Краткая биография боборыкин
БОБОРЫКИН, ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ
БОБОРЫКИН, ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ (1836–1921), русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик (1900). Родился 15 (27) августа 1836 в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 – на отделении химии Дерптского университета, в 1857 перешел на медицинский факультет. В 1860, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права.
Начал писать с гимназических лет, первая публикация – комедия Однодворец (1860). Ранние драмы Боборыкина Ребенок и Старое зло (обе 1861), Мать и дитя (1864), автобиографический роман В путь-дорогу (1862–1864) написаны не без влияния В.А.Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы. Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863–1865 издавал «Библиотеку для чтения», занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе В чужом поле (1866) отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами (И.Тэн, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.), писателями (А.Дюма-сын, Дж.Элиот, У.Коллинз), журналистами и политическими деятелями (будущий премьер-министр и министр иностранных дел Франции Л.Гамбетта). Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868–1869 присутствовал на различных международных конгрессах, в т.ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с А.И.Герценом.
После публикации комедии из крестьянской жизни Иван да Марья (пост. в 1867), статей о французском и русском театре и обширной монографии Театральное искусство (1872), где, в частности, много говорилось об А.Н.Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик (социально-психологические романы Жертва вечерняя, 1868, посвященный «женскому вопросу» и принесший автору славу «безнравственного» писателя; На суд, 1869, навеянный судебным процессом над А.В.Сухово-Кобылиным). В 1870 Боборыкин сотрудничал с «Отечественными записками», где с 1871 заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки На развалинах Парижа (1871) и Очерк истории Коммуны (не опубл.), в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии. Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах (Фараончики, 1871, и др.), романах Солидные добродетели (1870) и Дельцы (1872–1873), освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании Русский Шеффильд. (Очерки села Павлова) (1877). Острый для русского общества 1860–1870-х годов «славянский» вопрос поднимал роман Доктор Цыбулька (1874), любовно-психологический роман Лихие болести (1876) отразил разочарование российской интеллигенции в своем «хождении в народ».
Для произведений Боборыкина, «писателя-эмпирика», отличающегося быстротой реакции на «злобу дня» и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 писатель увлекается новым течением – натурализмом (статья Реальный роман во Франции, 1976, и др.), знакомится с Э.Золя, Э.Гонкуром, А.Доде и другим писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине «золаизм». В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях (так, в журнале «Слово» – роман Сами по себе, 1878, статьи Мысли о критике и литературном творчеств и Мотивы и приемы русской беллетристики», обе 1878, пьеса Сытые, 1879). С публикации романа Полжизни (1873) – о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, – началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом «Вестник Европы», где увидели свет его многочисленные романы: Китай-город (1882) – одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; Из новых (1887), На ущербе (1890), посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; Василий Теркин (1892), где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; Перевал (1894), посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории «малых дел»; Ходок (1895; в этом же году Боборыкин добивается встречи с Ф.Энгельсом), Княгиня (1896), По-другому (1897), получивший резкий отзыв В.И.Засулич и одобрение В.И.Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; Тяга (1898), показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. «Социальному самочувствию» разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина Изменник (1889), Поумнел (1890) – о распространенной в период реакции «болезни» ренегатства; название приобрело на рубеже 19–20 вв. характер крылатого выражения (Боборыкину приписывают также введение в русский язык слова «интеллигенция»).
Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы Старые счеты (1883), Доктор Мошков, Клеймо (обе 1884), С бою (1891), Накипь (1899, др. назв. – Поветрие, 1900); в 1877 Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883–1885 – член Театрально-литературного комитета, в 1891 – заведующий репертуарной и художественной частью театра Е.Горевой в Москве; в 1897 – председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.
Среди более 100 романов, повестей, пьес и других публикаций Боборыкина повести Однокурсники (1901) – о художественной жизни начала 20 в., Братья (1904), в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман Великая разруха: Семейная хроника (1908), показавший жизнь интеллигенции периода 1-й русской революции; воспоминания За полвека (1906–1913; неоконч.) и Итоги старейшего (1917); исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 писатель жил за границей.
Умер Боборыкин в Лугано (Швейцария) 12 августа 1921.
Боборыкин П. За полвека. Мои воспоминания. М. – Л., 1929
Линин А.М. К истории буржуазного стиля в русской литературе. (Творчество П.Д.Боборыкина). Ростов-на-Дону, 1935
Боборыкин П. Китай-город. М., 1957
Чупринин С.И. П.Д.Боборыкин – историк русской литературы. – Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1976, т. 35, № 3
Чупринин С.И. «Фигуранты» – среда – реальность: К характеристике русского натурализма. – Вопросы литературы, 1979, № 7
Боборыкин П. Повести и рассказы. М., 1984
Красовский В. Проблемы натурализма в русской литературе и творчество П.Д.Боборыкина. – В кн.: Из истории русcкого реализма конца XIX – начала XX вв. М., 1986
Боборыкин, Фёдор Васильевич
Федор Боборыкин (ум.26 мая 1609) — воевода, русский полководец, Почётный гражданин Кинешмы, командовал кинешемским ополчением в период Смутного времени [1] , по мнению историков, воевода один из первых руководителей народного ополчения давший отпор самозванцам [2] .
