне.

1929 Вследствие Великой депрессии дела Беллей ничуть не лучше, чем у трех миллионов германских безработных: посещение ломбардов, визиты судебных исполнителей и опись имущества становятся делом обыденным.

1933 – 1936 30 января 1933 Гитлер избирается рейхсканцлером. В семье Беллей много и откровенно обсуждаются политические события. Мать Генриха Белля реагирует на избрание Гитлера словами: «Значит, будет война.» В квартире Беллей проходят нелегальные встречи членов католических молодежных групп. По найденным рукописям Белля — коротким рассказам и стихотворениям — можно установить, что писать Белль начал в 1936 году.

1937 – 1939 В 1937 году Белль сдает экзамен на аттестат зрелости и начинает учебу на книготорговца, однако вскоре ее бросает. В 1938 году Белля привлекают к исполнению военизированной трудовой повинности. Летом 1939 он поступает в Кельнский университет, осенью его призывают на военную службу в вермахт.

1939 – 1945 Участвует во Второй Мировой Войне, воюет во Франции, Польше, СССР, Румынии, Венгрии и Германии. Почти каждый день Белль пишет письма семье и своей подруге Аннемари Цех. Он женится на ней в 1942 году.

1944 Смерть матери Белля от инфаркта, полученного после одного из воздушных налетов. Всю войну Белль, не желая получать офицерское звание, пытается уклониться от военной службы. Поначалу он пишет ходатайства об освобождении от службы для учебы, потом искусственным путем вызывает у себя болезни или подделывает документы об отпуске. За время войны он был четыре раза ранен.

1945 Возвращение в Кельн.

II. 1945 – 1952

Генрих Белль восстанавливается в Кельнском университете, чтобы получать продовольственную карточку. Он работает подсобным рабочим в столярной мастерской у своего брата. Его жена работает учительницей. Белль пишет романы: до сих пор не опубликованный «Крест без любви» и изданный лишь после смерти писателя роман «Ангел молчал»; а также многочисленные рассказы. Темы всех произведений, появившихся в этот период, — нацизм, война, тяжелый послевоенный период.

1947 В марте Белль рассылает свои первые рассказы в редакции различных газет и журналов. Он берет в Кельнском университете отпуск на один семестр и по его окончании решает прекратить учебу. Год рождения сына Раймунда.

1948 В июне Белль получает аванс за короткие рассказы, всего 600 рейхсмарок, которые обесцениваются в результате денежной реформы. Рождение сына Рене.

1949 Выходит рассказ «Поезд пришел вовремя». Гонораров за публикации на жизнь не хватает, и Белль пытается найти работу. «Я не могу допустить, чтобы моя семья продолжала жить в таких условиях, — пишет Белль в одном из писем своему издателю, — и хотя мне иногда кажется, что у меня есть определенное предназначение, тем не менее, вся литература для меня не стоит ни часа, когда бы мои жена и дети ощущали себя несчастными.»

1950 Временно работает служащим в статистическом управлении города Кельна. Выходит книга рассказов. Рождение сына Винсента.

1951 Приглашение на собрание «Группы 47» в Бад Дюркхайм. «Группа 47» награждает Белля за рассказ «Белые вороны». Выходит роман «Где ты был, Адам?»

1952 Белль заключает договор с издательством Kiepenheuer & Witsch в Кельне.

III. 1953 — 1959

Белль в своей работе все больше обращается к проблемам современной Федеративной Республики Германии. Все чаще появляются эссе, в которых Белль высказывает свое мнение о политической ситуации в молодой Республике.

1953 Выходит роман «И не сказал ни единого слова». Белль становится членом Немецкой Академии языка и поэтики. 1954 Выходит роман «Дом без хозяина».

1955 Белль награждается французскими издателями за «Дом без хозяина» как за лучший иностранный роман. Белль становится членом ПЕН-центра Федеративной Республики.