Содержание
Дуниловское сражение
В Смутное время в России Кинешма не присягнула на верность самозванцу Лжедмитрию II, а поддержала законного царя Василия Шуйского. Священник и историк Иоанн Альтовский так писал о тех событиях:
Кинешма незначительная по своему государственному положению и немноголюдная по населению, одна из первых проявила удивительный дух мужества и твердости, показала непреклонную преданность и любовь к родине, вере православной, и геройски запечатлела это кровью доблестных граждан своих и поселян. Она не покорилась ни «Тушинскому царику», ни ляхам, ни изменникам родины |
Под предводительством Федора Боборыкина кинешемцы провели поход по территории будущей Ивановской области. Выбили суздальского воеводу Плещеева, вставшего на сторону поляков, из Шуи, освободили Лух [3] .
11 февраля 1609 года под селом Дунилово народное ополчение под командованием воеводы Федора Боборыкина наголову разбило отряд изменников во главе с суздальским воеводой Федором Плещеевым [4] .
Вот что писал Федор Плещеев по поводу тех событий в своем донесении в Тушино [5] :
Стоял, господине, в Суздальском уезде в селе Дунилове для оберегания Шуйских мест и от Суздальских от государственных изменников; и те воры многих городов Понизовных, собрався, многими людьми пришли на нас со всех сторон, лыжники и конные. Костромин Федька Боборыкин с товарищами, Шуйского холопи, февраля в 11 число; и бой, господине, у нас с ним в селе Дунилове был с первого часу до обеда, и люди нам пришли многие не в силу, и на бою, господине, казаки дрогнули, и дворян, суздалцов и лушан, и иных побили, а иных ранили. И мы отошли в Суздаль |
Оборона Кинешмы
Кинешемское ополчение совершило героический подвиг в завязавшемся 26 мая (5 июня по новому стилю) сражении с польско-литовскими интервентами: при численности не более 300 человек оно стойко противостояло войску неприятеля из 2-3- тысяч человек. В ходе сражения ополченцы были разбиты. По одним сведениям воевода Боборыкин Фёдор Васильевич героически погиб, а по другой информации, содержащейся в недавно опубликованном дневнике литовского гетмана Яна Сапеги воевода был взят в плен и казнён. Тем не менее, героическая оборона Кинешмы не прошла даром. Она стала важным этапом национально-освободительной борьбы русского народа. Неприятелю был нанесен огромный военный урон защитниками города. Самоотверженность и храбрость бойцов ополчения способствовала скорейшему разгрому поляков. Сражение при Кинешме подготовило почву для дальнейшего формирования ополчения, которое под руководством Минина и Пожарского смогло освободить Москву и восстановить российскую государственность.
Сведения, опубликованные в ноябре 2012 года [6] со ссылкой на РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Книга № 5984. Л. 604-605, дают основание полагать, что Боборыкин Фёдор Васильевич остался в живых после 26 мая 1609 года, поскольку в 1610 году ему была пожалована вотчина сельцо Дубрава с деревнями и пустошами в Бежецкой и Вердеревской пятине Новгородского уезда размером в 150 четвертей в поле за то, «что против врагов наших польских и литовских людей и русских воров. стоял крепко и мужественно, и многое воровство и храбрость, и службы показал. Голод и наготу и во всем осудении и нужу всякую осадную терпел многое время», т.е. в другой формулировке: за «московское сидение» при осаде Москвы поляками во времена царя В.И.Шуйского. В том же источнике [7] приводятся сведения, что воевода Боборыкин Фёдор Васильевич в 1620 году приобрёл за 200 руб. у помещика Татищева Юрия вотчину пустошь Полушкино в с.Горетово Московского стана размером 39 четверти в одном поле. В 1635-1639 годах воеводы, видимо, уже не было в живых, поскольку его сын Роман Фёдорович Боборыкин распродавал в эти годы доставшиюся в наследство от отца вотчины: пустошь Полушкино московскому стрелецкому голове П. Красному, а вотчину сельцо Дубрава вдове княгине М.Хованской. Все совершенные земельные сделки фиксировались в Поместном приказе и записывались в вотчинные книги за новыми владельцами.
Увековечивание памяти
24 апреля 2012 года, участникам IX региональной краеведческой научно-практической конференции в городе Кинешме продемонстрировали фотографии памятника Фёдору Васильевичу Боборыкину, который подготовлен к отливке.
Сын Фёдора Васильевича Боборыкина — воевода Роман Фёдорович Боборыкин, первое упоминание о котором при государевом дворе состоялось в 1625 г. [8] , основал 17.04.1636 город Тамбов как крепость Белгородской засечной черты при слиянии рек Цны и Студенца в Верхоценской волости, в Диком поле для защиты южных рубежей Русского государства XVII в. от набегов кочевых племён. Ныне имя сына Фёдора Боборыкина носит одна из улиц в северной части Тамбова.
Значение БОБОРЫКИН ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
Боборыкин, Петр Дмитриевич, — известный беллетрист. Родился 15 августа в 1836 г. в Нижнем Новгороде; происходит из очень древнего помещичьего рода. Окончив курс в гимназии, поступил в Казанский университет, на юридический факультет, но скоро начал увлекаться естественными науками, особенно химией, и тогда же перевел на русский язык учебник по химии Лемана. Для более удобного изучения естественных наук он перешел в Дерптский университет и прослушал там на медицинском факультете все предметы, но выпускных экзаменов не держал. Во время студенчества, под влиянием театральных впечатлений в кружке товарищей, где часто ставились любительские спектакли, и где Боборыкин был режиссером, он написал несколько пьес: «Фразеры», «Ребенок», «Однодворец». Последняя была напечатана в 1860 г. в «Библиотеке для Чтения», и это решило судьбу Боборыкина: он переехал в Петербург, решивши стать профессиональным литератором, и в 1861 г. сдал экзамен на кандидата прав. Неожиданно он получил довольно большое наследство от деда — имение, стоившее тысяч 60. Еще раньше он стал в довольно близкие отношения к «Библиотеке для Чтения», писал в ней постоянные фельетоны (под псевдонимом «Нескажусь») и напечатал роман «В путь-дорогу». Когда в 1863 г. Писемский отказался от редактирования «Библиотеки для Чтения», Боборыкин купил ее и стал во главе издания. Сам Боборыкин это издательское увлечение считает крупнейшей ошибкой своей жизни. Он не был подготовлен к тому, чтобы руководить журналом в бурное время 60-х годов, когда в литературе происходила упорная борьба мнений и направлений. В автобиографии («Критико-биографический Словарь» Венгерова , т. IV), Боборыкин говорит по поводу этого периода своей жизни: «Я не примкнул ни к одной из редакций крайнего направления, меня не волновали страстно чисто общественные вопросы, борьба противоположных лагерей, разные лозунги и клички той эпохи». Это объясняет его неудачу в роли редактора журнала. Отсутствие уменья разбираться в общественных настроениях скоро создало ему незаслуженную репутацию ретрограда, а пестрый состав сотрудников «Библиотеки для Чтения» совершенно лишил ее сочувствия читателей; в 1865 г. подписка на журнал была так незначительна, что его пришлось прекратить. Так кончилось это предприятие Боборыкина, поглотившее его наследство и обременившее его громадным долгом, который он выплачивал в течение двадцати лет. Боборыкин уехал в Париж, где, по словам его автобиографии, «отдался изучению положительной философии и выяснил себе многие запросы чисто умственного и общественного характера, повлиявшие на дальнейшее его развитие». Летом 1866 г. он ненадолго приезжал в Россию для устройства дел, а затем снова уехал за границу. «Новый четырехлетний период заграничной жизни», говорит Боборыкин, «разнообразный по перемене мест, тогдашним событиям, встречам, общественным и художественным явлениям жизни, какие я изучал, представлял собою постоянную работу романиста, критика и театрального рецензента, политического корреспондента». Большая часть жизни Боборыкина протекла за границей. Лишь в промежуток с 1876 по 1891 год он провел довольно много времени в России, отчего он и называет этот период «русским». Он жил то в Петербурге, то в Москве и усиленно работал: читал публичные лекции, сотрудничал в разных отделах газет и журналов, занимался беллетристикой преимущественно летом и осенью. Лишь с 1889 г. Боборыкин получил возможность освободиться от мелкой срочной работы и всецело посвятить себя беллетристике. Он продолжает писать и в настоящее время, сотрудничая больше всего в «Вестнике Европы» и «Русских Ведомостях». В 1902 г. он был избран почетным академиком. Продолжительная жизнь маститого беллетриста поражает своей содержательностью и продуктивностью. Все время Боборыкин учился, с ненасытной жадностью к знанию в самых разнообразных областях.В его автобиографии есть глава под названием: «Чему и где я учился»; в ней перечислены предметы, которые изучал Боборыкин, начиная с школьного до преклонного возраста. Области, возбуждавшие его внимание, весьма разнообразны и разнородны: тут всевозможные виды словесных и социальных наук, естественные науки, медицина, политическая экономия, государственное право, театральное искусство, языковедение. Он знает семь иностранных языков, из которых пять (французский, немецкий, итальянский, английский и польский) основательно. Он был вольнослушателем в Петербурге, посещал лекции в парижском College de France и Сорбонне, занимался в парижской и венской консерваториях, не пропускал и интересных частных курсов, всегда пользуясь случаем узнать что-нибудь новое. Несмотря на то, что обширное образование Боборыкина имеет энциклопедический характер, его нельзя назвать дилетантом, по крайней мере, в тех областях, которые его наиболее интересовали. По отзывам специалистов, он всегда умел овладеть предметом; очевидно, ему помогала его чуткость к истине, необыкновенная впечатлительность и отзывчивость, являющаяся основной чертой его как беллетриста. Беллетристическая