1956 Воззвание 105 видных деятелей культуры (среди которых Альбер Камю, Пабло Пикассо, Артур Кестлер, Жан Поль Сартр и Генрих Белль) против действий Советского Союза во время восстания в Венгрии и против интервенции Великобритании и Франции в Египте (кризис в Суэцком канале).

1957 Выходит «Ирландский дневник».

1958 Беллю присваиваются различные награды. Запрет на выход в радиоэфир уже заявленного выступления Генриха Белля «Письмо молодому католику», содержащего резкую критику германского послевоенного католицизма. Выход в свет «Все молчание доктора Мурке и другие сатиры».

1959 Выходит роман «Билльярд в половине десятого». Белль получает различные премии. Белль становится одним из основателей Germania Judaica — Кельнской библиотеки по истории германского иудаизма.

IV. 1960 – 1963

В этот период Белль много занимается вопросами, связанными с состоянием католической церкви в Федеративной Республике, которую он упрекает в политической односторонности.

1960 Белль становится одним из редакторов журнала «Лабиринт», в котором предпринимается попытка на основе христианских ценностей сформулировать альтернативную общественно-политическую систему. Смерть отца в Кельне.

1961 После возведения Берлинской стены возникают острые дискуссии по вопросу о роли писателя как «совести нации». Обращение 23 писателей (среди которых Белль) к ООН с призывом сделать единый Берлин местом расположения своей штаб-квартиры.

1962 Выходят рассказы «Когда началась война» и «Когда закончилась война». В сентябре-октябре первая поездка в Советский Союз.

1963 Выходит роман «Глазами клоуна».

V. 1964 – 1969

В этот период усиливается политическая активность писателя Генриха Белля. Романы и рассказы уступают место эссе и публичным выступлениям.

1964 Выходит программное произведение Белля — рассказ «Уклонение от военной службы». Белль выступает во Франкфуртском университете с лекциями по поэтике, на которых он представляет свою «эстетику человечности».

1965 Генрих Белль активно выступает в прессе с осуждением грубых нападок восточногерманских газет на поэта и барда Вольфа Бирмана.

1966 Выходит повесть «Чем кончилась одна командировка».

1967 Немецкая Академия языка и поэтического творчества награждает Белля премией Георга Бюхнера. Белль тяжело заболевает гепатитом и диабетом и вынужден несколько месяцев провести в постели.

1 968 Генрих Белль, Луи Арагон и Жан-Поль Сартр приглашаются Чехословацким Союзом писателей посетить ЧССР. Белль приезжает в августе и становится свидетелем интервенции в ЧССР со стороны стран Варшавского Договора, которое положило конец попыткам правительства Дубчека демократизировать общественный строй.

1969 На собрании, посвященном основанию Союза немецких писателей, Белль выступает с речью «Конец скромности».

VI. 1970 – 1980

Для Белля приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом означает начало нового политического периода, в большей степени ориентированного на нравственные ценности. Он это связывает в первую очередь с провозглашением новой политики в отношении стран Восточного блока. Общественно-политическая обстановка внутри Западной Германии, вследствие распространения терроризма, все больше накаляется. Белля, наряду с другими представителями интеллигенции, некоторыми политиками и близкими к ним печатными изданиями, объявляют «отчимом терроризма». Усиливаются меры по обеспечению безопасности в Федеративной Республике.

1970 На Первом конгрессе писателей, проводимом Союзом немецких писателей, Генрих Белль, в присутствии Вилли Брандта, говорит об «объединении борцов-одиночек». Белль избирается президентом ПЕН-центра Федеративной Республики.

1971 Белль организует воззвание к американской общественности в связи с процессом против американской правозащитницы Анджелы Дэвис. Выходит роман «Групповой портрет с дамой».

1972 В ходе антитеррористической операции производится обыск в квартире Беллей. Белль получает Нобелевскую премию по литературе.