плодовитость Боборыкина не имеет в русской литературе ничего равного. Им написано 18 больших романов (в среднем по 25 листов в каждом), 19 драматических произведений и множество мелких очерков. Кроме того, Боборыкин написал огромное количество статей критических и литературных, по эстетике, философии, теории творчества и другим предметам. Собранное вместе, все написанное Боборыкиным заняло бы около 70 объемистых томов. Боборыкина, как беллетриста, нельзя причислить ни к художникам-классикам, ни к писателям тенденциозным, являющимися выразителями определенной эпохи; у него свое особенное место, своя роль, значительная и интересная. Это бытописатель-хроникер, с тонкой психологией, умом и вкусом. В течение полувека Боборыкин вдумчиво следит за всеми проявлениями русской жизни и детально, с необыкновенной точностью, отражает в своем творчестве все общественные переживания и настроения. Как жизнь идей, так и жизнь салонов находит в его лице великолепного «отметчика» (собственный термин Боборыкина). В произведениях Боборыкина нет общественных типов, но им создан целый ряд живых, выразительных фигур, красноречиво говорящих о пережитых общественных полосах. Романы и повести Боборыкина — ценные документы для будущего историка нашей общественности. В этом заключается их главное значение. Сильного непосредственного впечатления на читающую публику они не производили. Каждый новый роман Боборыкина читался с интересом, но без увлечения. Боборыкин никогда не был властителем дум даже небольшой части общества. Это объясняется некоторыми особенностями писательской индивидуальности Боборыкина и его писательской манеры. Он кажется равнодушным к тому, что пишет, изображает жизнь слишком объективно, со стороны, как простой наблюдатель. Схватывая все оттенки интересующего его явления, он не заглядывает вглубь его, не проникается им; он описывает его верно, точно, но, главным образом, с внешней стороны, и описывает довольно бледно и сухо, без всякого воодушевления. Главный недостаток творчества Боборыкина — бедность эмоционального начала. Как в писателе, в Боборыкине преобладает рационалист. Он вдумчиво и умело наблюдает жизнь и богатые результаты его наблюдений воспринимает как умный человек, а не как художник. Даже исключительная впечатлительность ко всем переменам в окружающей жизни, которую справедливо ставят ему в большую заслугу, является скорее умственной зоркостью, чем отзывчивостью художника. По общему складу, Боборыкин очень далек от обычного типа русского писателя. В нем нет лиризма и интимности, нет ни полета, ни противоречий крайностей, свойственных типично-русской психике. Напротив, в нем всегда чувствуется европейское «чувство меры», чувствуется хладнокровный выдержанный, искренний, но рассудочный сторонник прогресса. Созданию такого писательского облика у Боборыкина способствовало, вероятно, близкое знакомство с современной европейской литературой, в частности — влияние французской натуралистической школы; он сам отстаивает введение им в описания особой протокольной точности, которой до него в русской литературе не было. Французское влияние оказалось соответствующим собственной природе романиста; вот почему речь здесь может идти лишь о влиянии, а не о подражании. Отсутствие огня и глубины в творческом темпераменте не мешает Боборыкину быть писателем вполне самостоятельным и самобытным. Замысел его всегда отличается серьезностью и оригинальностью; указанные недостатки относятся лишь к выполнению. Установившуюся за Боборыкиным репутацию портретиста-фотографа нельзя признать правильной. По точности воспроизведения жизни его творческий аппарат действительно можно сравнить с фотографией, но в основе «фотографирования» у него всегда есть система, определенная цель, а в результате — обобщение. Если на полотно и попадают иногда его знакомые, то это происходит скорее всего потому, что они кажутся ему подходящей, по удачному выражению С.А. Венгерова, натурой. Вот как сам Боборыкин определяет свой процесс творчества: «Замысел является мне, конечно, неожиданно, непроизвольно и в образах, причем всегда вокруг общей творческой идеи. Я беру какое-нибудь явление, какую-нибудь «полосу жизни» и записываю одной фразой; большей частью эта отметка служит мне заглавием предстоящего романа. Таких отметок вы найдете в моих записных книжках не мало. Это то, что французы называют «idee mere». Настоящим «отметчиком целых полос» общественной жизни Боборыкин делается, только начиная с романа «Солидные добродетели», появившегося в 1870 г. («Отечественные Записки»). Первый его роман «В путь-дорогу» отличается скорее автобиографическим характером, хотя и в нем основным фоном является картина нравов, характерная для конца 50-х годов (1862, «Библиотека для Чтения»). К ому же периоду относится и такое же переходное место в творчестве Боборыкина занимает свежо написанный роман «Жертва вечерняя» (1868, «Всем. Тр.»), в котором изобличаются женская пустота и безделье. В «Солидных добродетелях» Боборыкин впервые выступает как общественный хроникер, насмешливо отмечая самовольство людей, ослепленных своими общественными добродетелями и своей прогрессивностью. Еще более смелым отметчиком новых веяний является он в романе «Дельцы» (1872, «Отечественные Записки»), написанном на одну тему с «Дневником провинциала» Щедрина и дающим интересную картину первого вторжения в русскую жизнь капитализма. В нескольких романах из московской жизни изображен постепенный расцвет нашей буржуазии. На первом плане между ними стоит «Китай-город» (1882, «Вестник Европы»), впервые отметивший нарождение русской культурной буржуазии, далеко ушедшей от «Темного царства» Островского , но втайне поклоняющейся тем же кумирам. Та же просвещенная буржуазия фигурирует в лице фабриканта Кумачева в «Перевале» (1894, «Вестник Европы»). Роман «Доктор Цибулька» посвящен обрисовке карьеристов-выходцев из славянских земель (1874, «Отечественные Записки»). В своем шедевре «Василий Теркин» (1892, «Вестник Европы») Боборыкин сделал попытку нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам. Как тип, Теркин недостаточно убедителен, но как живая и действительно совершенно новая фигура красноречиво говорит о больших переменах и о накоплении новых сил в нашем обществе. Зоркость и отзывчивость Боборыкина больше всего сказывается в произведениях, посвященных интеллигентским переживаниям. Два из них: «Из новых» (1887, «Вестник Европы») и «На ущербе» (1890, «Вестник Европы») рисуют «бездорожье» идейной интеллигенции в эпоху реакции и наплыв всяких мнимо новых людей, карьеристов, ренегатов и разных выползней из подполья. Той же теме посвящена повесть «Поумнел» (1890, «Русская Мысль»), имеющая большой и заслуженный успех. Уже в «Василии Теркине» мы встречаемся с приливом бодрых настроений. Боборыкин успел их подглядеть раньше, чем он вполне обозначились в жизни. В «Перевале» перед нами уже расцвет этих настроений и возврат интеллигентов-индивидуалистов к старым альтруистическим идеалам. Последние романы Боборыкина тоже посвящены интеллигенции: «Побежденных — не судят» (1910, «Вестник Европы») — впечатлениям революционной эпохи и «Прорыв в вечность» (1911, «Вестник Европы») — богоискательству и сектантству. Из второстепенных романов можно назвать: «В чужом поле» (1866, «Русский Вестник»); «На суд» (1869, «Всем. Труд»); «Лихие болести» (1876, «Отечественные Записки»); «Сами по себе» (1878, «Слово»); «За работу» (1885, «Новь»), «Ходок» (1895), «По другому» (1897), «Тяга» (1898), «Куда идти» (1899), и комедия «Накипь». Многочисленные рассказы и очерки Боборыкина носят по преимуществу бытовой характер и свидетельствуют о громадном запасе наблюдений. Живые, интересные статьи Боборыкина по разным вопросам всегда отличаются осведомленностью и умело проводят в нашу жизнь идеи европейской культуры и прогресса. Интересно обширное исследование Боборыкина о «Европейском романе» (1900). Имеются 2 собрания сочинений Боборыкина: первое, в 12 томах, издано Вольфом в 1884 — 1886 г., второе издание в виде приложения к «Ниве» 1897 г. в 12 томах. — Ср. С.А. Венгеров, «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (т. IV); его же, «Источники Словаря русских писателей»; Д.Н. Овсянико-Куликовский , «История литературы XIX века» (изд. «Мир», гл. IV).
Боборыкин Петр Дмитриевич
Краткие содержания
(1836-1921)
Боборыкин Петр Дмитриевич является русским прозаиком, драматургом, журналистом и театральным деятелем. В 1900 году он был удостоен звания почетного академика.
Родился Петр Дмитриевич в 1836 г. 15 числа августа месяца в городе Нижний Новгород, являлся выходцем из дворянского древнего рода. Учился в Казанском университете на юридическом факультете, начиная с 1855 г. — в Дерптском университете на химическом отделении, а 1857 г. перевелся на медицинский факультет. Не окончив обучение, в 1860 г. Боборыкин перебрался в Петербург. Именно здесь он в 1861 г. в университете сдал экзамены на кандидатскую степень по праву.
Писать начал он еще во время обучения в гимназии, первой его публикацией была комедия под названием «Однодворец» 1860 года. Ранними его драмами являются «Ребенок», «Мать и дитя», а также другие. Ранние работы Боборыкина были написаны под влиянием Соллогуба В.А.. С его семьей Боборыкин в это время сблизился. Боборыкин был необыкновенно общительным человеком, по этой причине он достаточно быстро влился в круги творческих интеллигентов. В 1863-1865 гг. он занимался изданием «Библиотеки для чтения», занимал умеренно-либеральные позиции, остановил издание в связи с денежными трудностями.
Начиная с 1865 г., когда находился за границей, Боборыкин познакомился в литературной, художественной, общественной, политической и философской жизнью Западной Европы. В своем романе под названием «В чужом поле» 1866 года он отобразил собственные впечатления от посещения Парижа, где познакомился с известными философами и историками позитивистского направления, а также журналистами, писателями и деятелями политики. Боборыкин сам выступал в качестве корреспондента определенных периодических русских изданий, в 1968-1869 гг. посещал различные международные конгрессы, включая Брюссельский и Базальский конгресс 1 Интернационала. Он был лично знаком с Герценом.
После того, как была опубликована комедия из жизни крестьян под названием «Иван да Марья», после ряда статей, посвященных французскому и русскому театру, а также удивительной монографии под названием «Театральное искусство», где повествовалось об А.Н.Островском, в котором сам автор доблестно отзывался о реформаторе русской сцены, но видел практически только лишь талантливого бытового писателя купеческой столицы, — Боборыкин главным образом выступает прозаиком.
В 1870 г. он начинает сотрудничать с «Отечественными записками», где начиная с 1871 г. возглавлял иностранный отдел. После осуществления поездки по всему зданию редакции в Париже он написал очерки под названием «На развалинах Парижа», а также не опубликованный «Очерк истории Коммуны», где поражение Коммуны связано с кризисом демократии в Европе. Актуальные жизненные аспекты современного мира нашли свое отражение в таких работах, как «Фараончики», «Дельцы» и другие». Боборовский также затрагивал тему быта и нравов буржуазии.
Для работ Боборыкина, который является писателем-эмпириком и отличается быстрой реакцией на «злобы дней» и огромнейшим стремлением к наиболее объективному и очень подробному написанию, характерными были перенасыщенность фактическими материалами, обилие всевозможных персонажей, наличие трудновоспринимаемых разветвленных сюжетов.
Начиная с 1876 г. он начал увлекаться новым течением, а именно натурализмом, познакомился лично с Доде, Золя и другими писателями натуралистического течения, занялся активной пропагандой на родине «золаизма».
В 1870-е гг. Боборыкин печатался в различных периодических русских изданиях. С публикации известного романа под названием «Полжизни» в 1873 г., в котором повествуется о времени, которое предшествовало отмене в России крепостного права, началось длительное сотрудничество Петра Дмитриевича с журналом под названием «Вестник Европы», где свет увидели огромнейшее количество его романов: «Китай-город» является одним из наиболее известных работ Боборыкина, в котором описывается купеческая Москва начала 1880-х гг.
В 1890 году выходит работа под названием «На ущербе», которая посвящена постоянным блужданиям и поиску интеллигенции в кризисный период. В романе «Василий Теркин» автор постарался описать зарождение такого типа, как купец-капиталист в России.
Роман «Перевал» посвящен проблемам сближения российской буржуазии с интеллигенцией, и основанию новой теории «малых дел». Работа «По-другому», 1897 года, получила резкие отзывы Засулич и одобрение В.И.Ленина за раскрытие стремления полностью разобраться в истоках споров между марксистами и народниками.
Роман под названием «Тяга» показывает тяжелую жизнь текстильщиков и тщетность всех попыток существенно облегчить ее при помощи организацией просветительского направления. Социальное самочувствие различных слоев общества раскрывается в повести под названием «Изменник» 1889 г., в которой повествуется о распространенности в период реакции «заболевания» ренегатства.
Поздние работы Боборыкина связаны тесно с отечественной сценой. Многочисленные его пьесы были поставлены в театре. В 1877 г. он занимает должность руководителя театральной частной школы в столице, читает лекции на тему русского театра и сценического искусства в Драматическом обществе в столичном театральном училище. В 1883-1885 гг. Боборыкин является членом Театрально-литературного комитета. В 1891 г. он занял должность заведующего художественной, а также репертуарной частью в столичном театре Горевой. В 1987 г. Боборыкин является председателем Всероссийского съезда деятелей сцены.
В двадцатом веке Боборыкин написал повесть под названием «Однокурсники», в которой раскрывается художественная жизнь начала двадцатого века. В 1904 г. увидела свет повесть под названием «Братья», в 1908 г. был написан роман, который называется «Великая разруха: Семейная хроника», в котором показывается жизнь представителей интеллигенции времени Первой Русской революции. В данный период было написано огромное количество работ Боборыкиным. С 1914 г. он проживал за границей.
Умер писатель в 1921 г. 12 числа августа месяца в Швейцарии в городе под названием Лугано. Но его великолепные работы живы и до настоящего времени. В каждую работу писателя вложен тонкий смысл и невероятная искренность.
Боборыкины (Бабарыкины, Бобарыкины), старинный дворянский род
Боборыкины (Бабарыкины, Бобарыкины) – старинный дворянский род, ведущий свое начало из Пруссии. Один из потомков выехавшего именовался, по указанию родословных, Федором Боборыкою; из шести сыновей его, Феодор и Андрей имели многочисленное потомство. Внук Федорова сына, Симеона, новгородского помещика, Федор Афанасьевич, в 1608 г. был воеводой в Кинешме и упорно защищал ее от тушинцев, но Лисовский все-таки овладел городом; 11 февраля 1609 г. он разбил воровского воеводу Федора Плещеева в суздальском уезде, у с. Дунилова, а впоследствии сам сложил голову под Москвой. У Федора было три сына: Павел, Афанасий и Федор. Павел Федорович 1628 г. дневал на царском дворе, в 1636 г. был воеводой в Курмыше, в 1639 г. участвовал во встрече кизилбашского посла под Москвою, а в 1646 г. опять упоминается среди дворян, дневавших на Государеве дворе. Афанасий Федорович в 1625 г., будучи патриаршим стольником, получил исцеление от своей болезни чудом только что присланной из Персии в Москву ризы Господней; 25 марта 1627 г. он пожалован из патриарших стольников в царские стряпчие, в 1632 г. был воеводою в Каргополе и Турчасове, в 1634 г., уже в звании стольника, был на пиру у царя и в 1635–37 гг. оставался при дворе царском; в 1638 г. он состоял рассылочным воеводой на Тульской украйне при большом воеводе В. И. Стрешневе; в 1639 и 1641 г. опять упоминается среди стольников, служащих при дворе, а в 1644 г. воеводствует в Воронеже. Федор Федорович в 1634 г. был у царского стола, в 1639 г. участвовал во встрече кизилбашского посольства, в 1647 г. дневал и ночевал на Государеве дворе, в 1652 г. сопровождал царицу в Саввино-Сторожевский монастырь. У Павла Федоровича было два сына: Афанасий и Иван. Афанасий Павлович в 1669 г., в звании стольника, дежурил у гроба почившего царевича Симеона Алексеевича, в 1679 г. сопровождал царя Феодора в Троицкий монастырь, а в 1696 г., со званиями ротмистра и стольника, определен служить в Большом полку, которым начальствовал Шеин. Иван Павлович в 1672 г. был воеводой в Старой Руссе. У Афанасия Федоровича детей не было, а у Федора Федоровича был сын Сергей, имевший в 1696 г. звание стольника.
Другой внук Федора Боборыки, Андрей Федорович, также имел поместья в Новгородской области; его правнук, Степан Андреевич, ездивший в 1620 г. с царской грамотой в Кирилло-Белозерский монастырь, имел пять сыновей, из коих три служили при царском дворе: Иван Степанович, упоминаемый в 1624 и 1647 г., Артемий Степанович, пожалованный в 1627 г. в житье и в 1654 г. сопровождавший царицу в Троицкий монастырь, и Герасим Степанович, пожалованный в 1627 г. в житье, а 3 апреля того же года – из житья в стольники к патриарху.
От сына Федора Боборыки, Андрея, пошли еще две линии, родоначальниками которых были сыновья Бориса Андреевича, Борис и Савва. Потомство Бориса Борисовича наиболее выдвинулось; биографии его членов помещены отдельно (Михаил Борисович, Яков, Иван и Никита Михайловичи). Савва же Борисович имел двух сыновей: Василия и Ивана. Сыновья Василия – Семен, новгородский дворянин, ручавшийся в 1613 г. перед свейским воеводой в неотъезде разных дворян, своих земляков; Федор, бывший в 1615–16 гг. воеводой в Тюмени, в 1616–19 – в Томском остроге, в 1622–24 – в Устюге Великом, где и умер, и Тимофей, в 1625 г. посланный воеводою в Мангазею, в 1626 г. бывший в Москве на свадьбе царя Михаила с Евдокией Лукьяновной, 18 января 1627 г. снова назначенный в Мангазею, откуда был отпущен к Москве в 1629 г. У Ивана Саввича был сын Тимофей, посланный в 1618 г. строить Кузнецкий острог в Сибири, воеводой которого он затем и оставался еще в 1623 г.; в 1627 г. в Кузнецке был уже другой воевода; в 1633 г. он собирал в Муроме и Нижнем Новгороде ратных людей, которых потом должен был отвезти в Можайск к кн. Черкасскому, для похода под Смоленск; в 1634 и 1637 г. он бывал у царского стола, а в 1638 г. был воеводой у Печенских ворота на засеке, но в этом же году и смещен оттуда. Самым крупным представителем этой линии Боборыкиных был Роман, сын Федора Васильевича; его биографию см. в соотв. статье.
Источники упоминают еще нескольких Боборыкиных, родство которых не поддается разъяснению: Меньшой Семенов, новгородский помещик, женатый на Федосье Федоровне Гурьевой (упоминается в 1584 г.); Емин Федоров, ручавшийся в 1613 г. перед свейским воеводою в неотъезде из Новгорода местных дворян; Михайло Матвеевич, бывший в 1629 г. у царского стола; Иван, служивший в 1625 г. атаманом в Березове; посланный в 1626 г. на Юлмал ставить острожек между Мутной и Зеленой реками для береженья от немецких промышленников и от Самояди, он не мог исполнить этого поручения, задержанный непогодами и льдами, и в 1627 г. вернулся в Тобольск; здесь его подвергли наказанию, а затем снова послали на Юлмал; он служил в Березове еще в 1633 г.; Василий Семенович, стольник, бывший на царском дворе в 1635, 1636 и 1639 г.; Иван Федорович, в 1647 г. дневавший на Государеве дворе; Степан, ездивший после 1660 г. послом из Томска к монгольскому хану Лобзян-Саину.
Бархатная книга. – Карамзин, «История Государства Российского». – Акты Исторические. – Дополнения к Актам Историческим. – Разрядные книги. – Русская Историч. Библиот., II, V, VIII, IX, X, XII, XIV, XVII. – Акты Археограф. Экспедиции. – Древняя Российская Вивлиофика, XIII, 163. – Дворцовые разряды, I, 196, 248, 297, 322, 350, 427, 646, 774, 788, 879, 938, 1017, 1034; II, 65, 415, 441, 461, 558, 568, 588, 738, 811, 872, 937, 945, 953, 961, 968, 970; III, 295, 439, 861; IV, 107, 931, 947. – Сборник кн. Хилкова.
Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. — Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 3. Бетанкур-Бякстер. — 1908. — 699 с.
Автором «Теркина» был Боборыкин
Несомненно, что первенство в авторстве произведения под названием «Василий Теркин» принадлежит полузабытому русскому писателю Петру Боборыкину. Он опубликовал роман с этим
Несомненно, что первенство в авторстве произведения под названием «Василий Теркин» принадлежит полузабытому русскому писателю Петру Боборыкину. Он опубликовал роман с этим названием в 1892 году. Однако у первого в русской литературе Теркина была совершенно иная судьба…
Известный нам Теркин, на деле же Теркин-2, появился в 1939-1940 г.г. в дни советско-финской войны. Литераторы, работавшие в редакции газеты Ленинградского военного округа «На страже родины», среди которых был и Твардовский, придумали юмористическую рубрику с постоянным героем. По форме эта рубрика представляла подобие комикса — картинки со стихотворными подписями. Герой — «некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная»; назвали его Васей Тёркиным. . Для газетной рубрики Твардовский написал несколько стихотворений, ставших первой пробой героя будущей «книги про бойца». Совпадение имени героя с главным персонажем романа П.Д.Боборыкина, скорее всего, было все-таки случайным. Во всяком случае, Твардовский в то время о существо-вании романа Боборыкина не знал.
Дореволюционный же Василий Теркин был не находчивым солдатом, а коммерсантом. По словам М.Горького, Боборыкину первому в русской литературе удалось воспроизвести облик просвещенного, политически мыслящего купца, который, сам выйдя из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».
Петр Дмитриевич Боборыкин (15(27).VIII.1836—12.VIII.1921) оставил огромное литературное наследие. Романы, повести, рассказы, драматические произведения, литературно-критические и публицистические статьи, театральные рецензии, корреспонденции, фельетоны, мемуары — все написанное им едва ли может уместиться и в сто томов.
Журналист И. Ясинский вспоминал о нем: «Свои романы он всегда диктовал стенографистке и в два часа сочинял два печатных листа. На время работы он одевался как паяц: в красную фуфайку, облипавшую тело, в такие же красные, невыразимо красные туфли и в красную феску с кисточкой; при этом он прыгал по кабинету и страшно раскрывал рот, чтобы каждой букве придать выразительность».
Боборыкин среди русских писателей был одним из образованнейших. В студенческие годы (1856—1860) он изучал юридические науки в Казанском университете, физику, химию и медицину — в Дерптском. Владея несколькими иностранными языками и подолгу живя за границей, Боборыкин и позже проявлял живейший интерес к западно-европейской науке, неустанно пополняя и углубляя свои знания. Естественные науки, философия (в частности эстетика), история, социология, история западной литературы, сценическое искусство, музыка — все это входило в круг его интересов.
Торопливость, с какой он спешил откликнуться на то или иное явление общественной жизни, дала повод И. С. Тургеневу для шутливо-иронического отзыва о нем (в письме к М. Е. Салтыкову в 1882 году): «Я легко могу себе представить его на развалинах мира строчащего роман, в котором будут воспроизведены самые последние «веяния» погибающей земли. Такой торопливой плодовитости нет другого примера в истории всех литератур! Посмотрите, он кончит тем, что будет воссоздавать жизненные факты за пять минут до их нарождения!»
Особенность дарования Боборыкина, названная Тургеневым торопливой плодовитостью, и породила те свойства его писательской манеры, которые справедливо ставились ему в упрек: отсутствие глубины понимания жизненных явлений, объективистское изображение действительности, фотографически точное воспроизведение мельчайших деталей быта, пейзажа, наконец точное портретирование персонажей, позволявшее современникам легко угадывать их оригиналы.
Эта манера письма Боборыкина с изобилием мелких подробно-стей, «протоколизм» его произведений давали его современникам основание называть его «русским Золя». Сам Боборыкин очень ценил этого писателя, он был одним из первых пропагандистов его творчества в России.
Из всего написанного Боборыкиным наиболее удачными были романы «Дельцы» (1872), «Китай-город» (1882), «Василий Теркин» (1892).
Боборыкину приписывается и еще одно заслуга перед русской культурой: считается, что именно он ввел в речевой оборот незаменимое для нас слово «интеллигент».