1973 В связи с усилением преследования писателей и других представителей интеллигенции во всем мире, Белль выступает с требованием к политикам всех стран «отказаться от ханжеской позиции невмешательства во внутренние дела других государств». Среди стран, в которых представители интеллигенции подвергаются преследованиям, он упоминает Советский Союза, Турцию, Испанию, Бразилию и Португалию.

1974 Александра Солженицына арестовывают и затем высылают из Советского Союза. Он живет в доме Белля. Выходит рассказ «Потерянная честь Катарины Блюм или Как возникает насилие и к чему оно может привести». Лига по правам человека награждает Белля медалью Карла фон Оссицкого.

1975 Фолькер Шлендорф снимает фильм по книге «Потерянная честь Катарины Блюм».

1976 Белль официально выходит из католической церкви.

1977 Премьера фильма «Групповой портрет с дамой». После похищения и убийства Ханнса Мартина Шлейерса начинается новая открытая кампания против Белля и других представителей интеллигенции.

1978 Международный комитет, членом которого является Белль, обращается к южнокорейскому президенту с просьбой «во имя человечности» выпустить находящегося под арестом в одиночной камере в течение нескольких лет писателя Ким Чи Ха.

1979 Журналист Руперт Нойдек создает частную организацию помощи «Корабль для Вьетнама», в которую вступает Белль. Цель этой инициативы – зафрахтовать корабль для спасения потерпевших бедствие на море вьетнамских беженцев. Белль отказывается от награждения Крестом за заслуги перед отечеством. Выходит в свет роман «Заботливая осада». В декабре поездка в Эквадор, внезапное заболевание сосудов на правой ноге, операция в Кито.

1980 Повторная операция в Федеративной Республике, при которой пришлось ампутировать часть правой ноги. После беседы с делегацией женщин из Боливии Белль обращается с призывом к правительству Федеративной Республики немедленно инициировать создание международной комиссии по изучению ситуации в Боливии после военного путча.

VII. 1981 – 1985

Свобода передвижения Белля вследствие болезни резко ограничена. Он активно включается в политическую работу в рамках движения сторонников мира и поддерживает партию «Зеленых».

1981 Выходит в свет первый большой автобиографический текст Белля «Что же выйдет из этого мальчика? Или: Что-то с книгами». Белль присоединяется к призыву писателей Европы против нейтронной бомбы и гонки вооружений. 10 октября Белль выступает на демонстрации в защиту мира в Бонне перед 300.000 человек. В результате поджога сгорает часть загородного дома Белля..

1982 Во время пресс-конференции в Бонне Белль протестует против внутриполитической ситуации в Польше и введения там военного положения. Смерть сына Раймунда. По решению Кельнского городского Совета в ноябре Белль становится почетным гражданином города. Земля Северный Рейн-Вестфалия присваивает Беллю профессорский титул.

1983 В открытом письме в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС Андропова Белль требует прекращения ссылки лауреата Нобелевской премии Андрея Сахарова. Писатели из 6 стран, среди них Белль, выступают с заявлением протеста против очевидных попыток правительства США свергнуть сандинистское правительство в Никарагуа. Во время выборов Белль выступает в поддержку «Зеленых». В сентябре он участвует в блокаде одной из американских казарм.

1985 К 40-й годовщине капитуляции германского вермахта выходит «Письмо моим сыновьям» Белля. В начале июля Белль снова оказывается в больнице, где его снова оперируют. 15 июля его отпускают, чтобы он подготовился к новой операции. Он умирает утром 16 июля в своем доме в маленьком городке Лангенбройх. Генриха Белля похоронили 19 июля при большом стечении народа, среди них коллеги и политики, в т.ч. президент Рихард фон Вайцзеккер – в Борнхайм-Мертен, недалеко от Кельна. После смерти Белля многие школы в Федеративной Республике стали носить его имя.

В ноябре 1987 года по инициативе друзей писателя был создан Фонд имени Генриха Белля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: